Top.Mail.Ru
Список форумов Новая Земля

Новая Земля
форум о её людях, природе, истории
 

РегистрацияРегистрация    ПрофильПрофиль  ПользователиПользователи  Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения  ВходВход
в/ч ЮЯ 27962
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 8, 9, 10 ... 13, 14, 15  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Новая Земля -> Новоземельцы, отзовитесь!
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
AKELLA

старшина 2 статьи
старшина 2 статьи


Зарегистрирован: 11.03.2009
Сообщения: 37

СообщениеДобавлено: Ср Дек 30, 2009 00:44    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Значит и у вас это тоже случалось. Я думаю что это общая была проблема на всей Н.З. Способы приготовления передовались из призова в призов. Я побывал на 3х точках Н.З. и везде все было одинаково. На сколько я помню, дрожжи хронились у старшины, использовались для выпечки хлеба,но все равно попадали не по назначению. Конечно каждая очередная пьянка,никокда не проходила не замеченной для командиров,но часто это оставалось внутри роты,выносить сор не все хотели. Существовали и соревнования между ротами на лучшую роту, итд.портить себе показатели никто не хотел. Проблема была здесь и в том что во время пьянок была проблема неодекватного поведения некоторых военослужащих,о чем говорит Вечеслав,вторая проблема,это уничтожение средств пожаротушения. На Н.З. пожарной безопасности уделялось особое внимание,все наверное помнят в казармах бочки с водой,итд. А от браги действительно у некоторых срубало крышу,что приводило иногда к трагическим последствиям.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сыромятников Борис

младший лейтенант
младший лейтенант


Зарегистрирован: 14.03.2009
Сообщения: 199
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Дек 30, 2009 15:48    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Здравия желаю!
Перечитывал старые бумаги… . И почему-то вдруг подумалось «патетическое». О том, что это, наше, «земляков», «сидение» (работа и служба) там, на Новой Земле, было и частичкой чего-то большего, чем просто – «исполнение почетной обязанности» молодыми мужиками. И имело, пусть малое совсем, но, все же, отношение к тому, что иногда, «сверху», звучит громко, как «освоение Севера»… .
Подумалось так оттого, что бумаги эти были старыми (очень старыми, пожелтевшими уже!) письмами (переписка была с 1903 года). Причем и из мест, тех самых и очень близких к тем самым, где нам пришлось служить.
Долго не решался… . (Письма эти Г.Я Седов писал одному из моих далеких предков и их, кажется, никто не публиковал).
Но уверил себя, что Земляки (и «Лильевцы», и те, что заглядывают сюда «на огонек») поймут правильно и будет … интересно. (А Админы – пусть простят меня, если и посчитают, что не совсем «в тему».)
Это одно из писем Седова, меня особо «дернувшее»:

«Дорогой Сергей Николаевич!
Позвольте Вас от всей души и трепещущего от восторга сердца поблагодарить за данный толчок моему проекту экспедиции к Северному Полюсу. В скором времени поеду в Москву и представлюсь лично г. Рябушинскому, к которому поступила вся переписка (он кажется в Москве живет?..). Проблеснувшая маленькая надежда на успех удвоила во мне энергию и желание работать. Авось суждено нам будет возвеличить пострадавшую нашу святую Русь. Как получу слово от Рябушинского, сейчас же поеду усовершенствовать кое-какие способы астрономических и магнитных наблюдений, применительно к большим полярным широтам. Вас все время буду держать в курсе дела. Время еще есть, снарядиться успею. Как хорошо за Царя и за родное отечество бороться на Смерть. Примите мои лучшие чувства.
Весь Ваш. Седов. 1911 г. 1 февраля.
»

Такими вот, «старые письма» бывали, тогда, «о Севере» … .
Попозже (если "катит") положу и необычную, на мой взгляд, статью "предка" в "России" 1910-го(!) года об экспедиции на Н.З. Как тогда начали бороться с "чужеземцами", которые хотели ее "хапнуть", себе... .
Ну и свои, обещанные, "курьезы"...
С уважением к Землякам, БДС.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Вячеслав

капитан
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009
Сообщения: 455
Откуда: Оренбург

СообщениеДобавлено: Ср Дек 30, 2009 18:36    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Когда мы все служили на Новой Земле не ставили на острие значимых событий, события связанные с бражкой и иже с ней. Других событий, грустных и веселых, трудных будней и дембельского безделья, песни под гитару......, было гораздо больше. Эта жизнь настолько нас насытила колючим гоняющим кровь севером, что мы до сих пор делимся впечатлениями и этому видимо не будет конца.
Когда-то в детстве я зачитывался о Нансене, Скотте, Амундсене, Дежневе, Седове, Нобиле, Баренце, Папанине.... и просто мечтал быть на севере.
Конечно были моменты когда я думал "Кто меня наказал и зачем я здесь?"
А сейчас у меня есть братишки северяне. С наступающим Новым Годом друзья. В 2010 году подымем бокалы за тех кто служит и служил на Новой Земле!!!!!!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сыромятников Борис

младший лейтенант
младший лейтенант


Зарегистрирован: 14.03.2009
Сообщения: 199
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Дек 30, 2009 22:49    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Да, Дмитрий, копнул я … . (Десять лет уже – «копаю». Может, пригодится. Для хорошего дела…).
А вот Вячеслав – «выдал»:
«Эта жизнь настолько нас насытила колючим гоняющим кровь севером, что мы до сих пор делимся впечатлениями и этому видимо не будет конца».
Не убавить, ни прибавить … . Запомнить его эти слова стоит… .
Это я еще и к тому, что лучше, чем Вячеслав, мне и не объяснить, - почему я «копаю».
И здесь, еще. Из «откопанного». Как виделась Новая Земля и ее проблемы почти ровно(!) сто(!) лет назад. Нашим предкам. (Можно сравнить с сегодняшними…):
С.Н. Сыромятников. Запросы Севера / СПб., газета «Россия», 14 марта 1910, № 1323, с. 2.:
«Мне хотелось бы обратить внимание на небольшую книжку, изданную главным управлением земледелия и землеустройства под редакцией И.К. Сосновского «Материалы по исследованию Новой Земли». Она говорит о результатах маленькой экспедиции, посланной архангельским губернатором на северный остров Новой Земли прошлым летом с целью выбрать места для нового становища на северном острове, наблюсти за деятельностью норвежцев, поискать каменного угля. Экспедиция эта стоила две тысячи рублей и состояла под началом Ю.К. Крамера, из геолога К.А. Румянцева, принимавшего участие в полярной экспедиции французского океано-географического общества в 1908 году и побывавшего дважды на Новой Земле, препаратора и ботаника К.А. Лоренца, фотографа-любителя А.А. Быкова и И.А. Галахова. Экспедиция эта провела на Новой Земле два месяца, от начала июля до первых чисел сентября, и сделала обследование Крестовой губы и северо-западного побережья Новой Земли от этой губы до полуострова Адмиралтейства, открыла сплошную поперечную долину, представляющую кратчайший путь между западным и восточным побережьем северного острова, всего около 40 верст длины, нашла в окрестностях Крестовой губы каменный уголь и другие полезные ископаемые и обнаружила по соседству с остатками русских становищ постоянные поселения норвежцев. Из изданных ныне материалов интересны не только карты и прекрасные фотографии, но и весьма важные статьи В.А. Русанова: «Возможно ли срочное судоходство между Архангельском и Сибирью через Ледовитый океан», «Иностранные промыслы на русском севере»» и «Русская колонизация Новой Земли» К.И. Садовского.
Уральский хребет вошел в Ледовитый океан дугой, направленной от северо-запада к северо-востоку. Дуга эта состоит из острова Вайгач, отделяемого от материка проливом Югорский шар, и из двух островов Новой Земли, площадью около 200.000 кв. верст, из которых южный отделен от Вайгача проливом Карские ворота, а северный от южного проливом Маточкин Шар. Таким образом изогнутая стена, отделяющая устья великих сибирских рек: Оби и Енисея, от Белого моря с Северной Двиной и Печорой, стена около 1.100 верст длиной, имеет три прохода из Европы в Азию, выходящие в забитое льдом Карское море, лежащие между Новой Землею и полуостровом Ямал.
По западному берегу Новой Земли идет теплое течение Гольфстрема, которое у северной оконечности Новой Земли, мыса Желания, сходится с теплыми течениями великих сибирских рек.
В.А. Русанов утверждает, что если идти из Архангельска к устью Енисея не через проливы в Карское море, а вокруг Новой Земли, то этот путь, который всего на 260 верст длиннее Югорско-Шарского, дает возможность в 6-7 суток пройти из устья Северной Двины в устье Енисея, а при таком разчете каждое судно, в продолжение навигационного периода, успеет сделать не менее пяти-шести рейсов, с остановками в 2-3 дня в конечных пунктах. «Сентябрь, говорит этот исследователь, считается временем очень благоприятным для крупного судоходства в северных полярных водах. И на этот месяц, вероятно, падет самая интенсивная навигация с Сибирью. К этому времени Сибирь успеет реализовать, кроме прошлогодних хлебных запасов, и некоторую часть своего нового урожая. Архангельск прежде всех, а за ним и весь север, получит самый дешевый сибирский хлеб, доставляемый самым дешевым, водным путем, ибо нет в мире более дешевого транспорта, чем водный транспорт. И не только дешевый хлеб получит так сильно нуждающиеся в нем северная Россия и Западная Европа, но и руды и многое другое… Прочно связать наши северо-европейские воды с сибирскими водами – это значит выковать первое звено той великой сибирской цепи, один конец которой должен быть прочно забит в гранитных берегах Мурмана, а другой – в берегах Тихого океана»…
Если бы экспедиция, посланная на 2.000 руб. благодаря энергии архангельского губернатора на Новую Землю, привезла один тот результат, что температуры западного побережья северного острова Новой Земли гораздо выше температур восточного, карского побережья, отстоящего от западного в 40 верстах, то и это было бы драгоценным результатом, ибо решение вопроса о плавании из Архангельска в Межевое или Гюльчиху на устьях Енисея имеет жизненное значение для Сибири и нашего европейского Севера. Но экспедиция эта принесла и другие данные, данные о том, как, благодаря нашей неряшливости, лени и косности русские вытесняются из наших исконных владений и как северный остров Новой Земли захватывается норвежцами. Вместо того, чтобы болтать о «России для русских», нашим националистам и тем, что именуют себя «истинно-русскими», надо бы было поддержать русское дело на севере привлечением энергий и капиталов. Под обольстительные песни петербургских евреев и междоусобные брани партий гибнет русское достояние на Новой Земле, как погиб для России Шпицберген, на котором шведы в прошлом году вывозили на 400.000 руб. каменного угля. А Шпицберген был открыт в 1596 году помором Старостиным и под названием Груманта был несколько веков в обладании русских людей. Шведские экспедиции постоянно встречали на шпицбергенской группе островов заброшенные русские зимовья, которых насчитывается более двадцати.
Новая Земля открыта новгородцами еще в XI веке, когда новгородский воевода Угрюм ходил в Югорскую землю. Английские и голландские мореплаватели, достигшие впервые в XVI веке Новой Земли, находили там кресты со славянскими надписями и встречали в Карском море русских поморов, которые, как говорил в 1594 г. Баренц, доходили до острова Максимкова на 740 сев. широты. Современник Петра Великого, амстердамский бургомистр Китсен, упоминает, что «россияне хотели даже заложить на Новой Земле крепость, но это предположение не исполнилось». В половине XVIII века отважный Савва Лошкин обошел впервые вокруг Новой Земли, для чего ему понадобилось три лета и две зимы. Наибольшего развития русские промыслы у берегов Новой Земли достигли в первой половине прошлого века. По словам помора Коровина, в 1835 году число русских промысловых судов, ходивших на Новую Землю, достигало 137, а во второй половине XIX столетия, особенно начиная с 1870 г., промыслы эти быстро сокращаются и переходят в руки норвежцев. Для того, чтобы сохранить за нами Новую Землю, русское правительство стало поселять на южный остров с 1894 г. самоедов, которых в прошлом году там жило 22 семьи, 47 мужчин и 45 женщин, и которые за этот год выручили промысловой добычей 11.773 руб. Но уже в навигацию 1887 г. на промыслы у Новой Земли и Шпицбергена из Тромсе и Гаммерфеста вышло 52 судна, из которых погибло пять, а остальные возвратились с добычею, ценностью в 315.000 крон или 157.000 руб. Очевидно, для борьбы с норвежцами нужны на Новой Земле не самоеды, а русские, под охраною судна военного флота.
По словам Б.И. Садовского, за последние два года значительно увеличился на Новой Земле пришлый элемент. Русские промышленники, преимущественно крестьяне Шенкурского уезда, отправляются на остров в июле с первым пароходным рейсом специально для ловли гольца (семги), при чем берут с собою лодки и снасти. Затем с вторым рейсом, в сентябре, возвращаются в Архангельск. Заработок их за два месяца достигает 200-250 р. на человека. В 1908 т 1909 годах на Новой Земле было таких промышленников до 20 человек. Некоторые из них даже оставались на зиму. Так крестьянин Прокопий Журавлев построил себе избушку у устья реки Пуховой, охотился по морскому зверю и медведю; крестьянин Колесов оставил для промыслов своего 16-летнего сына, который с самоедом Ледковым всю зиму 1898-9 года прожил на берегу Карского моря. Характерно, что там, где в последние годы на Южном острове промышляют русские промышленники и колонисты-самоеды, не появляются норвежцы и не бьют зверя бок-о-бок с ними, как это было раньше. Русские промышленники, сознавая себя хозяевами, не церемонятся с норвежцами. По рассказам Прокопия Журавлева, года два тому назад, когда он промышлял у р. Пуховой, к птичьему базару подошло норвежское судно и команда его стала добывать из гнезд гагарок яйца, бить их желтки и сливать в бочонки (очевидно для мыловарения). Журавле сначала погрозил норвежцам, а затем стал стрелять; норвежцы подняли паруса и ушли… Не следует ли, говорит г. Садовский, напрячь все усилия для скорейшей колонизации Новой Земли не только с целью эксплоатации ее природных богатств, но и для того, чтобы создать на этой далекой северной окраине русский аванпост, пока ею не совсем еще завладели иностранцы.
Но нам, пожалуй, скажут, что русские не выживут на Новой Земле. Зачем забираться в царство вечной ночи, когда там царствует цынга и когда южные области населены недостаточно. Но известный член географического общества Носилов с иноком Никольского монастыря провел на Новой Земле зиму 1887-8 года вполне благополучно и вновь отправился туда на зимовку в сентябре 1888 г.
«Нельзя не сознаться, писал он, что наши понятия о полярной ночи, об ужасах бурь, метелей, цынги и прочих бичей севера были далеко преувеличены. В этом отношении я не нашел ничего особенно тяжелого, вредного для человеческого организма, что могло бы быть результатом отсутствия света или влияния холода. Жизнь шла самым обыденным порядком; для человека труда она была почти незаметным лишением. Здоровье и состояние духа было такое же, как и до ночи (которая продолжалась 82 дня); холодов более 27,40 Р не было; штормы хотя были и часты, но сменялись штилем и возможностью охоты и труда на улице; ни цынги, ни других болезней не было заметно. Да иначе и быть не могло, потому что подобною же жизнью живут в Сибири тысячи людей в городах Обдорске, Туруханске, Верхоянске, на устьях Оби, Енисея, Лены, под широтой тех же градусов и даже в такой местности, где средняя температура зимы ниже, чем на Новой Земле, где благодетельный Гольфстрем не дает того тепла и уравновешения температур материка и открытого моря, какое было ощутительно заметно на Новой Земле. Наконец, Новая Земля весьма много дает человеку здоровья тем, что на ней нет резких перемен воздуха, замечательное постоянство не располагает к простуде, а сухой воздух уничтожает гниение летом и благодетельно влияет зимой, не внося сырости в здания, которой многие ученые приписывают возникновение скорбута и цынги».
Как живут норвежцы на северном острове Новой Земли, видно из дневника экспедиции 1909 года. «22 июля Русанов вышел с двумя самоедами на шлюпке в океан, при чем у выхода из Крестовой губы, около мыса Прокофьева нашел норвежское поселение с тремя обитателями, занимавшимися ловлею гольцов. Небольшой новенький, чистый и уютный норвежский домик приютился между скалами в дальнем восточном углу бухты, много лучше защищенном от ветров и волнения… Крутые скалы, отступая от берегов сажен на сто, образуют удлиненную котловину, в восточном углу которой приютился норвежский домик. А посредине этой котловины лежат развалины русской промысловой избы: печальная картина на русской земле. Там, где некогда в течение столетий промышляли наши русские отважные поморы, теперь спокойно живут и легко богатеют норвежцы. Рядом с жилыми, покрытыми мхом развалинами, нарождалась новая жизнь: домик еще обстраивался, кругом лежали вороха стружек и обтесанные бревна плавника (прибитого морем леса) весело сверкали на солнце.
«На берегу лежали закупоренные и совсем приготовленные к отправке бочки, наполненные продуктами промысла: частью салом и жиром морского зверя, частью гольцами – дорогой, родственной семге рыбой. Русанов насчитал 30 бочек, причем только две из них еще не были заполнены».
«23 августа Крамер отправился в Сосновскую бухту, получив сведение, что норвежцы заняли старое становище экспедиции. Здесь он застал двух норвежцев, назвавших себя: первый Haral (Harald?) Maninius, а второй Hjalmar Wanka (лекарь Ванька?). Они заявили, что промышляют здесь с разрешения русского консула в Варде, Кошкина, а на требование предъявить этот документ объяснили, что он в руках штурмана, оставшегося в Наволоке, близ устья губы, где у них имеется хорошо оборудованное становище. При осмотре оставленных здесь экспедицией двух бочек с гольцом и геологической коллекцией, оказалось, что голец, принадлежащий самоедам и стоивший не менее 75 руб., съеден, а коллекция разрознена, и из нее взяты наиболее ценные ископаемые, а также медвежьи и моржовые клыки, найденные Крамером в глубине Средней долины. Только после настойчивых требований со стороны Крамера, норвежцы возвратили похищенное, но далеко не все…
Надо надеяться, что труды маленькой партии самоотверженных исследователей Новой Земли не затеряются в канцелярских картонах или среди почти не читаемых казенных изданий. Надо надеяться, что летом нынешняго года будет послана новая экспедиция дальше к северу острова и не на 2.000 руб., а на более достаточные средства. Надо надеяться, что морское ведомство пошлет для охраны русских северных вод не восьмиузловой «Бакан», а приличное судно, которое могло бы ходить со скоростью современных рыбопромышленных пароходов иностранцев, которые тралят рыбу в русских территориальных водах. Надо надеяться, что северный путь из Архангельска в устье Енисея будет испробован посылкою парохода за сибирским хлебом. Надо надеяться, что русские люди бросят, наконец, византийские словопрения о том, веревка вещь какая, и начнут заниматься русским делом, делом прогрессивным, ибо только оно может быть консервативным в стране, комически пытающейся бороться при помощи самоедов с норвежцами.
Надо, наконец, понять, что без знаний, что без личной энергии, что без средств, одними благонамеренными словами русского дела не подвинешь и не спасешь того, что у нас так охотно возьмут более энергичные и более образованные соседи. То, что подметила в прошлом году маленькая русская экспедиция на северном острове Новой Земли, то самое идет по всей России. Пока мы спорим о вере, духовной и политической, русское дело падает. Пока мы перегрызаем горло политическим противникам, третий пользующийся, tertius ganuens, захватывает наше достояние.
Пора выйти из атмосферы слов. Пора признать, что революция кончена и что не политические убеждения составляют действительную ценность человека, а его разум, знания и воля. За истинно-русскими, кадетами, октябристами, националистами, социалистами мы разучиваемся видеть русских людей и ценить живое и не терпящее отлагательства русское дело. Стыдно и страшно. С.Н. Сыромятников.»
Такая вот статья… сто лет назад.

С Вячеславом(!): «В 2010 году подымем бокалы за тех кто служит и служил на Новой Земле!!!!!!».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Вячеслав

капитан
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009
Сообщения: 455
Откуда: Оренбург

СообщениеДобавлено: Чт Дек 31, 2009 11:16    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

"Пора выйти из атмосферы слов. Пора признать, что революция кончена и что не политические убеждения составляют действительную ценность человека, а его разум, знания и воля. За истинно-русскими, кадетами, октябристами, националистами, социалистами мы разучиваемся видеть русских людей и ценить живое и не терпящее отлагательства русское дело. Стыдно и страшно. С.Н. Сыромятников"

Нам надо больше знать о истинных патриотах России. Звегинцов А.И., Сыромятников С.Н., великий князь Александр Михайлович....., они и сегодня наши современники. Начиная с 1991 г. и по сей день слушаеш и читаешь бредни политиков о якобы экономической нецелесобразности того или иного предприятия и вслед за этим конкретного разрушения экономического птенциала страны, становится понятным эти политики не патриоты. А кто они?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Вячеслав

капитан
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009
Сообщения: 455
Откуда: Оренбург

СообщениеДобавлено: Чт Дек 31, 2009 11:31    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

На Лилье под Новый Год мы все выходили из казармы с ракетницами и в 00-00 выпускали их. С наступающим Новым Годом ЛИЛЬЕВЦЫ!!!!!
По славянскому календарю год Небесной Коровы Зимун (созвездие Большой Медведицы).


Последний раз редактировалось: Вячеслав (Чт Дек 31, 2009 16:26), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сыромятников Борис

младший лейтенант
младший лейтенант


Зарегистрирован: 14.03.2009
Сообщения: 199
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Янв 03, 2010 18:52    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Выполняю свою "угрозу-обещание". Этот случай со мной, на Лилье, – из «курьезов».
Первой осенью я как-то не воспринял ничего особо опасного со стороны погоды. Мощь ветра, это – да!
Раз так «дунуло», что с трудом добрел от казармы до станции: на взгорке за ПУ чуть галькой не побило. И когда ветром там «положило», воспринял это, как – «споткнулся». Но необычна сила ветра была: «надежно» лежалось только тогда, когда руки-ноги были «в стороны». Стоило только подтянуть одну «кость», чтоб опереться на нее и попытаться подняться, как ветер начинал неумолимо «переворачивать», стремясь «покатить».
Когда не без большого труда встал, все-таки, то далее идти пришлось под каким-то диким углом против ветра. Буквально «вдавливая себя» в его упругую «резину», колени выпрямляя. (Тогда еще за спиной грохотнула старая цистерна… Потом уже видел ее – ее, как пушинку, через озера перенесло и там, в обрыв другого берега, вжало-припечатало).
Те несколько сот метров вымотали так, что в аппаратную ввалился уже на трясущихся ногах.
Но только зимой осознал, как «погода» вполне может и жизнь отнять. В ту, первую мою зиму «на точке», мы с СКК чуть было не влипли. Повезло, что недалеко от роты отходили (на «ближний круг»), и ветер направления не изменил. Так что, подозреваю, прямо по нему и «вывел» СКК нас прямо к окнам ДОСа – увидели их свет только тогда, когда уже почти уперлись в его стену… .
Впечатлило, прежде всего, то, как быстро, в минуты буквально, погода может измениться. И из благостно-тихой, «рождественской», рвануть по-зверски, ослепляя напрочь, и выдувая … «наизнанку». И никакие «спецы», «трехзапашные», ни прочие меховые «поддевки», ни маски шерстяные со «слюнявчиками» – не защитят и не уберегут… (в тот раз снег стряхивал с нижнего(!) белья!).
Ну а СКК, когда обменивались с ним впечатлениями, «выдал» … . Что все (жизнь то есть!) в таких «ситуациях» зависит от того, что «правильное» решение принять надо, когда «задуло». Или «ИДТИ», или – «ЗАЛЕЧЬ». Только вот какое из них «правильное», – это только потом узнаешь, выжив. Но из рассказов о том, как замерзали люди в «варианты», выходило, что большинство недооценивали именно мощь «ветра-погоды». И, пытаясь «идти», - быстро выматывались. Да и шли почти всегда, ничего не видя, - «не совсем в ту сторону».
Но и «залечь» - тоже не абсолютный рецепт: кто знает, на сколько времени «задуло». И хоть экипировка была вполне приличной – «залечь» тоже уметь надо. Главное – защититься от ветра. СКК изрек: «стенка»! Это если в гладкой тундре «вариант» настиг. Тогда другого нет: стенку из снега резать, «самоокапываясь». Раза два, СКК утверждал, - ему где-то там, на материке - помогло. (Просил только жене его, Алле, не говорить…). И для этого, для «стенки», нужно нож «побольше» иметь. Вроде мачете. А у него, и в самом деле, зимой при себе всегда, «на выходах», этакий монстр в ножнах болтался, сантиметров двадцать длиной… .
Теперь – к курьезу ближе… .
И я себе нож почти такой же, из отпуска (февральско-апрельского), привез («солнце жарит и парит: в отпуск едет – замполит!»).
И решил проверить свою способность стенку снежную возводить.
После одного из дежурств, когда солнышко уже светить начало, отошел от роты по берегу залива километра на полтора-два (чтоб никто не видел моих упражнений дурацких). И … начал практиковаться.
Ножом этим, лежа, кирпичи из снега нарезал (полукруглые слегка), да в стенку их складывал-притирал. Увлекся очень, приемы разные осваивая. – как лучше, надежнее, быстрее … . Получаться стало. Даже – вслепую! Решил еще попробовать стенку и «замкнуть». По кругу и сверху, чтоб вроде эскимосского домика-«иглу» вышло… . И это получаться стало… .
И тут меня, из экстаза творческого, треск металлический вывел: побрякивая траками по укатанному до асфальтовой плотности снегу, на меня чуть АТТ не наехал … . Из него зампотех Толя Миронов вывалился и, ко мне, с заботой на лице взволнованном: – «Ты? Что с тобой, что случилось?».
Оказывается, командир из ПУ выбрел (он меня и сменил там). На свежий воздух. Подышать. И стал по горизонту своим новым биноклем мощным шарить. И увидел-таки, аспид, как в тундре какой-то несчастный мучается: то приподнимается, то обратно падает. За жисть свою, уходящую, борясь, наверное… (а что другое он подумать мог, мои «танцы» лежачие на снегу узрев?!).
Ну…, не отслушав и четверти того, что я хотел ему объяснить, Миронов обратно развернулся-газанул. Успев только напророчить: - «Ну тебе, бл(ин) – будет!».
Пришлось на своих двоих возвращаться. Прямо в ПУ – получать свою, «честно заработанную» «плепорцию». Но, все-таки, не очень сильно досталось – опыт, мною приобретенный, был «заслушан». И позже даже заинтересованно обсужден, покритикован и … дополнен. Осталась только угроза командирская, реальная, - если еще хоть раз один, не доложив, «смоюсь» куда – «В трибунале своим новым опытом делиться будешь…». Это - усвоил.
А снежно-архитектурные способности использовать не пришлось (повезло, наверное). Так что опыт этот – не проверенный мною в настоящих, «боевых условиях» … .
С уважением к Землякам, БДС.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сыромятников Борис

младший лейтенант
младший лейтенант


Зарегистрирован: 14.03.2009
Сообщения: 199
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Янв 04, 2010 13:59    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Во-во, Вячеслав! Этот случай на Лилье я тоже, к «курьезам» отношу. Хотя тогда, там, - было совсем не до смеха… .
В тот «регламент» ничего серьезного мы с СКК на станции делать не планировали. Все в ажуре было. В «годичный» регламент, недавний, все осмотрели-подтянули. А тут – только еще кое-что замеряли-уточнили для порядка (для очистки совести, скорее), и на пол оставшегося дня в тундру подались. Наказав смене порядок в дизельной и аппаратной навести, пыль в блоках и между стоек кое-где повычистить, лампочки перегоревшие заменить… .
На утро, в 4, – включение «по графику». Тогда меня ОДПУ и сдернул с койки – «Не включается твоя 14-я!».
Прибежал – и точно: не хочет она работать. В работу ее, огромную, десятка полтора или более стоек с многими десятками блоков, специальное реле времени моторное потихоньку, постепенно, блок за блоком включало-оживляло. Семь минут этот процесс длился. А тут – на второй минуте: «бац!» - и отключается она вся, гаснет.
Больше часа возился – ничего не понял. ОДПУ уже давно выдал наверх выход станции из строя (скандал!). Уже вдвоем мы с СКК крутиться-вертеться начали, пытаясь понять, что произошло.
Обед-ужин прошли уже, а она, «подлая» - не хочет работать. Уж и командир посетил с зампотехом, и секретчик Хусаинов все мыслимые схемы-альбомы припер… . Под утро (следующее уже!) и замполит какие-то бутерброды доставил (Закон железный – «не уходят, пока не исправят»).
Много чего мы перепробовали несусветного и непредусмотренного никакими инструкциями. (СКК станцию знал, как никто, но … .). Уже сидя прямо на полу, от изнеможения, и вороха схем перебирая-перелистывая, что-то очередное придумать отупевшими мозгами пытались… . Вяло так… .
И тут СКК «выдал»! Такого мата я не слыхал (Он вообще – не матерился). Подскочил, как подпружиненный, и за сержантом Варюшиным, от него уворачивающимся, - погнался… . Картинка!
Оказалось, что он, СКК невозможный, «спиной» неисправность почувствовал-ощутил! В самом прямом смысле этого слова – «спиной»! Прислонился, сидя на полу, к стойке, и «спина» его ощутила(!?), что одна ручка того нижнего блока, на который он «облокотился» - вроде ниже положенного в него (в его «спину») уперлась.
Тут пояснить надо, что почти во всех стойках нижние блоки одинаковыми были – выпрямители. И «слепые» почти: только пять гнездышек контрольных, неприметных, на них. Да ручки эти, железные. И был в них, этих блоках тяжеленных, как потом выяснилось, один общий недостаток, конструктивный,: они обратно в стойку влезали и «правильно», и … «вверх ногами» - тоже. Вот ребята, их протирая изнутри, один и втиснули без труда обратно – «вверх ногами». Никакими схемами-инструкциями ситуация не предусмотренная. Да и глазом не заметная. И только «спина» СКК почувствовала, что ручки блока этого – «не на месте»… .
Через десять минут станция уже честно «пахала», цели выдавая… (Я выдавать начал, благо их всего две-три было: Варюшин вернулся и за ИКО сел, когда СКК уже ушел …).
Потом, уже «на гражданке, этот «курьез» своим товарищам-технарям» пересказывая, я завершал его торжественным призывом. Что, мол,: - «Технику «спиной» чувствовать надо!».
С уважением к Землякам, БДС.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Вячеслав

капитан
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009
Сообщения: 455
Откуда: Оренбург

СообщениеДобавлено: Пн Янв 04, 2010 15:35    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

К сожалению совершенно не помню как на П-14 вставлялись блоки, какие были направляющие и наконец какие были разъемы. Думаю ключи на разъемах все таки были. Даже если воткнуть блок вверх ногами и каким-то образом совпадут направляющие, то никак не совпадут ключи на разъемах и значит блок будет выступать на толшину равную посадочного места разъема. Ну и конечно надписи вверх ногами. umora
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сыромятников Борис

младший лейтенант
младший лейтенант


Зарегистрирован: 14.03.2009
Сообщения: 199
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Янв 04, 2010 19:11    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Вячеслав написал: «… никак не совпадут ключи на разъемах и значит блок будет выступать на толшину равную посадочного места разъема. Ну и конечно надписи вверх ногами».

В том-то и была необычность этой дурацкой ситуации, что и разъемы – почти совпали. Почти – это потому написал, что «заподлицо» блок в стойку влез. А вот схемы при этом образовались, конечно, - нештатные.
Ну и еще один нюанс – НИЧЕГО(!) не сгорело. Ни один предохранитель. И контакты у «пап» не погнулись. Что совсем удивительно. Просто на второй минуте включения станции какие-то блоки не получали питания, не запускались, и - «абзац»!
А надписей на этих блоках – или не помню, или почти незаметны они были. Поэтому и обозвал эти блоки в предыдущем посте – «слепыми».
А когда писал-печатал слова эти, последние, – припомнил вдруг, что надпись все-таки была: просто две буквы - «ВС» - «Выпрямитель Стабилизированный». Во! Шутки памяти! Через 40 лет что вспомнилось! Вот интересно было бы сегодня, войти на станцию и … попробовать запустить ее – Получилось бы?!
Как ты, Вячеслав, к такой «небывальщине» относишься? Как думаешь, - совладали бы с тобой? Выдали б «Сову» окаянную?
И еще точно помню, что в ДОСе СКК меня к себе (в «семейную»(!) комнату) пригласил. И мы с ним что-то вроде рапорта по этому конструктивному недостатку писали-изобретали. Это не считая положенных записей в формуляре станции, и моего и его (отдельно!) объяснений по поводу выхода станции из строя. Тогда, при написании этого рапорта, я припомнил свой опыт радиомонтажника на одном из радиозаводов в Питере и помог ему обосновать реальную возможность такой «ошибки» в блоке, который конструктора хотели (и сделали!) универсальным для всех стоек станции. (Рапорт шел за его подписью. И если б его не «признали»… . Но это уже другая «песня»).
Рискну предположить даже, что именно этот случай выхода станции из строя и ввода ее СКК в строй и послужил одной из значимых причин тому, что его все-таки (34 или 36(?) лет, капитан, - тупик!) отправили учиться в Академию.
С уважением к Землякам, БДС.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Вячеслав

капитан
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009
Сообщения: 455
Откуда: Оренбург

СообщениеДобавлено: Пн Янв 04, 2010 20:22    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

П-14 была разработана в 1959 году. Как-то слушал по телевизору высказывания американских конструкторов самолетостроения о наших конструкторах. По их словам наши конструкции сочетают в себе гениальность решений многих узлов с самым безобразным выполнением некоторых из них. А ведь в точку.
И ведь все знают где собака зарыта, начиная от главных правителей до простого слесаря. Главное увернуться и перевести стрелки от себя.
Представте образно. Вся страна сверху до низу, вот так и пляшет, умора.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сыромятников Борис

младший лейтенант
младший лейтенант


Зарегистрирован: 14.03.2009
Сообщения: 199
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Янв 04, 2010 22:46    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Вячеслав написал (с «их» слов):
«…наши конструкции сочетают в себе гениальность решений многих узлов с самым безобразным выполнением некоторых из них. А ведь в точку.» - И верно: в точку!
Есть еще одна сторона этого «вопроса», мне кажется. Это невероятная изобретательность тех, кто «пашет» на этой самой, «нашей» технике.
Ну вот, пример, рядом (с Лилье!). Был просто поражен, когда, лазая по Форуму, набрел на такое (от Андрея Хуповки. Куда, кстати, он запропал?).
21 января Андрей написал:
«… У нас два дизеля сильно коксовались от малой нагрузки, а рядом было озеро метров пять диаметром и глубиной метра полтора. Мы три электрода на пластиковый яшик прицепили и почти всю соль из запасов в озеро высыпали. И ничего, облом! Потом как египтяне организовали подъем воды с моря и таки получилось! Дизеля под нагрузкой , извиняюсь, просрались и целое озеро теплой воды аж до средины сентября. Купайся сколько хочеш.» - Ну что к этому добавить?!
(В следующий раз добавлю, разве что, свое представление об «Образцовой Инструкции»).
С глубоким уважением к Землякам, БДС.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сыромятников Борис

младший лейтенант
младший лейтенант


Зарегистрирован: 14.03.2009
Сообщения: 199
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Янв 06, 2010 14:46    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Ты, Вячеслав, спрашивал: «Был ли при нас в Белушке портовый кран?» - не помню такого. Кажется – не было. Пароходы ледовые, типа «Байкала», своими грузовыми стрелами разгружались.

Куда-то все с «ветки» - подевались … . Подозреваю – праздники эти виноваты, длинные. Но … раз заглядывают, - решил еще один «выверт» памяти выложить. Может быть, высотометристам интересно будет, тоже – вспомнят что-нито… .

Не могу решить, как: или курьез, или большее что… . Но к теме, Вячеславом затронутой (о «нашей» технике), тоже, - отношение имеет.
Условно назвал; «Образцовая инструкция».
Пришлось как-то в том самом высотомере, о котором писал уже, «экспериментальном» ПРВ-11-м, настройку какую-то важно-хитрую отлаживать. В ППК теснющей, где и повернуться-то трудно. Но в ней, в ППК, схемы были на таких тонких листах алюминиевых напечатаны-предусмотрены. Они в сумках холщевых, по бокам стоек развешанных, были размещены: понимал разработчик, что бумажные схемы там развернуть – ну просто негде. За это зауважал его, инженера. Но еще более – за толстенькую, но «малогабаритную» (в карман засунуть можно), книжку-инструкцию, в одну из сумок положенную. На какой-то особой, толстой бумаге она была напечатана, что от лап грязных почти не пачкалась. Да и ветошью чистой страницы те протереть можно было (такого исполнения с тех пор - не встречал).
И в ней все так ясно было, просто на диво, написано… .
Там, в ППК, блок такой главный, магнетронный был, с могучими до невозможности рогами-магнитами. Говорили (сам проверять не рискнул), что если к магнетрону меж этих рогов-магнитов руку с часами наручными сунуть – часы выбросить придется. Не будут они больше ходить. И отвертку обычную магниты те могли из руки «выдернуть» - не сразу «отлепишь» ее потом от них, …. (Это – проверил).
Так вот, в этом блоке, с магнитами этими гадскими, и нужно было винтик один подкручивать-настраивать, по инструкции… .
А там, в инструкции этой, – песня настоящая (технари заценят!). Так, примерно, «песня» эта звучала:

«1. Достаньте из сумки № 4 на стенке блока 2 спецключ немагнитный карданный № 8.
2. Немагнитным ключом №8 вращайте винт (….) до тех пор, пока зондирующий и контрольный импульсы на контрольном осциллографе не сравняются. Законтрите регулировочный винт.»

Вроде все. Но далее – апофеоз этой «песни»-инструкции:

«3. ПОЛОЖИТЕ КЛЮЧ НА МЕСТО!» (!!!).

Понимал человек, инструкцию писавший, что ежели затеряет-потеряет кто этот спец-ключик, то станцию на замки амбарные запирать можно – ничего видеть она не будет. И ждать очень долго придется, пока ключик такой хитрый (торцевой, карданный, немагнитный!) из славного города Горького (на Новую Землю, скажем) не пришлют… .
Каково?!
С уважением к Землякам, БДС.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Вячеслав

капитан
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009
Сообщения: 455
Откуда: Оренбург

СообщениеДобавлено: Ср Янв 06, 2010 15:16    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

По очень скудной информации, я так понял нашей роты уже не существует. А ЛОТ-цы видимо есть. Так что для Андрея Хуповки есть надежда встретить сослуживцев.
Вспоминаю как нас привезли на Лилье. Погрузили на катер, холод был собачий. Высадили на пирсе. Посадили на какие-то невообразимо глупо огромные сани. Любил наш старшина делать фарс. В будущем обычно до пирса и обратно ходили пешком. А вот сани!! Если бы фильм "Киндза-дза" вышел ранее, то сани, колокольчики, ку-у, читлане, кацапы в перевод этих слов на местный лильевский, то полная аналогия.
Так вот на этих санях возили замороженное га-о из туалетов, а также более представительный груз, стволы деревьев выловленные в лагуне. К какому грузу мы относились, тогда мы не задумывались. Настроение было жуткое. Видимо надо было сказать "ку-у" авось шинель бы не забрали "читлане". Surprised Шинель у меня была курсанткая, тогда жалко было. Правда потом я шинель всего два раза одевал. Один раз в отпуск и другой раз на дембель и то взойдя на трап самолета мы все картинно побросали их на взлетную полосу. Традиция.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Вячеслав

капитан
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009
Сообщения: 455
Откуда: Оренбург

СообщениеДобавлено: Ср Янв 06, 2010 15:26    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Пробовали мы на П-35 в магнитных рогах магнетрона держать в середине ключ металлический. Я так старался, что палец до синевы прищемил.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сыромятников Борис

младший лейтенант
младший лейтенант


Зарегистрирован: 14.03.2009
Сообщения: 199
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Янв 06, 2010 20:59    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Вячеслав написал мне: «Плохо, я совсем не знаю когда 36 образовалась. Но по тем легендам которые бытовали у нас, 36 образовалась вскоре после ВОВ. Да и тот увесистый фотоальбом в библиотеке у Хусаинова, тому доказательство».
Я тоже очень хотел бы знать это, когда наша ОРЛР встала «на боевое дежурство по охране воздушных рубежей СССР». Да как узнаешь? Думаю, однако, что не вскоре после ВОВ.
Все, что слышал, - сводится к тому, что на Лилье до нас, ПВО-шников, стояли морские батарейцы. И были они там поставлены, кажется, еще в конце войны.
Я как-то «прищурился» там, ближе к берегу, за нашей П-14-2-ой, на остатки старой наземной обороны и пары «орудийных двориков» со штырями для крепления станин. И вернувшись в ДОС, поделился… . Упомянув, что там, вблизи этих «остатков» (не далеко от них) были еще и какие-то прямоугольники (2-3 шт.), похожие на остатки примитивных неглубоких фундаментов. Кто-то из «отцов-командиров» и сказал тогда, что первыми были они, морские батарейцы. И жисть их была тогда совсем незавидная – помещались в палатках. Которые и стояли на этих прямоугольных дощатых «фундаментах-завалинках».
То, что «Пра-дедушка» Селезнев не упоминает о мысе Лилье, как точке ПВО – кажется мне вполне закономерным. Думаю, что именно названной им станцией СОН-9 (Станция Орудийной Наводки) и были, со временем, снабжены те батарейцы на Лилье (их «полубатарея 100 мм.»). Потребность же в РЛС дальнего обнаружения ПВО там, на Лилье (как и на НЗ), появилась после того, как у американцев появилась возможность «переваливать через Полюс» и серьезно грозить оттуда, с того направления. А маломощные РЛС ПВО (войсковые) до того времени выполняли на НЗ только задачи объектовой ПВО. И располагались, соответственно, вблизи прикрываемых ими объектов (ВМБ, аэродром, …). Для своевременного обнаружения супостатов с Севера, станции действительно дальнего обнаружения нужны были. И их еще разработать-освоить было надо… .
Это все, конечно, только мои «домыслы-предположения».
У меня оказалась забавная «советская» книжечка: М.М. Лобанов. Развитие советской радиолокационной техники. – М. Воениздат, 1982.
Там о СОН-9 написано, что она разрабатывалась и испытывалась в 1950 г. как станция «обслуживания войсковой зенитной артиллерии малого и среднего калибра» и имела «Дальность обнаружения бомбардировщика при ручном сопровождении – до 50(!) км.». А ее модификация, которая была (широко?) принята на вооружение (СОН-9а) – проходила испытания в 1956 г.
А первая РЛС, которая, как мне кажется, хоть и была разработана как войсковая РЛС, но на основе которой стали «обтягивать» поясом ПВО страну, П-12, была разработана в 1954-56 гг. (Мы ее на Лилье и застали в таком качестве … ). У нее, по Лобанову, дальность обнаружения была уже 200 км. И она «была поставлена на серийное производство» - на 300-400 км воздушной границы по штуке их было уже реально «наклепать»… . Так что предполагаю (опять же), что доблестная 791-я ОРЛР, как 36-я точка ПВО Страны, появилась где-то к 1957-1960 гг. … . Навряд ли ранее… .
Кстати, там, в книженции этой, и «береговой станции «ЛОТ»» соседей наших, моряков - ТТД есть … . Она, «старушка», после 1950-го года была принята на вооружение.
С уважением к землякам, БДС.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Вячеслав

капитан
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009
Сообщения: 455
Откуда: Оренбург

СообщениеДобавлено: Чт Янв 07, 2010 10:49    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

О том что морская береговая артиллерия стояла на Лилье во время войны и принимала боевые действия это я слышал по легенде во время службы. Где-то 5-7 лет назад находил это в интернете. К сожалению сколько не искал, сейчас не могу найти. Кстати мыс Лилье самая западная точка НЗ, значит в сторону запада дальность обнаружения увеличивается. По условию радиолокации, станция расположенная прямо на берегу моря хорошо работает по низколетящим целям именно в сторону моря. Расположение П-14 II этому подтверждение. Кабель проложенный через залив дает возможность вести дуплексную связь, что немаловажно при наведении самолетов, что и неоднократно проводилось. Думаю условий достаточно чтобы в послевоенные годы командование было заинтересовано одной из первых поставить точку на мысе Лилье. Конечно понятно, на месте П-14 II стояла другая станция, допустим П-10. В том что нашу роту образовали морячки, не вызывает сомнений. На двери кухни красовалась старая в деревянной рамке под стеклом, покрытая морилкой, надпись КАМБУЗ, выполненная тушью с плакатным пером. У солдат и офицеров ходили выражения - камбуз, кубрик, чумичка, лагун, банка. Я хорошо знаю, у старшины на складе в загашнике, были тельняшки, деды и сверхсрочники ходили в них. Что это, старые запасы? И наконец легенда о первом командире роты, который командовал солдатами и принципиально не снимал морскую форму. Думаю такие перебросы должностей могли происходить только во время войны и в послевоенные годы. Да и своевольство с формой, мог позволить себе предполагаю, только фронтовик.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сыромятников Борис

младший лейтенант
младший лейтенант


Зарегистрирован: 14.03.2009
Сообщения: 199
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Янв 08, 2010 20:12    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Еще один случай со мной на Лилье. (Для себя назвал его – «Трещина»).
Фамилию и звание того «товарища», с которым я возвращался тогда «домой», в роту, - забыть хотелось бы. (Так и будет – «товарищ», в кавычках).
Шли со стороны лагуны низом, берегом. «По верху», в тундре, там ущелий-каньонов было немало, по которым вверх-вниз – намаешься…. А берегом низким идти «глаже» было. Зима поздняя - светло уже.
И надо было б наверх пораньше выбираться, однако, подниматься наверх стали (потом понял) – с запозданием. Тут уточнить надо, что на обрывы эти крутые (летом – вертикальные почти, с птичьими базарами на них), снег зимой с моря плавно так наметало, что местами и не понять было, где море кончается и уже берег.
Ну и стали мы вверх по снегу взбираться. Там, где путь наверх поплавней был. «Товарищ» позади шел, чуть в стороне. Почти до верха уже добрались, до закругления на горизонталь… .
И тут, вдруг, снег плотный у меня под ногами осел-ушел, и я – «ухнул» вниз, ничего не успев ни понять, ни «выразить». Мгновенно все произошло. Раза два кувырнулся, кажется. Из стороны в сторону кинуло, по подошвам удар, чуть ноги не вывернувший, и – стоп.
Очнулся, обалдевший от неожиданности, и осознал, что в трещину глубокую и узкую провалился. Как котенок, в трубу водосточную, кривую, отпущенный.
И стою «враскоряку» на двух буртиках ледяных (инстинктивно в стенки трещины чем можно упирался-притормаживал, вниз летя). А внизу, между сапогами-унтами, вода темная «дышит»: она и намыла-заледенила эти буртики спасительные. Без них (и везения невероятного) – «глюкава» мне была гарантирована, мгновенная.
Огляделся. Вверх - неба не видно: кривая трещина эта. И глубокая (для меня – «высокая»: выбираться ж надо как-то). Не мог глубину ее заценить, и сейчас не знаю, но не менее, чем метров на 10 вниз «шел». Понял, что «козырек-мостик» снежный подо мной проломился, который и с моря и с берега намело… .
Поорал, голос срывая, но – глохнет как-то звук в стенках этих ледяных-снежных. И сверху ничего не доносится. И «конец»-бечева спасительная сверху не появляется… . А стоять неудобно, того и гляди с буртиков этих соскользнешь… . Так что долго ждать подмоги с роты не стоит.
Постоял еще и … покурил(!) Самое правильное это первое решение у меня было – успокоиться. Решаться надо. Самому-одному как-то вылезать. И только отсюда именно, а не далее по трещине: ружьем глубину под ногами замерил – около метра всего. Но если соскользнешь – обратно никак будет не взобраться на буртики эти, да еще и мокрому.
Дальше все – как на автопилоте… . Рюкзак снял, «спец», шапку (и брюки толстые, спецовские, надо б – да как?). Обвязал все «имущество» одним концом шнура нейлонового, второй – к поясному ремню. В гимнастерочке, налегке остался. И не холодно совсем было, дрожь била-«грела».
Подробностей не помню, как наверх карабкался-царапался. Только где-то нож из руки выскользнул, которым что-то вроде ступенечек-зацепок долбил… . Последние метр-полтора самыми жуткими были – трещина расширялась и там что-то вроде тоннеля в снегу плотном процарапывал… .
Отполз от «места происшествия», отдышался, распаренный и мокрый насквозь. Вытянул все наверх, оделся, и – «домой», рысью.
Прошу прощения за длинноты, но когда такое вспоминаешь-пишешь – заводишься… .
Оттого и еще добавлю, немного. Про «товарища».
Принято так было, чтоб ОДПУ роты обязательно знал о всех «выходах» (и возвращениях). Потому притопал сразу на ПУ, «доложиться». А он мне – «Ну, вот и ты». А я его о «товарище» спрашиваю. И … ушам не поверил: «Да уж давно пришел. У себя. Отдыхает(?!!!)».
Вот к этому добавить мне уже и нечего, Вячеслав,… . (Разные там люди бывали…).
С уважением к Землякам, БДС.

(P.S. Того «товарища»-«гнилушку» в Земляках – не числю…).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сыромятников Борис

младший лейтенант
младший лейтенант


Зарегистрирован: 14.03.2009
Сообщения: 199
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Янв 08, 2010 21:09    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Да, Дмитрий, - "добрый" я: сорок лет "ему" помню... .
И маленький Костик, четырехлетний, ему говорил (как чуял): "Я тебя, дядя ..., в тундре, ПОТЕРЯЮ!".
Только ведь, "потеряешь" такое ..., а посадят, как за хорошего человека... .
Так что ... сложно это мне обсуждать. (И сейчас "потряхивает", как вспомню ...).
С уважением к Землякам, БДС.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сыромятников Борис

младший лейтенант
младший лейтенант


Зарегистрирован: 14.03.2009
Сообщения: 199
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Янв 08, 2010 21:40    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Вячеслав! Просьба - "замнем" тему, пожалуйста.
У него уж и внуки есть, наверное. И верю - вполне порядочные они люди ... .
Обещаюсь, если получиться, совсем другие "случаи" припомнить-выложить. Со временем. О "других" своих товарищах, которыми и посейчас горжусь... .
С уважением к Землякам!
БДС.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Вячеслав

капитан
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009
Сообщения: 455
Откуда: Оренбург

СообщениеДобавлено: Сб Янв 09, 2010 09:29    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Борис, мое высказывание, это дань солидарности с тобой и не более, вот поэтому оно короткое и в дальнейшем не собиралось удлиняться. Stop
Еще. А ведь ты мне и намеков не давал. Но согласись я догадался.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сыромятников Борис

младший лейтенант
младший лейтенант


Зарегистрирован: 14.03.2009
Сообщения: 199
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Сб Янв 09, 2010 14:18    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Согласен, Вячеслав.
По поводу твоей "догадки" подумалось о том, что как ни пыжся, ни крути, а те не совсем обычные для "обычной" армии "тяготы и лишения" (по сути - "зимовки в квадрате") выявляли в людях их действительное "содержание". О себе это могу сказать точно - собственная самооценка, что ли, полученная там, на Лилье, в дальнейшем только подтверждалась. И, чего греха таить, не по всем параметрам она светло-радужной была... . (Это я еще и по поводу твоего "переноса" Шамбалы на Новую Землю).
И чтоб не совсем грустно было, и чтоб эту "тему" окончательно закруглить, положу сюда статью "предка", деда двоюродного. Его тоже интересовали не "низменные" вопросы, связанные с Севером. И Землякам, быть может, она покажется интересной...



С уважением к Землякам, БДС.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Вячеслав

капитан
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009
Сообщения: 455
Откуда: Оренбург

СообщениеДобавлено: Сб Янв 09, 2010 18:44    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Патриоты России, одни за рубежом, других уж нет.

Группа российских ученых, работающих за рубежом, обратилась к руководству РФ с открытым письмом:
"Мы считаем своим долгом обратить ваше внимание на катастрофическое состояние фундаментальной науки в России. Регресс продолжается, масштабы и острота опасности этого процесса недооцениваются. Уровень финансирования российской науки резко контрастирует с соответствующими показателями развитых стран. Громадной проблемой для России был и остается массовый отток ученых за рубеж", - говорится в открытом письме.

«Нужно быть иностранцем, чтобы заинтересовать русское общество, общество лишенное истинной культуры, хвастающееся отсутствием национального чувства. И торжественная встреча Нансена была отравлена для меня несправедливой жестокостью и тупым равнодушием к родным нам героям, которые пошли завоевывать север для России»…»без ассигнований от Государственной Думы…».
С.Н. Сыромятников
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Valentin Main

старший сержант запаса


Зарегистрирован: 14.10.2007
Сообщения: 1732
Откуда: Deutschland

СообщениеДобавлено: Сб Янв 09, 2010 20:44    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Чтобы понять,как ты любишь страну в которой ты родился,нужно из неё уехать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Вячеслав

капитан
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009
Сообщения: 455
Откуда: Оренбург

СообщениеДобавлено: Сб Янв 09, 2010 21:09    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Друзья, там же два абзаца! По второму получается "или умереть". Абсурд. Герои двух абзацев, реальные люди своего времени.
Ведь каждый любит свою мать независимо, живет ли в другом городе или в одной квартире.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сыромятников Борис

младший лейтенант
младший лейтенант


Зарегистрирован: 14.03.2009
Сообщения: 199
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Янв 10, 2010 21:50    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

У СНС есть чего почитать. Нашел и «снял» более 1200 его статей, и книжек разных. Была идея такая завиральная: опубликовать кое-что, сто лет тому назад им написанное. В каких-нибудь «СМИ» современных. Без подписи и даты. Мало кто догадался бы, что «тогда» это написано. ВСЕ ОСТАЛОСЬ! (Прошу прощения за офф-топ…).
Рылся тут в своих бумажках и наткнулся еще на одну фотографию. Себя любимого: начало мая 1972 года.



Место очень похоже на то, где я «ухнул» в «трещину».
С уважением к Землякам, БДС.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сыромятников Борис

младший лейтенант
младший лейтенант


Зарегистрирован: 14.03.2009
Сообщения: 199
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Янв 10, 2010 22:12    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Не удержался… (Нет мне прощения за офф-топ)
Эту краткую заметку неизвестного мне репортера СНС опубликовал в «РОССИИ». Русанов, Седов, и … Брусилов. Сгинувшие на Севере… .



Кто помнит «Два капитана» В. Каверина? А Питерцы – «Св. Анна», «у Николаевского моста»…?

С уважением к Землякам, БДС.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Вячеслав

капитан
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009
Сообщения: 455
Откуда: Оренбург

СообщениеДобавлено: Пн Янв 11, 2010 20:07    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Борис, что Св. Анна была прообразом Св. Марии Каверина?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сыромятников Борис

младший лейтенант
младший лейтенант


Зарегистрирован: 14.03.2009
Сообщения: 199
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Янв 11, 2010 21:39    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Ты прав, Вячеслав. Именно так. Прообразом "Св. Марии" в романе была шхуна Брусилова "Св. Анна". А капитан Татаринов имел в этом романе три реальных прообраза: Седов, Русанов, Брусилов... . Мне в свое время пришлось немало почитать старых документов и попотеть, чтоб доказать некоторым незнающим или недобросовестным "литературоведам", что СНС не был и не мог быть проообразом брата капитана Татаринова, Николая Ивановича. (Тот, в романе, скупал по всей Архаре бродячих собак в качестве лаек для экспедиции и прочие гадости). А такие, и еще более подлые легенды ходили до сравнительно недавнего времени. Одна шизофреничка того времени дописалась до того, что СНС сотрудничал с "охранкой". В ее воспаленный куриный мозг и придти не могло, что "охранка" и служба России во внешней разведке и в тайной дипломатии - вещи совсем разные. (Она и слов-то таких не знала, а кудахтала...).
Такое вот продолжение офф-топа... (Боюсь, забанят нас с тобой Cry ).
Впрочем, и такие "отрывки", быть может, любопытны Землякам. Выскажутся... .
С уважением к Землякам, БДС.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Вячеслав

капитан
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009
Сообщения: 455
Откуда: Оренбург

СообщениеДобавлено: Сб Янв 16, 2010 21:27    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

В роте я разрисовал многое, спальное помещение, солд. столовая, оф. столовая. Картина в оф. столовой получилась отличная. После армии я тоже рисовал, даже делал шабашки в нормальных заведениях.
Но я о другом.
Уже под мой дембель, приехала какая-то комиссия, говорили что с Москвы, даже среди них была женщина, может две, почти все гражданские. Перед самой комиссией один товарищ мне говорит "Будут спрашивать, кто рисовал, не признавайся. Иначе тебя оставят еще на полгода. Приедет комиссия, спрячься". Что-то в этом духе был разговор. А мы (наш призыв) ведь и так 25 июня дембельнулись. Нафиг мне это надо.
Комиссия нагрянула неожиданно, спрятаться я не успел, застали на месте "преступления" когда я наносил заканчивающие мазки.
Женщина эта спрашивает что-то вроде этого "Кто нарисовал всю эту красоту в роте?".
Товарищ отвечает "Я". Дальше шли какие-то объяснения о творчестве и о сложностях рисования. "А что вы здесь делаете, молодой человек".- обратилась она ко мне. "Ничего"-промычал я от страха. Вот я сейчас не помню, но было пояснение, что-то в этом роде -"Полы моет". Было тогда чуть-чуть обидно, но все же радостно что меня не оставят еще на полгода.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Новая Земля -> Новоземельцы, отзовитесь! Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 8, 9, 10 ... 13, 14, 15  След.
Страница 9 из 15

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

©   Автор логотипа форума - Нина Кузьмина