Список форумов Новая Земля

Новая Земля
форум о её людях, природе, истории
 

РегистрацияРегистрация    ПрофильПрофиль  ПользователиПользователи  Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения  ВходВход

Про авиацию и ПВО
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 12, 13, 14
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Новая Земля -> Исторический зал Новой Земли
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
аркадий

старшина 2 статьи
старшина 2 статьи


Зарегистрирован: 05.11.2011
Сообщения: 34
Откуда: беларусь

СообщениеДобавлено: Вс Янв 22, 2012 15:32    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Согласен. Вот сегодняшний бардак вообще ни в какие ворота... Мой сын говорит, что мрак полнейший. Впереди даже горящей свечки не видать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Valentin Main

старший сержант запаса


Зарегистрирован: 14.10.2007
Сообщения: 2753
Откуда: Deutschland

СообщениеДобавлено: Вс Мар 04, 2012 12:53    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой







Проезжал мимо,смотрю реаритет стоит,сделал пару фотографий.
Что за зверь такой?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
аркадий

старшина 2 статьи
старшина 2 статьи


Зарегистрирован: 05.11.2011
Сообщения: 34
Откуда: беларусь

СообщениеДобавлено: Вс Мар 04, 2012 15:17    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

А снимок из бывшей ГДР ?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Valentin Main

старший сержант запаса


Зарегистрирован: 14.10.2007
Сообщения: 2753
Откуда: Deutschland

СообщениеДобавлено: Вс Мар 04, 2012 16:37    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Нет,это Бавария ,г.Мемминген территория бывшего военного аэродрома.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
аркадий

старшина 2 статьи
старшина 2 статьи


Зарегистрирован: 05.11.2011
Сообщения: 34
Откуда: беларусь

СообщениеДобавлено: Пн Мар 05, 2012 11:28    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Странно, вооружения никакого нет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Хахол

лейтенант
лейтенант


Зарегистрирован: 09.02.2011
Сообщения: 221
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Пн Мар 05, 2012 12:00    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

И на спарку не похож. Может быть прототип для НИР? Laughing
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
arnoldych.69

счастливый милитарист


Зарегистрирован: 11.11.2008
Сообщения: 4291
Откуда: Мурманск

СообщениеДобавлено: Пн Мар 05, 2012 12:31    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Хахол писал(а):
И на спарку не похож. Может быть прототип для НИР?

Какие еще будут варианты, ПВО??? Вот так вот мы и изучали ЛА вероятного противника???
аркадий писал(а):
А снимок из бывшей ГДР ?

А что там разве где то проглядывают опознавательные знаки ВВС ГДР ???
Valentin Main писал(а):

Что за зверь такой?

Это всего навсего пендосовский Republic F-84F Thunderflash, этакий глубокий тюнинг с рестайлигом старого корыта Republic F-84 Thunderjet.
Он имеел на вооружении 6 × 12,7 мм пулемётов M3 Colt-Browning (4 в носовой части, 2 в крыльях)
И 4 точки подвески под крыльями. Мог даже нести небольшую, но ядреную бомбу.
Конкретно этот самолетик из 34-й эскадры ИБА ВВС ФРГ.
Самолетик в принципе даже для своего времени был фуфельный, поэтому пендосы щедро распродавали его своим союзникам.


Последний раз редактировалось: arnoldych.69 (Пн Мар 05, 2012 12:44), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Хахол

лейтенант
лейтенант


Зарегистрирован: 09.02.2011
Сообщения: 221
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Пн Мар 05, 2012 12:43    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

А они даже глубоко модернизированные до новой не долетали. Нам давали технику вероятного противника посолиднее. А вообще, Арнольдич, ты прав. Не то что чужую свою хреново знали и из-за этого попадали в сложные ситуации. А все долбанная секретность. С 80 по 90 годы каждые два года заставляли вечерами ходить на переподготовку. Так там информацию по МиГ-21 записывали в специальные секретные тетради, которые выдавали на пару, а потом собирали и относили в спецчасть. Полный маразм.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
аркадий

старшина 2 статьи
старшина 2 статьи


Зарегистрирован: 05.11.2011
Сообщения: 34
Откуда: беларусь

СообщениеДобавлено: Пн Мар 05, 2012 16:44    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

И я отыскал в инете эту железяку. У нас секретили все. Мужики с Египта привозили журналы со статьями о наших самолетах. Цветные фото с тех. данными и прочее. Покупали в уличных киосках. Особист все бегал и допытывался откуда привезли и где взяли. Все было под нолями.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
arnoldych.69

счастливый милитарист


Зарегистрирован: 11.11.2008
Сообщения: 4291
Откуда: Мурманск

СообщениеДобавлено: Пн Мар 05, 2012 19:00    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

аркадий писал(а):
У нас секретили все. Мужики с Египта привозили журналы со статьями о наших самолетах. Цветные фото с тех. данными и прочее. Особист все бегал и допытывался откуда привезли и где взяли.

Военную технику вероятного противника ни кто ,никогда не секретил, наоборот настойчиво заставляли изучать. А еще в свободной подписке был журнал "Зарубежное военное обозрение",и желание узнать что то кроме того что вещали на политзанятиях и занятиях по служебной подготовке. Было бы желание, а не одни мечты о дЭмбЭле.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Valentin Main

старший сержант запаса


Зарегистрирован: 14.10.2007
Сообщения: 2753
Откуда: Deutschland

СообщениеДобавлено: Пн Мар 05, 2012 21:12    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Да,стыдно!Моряки больше знают.
Димыч,а ты чего в летуны или поэтому профилю не пошёл?
Тут наткнулся случайно:
Потери самолётов и вертолётов в Бундесвере,расписано по годам и марки лёт-аппаратов.
Было потеряно(аварии)545 самолётов и вертолётов всего, из них 453 в Германии.
Да уж ,например в 1966г. в первой половине упало 66 машин марки F-104G Starfighte Surprised
http://www.military-info.de/Bundeswehr/absturz.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
arnoldych.69

счастливый милитарист


Зарегистрирован: 11.11.2008
Сообщения: 4291
Откуда: Мурманск

СообщениеДобавлено: Пн Мар 05, 2012 21:23    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Valentin Main писал(а):

Димыч,а ты чего в летуны или поэтому профилю не пошёл?

Валя, дружище!!! Я же уже писал об этом на форуме...
Valentin Main писал(а):

Да уж ,например в 1966г. в первой половине упало 66 машин марки F-104G Starfighte

Именно в ВВС ФРГ эта машина получила наименование Widowmaker.
Из 916 машин в 292 разбились. Погибло 116 пилотов.
Пендосы знали что подогнать союзникам. Very Happy Very Happy Very Happy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 23, 2015 21:44    Заголовок сообщения: «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» В СЕВЕРНОМ ЛЕДОВИТОМ ОКЕАНЕ
Ответить с цитатой

В. Мартынов. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» В СЕВЕРНОМ ЛЕДОВИТОМ ОКЕАНЕ:ВОЙСКА ПВО СТРАНЫ В АРКТИКЕ (50-Е – 90-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА).//Арктика. XXI век. Гуманитарные науки. 2015. № 1 (4)


После II мировой войны, в которой Арктика была одним из театров военных действий, интерес к её военному освоению резко усилился. Арктика была одним из тех регионов мира, где «холодная война» велась очень активно. Существование на островах и побережьях Северного Ледовитого океана оборонительных сооружений в советское время было военной тайной, но в постсоветское время
военные объекты здесь были рассекречены, и, в подавляющем большинстве случаев, упразднены. Но воздействие военного освоения на развитие арктического региона было очень значительным, а местами остаётся таким и сейчас. Однако ни история, ни география этого освоения по понятным причинам широкого освещения в открытой печати не нашли. В последнее время СМИ часто стали писать о возвращении наших Вооружённых Сил в Арктику, создании новых аэро-
дромов, радиолокационных станций и восстановлении системы радиолокации над Северным Ледовитым океаном (см., например [13]). Здесь можно только вспомнить то, что новое – это хорошо забытое старое, и нынешнее «утверждение» России в Арктике представляет собой лишь частичное восстановление созданной в советское время инфраструктуры.
Самым интересным с географической точки зрения было участие в процессе военного освоения Арктики Войск противовоздушной обороны (ПВО) страны. Иногда в «масс-медиа» эти войска именуются «войсками ПВО СССР», но это
неверное название, поскольку к ПВО СССР принадлежала также войсковая ПВО
(подразделения противовоздушной обороны, выполнявшие задачи по непосредственной защите частей и подразделений других видов Вооружённых Сил и родов войск, или «ПВО поля боя»). В состав Войск ПВО страны как вида Вооружённых Сил входило три рода войск – радиотехнические войска (РТВ), истребительная авиация (ИА) и зенитно-ракетные войска (ЗРВ).
Радиотехнические войска (РТВ) состоят из относительно небольших по численности частей, разбросанных на больших территориях. Их задача – только видеть, действовать они не могли. Образно выражаясь, РТВ, особенно на дальних
рубежах, были «стражами Судного дня». Их боевая задача сводилась, в сущности,
к тому, чтобы увидеть на индикаторах РЛС (радиолокационных станций) воздушные армады противника, идущие в боевых порядках, и успеть «передать по связи» «Началось!». Спасение личного состава отдалённых подразделений РТВ
планами военных действий не предусматривалось.
А. Шрамченко, командовавший радиотехническими войсками ВВС (после
объединения ВВС и ПВО их радиотехнические войска также были объединены),
отмечал ещё в 2001 году: «До недавнего времени в РТВ были подразделения,
дислоцированные на арктических островах: в частности, на Новой Земле, Зем-
ле Франца-Иосифа (о. Грэм-Белл), на северной оконечности Новой Земли (мыс
Желания), на острове Визе в Карском море, на островах Северная Земля, Вайгач,
Врангеля, Диксон. Просто выжить в таких условиях – уже подвиг, а личный со-
став нес боевое дежурство и обеспечивал дежурные силы по противовоздушной обороне радиолокационной информацией. Эти страницы истории еще ждут сво-
его описания» [18].
Части истребительной авиации были крупными по численности личного со-
става, они обладали мощной инфраструктурой, основу которой составляли аэ-
родромы. Аэродромы, на которых базировались истребительные авиационные
полки (ИАП), естественно, находились в ведении Министерства обороны, но
часто они использовались как аэродромы двойного базирования, т.е. использо-
вались также гражданской авиацией (в советское время – авиацией Министер-
ства гражданской авиации, МГА). Такой аэродром всегда располагался в том или
ином населённом пункте или в непосредственной близости от него. Аэродром
«обрастал» разнообразной инфраструктурой (транспортной, социальной и т.д.),
поскольку в условиях Арктики он неизбежно становился основным транспорт-
ным узлом примыкающей к нему территории, зачастую измеряемой десятками
и даже сотнями тысяч квадратных километров. Вследствие этого ликвидация
таких аэродромов существенно меняла траекторию развития тех населённых
пунктов, где они находились – чаще всего эти населённые пункты приходили в
запустение, особенно в случае, если ИАП здесь был «градообразующим предпри-
ятием». В качестве примера можно привести пос. Амдерма (Ненецкий АО).
Зенитно-ракетные войска по своему воздействию на окружающие их терри-
тории занимали промежуточное положение между ИА и РТВ. Зенитно-ракетные
полки (ЗРП) состояли из дивизионов, располагавшихся на существенном рассто-
янии от тех объектов, которые они прикрывали. Но это расстояние измерялось
не сотнями и даже тысячами километров, как в случае РТВ, а в лучшем случае
десятками. Но и столь высокого уровня территориальной концентрации, как в
случае с ИАП, ЗРП не имели. ЗРВ в Арктике использовались для прикрытия рас-
положенных там же стратегических объектов. Наиболее высокой концентраци-
ей зенитно-ракетных частей в Арктике отличались территории, примыкающие к
Кольскому заливу (Мурманск, Североморск, Полярный и др.). В условиях Аркти-
ки ЗРП в основном размещались там же, где и части истребительной авиации,
поэтому последствия от их ликвидации трудно разделить с последствиями от
ликвидации ИАП.
Резкое сокращение Войск ПВО страны в 90-е годы привело к тому, что зна-
чительная их часть просто перестала существовать, причём сильнее всего «по-
страдали» радиотехнические войска. «О сокращении группировок Войск ПВО по-
зволяют судить следующие данные: с 1992 до 1996 года количество зенитныхракетных полков сократилось со 151 до 84, зенитных ракетных бригад – с 56 до 1, истребительных авиаполков – с 67 до 27, радиотехнических полков и центров– с 71 до 16» [17].
Войска ПВО страны начали развёртываться в Арктике в середине 50-х годов.
Это было связано в первую очередь с развитием атомного оружия. Основным средством доставки атомного оружия до конца 60-х – начала 70-х годов была стратегическая авиация. Кратчайший путь между двумя тогдашними сверхдержавами, СССР и США, проходиk через Северный Ледовитый океан. И если до середины 50-х годов части и соединения ПВО располагались главным образом в крупных городах, на примыкающих к ним территориях и вдоль главных транспортных магистралей СССР, то с этого времени начинается их частичная передислокация на дальние рубежи, в том числе и в Арктику (рис.1).



Размещение частей и подразделений Войск ПВО страны в Арктике.


С этого же времени складывается просуществовавшая до 90-х годов организационная структура Войск ПВО страны. Части и соединения войск ПВО были построены по «географическому» принципу. Верхний уровень этой структуры составляли Московский округ ПВО и отдельные армии (ОА). Штабы ОА располагались в крупных городах. Север Европейской части СССР прикрывался частями и подразделениями 10-й ОА со штабом в Архангельске. Небо над арктической частью Сибири «закрывала» 14-я ОА (штаб в Новосибирске). Дальневосточная
часть Арктики, как и вообще Дальний Восток, защищалась 11-й ОА ПВО (штаб в Хабаровске).
Армии ПВО состояли из дивизий и корпусов. В пределах Арктики к 10-й ОА ПВО относились 21-й корпус (штаб в Североморске) и 4-я дивизия (штаб в Бе-
лушьей Губе на Новой Земле). К 14-й ОА принадлежала 22-я дивизия ПВО (штаб в Норильске). К 11-й ОА ПВО – 25-я дивизия (штаб в пос. УгольныеКопи, Чукотский АО) [15]. В состав дивизий входили радиотехнические бригады (РТБР) и полки (РТП), ИАП и ЗРП.
Наиболее сложную в территориальном отношении структуру имели радиотехнические части. Например, в состав в/ч 03161 (РТП, штаб в пос. Тикси; подчинялся Норильской дивизии) входили «точки» в Нижнеянске, Кигиляхе, Чокурдахе, Темпе (Новосибирские острова), Таймылыре, Джарджане [2]. Западный сосед этого полка стоял на Диксоне (169-я радиотехническая бригада, в/ч 03177) с
«точками» по Таймыру и островам в Карском море (например, отдельная радио-
локационная рота (орлр) на острове Визе и две «точки» на Северной Земле). К востоку от полка в Тикси стояли подразделения 129-й РТБР, входившей в состав 25-й дивизии ПВО со штабом там же, где и штаб дивизии – в п. Угольные Копи (аэропорт г. Анадырь). «Точки» этой бригады располагались по всему побережью Чукотки и на о-ве Врангеля (Ушаковское) [10].
Небо над севером Западной Сибири делили два радиотехнических полка ПВО– 11-й РТП (штаб в Воркуте, входил в состав 4-й дивизии 10-й ОА ПВО) («точки»на о-вах Колгуев и Белый, побережье Ямала) и 84-й РТП (штаб в Новом Уренгое,входил в состав 22-й дивизии 14-й ОА ПВО). На Новой Земле и Земле Франца-Иосифа размещался 3-й радиотехнический полк, «прикрывавший» небо над востоком Европейской части Союза и Уралом. Штаб этого полка находился там же,где и штаб 4-й дивизии ПВО, в п. Белушья Губа на Новой Земле, а «точки» рас-
полагались на мысе Меньшикова, в губе Чёрная, на мысе Лилье, в п. Рогачёво
(единственный аэродром на Новой Земле), п-ове Панькова Земля, мысе Николая,
в Русской Гавани, на мысе Желания, а также на о-вах Греэм-Белл и Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа) и на о-ве Виктория, расположенном
между Землёй Франца-Иосифа и Шпицбергеном [7].
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 23, 2015 21:54    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

К западу от Новой Земли находились радиотехнические части, входившие в состав 21-го корпуса ПВО со штабом в Североморске. Кольский полуостров – это самая освоенная и насыщенная военными объектами часть Заполярье, поэтому и частей ПВО, прикрывающих эти объекты, здесь было много. Радиотехнические
войска здесь были представлены 5-й радиотехнической бригадой со штабом
в Североморске [1]. Однако на Кольском полуострове радиотехнические части
ПВО «системообразующего» значения не имели, поскольку там буквально «теря-
лись» среди большого количества частей и сил других видов Вооружённых Сил
и родов войск. На Кольском полуострове части РТВ, как и других родов войск
ПВО, стоят и сейчас, в отличие от всех дивизий и частей, упомянутых ранее. Так,
21-й корпус ПВО к настоящему времени преобразован в 1-й корпус ВКО (Воен-
но-космической обороны) [15]. Вследствие этого подробная информация о них в
открытом доступе крайне ограничена.
Кольский полуостров наиболее насыщен также и аэродромами, на которых
стояли истребительные авиационные полки (ИАП). Одним из таких аэродромов
был аэродром Африканда неподалёку от г. Полярные Зори. В 2001 году аэродром
ликвидирован, посёлок при нём заброшен и постепенно разрушается [3]. Ис-
пользовался также аэродром Килп-Явр в 60 км от Мурманска, в настоящее вре-
мя истребительная авиация оттуда также выведена и переведена на аэродром
Бесовец (Республика Карели). Ещё один аэродром истребительной авиации на
Кольском полуострове – Мончегорск, используемый и в настоящее время [12].
Между Кольским полуостровом и Новой Землёй истребительные авиацион-
ные полки располагались к югу от пределов Арктики (Архангельск, Котлас). На
Новой Земле на аэродроме Рогачёво (в советское время этот аэропорт был се-
кретным, официальным его названием было и есть «Амдерма-2») стоял 641-й
истребительный авиационный полк. В 1993 г. этот полк был переведён на уже
упоминавшийся аэродром Африканда и слит со стоявшим там ИАПом, впослед-
ствии также ликвидированным. В настоящее время аэродром Рогачёво исполь-
зуется для сообщения с Центральным полигоном Российской Федерации, распо-
ложенным на Новой Земле. В 2012 году выдвигалась идея о размещении МиГ-31
на аэродроме Рогачёво, но в 2013 году эта идея была отвергнута [8]. Из не очень
внятных объяснений руководства Министерства обороны и командования ВВС
можно было понять, что основной причиной отказа является плохое состояние
инфраструктуры аэродрома. Этот аэродром ныне обслуживается дежурной сме-
ной, приезжающей из расположенного в 13 км посёлка Белушья Губа, поскольку
пос. Рогачёво полностью заброшен.
В ноябре 2013 года на проведённом президентом России В.В. Путиным сове-
щании по вопросам военно-воздушных сил командующий ВВС В. Бондарёв сле-
дующим образом определил перспективы военного освоения арктических аэро-
дромов, включая Рогачёво: «В арктической зоне мы планируем занять Рогачёво,
Нагурское. Рогачёво сейчас работает, единственное, мы планируем расширить
его возможности – удлинить полосу ещё на 500 метров. Нагурское – это на Земле
Франца-Иосифа. Далее аэродром Темп и на острове Шмидта. Дальше хотим также аэродромы приарктической зоны – Воркута, Алыкель,Нарьян-Мар, Тикси – довести до нормы годности и использовать их в качестве аэродромов для использо-
вания дальней авиацией» [14]. Интерес к Нагурской, правда, не совсем понятен
– для военных целей её взлётно-посадочная полоса совершенно непригодна. В
советское время основным аэродромом Земли Франца-Иосифа был ледовый аэ-
родром Греэм-Белл, где вместе с отдельной радиолокационной ротой размеща-
лась авиакомендатура, поддерживавшая этот аэродром в исправном состоянии.
На нём могли взлетать и садиться даже тяжёлые самолёты, но сейчас этого аэро-
дрома не существует [6]. В посёлке Амдерма, расположенном на северо-востоке
Ненецкого АО, базировался 72-й гвардейский ИАП. В 1993 году этот полк был
переведён из Амдермы в Котлас. В результате посёлок пришёл в полное запусте-
ние, население его сократилось примерно в десять раз, с 5.5 тыс. до менее 500
чел. [9]. На рубеже 80-х – 90-х гг. истребительный авиаполк, переведённый из Бе-
совца, стоял в Алыкёле (аэропорт Норильска), но как его прибытие в Норильск,
так и вывод оттуда никак не сказались на состоянии Норильской агломерации.
К востоку от Норильска единственным крупным аэродромом истребитель-
ной авиации ПВО был аэродром Анадыря в п. Угольные Копи (Чукотский АО).
Между Норильском и Анадырем истребительных авиационных частей в Аркти-
ке не было. Аэродромы базирования истребительной авиации ПВО в этой части
страны располагались намного южнее. На Крайнем Севере Восточной Сибири и
Дальнего Востока стратегических объектов, требовавших защиты средствами
Войск ПВО страны, крайне мало. «Главная полоса освоения» протягивается юж-
нее вдоль Транссибирской железной дороги.
Зенитно-ракетные части так же, как и авиационные полки, из всех арктиче-
ских регионов наиболее плотно располагались на Кольском полуострове. Штаб
одного из таких полков располагался в Мурманске, и данный полк был един-
ственной воинской частью в этом городе. Мурманск буквально окружён «воен-
ными» городами и посёлками, но в нём самом войсковых частей после II мировой
войны практически не было. Размещались и размещаются зенитно-ракетные
полки также и в других населённых пунктах Мурманской области. Ближайшим
восточным соседом этих полков был зенитно-ракетный полк на Новой Земле,
прикрывавший п. Белушья Губа и аэродром Рогачёво. Этот полк был самым се-
верным зенитно-ракетным полком СССР [11]. Далее к востоку зенитно-ракетный
полк располагался только в Норильске. Сведений о зенитно-ракетных частях на
севере Западной Сибири в открытых источниках обнаружить не удалось. Досто-
верно известно лишь о существовании зенитно-ракетного полка в Сургуте, но
это значительно южнее описываемого региона.
Восточнее Норильска вплоть до Чукотки в Арктике зенитно-ракетных частей
не было. На Чукотке в п. Угольные Копи стоял 762-й зенитно-ракетный полк, при-
крывавший аэродром и другие военные объекты в окрестностях Анадыря [4].
Может возникнуть вопрос – а нужно ли было это развёртывание Войск ПВО в
Арктике, и если да, то для чего? Безусловно, да, нужно. «Холодная война» за 50-е – 80-е годы в любой момент могла превратиться в «горячую» Третью мировую
войну. Это хорошо осознавалось обеими её сторонами, СССР и США. Соединён-
ные Штаты первыми начали создавать в Арктике военные объекты, предназна-
ченные для вероятного нападения на СССР. С 1947 года началось развёртывание
частей стратегической авиации США на Аляске (Фэрбанкс, авиабаза Эйелсон (Eielson)).
Сейчас место стратегической авиации на Аляске заняли истребительные
авиачасти, т.е. эти базы переориентированы исключительно на оборону. В 1951
году была создана база стратегической авиации США в Туле (Гренландия), су-
ществующая до настоящего времени, правда, в значительно уменьшившемся в
сравнении со временами «Холодной войны» состоянии. Кроме этого, были соз-
даны военно-воздушные базы США в Исландии, Норвегии, Великобритании и
Японии (последние использовались для полётов разведывательной авиации, в
том числе и в Арктику).
Система авиабаз позволяла стратегической авиации США свободно переме-
щаться между ними, в том числе и с целью боевого патрулирования при полном
боекомплекте. Так, в 1967 году при подлёте к авиабазе Туле разбился стратеги-
ческий бомбардировщик B-52 с ядерными бомбами на борту. В случае начала во-
енных действий стратегическая авиация США, постоянно находившаяся в аркти-
ческом небе, могла в любой момент повернуть на юг в сторону СССР. Как видно
из рис. 1, основной маршрут боевого патрулирования стратегической авиации
США в Арктике между Аляской и Гренландией проходил вдоль всего северного
побережья СССР и соответственно под угрозой была вся территория страны.
Очевидно, что необходимость размещения частей и подразделений Войск ПВО
страны в Арктике была очень высокой. Однако условия, в которых размещались
гарнизоны и «точки» Войск ПВО страны в Арктике, были невероятно тяжёлыми.
Об этом можно судить по сообщениям на форумах служивших в этих частях, а
также немногочисленным статьям в СМИ. Долгая полярная ночь, морозы, ветер
осложнялись пожарами, белыми медведями и просто крайней бытовой неустро-
енностью. В наибольшей степени это относится к РТВ, подразделения ЗРВ и осо-
бенно ИА всегда жили лучше. В статье ныне покойного бывшего начальника РТВ
Войск ПВО страны Г. Дуброва «Бросить всё. Таким был уход радиотехнических
частей из Арктики в 90-е годы» о выводе радиотехнических подразделений с
Новой Земли, Земли Франца Иосифа и Ямала отмечается, что «Батальоны и от-
дельные радиолокационные роты были укомплектованы на 100%... Все подраз-
деления … обеспечивались в то время необходимыми материально-техническими средствами… и всем прочим имуществом, необходимым для полноценного функционирования подразделений и обеспечения жизнедеятельности офицеров и прапорщиков с их семьями (и солдат срочной службы)» [5].


Последний раз редактировалось: Fisch (Пн Ноя 23, 2015 22:11), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 23, 2015 21:59    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Вполне возможно, при взгляде со стороны командования Войск ПВО всё вылядело именно так. Но на самом деле во всех частях и подразделениях был огромный некомплект личного состава, особенно срочной службы. Офицеры и прапорщики за службу в Арктике получали выслугу лет год за два и двойной
– тройной оклад, поэтому в желающих послужить там недостатка не было. Сол-
даты, естественно, не получали ничего, и рассматривались во многом только
как «тягловая сила». Даже в приведённой выше цитате из статьи Г. Дуброва про
солдат срочной службы написано в скобках, как про нечто второстепенное. Но
именно трудом этих солдат и создавалась боевая мощь Войск ПВО страны в ар-
ктических широтах. Фраза про «обеспеченность всеми необходимыми матери-
ально-техническими средствами» имеет отношение скорее к художественной, а
не документальной литературе.
К концу 80-х гг. Войска ПВО страны по уровню освоения ими Арктики превос-
ходили, пожалуй, все прочие как военные, так и гражданские ведомства Совет-
ского Союза как по охвату территорий, так и по уровню развития инфраструкту-
ры. Но в 90-е годы «холодная война» в Арктике закончилась. Прекратились полё-
ты американских самолётов – разведчиков, резко снизилось боевая активность
стратегической авиации, свёрнуты полёты в режиме боевого патрулирования.
Исчезает непосредственная угроза начала III мировой войны посреди «белого
безмолвия» Крайнего Севера. В этих условиях содержание Войск ПВО в Арктике
потеряло всякий смысл, тем более что обходилось оно очень дорого. Соответ-
ственно эти войска покидают негостеприимные берега Северного Ледовитого
океана.
Зачем же сейчас вспоминать эту пусть и недавнюю, но всё же уже историю
страны, связанную с этими войсками и их размещением на берегах и островах
Северного Ледовитого океана? Не только для того, чтобы отдать долг памяти
тем людям, которые создавали и укрепляли северные воздушные рубежи СССР,
хотя это тоже важно. Но гораздо большее значение имеет поистине бесценный
опыт Войск ПВО страны, который может пригодиться в ходе вероятного буду-
щего освоения арктических регионов. Многое в деятельности Войск ПВО здесь
было осуществлено впервые в мире. Ими накоплен уникальный опыт эксплу-
атации зданий и сооружений самого разного назначения, как военного, так и
мирного. Были разработаны и реализованы схемы транспортных связей, позво-
лявшие обеспечить сообщение с чрезвычайно отдалёнными районами Арктики.
Накоплен огромный опыт постоянной эксплуатации сложной техники, включая
авиационную, в условиях высоких широт, и другого такого опыта не имело и не
имеет никакое другое ведомство России.
Но следует учитывать не только положительный, но и отрицательный опыт развёртывания Войск ПВО страны в арктических регионах. Основа этого отрицательного опыта – подразделения и части, ориентированные на решение очень сложной, но всего одной задачи, – защиты северных воздушных границ СССР в случае Третьей мировой войны, - после её исчезновения оказались совершенно невостребованными. Для тривиального «контроля режима полётов» их силы оказались избыточными. И потому всё сделанное за десятки лет невероятно тяжёлым, поистине титаническим трудом с середины 50-х до начала 90-х гг. оказалось совершенно никому не нужным. Сейчас, когда вновь обозначен военный интерес России к Арктике, перед тем, как строить здесь новые военные сооружения и восстанавливать старые, есть смысл задуматься – а для чего это будет нужно и не придётся ли ещё раз уходить на «Большую землю», буквально «бросая всё»,как это уже было в 90-е годы?



Литература
1. 6-я армия ВВС и ПВО. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kommersant.
ru/doc/1015748 (проверено по состоянию на 26.01.2015) — Загл. с экрана
2/ http://popgun.ru/viewtopic.php?f=150&t=280369 [Электронный ресурс] (прове-
рено по состоянию на 26.01.2015) — Загл. с экрана
3. Африканда. Исчезнувшие города. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://
www.dead-cities.ru/city/Afrikanda (проверено по состоянию на 26.01.2015) — Загл.
с экрана
4. Войсковая часть 60082. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.60082.
ru/. (проверено по состоянию на 26.01.2015) — Загл. с экрана
5. Дубров, Г.К. Бросить всё. Таким был уход радиотехнических войск из Арктики в
90-е годы / Г.К. Дубров // ВКО (Военно-космическая оборона). – 2005. - № 1 (20). - С.
20 – 24
6. Ледовый аэродром на Греэм-Белле и его окончательное уничтожение. [Элек-
тронный ресурс] Режим доступа: http://www.sevprostor.ru/poleznoe-interesnoe/
abandoned-facilities/636-aerodrom.html (проверено по состоянию на 26.01.2015) —
Загл. с экрана
7. Мартынов, В.Л. Новая Земля – военная земля / В.Л. Мартынов // География. –
2009. - № 9. - С. 11 – 15
8. Минобороны отказалось размещать МиГ-31 на Новой Земле. [Электронный ре-
сурс] Режим доступа: http://lenta.ru/news/2013/02/04/novazemla/ (проверено по
состоянию на 26.01.2015) — Загл. с экрана
9. Муниципальное образование посёлок Амдерма. [Электронный ресурс] Ре-
жим доступа: http://www.zrnao.ru/index.php?id=282 (проверено по состоянию на
26.01.2015) — Загл. с экрана.
10. Наша дивизия реальна и осязаема. [Электронный ресурс] Источник: http://
www.60082.ru/istorija/nasha-divizija-realna-i-osjazaema.html (проверено по состоя-
нию на 26.01.2015) — Загл. с экрана
11. Новая Земля. 406-й ЗРП. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://old.vko.
ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.21.22. (проверено по состоянию на 26.01.2015)
— Загл. с экрана
12. Попович, Т. Первым делом самолёты. Ну а люди? Военный аэродром под Монче-
горском мешает жить горожанам // Мурманский вестник, 2010. – 25 ноября 2011 г.
– 85 –
13. Российская армия вернулась в Арктику: на острове Котельный сел первый за
30 лет самолет. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.
html?id=1148103&cid=7(проверено по состоянию на 26.01.2015) — Загл. с экрана
14. Совещание по вопросам развития ВВС. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.kremlin.ru/transcripts/19716 (проверено по состоянию на 26.01.2015]
— Загл. с экрана
15. Соединение ВКО отметило 100-летие ПВО. [Электронный ресурс] Режим до-
ступа: http://citysever.ru/novostiq/?newsid=1748 (проверено по состоянию на
26.01.2015) — Загл. с экрана
16. Состав Войск ПВО страны. [Электронный ресурс] Источник: http://mukden39.
narod.ru/index/0-13 (проверено по состоянию на 26.01.2015) — Загл. с экрана
17. Чельцов, Б. Войскам Противовоздушной обороны России – 95 лет // ВПК (Во-
енно-промышленный курьер, 2009. - № 49 (315), C. 20-22
18. Шрамченко, А.B. Прицел на дальнюю перспективу / А.В. Шрамченко // ВКО (Воз-
душно-космическая оборона). – 2001. - № 3. - С. 20 – 25




http://lwowich.ucoz.ru/articles/vojska_pvo_strany_v_arktike.pdf
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Valentin Main

старший сержант запаса


Зарегистрирован: 14.10.2007
Сообщения: 2753
Откуда: Deutschland

СообщениеДобавлено: Сб Дек 19, 2015 10:48    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Цитата:

В 1990—1993 гг. силы Войск ПВО страны на островах Арктики ликвидируются. Ликвидация начинается с 3-го радиотехнического полка, подразделения которого, как уже говорилось выше, располагались по всему западному побережью Новой Земли и на Земле Франца-Иосифа.

Цитата:
Ликвидируется 406-й зенитно-ракетный полк, штаб которого располагался в Рогачёво. 641-й истребительный авиаполк переводится с Рогачёво на аэродром Африканда (Мурманская область, г. Полярные Зори) и в начале XXI в. расформировывается. Деятельность 4-й (Новоземельской) дивизии ПВО прекращается.

http://cons-systems.ru/sistems/2014-07-08/novaya-zapis-16
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Новая Земля -> Исторический зал Новой Земли Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 12, 13, 14
Страница 14 из 14

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Каталог webplus.info

©   Автор логотипа форума - Нина Кузьмина