Список форумов Новая Земля

Новая Земля
форум о её людях, природе, истории
 

РегистрацияРегистрация    ПрофильПрофиль  ПользователиПользователи  Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения  ВходВход

Фильм "Великий самоед" (о Тыко Вылке)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Новая Земля -> Исторический зал Новой Земли
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Гость

Гость





СообщениеДобавлено: Ср Май 06, 2009 08:07    Заголовок сообщения: Фильм "Великий самоед" (о Тыко Вылке)
Ответить с цитатой

Случайно нашла Ваш сайт, почитала и решила Вам сказать, что по этому адресу есть фильм
Вернуться к началу
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Чт Мар 17, 2011 21:20    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Как снимался «Великий самоед»
27 февраля исполняется 125 лет со дня рождения государственного деятеля, художника, сказителя - великого сына ненецкого народа Ильи Константиновича (Тыко) Вылки. Тридцать лет назад, в нашем округе режиссер Аркадий Кордон снял о нем художественный фильм, который с успехом прошел на экранах страны и мира. Сегодня на страницах газеты об этом рассказывает один из консультантов фильма, хорошо известный в нашем городе человек - Вячеслав Кузьмич Корепанов.
Режиссер
Аркадий Кордон узнал о Тыко Вылке из произведений замечательного русского писателя Юрия Казакова. После знакомства с ним родилась идея фильма о Тыко Вылке, началась их совместная работа над сценарием. Позднее к ним присоединился сценарист Аркадий Филатов. Кордон понимал, что сценарий, который он начал писать, не будет полноценным и качественным, если он не познает жизнь и быт героя, не начнет думать, как он.

Были изучены исторические, литературные, документальные источники. Начались встречи с теми, кто знал Т. Вылку. Кордон побывал в Архангельске, Ленинграде. Государственная библиотека им. Ленина в Москве, архивы Архангельска, музеи стали главными местами, где он проводил время. Люди, знавшие историю Новой Земли, морских путешествий, или жизнь таких исследователей, как Владимир Русанов и Илья (Тыко) Вылка (историк В.М. Пасецкий, профессор математики Н.П.Борисов - племянник художника, и другие) - были его главными собеседниками в то время.

Но картина оставалась неполной. Нужно было побывать если не на родине Тыко Вылки, то хотя бы на земле ненцев - в Ненецком округе. В начале 1979 года, не зная никого в округе, он связался с заведующим окружным отделом кинофикации Василием Васильевичем Поповым, и сообщил о своем приезде. Попов встретил его в аэропорту а потом оказывал всяческое содействие в период пребывания в округе. В ту, первую, поездку, Кордон плодотворно поработал в фондах краеведческого музея, а, главное, заручился поддержкой первых лиц округа.

Я же познакомился с ним при следующих обстоятельствах. Выходя из кабинета председателя окр-исполкома Т.И. Сядейского, я столкнулся в приемной с молодым интересным человеком в очках в роговой оправе. Он спросил меня: «А председатель Совета с Колгуева еще долго там будет?» - «Нет. Он перед вами». - Человек отступил на шаг и растерянно сказал: «Странно... Я думал, выйдет ненец в тобоках, одетый в малицу».

Нина Савватьевна Шевелева, сек-ретарь Т.И. Сядейского, наблюдавшая за нами, рассмеялась: «Аркадий Самойлович, у нас уже давно в городе никто не ходит в малицах и тобоках. Проходите, вас ждет Тихон Иванович».

То первое знакомство переросло затем в многолетнюю дружбу, которая длится до сих пор.

В округе искренне поддержали желание Кордона снять фильм о выдающемся земляке. Сценарий фильма «Великий самоед», опубликованный в первом выпуске альманаха Гос-кино СССР, был признан лучшим киносценарием 1980 года. Киностудия «Мосфильм» приняла его к производству. Сформирована была дирекция фильма, определены операторы, административная группа, консультанты, начался отбор, или, как теперь говорят, кастинг актеров. Главным оператором-постановщиком стал лауреат Государственной премии СССР Анатолий Иванов. На главную роль утвердили Заслуженного артиста Казахской ССР Нуржумана Ихтынбаева. Тыко Вылку в юном возрасте сыграл студент Расул Укачин. Известный ленинградский актер Анатолий Азо исполнил роль знаменитого полярного исследователя Владимира Русанова. Он оказал большое влияние на жизнь Ильи Константиновича, стал ему другом и наставником, о котором через много лет Вылка пел: две головы у нас было, а сердце одно.

За кадром тоже кипела работа

Съемки «Великого самоеда» постановщик решил максимально приблизить к реальной обстановке, показать яркую и суровую красоту природы Арктики во всем ее величии, показать места, где родился, вырос, прожил большую часть своей жизни его герой. Он хотел, чтобы в кадре двигались оленьи и собачьи упряжки, управляемые настоящими оленеводами и охотниками. Но как попасть на родину Тыко Вылки, в ту пору полностью закрытой для въезда гражданских лиц?

И ему удалось невозможное. Заручившись поддержкой начальника Главного штаба ВМФ СССР, адмирала флота Николая Дмитриевича Сергеева, он получил разрешение снимать на Новой Земле. Адмирал Сергеев, много лет прослуживший на Новой Земле, прекрасно знавший Тыко Вылку, стал главным консультантом фильма.

Для съемок экспедиции Русанова в Мурманске было переоборудовано старое деревянное судно под шхуну «Геркулес». На нем съемочная группа и отправилась к Новой Земле. По пути на архипелаг зашли на Вайгач, и взяли с собой охотника с собачьей упряжкой. Это был очень скромный человек, очень старательный, имя которого, к сожалению, я запамятовал. На Новой Земле группа провела около месяца. В этом плавании участвовали только исполнители главных ролей, операторы и режиссер фильма.

В конце июля после натурных съемок на Новой Земле, Аркадий Кордон вновь появился в Нарьян-Маре. Долго обсуждали вопрос, где провести основные съемки. Остановились на Амдерме. Во-первых, пейзаж похож на новоземельский, во-вторых, транспортная связь одна из лучших, есть прямые авиарейсы в Москву, в-третьих, имеется несколько гостиниц, а разместить требовалось ни много ни мало - почти сто человек: артистов, участников массовых сцен, режиссеров, операторов, художников, административную группу, бухгалтерию, гримеров, осветителей и других специалистов.

Начинался самый трудоемкий этап съемок. По сценарию должны были сниматься эпизоды с участием большого количества людей, так называемой массовки. В очень сжатые сроки требовалось обеспечить их присутствие на съемочной площадке и создать на ней картину настоящего ненецкого стойбища. Значит, нужны чумы, нарты, национальная одежда, домашняя утварь. Обычно всем этим обеспечивает административная группа. А кто все это даст незнакомому человеку - московскому администратору?

Руководство округа, понимая ситуацию, решило со своей стороны направить на съемки человека, который бы помогал режиссеру оперативно решать эти вопросы. Аркадий Кордон попросил Т.И. Сядейского поручить это дело мне. Так я стал консультантом фильма «Великий самоед» с вполне определенными и непростыми задачами. Я имел право от имени дирекции фильма заключать договоры аренды реквизита, оформлять заявки на рейсы вертолетов и многое другое.

Времени на раскачку не было. Я знал округ, людей и это во многом облегчало решение проблем. Созвонившись с председателями сельсоветов Федосьей Семеновной Кауц из Нельмина Носа и Клавдией Серафимовной Хозяиновой из Усть-Кары, я попросил их подобрать людей для массовых сцен и обязательно в национальной одежде. Кроме того, собрать для исполнителей главных ролей определенное количество реквизита: обуви, малиц, паниц, совиков зимних и летних, поясов с ножнами - то есть то, без чего ненец - не ненец.

Теперь нужно было достать чумы с зимними нюками. Дело в том, что оленеводы колхозов «Путь Ильича», «Рассвет Севера», «Дружба народов», кочующие летом близ Амдермы, оставляют их на весенне-осенних пастбищах, да и шестов свободных нет... Выручил Александр Васильевич Артемов, зоотехник совхоза «Колгуевский». По моей просьбе он поговорил с Клавдием Ивановичем, Андреем Александровичем, Александром Михайловичем Ардеевыми дать зимние нюки с шестами. Я знал, что в это время колгуевские оленеводы живут в летних балках, нюки и шесты свободны. Для гарантии возврата этого имущества в целости и сохранности, я попросил также уговорить Филиппа Никитича Ардеева полететь в Амдерму. Филипп Никитич, директор школы в поселке Бугрино согласился, хотя у него было много хлопот по подготовке школы к учебному году.

Однако и людей, и вещи нужно доставить на съемки в Амдерму. Возникала транспортная проблема. Нужны вертолеты, а во времена бурного развития геологоразведки все они уже были зафрахтованы. В ПАНХе (отдел по применению авиации в народном хозяйстве, так называлась тогда коммерческая служба авиапредприятия), никто разговаривать не хочет. Все борта расписаны по экспедициям, работают по договорам. А желающие получить вертолет без договора - становись в очередь, которой конца не видно.

Иду к Анатолию Владимировичу Комаровскому, командиру авиаотряда, с графиком полетов в Бугрино, Нельмин Нос, Варнек, Каратайку, Амдерму, Усть-Кару. Он вызвал командира вертолетчиков Николая Алексеевича Соловьева, руководителя ПАНХа, представителей экспедиций. Решили выделить для кино вертолет на двое суток.

Сначала летим в Бугрино. Артемов с Филиппом Ардеевым быстро загрузили увязанные нюки, шесты. Затем Нельмин Нос. Казалось, весь поселок собрался у вертолета. Кто летит, кто провожает - не поймешь. Федосья Семеновна умело навела порядок. Девять человек, которым она настойчиво внушала чувство ответственности - ведь они будут представлять на экране свой народ и должны сделать это достойно - заняли свои места в вертолете. Была среди них и участница молодежного ансамбля «Маймбава» Анна Талеева (ныне Колыбина), избранная старостой группы.

Утром следующего дня прилетели в Усть-Кару. Здесь Клавдия Серафимовна Хозяинова тоже заранее подготовила группу. В вертолете в основном, маленькие артисты, дети, они пугливо и робко жались друг к другу. Молоденькая учительница Лукерья Александровна Валей вместе с заместителем председателя колхоза Василием Сулентьевым успокаивали боязливых все время полета до Амдермы.

Для Кордона большое значение имело участие в съемках сына Ильи Константиновича - Ивана Ильича Вылки. В фильме ему отводилось особое место, и постановщик настаивал на его доставке с острова Вайгач. Но двое «вертолетных» суток закончились, а, кроме Варнека, нужно было еще слетать в Каратайку.

Зная, что в Амдерме базировались два вертолета 2-го Архангельского авиаотряда по обслуживанию Амдерминской экспедиции, пришел к ее начальнику, Владимиру Филипповичу Цыбину. Он поначалу и слушать не хотел: какие артисты, какие съемки? У меня буровые простаивают! И, наконец, сдался при условии, что я договорюсь лично с командиром звена. Им оказался Владимир Митрофанович Деарт, давний друг моего давнего друга летчика Генриха Семеновича Новохацкого. Он сказал, что «летать куда-либо на сторону» ему категорически запрещено, что работать нужно строго в соответствии с договором. После утомительных телефонных переговоров с командованием отряда в Архангельске, на третий день Деарту разрешили полет по комбинированной заявке. То есть по дороге на буровые вертолет забросил меня в Варнек, а на обратном пути, часа через три-четыре, взял нас на борт вместе с Иваном Ильичем Вылкой и его тремя земляками.

Для нескольких эпизодов требовались оленьи упряжки, их по договоренности должен был выделить колхоз «Дружба народов», что в Каратайке. Здесь председателем колхоза был Николай Алексеевич Витязев, с которым нас связывала старая дружба. В 1969 году мы были участниками лыжного перехода Нарьян-Мар - Усть-Цильма -Лешуконское - Пинега - Архангельск. За силу и выносливость мы прозвали его «Лось». Это был очень надежный человек.

О времени отправки упряжек мы должны были сообщить дополнительно. Время подошло, и, как нарочно, прервалась радиотелефонная связь с Каратайкой. Как подать сигнал в Каратайку? Снова прошу Деарта выручить. Когда я появился в правлении колхоза, у Николая Алексеевича округлились глаза: откуда ты? Я объяснил ситуацию: «Не волнуйся, упряжки будут вовремя, - сказал Витязев. - Сам лично поеду в стада и отправлю. А, может быть, с ними приеду в Амдерму».

Срочные дела не отпустили его, но слово свое он сдержал. Точно в назначенное время три упряжки с оленеводами пришли в Амдерму.

Амдерма как филиал «Мосфильма»

Тем временем под руководством художника-постановщика фильма Дмитрия Богородского на восточной стороне поселка Амдерма возвели декорации - церковь с «луковкой», избы, склады, торговую лавку. Поставили колгуевские чумы.

Амдерма тогда была вторым по численности населенным пунктом в округе, с многоэтажными кирпичными домами, с водопроводом и канализацией. В поселке базировался авиационный полк, был морской порт, контора «Торгмортранса», работало Управление гидрометеослужбы, крупная нефтеразведочная экспедиция, аэропорт, принимавший все типы самолетов. Амдерму справедливо называли воротами в Арктику, и за свою историю она повидала немало знаменитостей. Но съемки художественного фильма стали, как теперь говорят, эксклюзивом для жителей поселка. У съемочной площадки постоянно толпилось много людей. Они приходили посмотреть на актеров, если удастся - поговорить с ними, взять автограф.

Амдерминцы с любопытством разглядывали чум, ведь многие из них, не говоря уже о военных, не видели вблизи ненецкое жилище. Поэтому здесь в центре внимания был Филипп Ардеев. Он подробно объяснял всем (и московским актерам, впервые оказавшимися на Севере - тоже), как ставят чум, где в нем располагаются различные предметы. Ему постоянно приходилось следить, чтобы нюки не подмокли, вовремя просушивать их после дождей. Зато когда мы вернули их хозяевам, то претензий не было.

Всего на съемках в Амдерме участвовало более тридцати жителей округа. Когда им предложили поехать на съемки, никто не спрашивал, где им придется жить, как питаться, будут ли платить деньги. Всем было интересно, все испытывали чувство гордости, что именно их выбрали для участия в таком важном деле. Конечно, всем хотелось увидеть себя на экране.

Но самым колоритным актером был Иван Ильич. Невысокого роста, худенький, он держался так, как будто знал какую-то важную тайну. Почему-то он решил, что на съемки нужно надеть самую старую малицу - шабур, у которой только мездра и осталась. У него был живой, острый, немного насмешливый взгляд. На съемочной площадке, куда попал впервые в жизни, он чувствовал себя как дома. Делал все легко и с интересом, нередко иронически комментируя команды режиссера. Его полюбили операторы, актеры - все. Однажды вечером, на ужине по случаю приезда директора картины Л. Милькиса, оператор Анатолий Иванов, поднял тост за славный ненецкий род Вылки.
Нужно сказать, что труд на съемочной площадке - труд нелегкий. По расценкам «Мосфильма», за участие в массовых сценах оплата была три рубля в день, но нашим платили пять.
Съемки проходили днем, вечером, рано утром и даже ночью. Делалось от трех до пяти дублей каждой сцены. Сцена похорон, которая на экране длится несколько минут, снималась два дня. А сцену проводов Тыко Вылки в Архангельск (в ней приняли участие практически все амдерминцы) репетировали и снимали несколько дней. Что-то не нравилось то режиссеру, то оператору. Сначала попросили участников снять свои лучшие одежды и одеться как можно проще. Потом художник фильма решил видоизменить центральную улицу, то есть поставить кое-где декорации с видами Новой Земли. А на следующий день, в самый напряженный момент съемок, неожиданно в кадре появился ИЛ-18, заходивший, как потом выяснилось, на вынужденную посадку.

Амдерминцы, привыкшие к постоянным полетам самолетов, долго не могли понять, почему так яростно и трагично ругается оператор. Но это нисколько не испортило настроение. Сцена проводов стала одной из лучших в фильме.
Но вот завершились съемки в Амдерме. Все с сожалением стали собираться домой. Увязывали малицы, тобоки, паницы, нюки, шесты, латы, укладывали посуду в лари - то, что сделало фильм достоверным и колоритным. Аркадий Кордон собрал всех участников массовок и сердечно поблагодарил за их труд, терпение и покладистость.
На зимних каникулах другая группа жителей округа, в основном, учащиеся и учителя школы-интерната выехали в Москву, для съемок в павильонах «Мосфильма» сцен из жизни Новоземельской школы. Но это уже другой рассказ.
Фильм о нашем выдающемся земляке, Президенте Новой Земли, талантливом живописце и сказителе Тыко Вылке, в мае 1981 года на XI фестивале молодых кинематографистов в Москве получил главный приз, призы «За лучшую мужскую роль», «За лучшую музыку». В 1982 году на Филиппинах, на Международном кинофестивале в Маниле, он взял призы «За режиссуру», «За лучшую мужскую роль» и приз кинокритики ФИПРЕССИ.
Так о Тыко Вылке узнал весь мир.

Вячеслав Корепанов

"Няръяна вындер" ("Красный тундровик"). Выпуск от 19 февраля 2011 г.
www.nvinder.ru
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Пт Мар 18, 2011 01:17    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Да, в нашей окружной газете "Наръяна Вындер" ( Красный
тундровик ) от 19.02.2011г. есть этот материал о съемке фильма
" Великий самоед ", и фильм этот видел в нашем ДК пос. Красное.
Когда я начинал учиться в школе в Белушье (1944г.), Т-Вылке
уже было 58, а когда уезжал с Н-Земли (1953г.) ему было 67.
Помню его пожилым тучным человеком. А недавно по телепрограмме
Поморье показали Т-Вылку в Н-Маре, не знаю какой год, тут он
выглядит деловой, подвижный, интересный. Ну, а фильм, кто не жил
в то время на Н-Земле, тем, конечно, все должно казаться интересно.
А мне природа, она и есть природа, а игра актеров- все как-то
наивно, все не так. Конечно, любой режиссер не может восппрои-
звести в точности как было. На то и кино.

Валерьян. Новоземелец 1936-1953г.г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Вениамин Попов

лейтенант
лейтенант


Зарегистрирован: 17.03.2011
Сообщения: 266
Откуда: Россия Северо-западный ФО г Вологда

СообщениеДобавлено: Пт Мар 09, 2012 20:21    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Согласен,жизнь есть жизнь и вернуть события тех дней невозможно,а кино, это желание отдельно взятого человека приблизить события тех дней к действительности. А главным судьёй этого фильма может быть лишь тот человек, который видел всё это собственными глазами!!!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Сб Мар 10, 2012 10:39    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Как вспоминает промышленник Лодыгин, Т-Вылка в 1932 году,
(46лет ) уже по факториям, охотизбушкам не ездил, охотой не зани-
мался, так для себя изловит пару песцов да добудет пару нерпей.
Жил на зарплату "президента". Ездили другие. Помню к нам на Круг-
лое приезжал П. Зыков служащий Промконторы, решались вопросы
промысла, заодно и островного совета. Дочка Зыкова Алла училась
с нами играла на трофйном аккордеоне "катюшу", исполняла-ли еще
что-либо, не помню, но обладателем этого инструмента потом стал
Толя Журавлев у которого никакая музыка не родилась.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Сб Авг 25, 2012 20:34    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Великий самоед на большом экране и за кадром.


Великий самоед

Dizais ziemelnieks



Мы все воспринимали свое скромное участие в создании фильма «Великий самоед» не как возможность заработать на этом и не как возможность публично показать свою исключительную роль в его создании. Во-первых, нам было интересно, во-вторых, мы воспринимали это как возможность бескорыстно участвовать, в меру своих возможностей, в создании первого художественного фильма о наших земляках новоземельцах для того, чтобы средствами кино донести до широких слоев населения страны доб-рую, благодарную память о славном сыне ненецкого народа Илье Константиновиче (.

По замыслу режиссера, в фильме «» необходимо было показать роль в создании новоземельской школы. Этот вопрос нелегко решался в то время, многие родители были против того, чтобы дети учились и длительное время жили от них отдельно. Надо было показать собрание жителей по вопросу, нужна или нет школа на .

Съемки проходили в одном из павильонов «» во время зимних каникул школьников. Большая группа учащихся из школы-интерната во главе с учителем Ниной Василь-евной Алсуфьевой специально прилетели в Москву. С собой везли собранные работником окрисполкома В.К. Корепановым в Хонгурее, Нельмином Носе и поселке Красное малицы, паницы и пимы, упакованные в большие, но легкие узлы.

Мы поразили встречающую нас в Москве работницу «Мосфильма» тем, что наши дети, схватив эти огромные узлы быстро и сноровисто понесли их к автобусу, а она в ужасе побежала их останавливать и кричала на нас, что дети надорвутся и мы будем за это отвечать. Но мы быстро растолковали москвичке, что меховая одежда не бывает тяжелой, иначе в ней не походишь и не поработаешь в тундре.

Сцена «Новоземельская школа» снималась в специально оборудованном павиль-оне «». Делали несколько дублей. Наши артисты были в малицах и паницах, было жарко и душно, но все юные актеры мужественно терпели неудобства и старательно исполняли все задания режиссера и его помощников. Наверно, всем запомнился в этом эпизоде старый островитянин, который знал, что такое электричество. Его роль удачно сыграл .

Перед съемками вдруг выяснилось, что не хватает людей с ненецкой внешностью. Я предложил свою помощь. Съездил в при и привез на двух такси слушателей, согласившихся сниматься в кино. На проходной вдруг выяснилось, что один из них иностранец - монгол, но удалось уговорить охрану и его пропустили, сказав нам, что все равно мы все похожи. На роль мальчика, который в фильме показывал физический опыт с электричеством, был приглашен сын руководителя представительства . В съемках эпизода «Новоземельская школа» приняли участие представители разных народов нашей страны - ненцы, русские, казахи, якуты, тувинцы, буряты и даже монгол. Да и сам фильм был об истинной бескорыстной дружбе разных народов.

Наши дети впервые увидели, как «делают» кино. Из своего опыта они вынесли основной урок о том, что величайшее изобретение человечества основано на обмане. Раньше в кино им все представлялось очень жизненными и реальными. Но уже в эпизоде «Новоземельская школа» они увидели не настоящую школу, а бутафорию: полку с книгами на французском языке, искусственный иней на стенах, что должно было изображать в помещении холод, а на самом деле все потели в меховой одежде и изнывали от жары.

Особенно их поразила, увиденная во время ужина в буфете сцена, когда в перерыве между съемками какого-то фильма о войне заключенные в полосатых робах отталкивали в очереди к буфетчице эсэсовцев в черных мундирах, а потом они вместе мирно жевали за столами бутерброды. «Сейчас опять будут притворяться голодными, а те прикладами автоматов будут их бить», - шептались между собой наши маленькие актеры.

Надо отдать должное руководству «» и главному режиссеру А.Кордону, которые сумели организовать несколько дней интересного досуга для детей в Москве. Школьники побывали и фотографировались на , в зоопарке, около , на ВДНХ, где среди прочих достопримечательностей посетили круговую кинопанораму, которая большинству не понравилась, т.к. нужно было постоянно крутить головой вокруг, а это, по их мнению, было крайне неудобно. Побывали на Новогоднем утреннике в Лужниках и получили праздничные подарки.

Самый младший артист жил со мной в одном номере и, пользуясь моим отсутствием, в полной мере использовал благо цивилизации - ванну, которую заполнил до краев и устроил там плавание с прыжками в воду. Поздно вечером пришлось мне с администраторшей срочно убирать потоп местного значения, пока не залили водой нижние этажи гостиницы.

В завершение все, кто участвовал в съемках сцен новоземельской школы, кто работал над фильмом, дружно собрались и сфотографировались на память. Это был один из прекрасных, светлых мгновений единения разных людей, выполнивших важное и очень нужное дело - увековечивание памяти прекрасного человека Земли - Ильи Константиновича (. Могу уверенно сказать, что эта поездка в Москву, участие в съемках фильма о Тыко Вылке осталась в памяти детей как яркое и неповторимое событие. Об этом свидетельствуют неоднократные встречи с теми, кто участвовал в съемках фильма. Уже будучи взрослыми людьми, они вспоминали свои впечатления и радовались тому, что им удалось сниматься в кино о легендарном земляке.

После окончания съемок и монтажа фильма шла большая работа по его озвучиванию. Некоторые эпизоды необходимо было озвучить на ненецком языке. Для этого были приглашены на «» Майя Николаевна Ледкова - методист ненецкого языка отдела народного образования округа, Роза Ивановна Канюкова - прекрасный знаток, опытный учитель ненецкого языка, Сергей Артемьевич Ледков - работник милиции, - преподаватель школы-интерната и автор данной статьи.

Мы близко знали друг друга, у нас сразу сложились очень теплые отношения с Нуржиманом Ихтымбаевым и Расулом Укачиным, которые играли в фильме роль . Поэтому на озвучивании всегда царила удивительно доброжелательная и творческая атмосфера.

Мы подыскивали наиболее удачные и выразительные выражения, на ходу учились играть голосом, интонацией, стремились улавливать и передавать артикуляцию, движение губ актеров в фильме. Особенно удачно это получалось у Майи Николаевны, которая обладала прекрасным тембром голоса, имела опыт работы диктора на окружном радиовещании. сразу это заметил и восхищался ее артистичностью, умением тонко и талантливо голосом воплощаться в героев фильма. Он очень сожалел, что она не поступила в свое время на театральное отделение, поскольку увидел, что у нее явный артистический дар, с которым она имела бы несомненный успех и на сцене и в кино.

О съемках эпизодов фильма «Новоземельская школа», о впечатлениях участников - об этом жители округа узнали из обстоятельных репортажей с Нуржиманом Ихтымбаевым, с режиссером А. Кордоном, с Ниной Алсуфьевой, с некоторыми юными актерами из школы-интерната подготовленном, Л.Ю. Корепановой на окружном радио. А после выхода фильма на экраны была проведена презентация в кинотеатре «Арктика». В ней приняли участие и новоземельцы - дочь Т. Вылки Ольга Анд-реевна Ледкова, супруги Ледковы, учительница Л.В. Бурдикова, а также некоторые участники съемок фильма из округа.

Иван Ледков


http://www.nvinder.ru/?t=sm&d=3&m=03&y=2011&n=9


Последний раз редактировалось: Fisch (Чт Янв 28, 2016 23:27), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Сб Авг 25, 2012 20:46    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Как снимался «Великий самоед». Версия режиссера тридцать лет спустя



В последний раз Аркадий Кордон бывал в Нарьян-Маре в мае 1981 года. Тогда в столице Заполярья состоялась премьера его фильма «Великий самоед» о выдающемся представителе ненецкого народа, государственном деятеле, незаурядном живописце и сказителе Тыко Вылке.

История талантливого и благородного Вылки имела оглушительный успех. Картина полюбилась не только жителям Ненецкого округа, но и всему многонацио-нальному Советскому Союзу. В 1981 году на XI фестивале молодых кинематографистов в Москве фильм получил призы «За лучшую мужскую роль», «За лучшую музыку», а годом позже на международном кинофестивале в Маниле он был удостоен наград: «За режиссуру», «За лучшую мужскую роль» и приза кинокритики ФИПРЕССИ. Так о Тыко Вылке узнал весь мир.

На дворе двадцать первый век. «Великий самоед» давно в истории советского кинематографа. Тем не менее, на показе фильма, который проходил 28 февраля в КДЦ «Арктика» под эгидой Дня холода, был аншлаг. К имени Тыко Вылки относятся с почтением не только окружные старожилы, многие из которых были с ним знакомы, но и молодое поколение. А тот факт, что о знаменитом самоеде снят целый двухсерийный художественный фильм, является великой гордостью Ненецкого округа.

На показе присутствовал и Аркадий Кордон. Спустя тридцать лет режиссер снова приехал в НАО. Аркадий Самойлович встретился со старыми друзьями, а также заглянул в редакцию «Няръяна вындер», где поделился воспоминаниями о работе над «Великим Самоедом»:

- На Мосфильме мне сказали снять какую-нибудь картину на современную тему. Иначе, говорят, на киностудии мне не работать. Современными темами в 70-е годы считались истории о парторгах, директорах заводов, колхозах. Но мне удалось выкрутиться.

- Я тогда перечитывал Юрия Казакова. Наткнулся на очерк о Тыко Вылке и, что называется, проникся. Мне показалось интересным рассказать о народе, жизнь которого - тундра, чумы, олени, отсутствие всяких благ цивилизации. Помните, как у Маркеса в романе «Сто лет одиночества», где люди живут в отдаленной деревушке и изобретают колесо, которое уже придумали до них лет двести назад? Ненцы так бы и жили веками, не вмешайся «белый человек».

* * *

- Я познакомился с Казаковым. Мы вместе написали сценарную заявку. Во властных кругах считали, что прозаик Юрий Казаков страдает, как тогда говорили, политической близорукостью. Однако, совершенно неожиданно нашу заявку приняли. Хочу заметить, что в те времена на Мосфильме работало много замечательных людей, которые вопреки цензуре творили искусство. Благодаря этим людям и родилось великое советское кино.

* * *

- Приближалось 60-летие СССР, и мой проект стал обрастать политическими одеждами. От нас ждали идеологической картины, ведь Тыко Вылка был председателем островного совета Новой Земли. Мы же хотели представить его, в первую очередь, как талантливого художника и человека с большой буквы. Приходилось сопоставлять две вещи: не дать повода заподозрить себя в конъюнктуре, что считалось неприличным, и одновременно попытаться показать Тыко Вылку не только как живописца с чистой душой ребенка, но и как государственного деятеля.

* * *

- Сценарий писали долго. Я и Казаков трижды ездили на Север. Необходимо было погрузиться в материал. Я пропадал в Ленинской библиотеке, читал о путешествиях норвежцев, известного исследователя Севера Русанова, который, к слову сказать, был другом Тыко Вылки, а следовательно, и героем моего будущего фильма, часами бродил по музею Арктики. Это дало некую духовную составляющую, которая позже вылилась в искусство. Когда ты работаешь с композитором, такая духовная накачка отражается в музыке, наполняя ее нотами северных широт, сурового климата, выживания, когда с оператором - в картинке, передающей ощущение холодного воздуха Новой Земли.

- Мы приехали в Нарьян-Мар, и я познакомился с Вячеславом Корепановым. Он тогда работал председателем Колгуевского островного совета и здорово нам помог. Честно признаться, при первой нашей встрече я ожидал увидеть ненца в унтах и малице, с ножом за поясом, похожего на Тыко Вылку, а вышел аккуратный интеллигентный человек в очках и костюме.

* * *

- Новая Земля в то время считалась закрытой территорией. Там располагался ядерный полигон. Необходимо было послать запрос в главный штаб военного флота СССР и получить разрешение на съемки. К тому моменту подготовительный период шел полным ходом. Были подобраны актеры, потрачены деньги. И вот, приходит ответ из главного штаба: съемки на Новой Земле запретить, фильм нежелателен, и название «Новая Земля» не упоминать. Я, конечно, понимаю, что архипелаг - место закрытое, но как можно приказывать не упоминать названия, которое есть на всех картах мира?! В общем, глупость, возведенная в норму.

- Заместитель директора Мосфильма, разводя руками, говорил, что нас, как ни жалей, а закрыть придется. Я обратился к своему художнику-постановщику Дмитрию Богородскому. Митькин папа в прошлом служил на флоте и во времена революции пересекался с Горшковым, который к концу семидесятых был уже адмиралом флота и главкомом. Через знакомых мы достучались до Горшкова и попросили разрешения не только продолжать работу над фильмом, но и частично снимать на Новой Земле. Сергей Георгиевич пригласил нас к себе. Поехали генеральный директор Мосфильма Николай Сизов, заместитель главного редактора киностудии Нина Глаголева и я. Горшков, помню, сидел в огромном кабинете, в его руках была длинная указка, а рядом висела карта мира, где крестиками отмечены места расположения наших стратегических подводных лодок по всему мировому океану. Адмирал спросил у Сизова: «Вы охотник?» Тот ответил, что да. Тогда Горшков говорит: «Там столько гусей на Новой Земле, их палкой можно бить». Разрешение было у нас в кармане.

* * *

- Зачастую мы были ограничены во времени и средствах. Чтобы снять тот или иной эпизод, приходилось выдумывать интересные маневры. Например, всплытие подводной лодки и высадку солдат вермахта мы снимали на базе ВМФ в Мурманске. Кто же пошлет боевую субмарину в плавание ради кино! А бой с немецким десантом снимался уже под Москвой, где были и пиротехники, и оружие. Помните эпизод, когда Тыко Вылка на скале рисует свою первую картину? Актер растирал глину, делая краски, будучи еще на Новой Земле, а рисовал уже на скалах Алупки. Из-за климатических особенностей мы не успели отснять до конца момент рождения первой художественной работы Вылки. Пришлось ехать на юг. Но ничего, смотрится, как будто все действие происходит на Новой Земле и нигде больше. Да и отдохнули неплохо.

* * *

- Я хотел, чтобы в сцене рождения Тыко Вылки героиня говорила на ненецком языке. Помните, она молится богам, ходит вокруг чума, бьет в бубен. У нее низкий грубоватый голос. Играла одна бурятская актриса. Типаж был отменный. И вот, текст, который она говорила, нужно было перевести с русского на ненецкий язык. В качестве переводчиц приехали две дамы из Ненецкого округа. Озвучивала знаменитая в то время московская актриса. Женщины из округа сидели вместе с нами в студии, следили за произношением актрисы и поправляли, если что не так. Задача была очень сложной. Ведь ненецкий язык для нее, как для меня китайский. Тем не менее, получилось довольно гладко. В конце работы одна из переводчиц возмущалась, что актриса говорит с печорским акцентом, а нужно с тиманским. А я сидел и думал: хорошо, что она вообще смогла говорить по-ненецки.

* * *

- Я счастлив, что мне довелось снимать фильм о таком человеке как Тыко Вылка. Его картины являют гармонию мира или, наоборот, противоречие, которое замерло в этой гармонии. Тыко будто задумывался, что будет когда истощатся ресурсы нашей планеты, и человечество вступит в последнюю схватку со стихией. И даже, когда он немного отошел от живописи и занялся политической деятельностью, Вылка все равно оставался художником, который пришел в наш мир не для того, чтобы строить карьеру, а служить людям, делать их жизнь лучше. На Новой Земле появилось здравоохранение, люди стали меньше умирать. Все это - достоверные факты. Он не был чиновником в сегодняшнем понимании этого слова. В наше время люди зачастую идут на государственную службу ради материальных благ, статуса, черных тонированных автомобилей, серебряных гербовых запонок, ради удовлетворения собственной гордыни. Печально... Гордыня - отвратительное качество.

Иван Леонидов


http://www.nvinder.ru/?t=sm&d=3&m=03&y=2012&n=9
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Пн Янв 25, 2016 16:11    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой



Советская молодежь №13 1982
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Чт Янв 28, 2016 23:00    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Телеканал «Север» начал работу над новым проектом о Тыко Вылке

В рамках уже объявленного Года российского кино в 2016 году, телеканал «Север» начинает работу над небывалым проектом в истории Ненецкого автономного округа с рабочим названием «Солнечный снег».

По мнению выдающегося русского писателя и одного из сценаристов фильма «Великий самоед», Юрия Казакова, удивительная история мальчика с Новой Земли дореволюционной России, ставшего замечательным художником, исследователем Арктики и незаурядным общественным деятелем, просто невероятна.

И я восславлю Тыко Вылку,
Пускай он ложку или вилку,
Держать, как надо не умел.
Зато он кисть держал, как надо,
Зато себя держал, как надо,
Вот редкость – гордость он имел.
Евгений Евтушенко.

Образ художника — самородка с Новой Земли захватил Аркадия Кордона и он предпринял невероятное путешествие в Арктику, где снимались многие эпизоды картины, кстати, с участием и жителей Нарьян-Мара, Амдермы и других населенных пунктов округа.
Зрителей телеканала «Север» ждет интересное путешествие в мир «Великого самоеда», забавные и драматические подробности съемок фильма о нем, а также встречи с участниками и актерами кинокартины.
И, конечно, запустить новый проект о том, как снималась кинокартина, нас побудила и замечательная дата — 26 февраля 2016 года, когда вся культурная общественность Севера отметит 130-летие Ильи Константиновича Тыко Вылки, гениального сына ненецкого народа, которого в советские времена в Кремле именовали не иначе, как Президентом Новой Земли.

https://youtu.be/IvSHJPKqRNE
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Новая Земля -> Исторический зал Новой Земли Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Каталог webplus.info

©   Автор логотипа форума - Нина Кузьмина