Список форумов Новая Земля

Новая Земля
форум о её людях, природе, истории
 

РегистрацияРегистрация    ПрофильПрофиль  ПользователиПользователи  Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения  ВходВход

Наша Новая Земля (книга воспоминаний)
На страницу 1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Новая Земля -> Исторический зал Новой Земли
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Дмитрий

контр-адмирал
контр-адмирал


Зарегистрирован: 01.02.2009
Сообщения: 2113
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Вт Июн 16, 2020 18:47    Заголовок сообщения: Re: Содержание ветки форума
Ответить с цитатой

SGolovnev писал(а):
А книгу советую прочитать. Уверен, что каждый найдет в ней много интересного для себя.


Так может пришло время 1-ю книгу, по главам, начать выкладывать на форум?
И начать с главы «Пожары» написанную Станиславом Юльевичем Кузнецовым (заочно с ним знакомы все форумчане).
В этой главе, на мой взгляд, есть все «прелести» службы на Новой Земле показанные через службу в пожарной части. Погода, катастрофический некомплект л/с, проблемы с техникой, наплевательское отношение к своим служебным обязанностям (матросы на ДЭС 2 не обучены действия в аварийной ситуации, аварийный выход завален, деревянные мостки под насосами на водозаборе и т.д.) и закономерный результат – гибель матроса, а после пожара на водозаборе – мостки сгорели и насосы утонули в озере, жизнеобеспечение Белушки. И при этом самоотверженная работа врачей в госпитале. При свете керосиновых ламп осматривали и оказывали мед. помощь пострадавшим при пожаре на ДЭС 2. А сколько вызовов у пожарных за сутки, от задымления в жилом доме (у заболтавшейся хозяйки кастрюлька на плите сгорела) до серьезного пожара, как на ДЭС 2. Сродни ЗРВ ПВО – завыла сирена приведения в готовность № 1, бежишь на свое место по боевому расписанию и не знаешь, что там летит, РС-135, борт с Архангельска или контрольная цель.

p.s. как хорошо что за время моей службы на дивизионе не было пожаров а то, как видно из статьи, основным способом тушения было – дать полностью сгореть и залить тлеющие угли.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
vladiz.

бруссельский тролль
бруссельский тролль


Зарегистрирован: 31.12.2015
Сообщения: 644

СообщениеДобавлено: Ср Июн 17, 2020 18:44    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

---Вижу Дима ты пытался выложить чужую книгу в интернет?
--- Откуда ты знаешь?
--- Да у тебя синяк под глазом

crazy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дмитрий

контр-адмирал
контр-адмирал


Зарегистрирован: 01.02.2009
Сообщения: 2113
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Ср Июн 17, 2020 19:57    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Ты ошибаешься, Володя. Просто я читал 1-ю книгу. И если бы я захотел её выложить в интернет, она бы уже была в сети.
Но, видишь ли, мне воспитание (не закон об авторском праве) не позволяет это сделать. Поэтому ты и видишь в предыдущем моем сообщении знак вопроса.
Кстати, у тебя также есть возможность прочитать 1-ю книгу. Требуется, всего навсего, обратится к Сергею.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
SGolovnev

старший мичман
старший мичман


Зарегистрирован: 04.11.2019
Сообщения: 136

СообщениеДобавлено: Чт Июн 18, 2020 08:32    Заголовок сообщения: Про возраст книг
Ответить с цитатой

Переклинило что-то на параллелях с детям и внуками. К какой-то момент они вырастают и ты становишься им не нужен. В более мягкой форме - начинают жить своей жизнью. Примерно так же происходит и с книгами. Не могу сказать, что судьба первой книги мне неинтересно, тем более, что у нас не получилось решить вопрос с её переизданием. Но сейчас на горизонте уже появилось третья и сопутствующий ей издательсько-редакторский зуд. Дмитрий, если у тебя есть желание, выкладывай отдельные главы. Смотришь, пока Володя доедет до Валентина, первую книгу уже прочитает.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дмитрий

контр-адмирал
контр-адмирал


Зарегистрирован: 01.02.2009
Сообщения: 2113
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Чт Июн 18, 2020 14:11    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой


Станислав Юльевич Кузнецов – майор запаса, проходил службу на Новой Земле с 1990 по 2000 год в службе противопожарной защиты и спасательных работ (сначала инспектор, с 1995 года – начальник) войсковой части 77510.

Пожары.

Родился я в 1969 году в городе Кронштадт. По окончании средней школы в 1986 году поступил в Тольяттинское высшее военное командное строительное училище на факультет «Пожарная техника и безопасность», после выпуска из которого был направлен в войсковую часть 77510.

Служба противопожарной защиты и спасательных работ войсковой части 77510 была главной структурой по пожарам в гарнизоне. По специальности (а не в командном отношении) на нее замыкались пожарные команды Белушьей Губы и Рогачёва, пожарные расчеты поселка Северный, 2-й площадки, склада жидкого топлива и даже ПВО. Служба состояла из начальника, майора В. Семенко, и инспектора, старшего лейтенанта С. Кузнецова, то бишь меня.

Я хочу рассказать о событиях, которые произошли 4 января 1994 года, и о том, что им предшествовало. Пожарная команда 77510 (полное название – военная команда противопожарной защиты и спасательных работ) на тот момент времени была без начальника, старый ушел три месяца назад, новый, прапорщик С. Синицын, только приехал. Формально ею руководил техник – старший прапорщик Ф. Лягуцкий, находившийся в отпуске на Большой земле, а фактически – мы с Семенко и Синицыным. По состоянию на начало 1994 года некомплект личного состава в пожарной команде Белушьей Губы составлял 3/4.

Это было связано с одновременным увольнением матросов, прослуживших полтора и два года. Из 16 человек по штату осталось 4, двое толковых контрактников (сержанты А. Корчагин и А. Макеенков) и два брата башкира. Службу им приходилось нести через сутки, один дежурный, один дневальный. Перед самым Новым годом пришло молодое пополнение до полного комплекта, но они были не обучены, не допущены, то есть на пожары выезжать – выезжали, но к огню их на пушечный выстрел не пускали…

День 4 января 1994 года в Белушьей Губе выдался расслабляюще-томным – люди после новогодних праздников только-только стали при ходить в себя. А тут еще на улице свирепствует жесткий 1-й вариант (до 30 по температуре и силе ветра), низовая метель, правда, при видимостив 50–100 метров. Так что народ продолжал отдыхать дома.
А вот пожарной команде не повезло с самого утра. Первый выезд на задымление в подъезде дома на Снежной случился в 10.20. Ничего серьезного, единственный ущерб – сгоревшая на плите кастрюля. Вскоре боевой расчет вернулся в команду. В районе 14–15 часов поступил следующий вызов о пожаре на центральном материальном складе Спецстроя. Горело пустующее деревянное здание бывшего склада. При силе ветра до 30 м/с тушить его было мартышкиным трудом – ветер раздувал огонь, как в кузнечных мехах. Искры от пожара разлетались на расстояние более 100 метров, поэтому было принято решение защищать от разлетающихся искр соседние деревянные строения, а здание должно было догореть само.

В течение четырех часов две пожарные машины, сменяя друг друга, проливали водой соседние здания. Однако, из-за тяжелых погодных условий, длительного нахождения на морозе и сильном ветре у одной из машин замерз передний мост, и отвалилось левое колесо вместе соступицей. Автоцистерна выбыла из строя. К 19 часам здание почти догорело, и, хотя его тление продолжалось еще сутки, угрозы соседним зданиям не было. Вторая пожарная автоцистерна убыла в пожарную команду, где пожарный расчет стал приводить ее в готовность к следующему выезду.

И этот вызов не заставил себя ждать. На телефонное сообщение «Горит ДЭС-2!» первой выехал ГТС с двумя воздушно-пенными огнетушителями ОВП-100 и пожарным расчетом во главе с начальником службы майором В. Семенко. Следом отправилась пожарная автоцистерна. По прибытии ГТС к месту пожара выяснилось, что огнем охвачен весь машинный зал станции (тушение огнетушителями в этом случае уподобилось бы выстрелу из рогатки по слону), а личный состав смены ДЭС-2 сгруппировался на улице у административной пристройки. Как оказалось, матросы, находившиеся в спальном помещении станции на верхнем этаже, сразу были отрезаны огнем от основного выхода. Никто сейчас не ответит на вопрос, почему они не воспользовались наружной лестницей запасного выхода в административной пристройке. Паника ли была тому виной или отсутствие руководства со стороны начальника смены? Им пришлось выпрыгивать из окон в сугробы с достаточно жестким настом. У кого-то этополучилось более, у кого-то – менее удачно. Многие кашляли, надышавшись продуктами горения. Были среди них и обожженные, и просто закопченные. Бойцов с жалобами на здоровье посадили в ГТС и отправили в госпиталь, остальных разместили в соседней ДЭС-3.

Пожарная машина, следовавшая за ГТС, до станции не доехала, встала на возвышенности у базового склада ГСМ. Из-за длительного пребывания на морозе у нее перемерзли топливопроводы, а с неработающим двигателем она никак не могла дать воду. Спустя 5–10 минут после остановки машины со стороны ДЭС прозвучал хлопок, и на темном здании станции стал виден ярко-красный огонь: это рухнула стенка между машинным залом и административной пристройкой,которая была ниже машзала метров на шесть.

С получением сигнала о пожаре в пожарной команде его репетовали оперативному дежурному по полигону и тот, в свою очередь, привел в действие силы и средства согласно плану противопожарной защиты.

К месту пожара были направлены дополнительные средства. Минут через 30 прибыли пожарные машины из Рогачёва (старший – техник пожарной команды прапорщик Ю. Герасименко), 2-й площадки, бульдозер ЭТБ, дотащивший замерзшую пожарную автоцистерну до ДЭС. Тогда же прибыло командование полигона. Тушить к этому времени было уже бесполезно.

По горячим следам было установлено, что личный состав дежурной смены в наличии, за исключением матроса Ланцова. Тушение пожара штатной системой пожаротушения ДЭС могло представлять опасность для матроса, который, возможно, находился в помещении, неохваченном огнем (приведение в действие огнегасительного средства СПТ фреона разрешено при полном отсутствии людей на горящем объекте).

Было принято решение ждать, когда сила и площадь пожара в машинном зале уменьшатся, выставить посты наблюдения для предотвращения перекидывания огня на ДЭС-3, силы и средства, незадействованные в тушении пожара, направить в места дислокации. До утра на всякий случай оставили рогачёвскую пожарную машину и бульдозер.

Пожар на ДЭС-2 утих только через 1,5 суток. Периодически в течение недели ветер неутихающего «варианта» раздувал пожар на крыше административного здания, которое неоднократно пришлось проливать пожарной команде. Пожарная машина, замерзшая у ДЭС, была отбуксирована в пожарную команду для отогрева; следует отметить, что стенки цистерны с водой изнутри покрылись 15-сантиметровой наледью. За ночь машина была приведена в рабочее состояние, вторую отремонтировали за трое суток.

Обгоревший труп матроса Ланцова был найден после трехдневных поисков внутри станции у запасного выхода под обломками штукатурки. Комиссия по расследованию пожара, прилетевшая из Североморска, не смогла сделать однозначных выводов о его причине. Наиболее вероятными остались версии о коротком замыкании электрооборудования и отогреве системы отопления машзала открытым огнем. По итогам пожара был издан приказ командующего СФ с раздачей «пряников» по всей командно-эксплуатационной цепочке.

Последствия пожара «аукнулись» всему гарнизону. Сразу же без света остался госпиталь, куда отправили на ГТС матросов с жалобами на здоровье. Резервная ПЭС-200 по закону подлости не запустилась, докторам пришлось осматривать бойцов и оказывать им помощь при свете керосиновых ламп. И фонариков! Представляю, каково им было в этой темноте разбираться, где копоть с сажей, а где ожоги пламенем! В последующем дефицит электроэнергии существенно сказался и на жилом фонде. О веерных отключениях электричества, которое по графику подавалось в определенные дома, в Белушьей Губе узнали гораздо раньше, чем на Большой земле. Специфические погодные условия Новой Земли накладывают отпечаток абсолютно на все, происходящее на ней. Пожары - не исключение. Причем последствия могут не зависеть от его площади, как это было на ДЭС-2.

В 1990 году произошел пожар на другом объекте жизнеобеспечения – втором водоподъеме на озере Глубоком: в результате короткого замыкания загорелись и быстро прогорели мостки. Установленные на них насосы ушли под лед. Была полностью прекращена подача воды в Белушью Губу. Пожар с ограниченной площадью возгорания поставил гарнизон на грань выживания*.

К счастью, последствия описанной аварии, как, впрочем, и всех остальных, удалось преодолеть, через какое-то время поселок вернулся к нормальной жизни.

*Этот эпизод подробно описан в воспоминаниях А.Ф. Журавлева «Совершенно непростой 1990-й. Авария». – Прим. ред.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
vladiz.

бруссельский тролль
бруссельский тролль


Зарегистрирован: 31.12.2015
Сообщения: 644

СообщениеДобавлено: Пт Июн 19, 2020 01:22    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Мда! Два раза прочитал. Даже не задумывался тогда о пожарной безопасности. Помню, в роте был пожарный щит-), бочка с пожарной водой а в огнетушителях ставили брагу.
Январь, первый вариант, что может быть хуже? Интересно, в первый вариант нас не выпускали из казармы и смена на БД оставалась на второй срок. Для пожарной команды вариантов и ограничений не существовало?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
SGolovnev

старший мичман
старший мичман


Зарегистрирован: 04.11.2019
Сообщения: 136

СообщениеДобавлено: Пт Июн 19, 2020 09:05    Заголовок сообщения: Про штормовые готовности
Ответить с цитатой

Был приказ начальника гарнизона, назывался "Положение о штормовых готовностях". Он распространялся на всех без исключения. На объектах жизнеобеспечения и у дежурных служб был расписан свой алгоритм действий в таких условиях. Дежурному врачу, которым в день того пожара был я, пришлось вызывать усиление, находящимися по "Вьюге-1" в госпитале дежурными хирургом и терапевтом обойтись не удалось.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
iks

контр-адмирал
контр-адмирал


Зарегистрирован: 11.06.2007
Сообщения: 1973
Откуда: RIGA

СообщениеДобавлено: Пт Июн 19, 2020 10:02    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

На ПРЦ, смену по 1Варианту меняли.12 человек связывались веревкой и ползли по натянутому стальному тросу.Основная задача-добраться и отцепиться от этого троса.Один раз, чуть в "небытие"- в тундру не ушли Oops
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
vladiz.

бруссельский тролль
бруссельский тролль


Зарегистрирован: 31.12.2015
Сообщения: 644

СообщениеДобавлено: Пт Июн 19, 2020 11:01    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Ничего не понял. Пожарным и врачам-на них вариант не распространялся ? Это же форменное, в большинстве случаев самоубийство.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
SGolovnev

старший мичман
старший мичман


Зарегистрирован: 04.11.2019
Сообщения: 136

СообщениеДобавлено: Пт Июн 19, 2020 12:35    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Нет, на самоубийство это было непохоже. Неоказание неотложной медицинской помощи - вот это со всеми вытекающими. Аппендицит ждать конца варианта не будет. В 1994 году они были длиннющие, по две недели держались. И с пожарами тоже самое. И еще много-много с чем!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Newlander

Администратор сайта
Администратор сайта


Зарегистрирован: 08.06.2007
Сообщения: 2698

СообщениеДобавлено: Пт Июн 19, 2020 12:36    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

vladiz. писал(а):
Ничего не понял. Пожарным и врачам-на них вариант не распространялся ? Это же форменное, в большинстве случаев самоубийство.
По встречке ездить тоже вроде как самоубийственно, но пожарным, врачам и другим с мигалками иногда приходится.
Smile
По разрешению Дежурного по гарнизону (ОД-77510) выходила на маршрут и другая техника, поскольку надо менять и кормить смены на разных объектах. Пешком, в связке, в столовую личный состав приходилось отправлять.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
vladiz.

бруссельский тролль
бруссельский тролль


Зарегистрирован: 31.12.2015
Сообщения: 644

СообщениеДобавлено: Пт Июн 19, 2020 12:43    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Так!!, прямого ответа нет. Т.е. в вариант выходить нельзя, но если очень хочется, или надо- то можно. Smile
По мне так- выйти на помощь в первый вариант- это отправить баркас на помощь тонущему судну у скалистых берегов в сильнейший шторм. Будем,скорее всего наблюдать за гибелью обоих.
Все же господин Кузнецов прояснит ситуацию, можно ли было выезжать на пожар и вообще производить какие то наружные действия при обьявлении варианта номер 1?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Эжен

капитан 3 ранга
капитан 3 ранга


Зарегистрирован: 10.11.2015
Сообщения: 659
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: Пт Июн 19, 2020 13:59    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

iks писал(а):
На ПРЦ, смену по 1Варианту меняли.12 человек связывались веревкой и ползли по натянутому стальному тросу.Основная задача-добраться и отцепиться от этого троса.Один раз, чуть в "небытие"- в тундру не ушли Oops


При мне серый кот регулярно сопровождал смены на дежурство и обратно, независимо от погоды. Радости для бойцов было мало, в вариант от него оставались лужи на центре или на кровати в казарме.
Странно, расстояние от казармы до КП пару десятков шагов, а Недельницын "берёг" своих подчинённых и на "верную смерть" не пускал.
Сам, наверное, дежурил неделями без замены за всё радиобюро?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
vladiz.

бруссельский тролль
бруссельский тролль


Зарегистрирован: 31.12.2015
Сообщения: 644

СообщениеДобавлено: Пт Июн 19, 2020 14:48    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Мое видение вещей. Отцы -командиры, поправляйте если что-)
В вариант первый, а может и второй приказом командира гарнизона перемещение л/с было запрещено. Касалось это всех без исключения. Но..,как и всё на Руси- строгость российских законов смягчается необязательностью их выполнения-). Ездили ГТС-ки, тянули трос солдаты на БД, врачи пробивались в госпиталь. Все это- на собственный страх и риск. Отменить приказ вряд ли кто мог, даже устное распоряжение дежурного по гарнизону.
По мне- на случай варианта подразделение должно было спасаться собственными силами, в том числе по пожарной части. Усиление в виде дополнительного дневального, инструктаж с показом средств пожаротушения и взаимодействия с ним. Скальпель выдать наконец дежурному по роте на случай аппендицита-). Вариант- это не только ветер и температура- это полное отсуствие видимости, а если и видно что, то через минуту уже не видно. Это знаете лучше меня. Все это к чему- что описывал Станислав, это небольшого, а может и большого рода-подвиг. Спасение обьектов и л/с подвергая свои собственные смертельной опасности.
Зная наши ВС- в случае ЧП- вспомнили бы и об этом и у пожарной части перевернулся бы не один грузовик с «пряниками».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Newlander

Администратор сайта
Администратор сайта


Зарегистрирован: 08.06.2007
Сообщения: 2698

СообщениеДобавлено: Пт Июн 19, 2020 15:29    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

vladiz. писал(а):
Все же господин Кузнецов прояснит ситуацию, можно ли было выезжать на пожар и вообще производить какие то наружные действия при обьявлении варианта номер 1?
Вы меня троллите что ли? Не можно, а НУЖНО!
Тушение пожара, по всем руководящим документам, для пожарной команды является выполнением боевой задачи. В сложных погодных условиях добавляются определенные меры предосторожности. В приказе "О штормовых готовностях" они указаны.

Приведу в качестве примера выписку из нынешней инструкции по ШГ для МО Новая Земля:
Цитата:
2.6. По сигналу «Вьюга – 1»
...
- движение всех видов муниципального транспорта внутри городков и между ними запрещается. Транспорт находящийся на выезде, отзывается из рейса. Весь транспорт находится в муниципальном гараже, за исключением транспорта, обеспечивающего по решению Главы администрации доставку на работу муниципальных служащих и работников предприятий и учреждений, необходимых для обеспечения безопасности объектов администрации, муниципальных предприятий и учреждений. Этот транспорт используется только внутри городков в зависимости от фактической и прогнозируемой погоды с личного разрешения Главы администрации.
...
В приказе этот пункт был описан более развернуто.

vladiz. писал(а):
Все это к чему- что описывал Станислав, это небольшого, а может и большого рода-подвиг. Спасение обьектов и л/с подвергая свои собственные смертельной опасности.
Это не подвиг, а служба такая.
Во второй книжке другими авторами описывается много таких рабочих подвигов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
vladiz.

бруссельский тролль
бруссельский тролль


Зарегистрирован: 31.12.2015
Сообщения: 644

СообщениеДобавлено: Пт Июн 19, 2020 16:29    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Ну вот, наконец, как я без этого жил-)
По распоряжению администрации пожарный расчет и не только мог, обязан был выезжать на место даже при Вьюге 1.
Все же- про подвиг, не соглашусь. Служба разная бывает, кто то в наушниках в теплой бочке ее несет, кто то в темноте по первому варианту лезет в огонь. Я бы последним давал сразу орден, ибо второй возможности наградить может и не представится.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дмитрий

контр-адмирал
контр-адмирал


Зарегистрирован: 01.02.2009
Сообщения: 2113
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Пт Июн 19, 2020 21:33    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

vladiz. писал(а):
Служба разная бывает, кто то в наушниках в теплой бочке ее несет, кто то в темноте по первому варианту лезет в огонь...


Ты забыл про зенитные дивизионы, где независимо от погоды л/с бежит на свои боевые посты при приведении в готовность №1. И если первая батарея находится в кабинах, то стартовики на улице. А готовность может длиться долго. А штабной секретчик, одиночка по службе, в любую погоду и даже если на позиции замечен медведь идет один на КП дивизиона, например, сделать плановую замену кодирования сетки ПВО на планшете.
Как тебе здесь уже ответили – служба такая….
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
vladiz.

бруссельский тролль
бруссельский тролль


Зарегистрирован: 31.12.2015
Сообщения: 644

СообщениеДобавлено: Пт Июн 19, 2020 22:14    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Боевое дежурство- понятно, там предусмотрено, трос натянут или просто по стенке можно дойти. Но..сесть в машину, в глухую полярную ночь при Вьюге 1 и куда то поехать! Не представляю.Когда ног своих не видно, сплошная пелена, когда смерзаются от моргания веки...
Бог с ним, проехали. Давай Дима следующую часть-)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Дмитрий

контр-адмирал
контр-адмирал


Зарегистрирован: 01.02.2009
Сообщения: 2113
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Сб Июн 20, 2020 18:44    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой


Г.А. Кауров (1933-2007)

Георгий Алексеевич Кауров – капитан 1-го ранга в отставке. Службу на Новой Земле проходил с 1964 по 1975 год в НИЧ полигона. Принимал непосредственное участие в ядерных испытаниях как старший инженер-испытатель, начальник лаборатории, начальник 5-го отдела (радиационных исследований). В 1975 году был переведен в Москву, где руководил управлением того же профиля в ЦНИИ Службы специального контроля Министерства обороны. Участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной станции. После увольнения в 1988 году с военной службы работал в системе Минсредмаша (Минатома), в национальных и международ- ных организациях МАГАТЭ. В 1992 году был назначен начальником Управления по информации и связям с общественностью Минатома России, в дальнейшем – пресс-секретарем Министра РФ по атомной энергии. Ветеран подразделений особого риска, ветеран военной службы, ветеран атомной энергетики и промышленности. Кавалер орденов Красной Звезды, Мужества. Лауреат Государственной премии СССР. Кандидат технических наук, старший научный сотрудник.

ТРУД ИСПЫТАТЕЛЕЙ НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ
ЛЕГКИМ И БЕЗОПАСНЫМ.


Подготовка к ядерным испытаниям в 1969 году проходила весьма напряженно. Это было связано с тем, что возможности экспедиции горняков по проходке сразу двух штолен А-7 и А-9, в концевых боксах которых должны были быть взорваны ядерные заряды, являлись ограниченными. Приближалась зима. Погода на Новой Земле в последние три месяца года необычайно капризная, а продолжительность светового дня, так необходимого для работы вертолетов в сложных горных условиях Заполярья, становится очень короткой. В декабре на Новую Землю приходит полярная ночь. Поэтому Государственная комиссия, которую возглав-лял опытный и авторитетный специалист, начальник 5-го Главного управления Минсредмаша Георгий Александрович Цырков, мобилизовала все наличные силы горняков, военных строителей, моряков-испытателей на максимальное ускорение завершения строительства и обустройства штолен.

Штольни А-7 и А-9 были пройдены в горе Шелудивая; ее северный склон обращен к проливу Маточкин Шар, на берегу которого приютился поселок Северный (зона Д-9), западный – к реке Шумилиха, впадающей в пролив несколькими, в это время года неглубокими, рукавами. Геологическая структура горы Шелудивая похожа на слоеный пирог из разного вида сланцев, кварцитов, доломитов, известняков. Поэтому место размещения испытуемого заряда – так называемый концевой бокс, могло оказаться сооруженным в одной из этих пород. В 1969 году концевой бокс штольни А-7 был расположен в кварцитах, а концевой бокс штольни А-9 впервые в практике ядерных испытаний оказался в известняках.

У подножья восточного склона горы Шелудивая, между врезками штолен А-7 и А-9, были сооружены обвалованные грунтом специальные металлические сооружения, в которых на амортизаторах крепились регистраторы комплекса измерений. Сигналы, формируемые сотнями датчиков, установленных в непосредственной близости от ядерных зарядов, по всей длине штолен и на дневной поверхности, по кабелям транслировались в указанные сооружения, где развертки, получаемые на осциллографах, фотографировались. В то время еще не было фотопленок с сухим проявлением, если в сооружения поступали радиоактивные вещества, то фотопленки могли быть облучены («засвечены»), а драгоценная информация утеряна. Поэтому важнейшей задачей испытателей являлось быстрое (в течение 30–50 минут) извлечение материалов регистрации из сооружений и доставка их в фотолабораторию для проявления. Решение данной задачи возлагалось на группу «первого броска», которая формировалась из числа наиболее психически уравновешенных испытателей.

Погода 14 октября 1969 года была на редкость хорошей. Бушевавший предыдущие два дня циклон переместился в южную часть акватории Карского моря, обеспечив необходимое генеральное направление перемещения воздушных масс. В поселке Северный был штиль, а по долине реки наблюдалась еле заметная местная тяга в сторону пролива. В соответствии с планом проведения испытаний за несколько часов до взрыва теплоход «Татария», использовавшийся в качестве гостиницы, покинули члены Государственной комиссии, переехав на командный пункт руководства (КПР), который при проведении испытаний в горе Шелудивая размещался на Высоте 132, в 6 км от места взрыва. «Татария», приняв на борт испытателей, не занятых в непосредственном осуществлении взрыва, отошла от причала поселка Северный и встала в дрейф на траверсе разрушенного поселка Лагерный, в 15–20 километрах от места взрыва.

Высота 132 образует левый, противоположный горе Шелудивая, берег поймы реки Шумилиха. Она северным склоном плавно снижается к проливу Маточкин Шар. От КПР до уреза пролива не более 500 метров. Берег в этом месте пологий, а глубины пролива позволяют швартовку малых десантных судов, одно из которых предназначалось для эвакуации испытателей, в случае необходимости. Помимо командного пункта руководства на Высоте 132 размещались командные пункты связи, авиации, тыла и других служб, были оборудованы четыре площадки для вертолетов Ми-8, а также пункты санитарной обработки (палатка с горячим душем) и дезактивации техники. Для группы «первого броска» невдалеке от КПР размещалась колонна из пяти гусеничных машин высокой проходимости (ГТТ), способных в течение 10–15 минут доставить испытателей к приборным сооружениям, преодолев камнепады и завалы горной породы в случае их образования в результате взрыва.

В момент взрыва моторы ГТТ работали, а расчеты испытателей находились рядом с машинами. Посадка испытателей в ГТТ была проведена по команде командира группы «первого броска» Николая Волошина. Движение колонны к штольням было начато по приказу Г.А. Цыркова через 3 минуты после взрыва. Во главе колонны, на расстоянии около 100 метров от головной машины испытателей, следовала машина радиационной разведки.

В 1969 году командовать радиационной разведкой и обеспечивать радиационную безопасность во время работы испытателей в металлических сооружениях было поручено мне. Во время движения колонны наряду с непрерывными измерениями уровней радиации мы внимательно наблюдали за барражированием над горой вертолета-дозиметриста, который периодически подавал условные сигналы, свидетельствовавшие об отсутствии радиационной опасности. Через 41 минуту после взрыва все расчеты «первого броска», за исключением радиационной разведки, сняв материалы регистрации, покинули приустьевую площадку и, не подвергнувшись облучению, прибыли на Высоту 132.

В это время дозиметристы во главе с прекрасным специалистом капитаном Вячеславом Прониным проводили перезарядку регистрирующей аппаратуры, прямые измерения радиационной обстановки и параметров газовой среды в различных участках штолен. Если в штольне А-7 регистрирующая аппаратура показывала отсутствие радиоактивности, то в приустьевом участке штольни А-9 мощность дозы составляла десятки тысяч рентген в час и наблюдался рост давления и температуры. Вертолет-дозиметрист подал сигнал об обнаружении радиоактивности и, резко набрав высоту, скрылся за горой. На приустьевой площадке и в районе металлических сооружений начался рост уровней радиации. Мы срочно покинули приустьевую площадку при уровнях радиации на дневной поверхности около 5 рентген в час.

Прибыв на КПР, я доложил Г.А. Цыркову, что все испытатели покинули район штолен, а также о результатах радиационной разведки. В этот момент стоявший рядом с Цырковым член Госкомиссии, ныне всемирно известный геофизик, академик РАН Ю.А. Израэль произнес: «Авария! Выброс из штольни А-9!» Посмотрев в сторону штолен, я увидел, как над склоном горы поднималось газо-аэрозольное облако мышиного цвета. Достигнув высоты 100–150 метров, оно начало медленно перемещаться по долине реки в сторону КПР и в район нахождения малого десантного корабля (МДК), ожидавшего испытателей для их эвакуации на теплоход «Татария». Г.А. Цырков объявил срочную эвакуацию. К сожалению, за несколько минут до этого, строго по плану испытаний, с высоты взлетели вертолеты с небольшой группой испытателей, сопровождавших материалы регистрации. Единственным средством эвакуации оставался стоявший у берега МДК, в сторону которого перемещалась серое радиоактивное облако.

Получив команду о срочной эвакуации, электрики заглушили двигатели передвижных электростанций. В результате была выключена громкоговорящая трансляция, что привело к потере военными управляемости, и началось беспорядочное движение людей с высоты к МДК. Хотя картина с бегущими людьми и движущимися машинами напоминала панику, тем не менее, через 15 минут на борту МДК оказались почти все испытатели. К этому времени радиоактивное облако приблизилось к месту швартовки малого десантного корабля. Запахло сероводородом. Уровни радиации начали быстро возрастать, о чем я доложил Г.А. Цыркову. Георгий Александрович приказал мне сойти с корабля и передать контр-адмиралу В.К. Стешенко, находив-шемуся на берегу, его указание о необходимости немедленного отхода корабля от берега.

Когда я передал указание В.К. Стешенко, адмирал показал в сторону высоты, где бегало около десятка полураздетых людей, отрезанных от берега слоем серого радиоактивного тумана. Стало понятно, что адмирал не мог принять решение об отходе корабля, оставив этих людей в опасной зоне. Я предложил ему снять этих людей, прорвавшись на высоту на ГТТ, и уйти с ними в безопасный район тундры. Адмирал дал «добро». Взбежав на корабль и доложив Цыркову о решении адмирала, я дал своим дозиметристам команду покинуть корабль. В считанные секунды все они были уже в ГТТ.

Последний взгляд на корабль запечатлел пробирающегося к мостику адмирала и стоящего на нем, рядом с командиром МДК, капитана 1-го ранга Б.В. Замышляева (впоследствии – генерал-лейтенант, член-корреспондент Российской академии наук), действовавшего, как подобает флотскому офицеру, смело и решительно.

В тот момент уровень радиации составлял около 50 рентген в час. Нам необходимо было пересечь полосу радиоактивного смога и, выскочив на высоту, снять людей. Теперь все зависело от водителя ГТТ Миколы Кобелева и его машины. И Коля не подвел. Полосу смога мы пересекли примерно за 10 минут. Дозиметристы матросы Володя Смирнов и Миша Гельдт постоянно докладывали уровни радиации: «100... 150... 250 рентген в час...» Далее рентгенометры зашкалило, и я приказал их выключить, чтобы не смущали... Вскоре мы выскочили из полосы смога и к неописуемой радости забытых и перепуганных испытателей поднялись на высоту. Обстановка там была относительно нормальная, слегка попахивало сероводородом, а уровни радиации составляли несколько миллирентген в час.

Первое, что необходимо было предпринять – это успокоить своих новых подопечных. Как оказалось, в момент объявления эвакуации они мылись в палатке санитарной обработки и никаких сигналов и команд не слышали. Оставаться на Высоте 132 на ночь было опасно. Поэтому, забрав на КПР запасенные для руководителей деликатесы и термосы с кофе и чаем, а из моего сейфа канистру со спиртом, мы были готовы к длительному автономному пребыванию в тундре. На Высоте 132 мы пробыли около получаса. Все это время я с тревогой наблюдал за событиями, происходившими на Маточкином Шаре.

Отойдя от берега, МДК не смог оторваться от радиоактивного облака. В течение как минимум 40 минут корабль находился в нем. Лишь на траверсе реки Чиракина он вышел из облака, а затем пришвартовался к борту теплохода «Татария». К сожалению, по рассказам участников, некоторые руководители, поднявшись на борт теплохода, начали стягивать с себя меховые полушубки, унты, шапки и другие вещи и бросать их в воду. Их примеру последовали другие. Дело запахло паникой, что не могло в последующем не сказаться на психическом состоянии и здоровье некоторых участников событий.

У нас на Высоте 132 причин для паники не было. Неугомонный водитель Микола Кобелев сумел запустить еще один находящийся здесь ГТТ, на двух машинах мы покинули высоту и начали движение по берегу пролива в сторону мыса Столбового на побережье Баренцева моря. С момента аварии над кораблями и по пути движения нашего ГТТ в воздухе, на высоте 150–300 метров, вселяя в нас уверенность, барражировал самолет-лаборатория Ил-14. Его работой руководил любимец новоземельцев, весельчак и балагур, прекрасный ученый, профессор Александр Прессман. Пролетая над нами, Ил-14 покачал нам крыльями, а мы выпустили зеленую ракету, дав знать, что у нас все в порядке.

Примерно через 3 часа мы добрались до живописного места, где когда то зимовал известный художник А. Борисов. Невдалеке от развалин его избы нас поджидал вертолет Ми-8. Командир вертолета сообщил, что в Белушьей Губе очень обеспокоены аварией и даже готовят госпиталь для приема большого числа облученных. Отправив снятых с Высоты 132 испытателей на вертолете в Белушью и оставив ставший ненужным ГТТ у развалин дома Борисова, мы вскарабкались на мыс Столбовой. Там размещалась артиллерийская батарея, прикрывавшая вход в пролив Маточкин Шар. Командир батареи передал мне полученную с находящейся на прямой видимости «Татарии» светограмму адмирала Стешенко: «Каурову. Остались ли люди на Высоте?» Я доложил, что все люди с Высоты 132 сняты и отправлены вертолетом в Белушью. В ответ получил короткое: «Благодарю за службу!» После этого «Татария» снялась с дрейфа и взяла курс на Белушью. А гостеприимные артиллеристы уже топили нам баню, после которой накрыли стол и по традиции первый тост провозгласили: «За новый вклад наших ученых, инженеров, рабочих и военных в обороноспособность СССР!». Мы с удовольствием прослушали передачи «Голоса Америки» и Би-Би-Си, которые сообщили об очередном ядерном взрыве на Новой Земле, и испытали чувство причастности к очень необходимому для страны делу.

Рано утром, попрощавшись с артиллеристами, мы отправились в обратный путь. Встретив по дороге двух белых медведей и удачно форсировав реку Чиракина, мы поднялись на Высоту 132. Перед нами лежал поселок Северный, а по глади замерзшего пролива, словно мальчишки по накатанному льду, катались три белых медведя. Сразу понять медвежьи забавы было трудно. Лишь потом стало ясно, что медведи охотились за нерпой. Видя нерпу сквозь прозрачный лед, они мчались за ней по скользкому льду. Когда же нерпа меняла направление движения, медведи изо всех сил тормозили, продолжая при этом скользить по инерции. Беда наступала, если за этот короткий промежуток времени нерпа не успевала оказаться у одной из лунок и сделать выдох и вдох. Удар медвежьей лапы выбрасывал ее на лед, и начинался пир. Медвежью охоту прекратил лишь звук и вид нашего ГТТ, на котором мы с Прониным выехали для оценки обстановки в районе штолен.

Она, к нашему удивлению, оказалась нормальной. Стрекотала оставленная работать на время и после взрыва передвижная электростанция, которую тут же Кобелев дозаправил горючим. Наши приборы продолжали регистрировать уровни радиации и параметры газовой среды внутри штолен, на горе и в поселке. Мы поднялись на гору, осмотрели место прорыва радиоактивности. Им оказалась трещина шириной около двух метров и протяженностью до 10 метров. По-видимому, это был геологический разлом, залеченный глинкой трения, которая давлением газов была выброшена в атмосферу. Из трещины продолжал выходить теплый газ. Уровень радиации был около одного рентгена в час. В целом обстановка в районе испытаний была нормальной, но доложить об этом в Белушью мы не могли в течение последующих 5 суток.

Да, видимо, для руководства в этом и нужды не было. Ежедневно над нами пролетал самолет Прессмана, который, несомненно, регистрировал и докладывал обстановку. А в это время прибывшие в Белушью Губу на «Татарии» испытатели были госпитализированы. Уже через сутки некоторые из них были доставлены в Москву, в знаменитую 6-ю клинику Института биофизики, где их лечением занимались выдающиеся специалисты академик Л.А. Ильин и профессор А.К. Гуськова.

Естественно, тогда всего этого мы не знали, а посему никто из моей группы не болел и болеть не собирался. Мы продолжали вести измерения и, воспользовавшись отсутствием контроля, три раза выезжали на подледную рыбалку, что оказалось более целебным делом, чем госпитализация и ненужные переживания. Позже я узнал, что в Белушьей про нас ходили всевозможные слухи, жен пугали неизбежными нашими болезнями, говорили, что мы уже облысели, а адмирал Стешенко и Цырков якобы нас просто забыли, и даже умышлено бросили в радиацию и т.п. Все это было грубой ложью.

После пяти суток нашей «вольницы» из Белушьей прибыл «Байкал» с группой демонтажа аппаратуры и оборудования. Вскоре я заметил, что мои матросы были явно чем-то озабочены. Оказывается, демонтажники им рассказали, что их сослуживцы, попавшие под радиоактивное облако, после выписки из госпиталя получат по 30 суток отпуска с выездом на родину. О моих же ребятах, не прошедших госпитализацию и отсутствовавших в Белушьей, просто забыли. Ради восстановления справедливости мои матросы решили «заболеть», тем более что индивидуальная доза облучения членов нашей группы составила от 60 до 70 бэр. Пришлось пообещать матросам, что после демонтажа они тоже поедут в отпуска. Обещание удалось выполнить не без труда. Сложности возникли в связи с тем, что испытания были завершены, и в дело включились военные чиновники, которые лучше других знают, что кому положено.

Прошло 30 лет после аварии в штольне А-9. Большинство испытателей, попавших в 1969 году под радиоактивное облако, живут, работают, а их здоровье соответствует возрасту. Некоторые, к сожалению, ушли из жизни, но уверен, что это не связано с облучением. Многие участники испытаний в штольнях А-7 и А-9 еще не раз, выполняя работы, подвергались облучению, принимали участие в других ядерных испытаниях, были в рядах ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.

Как это часто бывает, больше всего небылиц о событиях 1969 года рассказывают люди, которых та беда не коснулась или коснулась только краем. Так бывает всегда.



Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
vladiz.

бруссельский тролль
бруссельский тролль


Зарегистрирован: 31.12.2015
Сообщения: 644

СообщениеДобавлено: Вс Июн 21, 2020 11:34    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Очень познавательно. Слышал обрывки рассказа о том ну а теперь, что называется из первых уст. Интересно, то радиоактивное облако - оно делось куда? Его дальнейшее передвижение отслеживалось?
Само повествование живое, красочное, видно ,что помогли люди опытные.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Новая Земля -> Исторический зал Новой Земли Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Каталог webplus.info

©   Автор логотипа форума - Нина Кузьмина