Список форумов Новая Земля

Новая Земля
форум о её людях, природе, истории
 

РегистрацияРегистрация    ПрофильПрофиль  ПользователиПользователи  Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения  ВходВход

О развитии творческих способностей детей

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Новая Земля -> Интересное в сети
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Бакурский Николай

старший матрос
старший матрос


Зарегистрирован: 05.06.2020
Сообщения: 19
Откуда: САРАТОВ

СообщениеДобавлено: Вт Июн 23, 2020 20:33    Заголовок сообщения: О развитии творческих способностей детей
Ответить с цитатой

Хочу обсудить вопрос о подготовке детей к творческой деятельности. Мне кажется, что по мере развития технических возможностей страны и роста жизненного уровня снижается уровень творческого развития детей.
Для сравнения возьму дошкольные и школьные годы послевоенного времени для детей проживавших на окраине Саратова. Тогдашняя окраина – это почти центр современного города: в 1951 году в Саратове проживало около 150 тысяч жителей. Окраина – почти деревня, но с трамваями. Пешим ходом в течение получаса взрослый человек добирался до центра. Асфальта нет. По улице протекает ручей от многих родников. Кругом трава. Летом – бабочки всех цветов, ныне взятые в «Красную книгу». Дети гоняются за бабочками, пытаясь их сбить пучком травы, а потом засушить между страниц книги. Посреди улицы остались воронки от бомб минувшей войны. Некоторые воронки заполнены водой. В них живут лягушки, пиявки и прочая живность. Дети ловят лягушат. Некоторые воронки пустые. По их наклонным стенкам дети бегают, и центробежная сила не позволяет им упасть. Это интересное явление. Подростки, посланные к колодцам с вёдрами за водой, потешают мелкоту, крутя ведро с водой в вертикальной плоскости и демонстрируя, что вода из ведра при этом не выливается. Иногда детские забавы создают препятствия взрослым: нет возможности пройти по улице – дети создали плотину на ручье, и вода разлилась по всей ширине улицы. В хорошую погоду подростки запускают бумажных змеев с почтой. Дошкольники пытаются сами делать змеев из газет, к которым приклеивают мылом или варёной картошкой отщипанные от фанерного листа реечки. Хвосты змеям вяжутся из обрывков всякого тряпья. Подростки учат, как сделать «путы» у змея к тянущей нити. Тянущая нить из украденной у матери катушки швейных ниток. Хулиганы делали из трубок , гвоздей и резинок самострелы, используя в качестве пороха растёртые в порошок головки спичек. Ребячья мелкота делала всевозможные рогатки. Из срезанных с деревьев прутиков делали свистки. Зимой все катались с горок и склонов оврагов на лыжах и санках.
Теперь школа.
В то время было три вида школьного обучения: начальная школа – с 1 по 4 классы + экзамен; семилетняя школа – с 5 по 7 классы + 3 экзамена, а в седьмом – выпускной; десятилетка – с 8 по 10 классы и выпускные экзамены. После 4 класса можно было идти в ФЗО (фабрично-заводское обучение), после седьмого – в техникум или учеником на завод, после десятого – в институт, или устраиваться на производство. До прихода Хрущева 8-10 классы были платными. С приходом Хрущёва обучение с 8 по 11 классы стало бесплатным и с производственным уклоном (слесарь, токарь, радиомонтажник и т.п. ). Рабочую специальность получали в самой школе
В начальных классах курс «Естествознание» часто проходил на природе. Учитель водил нас на экскурсию в глубокий овраг, где показывал слоистость грунтов, из которых слагается наша почва, показывал меловые породы, показывал конические стрелы белемнитов (Чёртовы пальцы), а также окаменевшие ракушки в осадочных породах. В классе нам демонстрировали особенности твердых и жидких тел, их тепловое расширение, демонстрировали текучий металл– ртуть. Зимой через увеличительные стёкла мы рассматривали строение снежинок. Весной рассматривали крылья бабочек, и начинали понимать, почему пропадает окраска крыла, когда с крыльев стирается пыльца. В школе для нас были примитивные уроки труда по пришиванию пуговиц и зашиванию дыр в одежде.
В 5-7 классах нас учили грамматике, математике, ботанике, зоологии, физике и прочим предметам. Трудовое обучение было традиционным: изготовление табурета. Здесь все с нуля. Заготовка деталей из необструганных досок и клеевая сборка табурета.
На теоретических уроках была и лабораторная практика. Здесь давали возможность пользоваться микроскопом, и мы рассматривали строение клеток лука, рассматривали инфузорий. Мало интереса вызывали уроки Русского языка: нет никакой практики. Больший интерес вызывали уроки рисования, биологии и физики.
В школе были творческие кружки по рисованию, по физике и по ботанике. Некоторые школьники посещали театральный кружок, где ставились различные пьесы, в том числе, с песнями. Рисовальщиков было много. Много было ботаников – в школьном дворе был сад-огород, где выращивали овощи, смородину, виноград, сахарный тростник. Ботаники осенью устраивали в актовом зале выставку плодов своего труда.
Физический кружок принимал учеников, начиная с 5 класса. Кружок был скорее физико-химический, так как вёл его учитель и физики, и химии. Кружок давал возможность узнать устройство электрических приборов и физические основы их работы. Школьники начинали свою практику с изготовления униполярного двигателя, простейший вариант которого – диск Барлоу (то есть латунное колесо со стальной осью, погружённое частью обода в ртуть и помещенное в поле подковообразного магнита). Всякий старался изготовить модель коллекторного двигателя, поэтому на выставке физического кружка было много моделей двигателей. Дети, склонные к радиолюбительству собирали детекторные приёмники. Под руководством преподавателя варили в пробирке сульфид свинца из опилок свинца, смешанных с серой, а потом собирали детектор. Детектор настраивали уже в собранном приёмнике. Выискивали место на кристалле острой пружинкой из тонкой гитарной струны, слушая в наушниках, когда появится голос местной радиостанции. Большой интерес вызывали опыты с электрофорной машиной, у которой при хорошей скорости вращения проскакивали с громким треском искры длиной сантиметров 20-25. Этот треск слышался в наушниках приёмника. Машина была древняя со стеклянными дисками диаметром около полуметра. Многие дети в кружке делали «Свечу Яблочкова», используя толстые графитовые электроды от больших телефонных батарей, а потом через реостат подключали её к сети, заливая ярким светом «выставочный» зал
В 5-7 классах часто проводили экскурсии.
Нас знакомили с производством и водили на Шарико-подшипниковый завод , на Мебельную фабрику, на Электромеханический завод. Там нас знакомили с технологиями и продукцией. Шарико-подшипниковый завод производил впечатление маленького города: там были улицы, тротуары, светофоры. На заводе делали подшипники разных размеров, и ребята выпрашивали стальные шарики, не прошедшие приемку. На Мебельной фабрике нам демонстрировали высокочастотную сушку досок. Большой интерес вызывала «Украинская радиостанция», в помещении которой мы видели огромные радиолампы, размером по пояс взрослому человеку. Во дворе радиостанции нас привлекали высокие мачты антенн. Эта радиостанция появилась в годы ВОВ и ещё долго существовала, но использовалась уже в качестве глушилки чуждых радиостанций. Были экскурсии на пассажирский аэродром, где показывали нам самолеты ЛИ2 и ИЛ14, рассказывали об их технических характеристиках. Даже водили на аэродром ПВО, где базировались МИГ 15. Старшина демонстрировал нам, пионерам, насколько мощный поток газов вырывается из сопла самолёта, и как он срывает его фуражку, когда старшина пытается метров с пятидесяти сзади приблизиться к готовящемуся двинуться на рулёжку самолёту.
Были экскурсии в НИИ Юго-Востока страны, где выводились новые сорта засухоустойчивых пшениц. Нам рассказывали о селекции и показывали делянки, с разными сортами растений. Делянки имели таблички с указанием сорта растения и даты посадки семян.
Так нас знакомили с трудовой жизнью города и села в семилетней школе.
В 8-11 классах была уже другая школа. Здесь мы имели мастерские со всевозможными станками в подвале школы. Над нами шефствовало расположенное рядом со школой оборонное предприятие. На этом предприятии мы тоже бывали, и нам даже поручали выполнение простейших технологических операций над заготовками изделий предприятия. Иногда были экскурсии на подшипниковый завод, на завод технического стекла, где по многометровому транспортеру растекались по оловянному расплаву и далее твердели и разрезались широкие витринные стекла. Таким образом, школьников старших классов знакомили с предприятиями города, давая возможность ориентироваться в сфере производства.
Как обстоит дело с подобной подготовкой детей в Белушке, я не знаю. Может что-то подобное уже делается давно, но, тем не менее, мне хотелось бы поговорить об этом, приобщив к разговору мои первые впечатления от встречи с Новой Землёй.
Посёлок Белушью Губа, по размерам мне показался близким к месту моего раннего детского проживания, поэтому я и решил провести гипотетическое моделирование развития ребенка в Белушьей, по аналогии с развитием детей на окраине моего города.

Недоступная в 68-70 годах для гражданских туристов Новая Земля, вызвала у нас, вновь прибывших, неподдельный, живой интерес. Всё, что было вокруг, от самой природы, до условий, в которых создается человеком необыкновенное оружие, – все это было впервые и необычно: шторм в девять баллов во время морского путешествия в Белушку; тепло одетые люди у пирса; возле каждого подъезда укороченные бочки с водой и шваброй для мытья подошв обуви; стая больших собак на улице возле столовой ; ГТС, разъезжающие в посёлке; расположенная где-то Зона, в которой испытывается ядерное оружие. Теперь это всё вокруг нас, бывших студентов. Мы во всей этой среде. Интерес был огромный, чисто детский.
Первое впечатление – это нетронутая природа. Мы искали то, о чём знали из учебников географии: карликовые берёзки, карликовые ивы, песцы, лемминги, белые медведи, Северные сияния, круглосуточные дни и ночи. Рощицы из берёзок и леммингов под деревянными коробами мы обнаружили быстро. А вот песцов и медведей возле Белушки не было. Лето. Мы наблюдали чахлые белесые занавески полярных сияний. Нам пояснили, что яркие сияния будут полярной ночью зимой.
Некоторое время спустя – полёт на тяжёлом вертолёте МИ-6 в Зону, сам пролив, горы, вершины гор, за которые цепляется облако, тянущиеся резко очерченным шарфом слои дымов от котельных, песцы, полярные совы, обилие куликов, чаек, пенные следы белух, нерпы, светящиеся создания в морской воде – вот чудеса на Маточкином Шаре.
Нас, вновь прибывших, и некоторых старожилов тянуло в горы, к реке Шумилихе. На берегу пролива мы находим строение со створным знаком на верхней площадке и там же следы столования полярной совы; находим изумрудный водопад в горах; чередование белых и тёмных жил каменных пород на обрывах гор. Старожилы рассказывают о великолепных друзах горного хрусталя с огромными кристаллами до 10-15 сантиметров длиной. Жаль, что такие кристаллы доступны только вертолётчикам, которые посещают озеро Лебяжье на Северном острове, где-то возле реки Журавлёвки, а также возле озера Хрустального, что на нашем Южном острове у истоков Шумилихи. В поисках хрусталя находим отличные кристаллы пиритов. Удивительные желтые блестящие кубики создает природа. Хрусталь доступный нам – это растрескавшиеся обломки кристаллов, засыпанные глиной и дроблёным сланцем. Старожили говорят о соседстве золотоносных жил с кварцитами, но никто не пробовал мыть золото в Шумилихе. В горах есть длинные ледяные пещеры, есть неглубокие пещеры в черных каменных породах. Встречаются окрашенные кварцы. Случайно, будучи в горах у пролива, наблюдаем доставку изделия вертолетом МИ-6, сопровождаемым двумя самолётами МИГ-17. Узнаём о поисках и подъеме на вертолеты, ранее разбросанных по горному массиву на парашютах специальных станций контроля радиационной ситуации. Такого нигде больше не увидишь. Теперь появилась мысль: а с каким интересов всё это воспримут дети-новоземельцы? Видели ли они хотя бы часть этого?

В Белушке в 1968 -1970 годы в посёлке был единый гначальник. Это начальник гарнизона. Как я помню, и Е.П.Збрицкий, и В.К. Стешенко были опытными командирами и заботились о порядке в гарнизоне. Если нарушение порядка совершались вольнонаёмными гражданскими лицами, то их в 24 часа удаляли из гарнизона. На встречах в ДОФе адмирал доводил до всех офицеров сведения об обнаруживаемых им недостатках и напоминал офицерам, что они государственные люди и должны заботиться о воспитании рядового состава. Кроме военнослужащих, офицеры должны воспитывать и своих детей. Должна быть преемственность поколений. Однако, как я заметил позже, некоторые семейные офицеры проводили свободное время с бессемейными обитателями гостиницы. Воспитание детей оставалось в руках матерей и школы. Школа имеет в закрытом гарнизоне большие возможности для организации досуга и хорошего развития детей, привлекая их в кружки различной направленности, в том числе и в литературные.
В мои школьные годы уроки русского языка не вызывали интереса, а были необходимостью. Сейчас я думаю, что эти уроки можно оживить, привлекая детей к литературному творчеству, например, к написанию книги о природе и обитателях морей, озёр, тундры и гор Новой Земли.
Привить школьнику любовь к литературе, на мой взгляд, довольно просто, если дать ему возможность участвовать в создании книги. Нужно ему позволить самостоятельно собрать сведения о каком-либо явлении или о животном. Для этого понадобится согласовать с командованием организацию экскурсий на интересные объекты: на побережье, чтобы показать как ведется навигация с использованием створных знаков; на водонасосные станции с их очистными и дезинфицирующими сооружениями; на ДЭС; в котельные. Показать, как выглядят судовые механизмы и двигатели, показать полигон в зоне пролива, показать живой мир моря и тундры во всей их дикой красе. Это будет способствовать общему развитию детей. Затем помочь им описать всё, что они увидели и ввести эти описания в компьютер, помочь упорядочить собранные данные, поручить детям проверить правильность написания слов, найти правила грамматики и самим расставить знаки препинания, разбить текст на главы, сформировать текст содержания. После этого добавить в текст сделанные детьми фотографии. Электронная книга готова. Теперь можно её распечатать и переплести. Я думаю, дети будут очень рады и захотят сделать ещё не одну книжку. В их головах будет и знание природы и знания Русского языка, закреплённые на практике.
Если взрослые примут активное участие в литературном творчестве, может быть издана настоящая книга, с использованием или местной типографии, или Интернет изданий.
Я, например, работал над своими воспоминаниями с издательством «Ridero». Экономической выгоды от этого нет практически никакой, но и с писателя издательство не берёт денег. Книга дает возможность напомнить сослуживцам, как работали, как отдыхали, что и где видели вместе. Книгу издательство может напечатать на бумаге, а также поместить в Интернете в электронном виде.
В своих воспоминаниях «Советская Новая Земля 69» издательства «Ridero» я описал природу, офицерский быт, службу, разговоры, познавательные походы. Есть некоторые препоны от Гражданского кодекса: нельзя помещать в издаваемую книгу фотографии, сделанные кем-либо без согласования их использования с фотографом.
Так как у меня нет собственных фотографий того времени, то пришлось сократить объём книжки и несколько изменить её содержание: первоначальный замысел издать книгу для детей вылился в произведение от 18+ (это определил модератор издательства).
Так на несекретном литературном произведении сказался режим секретности Новой Земли 1968-1970 годов
Как я выяснил теперь, некоторые военнослужащие провозили фотоаппараты и тайно фотографировали пейзажи. Тайный провоз в гарнизон фотоаппарата я как законопослушный гражданин не мог себе позволить. Раз секретность не позволяет, то делать этого не буду. Но как соблюдалась секретность? В то время я обнаружил в этой сфере много странного. Секретность была какой-то прозрачной. Вот пример.
Вскоре после испытаний в октябре 1969 года, где-то неделю спустя, я ехал в отпуск из Москвы поездом. В купе рядом со мной оказался молодой человек из какой-то Прибалтийской республики (по-моему из Латвии). Он ехал в командировку на Завод технического стекла. Молодой человек оказался разговорчивый и стал мне повествовать, что 14 октября на Новой Земле произвели подземный ядерный взрыв, продукты реакции которого вырвались наружу, и в зону заражения попал теплоход и десантный корабль. Называл даже уровни радиации. Как к этому типу попала информация, с подробностями, которые не были известны даже жителям Белушки? Где были те информаторы, которые распространяли секретные сведения. Вот и получалось, что для своих граждан был секрет, а для граждан пограничных республик секрета не было. Запрет на фотографирование в гарнизоне фактически являлся ненужной формальностью, которую в настоящее время, как я понял, отменили.
Бакурский Николай. 1968-1970 годы на НЗ. Лейтенант, инженер – испытатель НИЧ.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Новая Земля -> Интересное в сети Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Каталог webplus.info

©   Автор логотипа форума - Нина Кузьмина