Бакурский Николай
старший матрос
Зарегистрирован: 05.06.2020 Сообщения: 19 Откуда: САРАТОВ
|
|
|
|
Испытания 1968 года прошли успешно и спустя некоторое время, когда привнесенная просачивающимися сквозь горные породы газами радиация достигла допустимого уровня, нас доставили в посёлок на Маточкином Шаре.
Ещё летом мы, прибыв впервые в Зону, сразу почувствовали легкий запах сернистого газа. Это год спустя после предыдущих испытаний газ высачивался из горных пород и распространялся по ущельям. То был именно сернистый газ, так как у сероводорода запах тухлых яиц. Теперь запах был сильнее.
Нам было необходимо снять всю аппаратуру из сооружений, погрузить её на «ОС-30» и прибыть с ней в Белушку.
Утром мы взяли личные противогазы, получили дозиметры ИД-1 и погрузились в ГАЗ-66. У шлагбаума все надели противогазы и вскоре выгрузились около своих сооружений.
Наше деревянное сооружение (ДС) от взрыва не пострадало, но дверь его была выломана. Внутри сооружения были разбиты соединительные ящики, щиты исполнительных реле, разбиты отдельные аккумуляторы. Кто это делал и зачем? Ведь это делалось не местными жителями, которым дорог был бы родной край. Это делали какие-то глупцы из числа военнослужащих, полезшие в загазованную радиоактивными газами зону и бесновавшиеся там. На полное разрушение всего, что было в ДС, у них, видимо, не хватило здоровья.
Мы демонтировали как разбитое, так и уцелевшее оборудование.
Металлическое сооружение оказалось вандалам не по зубам, и регистрирующая аппаратура осталась целой. Её также демонтировали.
У пирса стоял ОС-30. Его трюмы были открыты, и подвозимое на пирс оборудование перегружали из кузова грузовиков в сетки, которые с помощью лебёдок отправляли на корабль. За полный рабочий день наши дозиметры показывали, что допустимую дозу мы набрали.
Каждый новый день становился прохладнее предыдущего. Несколько раз в день ОС-30 осуществлял проворачивание механизмов и отгонял приносимый течением лёд от корпуса. К тому моменту, когда всё было погружено, вокруг корабля стоял сплошной лёд, и разогнать его вращением винта не удалось.
Нас всех разместили на ОС-30. По громкоговорящей приказали: «Взрывной команде на лёд». Подрывники долго бурили лёд перед носом корабля. Наконец сильный взрыв тряхнул ОС-30. Ещё несколько взрывов прогремело за ночь. На утро перед носом была ледяная каша длиной метров 5-10. На второй день ОС-30 стал пытаться движениями взад-вперёд удлинить полынью. К концу дня свободный ход достигал метров 100, то есть был равен практически длине корабля. На третий день корабль уже медленно двигался вдоль пролива к Баренцеву морю. Когда вышли из пролива, то заметили в море колышущееся поле из круглых льдин. Это «сало» - сказали старожилы. Оно сильно препятствует волнению воды. ОС-30 двинулся в Белушью Губу, а наши специалисты приняли некоторую порцию спиртного для выведения радионуклеидов из организма.
Подготовку к демонтажу, его проведение и выход из пролива я подробнее описал в своих воспоминаниях (Николай Бакурский. «Советская Новая Земля 69»), которые, как утверждает издательство «Ридеро», можно скачать в электронном виде с его сайта или сайта «Литрес» в Интернете.
Бакурский Николай. 1968-1970 годы на НЗ. Лейтенант, инженер – испытатель НИЧ. |
|