Список форумов Новая Земля

Новая Земля
форум о её людях, природе, истории
 

РегистрацияРегистрация    ПрофильПрофиль  ПользователиПользователи  Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения  ВходВход

Кое-что о сегодняшнем дне ЦП РФ

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Новая Земля -> Современность Новой Земли
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
ЖАФ

старший лейтенант
старший лейтенант


Зарегистрирован: 15.06.2007
Сообщения: 293
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Фев 29, 2008 22:21    Заголовок сообщения: Кое-что о сегодняшнем дне ЦП РФ
Ответить с цитатой

Открываю этот раздел с целью восполнить некоторый пробел в знаниях всех форумчан о современной жизни Новой Земли. Точнее Центрального полигона Российской Федерации.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
ЖАФ

старший лейтенант
старший лейтенант


Зарегистрирован: 15.06.2007
Сообщения: 293
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Фев 29, 2008 22:23    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

3 января 2008 года ушёл из жизни замечательный человек – Борис Александрович Андрусенко, заместитель главного конструктора РФЯЦ-ВНИИТФ (1988-2002 гг.), кандидат технических наук, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники за 1996 год. Испытатели всех организаций хорошо знали и уважали его, в личном общении с теплотой называли Боб Саныч.
Предлагаю вашему вниманию его статью, написанную к юбилею одного события.


После прекращения полномасштабных ядерных испытаний в 1989 году СССР и, в последствии, Российская Федерация, вот уже 16 лет соблюдают мораторий на проведение ядерных взрывов. Подписанный в 1996 году Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) до сих пор не вступил в силу. В целях проверки влияния длительного хранения на безопасность существующего ядерного арсенала, в полном соответствии с требованиями ДВЗЯИ, Российская Федерация проводит неядерно-взрывные эксперименты (НВЭ) без ядерного энерговыделения. Аналогичные эксперименты, осуществляемые США на Невадском полигоне, получили название субкритических.
В декабре 2005 года исполнилось 10 лет с момента начала проведения НВЭ на Центральном полигоне Российской Федерации. Воспоминаниям о работе испытателей в 1995-1996 годах посвящена данная статья Б.А.Андрусенко.


НЕЯДЕРНО-ВЗРЫВНЫМ ЭКСПЕРИМЕНТАМ –10 ЛЕТ
или еще один юбилей полигона



В сентябре 2004 года Центральный полигон торжественно отметил свой полувековой юбилей. В праздничных мероприятиях приняли участие как ветераны ядерных испытаний (и гражданские и военные), так и нынешнее поколение специалистов, которое знает о ядерных испытаниях только понаслышке, но зато прекрасно владеет технологией проведения современных неядерно-взрывных экспериментов (НВЭ). Эти эксперименты в настоящее время стали одним из основных направлений деятельности полигона. О самом начальном этапе становления НВЭ на полигоне, то есть, по сути, о возрождении научно-испытательной деятельности на полигоне после длительного перерыва начала 90-х годов и пойдет речь в этом материале.

В середине августа 1995 года я присутствовал на одном из заседаний НТС-2 Минатома в качестве приглашенного. Среди других рассматривался и один из вопросов, касающихся состояния Центрального полигона. Докладчиком был кто-то из полигона, возможно, сам командир полигона (в то время это В.С.Ярыгин, – первый командир авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов"). После доклада, как обычно, последовали вопросы. Не удержался и я от соблазна задать вопрос (какой именно,- уже не помню). Ответ на мой вопрос вызвал у докладчика некоторое затруднение. На помощь докладчику пришел председательствующий на НТС Министр В.Н.Михайлов, который громко и требовательно спросил меня: "Вы сами-то, когда были на полигоне?!". Теперь смутился я не менее докладчика, но по другой причине. Дело в том, что Министр знал, что на полигоне из сотрудников Минатома никто не был после октября 1994 года, когда отмечалось 40-летие полигона. Но вопрос был задан, и надо было отвечать. "Последний раз я был там вместе с Вами, Виктор Никитович, на праздновании юбилея полигона" - ответил я.

Но, похоже, мой ответ Министра не очень уж и интересовал. После небольшой паузы он сказал: "Я знаю, что в вашем институте есть давно подготовленные к испытанию полигонные макеты. Пора стряхнуть с них пыль и поехать поработать с ними на полигоне. Деньги для этой работы выделим".

Подготовительными работами по отправке техники и экспедиции на полигон в институте руководил сам главный конструктор Б.В.Литвинов. В испытательном отделении КБ-1 на этот период работ был составлен подробный план оргтехмероприятий. Приказом по институту ответственным руководителем работ на полигоне был назначен я, моим первым заместителем – зам. начальника газодинамического отделения С.П.Антипинский, а начальником экспедиции – опытнейший в этих делах начальник испытательного отдела Н.Н.Капустин.

Надо было срочно послать в главки (наш и Минобороны) предложения по составу Государственной комиссии и кандидатуре её председателя. После недолгих размышлений у нас с Б.В.Литвиновым возникло единое мнение: предложить председателем комиссии назначить начальника управления ВМФ С.И. Чиркова (именно этому управлению принадлежал в то время полигон), а его заместителями назначить меня и зам. командира полигона В.В. Шевченко. Такое наше предложение преследовало весьма прозрачную цель: подключить к планируемым на полигоне работам военных руководителей высокого ранга, так как мы понимали, что только при их должном внимании и участии возможна мобилизация всех людских и материальных ресурсов, необходимых для возобновления работ на полигоне после пятилетнего его простоя.

Подготовительные работы в институте проводились чрезвычайно интенсивно. Медлить было нельзя: даже на материке уже наступал осенне-зимний период, а на островах Новая Земля зима уже твердо вступила в свои длинные и суровые права.

Отправка экспедиции численностью около 60-ти человек была назначена на 19 октября 1995 года из екатеринбургского аэропорта Кольцово самолетом ТУ-154. Грузы, необходимые для работы, в том числе и главный груз, – полигонные макеты - предполагалось доставить транспортным самолетом позже, к моменту приемки штольни в эксплуатацию.

Надо сказать, что самолет ТУ-154 был очень редким гостем на новоземельском аэродроме Рогачево. До этого случая он приземлялся там один-два раза. Такой лайнер-красавец, конечно же, был предметом неиссякаемого любопытства местного населения. И это понятно: ведь, главными типами самолетов для этих широт являются транспортные "коротконожки", не отличающиеся особой эстетикой.

Взлетно-посадочная полоса для приема самолета ТУ-154, имеющего высокие стойки шасси, должна быть в весьма хорошем состоянии. Но в последние 7-8 лет полосой в Рогачево практически не занимались. Пришлось приложить немало усилий, чтобы получить разрешение на полет ТУ-154 на Новую Землю.

И вот мы уже в воздухе. Настроение у всех приподнятое: у "старичков", участвовавших еще в ядерных испытаниях, эта приподнятость – от ожидания встречи почти с родными местами, а у новичков – от предстоящей встречи с неизведанным. Для людей, находящихся в таком приподнятом настроении, к тому же, разгоряченных дружескими беседами, а может, и легким взаимным гостеприимством, время полета пролетело незаметно. Самолет уже коснулся арктической земли, пробежал по полосе и подрулил к зданию аэровокзала.

Сквозь иллюминаторы видим много встречающих, в том числе командира полигона, его заместителей, начальников служб. По одежде встречающих видно, что холодно, метет довольно сильная поземка. Мы собираем свои вещи, одеваемся, готовимся к выходу. Но двери самолета почему-то закрыты. Тогда мы смотрим на землю: а трапа-то нет! Проходит еще минут 15-20. Наконец, дверь переднего салона открывается, и что мы видим (?!) - вместо трапа, к выходной двери подцеплена аварийная вертикальная лестница, сваренная из стальной проволоки диаметром миллиметров 15-20. Высадка из самолета по такому, с позволения сказать, трапу со стороны встречающих выглядела забавно: с высоты, примерно, 2,5-этажного дома, буквально "с небес" (на фоне пасмурного неба наша ажурная лестница встречающим практически не была видна), один за другим спускались люди с габаритными рюкзаками, при этом почему-то чаще рюкзаки управляли людьми, чем наоборот. Предусмотрительные хозяева организовали несколько человек матросов, которые стояли под лестницей и были в постоянной готовности, в случае необходимости, прийти на помощь прилетевшим. К счастью, все обошлось благополучно, и вскоре наш автокараван по заснеженной дороге медленно двинулся в сторону базового поселка Белушья Губа.

Из-за непогоды вылет экспедиции вертолетами к месту проведения работ задержался дня на 3-4. Такие задержки из-за непогоды – дело в Арктике обычное. Поэтому планировать работы в этих широтах приходится с учетом непредсказуемых, и довольно-таки, больших "погодных коэффициентов". Зато задержка в "столице" Новой Земли была на руку новичкам: они имели возможность хорошо ознакомиться с поселком и его тундровыми окрестностями.

На месте работ, в поселке Северный, нас ожидала совсем безрадостная картина. За несколько лет нашего отсутствия в этих краях многое разрушилось и пришло в упадок: это и производственные сооружения, и дороги, и, конечно же, помещения для проживания людей (я так осторожно называю то, что обычно называется гостиницами). Эти гостиницы представляют собой два ряда полярных домиков (балков), обращенных дверями друг к другу. Внизу, между рядами домиков, настелен дощатый пол, а вверху образовавшийся таким образом коридор накрыт крышей. Получается общежитие коридорного типа с комнатами площадью около 15-ти кв. метров. Отопление – электрическое, для чего в каждой из комнат, под единственным окном, устанавливается нагреватель мощностью в 1 квт. Весьма примечательной особенностью такого жилья и такого способа отопления является то, что голове всегда жарко, а ногам (от плохо утепленного пола) – всегда холодно.

До приезда основного состава экспедиции над внутренним обустройством нашего жилища хорошо потрудилась, так называемая, передовая бригада специалистов нашего института. Ею была отремонтирована крыша, починены окна и двери, заново выполнена электропроводка, подключены светильники и нагреватели, установлено необходимое кухонное оборудование в столовой. В комнатах была расставлена старенькая мебель, оставшаяся в войсковой части еще с советских времен.

Штольня, в которой нам предстояло работать с полигонными макетами, была пройдена года два тому назад. Она представляла собой восстановленный примерно полукилометровый отрезок старой штольни с несколькими вновь пройденными боковыми штреками. Кабельные трассы были проложены также около двух лет назад, при этом использовался старый кабель, имеющийся на полигоне. Таким образом, степень готовности самой штольни была неплохой. Большие проблемы были на прилегающей к штольне территории – приустьевой площадке.

Прежде всего, в плачевном состоянии находилось сборочное сооружение, предназначенное для окончательной сборки полигонных макетов. Фактически кондиционным был только его внешний силовой каркас, собранный из мощных металлических секций полуцилиндрической формы. Ни полы, ни отопление, ни освещение, ни заземление, ни место крепления подъемного механизма не отвечали необходимым техническим требованиям.

Печальное зрелище представляла и площадка приемного пункта автоматики - так называемая, площадка ППА. Здесь располагаются аппаратурные комплексы для регистрации получаемой в экспериментах информации. Кабельные линии связи, проложенные к комплексам, находились в полном беспорядке, защитные металлические экраны, как правило, отсутствовали, а сами кабели в нескольких местах были смяты или порваны. Не было и контура заземления вокруг площадки.

Понятно, что работ по доведению всего штольневого комплекса до требуемого состояния было очень много. Поэтому на первом же совместном совещании военных и гражданских специалистов был сформулирован перечень необходимых доработок и намечены сроки их выполнения. Не очень быстро и не очень просто пришли к общему мнению, что на все подготовительные работы у нас есть не более месяца, так как полигонные макеты должны быть доставлены сюда, в поселок Северный, до наступления полярной ночи.

Много внимания уделял нашим работам командир полигона В.С.Ярыгин. На время подготовительных работ в поселок Северный был командирован начальник ОКСа полигона Н.А.Иванов, а на весь цикл работ – командир научно-испытательной части А.А.Соломонов и зам. командира полигона В.В.Шевченко. Благодаря неуемной энергии и высокому профессионализму Н.А.Иванова, подготовительные работы продвигались успешно, и вскоре мы поняли, что окончание их в середине ноября – дело реальное.

Тем временем, наши специалисты по методикам физизмерений приступили к установке на ППА автофургонов с регистрирующими комплексами и к проверке качества проложенных кабельных линий. Весьма результативно трудились наши монтажники, помогая немногочисленным работникам специализированной монтажной организации, а фактически, бескорыстно выполняя за них большой объем работ. Так или иначе, все это приближало нашу общую победу.

К моменту доставки полигонных макетов штольневой комплекс комиссионно был принят в эксплуатацию. По сути, только через месяц после прибытия экспедиции началась нормальная планомерная работа: подготовка макетов и регистрирующей аппаратуры к экспериментам. Шахтеры в это время вели подготовку к обеспечению заключительного этапа своих работ – забивочных. Хорошо, что у них остались старые запасы забивочных материалов. Цемента было, правда, маловато, да и срок годности его приближался к концу, но остальных материалов было вполне достаточно. Все механизмы и приспособления для этих работ были отремонтированы и опробованы. Проблема была только с бетономешалкой, ее просто не было. Но горные умельцы, возглавляемые опытнейшим руководителем и инженером А.А.Герасимовым, соорудили бетономешалку буквально из подручных механизмов и материалов. Это сооружение получило у нас прозвище "кофемолка", поскольку оно напоминало последнюю, как по форме (сплошное изящество!), так и, буквально, по содержанию: ее полезный объем составлял всего-то около четверти кубометра. В процессе же забивочных работ предстояло уложить не менее 250 (!) кубометров бетона.

В водовороте повседневных событий мы и не заметили, как плотно приблизилась к нам полярная ночь. В этих широтах она наступает в середине ноября и длится 2,5 месяца – до конца января. Последний корабль, покинувший наш причал в начале ноября, уходил уже по присмиревшему, замерзающему проливу в глубину сплошных серых сумерек. Эти сумерки и есть первая фаза полярной ночи, когда солнце еще не "глубоко" ушло под горизонт. Затем наступает фаза плотной круглосуточной темноты (с небольшим просветлением в часы "ночного полдня"). И завершается полярная ночь предрассветными сумерками, предшествующими появлению долгожданного солнца.

С наступлением полярной ночи у нас появились новые проблемы, связанные с, так называемым, человеческим фактором. Первая из них – проблема безопасного передвижения людей по плохо освещенному поселку в экстремальных условиях полярных вьюг (по-местному эти вьюги называются "вариантами"). Радикальный способ решения этой проблемы известен: передвигаться не пешком, а на автотранспорте. Если же крайне понадобилось идти все-таки пешком, то ни в коем случае не следует это делать в одиночку.

Вторая проблема оказалась гораздо труднее. Суть ее в плохой переносимости многими людьми круглосуточной темноты. У них появляется не то чтобы страх, но уж точно - большое чувство дискомфорта. Безусловно, полярная ночь – серьезное испытание даже для физически крепких мужчин. Гораздо проще такое испытание переносится при плотной ежедневной занятости человека работой, и гораздо труднее – во время вынужденного простоя. А простои, к сожалению, неизбежны: например, они бывают у измерителей при выполнении горняками забивочных работ.

В периоды простоев неплохо было бы иметь возможность разнообразного полноценного досуга. А вот с этим-то делом у нас было очень даже не густо. Каким, так сказать, "досуговым джентльменским набором" мы располагали? Это – чтение книг (мы создали большую сборную библиотеку), шахматы, нарды, карточые игры, ну и просмотр в кают-компании (так мы называли свою столовую) программ первого телевизионного канала (другие каналы полуразрушенная станция "Орбита" транслировать не могла). Из более сильных, но более редких положительных воздействий следует отметить следующие два: коллективные празднования дней рождений (2-3 в месяц) и принятие после работы горячего душа, так здорово снимающего напряжение и усталость. Душ в гостинице (одна кабинка), кстати, был сделан тоже из подручных материалов силами членов нашей экспедиции при благосклонном отношении к этой затее находящегося вместе с нами главного инженера полигона.

В начале полярной ночи в этих краях происходит еще одно немаловажное событие – сезонная миграция белых медведей с севера на юг, как раз через острова новоземельского архипелага. Как любой другой дикий зверь, белый медведь миролюбив и безопасен только в зоопарке. В естественных же условиях обитания этот мощный хищник очень опасен. К сожалению, полигон знает несколько трагических случаев, подтверждающих это.

Вспоминается, как на первом инструктаже по общей безопасности, говоря о мерах защиты при гипотетической встрече с медведем, нам то ли в шутку, то ли всерьез давали совсем смешные рекомендации, как-то: неожиданно посветить электрическим фонариком мишке в глаза или бросить в сторону какой-нибудь предмет (например, свою шапку), чтобы таким образом отвлечь медведя от себя. Шутки шутками, но ходить по практически неосвещенному поселку было страшновато. Нам также сказали, что огромные местные псы панически боятся медведя и при его появлении мгновенно исчезают только в им известных укрытиях. Если же собаки ведут себя спокойно, значит, медведя поблизости нет.

Но вернемся к нашим "научным баранам", то есть, к полигонным макетам. Окончательная сборка макетов осуществляется после серии их контрольных проверок, затем каждый из них транспортируется в концевую камеру горной выработки (концевой бокс) и устанавливается там в специальный контейнер – взрывозащитную камеру (ВЗК), а сама камера подключается к измерительным линиям. На этом процесс, так называемой, "закатки" макета завершается. Можно начинать забивочные работы, в результате которых происходит герметизация концевого бокса.

ВЗК впервые были разработаны и изготовлены в нашем институте. Это довольно сложное инженерное сооружение. Сложность его обуславливается выполнением двух серьезных требований: надежно выполнять функцию экологической защиты и, не менее надежно, обеспечивать передачу всей физической информации, получаемой в эксперименте, на регистрирующие аппаратурные комплексы. Сами регистрирующие комплексы в процессе подготовки экспериментов также неоднократно подвергаются всевозможным тестированиям, автономным и генеральным проверкам.

Работы по подготовке и проведению экспериментов, естественно, ведутся по единому плану, разрабатываемому на полигоне и согласовываемому со всеми участниками работ. При первоначальном составлении такого плана мы ориентировались на организацию и технологию ранее проводимых на полигоне работ, т.е. во времена ядерных испытаний. Для этого пришлось заглянуть в кое-какие архивные документы полигона. Заметный вклад в выработку подходов к планированию таких экспериментов внес находившийся в экспедиции один из старейших наших испытателей - В.Г.Шмыгин.

К концу ноября была выполнена закатка первых макетов, и мы передали трудовую эстафету горнякам, начавшим выполнять забивочные работы. Из-за суровых погодных условий и низкой производительности бетономешалки - "кофемолки" забивочные работы, к сожалению, шли очень медленно. Поэтому для измерителей наступил довольно длительный "разгрузочный" период, чреватый, как мы помним, нежелательными последствиями.

К тому же, в декабре стали серьезно о себе заявлять особо свирепые погодные варианты – сильные ветры с большими морозами. В такую погоду на работу выезжало минимально необходимое количество людей. Все остальные находились в гостинице, которая снаружи представляла собой снежный бархан с входной дверью. Ни у кого из нас уже не было сомнений, что Новый год мы встретим здесь, далеко от родных мест. Надо серьезно было думать над сценарием этой встречи.

Благодаря более-менее удовлетворительно действующей служебной связи, мы не чувствовали себя отрезанными, так сказать, от большой жизни на материке. Нас связывал постоянный информационный мостик с командованием полигона, с руководством института и с Москвой. Во время нашего пребывания здесь нас посетили коллеги-испытатели из ВНИИЭФ во главе с заместителем главного конструктора Ф.М.Гудиным (они готовились прибыть сюда с аналогичными работами весной 1996 года). И, естественно, все нас подбадривали в нашем непростом положении. Но для нас в это время главным вдохновляющим моментом было то, что на горизонте уже видны были наши финальные маяки - проведение, буквально в конце уходящего года, первых экспериментов.
Так оно и получилось: эксперименты были проведены совсем "под елочку". Экспресс-анализ полученной информации, сделанный под руководством начальника отдела газодинамического отделения Е.А.Козлова, показал, что эксперименты прошли успешно: ценная информация о работе макетов была получена в полном объеме. Вот теперь мы могли встречать Новый год как неплохо потрудившиеся люди, пусть и не до конца закончившие свое дело.

Подготовка к встрече Нового года уже шла полным ходом по двум направлениям: кулинарному и развлекательному. Старшие этих направлений – В.А.Соколов и В.М.Воробьев озадачили, практически, всех членов экспедиции согласно их наклонностям и способностям: кому артистом быть, а кому пельмени лепить. Большой и неожиданной радостью для всех нас было прибытие к нам во второй половине декабря двух сотрудников нашего института – С.А.Рогожина и В.Г.Смирнова, которые помимо других полезных дел, замечательно выполнили главное для нас дело: как истинные Деды Морозы, они доставили нам накануне Нового года письма, поздравления, подарки и гостинцы от родных и близких. Один из подарков был совершенно бесценен. Это была видеокассета с новогодними поздравлениями от наших детей и внуков, жен и родителей.

Новогодний вечер начался в 22-00 в кают-компании с коллективного просмотра привезенной видеокассеты. Сколько радости и веселья доставил нам этот просмотр! Взрослые мужчины радовались и смущались как дети, когда поздравления с экрана адресовались им. До наступления Нового года незаметно справились с холодными закусками, которые так мастерски приготовил чудесный шеф-повар из нашего города Снежинска - В.Н.Францев (здесь уместно будет сказать, что за свой самоотверженный труд во многих экспедициях В.Н.Францев в 2002 году был награжден медалью II степени к ордену "За заслуги перед Отечеством"). А к моменту встречи Нового года поспели пельмени! Были они нескольких видов, в том числе и из оленины. Конечно же, никто никогда более вкусных пельменей в своей жизни не ел! Здесь, наверное, не последнюю роль сыграл тот факт, что сделаны они были своими собственными руками.

Концерт проходил в течение всего вечера под сплошные аплодисменты. Чего в нем только не было: и музыкальные номера, и инсценировки, и пародии, и пантомима. Импровизированные костюмы всех участников концерта были очень остроумны! Многие события вечера были запечатлены на фото и видео.

Завершился новогодний вечер самоотверженными мужскими плясками. Часам к пяти утра в гостинице воцарилась тишина, но ненадолго, так как давал о себе знать уже выработавшийся рефлекс на время обычного подъема и завтрака. В данном случае, это оказалось очень кстати. Дело в том, что в новогоднюю ночь разыгрался настоящий буран (так называемый, вариант №1), и теперь на расчистку снега от входа в гостиницу вышли буквально все. Это была хорошая утренняя гимнастика после праздничной бессонной ночи. На завтрак, опять же, были пельмени, и казались они еще более вкусными, чем вчера, возможно, потому, что они были последними из тех, примерно 2,5 тысяч штук, которые были сделаны к новогоднему празднику.

В первые же дни января погода установилась вполне благоприятной для работы. Нам осталось подготовить и провести последний эксперимент с самым сложным полигонным макетом. Наконец-то, главные идеологи последнего эксперимента – физик-теоретик С.А.Рогожин и физик-газодинамик А.П.Покаташкин – дождались своего часа! Их инициативам и самоотверженности при подготовке этого эксперимента не было границ. И это было понятно: они как можно быстрее хотели получить информацию о своем любимом детище.

Надо сказать, что подготовительные работы прошли в этот раз организованнее и быстрее, чем в случае первых экспериментов. Заметно быстрее работали и горняки. Наверно, давал уже о себе знать приобретенный опыт.

И вот проведен последний эксперимент! Мы от всей души поздравляем С.А.Рогожина и А.П.Покаташкина с хорошими результатами. С.И.Чирков поблагодарил всех военных и гражданских специалистов за нелегкий, но весьма результативный труд. На выполнение всей программы работ у нас ушло около трех месяцев. До отбытия в Белушью Губу нам осталось подготовить итоговый экспресс-отчет и упаковать приборы и оборудование.

Переброска людей и грузов в Белушью Губу производилась с помощью двух вертолетов, экипажи которых обучены ночным полетам. В связи с пониженными нормами загрузки вертолетов (наработанный ресурс и полярная ночь) потребуется не менее десятка вертолето-вылетов. И это притом, что грузы мы вывозим только самые ценные – компьютеры, уникальные приборы и инструменты.

Погода благоприятствовала нашей эвакуации. Последними поселок Северный покинул руководящий состав экспедиции и группа сотрудников во главе с С.П.Антипинским, работавшая над выпуском итогового экспресс-отчета по результатам экспериментов. 19 января 1996 года уже весь состав экспедиции находился в Белушьей Губе. А на следующий день в штабе полигона было проведено заключительное совещание участников работ. Оно было весьма содержательным по существу и довольно эмоциональным по форме. Источниками бурных эмоций были воспоминания о преодолении всевозможных трудностей в непростых условиях полярной зимы. Одно из мнений совещания было совершенно единодушным: впредь рабочий период таких работ должен заканчиваться не позднее октябрьских праздников. Этим совещанием завершилась официальная программа нашего пребывания на полигоне. Соответствующие службы нашего института уже хлопотали о заказе самолета для возвращения экспедиции домой.

Но судьба не была к нам благосклонной. Арктическая погода показала нам в этот раз все свое чудовищное коварство: вариант сменялся вариантом, один свирепее и продолжительнее другого, а кратковременные "окна" между ними совершенно не поддавались предварительному прогнозированию. Из института нам сообщали, что найти, как сейчас говорят, "перевозчика" для таких экстремальных условий было чрезвычайно трудно. В такой ситуации наверняка был бы хорош транспортный ИЛ-76, но они в начале 1996 года были почему-то в страшном дефиците.

Всем нам было, конечно, совсем не по себе оказаться в погодном плену после столь напряженной работы в условиях полярной ночи. Поэтому мы всячески поддерживали оптимистическое настроение друг у друга. Ну и к тому же, в Белушьей Губе жизнь была гораздо веселее, чем в Северном: можно было прогуляться по улицам поселка (все же улиц здесь было несколько!), зайти в магазины, побывать на каком-нибудь мероприятии (правда, это редкость) в гарнизонном доме офицеров, а в банные дни, сам бог велел, сходить в баню. Здесь же застал нас и один из главных праздников – праздник солнца, когда в один из последних дней января солнце впервые, буквально на несколько минут, появляется из-за горизонта. Радовались солнцу не только мы, кто впервые прожил длительную полярную ночь, но и все - от мала до велика - постоянные жители поселка. Наверное, в преклонении перед солнцем и огнем есть в нас что-то неосознанно-первобытное, языческое.

С появлением солнца жизнь стала, буквально, цветной. И все было бы прекрасно, если бы наш вынужденный отдых не затянулся так надолго. Ведь, с начала февраля счет нашим командировочным суткам перевалил за сотню! Вот уж, поистине, это было изнурительное "ожидание у моря погоды".

Но вот, наконец-то, в конце первой декады февраля устанавливается летная погода, и мы получаем из института радостное известие, что 9 февраля за нами из Челябинска вылетит самолет АН-72, прозванный за свой внешний вид "крокодилом" ("глаза"-двигатели у него расположены над плоскостями). Если же погода затем останется благоприятной еще в течение суток, то самолет может успеть сделать и второй рейс, необходимый для полного перебазирования экспедиции.

Слава Богу, погода в этот раз нас не подвела. Самолет совершил запланированные два рейса 9 и 10 февраля. На этом 110-суточная экспедиция сотрудников РФЯЦ-ВНИИТФ на Центральный полигон закончилась. Она положила начало регулярным экспериментам с полигонными макетами. Позже эти эксперименты стали называть неядерно-взрывными (по-моему, с легкой руки А.К.Чернышева из РФЯЦ-ВНИИЭФ). Последнее название очень точно определяет суть экспериментов, но представляет довольно большие трудности для понимания непосвященных. Поэтому мне приходилось видеть и совсем трагикомическое их название, ну, например, - "ядерно-невзрывные эксперименты" (хорошо, что это был только черновик документа).

Результаты нашей работы были рассмотрены на НТС-2 Министерства в марте 1996 года. Мы с С.П.Антипинским сделали доклады: я – о технологии постановки экспериментов и их инженерно-техническом обеспечении, он – о результатах физизмерений. Нам было задано немало вопросов, в ходе обсуждения докладов были сформулированы предложения в проект решения (не была забыта и рекомендация о предпочтительном календарном периоде проведения экспериментов). В рукопожатиях, которыми мы после докладов были удостоены В.Н.Михайловым и Б.В.Литвиновым, чувствовалась их искренняя благодарность за работу, хорошо выполненную нашей экспедицией, и большая радость за то, что общими усилиями удалось возобновить деятельность полигона для решения современных научно-технических задач.

С тех пор прошло уже 10 лет… Еще с одним юбилеем тебя, полигон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Олег

капитан 3 ранга
капитан 3 ранга


Зарегистрирован: 01.11.2007
Сообщения: 522

СообщениеДобавлено: Сб Мар 01, 2008 01:22    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Ну и что ты хотел выделить из этой большой статьи? Выведи мне пожалуйста цитатой, при чём здесь моряки? Все действия на полигоне производились гражданскими лицами. Делайте выводы господа моряки. Всё это охранять мог кто-нибудь и другой. Так что на ваши лавры, мы будем ещё посмотреть, может они немножко и нам ПВОшникам пренадлежат??? Sad
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Олег

капитан 3 ранга
капитан 3 ранга


Зарегистрирован: 01.11.2007
Сообщения: 522

СообщениеДобавлено: Сб Мар 01, 2008 02:07    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Саша, ты открыл целый раздел. А ведь я ни кого не уничижаю. Просто нужно посмотреть правде в глаза и не давите мне на кик-стартер. Посудите сами: стройбат строил, ПВО держали воздушный рубеж..., а моряки... охраняли ГУБУ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Newlander

Администратор сайта
Администратор сайта


Зарегистрирован: 08.06.2007
Сообщения: 2698

СообщениеДобавлено: Сб Мар 01, 2008 09:55    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Олег писал(а):
Посудите сами: стройбат строил, ПВО держали воздушный рубеж..., а моряки... охраняли ГУБУ
Гы-гы! Спасибо, Олег, хорошо посмешили. Very Happy
Для усиления веселья добавлю, что электричество на НЗ приходило из космоса, тепло (в виде горячих батарей и воды) из недр земли, пожары на всех объектах гасли по щучьему велению, а хлеб рос на деревьях в роще за казармой ПВО (этот список можно продолжать бесконечно).
Однако, для коллекционирования подобных перлов, больше подходит тема про юмор в Разговорах Wink
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
ЖАФ

старший лейтенант
старший лейтенант


Зарегистрирован: 15.06.2007
Сообщения: 293
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Мар 01, 2008 16:18    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Олег писал(а):
Саша, ты открыл целый раздел. А ведь я ни кого не уничижаю. Просто нужно посмотреть правде в глаза и не давите мне на кик-стартер. Посудите сами: стройбат строил, ПВО держали воздушный рубеж..., а моряки... охраняли ГУБУ


Олег, никто и не собирается тебе ни на что давить. Безаппеляционные заявления, подобные тем которые делаешь ты, никогда не являлись аргументом в серьёзной дискуссии. Стас достаточно ёмко и точно прокомментмровал твои понятия о существе вопроса. Поэтому я даже и не буду предпринимать попыток тебя переубедить.
Дискутировать на эту тему в данном разделе, не рекомедую. Сочту за флуд и применю административные санкции. Wink
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Aleks

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 13.09.2007
Сообщения: 1140
Откуда: Роcсия, Омская обл. Павлоградка

СообщениеДобавлено: Сб Мар 01, 2008 17:06    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Большое спасибо ЖАФ Vo!. прочитанное мной, оставляет массу впечатлений. Зная обстановку жизни и службы на островах, всё описанное является документальным произведением.
Что касается профессиональных вопрсов по проведению серии эспериментов, тут можно вообще вопросы не задавать, укаждого своя работа. Но с бытом... тут полная эмпровизация. Главное что источник этектроэнергии не подвел. А кто занимался выработкой электричества. По сути он был единственным источником? Или я не внимательно читал.
Сильно! Vo!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Вадим

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 19.12.2007
Сообщения: 1112
Откуда: Белгород

СообщениеДобавлено: Ср Окт 01, 2008 15:37    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

4.4.2. Радиоактивное загрязнение растений и животных
Природные биоценозы архипелага Новая Земля характеризуются достаточно малым разнообразием, крайне низкой продуктивностью и, как следствие, бедностью почвенного покрова. Биосистемы легко подвергаются разрушению и деградации, их способность к восстановлению очень ограничена. Все эти особенности связаны с характерными для этого района тяжелыми климатическими и метеорологическими условиями. Территория архипелага покрыта ледяной коркой и слоем мха. На бoльшей ее части на дневную поверхность выходят подстилающие геологические породы.

Суровые климатические условия стали причиной скудности растительного мира и отсутствия деревьев. В растительном покрове преобладают мхи, лишайники, осока, полярный мак, камнеломка. Животный мир архипелага относительно богат. На островах обитают белые медведи, песцы, дикие северные олени, лемминги. В морях, омывающих острова, встречаются нерпа, морские зайцы, моржи, гренландские тюлени, белуха, касатки, голец, треска и др. Летом на острова для гнездовья прилетают чайки, кайры, гуси, бакланы, гаги и другие птицы [21].

Следует заметить, что деятельность Новоземельского полигона практически не оказала антропогенного влияния на животный и растительный мир архипелага [22]. Исключение могут составлять лишь ограниченные территории испытательных площадок и жилых поселков, где, естественно, произошли изменения количественного и качественного состава флоры и фауны.

Климатические, метеорологические и почвенные особенности, безусловно, оказывали влияние на характер радиоактивного загрязнения растительного покрова и мест обитания животных в результате глобальных выпадений цезия-137 и стронция-90. Относительно высокие концентрации этих техногенных радионуклидов в лишайниках обусловливают и высокие их концентрации в организме оленей, главным образом в мышечной ткани, поскольку именно лишайники являются главным кормом для оленей, особенно в зимний период. В табл. 4.10 представлены данные о среднем содержании техногенных радионуклидов в растительности, причем в основном в лишайниках и мхах, пробы которых отбирались в разных северных районах страны в 1995-2000 гг. полноразмерный источник здесь!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Вадим

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 19.12.2007
Сообщения: 1112
Откуда: Белгород

СообщениеДобавлено: Ср Окт 01, 2008 15:51    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Новая Земля будет базой для строительства Штокмановского месторождения

Архипелаг Новая Земля есть и будет опорной базой при разработке Штокмановского месторождения. Об этом корреспонденту ИА REGNUM на форуме стройиндустрии заявил директор строительно-монтажной фирмы "Арктикстрой" Сергей Хромцов.

По его словам, условия для создания базы уже есть. "На архипелаге имеется взлетно-посадочная полоса, способная принимать практически все виды самолетов. Также есть 5 причалов, которые принимают многие виды судов, - сказал он. - Есть и необходимая инфраструктура - школа, госпиталь, торгово-бытовое обслуживание и т.д." Он добавил, что проект по созданию базы на архипелаге уже находится в процессе разработки. Проект предполагает появление на Новой Земле вахтового комплекса, компрессорной станции, технологического комплекса с установкой для сжижения природного газа, базы для ремонта техники и другие объекты. "Газпром" уже дал положительные заключения по поводу проекта. "То, что Новая земля станет базой - это точно, но в когда именно - пока не известно", - отметил Хромцов. Работы по строительству объектов могут начаться через полтора года.
Источник: RusEnergy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Рысь

матрос
матрос


Зарегистрирован: 16.10.2008
Сообщения: 8

СообщениеДобавлено: Чт Окт 16, 2008 21:42    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Ну да, ну да, верить Хромцову - делить на четыре надо все, им сказанное.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Newlander

Администратор сайта
Администратор сайта


Зарегистрирован: 08.06.2007
Сообщения: 2698

СообщениеДобавлено: Чт Фев 09, 2023 15:50    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Новоземельский ядерный полигон в случае необходимости готов возобновить ядерные испытания
https://tass.ru/armiya-i-opk/16991533

МОСКВА, 8 февраля. /ТАСС/. Новоземельский ядерный полигон в случае необходимости и при соответствующей политической воле готов возобновить ядерные испытания. Об этом ТАСС сообщил в среду научный руководитель Российского федерального ядерного центра - Всероссийского НИИ экспериментальной физики Вячеслав Соловьев.

"Готов", - сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.

Соловьев пояснил, что "действует специальная программа по поддержанию готовности полигона".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Новая Земля -> Современность Новой Земли Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Каталог webplus.info

©   Автор логотипа форума - Нина Кузьмина