Список форумов Новая Земля

Новая Земля
форум о её людях, природе, истории
 

РегистрацияРегистрация    ПрофильПрофиль  ПользователиПользователи  Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения  ВходВход

История тральщика ТЩ-65
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Новая Земля -> Исторический зал Новой Земли
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
varchakov

юнга
юнга


Зарегистрирован: 14.05.2010
Сообщения: 3

СообщениеДобавлено: Пт Май 14, 2010 06:31    Заголовок сообщения: История тральщика ТЩ-65
Ответить с цитатой

Я интересуюсь историей тральщика ТЩ-65 в годы ВОВ. Брат моего деда Гуляев Александр Николаевич служил на этом корабле пулеметчиком и погиб 30.07.1943 когда немецкая подлодка U-703 торпедировала их. В интернете я нашел информацию что есть захоронение членов команды на берегу.
Я был бы очень признателен всем кто откликнется на мою просьбу опубликоать фотографию мемориала и имена похороненных там моряков.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Пт Май 14, 2010 23:27    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Вот как описан этот случай в книге " История освоения полярного архипелага Новая Земля". Авторы: П.В. Боярский, В.В.Сметанин, Ю.И. Соколов, Н.В. Химчук.
В конце июля 1943 г. в губу Белушью следовал военный транспорт " Рошаль" с грузами для Новоземельской ВМБ и промышленников. Его сопровождали два тральщика Беломорской вонно-морской базы: ТЩ-55 и ТЩ-65. 30 июля в районе мыса Лилье - Губы Белушьей сигнальщик второго тральщика заметил след торпеды, неожиданно выпущенной немецкой подводной лодкой "U-205" (!). Командир тральщика ТЩ-65 старший лейтенант Николай Константинович Голубенцев решил заслонить своим судном транспорт с военным грузом. После мощного взрыва тральщик начал быстро погружаться в штормовое море. Только когда все оставшиеся в живых покинули корабль, прыгнул последним в ледяную воду получивший контузию командир. Несмотря на то, что второй тральщик тут же пришел на помощь, удалось спасти немногих.После лечения в госпитале Белушьей Губы Н.К. Голубенцев вернулся на Большую Землю и командовал кораблем. Окончил он войну командиром дивизиона сторожевых кораблей в звании капитана 3 ранга. За свой подвиг на тральщике ТЩ-65 Н.К. Голубенцев был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а трое членов экипажа - боевыми орденами Красной Звезды. 7 мая 1989 г. Центральным полигоном РФ были торжественно перезахоронены останки погибших моряков ТЩ-65 с каменной косы на новое кладбище поселка Белушья Губа. 25 июля 1989 г. в поселке был торжественно открыт памятник героическому экипажу ТЩ-65. Этот номер был присвоен в годы войны бывшему рыболовецкому тралшьщику РТ-76 " Астрахань ", построенному в 1933 г. для Севгосрыбтреста в Мурманске. Общая численность его экипажа вместе с командой составляла 43 человека. Командование полигона и воины-новоземельцы поддерживали после войны постоянную связь с Н.К. Голубенцевым, который продолжал работу на гражданских судах, вплодь до его кончины в 1993 г.

С уважением новоземелец 1936 - 1953 г.г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
varchakov

юнга
юнга


Зарегистрирован: 14.05.2010
Сообщения: 3

СообщениеДобавлено: Сб Май 15, 2010 18:45    Заголовок сообщения: Моряки минного тральщика Т-911 РТ-76 «Астрахань», погибшие
Ответить с цитатой

Уважаемый Валерьян

Спасибо за информацию,

Я нашел список погибших здесь

http://www.vdvsn.ru/papers/ks/2002/10/08/9823/

Моряки минного тральщика Т-911 РТ-76 «Астрахань»,
погибшие 30 июля 1943 года:
Бутенко В.Н (1913)., лейтенант, командир БЧ 2-3,
Дражников В.М. (1916), лейтенант, командир БЧ-5,
Фомин М.В. (1915),
лейтенант медицинской службы, фельдшер,
Кузнецов Н.М. (1910), старшина 1 статьи,
командир отделения комендоров,
Левочкин В.Д. (1919), старшина 1 статьи,
командир отделения сигнальщиков,
Рыстаков А.А. (1912), старшина 1 статьи,
командир отделения минеров,
Самарин А.И. (1915), старшина 1 статьи,
командир отделения радистов,
Вишняков В.Н. (1912), старшина 2 статьи,
командир отделения котельных машинистов,
Киселев Н.А. (1910), старшина 2 статьи,
старший комендор,
Осколков П.А. (1908), старшина 2 статьи,
старший трюмный машинист,
Федоренков Н.С. (1915), старшина 2 статьи,
командир отделения химиков,
Ануфриев И.А. (1923), краснофлотец, котельный машинист,
Бессонов Е.А. (1912), краснофлотец, котельный машинист,
Барыщев И.В. (1895), краснофлотец, минер,
Воробкин М.Е. (1898), краснофлотец, котельный машинист,
Гуляев А.Н. (1918), краснофлотец, пулеметчик,
Евпланов Н.П. (1920), краснофлотец, кок,
Ермаков И.Ф. (1908), краснофлотец, машинист,
Ишгнин Ф.М. (1901), краснофлотец, минер,
Киселев А.Н. (1909), краснофлотец, машинист,
Ливасов Д.А. (1903), краснофлотец, котельный машинист,
Макаров С.М. (1920), краснофлотец, рулевой,
Пантелеев П.К. (1908), краснофлотец, минер,
Стуков А.К. (1906), краснофлотец, сигнальщик,
Семенов Н.И. (1922), краснофлотец, комендор,
Спиридонов И.И. (1921), краснофлотец, рулевой,
Севский М.У. (1913), краснофлотец, машинист,
Чебаков Г.С. (1919), краснофлотец, машинист.

Вечная память погибшим
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
arnoldych.69

счастливый милитарист


Зарегистрирован: 11.11.2008
Сообщения: 4291
Откуда: Мурманск

СообщениеДобавлено: Сб Май 15, 2010 19:24    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

С тральщика ТЩ-65 спаслись всего 4 члена команды:командир Голубенцев Н.К, Самарин А.И-радист,Спиридонов И.-рулевой,Севский М.У.-машинист.Впоследствии 3 матроса умерли от переохлаждения и были захоронены на м.Морозова.Не помню точно, но по-моему в 1988 году они были перезахоронены на гарнизонном кладбище. Наш дивизион кораблей непосредственно участвовал в перезахоронении, нам же определили уход за могилой героев.
Скорее всего краснофлотец Гуляев Александр Николаевич погиб вместе с кораблем. Вечная ему слава.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
varchakov

юнга
юнга


Зарегистрирован: 14.05.2010
Сообщения: 3

СообщениеДобавлено: Сб Май 15, 2010 20:28    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Уважаемый arnoldych.69,

большое вам спасибою

Скорее всего Вы правы. В личной карточке , которую я нашел в ОБД Мемориал место гибели Гуляева Александра Николаевичя значится как "море в р-не Н. Земли"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Вс Май 16, 2010 00:11    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Спасибо Вам, уважаемые. Для меня эта информация тоже была интересна. Хочу немного поправить. Погибшие моряки были похоронены не на мысе Морозова, а именно на каменной косе. Это кладбище Белушки до полигонного времени, ( сейчас зовется историческим ). Старый памятник так там и стоит хотя останки перезахоронены на гарнизонном кладбище. Новый памятник открыт 25 июля 1989г. Находится около штаба. Мы фотографировались у этого памятника 22 июля 2008 г. при посещении своей малой Родины. А в 1944 году я на пароходе " Рошаль " ехал в 1-ый класс Новоземельской 7-ми летней школы. По пути останавливались и расстреляли из крупнокалиберного пулемета обнаруженную мину, но она не взорвалась , затонула. Пассажиров при этом всех загнали в трюм. И было как-то этот же Рошаль удирал от подводной лодки. Опасностей у моряков хватало. С уважением - Новоземелец 1936-1953г.г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Сб Фев 15, 2014 00:31    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой


«Новоземельские вести №33 (346) 2012 г.»



« Памятник героическому экипажу Т-911/ТЩ-65 (РТ-76 «Астрахань»)»



100 лет прожил отважный капитан из Бердянска

Вековой юбилей отпраздновал в кругу родных, близких и друзей бердянец Николай Константинович Голубенцев, человек легендарной судьбы.
Во время Великой Отечественной войны он служил на Северном флоте. В 1943-м тральщик, которым командовал капитан-лейтенант Голубенцев, конвоировал военный транспорт «Рошаль», доставлявший стратегические грузы. Когда транспорт был атакован немецкой подводной лодкой, Голубенцев подставил торпеде борт своего корабля. Не всем членам команды затонувшего тральщика удалось спастись. Получившего контузию капитана подобрали и доставили в госпиталь, где он был награжден орденом Красного знамени. Закончил войну Николай Голубенцев капитаном третьего ранга, командиром дивизиона сторожевых кораблей.
Вся послевоенная жизнь Николая Константиновича связана с морем, без которого он себя просто не представляет
24 декабря 2009 г.





http://www.mig.com.ua/news/430.html


http://pro.berdyansk.biz/content.php?id=4090
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Сб Мар 01, 2014 21:01    Заголовок сообщения: Версия О.Химаныча
Ответить с цитатой

Восемь строчек трагедии

Одни утверждают, что подвиг экипажа Т-911 описал Валентин Пикуль. Другие им возражают.
Случай, о котором идет речь, в документах открытых для массового читателя, отражен довольно скупо, если быть точным, в 8 строках. Не исключено, что со временем сам факт гибели советского минного тральщика Т-911 и 28 членов его экипажа вблизи новоземельских берегов мало кто вспомнил, если бы не один из эпизодов, описанных Валентином Саввичем Пикулем в первой своей повести «Океанский патруль».

Один подвиг на двоих

В одной из глав под названием «МО-216» Валентин Пикуль рассказывает о подвиге экипажа североморского малого охотника, который корпусом своего корабля преградил путь фашистской торпеде, нацеленной в советский эсминец «Летучий». Сразу оговоримся: ни малого охотника МО-216, ни эсминца «Летучий» на Северном флоте во время войны не было, это вымысел писателя. Но в истории Великой Отечественной войны на Севере есть два события, которые вполне мог бы «взять за основу» Валентин Пикуль. Вот по их поводу исследователи не приходят к единому мнению.
30 июня 1943 года тральщики Т-911 и Т-901 эскортировали транспорт «Рошаль» от острова Колгуев в губу Белушья на Новой Земле. Этот конвой, имевший кодовое обозначение БА-12, прикрывали с воздуха еще и пара самолетов МБР-2. Вечером, уже на подходе к Белушьей, фашистская подлодка U-703 выследила и атаковала конвой. Торпеда попала в кормовую часть тральщика Т-911, и буквально через 30 секунд после взрыва он затонул. Из 42 человек его экипажа погибли 28. Некоторые авторы публикаций, рассказывая об этом случае, утверждают, что командир Т-911 якобы сознательно направил свой корабль наперерез вражеской торпеде, чтобы спасти транспорт «Рошаль».
Однако у этой точки зрения есть противники. Они утверждают, что свой борт вражеской торпеде подставил другой советский корабль - «Бриллиант». 23 сентября 1944 года СКР-29 «Бриллиант» следовал в охранении конвоя ВД-1. В Карском море корабли атаковала фашистская подлодка U-957. В 01.13 ее торпеда поразила советский сторожевик, который затонул через 2 минуты. Из воды был подобран только один моряк «Бриллианта», который вскоре умер. Остальные 64 человека из его экипажа погибли.
В случае с транспортом «Рошаль» разобраться было легче. К счастью, оказалось, живы еще люди, на чьих глазах произошла трагедия, они и засвидетельствовали ее в своих воспоминаниях.

Идти оставалось 35 миль

Пароход «Рошаль» шел из Архангельска на Новую Землю. Здесь, в губе Белушья, его ждали обитатели местной полярной станции и военные авиаторы. Грузы в трюмах судна, главным образом, предназначались им. Кроме того, пароход должен был доставить несколько экипажей летчиков и большую группу студентов архангельского медицинского института, которые участвовали в так называемой «продовольственной экспедиции». На заполярных островах им предстояло заготовлять продукты (яйца кайры, рыбу) для госпиталей и столовой института.
Архангелогородец Николай Галашев во время войны служил машинистом на минном тральщике Т-901 (бывший РТ-20 «Архангельск»). Он рассказывает: «Когда до пункта назначения оставалось каких-нибудь 35 миль, на пароходе «Рошаль» заметили белый бурунчик и образовавший его аккуратный перископ подводной лодки. Он находился буквально в двадцати метрах впереди по левому борту парохода. Перископ медленно переместился между нашим и его бортами к корме и пропал. И тут вдруг раздался громкий взрыв. Я увидел, как у кормовой части шедшего с нами тральщика блеснул огонь и взметнулся столб воды и пара. Нос корабля стал стремительно задираться вверх. Помню, как к нему уже карабкалась по вертикальной палубе фигурка человека...»
В экипаже «Рошаля» самым молодым штурманом шел Юрий Жуков - ныне известный архангельский капитан. По его свидетельству, немецкая подлодка проплыла совсем рядом с их пароходом. Ее перископ моряки увидели буквально в 15-20 метрах от своего борта и только тогда подняли тревогу. А потом, спустя какое-то время, уже раздался гибельный для тральщика Т-911 взрыв.
Обращает внимание, что ни вахта «Рошаля», ни наблюдатели с тральщиков эскорта, и это зафиксировано в отчетах, не видели следа от торпеды. Атака немецкой подлодки оказалась для советского конвоя совершенно неожиданной. Оповещение о появлении U-703 у Новой Земли «Рошаль» дал, когда фактически трагедия уже свершилась.
В числе пассажиров «Рошаля» была Валентина Панфилова - студентка 3-го курса, к слову, одна из дочерей известного в Архангельске капитана Федора Дмитриевича Панфилова. Она вспоминает: «Когда на пароходе прозвучал сигнал тревоги и он стал подавать гудки, мы с подругой находились в жилом помещении судна. Все, кто был рядом, схватили спасательные жилеты и бросились к выходу на палубу. Мы же в этой обстановке растерялись и поднялись наверх самыми последними. Там увидели, что все пассажиры и моряки собрались на одном борту парохода и во всеобщем оцепенении глядят туда, где находится гибнущий корабль. Вернее, над поверхностью виднелась только его носовая часть, потом она вдруг с убыстрением стала погружаться и через несколько мгновений исчезла в волнах. Для нас это было шокирующим зрелищем...»
Дальше события развивались следующим образом. Второй тральщик - Т-901, оповещенный о появлении вражеской подлодки, попытался выйти на нее в атаку и даже успел сбросить в море несколько глубинных бомб, однако уже не мог предотвратить катастрофу. На месте гибели Т-911 этот корабль оказался через 12 минут. Он и занялся спасением уцелевших людей. Вскоре над районом появились наши самолеты, которые также сбросили несколько глубинных бомб, но фашистская лодка, видимо, уже ушла.
Между тем, пароход «Рошаль» увеличил ход до самого полного и направился в Белушью губу, куда буквально вбежал, «забыв» об опасности минных полей, преграждавших ее вход. Через много лет после войны Юрий Дмитриевич Жуков вспоминал: «Мы продолжали по инерции идти противолодочным зигзагом, а береговые, которые не смогли с нами связаться, смотрели и хватались за голову: «Рошаль»-то между минами дорогу выбирает...»

Между фактом и образом

Схема походного ордера конвоя БА-12 свидетельствует: наиболее вероятно, что основной целью немцы избрали именно пароход «Рошаль». За это говорит и общеизвестная практика немецких подводников, которые в подавляющем большинстве случаев предпочитали атаковать транспорты, нежели корабли эскорта. Но тогда почему торпеда поразила тральщик? Потому что на пароходе «Рошаль», как вспоминает Ю.Д.Жуков, буквально за считанные минуты до взрыва Т-911... вышло из строя рулевое устройство. Пароход сбросил ход и лег в дрейф для устранения поломки. Немцы же этого не заметили и, рассчитывая атаку, так называемый «торпедный треугольник», допустили ошибку в определении скорости транспорта. Это и спасло пароход. Однако торпеда, пройдя мимо него, затем все же поразила тральщик: большое везение для немцев и трагическая случайность для нас. Расчеты показывают - даже при стремлении защитить «Рошаль» от вражеской торпеды, сделать это моряки тральщика Т-911 не смогли бы: торпеда настигла их корабль как раз со стороны транспорта. Выйти же в повторную атаку на «Рошаль» фашисты не решились, скорее всего, из-за неожиданного появления нашей противолодочной авиации.
Безусловно, самое исчерпывающее объяснение: шел тральщик наперерез торпеде или же был случайно поражен ею, мог дать командир тральщика Т-911 Н.К. Голубцов. Он чудом уцелел при торпедировании корабля, его подобрали из воды. Но ни в отчете о случившемся, ни позднее Николай Константинович не сообщил ничего из того, что могло бы служить подтверждением версии о самопожертвовании его экипажа. Кстати, впоследствии командир погибшего тральщика Т-911 старший лейтенант Н.К.Голубцов был назначен командиром сначала большого охотника «Летчик», а через год - большого охотника «Трюмный», построенных в Молотовске на заводе № 402.
Вторая версия о том, что подвиг, описанный Пикулем, совершил экипаж СКР-29 «Бриллиант», выглядит, с одной стороны, куда убедительнее. По воспоминаниям капитан-лейтенанта Б.Е.Валинского, который участвовал в конвое ВД-1 и командовал аналогичным «Бриллианту» кораблем - СКР-28 «Рубин», впоследствии во время стоянки на Диксоне офицеры конвоя обсуждали проведенную операцию и все без исключения высказали мнение, что командир «Бриллианта» старший лейтенант В.М.Махоньков подставил свой борт немецкой торпеде, чтобы защитить транспорт. По одним сведениям, жертвой ее мог стать пароход «Моссовет», по другим - «Комсомольск». Однако документальных свидетельств, которые бы подтверждали сам факт такого разговора, обнаружить не удалось.
Так что же - подвиг МО-216 является плодом фантазии писателя? В определенной мере - да, ибо это образ, к которому прибег Валентин Пикуль, чтобы озвучить в своей повести тему самопожертвования одних моряков ради сохранения жизни других. Действительно, на алтарь Великой Победы таким образом принесены тысячи жизней, но следовать в абсолютной точности каким-либо конкретным фактам военной летописи Северного флота автор «Океанского патруля» не счел нужным. На это у него было право литератора.

Требуются уточнения

Самая распространенная ошибка всех писавших об истории конвоя БА-12. Называя погибший корабль Т-65 (ТЩ-65), они отчего-то путали его оперативно-тактический номер с бортовым. Сразу же внесем ясность. Речь идет о минном тральщике Беломорской флотилии, бывшем рыболовном траулере Севгосрыбтреста РТ-76 «Астрахань», который в самом начале Великой Отечественной был мобилизован в состав Беломорской военной флотилии, переоборудован и вооружен. Тогда же он получил оперативно-тактический номер - Т-911, а также и бортовой - 65. Вот этот ложный ориентир с № 65 и брали многие авторы, тем самым запутывая и себя, и своих читателей, а заодно и историков.
Второе уточнение, о котором непременно следует сказать. Оно касается командира тральщика старшего лейтенанта Н.К.Голубцова. Долгое время о нем почти ничего не было известно, отыскать его послужной список не удавалось. И не мудрено, ведь практически все авторы, упоминавшие его в связи с военной трагедией 1943 года у Белушьей губы, по непонятным причинам искажали настоящую фамилию Николая Константиновича, указывая его как Голубенцев. К сожалению, этой досадной ошибки не избежали и авторы справочника «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 - Севмаша в Военно-Морском флоте СССР (1942-1972гг)», хотя и утверждают, что в основном работали с материалами Центрального Военно-Морского архива в Гатчине.
Наконец, еще уточнение. В списке погибших моряков минного тральщика Т-911 мы находим имя краснофлотца Е.А.Бессонова, котельного машиниста этого корабля. Он тоже уроженец Архангельска, до войны некоторое время жил в Соломбале, но, в отличие от остальных членов экипажа «Астрахани», единственный, кто был призван во флот молотовским военкоматом. В Книге памяти, изданной в Северодвинске к 50-летию Победы, указывается, что матрос Евгений Александрович Бессонов «погиб 30 июля 1943 года в районе Новой Земли». В следующем издании Книги теперь можно внести уточнение, координаты его гибели - Баренцево море, 70 градусов 07 северной широты и 51 градус 50 восточной долготы.

Олег ХИМАНЫЧ


Корабельная сторона 8 октября 2002 г. http://old.vdvsn.ru/papers/ks/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Сб Мар 01, 2014 21:51    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Цитата:
Второе уточнение, о котором непременно следует сказать. Оно касается командира тральщика старшего лейтенанта Н.К.Голубцова. Долгое время о нем почти ничего не было известно, отыскать его послужной список не удавалось. И не мудрено, ведь практически все авторы, упоминавшие его в связи с военной трагедией 1943 года у Белушьей губы, по непонятным причинам искажали настоящую фамилию Николая Константиновича, указывая его как Голубенцев.


С какого перепоя Химаныч решил,что фамилия командира тральщика Голубцов?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Сб Мар 01, 2014 22:07    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Цитата:
За свой подвиг на тральщике ТЩ-65 Н.К.Голубенцев был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а трое членов экипажа - боевыми орденами Красной Звезды.


Вот тут много непонятного,в 1945 г. Н.К.Голубенцев был награжден орденом Отечественной войны 2 степени,при этом о подвиге на тральщике ТЩ-65 ни слова.


«Наградной лист на командира СКР-81 кап.-лейтенанта Голубенцева Н.К.»


«Наградной лист на командира СКР-81 кап.-лейтенанта Голубенцева Н.К.»
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Сб Мар 01, 2014 22:16    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

До этого,в феврале 1943 г., Н.К.Голубенцева наградили орденом Красной Звезды,но было это ещё до гибели ТЩ-65.О других наградах сведений нет.



«Наградной лист на командира тральщика № 65 Голубенцева Н.К.»


«Наградной лист на командира тральщика № 65 Голубенцева Н.К.»


ИМХО.Так что информация о награждении за спасение тр-та "Рошаль" просто растиражированная выдумка.


П.С.Что то ордена Красного Знамени не видно.


«Голубенцев Николай Константинович»


Последний раз редактировалось: Fisch (Сб Мар 01, 2014 22:46), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Сб Мар 01, 2014 22:30    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Цитата:
В экипаже «Рошаля» самым молодым штурманом шел Юрий Жуков - ныне известный архангельский капитан. По его свидетельству, немецкая подлодка проплыла совсем рядом с их пароходом. Ее перископ моряки увидели буквально в 15-20 метрах от своего борта и только тогда подняли тревогу. А потом, спустя какое-то время, уже раздался гибельный для тральщика Т-911 взрыв.


"Во время войны Юрий Дмитриевич Жуков штурманил на «Рошале» - ходил на нем в арктических конвоях, за что, кстати, и награжден орденом Красной Звезды. Самый памятный эпизод войны, судя по его воспоминаниям, связан с гибелью тральщика Т-911 (ТЩ-65), который конвоировал «Рошаля» к Новой Земле. Было это летом 1943-го. Фашисты с подлодки целились торпедой в пароход, а попали в его конвоира. «Рошаль» тогда на всех парах бросился убегать в Белушью губу, а никто из моряков его не знал, что немцы перед своей атакой заминировали вход в нее. С берега им беспрестанно, настойчиво сигналил огнями пост наблюдения, а они, перепугавшись, не стали их читать, ворвались в бухту, да еще и вихляя противолодочным зигзагом. И уцелели! Выходит, дважды чудом пароход штурмана Жукова спасся: сначала от фашистской торпеды, потом от мин..."


http://www.vdvsn.ru/novosti/korabelnaya_storona/o_kapitane_zhukove_zamolvili_slovo/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Сб Мар 01, 2014 23:11    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой


«Наградной лист на ст.штурмана п/х "Рошаль" Жукова Ю.Д.»



«Наградной лист на ст.штурмана п/х "Рошаль" Жукова Ю.Д.»
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Вс Мар 02, 2014 12:11    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Цитата из наградного листа Ю. Жукова:
" При плавании на Новую Землю п/х "Рошаль" часто имел встречи с вра-
жескими подводными лодками, пытавшими торпедировать его,..."
Действительно, так и было. Заходя в становища и разгружаясь, он
брал на борт учеников чтобы доставить на учебу в Белушью в интернат.
Помню такой рейс, когда была остановка в море, расстреляли плавающую
рогатую мину, но она не взорвалась утонула. И в этот, или другой раз,
удирали от подводной лодки, и говорили, что "Рошаль выжал все из своей
паровой машины.

Цитата:

" Пароход «Рошаль» имел одну машину тройного расширения мощностью в 1500 л.с., которая обеспечивала скорость судна до 11 узлов, а шесть топок парового котла системы Фокса могли «съесть» запас угля в 270 тонн за один рейс. Рефрижераторная установка позволяла судну перевозить продовольственные грузы и рыбу. Наибольшая длина парохода составляла 82,02 м., ширина - 10,24 м., осадка по летнюю марку - 5,10 м. Судно считалось грузопассажирским, но, в основном, перевозило груз (более 1000 тонн), а пассажиров могло взять только 12 человек."

"Его построили в 1899 году в Гулле (Великобритания) на судоверфи «Earls Sb Engineering Co» и нарекли «Великий князь Александр Михайлович»."



Жаль, нигде не видел хорошей фото Рошаля.

Рошаль был вооружен только в 1943 году, до этого плавал с деревянной
пушкой на полубаке. Так писал Юрий Жуков.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Вс Мар 02, 2014 14:03    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Валерьян писал(а):

Жаль, нигде не видел хорошей фото Рошаля.


Вот немного лучше




«п/х "Рошаль"»

Где и когда сделано фото не знаю.


В составе грузопассажирских судов Мурманского морского пароходства пароход «Рошаль» работал до 1957 г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Пн Мар 03, 2014 10:38    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Fisch, спасибо. Это он родимый "кособокий" Рошаль, так его называли.
И на фото видно, это при постройке что-то, видимо машина не по центру
поставлена. После войны Юрий Жуков ходил на пароходе "Юшар" на
линии Архангельск - Нарьян-Мар. Радист Петров был. Позывной Юшара
"УНАЛ", тональный телеграф в эфире красиво звучал. После этого Юшара,
ходил теплоход Юшар, а потом стали летать на самолетах.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Ср Мар 05, 2014 12:01    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Юшаровы дни


Они бывали всякий раз, когда в Нарьян-Мар приходил пароход «Юшар». Волею судьбы в пятидесятых годах я ходил капитаном на грузо-пассажирском рефрижераторном пароходе «Юшар», который держал регулярную линию Архангельск - Нарьян-Мар с заходом на остров Колгуев. Поток пассажиров был большой, перевозили до двухсот человек одновременно, в основном в Нарьян-Мар и обратно, изредка прихватывали
несколько колгуевских.



Имел бортовой № 93. 9 октября 1943 года разоружен и возвращен СГМП. В 1963 году выведен из эксплуатации.

1940 тонн; 75,3 X 10,67x3,81 м; 1200 лошадиных сил; 9,5 узлов; 130 пассажиров.


На нем был доставлен к Новой Земле самолет Чухновского в 1924 г.

http://old.vdvsn.ru/papers/ks/2003/10/28/19053/ - Юшаровы дни.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Пт Апр 04, 2014 15:35    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Теплоход "Юшар" ходил по линии Архангельск - Нарьян-Мар после
парохода "Юшар". В дальнейшем морем никто не стал ездить, стали
летать на самолетах. А я бы с удовольствием прокатился морем, как
прежде.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Сб Апр 05, 2014 09:39    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Из наградного листа Ю.Д. Жукова.
Цитата: "В этом немалая заслуга и старшего штурмана товарища
Жукова. Зимою 1943-1944г.г. п/х Рошаль в тяжелых ледовых
условиях, выполнил правительственное задание по вывозке рыбы
из Индиги для населения нашей области"...

Вот еще пример. Согласно постановлению СНК СССР от 22 января и ГКО от 9
февраля 1944 года Северному морскому пароходству поручалось вывезти из
Индиги 3000 тонн заготовленной рыбы, предназначенной для снабжения воинских
частей и населения Севера.
Выполнение этой исключительно сложной и ответственной задачи поручалось
экипажам судов "Рошаль" и "Свияга"--обычным грузовым судам, не имевшим
специальных ледовых подкреплений. Плавание предстояло в феврале --марте, в
самые трудные в ледовом отношении месяцы. Но время не ждало: вопрос с
питанием стоял исключительно остро.
Экипаж парохода "Рошаль" возглавлял капитан Александр Иванович Соболев,
а "Свияги"--Василий Васильевич Глотов, оба были выпускниками Архангельского
морского техникума.
45




тана Юрия Дмитриевича Жукова, выпускника тревожного 1941 года, теперь
уже ветерана флота, пользуется заслуженным уважением у тружеников
пароходства.
Расставшись с "Рошалем", капитан Глотов повел "Свиягу" в сплошном
блинчатом льду. Вскоре судно, попав в плотный крупнобитый лед, вынуждено
было дрейфовать в нем 15 дней. С большим трудом "Свияге" удалось вырваться
из ледового плена и войти в устье реки Пеша.
Погрузка шла быстро: рыбаки лишь подвозили рыбу, а экипаж производил
все погрузочные работы. 30-го мая "Свияга" благополучно вернулась в
Архангельск.
За успешное выполнение правительственного задания Нарком морского флота
наградил капитана В. В. Глотова значком "Почетный работник морского флота
СССР". Капитан А. И. Соболев был награжден орденом Трудового Красного
Знамени. Большая группа других участников рейса была отмечена различными
видами поощрения.
Воины Карельского фронта, личный состав Северного флота и население
Архангельска получили хороший приварок к своему пайку--таков был итог
трудового подвига, совершенного экипажами пароходов "Рошаль" и "Свияга".
Опыт зимних рейсов показал, что такие плавания возможны, но они должны
подкрепляться надежной ледовой разведкой, проводимой авиацией, четким
прогнозом и углем хорошего качества. Оправдали себя и
погрузочно-разгрузочные работы прямо на льду, без постановки к причалу.
Забегая вперед, можно сказать, что этот удачный опыт спустя
30 лет был успешно использован моряками Северного морского пароход
ства под названием "ледовый причал" у пебережья сурового Карскога
моря.

Рейс в Индигу.




Первым пытался пройти в Индигу в начале февраля пароход "Рошаль", но
пробиться сквозь тяжелые льды не смог. 22-го февраля "Рошаль" под проводкой
ледокола "Литке" предпринял вторую попытку пройти в Индигскую губу. Причем
как в первом, так и во втором случае переход обеспечивался поддержкой
кораблей охранения. Трое суток "Литке" пытался пробить ледяные торосы на
баре при входе в реку Индигу, Но так и не смог этого сделать. Ограниченный
запас угля на ледорезе вынудил оба корабля 29-го февраля возвратиться в
Иоканьгу
На помощь ледоколов рассчитывать больше не пришлось, они вы подняли
другие задачи. Ледовая обстановка продолжала оставаться сложной.
В середине марта в Индигу вылетел заместитель Наркома рыбной!
промышленности Н. Е. Скорняков (также выпускник училища-- Г. П.), который на
самолете и обследовал трассу перехода. Полет показал, что ледовая обстановка
в районе плавания стала более благоприятной, появились разводья и местами
чистая вода.
Пароходство пошло на определенный риск, и вечером 25-го марта пароход
"Рошаль" в сопровождении двух сторожевых кораблей, без сопровождения
ледокола, в третий раз начал свой путь из Иоканьги. На< борту находился
лоцман Минин, прибывший сюда самолетом.
Но ледовая обстановка оказалась довольно сложной. Пройдя Кани Нос,
судно встретило тяжелый крупнобитый лед. "Рошаль" пошел на север, следуя
вдоль кромки льда, а затем, не доходя 20--25 миль до острова Колгуев,
повернул на юг, ища разводья и обходя торосы. На ночь суда делали остановку,
чтобы не оказаться в ледовой ловушке.
Наконец вечером 30-го марта с приливом, под проводкой лоцмана Минина
"Рошаль" вошел в устье реки Индиги и ошвартовался у ледового припая.
Учитывая ограниченность бункерного угля и слабость корпуса, капитан не
рискнул пробиваться вперед. В короткий срок была подготовлена 7-километровая
ледовая дорога. Но темпы погрузки были невелики: недоставало транспортных
средств.
14-го апреля погрузка рыбы была закончена и "Рошаль" отправился в
обратный путь. Однако на приемном створе тяжелый торосистый лед вынудил его
возвратиться обратно.
Через два дня на утренней полной воде и при благоприятном ветре,
частично разогнавшем льды, "Рошаль" по образовавшимся разводьям вышел к
острову Тиманец. На момент выхода на судне имелось всего 80 тонн бункерного
угля, пресной воды не было вовсе. Ее заготовляли из выветрившихся ропаков,
но и она была полусоленой. На ходу котлы приходилось питать исключительно
забортной водой-- иного выхода не было.
Ледовая обстановка продолжала оставаться сложной, шли с большими
остановками, в пути обходили ледяные поля. К вечеру 20-го апреля "Рошаль"
остановился в 15 милях от острова Колгуев в ожидании подхода конвойных
кораблей и парохода "Свияга", направлявшегося за рыбой в Пешу.
22-го апреля "Рошаль" с кораблями охранения прибыл в Иоканьгу. В
бункерных ямах оставалось всего полторы тонны угля.
В донесении отмечалось: "...Нужно отдать должное коллективу суд
на--несмотря на ограниченность в теплой одежде, пробелов в питании, слабой
квалификации кочегаров и трудности держания пара при большой зольности угля
и питания котлов на обратном пути забортной водой--весь экипаж обеспечил
надлежащий уход за судном и принимал активное участие в грузовых операциях и
бункеровке судна. Так была записана еще одна блестящая победа советских
моряков в историю мореплавания на северном Ледовитом океане"4.
Следует отметить, что старшим помощником капитана в этих тяжелых зимних
рейсах шел Ю. Д. Жуков, принимавший самое непосредственное и самое
энергичное участие во всех судовых работах по приемке и выгрузке столь
ценного по тем временам груза.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 30, 2014 14:04    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Цитата:
Во время войны Юрий Дмитриевич Жуков штурманил на «Рошале» - ходил на нем в арктических конвоях


В 2013 году в Архангельске издана книга его воспоминаний (тираж 500 экз)





http://vaga-land.livejournal.com/862843.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Новая Земля -> Исторический зал Новой Земли Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Каталог webplus.info

©   Автор логотипа форума - Нина Кузьмина