Список форумов Новая Земля

Новая Земля
форум о её людях, природе, истории
 

РегистрацияРегистрация    ПрофильПрофиль  ПользователиПользователи  Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения  ВходВход

Гидрографы на Новой Земле
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Новая Земля -> Исторический зал Новой Земли
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Пн Июн 04, 2012 19:06    Заголовок сообщения: Гидрографы на Новой Земле
Ответить с цитатой

Из книги :Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике: Исторический очерк. — Архангельск: Поморский университет, 2004.

Цитата:
СГЭ в комплексном изучении и исследовании Новой Земли.

«Новая Земля! «Предел» мечтаний и морской романтики для меня, да, видимо, и для моих сверстников-лейтенантов, окончивших в 1951 году Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе, гидрографический факультет. Многие из моих однокашников, будучи мичманами-стажерами, уже участвовали в гидрографических работах первого года исследований на Новой Земле.
Важное правительственное задание было возложено на гидрографов Экспедиции — исследовать западное побережье Новой Земли в течение шести лет (1951—1956 гг.). В задание входили комплексные гидрографические работы: рекогносцировка, строительство геодезических пунктов (пирамид, знаков, сигналов), закладка центров на этих пунктах, наблюдения на них с целью определения координат. Следом за этими работами шли: прибрежный и морской промеры, топографическая и магнитная съемки в заливах, губах, бухтах. Геодезисты на сравнительно равнинных местах производили «разбивку» базисных сетей и наблюдения на них астрономическими методами с целью получить более точные координаты астропунктов для передачи их после другим пунктам с помощью инструментальных наблюдений. Базисные линии измерялись с высокой точностью при помощи инварных проволок (практически не подверженных температурным влияниям) в 1951 году.
Начальником СГЭ весь военный период с 1942 и до 1951 года включительно был опытный организатор и высокий специалист, гидрограф-геодезист Гаркуша Иван Федорович. В 1951 году СГЭ заканчивала работы на островах Колгуев и Вайгач и приступила к непосредственному исследованию южного побережья Новой Земли от мыса Меньшикова.
Одним из недостатков было одновременное строительство геодезических знаков, их определение и производство промера. Геодезия всегда на 1 год должна была опережать все последующие работы Экспедиции.
Вспоминал гидрограф В.Г. Бурый, производивший в 1951 году промер в Никольском шаре: «Недостаточное количество пунктов, большие течения в проливе и наличие большого количества водорослей затрудняли работу на промере; особенно следовать точно по створам, что сказывалось на качестве работ».

3.3 Походы и гидрографические исследования на Новой Земле с 1952 года
К походу в Соломбале долгое время готовились гидрографы, боцманы, строители, содержатели, сезонные рабочие. Готовили катера, шлюпки, понтоны, палатки и боцманское имущество, получали со складов и хранилищ экспедиционное имущество: одежду, сапоги, валенки и многое другое. На сезонные работы продолжительностью 3—4 месяца продовольствие для Новой Земли, как правило, заготавливалось на полгода. Боцманы все упаковывали в ящики: инструменты, снаряжение, обувь, запасные приборы, одежду и прочее боцманское хозяйство в каждой партии. Все упакован¬ное маркировалось по партиям, так как в трюмы гидрографических судов все грузилось поочередно: первой грузилась партия, высадка которой на Новой Земле производилась в конце.
Наконец наступал день, когда к причалам Соломбалы швартовался флагман гидрографических судов «Мурман». Тогда он нам казался огромным кораблем с легендарной историей. Имеющий «ледовый пояс», водоизмещением 3700 тонн и скорость экономическим ходом 10.9 узла*, «Мурман» успешно снимал с льдины в 1938 году четверку героических папанинцев в Гренландском море. Во время войны, вооруженный корабельными орудиями, служил минным заградителем, охранял конвойные суда на трассе Северного морского пути и при проводке их в Молотовск и Архангельск.
При погрузке трюмы «Мурмана» до отказа были забиты экспедиционным снаряжением партий: ящиками, стройматериалами, палатками, шлюпками, мешками с продовольствием. Сверху, на закрытых трюмах, ставилось до 10 промерных ботов и несколько шлюпок. На юте — кормовой палубе — стояли железные бочки с топливом: дизельным и бензином. Все это закрывалось брезентом и в жаркие дни поливалось забортной водой. Бортовые проходы были забиты бревнами для сигналов Новой Земли.
В 1952 году вышли в море поздновато. «Мурман» выполнял задания командования Северного флота и прибыл только 25 июля. Из Соломбалы уходило до 500 человек экспедиционного состава. Люди устраивались в каютах экипажа, в большом кубрике, в трюмах, на катерах.
Казалось, пол-Соломбалы провожало 26 июля экспедицию. Пока нагруженный до предела «Мурман» шел Маймаксой, были слышны с плотов и берега напутственные пожелания и выкрики: «До свидания», «Счастливого плавания» или «Везите больше денег!» и т.п. Возглавлял экспедицию капитан I ранга Александров Р.Н. Он впервые шел в этой роли после И.Ф. Гаркуши.
Конечно, настоящие рабочие будни начинались с приходом на Новую Землю.
Чаще всего разгружались на «необорудованный» берег Новой Земли. Легко сказать! Оборудованных подходов к становищам было мало, а работать, исследовать приходилось на всем западном побережье: скалы, ледники, почти безжизненная пустыня...
Места базирования выбирали в губах, бухтах, за песчаными косами, где при ветрах Новоземельской боры можно было отстояться катерам, плавсредствам.
Приходили гидрографы, геодезисты, строители, высаживались на берег, загружали имущество партий, и все приходило в движение: устанавливались палатки, строили причал, потом «рубили» баню из бревен «плавника», дымил уже камбуз. На рейде, на якорях стояли гидрографические боты (ГПБ).
И все оживало. Начиналась новая жизнь экспедиционника — человека трудолюбивого, пытливого, удачливого и неунывающего, труженика-соломбальца, если хотите.
Приходилось иногда после завершения работ сворачиваться, переходить на новые, необжитые места. И все начиналось сначала: палатки, причал, камбуз, баня (обязательно). Таковы были жизненные принципы настоящего экспедиционника. Если что-либо не получалось или чего-то не доставало — помогал сосед по партии, группе. Так же и соседу оказывалась помощь. Как без этого!
Иногда катер уходил на час-два на устье губы, на рыбную банку, и ловили теперь уже «рыбаки» с помощью нехитрого устройства, называемого «пундой», треску. Свежая треска, зажаренная да уха для всей команды — пальчики оближешь! Не зря укоренилась поговорка у северян: «Трещечки не поешь, дак не поработать!»
В становище Русаново выгружались: 2-я гидрографическая партия капитан-лейтенанта Антипова В.М., топографы, геодезисты, затем в губе Башмачной —геодезисты И.В. Осокина и наша 4-я партия прибрежного промера. После чего мой катер «РБЗ-46» с командой вновь был поднят на борт «Мурмана», и мы помогали выгружать имущество первой гидрографической партии Л.П. Агафонова в Костином Шаре, в его базе — за мысом Палец.
Никогда не забуду живую, яркую картину, наблюдаемую в Костином Шаре, когда мы шли на катере обратно в Башмачную. Тысячи птиц спокойно плавали и расступались перед идущим ботом, казалось, что они заполнили пролив от края и до края. Это было величественное, незабываемое зрелище.
Вскоре нас, промерную группу из 2-х ГПБ — лейтенантов Федотова П.П. и Шапошникова А.И., перебросили в губу Черная.
Никогда я не думал, что буду готовить место для атомного полигона в губе Черной. Но мы тогда просто выполняли свой долг — правительственное задание как нам говорили.
Промерные работы начались для молодых специалистов с неожиданности — не было геодезических пунктов, а следовательно, и координат. Поставив уровенный пост для наблюдений за приливами, сами строили вехи (которые затем геодезист В.А. Мамонтов определил, включив в геодезическую сеть) на берегах губы Черной. Производили промер на «РБЗ-46» по створам, которые «разбивали» (устанавливали с помощью гониометра через 250 м). Эту работу выполняли «пяльщики» (матросы с переносными створными значками). Глубины на «РБЗ-46» измерялись эхолотом «НЭЛ-3».
Помню в обширной губе Черной величественную гору Тизенгаузен, по форме напоминающую гранитный пьедестал «Медного всадника» в Ленинграде; губу Воронина, где базировалась топографическая партия старшего лейтенанта Петухова Ю.Я., бухту Гусиная, которая была мелководной, и там обитали и гнездились сотни ленных гусей.
Работа нас, тогда молодых гидрографов, увлекала. В ясные, погожие дни (без туманов) приходилось работать по 16-18 часов. Иногда после ужина команды катер снова выходил на галс, благо ночи в июле — начале августа были еще белыми.
Всего в 250 метрах от линии входного створа в губу Черная есть очень опасная банка* Игнатьева. Обследуя ее, мы нашли наименьшую глубину — менее 3 м, когда лотовый постучал наметкой с металлическим концом — грунт «камень».
У А.И. Шапошникова в губе Черной на катере не ладилось с промером: часто выходил из строя двигатель, и его «команда» вновь и вновь «лопатила» веслами в губе, идя «по-черепашьи» до бухты Баклыши.
Вскоре, после окончания промера на Вайгаче, на помощь при¬шел промерный катер «РБЗ-Э7» старшего лейтенанта Щербакова С.М. С ним в паре два мореходных бота производили промер до поздней осени. До 10 октября мы прошли промером вдоль побережья — от мыса Саханин до мыса Черный (южный входной мыс в Костин Шар). При этом моей группе на промерном боте «РБЗ-46» приходилось обследовать все губы и бухты на пути: Черная, Баклыши, Шинкова, Селезнева, Козлова, Строганова.
Помню, в губе Строганова на выходе от западного входного мыса произошел неприятный случай на галсе: заглох мотор («Оско- Форд» — старый, выслуживший срок годности), а впереди — отвесные скалы, прибой большой силы, пляжа нет. Матросы — опытный моторист Антон Лычников и старшина катера Николай Шевчук — долго возились, чтобы завести мотор. Это, видимо, были минуты, но, казалось они длились целую вечность. Тем временем катер прибойной волной все ближе и ближе подносило к скале. Наконец мотор заработал и удалось уйти от опасности.
Гидрографическая партия В.М. Антипова («А-2») в 1952 г. завершила промерные работы на южном участке Новой Земли в шхерном районе до мыса Саханин. Гидрограф этой партии Н.К. Тимошенко на катере, имеющем более высокие мореходные качества, обследовал обширную и значительно удаленную от Новой Земли на юг банку Прокофьева.
Во второй половине октября в губу Башмачная вновь прибыл «Мурман» для съемки партий, а также гису «ОСТ». На «ОСТ» погрузили 4 катера, в том числе мой «РБЗ-46», и направили меня (в качестве старшего) и лейтенанта Молякова Е.В. сопровождающими до Архангельска. Конечно, мы были рады, что скоро увидим Архангельск, своих родных. «ОСТ» «попутно» зашел к маяку Столбовой, выгрузил там 10 тонн угля для маячников. Погода стояла почти штилевая и матросы наши быстро перевезли уголь на моторном карбасе. Погода благоприятствовала и «ОСТ», как нам казалось, быстро шел, сопровождаемый «лунной дорожкой». Еще раз «попутно» сняли Индигский буй, и, казалось, дорога на Архангельск открыта. Но неожиданно «ОСТ» взял курс на Иоканьгу, где нас «выбросили» на дальний, пустующий причал: 4 катера, 6 матросов и нас, 2 офицеров. Там мы хлебнули горя: матросы в ватниках, без теплых рукавиц, в сапогах, а начались холода, жестокие ветры, характерные для заполярной Иоканьги. А надо было нести вахты — охранять катера.
Хорошо, что во многом помогал нам тогда зам. начальника района гидрографической службы капитан-лейтенант Воронов А.Н.
Уже настоящей зимой, 17 декабря, нас снял тогда гису «Мороз» и доставил в Мурманск вместе с двигателями и эхолотами с катеров, которые были сданы там в ремонт. Почти перед Новым, 1953 годом вернулись мы поездом в Архангельск.
Так закончился для нас касьян-год — 1952-ой.
В этот год беда не обошла и начальника СГЭ Александрова Р. Н. Осенью случилось ЧП: при погрузке на корабль было утоплено много боцманского имущества. За поздний выход в море в кампанию 1952 года, «за срыв выполнения плана работ» и за аварию, повлекшую гибель материальных ценностей, Р.Н. Александрова уволили в запас.
Вспоминал В. И. Лебедев, бывший начальник отдела камеральной обработки СГЭ (1947—1959 гг.) и активный участник всех гидрографических работ по обеспечению флота и оборонных, наступательных операций в годы войны:
«Командиру части Р.Н. Александрову было очень трудно не только первое время, но и все недолгое время, пока он был командиром. По своему характеру он был очень честным и прямолинейным человеком. Иногда, как говорят, «витал в облаках»: стремился получить для части то, что пока высшее командование не имело и не могло дать. Эти постоянные требования и недостатки компании 1952 г. явились причиной работы в части большой комиссии во главе с зам. начальника Гидрографии». Вывод был, по-моему, уже предрешен.
В 1953 году в СГЭ прибыл инженер-капитан 2 ранга Жилинский А.К. (1912-1993 гг.), назначенный начальником Экспедиции после окончания Академии. Он энергично взялся за дело, за наведение порядка в части. Волевой и умный командир, высокой марки организатор, имевший огромный опыт гидрографических работ и обеспечения войск в боевых условиях в годы Великой Отечественной войны, А.К. Жилинский пользовался огромным авторитетом среди флотского начальства, военного и торгового, а также у «старожилов» СГЭ и личного состава части. К весне 1953 года увеличилось материально-техническое снабжение. Стали поступать новые, утепленные палатки, специальная одежда для условий Арктики. Были сделаны заявки на заказы для промышленности на новейшие промерные катера и корабли.
Особенно много сделал для Экспедиции в то время возглавлявший Гидрографическое управление ВМФ боевой заслуженный адмирал, командующий Балтийским флотом в годы войны В. Ф.Трибуц.
Гидрографы всегда помнили его наставление: «К любой операции, большая она или маленькая, надо подходить одинаково серьезно. Как показал опыт войны, 90% времени уходило на подготовку операции и только 10% — на ее выполнение».
Хорошая подготовка к районам исследований на Новой Земле плавсредств, имущества, инструментов, продовольствия, а также изучение районов работ и условий плавания всегда приносили успех и большое моральное удовлетворение от выполненного задания при возвращении в Архангельск.»
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Пн Июн 04, 2012 19:25    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Валерьян писал(а):
.

Катер, типа спасательных судовых шлюпок, с конвертирован-
ным автомобильным двигателем, заводился очень плохо, в нем устано-
влена вьюшка, ручная лебедка с подвешанной к ней чугунной "бом-
бой", которую периодически спускают и подымают рабочие по знаку
записатора, записатор карандашиком фиксирует глубины.



«Катер СГЭ»


«Катера СГЭ 1940-50 гг.»
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Вт Июн 05, 2012 00:05    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Ну вот, как я описал, вроде сходится с этой публикацией.
Катер - вот последнее фото, если убрать рубку, то наш. Были дуги и
тент, в хорошую погоду тент снимался.
1-я партия Агафонова ( за мысом Палец ), как раз и выгрузилась у нас
на острове Круглый. Я хотел поместить карту R-39-11-12, но при пред.
просмотре оказалось не четко, не ясно. Там о. Круглый, бухточка защи-
щенная от ветров и наш дом.
Спасибо, Fisch, ты выкладываешь очень интересные вещи!
Все это близко для меня и остальным , я надеюсь тоже интересно.
Удачи!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Вт Июн 05, 2012 07:35    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Валерьян ,я рад что тебе интересен материал.
Вот продолжение(но не окончание)

Цитата:
"Навигация 1953 г. началась, а «Мурман» снова стоял на ремонте в Росте на судоремонтном заводе, поэтому пятую гидрографическую партию («А-5») для работы в губе Архангельская и в заливе Смидовича перебазировал транспорт «Кола». Комплексные работы под руководством начальника партии Х.И. Сарачева выполняли: И.Д. Мороз, Р.Константинов, А.Бородин, В. Чернухо.
Случился курьез: при подготовке в Архангельске были забыты треноги для инструментов. Поэтому гидрографы шутили, сочинив:

Как Христофор Колумб когда-то,
Наш Христофор сказал ребятам:
«Треноги нету — не беда,
Найдем мы выход, как всегда».

Тем не менее работы гидрографы завершили успешно.
Меня и 2 матросов в июне 1953 г. откомандировали в Мурманск для доставки 4 катеров, выброшенных «ОСТом» в 1952 г. Пока заваривали трубы дымогарные прошло две недели.
Наконец, «Мурман», ведомый командиром Б.П. Пустошным, прибыл и Иоканьгу. На «ОСТе» он «сбросил», на «Мурмане» «взял» и доставил в Архангельск 4 катера и оборудование к ним.В течение недели в мастерских Экспедиции катера срочно ремонтировали, красили; ставили на них двигатели, эхолоты. На ГПБ- 410 был поставлен новый двигатель «ЗИС-120» — 75 л.с.
«Мурман», погрузив Экспедицию с ее партиями, катерами, имуществом, продовольствием и топливом, вновь взял курс на Новую Землю. Здесь, выгрузив частично партии в губе Белушья и в Малых Кармакулах, «Мурман» стал плавбазой для промерных катеров гидрографов: Н.М. Аносова, Н.К. Тимошенко, В.А. Ищенко, Е.В. Молякова, П.П. Федотова.
Промером был обследован открытый ветрам берег полуострова Гусиная Земля. Ежедневно в течение не менее чем 2 недель «Мурман» спускал на воду катера, а гидрографы, уходя, галс за галсом «пробивали» путь на мыс Северный Гусиный Нос. Были и трудности: при подходе — опасный, с подводными камнями, берег, а также плохо видимые на почти равнинной местности полуострова геодезические пункты при удалении до 2 миль (на конце галсов).
В 1953 году геодезические партии В.В. Бухмейера, И.В. Осокина и И.П. Ковригина напряженно работали: связав Новую Землю через пролив Карские Ворота с Государственной геодезической системой координат, обеспечили строительство и определение координат геодезических пунктов на побережье южного острова Новой Земли до Маточкина Шара."



«Катера СГЭ»
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Вт Июн 05, 2012 08:27    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Валерьян писал(а):
Я хотел поместить карту R-39-11-12, но при пред.
просмотре оказалось не четко, не ясно. Там о. Круглый, бухточка защи-
щенная от ветров и наш дом.



«Фрагмент карты R-39-11-12»

На карте стрелкой обозначен дом в котором жил Валерьян с 1950 по 195? г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Вт Июн 05, 2012 23:49    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

ГПБ-539 - эти, "Петушки" ( так мы их называли ), работали в парти-
ях, которые строили навигационные пирамидки. Материал (лес) там
использовался тонкий, грузили на палубу, тянули на буксире плотик,
а в месте постановок тащили на возвышенности на своем горбу.
На круглом нач. партии был Амосов ( вологжанин).

На карте, чуть южнее, есть островок Жемчуг. Со старшим братом Нико-
лаем, на двух "стрельных" лодочках, с запасом еды на неделю, едем на
два дня по сбору гагечьего пуха ( это входило в пром. план).
В хорошую погоду на мыс "Палец", далее вдоль берега, вдоль берега
догребаем напротив острова. До острова расстояние не так уж и мало,
пока едешь может внезапно рвануть ветер, пасть туман. Однажды так и
было, накрыл туман. Если промахнуться, уедешь в открытый океан.
Тут помогла природная смекалка. На этом острове с гагами гнездятся
гуси (казарка белощекая), чайки, крачки. Было замечено, что если
крачка летит без рыбки в клюве- значит к берегу, если с рыбкой,
значит на остров. Вот так они и указали нам направление на остров.
За два дня насобирали шесть мешков пуха, отстреляли 60 гусей и
вернулись домой.
Из гнезда гаги весь пух забирать нельзя, немного оставляем и она
сама доложит сколько ей надо. Гусей отстреливать только из мелкаш-
ки не создавая шума.
Ездили мы на этих лодочках с братом и в гости к соседям на пром-
участок Пропащее. Там жила семья Дежневых, тоже волгжане.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Сб Июн 09, 2012 19:53    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Валерьян писал(а):
ГПБ-539 - эти, "Петушки" ( так мы их называли ), работали в партиях, которые строили навигационные пирамидки. Материал (лес) там использовался тонкий, грузили на палубу, тянули на буксире плотик,а в месте постановок тащили на возвышенности на своем горбу.


Валерьян,вот такие?


«Геопункт»




«Геодезисты на Новой Земле»
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Сб Июн 09, 2012 20:00    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Цитата:
«Следует особо сказать о привязке триангуляционной системы на Новой Земле к Государственной геодезической системе координат на материке. Для этого были построены в 1952 г. четыре высококлассных сигнала, обеспечивающих взаимную видимость для наблюдений через пролив Карские Ворота. На Новой Земле — сигналы «мыс Меньшикова» 45 м высотой и «Артюхов» 15 м высотой, на острове Вайгач и на мысе Болванский Нос — сигналы 45 м высотой. Строили опытные строители СГЭ: М.Г. Коржавин, В.А. Куроптев, А.А. Ваймугин, Н.Г. Бестужев. Наблюдения на сигналах классного геодезического четырехугольника вели опытные геодезисты П.И. Зайцев и А.П. Чирков.»

Из книги :Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике. — Архангельск, 2004.





«Мыс Меньшикова»
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Сб Июн 09, 2012 20:14    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

А это тот же сигнал ,но в 2009 г.,в этом году ему 60 лет ,а всё стоит!


«Мыс Меншикова.»


«м.Меньшикова»
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Ср Июн 13, 2012 11:31    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Цитата:
В 1953 г. промерные партии Экспедиции также успешно дошли до Маточкина Шара.
Партия «А-1» Л.П. Агафонова, закончив обследование Костина Шара и вокруг о. Междушарский, была перебазирована и начала работы в проливе Маточкин Шар.
Партия «А-4» П.И. Ванюхина, базируясь в Малых Кармакулах, завершила обследование залива Моллера и губы Средняя. Промер выполняли гидрографы С.Ф. Бойцов, П.П. Федотов, А.Ф. Карбасов.
Партия «А-2» В.М. Антипова, базируясь в губе Грибовая, обследовала побережье Паньковой Земли, губу Грибовая, губу Безымянная и побережье к югу от Безымянной до мыса Бритвин. Здесь трудились гидрографы Аносов Н.М., Тимошенко Н.К., Моляков Е.В.
В 1953 году на промере в заливе Смидовича «Мурман» в конце навигации вновь стал плавбазой для работающих с борта промерных катеров гидрографической партии «А-1».
Вспоминал гидрограф Николай Сергеевич Налётов: «Планшет разделили. Северную часть залива Смидовича промерял Н.С. Налётов, а южную — гидрограф Павел Яковлевич Меньшиков. Под берегом: прибой, опасности, буруны. В конце навигации постоянно были дни с плохой погодой. Катера часто спускали на воду, но полного результата долго не было. Наконец, выбрали день устойчивой погоды и выполнили промер залива. Среднюю часть залива Смидовича промеряли непосредственно на гису «Мурман». Промер производил гидрограф Р.С. Константинов».
В конце навигации трагически погиб П. Я.Меньшиков. Новая Земля не отпускала исследователей без жертв. После окончания промера катера подняли на борт «Мурмана», Павлу Яковлевичу стало плохо. Положили его в лазарет. «Мурман» последовал в Нарьян-Мар. Там сделали операцию, но было уже поздно. Так погиб на посту исследователя ветеран-гидрограф, один из трудолюбивейших и добросовестных людей Экспедиции, отдавший исследованиям Северных морей 15 лет.
В конце октября 1953 г., сняв с Новой Земли партии Экспедиции, «Мурман» возвратился в Архангельск. Это был последний год работы «Мурмана» с Экспедицией на Новой Земле. С мая 1954 г. и до ноября 1956 г. «Мурман» стоял на капитальном ремонте в Кронштадте.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Ср Июн 13, 2012 11:32    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Цитата:
Конец июля в 1954 г. на Новой Земле был довольно «жарким». Хотя температура не поднималась выше +10° С, но на суше в штилевую погоду ощущалось тепло. Однажды подходим на галсе к берегу, а там бегают раздетые люди! Оказалось, топограф Г. А. Морозов и его реечники, используя погожий день, усиленно занимаются мензуальной съемкой. И так всегда! Г.А. Морозов не ездил на юг, отдав 40 лет СГЭ.
В августе 1954 г. наша группа перебазировалась в губу Южная Сульменева в бухту, названную в 1958 г. Коралловой. Здесь вход в губу и мористую часть обследовали гидрографы П.П. Федотов и В.А. Ищенко; среднюю часть губы — гидрограф А.Ф. Карбасов, а мелководный кут губы — А.К. Баев.
Катер Баева был последний год оборудован для промера рыбалотом, как говорится, «последний из Могикан» — в Экспедиции к 1954 году уже все катера имели эхолоты. Но наш уважаемый гидрограф В.Холопов считал: «Рыбалот точнее эхолота», и долгое время работал, измеряя глубины, этим прибором.
Крестовую губу обследовали гидрографы «А-5» А.В. Бородин и А.Г. Курганский.
В сентябре 1954 г. в губе Южная Сульменева случилось ЧП. Катер при подходе к берегу выбросило волной на берег. Каждая последующая волна все далее забрасывала и замывала песком катер лейтенанта Карбасова А.Ф.
Мы на ГПБ-410 по радиосвязи приняли сигнал бедствия и пришли на помощь. Удалось демонтировать эхолот, а экипаж доставить на базу в бухту Коралловая. Катер сняли с береговой осушки спустя несколько дней, когда «улеглось» волнение.
Сентябрь принес нам, гидрографам «А-5», еще одно испытание. 12 сентября 1954 г. прибыл на катере из губы Крестовой командир партии капитан-лейтенант Фридман С.А. для съемки гидрографической группы и перебазирования в губу Крестовую.
Утро в понедельник 13 сентября было мрачным: низкие тучи, темный небосвод. Казалось, все предвещало бурю. Но в море были «недоделки».Требовалось пройти контрольными галсами и на площади промера взять образцы фунта. Разбудив команду катера и позавтракав, вышли в море. Моряки всегда немножко суеверны, но, как всегда говорил наш наставник, известный гидрограф В. Ф. Викман: «Понедельник и 13-е число взаимно «уничтожают» друг друга». Конечно, может быть, это и шутка или, действительно, «совпадение», но все в тот день оказалось удачным. Погода благоприятствовала и до полудня мы на катере ГПБ-410 закончили промер, взяли грунты и с чувством выполненного долга, удовлетворенными вернулись в базу.
А в ночь на 14 сентября давление по-прежнему падало... И как рвануло! 14 сентября ураганный ветер Новоземельской боры срывал палатки, катера еле удерживались на якорях в бухте Коралловой. Чайки, кайры и гаги не могли летать и плавать — уныло ходили вдоль берега, прижимаясь к выброшенным водорослям. Так продолжалось трое суток, а потом еще двое суток постепенно стихал ветер, но бушевало от волнения и прибоя море. Только на пятые сутки мы вновь вернулись на базу партии — в губу Крестовая.
1954 год тоже стал трагическим для гидрографов СГЭ. Погиб П. И.Зайцев — человек душевный и один из самых грамотных специалистов по техническим вопросам в Экспедиции. Погиб, можно сказать, нелепо: оступившись на железной палубе катера «Ярославец», он перевернулся через леерное ограждение и, ударившись головой о борт, сразу умер.
В 1958 г. в память о гидрографе-исследователе его именем назван северный входной мыс губы Южная Сульменева на Новой Земле — мыс Павла Зайцева.
В первых числах октября 1954 г. гидрографические, геодезические и топографические партии грузились на ледокольный пароход «Леваневский» — вначале в губе Крестовой, затем — в Маточкином Шаре.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Ср Июн 13, 2012 11:56    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Цитата:
Известный полярный капитан А.А. Качарава — капитан «Леваневского» и легендарного «Сибирякова», вступившего в неравный морской бой с немецким крейсером «Адмирал Шеер» 25 августа 1942 года — шел из арктического рейса и был зафрахтован для Экспедиции.
Два интересных случая. Загрузившись, что называется «под завязку», «Леваневский» остановился в Маточкином Шаре, у Шумилихи. Там базировались геологи. Там же находился, ожидая погрузки, топограф лейтенант Схиртладзе Ю. В. Ему было поручено доставить в Архангельск 4 катера ГПБ. Кто-то из гидрографов подсказал Юрию: «Мол, сходи к Качараве, может, погрузит твои катера». Так он и сделал, а потом рассказал нам: «Увидев меня, он сразу спросил по-грузински. Я понял, но ответил по-русски и обрисовал свое незавидное положение. Вызвав боцмана, Качарава приказал: «Растолкай на корме катера, уплотни, но погрузи 4 катера лейтенанта»». Что и было сделано. Юрий шел с нами на «Леваневском», «квартируя» у капитана, предоставившего ему место и лучшие условия отдыха в каюте. Конечно, у Юрия остались самые хорошие воспоминания об этом легендарном Человеке. И встречаясь с Юрием в Архангельске, Ленинграде и Москве, мы всегда по-доброму вспоминали морские походы, Новую Землю, нашу экспедиционную юность и ту счастливую встречу с А.А. Качаравой.
Второй случай запомнился и мне. В Маточкином Шаре, уж не знаю, каким образом, оказалась преподаватель Московского университета, доктор наук Надежда Сушкина. По просьбе женщины ей был предоставлен катер «Ярославец», на нем Н.Сушкина прошла весь Маточкин Шар. Экскурсантка осталась довольна; поблагодарила, сказав: «Красоты гор и ледников, красоты Маточкина Шара несравненно выше Норвежских шхер».
6 октября 1954 г. ледокольный пароход «Леваневский» доставил в Архангельск 240 человек экспедиционного состава и 19 катеров ГПБ.
Второй зафрахтованный транспорт — «Кола» — грузил 4 партии: частично «А-1» Л.П. Агафонова, «А-2» В.М. Антипова, топографическую партию И.И. Иванова и геодезическую партию. Погрузка производилась в губе Машигина в труднейших условиях. Катера не проходили в горизонтальном положении через люк трюма, приходилось опускать почти вертикально, затем в трюме растаскивать их вручную. Условия перехода также были труднейшими: люди располагались в сыром трюме, без воды и прочих человеческих «удобств». Так приходилось свертывать производственные партии Экспедиции А.К. Жилинскому в условиях отсутствия настоящего экспедиционного судна.
После навигации СГЭ ежегодно подводила итоги летних работ, а на торжественных вечерах в Архангельске приказом начальника СГЭ объявлялись лучшие подразделения: отряд, партия, группа, катер. В 1954 году за успехи на промере и в исследовании Новой Земли экипажу ГПБ-410 был вручен вымпел «Лучший катер Экспедиции», а командиру катера — ценный подарок — настольные часы. Матросы ГПБ-410 получили по 10 суток внеочередного отпуска и побывали на родине.
В навигацию 1955 г. флот гидрографических судов пополнился новыми кораблями:
гису «Нивелир» водоизмещением 1370 тонн и скоростью экономического хода 10.7 узла, построенный на польской судоверфи в Гдыне, привел в Архангельск командир корабля Н.Я. Столяров;
гису «Сирена» водоизмещением 1860 тонн с экономической скоростью хода 9 узлов (заводское название — транспорт «Порхов»), привел из Венгрии по Дунаю и далее вокруг Европы в Архангельск командир корабля Б.Е. Валинский.
В 1955 г. партии Экспедиции были развернуты на «Сирене» и «Нивелире»:
— «А-1» Л.П. Агафонова — на полуострове Панкратьева. Гидрографы Н.С. Налетов, В.К. Холопов, Е.И. Полозов, Л.З. Кичаев в течение навигации обследовали промером районы острова Берха и полуострова Панкратьева, заливы Седова, Борзова;
— «А-2» В.М. Антипова и «А-5» С.А.Фридмана — в заливе Вилькицкого, а в конце навигации были перебазированы в залив Русская Гавань;
Гидрографы 2 партий Н.М. Аносов, Н.К. Тимошенко, В.Г. Рыбин, С.М. Щербаков, П.П. Федотов, Е.В. Моляков промером обследовали районы от губы Глазовой (от мыса Николая), заливы Норденшельда и Вилькицкого, пролив и острова Баренца, западное побережье до залива и сам залив Русская Гавань.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Ср Июн 13, 2012 12:00    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Я ещё не надоел?

А то что то:Service Unavailable

HTTP Error 503. The service is unavailable.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Чт Июн 14, 2012 00:14    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Мне так все это весьма интересно поскольку я участник был, хотя и
одну навигацию. Вот и наш Полозов тут упоминается. На Круглом в
1953 году был один катер с эхолотом с командой военной.
Рабочие были "зэки", люди не социально опасные. Нас предупредили,
чтобы быть с ними поосторожнее. Но мы видели вполне нормальных
людей. В свободное время отдыхали, была гармонь, мандолина, один
не плохо плясал.
Результат этой работы налицо, командор на своем боевом корабле
мог без опаски зайти в любую новоземельскую губу, бухту.

За интересные ссылки спасибо, Fisch!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Пт Июн 15, 2012 07:48    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Цитата:
Вспоминал Н.С. Налетов, гидрограф 1-й гидрографической партии, который в паре с гидрографом этой же партии Е.И. Полозовым непосредственно занимался обследованием района вокруг острова Берха и в зал. Борзова.
«Наступала глубокая осень. Весь залив Борзова окружают ледники. Огромные падающие глыбы, сползающие с ледников, неожиданно, как взрывы бомб или крупнокалиберных снарядов, оглашали мощными раскатами грома, казалось, пустынный район залива. Галсы промера приходилось прокладывать среди плавающих льдин, на которых нередко мирно громоздились моржи. С усатыми и клыкастыми мордами они спокойно наблюдали за катерами, бороздящими воды в их родной стихии».
Так же под грохот сползающих ледников производили мы промер на ГПБ-410 в губе Глазовой в июле 1955 года.
Свертывание подразделений Экспедиции в 1955 году началось с полуострова Панкратьева. Затем «Сирена» перешла в Русскую Гавань. Там грузились гидрографы двух партий («А-2» и «А-5»), геодезисты партии И.В. Осокина и топографы.
Казалось, навигация завершена. Людей, катера и снаряжение партий надо доставить в Архангельск. Но не тут-то было! После атомного взрыва надо было снять навигационные буи из губы Черной — таков приказ! Чтобы освободить палубу для буев, «Сирена» следует в Маточкин Шар, в становище Лагерное, там разгружает экспедиционные катера, затем идет в губу Черную, снимает буи.
И вот снова я в губе Черной, где производил промер в 1952 году. После атомного взрыва в губе уцелели на плаву: эсминец «Урицкий», транспорт и подводная лодка «Малютка». Все они давно выслужили свои сроки на флоте и служили Отечеству, как могли, в последний раз.
А с «Сиреной» получается, как в сказке «про белого бычка»: «Сирена», сняв буи, везет их в порт Нарьян-Мар, там разгружает буи и снова идет в Лагерное — забрать на борт катера Экспедиции, и, загрузившись «под завязку», только тогда везет людей Экспедиции в Архангельск.
А люди? Наши экспедиционники, около четырехсот человек, «катались» «бесплатно» (им еще платили «суточные») и терпели более 20 суток, устроившись на нарах в 3 этажа в трюмах «Сирены», раскинув свои палатки и кухню. Иногда по вечерам им в трюме «показывали кино». Заболев от «такой морской жизни и свалившихся забот», замполит Вайсман И.М. «укатил» самолетом из Нарьян-Мара в Архангельск. А А.К. Жилинский вместе с Экспедицией переносил все тяготы и лишения этого необычного, затянувшегося рейса. Люди знали, что Жилинский никогда не перекладывал ответственность на плечи подчиненных, мог взяться за любое экспедиционное дело, показать пример, поднять настроение.
Северную часть Новой Земли до мыса Желания обследовал промером гидрограф Е.И. Полозов уже в 1956 году. Катера после промера базировались только на борту гису «Сирена».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Пт Июн 15, 2012 07:52    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой


«Губа Северная Сульменева.»
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Вс Июн 17, 2012 12:52    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Цитата:
Сколько неожиданностей «преподносила» Новая Земля при подходе катера к берегу! Гидрограф стремился по роду своей деятельности подойти как можно ближе к берегу, чтобы «отбить» «нулевую изобату». Если же встречался приглубый берег — замерить наметкой наименьшую глубину у кромки и расстояние до берега «глазомерно». Все опасности, встречаемые на галсах: банки, отмели, осыхающие или надводные (подводные) камни, — гидрограф обязан был отдельно обследовать: промерить глубины вокруг них (над ними), подробно обследовать поиском и определить наименьшую глубину. Все это впоследствии обрабатывалось и наносилось на навигационные карты для безопасного плавания кораблей и судов.
Гидрографам во время исследований на Новой Земле часто приходилось попадать в штормовую погоду. Выйдешь на катере в район промера на расстояние в 2-3 часа хода до базы при хорошей погоде, кажется, ничто не предвещает беды, потом во время промера замечаешь небольшое облачко над вершинами гор — жди новоземельскую бору. Ветер усиливается резко и быстро, пока идешь на базу, а волна бьет, как говорят моряки, «в зубы». Матросы уходят в укрытие — моторное отделение, а гидрограф стоит рядом с рулевым, обливаемый встречной волной с головы до ног.
Новая Земля не дарила исследователям много хорошей погоды и благоприятных условий для работы, летом — частые туманы, осенью — шторма и ветер Новоземельской боры «отнимали» дни и недели у экспедиционников. Поговорка «Ждать у моря погоды» здесь была жизненной реальностью. В дни, когда нельзя было выйти в море, гидрографы работали в палатках: вычисляли координаты геодезических пунктов, прокладывали пройденные галсы на базовые планшеты, анализировали качество промера и сходимость глубин на контрольных галсах. У геодезистов и топографов в дни«нелетной» погоды тоже было много аналогичной работы. Исследователи помнили, что единичные промахи или недочеты в работе можно еще исправить при наступлении «рабочей» (ясной) погоды. Но происходили и курьезы.
Вспоминается случай, когда гидрографу-геодезисту М.Синопальникову было поручено «отнаблюдать» (измерить направления теодолитом) на геодезическом пункте горы Первоусмотренная (970 м). Не имея большого опыта, геодезисты поднимались на «горку» поздновато, когда наблюдаемые пункты или сама гора закрывались «дымкой», туманом — так «терялась» видимость для наблюдений. Шли дни, прошел месяц, а положительного результата не было. Наконец командование послало на «горку» опытного геодезиста Василия Алексеевича Мамонтова с группой рабочих. Зная капризы погоды Новой Земли, геодезисты раскинули палатку на горе и «караулили» погоду у теодолита. Так настойчивостью, уменьем опытного специалиста была «покорена» Первоусмотренная, получившая с тех пор точное место в системе координат на Земле.
Вдоль всего западного тысячекилометрового побережья Новой Земли, от границы прибрежного промера был выполнен морской промер глубин Баренцева моря. Старые гидрографические суда «Мигалка», «Мгла», «Мороз» много лет работали в высоких широтах Арктики, гидрографы на них определяли свое место на морском промере по радионавигационной системе «Координатор» (РНС), излучающие станции которой «развертывались» (устанавливались) на Новой Земле.
Командование Северного флота, зная о правительственном задании, высоко оценивало работу Экспедиции по обследованию Новой Земли и, понимая трудности СГЭ, оказывало всяческую помощь в снабжении: продовольствием, ГСМ, специальным утепленным обмундированием и обувью. Для выполнения морского промера стали выделяться боевые корабли: тральщики и морские охотники, на них гидрографы СГЭ также работали с РНС «Координатор».
Северной экспедиции во всех ее исследовательских делах помогал начальник Гидрографической службы Северного флота, начинавший свою деятельность гидрографом в СГЭ в 1932 году, контр¬адмирал Скосырев Н. В.

В 1958 году мне довелось работать в Архангельске под непосредственным руководством А.К. Жилинского. Дело в том, что многие бухты, горы, мысы и даже заливы Новой Земли не имели собственных названий. В ходе работ Экспедиции на Новой Земле их часто называли «безымянными».
Более 50 названий с координатами, кратким описанием происхождения имени было представлено весной 1958 г. на заседании ученого совета филиала Географического общества в Архангельске. Тогда в дискуссии участвовали Г.Я. Наливайко, К.П. Гемп, И.К. Вылко; от СГЭ — А.К. Жилинский, С.К. Немилов и П.П. Федотов. Рассмотрев и обсудив, комиссия одобрила наше «Представление названий по Новой Земле», а Архангельский областной Совет депутатов трудящихся утвердил своим решением новые имена.
Так, на картах появились новые названия: мыс Павла Зайцева, мыс Ивана Малышева, мыс Крокодил (мыс с похожим очертанием), бухта Коралловая, гора СГЭ (около залива Норденшельда), камень Курочкина (обнаружен был гидрографом Ю.А. Курочкиным), а также названия, данные в честь гидрографических кораблей, принимавших непосредственное участие в гидрографических работах на Новой Земле: залив Мурман, мыс Мигалка, бухта Нивелир, бухта Сирена и другие.
Закончилась трудная, важная и памятная эпопея исследований на Новой Земле в 1951-1956 гг. Гидрографическая служба и Карт фабрика ВМФ издали новые карты на Баренцево море и Новую Землю.
А впереди у экспедиции были новые, более сложные задачи. Интересы государства, боевая подготовка кораблей нашего флота требовали проведения гидрографических и океанографических исследований круглогодично, уже на океанских просторах.

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике: Исторический очерк. — Архангельск: Поморский университет, 2004. — 170 с.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Пн Июн 18, 2012 00:05    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Фото "Три брата" - это кут губы Сев. Сульменева, левее на берегу
стоит дом, тут жила семья Неумоиных, наши соседи.
Наш пром. участок был на входе в губу, северный берег, бухта между
мысом Черницкого и мысом Гряда. (S 40-13-14).
Домик наш, каким-то образом, уцелел, фактория же в руинах.
Стоит на пригорке (терассе) , 4,5-5 метров над уровнем моря, в 75 ме-
[вырезано цензурой] от берега моря.





Это наша избушка в которой мы прожили с1936-го по 1950 год.
Семья, семеро детей, да папа и мама.

Фото Б.А. Новикова. МАКЭ. 1992г. "Острова и архипелаги россий-
ской арктики. Новая Земля" П.В. Боярский.

PS. В наше время "прируба" не было, пристройка из досок - соба-
чник. И еще минус от жилого - коридор 1,20 м.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Сб Июл 07, 2012 20:07    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Валерьян,а тёсовые крыши часто приходилось чинить?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Сб Авг 25, 2012 12:59    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой





Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Новая Земля -> Исторический зал Новой Земли Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Каталог webplus.info

©   Автор логотипа форума - Нина Кузьмина