Список форумов Новая Земля

Новая Земля
форум о её людях, природе, истории
 

РегистрацияРегистрация    ПрофильПрофиль  ПользователиПользователи  Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения  ВходВход

Топонимика Новой Земли
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Новая Земля -> Исторический зал Новой Земли
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 17, 2012 21:03    Заголовок сообщения: Откуда взялся остров?
Ответить с цитатой

Посмотрел снимки со спутника:


«Остров Рожкова» на Яндекс.Фотках


«о.Рожкова»



и всё стало понятно,ледник ПОДТАЯЛ и проявился остров.
Глобальное потепление о д н а к о Sad Sad Sad
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 20, 2012 17:50    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Дневник экспедиции (Cold Area - IV)

СОКРАЩЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ морской арктической экспедиции в Баренцевом море у островов Новая Земля на парусно-моторных яхтах "ТИМ" и "Волга" (08.07- 07.09. 2004 г.)

Я поместил этот дневник экспедиции потому, что в нем упоминается
об открытии командами яхт " ТИМ" и "Волга" о. Рожкова.
В дневнике похода на Н.З. этих же яхт в 1999 году, тогда и был отрыт
остров, об этом не говориться.

http://www.rw3dqc.narod.ru/dnevarea4.html

Валерий Федорович Шишлов часто бывал в Красном и по работе,
когда работал врачем, и на яхте, когда выезжали на отдых в выход-
ные дни, и с дальних походов. Я с ним был хорошо знаком.

А потепление в Арктике здорово заметно. Карта S 40-05-06 издана
в 1971 году, там признаков нет что находится под толщей льда.
Прошло 28 лет и вот - образовался остров.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 22, 2012 21:41    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Дневник экспедиции Cold Area II ( 28.07.99-12.09.99)

Вот поход "ТИМ-а" и Волги на Новую Землю в 1999 году.
Надо представить какие опасности подстерегали участников
экспедиции в этих походах. Тем более время, это уже осенние шторма
в Баренцовом море. Большие пароходы стараются укрыться, отстояться
в ближайшей губе или за островом в такой ситуации.
В наше время суденышки типа "Кавасаки" ходили по побережю Н.З.
и если не успевали укрыться, то уходили подальше от берега, лучше
пусть покидает на волне, чем погибнуть разбитыми об скалы.
Берега Н-Земли - на большом протяжении сплошные скалы.
Мы жили на северном острове губа Северная Сульменева. Промучасток
наш назывался Голомянная. Это на входе в губу, а "голомень" -
это берег и перед ним открытое море-окан. Избушка наша стояла на
не большой горке, ( терасса по науке ), до берега 75 метров, так если
бы не терасса. избушку бы смыло. Вот что значит осенний шторм.
Кстати, эта избушка до сих пор стоит, жива. От фактории к которой
она относилась, остались руины - это Крестовая губу ( Ольгинское ).
Фото как-нибудь высталю.




http://www.rw3dqc.narod.ru/dnevarea2.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Ср Дек 12, 2012 21:17    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

В Русской Гавани есть бухта Володькина,сначало я думал что это фамилия такая ,но нет,бухте присвоено имя сына "директора Арктики"- Рудольфа Лазаревича Самойловича (1881-1940).Сына звали Владимир,он в детстве принимал участие в в экспедициях отца и дяди(дядя-Михаил Михайлович Ермолаев).Подросток проводил наблюдения за колебаниями уровня моря по футштоку.
В дальнейшем он стал врачом и погиб во время осады Ленинграда...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Ср Май 15, 2013 10:42    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

В Крестовой губе есть хорошая бухта для отстоя судов во время
шторма. Название бухты Вера. Сейчас то я знаю, что Седов Г.Я., во время
картографирования губы Крестовой в 1910 году, назвал её в честь своей
жены Веры Валерьяновны Май-Маевской.



Предлагаю самим найти на карте эту бухту т.к. не умею увеличить,
выделить и поставить стрелочку, как это делает уважаемый Fisch.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Пн Май 20, 2013 14:33    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

На побережье Печорской губы есть рыбацкий поселок Фариха.
Раньше назывался рыбацкая столица. Еще Табседа, где в наважью
путину собирались рыбаки почти со всех колхозов НАО.
Долго разбирались, откуда взялось название -Фариха. С рыбоучастков
часто рыбу вывозили самолетами, и оказалось, когда-то за рыбой приле-
тал летчик Фарих. Этого летчика, Фариха Фабио Бруновича, наш журна-
лист разыскал в Питере, беседовал с ним и отчет был в "Нарьянке".

http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?t=342
Тут все про полярного летчика Ф.Б. Фариха.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Чт Май 30, 2013 12:32    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Я предполагал, что губы Северная Сульменева и Южная Сульиме-
нева на Новой Земле, названы Ф.П. Литке в честь Ивана Саввича Суль-
менева, мужа сестры его Натальи. Благодаря И.С. Сульменеву сирота
Литке, можно так сказать, выбился в люди и стал знаменитым.

..._________________К счастью, одаренного юнца ожидала иная судьба, пославшая ему на жизненном пути в качестве примера и наставника капитан-лейтенанта Российского флота И. С. Сульменева, мужа сестры Натальи. Этот период жизни Ф. П. Литке один из биографов описывает так: «В доме Сульменевых, помимо дружеского доброжелательного отношения, тринадцатилетний мальчик встретил морскую среду и постоянные разговоры о море, жизни на корабле. Все это, естественно, увлекло его, и по ходатайству И. С. Сульменева в 1812 году он поступает на флот волонтером в команду под началом своего зятя. ..

То, что касается исследования Новой Земли Ф.П. Литке.


.
Для экспедиции был построен специальный бриг "Новая Земля", грузоподъемностью в 200 тонн, длиной 24,4 метра, шириной 7,6 метра и с осадкой 2,7 метра. Бриг имел сплошной набор, т. е. шпангоуты его были поставлены вплотную друг к другу, щели были проконопачены, а подводная часть скреплена и обшита медью. В случае вынужденной зимовки судно могло ее выдержать. Все необходимое было запасено на 16 месяцев. Считалось, что экспедиция хорошо снабжена приборами и инструментами. Она имела компасы, лаги, склянки (песочные часы), хронометры, медные секстаны Кука, деревянные секстаны, ртутный барометр, три термометра и один инклинатор. Как скромны в этом отношении были тогдашние требования!
Бриг вышел в море 27 июля 1821 года. Этим было положено начало замечательным четырехлетним работам Ф.П. Литке, обеспечившим начало его мировой известности. Подробности четырехлетней деятельности экспедиции читатели найдут в предлагаемой книге, мы не будем на них останавливаться, и ограничимся только общей оценкой результатов. Работы первого года были по существу только рекогносцировкой, во время которой Литке знакомился с общими условиями плавания и работы и проверял морские качества корабля. Не обошлось и без опасных положений. 31 июля 1821 года, лавируя к северу от острова Моржовца, бриг "Новая Земля" сел на мель, которая с тех пор носит имя Литке.
[12]
И корабль, и Литке, и команда прекрасно выдержали неожиданный экзамен: "Новая Земля" со следующим приливом вышла на большие глубины. 30 августа очень серьезный шторм также доказал высокие морские качества брига, его командира и команды. Непосредственные научные итоги первого года были не велики, но они имели огромное значение для Литке, который ознакомился с обстановкой плавания и работы в арктических условиях, освоился с нею и убедился в прекрасных качествах корабля и команды. Посадка на мель при выходе из Белого моря в океан и длительное лавирование против неблагоприятных северных ветров позволили убедиться в ряде неточностей и ошибок на картах Белого моря, особенно в воронке. Так, например, оказалось, что долгота Канина Носа была дана с ошибкой в 11/2 градуса, и расстояние Святой Кос - Канин Нос считалось на 30 миль больше действительного.
При составлении плана работ экспедиции на 1822 год был использован опыт 1821 года. До начала августа было предложено произвести опись некоторых рейдов по Мурманскому берегу; что же касается работ у Новой Земли, то по существу осталась прежняя инструкция. Было прибавлено пожелание обогнуть Новую Землю с севера из Карского моря, пройдя в него через Маточкин Шар. Кроме того было рекомендовано помимо гидрографических работ произвести наблюдения
"...вообще о всем том, что служит к распространению познаний человеческих...".
К имеющемуся набору инструментов были прибавлены: ареометр, телескоп и механический лаг.
С 9 июля по 17 августа были выполнены все намеченные для Мурманского побережья работы, и сразу же пошли к Новой Земле. По дороге установили, что мифический остров Витсена, якобы лежащий в 160 милях к западу от Новой Земли, не существует.
20 августа подошли к Новой Земле. Льдов не было. В тумане прошли мимо входа в Маточкин Шар, и Литке решил продолжать путь к северу, рассчитывая описать Маточкин Шар на обратном пути.
23 августа увидели мыс, покрытый снегом и круто обрывающийся в море. Берег после мыса заворачивал к юго-востоку, широта его была 76°34', и Литке принял его за мыс Желания. В действительности это был мыс Нассау. Льды не позволили идти дальше, и Литке не обнаружил своей ошибки.
29 августа бриг "Новая Земля" вошел в Маточкин Шар. Считая, что время позднее, Литке ограничился определением географических координат западного входа в пролив; при этом широта оказалась на 20' меньше данной Розмысловым.
Выйдя из Маточкина Шара 2 сентября, Литке пошел к югу, производя опись до южного Гусиного Носа. Начавшийся шторм заставил прекратить работы, и 12 сентября пошли в Архангельск.
Работы 1822 года прошли в основном удачно. Был выполнен план мурманских работ, описан берег Новой Земли от горы Первоусмотренной до мыса Нассау и к югу от Маточкина Шара до Южного Гусиного Носа. Успех второго года побудил продолжать работы и в 1823 году. Также в начале навигации нужно было работать на Мурмане, а затем идти к Новой Земле и кроме того осмотреть о-в Вайгач, Карские ворота и Югорский шар.
[13]
30 июля работы по Мурманскому берегу были закончены, и бриг направился к Новой Земле. Пришлось много лавировать, но Литке уверенно вывел судно к Гусиной Земле. От Северного Гусиного Носа Литке сразу пошел на север. Ему очень хотелось проверить прошлогоднее определение, как он считал, мыса Желания.
Придя на место, Литке убедился в своей ошибке. Попутно Литке проверил бывшую с ним карту Баренца из голландского атласа 1664 года и констатировал ее сходство с действительностью. Самое большое расхождение было найдено для Сухого мыса, который был положен Баренцом на 20' западнее действительного.
Встретив у мыса Нассау опять льды, Литке повернул к югу и 18 августа был в Маточкином Шаре. За шесть дней была произведена опись всего пролива со шлюпок. Карта Розмыслова оказалась достаточно близкой к истине. Длина пролива по Розмыслову отличалась от определенной Литке на три мили.
Из Маточкина Шара Литке пошел к югу и 31 августа дошел до Кусовой Земли, закончив таким образом опись западного берега до самой южной оконечности. Карские ворота были чисты ото льда. Однако Литке, связанный инструкцией, запрещавшей ему зимовку, не рискнул войти в Карское море.
Он пишет, что
"...неожиданная безледность Карского моря представляла по-видимому удобный случай осмотреть восточные берега Новой Земли, кроме одного кормщика (т.е. Саввы Лошкина. - Б. О.) никем еще доселе невиданные...".
"Предприятие сие было очень заманчиво, но я не знал, благоразумно ли будет на оное покуситься. Нельзя было почти сомневаться, что причиною отсутствия льдов единственно вестовые ветры, сряду несколько дней дувшие и что с первым ветром с противной стороны возвратятся они опять...".
Следует отметить, что из этих слов ясно, насколько уже Литке понимал и чувствовал динамику режима льдов арктических морей. Боясь быть прижатым льдами к берегу и быть вынужденным к зимовке, Литке не пошел в Карское море.
Дул крепкий северо-западный ветер, разведший крупную волну. Цвет морской воды изменился на мутно-зеленый, что заставляло предполагать малые глубины. Однако лот показывал глубины больше 30 метров, а лоцман утверждал, что в этом районе банок нет. Скоро глубина увеличилась до 60 метров. Но вдруг судно ударилось сначала носом, а затем кормой. Лот показал глубину в 41/2 метра. Удары о камни следовали один за другим, скоро вышибло руль из петель, сломав его верхний крюк, кругом плавали обломки киля, корабль трещал при каждом ударе. Гибель казалась неизбежной.
Однако исключительная прочность судна спасла его. Огромные волны приподнимали "Новую Землю" и постепенно продвигали вперед. В конце концов она сошла с камней. С огромным трудом удалось навесить руль. Повреждения судна были так серьезны, что Литке решил возвращаться в Архангельск. Очевидно, что если бы не было сплошного набора, о котором я говорил выше, описывая судно, гибель судна была бы неизбежна. И вот, на полуразбитом судне, подойдя к острову Колгуеву, Литке описывает его северный берег и определяет географические координаты [14] самой северной точки. Такова была жажда исследований и получения новых результатов!
Далее то же самое сделали у Канина Носа.
В Белом море разыгрался шторм и, как говорит Литке, "одна роковая волна ударила в слабо державшийся руль наш, - и мы остались игралищем волн в полном смысле этого слова...".
Снова навесить руль было во время шторма невероятно трудно. Прекрасная выучка команды и ее героизм позволили это сделать, и 12 сентября "Новая Земля" пришла в Соломбалу, где ее ввели в речку Соломбалку и там повалили на бок. Повреждения оказались чрезвычайно серьезными, обшивки и киля на корме практически не было.
Успехи третьего года экспедиции, несмотря на аварию, были значительными. Помимо описи берегов Новой Земли, Маточкина Шара, о-ва Колгуева и астрономических определений, Литке в нескольких местах произвел магнитные наблюдения.
Оценивая итоги трехлетних работ, Литке пишет:
"...В первые три экспедиции совершено было, по-видимому, все то, что возможно совершить у берегов Новой Земли на мореходном судне, снабженном не для зимовки: западные и южные берега, равно как и пролив Маточкин, были описаны; двухлетнее покушение проникнуть к северному берегу было неуспешно, по причине сплошных льдов в той стороне; осмотреть восточный берег с мореходного судна был мало надежды по причине льдов же, кои, по всем известиям, почти никогда того берега не оставляют. Но ни известия сии, с одной стороны, ни же двухлетний опыт с другой, не могли еще служить доказательством физической невозможности хотя временного освобождения берегов сих от льда, Тем более, что мы, находясь в прошлом году в Карских воротах, не видели никаких признаков близости его; и потому правительство положило сделать еще один опыт для довершения начатого обозрения той страны...".
Новая инструкция по сравнению с прежними была конкретней: она указывала не только задачу, но и способы и средства для их выполнения. В частности говорилось, что для описи восточного берега можно или выйти из Маточкина Шара на шлюпах или байдарах в период, когда сильные западные ветры отожмут лед от берега, или же начать описи с юга из Карских ворот и при благоприятных ледовых условиях описать и южные берега Карского моря с островом Белым до Обской губы.
В 1824 году плавание начали 30 июля и 5 августа подошли к Новой Земле на широте 74°30', т. е. у полуострова Адмиралтейства.
Движение на север было преграждено льдом. Литке пошел на запад вдоль кромки льда, чтобы проникнуть на север возможно далее. Это не удалось. Обстановка была трудной и непривычной.
Также не слишком удачными оказались и работы у острова Вайгач. Таким образом, итоги четвертого года экспедиции были не велики, если не считать изучения ледовой обстановки.
Этим работы Литке у Новой Земли и закончились. Литке не был дальше мыса Нассау. Убедившись в достаточно большой точности карты Баренца, он взял с нее участок берега от мыса Нассау до мыса Желания. Впоследствии оказалось, что координаты мыса Желания не
= 76°50' = 77°15'О
= 76°57'N = 68°36'О,
Таким образом, мыс Желания был помещен Литке по данным Баренца на 9° восточ[15]нее... Восточный берег остался не описанным. Литке полагал, что восточный берег южного острова легко описать с берега, двигаясь на оленях, или с судна, которое, находясь в Маточкином Шаре, должно выждать благоприятные ледовые условия в западной прибрежной части Карского моря. Опись восточного берега северного острова Литке считал возможным провести с моря, имея два специально построенные судна, которые могли бы входить в лед и не бояться зимовки.
Строгие инструкции, полученные Литке, запрещали ему оставаться на зимовку, вследствие чего некоторые представлявшиеся ему возможности поработать в Карском море оказались неиспользованными.
Картами Литке полярные мореплаватели пользовались в течение целого столетия. Работы Пахтусова, Цивольки и Моисеева пополняли ее в деталях, так как проведенная Литке опись с судна давала общую картину без этих деталей.
Через два года по окончании работ, в 1826 году, Литке закончил книгу "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное на бриге "Новая Земля" в 1821-1824 годах", изданную в 1828.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Newlander

Администратор сайта
Администратор сайта


Зарегистрирован: 08.06.2007
Сообщения: 2698

СообщениеДобавлено: Пт Янв 10, 2014 12:19    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Новая Земля. Твердь и пустынь мыса Морозова



На Новой Земле многое названо именами первооткрывателей.

Ими, как правило, были военные гидрографы. Окрест поселка Белушья Губа сразу несколько таких пунктов. Бухта «Самоед» - это в честь судна, на котором работала экспедиция лейтенанта А.А. Бухтеева в 1896-м. Мыс Лилье и бухта Назимова – в честь офицеров той же экспедиции И.И. Назимова и В.А. Лилье. Залив Гаврилова, который узкой, но длинной полосой режет территорию поселка Белушья Губа, тоже от имени гидрографа – А.А. Гаврилова.

Мыс Морозова назван в честь русского офицера-гидрографа Николая Васильевича Морозова. Достаточно известная личность в истории Русского Севера начала XX века. Он работал, к слову, не только на Новой Земле, но и на Печоре, на берегах большеземельской тундры, но более всего, мне кажется, известны труды Николая Васильевича по гидрологии Белого моря. Он первым обратил внимание на его незнаемые многослойные течения и признал их наиболее трудными для постижения.

Выехали на мыс Морозова во всеоружии. В самом прямом смысле. В этом году прибрежье осадили белые медведи – дня не проходит, чтобы по местному телевидению не звучало предупреждение: там-то и там-то они замечены, соблюдайте осторожность… Угроза явная, и мой провожатый Алексей Давыденко при охотничьей экипировке и на заднее сиденье «уазика» положил ружье. Мало ли…
Ехали мы относительно недолго, если иметь в виду, что дороги на мыс как таковой нет. На отдельных участках ее заменяли широкие галечные косы, намытые прибоем. Беспокоилось море и в тот день – отзывалось на ветер до 16 метров в секунду. Пенистые гребни накатывались и распадались на косах - на всем их протяжении оставались желтые полосы мокрых водорослей.

Приехали. «Уазик» остановился на площадке у деревянного геодезического знака. Сразу же бросились в глаза по соседству с ним два простеньких обелиска с металлическими звездами. Обе трагедии связаны с высокими и обрывистыми скалами сланцевого сложения – ими мыс входит в море. Неосторожность здесь дорого обошлась – люди сорвались вниз.

Атакуемый пронзительными ветрами, мыс Морозова был когда-то обитаем: в войну здесь стерегли вход в Белушью губу с моря, а заодно и небо. К искреннему удивлению, сохранились бревенчатые срубы поста наблюдения. Даже удивительно – вечная мерзлота, жестокие зимы, летняя морось так и не расправились с накатами бывших землянок и блиндажей. Кстати, местная легенда гласит - во время войны именно с мыса Морозова Тыко Вылка якобы подстрелил летающего немецкого разведчика.

Городок ПВО на тундровом выступе когда-то защищал пространство над полигоном. Он и появился почти одновременно с ним, а ныне - круг запустения. В руинах казармы, гаражи, котельная и постройки технической обслуги. На фасаде бывшей жилой двухэтажки истертые цифры: 1963 – год постройки. Деревянное строение солдатской столовой с крыльцом и даже вывеской, небольшая спортплощадка и та уцелела. Но уже не было в том городке жизни.

С востока в спину мысу Морозова упирался ветер. Налетал он с предгорий карской стороны, без передышки приглаживал скудную тундровую травку, и встрепанные белые барашки бежали от него по заливу. А внизу, в защищенных утесами бухточках, умиротворенно стояла вода цвета южного ультрамарина. По веснам на черных уступах здешних скал царит пронзительный птичий базар, а осенью на травянистых покрывалах гуси-лебеди делают последние остановки. На узком галечном пляже с западной, наиболее защищенной от ветра стороны небольшая лежка моржей. Слева и справа – рыжие полосы дальних берегов залива и точки крохотных островков, а устремлен мыс Морозова в море Баренца.

Есть даль небесная и даль морская. В Арктике они, как нигде на белом свете, сходятся. Дело не в том, что по природе море часто заимствует у неба его цвет, и даже не в том, что линия горизонта зачастую растворяется далекими туманами или вьюгами. Есть осознание бесконечности неба и почти непредставляемая безбрежность океана. В этом две таинственные стихии роднятся и дарят человеку бездну воображения.

Олег ХИМАНЫЧ, Новая Земля – Северодвинск
http://vdvsn.ru/novosti/korabelnaya_storona/novaya_zemlya_tverd_i_pustyn_mysa_morozova/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сыромятников Борис

лейтенант
лейтенант


Зарегистрирован: 14.03.2009
Сообщения: 240
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Сб Янв 11, 2014 23:55    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

А есть ли где-нито что-то про мыс Лилье, сегодня?
С уважением к землякам,
БДС.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Вт Янв 14, 2014 00:08    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Читая карту Арктики...

Русская губа и Соловецкий залив на Шпицбергене, Русская Гавань и Поморская губа на Новой Земле, Русский остров в Карском море, Русско-Устьинская протока Индигирки, Русская Кошка в Беринговом море — все это свидетельства вклада отечественных мореходов в освоении Арктики.
Много на ее карте древних именных названий — Земля Панькова, острова: Матюшев, Матвеев, Макар; губы Логинова, Ванькина, Валькова; лагуна Ивашкина; протоки Трофимовская, Киселева, Уларова. Вряд ли мы узнаем когда-нибудь, кем были эти люди... Пока, во всяком случае, попытки связать эти древние географические названия с именами конкретных людей чаще всего кончаются неудачей. Так, например, названия губы Кармакульская и мыса Инков восходят, на мой взгляд, не к фамилиям мезенцев Кармакуловых и Инковых из деревни Дешковской, как утверждал историк М. И. Белов, а, как и сами фамилии, к древним словам «кармакул» — подводный камень и «инка» — нерусская женщина, ненка.

Читать дальше:
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3406/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Чт Июл 10, 2014 16:47    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Fisch писал(а):
Сыромятников Борис писал(а):
дмитрий курбатов писал(а):
Во втором ряду, крайний справа, шт.-капитан Морозов. Не его ли именем назван мыс Морозова?

Надо найти ту самую замечательную книжицу - "Топонимика морей
советского Севера".



Точнее "Топонимика морей Советской Арктики./Составители В.А.Троицкий,С.В.Попов. Л.:Гидрограф.предприятие ММФ,1972г.,317 с.
Сейчас библиографическая редкость и в инете почему то нет.


Начали постепенно оцифровывать
http://www.kolamap.ru/library/1972_toponimika.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сыромятников Борис

лейтенант
лейтенант


Зарегистрирован: 14.03.2009
Сообщения: 240
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Июл 10, 2014 17:31    Заголовок сообщения: Топонимика ...
Ответить с цитатой

Спасибо сердечное за Ваш труд! Греет душу ... .
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Вениамин Попов

лейтенант
лейтенант


Зарегистрирован: 17.03.2011
Сообщения: 266
Откуда: Россия Северо-западный ФО г Вологда

СообщениеДобавлено: Вс Авг 03, 2014 11:01    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Присоединяюсь к словам благодарности соседа с мыса Лилье!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Георгий Паруирович

юнга
юнга


Зарегистрирован: 19.12.2014
Сообщения: 1
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Дек 19, 2014 13:38    Заголовок сообщения: остров Рожкова
Ответить с цитатой

Fisch писал(а):
На арктическом острове, названном в честь спасателя МЧС, установлен памятный знак.


1. Неужели такой высоченный остров, который показан на фото установки креста, ранее не был никем замечен. Может быть крест установлен на прилегающем к острову берегу ?
2. Нанес точку по указанным координатам - попал на сушу в районе отметки 242 м юго-восточнее мыса Упор. Хотелось бы увидеть координаты поточнее.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Сб Дек 20, 2014 23:12    Заголовок сообщения: Re: остров Рожкова
Ответить с цитатой

Георгий Паруирович писал(а):



2. Нанес точку по указанным координатам - попал на сушу в районе отметки 242 м юго-восточнее мыса Упор. Хотелось бы увидеть координаты поточнее.


Ну да,так оно и есть.



75* 46 с.ш. 58*40 в.д.(Фрагмент S-40-05-06)

А более точные координаты для острова и не нужны.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Сб Дек 20, 2014 23:31    Заголовок сообщения: Re: остров Рожкова
Ответить с цитатой

Георгий Паруирович писал(а):

1. Неужели такой высоченный остров, который показан на фото установки креста, ранее не был никем замечен. Может быть крест установлен на прилегающем к острову берегу ?


Раньше этот участок суши (там где стоит крест) не считался отдельным островом т.к. думали,что под ледником "твердь земная".

См., даже на карте под ледником изображены изогипсы (горизонтали) т.е.были уверены что внизу суша.



S-40-010-C,D.




Но вот ледник подтаял и "получился" пролив и остров.И это открытие было сделано в далёком 1999 г.


Цитата:

Из отчёта морской арктической экспедиции МЧС России "COLD AREA-II" в акватории Баренцева моря август-сентябрь 1999 года.
«16.08.99 г. при отстое яхт экспедиции у северной части залива Кривошеина (лист № 12204, масштаб 1:200000, географические координаты 75 °45963 N; 58° 44864 Е) выявлено: западная оконечность ледника Кривошеина (соответственно восточный берег залива) и ледник в бухте Беспокойная в ее вершине интенсивно разрушается.
В результате чего, ледниковый щит своим фронтом отступил более 1 мили в сторону архипелага от мысов Ледниковый (75° 45 N; 58° 35 Е) и Упор (75° 47 N, 58 ° 40 Е) образовав тем самым, пролив длиной более 2-х км, шириной 300-400 м и остров с выс. 242. Северо-западные берега острова обрывистые, высотой более 100 м.
Перед языком ледника наблюдалось большое скопление айсбергов и мелкобитого льда. Стоянка судов затруднена. Экспедиция, проведя промеры (глубины от 8 до 30 м, грунт - ил), прошла образовавшимся проливом из залива Кривошеина в бухту Беспокойную (по Русанову В.А.- Жанн,) и далее проливом Пахтусова к о. Панкратьева. Информация направлена в Межведомственную комиссию по географическим названиям при Президенте РФ.»



http://www.rw3dqc.narod.ru/area2.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Вс Дек 21, 2014 00:16    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

В 1999 г.остров был открыт,в 2001г. получил имя, в 2011г. на острове установлен крест и мемориальная доска.И вот в 2014 г.сенсационная новость-остров «открыт» вновь.

Very Happy Very Happy Very Happy

Открытие в Арктике - ученые доказали, что залив Кривошеина является проливом
24.09.2014
Гидрографы Северного флота совершили открытия в Арктике. При помощи спутниковой фотосъемки удалось доказать, что залив Кривошеина островов Новая Земля на самом деле является проливом. Кроме того, документально зафиксировано образование нового мыса, в качестве рабочего варианта выбрано наименование "Кругосветка". В кругосветном путешествии на борту океанографического судна Балтийского флота "Адмирал Владимирский" находятся и наши ученые. Движение по трассе Северного морского пути продолжается, взят курс на Певек. Впереди новые открытия.
http://murman.tv/news/8006-otkrytie-v-arktike---uchenye-dokazali-chto-zaliv-krivosheina-yavlyaetsya-prolivom.html


В Арктике открыли новый мыс, а залив Кривошеина оказался проливом

В начале своего кругосветного плавания оно уже побывало в Заполярье. В конце августа «Владимирский» совершил заход в Североморск. Здесь экипаж судна пополнил запасы и немного отдохнул.
Прошел ровно месяц. Первая часть Северного морского пути учеными уже пройдена. За это время экипаж судна сделал ряд научных открытий. При помощи спутниковой фотосъемки удалось доказать, что залив Кривошеина на самом деле является проливом. Кроме того, документально зафиксировано образование нового мыса, его рабочее название звучит как «Кругосветка».
- Далее маршрут пройдет по Берингову морю и северной части Тихого океана, - сообщает пресс-служба Минобороны. - Панамским каналом судно выйдет в Атлантический океан, пересечет его и, пройдя проливом Ла-Манш, южной частью Северного моря, датскими проливами, завершит свой маршрут в водах Балтики.
http://murmansk.kp.ru/online/news/1853703


В ходе кругосветного плавания «Адмирала Владимирского» сделан ряд открытий
Океанографическое исследовательское судно Балтийского флота «Адмирал Владимирский» в рамках второго этапа кругосветного плавания вышло из порта Тикси (море Лаптевых), где пополнило запасы продовольствия, воды и топлив, и взяло курс в порт Певек (Восточно-Сибирское море). В во время первой половины похода по трассе Северного морского пути экипаж «Адмирала Владимирского» сделал ряд научных открытий.
Так, при помощи спутниковой фотосъемки удалось доказать, что залив Кривошеина островов Новая Земля на самом деле является проливом. Также было документально зафиксировано образование нового мыса, в качестве рабочего варианта для его названия предложено наименование «Кругосветка».
Кроме того получены уникальные гидрографические и гидрологические данные по ранее неисследованным районам, зафиксировано обрушение и отступление ледников, высота которых в 1952 году на обследуемых участках составляла до 100 м, в среднем на четыре-пять километров в глубь суши.
В заданных пунктах побережья изучена гражданская и военная инфраструктура. У островов Северная Земля и в центральной части моря Лаптевых обследованы районы «белых пятен», а также ряд недостоверных или сомнительных глубин, показанных на навигационных картах.
Наконец, участники похода посетили мыс Челюскин и остров Андрея, где в 1913 году были заложены астрономические пункты. При этом было установлено, что по результатам наблюдений этого года координаты такого пункта на острове Андрея отличаются от современных на 20 километров.

Судно вышло из Кронштадта 18 августа, пересекло Балтийское, Северное, Баренцево моря и совершило заход в главную базу Северного флота город Североморск. Маршрут «Адмирала Владимирского» проходит по Балтийскому, Северному, Баренцеву морям, акватории Северного морского пути, Берингову морю, северной части Тихого океана. Далее Панамским каналом судно выйдет в Атлантический океан, пересечет его и, пройдя проливом Ла-Манш, южной частью Северного моря, Датскими проливами, замкнет поход в Балтийском море.

Кроме специалистов Гидрографической службы ВМФ в походе принимают участие представители Военно-морского института имени Петра Великого, Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, Российского государственного гидрометеорологического университета.
На протяжении всего кругосветного плавания специалистами будет производиться сбор сведений для корректуры морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания, исследование работы радионавигационных систем.
23 сентября
http://www.popmech.ru/science/47832-v-khode-krugosvetnogo-plavaniya-admirala-vladimirskogo-sdelan-ryad-otkrytiy/

Что ещё "нового "откроют,глядя на космоснимки.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Вс Дек 21, 2014 00:51    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой










Полярный круг: 1984 / Редкол.: А. В. Шумилов (сост.) и др.— М.: Мысль, 1984,— 279 с., ил.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Вт Дек 23, 2014 22:10    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

1997 год - начало яхтенных походов на архипелаг Новая Земля
стартовавших из города Нарьян Мара.

Тут же, как был открыт остров Рожкова.

Нас — архангельских мужиков, жителей заполярного
Нарьян-Мара – всегда влекла загадочная Новая
Земля. Можно ли туда ходить? Каковы особенности
берегов? Какие есть места-убежища? Никто этого не знал. Но
ведь когда-нибудь надо было начинать знакомство с архипе-
лагом, открывать новые дальние маршруты. Сразу подчеркну
— вдохновителем и душой наших новоземельских походов
был полковник МЧС Валерий Кудрявцев (ныне — пенсионер,
москвич). Он подал идею первого «разведочного» плавания
и в далеком уже 1997 г. собрал «эскадру» из трех поневоле
разнотипных яхт. «Поневоле» я сказал потому, что в городе
нет мощного яхт-клуба, который мог бы собрать несколько
одинаковых крейсерских яхт.
Флагманом первого похода был самый опытный из на-
ших яхтсменов Валерий Шишлов. С ним пошел Кудрявцев
и еще пятеро, включая 11-летнего Ивана Кутасова. Они шли
на яхте «Тим», построенной в Северодвинске на базе ста-
рого «Звездника» (с килем от «Нефрита»). Второй яхтой
была «Ока» — швертбот Т-2 типа «Скат», построенный в
Сыктывкаре Василием Морохиным; капитаном на ней шел
Сергей Бобырев.
На «Лене» шли автор этих строк и Иван Кожевин. Надо
сказать, что обитаемость этой яхточки (длиной около 6 м) в
дальних морских походах — нулевая, условия жизни — чисто
спартанские. Даже вдвоем ходить на ней можно только по ре-
кам с частыми стоянками, так что я использую ее в основном
для выходов на рыбалку и охоту. А вот мореходные ее качества
достойны похвалы — ведет себя хорошо, правда, при ходе на
фордевинд нужно быть начеку. В острый бейдевинд имеет
большой дрейф (особенно — у неопытного рулевого).
Навигационное оборудование на всех трех судах было
одинаковым: компас с 75-мм картушкой и GPS-45 «Garmin»,
карты (в 1 см — 2 км), воки-токи с дальностью связи 10 км
и один буй «КОСПАС-САРСАТ».
Выбора времени старта при коротком заполярном лете
не имелось — 1 августа наши три яхты вышли в плавание.
Мы знали, что в августе-сентябре штормы в этих широтах,
как правило, непродолжительны, но сильны. Неудивительно,
что уже при выходе из Печорской губы в море пришлось три
дня отстаиваться, и курс на юго-западное побережье Новой
Земли мы взяли только вечером 6 августа.
Вскоре ветер снова усилился и зашел до острого бейде-
винда, так что из-за сильного дрейфа выйти в намеченную
точку не удалось, мы остановились у о. Большой Саханин
в 5 милях от цели, и только через день перешли в бухту Ни-
китина уже на Новой Земле.
И вот первый пеший поход по берегу. Обследуем брошен-
ное зимовье, множество могил с остатками крестов. Из расти-
тельности — ива и стланиковая береза, много золотого корня
(родиола розовая), очень красивы полярный мак и другие
полевые цветы. Много гусей-гуменников (неслучайно тут
несколько названий со словом гусиный!), белощеких казарок,
птенцов чаек. Нашли остатки ворота, которым вытаскивали
невод, да и остатки сетей.
Утром 9 августа пошли морем вдоль берега о. Междушар-
ский. Днем был полный штиль, затем задуло — то с одного
направления, то с другого. Барограф стал чертить крутую
линию вниз. Ветер к вечеру усилился до 17–20 м/с, с моря
пришла волна высотой до 5–6 м при длине 200–300 м. Яхта
вела себя хорошо, курс полный, так что мы не рифились
(грот у меня и так был уменьшен), штормовой стаксель не
ставили.
В довольно большом поселке Белушья Губа нас встретили
очень тепло. Здешний начальник Сергей Скворцов сводил нас
в душ, определил спать в казарме. Многие строения сохра-
нились еще с начала прошлого века. Осматриваем бывшую
церковь и жилье святого отца, где впоследствии находился
островной совет и жил местный президент – ненец Тыко
Вылка. Стоят трех- и пятиэтажные дома, есть даже универ-
маг, а поблизости и аэропорт (в Рогачево). В самом поселке
чисто, зато на окраинах все захламлено.
В обратный путь пошли проливом Костин Шар. На стоян-
ках было много интересных встреч. Познакомились с рыба-
ками, ловившими гольца, с профессором-орнитологом и двумя
студентами, которые кольцевали птиц. Места замечательные.
Запомнились живописные скалы у горы Медная — прямо на
камнях растет родиола розовая. Рядом с губой Башмачная
отдыхали на реке с водопадом высотой около 5 м; течет эта
речка в глубоком каньоне, очень красиво (не хочется даже
упоминать валяющийся в изобилии металлолом, ржавые
бочки, буровые коронки, гильзы от самых диковинных видов
оружия…). У входа в губу Черная долго стояли у старинного
поморского креста.
18 августа днем взяли курс домой — на Гуляевские Кошки,
отделяющие море от губы, и вскоре вошли в воды Печоры.





Считаю, цели этого первого похода были выполнены — мы
убедились в том, что можем ходить на Новую Землю.
Полученный опыт вскоре же — в 1999 г. — был использо-
ван. На этот раз мы хотели подняться гораздо выше, обогнуть
Новую Землю с севера, у мыса Желания, и с Карской стороны
дойти до бухты Ледяная Гавань, где покоятся останки зимовья
Виллема Баренца, а в бухте, на глубине около 5 м, то – что
осталось от судна его экспедиции. Пошли две яхты: «Тим»
(кап. В. Шишлов) и «Волга» (кап. В. Дроздов), представля-
ющая собой модернизированный Т-2 «Скат» (корпус усилен,
надводный борт поднят на 350 мм), построенный тем же
Морохиным. Я шел старпомом и штурманом у Дроздова.
Сразу отмечу — главная цель этого второго новоземель-
ского похода достигнута не была из-за неблагоприятной по-
годы и масса неприятных случайностей. Достаточно сказать,
что в самом начале плавания у нас на «Волге» улетел за борт
плохо закрепленный компас («бычий глаз») и до Белушьей
Губы пришлось идти по наручному компасу матроса-аква-
лангиста Ромы. Отказал GPS 12Х. Обломался болт навески
баллерной коробки (едва успел удержать руль). В проливе
Костин Шар сильным накатом с моря яхту сорвало с якорей
и повалило бортом на галечный пляж (едва столкнули об-
ратно). Словом, приключений было достаточно. В том числе
и интересных.
В Дровяной нашли послание, доставленное бутылочной
почтой за 3000 км — записку исландского рыбака, отправлен-
ную им в пластиковой бутылке. В заливе Мелкий посетили
остатки зимовья известного полярного путешественника
Августа Карловича Цивольки (его именем назван залив).
Сохранилась могила, в которой погребены Август Карлович,
умерший от цинги в 1839 г., и его спутники.
На о. Митюшев впервые побывали на птичьем базаре; ни-
когда не поверил бы, что тонкоклювых кайр можно спокойно
трогать руками. Достопримечательностью бухты Ксения были
ребра и позвонки огромного кита. Такое не увидишь и в зоо-
логическом музее!
16 августа остановились на леднике губы Архангельской.
День этот запомнился всем, так как было сделано географи-
ческое открытие. Видимо, карты и лоция берегов архипелага
давно не корректировались, а за это время ледник отступил,
и оказалось, что подо льдом скрывался неизвестный остров
с координатами 75° 46’ с. ш. и 58° 40’ в. д. Мы для гарантии
прошли проливом и нанесли открытый нами остров на карту.
Позднее остров был зарегистрирован и назван в честь погиб-
шего на Северном полюсе аквалангиста МЧС Рожкова.
Рекордом нашим стала широта 76° 26’ 09’’. Здесь на
о. Баренца Восточном была наша самая северная стоянка.
19 августа мы по просьбе голландцев разыскали и уложили
на возвышении мемориальную плиту — памятник Виллему
Баренцу.
Тяжелый обратный путь можно по праву назвать неза-
бываемым. Началась новоземельская бора. Средняя ско-
рость ветра составляла 32 м/с, а на порывах и того больше
— доходила до 38 м/с. Бравый старпом танкера, стоящего
у причала в зал. Рогачева, пригласил нас на борт — в сауну,
а прощаясь сказал: «Ну, ребята, вы — настоящие моряки,
преклоняюсь! Ни за что в такую погоду не пошел бы на фа-
нерной скорлупке».
Были моменты и драматические. Капитана едва не смыло за
борт. При резком ударе волны (на скорости под зарифленным
вдвое гротом 14 уз) сорвавшийся с креплений воздушный
баллон «пытался» пробить фанерный борт. При подходе к
Гуляевским Кошкам шторм снова настиг нас, болтало так, что
и вспоминать не хочется. Ночью оказались на осушке, потом
целый день спихивали яхту по бревнам на воду…
Приключения «Тима» оказались еще хуже. Уже в устье
родной Печоры их так плотно выбросило на мель, что сняться
смогли только через год с помощью вертолета.
В 2004 г. те же две нарьян-марские яхты снова ходили
на север, но мне участвовать в этом плавании не удалось.
«Тим» добрался до залива Мелкий, где яхтсмены установили
на могиле Цивольки памятную доску.
У меня подрос помощник — сын Сергей. Теперь ходим
вместе. В прошлом году на «Лене» поднимались вверх по
Печоре и Усе до г. Усинска — это около 700 км в одну сторону.
Правда, паруса поднимали только при очень редких попутных
ветрах, в основном использовали 6-сильный четырехтакт-
ный «Mercury». Сыну понравилось. Мечтаем совершить с
ним самостоятельный поход, хотим выйти из Печорского
моря в Карское, зайти в Обскую губу и подняться по Оби до
Салехарда; там погрузим «Лену» на платформу, а в г. Печора
снова спустим ее на воду и вернемся домой вниз по течению
реки. Вот такие планы на ближайшее будущее.

http://katera.ru/files/magazines/202/kiy202m_128-130.pdf
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Вт Дек 23, 2014 22:40    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Участник похода, Никита Кузнецов, сегодня скинул мне на почту.

На яхтах к берегам Новой Земли. 2014 год.

http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57193/episode_id/1154568
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Новая Земля -> Исторический зал Новой Земли Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Страница 2 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Каталог webplus.info

©   Автор логотипа форума - Нина Кузьмина