Бакурский Николай
старший матрос
Зарегистрирован: 05.06.2020 Сообщения: 19 Откуда: САРАТОВ
|
|
|
|
Какие летательные аппараты использовались для защиты Новой Земли от натовских сил сказать сложно, но то, что самолеты активно при этом использовались, я понял в первые же дни пребывания в Белушке. Через несколько дней после моего поселения в офицерской гостинице по местной радиотрансляционной сети было сообщение оперативного дежурного, что местная авиация сбила несколько воздушных шаров в районе Белушьей Губы, и жителям гарнизона следует обратить внимание на упавшие в тундре контейнеры, в которых могут быть какие-либо технические средства или живые существа, или листовки. В случае нахождения таковых указывалось на необходимость немедленного сообщения оперативному дежурному.
Первый военный летательный аппарат, которым мне удалось воспользоваться , был вертолёт МИ-6. Этим вертолётом я убывал в Зону. В грузовой кабине вертолета разместились катушки с кабелями и личный состав в лице офицеров и матросов, убывавших в зону испытаний. Этот вертолет двигался в воздухе подобно автобусу на асфальте: никаких воздушных ям, никакой качки. Единственный недостаток – это ужасный шум от двух турбин над головой. После посадки по-самолетному на ВПП в Зоне шум турбин продолжался ещё сутки, но только в голове.
Ещё раз я видел МИ-6 доставлявшим изделие на Маточкин Шар. Я и несколько сослуживцев были на «экскурсии» в горах над проливом, когда под нами пролетел в сторону поселка МИГ-17, а потом появился на малой высоте МИ-6. Вскоре МИГ-17 пролетел обратно навстречу вертолёту, и тут же вертолет догнал другой МИГ-17. Сослуживцы сказали, что это доставляется изделие.
Вертолеты МИ-4 в те годы использовали для доставки в горы вокруг места размещения изделия телеметрических устройств, снабжённых датчиками и радиостанцией Р-126 или Р-105. Эти устройства использовались соответствующими службами для формирования картины распределения в пространстве различных факторов, наблюдаемых при испытании боеприпаса .
После проведения испытаний эти телеметрические устройства через некоторое время поднимались с поверхности гор на борт опять же МИ-4. Для участия в этой операции было много охотников, в том числе из других частей. Чаще всего это были рыболовы-любители, которых интересовали стропы парашютов : из строп зимой плели рыболовные сети.
Среди сослуживцев бытовало мнение, что вертолёт МИ-4 гарантирует безопасность его пассажирам и экипажу, и моряки приводили два примера, когда некий мичман дважды падал на МИ-4 в пролив, но пилоты переходили на авторотацию, и вертолет на авторотации плавно снижался на воду.
В 1969 году группа специалистов «Первого броска» вывозилась из зоны загазованности вертолётами.
Интересен также самолёт АН-2. При выполнении одного из заданий с капитаном 3 ранга Гуриным Г.А. в ущелье реки Шумилихи я услышал гул самолета. Этот гул напоминал гул самолета М-4, заходящего на посадку. Гурин мне объяснил, что это АН-2 поднимается на большую высоту (возможность до 5 000 метров) для проведения аппаратом АФА -33 аэрофотосъемки ущелья, чтобы в НИЧ по этим снимкам могли изготовить карты и стереоснимки с целью дальнейшего выбора мест под очередные штольни. Мне удалось посмотреть сформированные стереоснимки – картина очень впечатляющая.
С самолетом ИЛ-14 мне пришлось встретиться дважды. В 1969 году на этом самолете велось наблюдение за активность выброшенного в атмосферу радиоактивного облака: самолет периодически налетал на облако с разных сторон. Эти налеты я наблюдал до тех пор, пока это было возможно на борту «Буковины». Сослуживцы хвалили опытного пилота этого самолёта. К сожалению, я его фамилии не запомнил.
Вторая встреча с ИЛ-14 – это убытии в отпуск военным бортом. Я улетал из Рогачёва на Большую Землю на ИЛ-14 ( видимо ледовой разведки). В кабине самолета стоял огромный, почти во всю пассажирскую кабину, алюминиевый бак. Командир воздушного корабля разъяснил, что это запасной бак горючего, и самолёт с этим баком позволяет ему долететь без посадки до Камчатки. Приукрашивал он или нет – не знаю.
На самолёте были пассажиры из офицеров и их жён. В полёте был интересный случай: экипаж вышел в хвостовую часть самолета пообедать и самолет шёл по маршруту на автопилоте. В какой - то момент самолёт стал ложиться на крыло, и женщины подняли визг. Командир упираясь рукой в обшивку фюзеляжа двинулся в пилотскую кабину, сопровождая это словами : «Чего кричите? Сейчас поправлю.»
Был случай добраться в командировку в Москву с использованием АН-12. АН-12 имеет позади кабины пилотов герметичную кабину, человек на 7 пассажиров. В те дни в Ленинград должен был убыть адмирал В.К. Стешенко. Он забирал с собой нескольких офицеров, которых после его высадки в Ленинграде должны были доставить в Москву. Среди этих офицеров был я и лейтенант А. Русских.
Из Рогачёва самолет после короткого разбега свечой поднялся так высоко над облаками , что в кабину заглянуло яркое солнце. Герметизация кабины была так хороша, что уши не почувствовали резкого изменения давления.
Долетели до Ленинграда. Адмирал вышел, а нас и других офицеров попросили покинуть борт, так как в Москве, якобы, нелётная погода. Прибыв поездом в Москву, мы выяснили, что ясная погода стоит уже пару недель.
Вот такие встречи с военной авиацией у меня были на Новой Земле.
Бакурский Николай. 1968-1970 годы на НЗ. Лейтенант, инженер – испытатель НИЧ. |
|