Список форумов Новая Земля

Новая Земля
форум о её людях, природе, истории
 

РегистрацияРегистрация    ПрофильПрофиль  ПользователиПользователи  Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения  ВходВход

Новая Земля в Великой отечественной
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Новая Земля -> Исторический зал Новой Земли
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
xoma

старшина 1 статьи
старшина 1 статьи


Зарегистрирован: 13.06.2007
Сообщения: 59

СообщениеДобавлено: Пт Янв 25, 2008 21:43    Заголовок сообщения: Re: Германские базы в советской Арктике
Ответить с цитатой

xoma писал(а):
П.В Боярский и др. «История освоения полярного архипелага Новая Земля» стр. 171-173



Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Игорь

капитан-лейтенант
капитан-лейтенант


Зарегистрирован: 25.06.2007
Сообщения: 414
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Пт Янв 25, 2008 23:17    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

немцы не мясом отравились белого медведя-оно как мне рассказывали рыбой отдает, а его печенью, в которой находится витамин А в опасной для человека концентрации- съевший печень как правило слепнет.
Так и немцы эти ослепли, стали беспомощными.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
001

подполковник
подполковник


Зарегистрирован: 09.06.2007
Сообщения: 832
Откуда: 50RU

СообщениеДобавлено: Вт Фев 12, 2008 10:45    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dyz

матрос
матрос


Зарегистрирован: 11.09.2008
Сообщения: 7
Откуда: Питер

СообщениеДобавлено: Чт Сен 11, 2008 11:07    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Добрый день! Ищу информацию и фотографии могилы моего деда. Похоронен недалеко от станции Малые Кармакулы. Погиб 27 июля 1942 года во время атаки п/л U-601. Летал бортмехаником в экипаже Мазурука. Информацию нашел в статье Юрия Вышинского
Цитата:
Там же американцы посадили умышленно на мель один из своих кораблей, а когда на воду рядом с ними сел Мазурук, то увидел, что экипаж корабля играл на берегу в футбол!!! Вот такие были союзнички! Справедливости ради скажу, что не все, далеко не все были такие... Но американцы выделялись из всех очень сильно, причем далеко не в лучшую сторону. Впоследствии самолет Мазурука был расстрелян немецкой подводной лодкой, его остатки и сейчас лежат на берегу в районе полярной станции Малые Кармакулы (самое интересное, что двигатель в хорошем состоянии, вал можно провернуть руками).Этой же подводной лодкой была расстреляна полярная станция на мысе Желания. (http://www.rcarktika.ru/ua1ony.html)
.
и из переписки с ним
Цитата:
...спасибо бывшим новоземельцам. В сентябре 2004 года администрация пригласила в гости бывших новоземельцев, которые были вывезены в 1953 году. Тогда им
было по 12-18 лет. Среди гостей были две бабушки, которые родились и жили на Малых Кармакулах. Я показал им план местности. Они прекрасно помнят расстрел полярной станции, сами мне сказали, что погибших было двое - они ночевали на
самолете. На плане они показали место, где похоронили летчиков, их просто завернули в брезент, гробов не делали. На месте захоронения сохранился холмик. По моей просьбе матросы привели его в порядок, до этого места
захоронения никто на Кармакулах не знал. Недалеко от могилы и лежат останки самолета....

Помогите, плз... Может, есть информация об экипажах? Нашел, что один из самолетов входил в состав 118 ОРАП СФ, командир - Леонид Ильич Елькин. В экипаже Мазурука были Матвей Козлов, Глеб Косухин, Федор Перов (мой дед). К великому сожалению, гораздо больше и проще найти инфу о п/л. Sad
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Василий

капитан-лейтенант
капитан-лейтенант


Зарегистрирован: 13.10.2007
Сообщения: 371
Откуда: Челябинск,Питер.

СообщениеДобавлено: Вт Окт 07, 2008 10:06    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

В новой серии книг "Морская летопись"вышла первая....
Книга военного журналиста Сергея Ковалёва "Свастика над Таймыром".
Освещает некоторые действия Германского военно-морского флота на Севере и борьбу Северного флота за свои комуникации и базы.
Новая Земля конечно присутствует...
Есть и про базы подлодок и про находки после войны.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
volohovalex

старший матрос
старший матрос


Зарегистрирован: 19.03.2009
Сообщения: 20
Откуда: Россия Череповец

СообщениеДобавлено: Ср Апр 01, 2009 19:24    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

На мысе Желания , на полярной станции, видел окопы, на сопке над морем. Полярники сказали, что это с войны.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Newlander

Администратор сайта
Администратор сайта


Зарегистрирован: 08.06.2007
Сообщения: 2698

СообщениеДобавлено: Сб Окт 24, 2009 12:43    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Василий писал(а):
"Свастика над Таймыром"
http://www.echo.msk.ru/programs/victory/624292-echo/
Цитата:
В.ДЫМАРСКИЙ: Так, что-то здесь... Алишка из Казани: «Читал, что немцы высаживали десанты на Маточкином шаре и Карской губе. Правда ли это? Чем они занимались, чем это закончилось?»

С.КОВАЛЕВ: Высаживали. Более того, в Первую мировую войну есть на 99% вероятность, что была там немецкая база, на Маточкином шаре, которую обнаружили наши военнослужащие в 60-е годы. И динамомашина, которая там стояла, она даже запустилась и заработала.

сумбурно и от этого фантастично, как всегда впрочем, на ЦП
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Valentin Main

старший сержант запаса


Зарегистрирован: 14.10.2007
Сообщения: 2753
Откуда: Deutschland

СообщениеДобавлено: Сб Мар 06, 2010 11:53    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой


27.7.43г.,300человек на борту,потоплен немецким U 255 (Oblt.z.S. Harms),у берегов Новой.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сыромятников Борис

лейтенант
лейтенант


Зарегистрирован: 14.03.2009
Сообщения: 240
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Мар 19, 2010 13:44    Заголовок сообщения: О начале "военной" Новой Земли
Ответить с цитатой

На: http://srpo.ru/forum/index.php?topic=501.0#top выложего из книги: В.В. Щедролосев. Три сестры Беломорской флотилии. Санкт-Петербург: издательство «Леко», 2006. С. 53-56, среди прочего, и про начало военной (нашей!) истории НЗ. Не мог удержаться – повторю здесь (с пропусками, для краткости):

«Северный отряд Беломорской военной флотилии
… Командование СФ с первых дней военных действий было обеспокоено возможностью проникновения противника в восточные районы Баренцева моря и через новоземельские проливы в Карское море, и нарушения им коммуникаций Северного морского пути. Эта обеспокоенность еще более усилилась после того, как германская авиации дважды бомбила радиоцентр на мысе Канин Нос 30 июня 1941 года. Во избежание беспрепятственного проникновения неприятельских надводных кораблей и подлодок в Карское море командующий СФ контр-адмирал А.Г. Головко приказом №00318 от 11 июля 1941 года счел необходимым создать оборону новоземельских проливов. С этой целью в районе западного входа в пролив Маточкин Шар создавалась береговая батарея № 28 в составе двух 75-мм, двух 45-мм орудий и одного пулемета М-1. Береговая батарея № 24 аналогичного состава создавалась на западном входе в пролив Югорский Шар. Для обороны радиоцентра и полярной станции на мысе Желания выделялось одно 45-мм орудие. …
Развитие боевых действий в Заполярье показало, что Беломорская ВМБ и Иоканьгская ВМБ не смогут обезопасить тыл СФ в обширном Арктическом районе. Нужна была более мощная структура – такая, например, как военно-морская флотилия. Во исполнение приказа наркома ВМФ № 00273 от 2 августа 1941 года командующий СФ распорядился (приказ № 00403 от 13 августа 1941 года) переформировать Беломорскую ВМБ во флотилию (БВФ). …
Учитывая, что архипелаг Новая Земля вместе с проливами занимает господствующее положение на стыке Баренцева и Карского морей и играл ключевую роль в обороне западного сектора Северного морского пути, командующий СФ телеграммой № 1730 от 19 августа 1941 года распорядился о создании в составе БВФ Отряда кораблей Карского моря; в некоторых документах он именуется Ледовым отрядом, но впоследствии за ним закрепилось название Северный отряд. Оперативно он подчинялся командиру Иоканьгской ВМБ (вошедшей в состав БВФ). Приказом № 013 командующего БВФ от 22 августа 1941 года командиром Северного отряда был назначен капитан 1 ранга Н.П.Аннин, военным комиссаром – полковой комиссар В.В. Бабинцев, начальником штаба – капитан 2 ранга Н.И.Лавров. Местом дислокации был определен пролив Югорский Шар – становище Хабарово.
На период летней навигации в состав Северного отряда вошли СКР-18 (вооруженный ледорез «Фёдор Литке»), СКР-19 (вооруженный ледокольный пароход «Семён Дежнёв»), СКР-61 (вооруженный рыболовный траулер РТ-21 «Тралмастер») и СКР-65 (вооруженный рыболовный траулер РТ-76 «Астрахань»). Командиру отряда оперативно подчинялись девять полярных станций ГУСМП на островах Новая Земля, Вайгач, Белый. На полярные станции возлагались обязанности постов СНиС. Главным береговым радиоцентром Северного отряда был определен радиоцентр ГУСМП в поселке Амдерма.
Перед командованием Северного отряда, в соответствии с приказами командующего СФ № 00340 и № 00425, была поставлена задача организации береговой обороны острова Диксон и архипелага Новая Земля вместе с проливами, а также создание постов СНиС. Граница операционной зоны была определена координатами: мыс Канин Нос, точка 69°20'N, 41°05'E, губа Матюшиха и 30-мильная полоса вдоль восточного берега Новой Земли и проливов. …
Ввиду своей малочисленности Северный отряд не мог организовать корабельную дозорную службу в зоне новоземельских проливов. Корабли отряда привлекались для участия в эскорте конвоев из Архангельска в Арктику. Конвои следовали с эскортом до новоземельских проливов, а далее – в Карском море – совершали плавание без охранения.
Кораблями Северного отряда на мыс Столбовой в проливе Маточкин Шар были доставлены материальная часть береговой батареи № 28, личный состав, стройматериалы для обустройства батареи и жилья для личного состава, а также годовой запас продовольствия, топлива и табельный боезапас (1100 осколочно-трассирующих и 200 бронебойных снарядов). … На мыс Желания одно 45-мм орудие с боекомплектом и с прочим снабжением полярной станции доставил ледокольный пароход «Г.Седов». На нем же прибыл артиллерийский специалист, который руководил установкой орудия, обучил личный состав (из числа персонала полярной станции) и провел учебные стрельбы.
В операционной зоне Северного отряда в 1941 году произошло четыре столкновения кораблей и авиации с подводными лодками противника….
В Карском море, в районе новоземельского мыса Спорный Наволок, 4 октября 1941 года гидрографическое судно «Академик Шокальский» обнаружило подлодку в надводном положении. При приближении судна лодка срочно погрузилась. В район погружения с судна сбросили одну малую глубинную бомбу. По-видимому, это была одна из первых проникших в Карское море подлодок противника, имевшая задачей разведку, а не атаку. …
Авиация противника совершила в операционной зоне Северного отряда 37 налетов в районы островов Новой Земли, Вайгач и Колгуев. Находившаяся на позиции к западу от Новой Земли подводная лодка К-1 была обстреляна 1 августа самолетом FW200 «Condor» и уклонилась от атаки погружением.
Из становища Малые Кармакулы сообщили, что 23 августа в районе бухты Пуховая совершил посадку германский гидросамолет Hel15. Туда срочно вышел мотобот, но самолета уже не застал. …
По итогам навигации командир Северного отряда капитан 1 ранга Н.П. Аннин представил военному совету БВФ обстоятельный доклад и перспективный анализ возможных действий противника в Арктике. Главный вывод заключался в том, что германские надводные корабли и подводные лодки могут беспрепятственно проникнуть в Карское море, что существенно повлияет на транспортные операции в западном секторе Северного морского пути. Для реального противодействия намерениям противника проникнуть в Карское море следует на период навигации 1942 года организовать службу корабельных дозоров у новоземельских проливов и укрепить береговую оборону. Северный отряд должен быть усилен сторожевыми кораблями (в том числе, ледового класса), а также тральщиками.
С началом новой навигации в восточной части Баренцева моря командующий БВФ 14 июня 1942 года подписал приказ № 00284 «О сформировании Северного отряда кораблей БВФ». В его состав вошли СКР-18, СКР-19, Т-903, вооруженные мотоботы «Полярник», «Норд», «Нерпа», «Папанин» и «Мурманец». В оперативное подчинение командиру Северного отряда (на период навигации) были переданы береговые батареи № 24, № 28, № 226, № 246, метеостанции и радиоцентры на Новой Земле, мысе Канин нос, островах Колгуев, Вайгач, Диксон и в поселке Амдерма. Весь штат Северного отряда насчитывал на 16 июля 1942 года 513 человек. Большего БВФ выделить в то время не могла.
Нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов, изучив складывающуюся в восточной части Баренцева моря обстановку, в связи с активизацией там неприятельских подводных лодок, счел целесообразным дислокацию командования и штаб Северного отряда из становища Хабарово перевести в губу Белушья.
Первые месяцы навигации 1942 года подтвердили прогноз об активизации противника в восточных районах Баренцева моря. С 25 июня по 15 августа германские подлодки обнаруживались в операционной зоне Северного отряда 26 раз. Прослеживалась тенденция их сосредоточения и направленности действий в районе Новой Земли, и в частности – у губы Белушья. Как только отошел лед от западных берегов архипелага, в заливе Моллера 25 июня была обнаружена подлодка противника, пытавшаяся атаковать дрифтербот «Исследователь».
В период с 3 по 7 июля радиоразведка СФ зафиксировала работу в Баренцевом море корабельных радиостанций не менее чем 12 вражеских подлодок, что вызывало у командования флота серьезную озабоченность: ведь концентрация лодок совпала по времени с моментом прохождения конвоев PQ-17 и QP-13.

Строительство Новоземельской ВМБ
Силы Северного отряда (два сторожевых корабля и два тральщика) были слишком малочисленны, они не имели на вооружении гидроакустики и радиолокации, что не давало возможности прикрыть обширный арктический район. Обстановка, сложившаяся в юго-восточной части Баренцева моря и в Карском море, требовала скорейшего сформирования Новоземельской ВМБ и укрепления ее корабельным составом.
Командир базы капитан 1 ранга А.И. Дианов прибыл в губу Белушья 15 сентября 1942 года. Его вместе с небольшим штабом доставил в район дислокации будущей базы гидросамолет ГСТ.
Губа Белушья находится в северной части пролива Костин Шар. С запада она берет начало от мыса Лилье (южный берег полуострова Гусиная Земля), берег – низменный, местность – заболоченная тундра с множеством озер и речек. Восточный вход в губу – мыс Морозова – отделяет ее от Рогачевского залива; берег – высокий, около 15 м, обрывистый, представляет собой смесь глины и разрушившихся скальных пород черного цвета. Акватория губы (без заливов) тянется с юга на север на расстояние в 4 км, ширина (в среднем) – 1,3 км. Берега сильно изрезаны, наиболее крупные бухты – Назимова и Самоед; заливы – Гаврилова и Юнко.
Становище Белушья губа располагалось на берегу бухты Самоед в 5 милях от восточного входа. Кроме яранг ненцев, в нем были и бревенчатые строения, в которых размещались радиоцентр, метеостанция, фактория (здание площадью 200 м2 под управление, еще 1000 м2 – под складские помещения и жилой дом), школа-интернат (375 м2), амбулатория и хлебопекарня.
Для размещения частей и подразделений базы нужно было срочно развертывать новое строительство. Из Архангельска требовалось срочно доставить 20 000 м3 лесоматериалов, 1300 т стройматериалов, более 1000 т продовольствия, 550 т боеприпасов, почти 800 т горючего, более 8000 т угля и другие грузы (в том числе большое количество дров для отопления). Для доставки всего этого, а также артиллерии, 1200 военнослужащих, 170 человек рабочих и служащих по вольному найму требовалось провести в конвоях 14 транспортных судов.
Между тем, берег в бухте был совершенно необорудованный: на месте выгрузки не было ни причалов, ни разгрузочных кранов, ни плашкоутов и барж, поэтому разгрузку судов предполагалось производить вручную силами личного состава с помощью корабельных грузовых стрел, понтонов и кунгасов.
Первым на пароходе «Диксон» из Кольского залива прибыло подразделение зенитчиков. Они вручную перетащили на отведенные по плану места 12 зенитных орудий с боеприпасами, полевую кухню, запасы продовольствия, палатки, шанцевый инструмент и начали обустройство; для личного состава поставили палатки с утеплителем и печками.
Во второй половине сентября из Архангельска стали выходить конвои. 19 сентября в губу Белушья пришли восемь транспортов. Матросы и солдаты, часто по пояс в воде, выгружали на берег пушки, боезапас, ящики с продовольствием, больше заботясь о сохранности груза, нежели о себе. На берегу все это надо было сложить и укрыть брезентом. Обсушиться можно было только у костра, но развести его на Новой Земле – проблема: деревья здесь не растут, поэтому собирали то дерево, которое море выбросит.
На импровизированных санях личный состав под руководством офицеров должен был перетащить все выгруженное на отведенное подразделению место – часто при этом приходилось преодолевать большие расстояния по пересеченной местности, по болотистой тундре, разумеется, при полном отсутствии дорог и транспорта. Несмотря на тяжелые условия (толщина слоя вечной мерзлоты достигала 60–70 см, ниже него почва постоянно подпитывалась грунтовыми водами), благодаря железной воле командира базы, энтузиазму офицеров и героизму личного состава, к 1 января 1943 года, построили помещения не только для размещения людей, но и для имущества и продовольствия.
Землянки, которые поначалу строили для личного состава, были каркасно-засыпного типа, полностью заглубленные в землю, складские помещения возводились холодными каркасно-обшивного типа. Опыт эксплуатации землянок в зиму 1942/1943 года показал недолговечность таких сооружений в условиях вечной мерзлоты при постоянном подтапливании их талыми водами. Поэтому на смену полностью заглубленным стали строить землянки частично заглубленные, из бруса. В 1942 году построили овощехранилище на 250 т, склад муки площадью 143 м2, продовольственные склады общей площадью 320 м2. Весной 1943 года завершили сооружение складов для имущества служб тыла и для стройматериалов. Воинские части возвели свои складские помещения. База использовала также складские помещения фактории и ее административные здания. Хлеб для военных пекли в построенной в 1937 году пекарне. Базовый лазарет разместился в поселковой амбулатории того же года постройки. С осени 1942 года в здании фактории начал работать передающе-приемный радиоцентр. Бревенчатый дом метеостанции использовался по прямому назначению.
Глубокой осенью 1942 года в губу Белушья пришел СКР-19, который временно стал плавбазой и штабом Новоземельской ВМБ и обеспечивал электроэнергией строившийся поселок.
На отведенной под базу территории возвели брусчатое здание штаба, каркасно-засыпной дом под общежитие офицеров штаба, баню, прачечную, гараж, столовую, свинарник и собачник для ездовых собак (на 60 голов). В 1943 году открыли клуб на 250 мест.
В бухте Самоед построили ряжевой причал 56 х 6 м с глубиной у причальной стенки 5,5 м, к причалу подвели самотечный водовод.
В 12 км на северо-восток от базы была выбрана площадка и началось строительство грунтового аэродрома для колесных самолетов, из поселка к аэродрому была проложена гравийно-грунтовая дорога с мостами через ручьи.
Основные работы по строительству объектов базы выполнялись немногочисленным штатом строительного подразделения с привлечением личного состава частей. Начальником строительного участка был инженер-капитан Н.П.Степанов, прорабом – старший техник-лейтенант В.И.Мельников. Они очень быстро применились к местным условиям, вечной мерзлоте, использовали на сооружении объектов местный строительный материал и личным примером учили неопытных солдат.
Многие командиры подразделений тыла Новоземельской ВМБ принимали активное участие в сооружении хранилищ для имущества и жилья для личного состава. Особенно отличился начальник химической службы базы капитан-лейтенант А.И.Петров. Прибыв поздней осенью в губу Белушья, он выгрузил без потерь все имущество, оно было сложено в штабель и укрыто брезентом. Силами личного состава, не ожидая помощи от строителей, А.И.Петров стал сооружать хранилище для ценного имущества. Скоро один из складов был готов. Таким способом построили еще два хранилища и казарму для личного состава.
Одновременно со строительством проводилась большая работа по созданию береговой обороны и ПВО как в районе самой губы, так и в опорных пунктах базы. Руководил ею начальник артиллерии базы капитан-лейтенант В.А.Соколов, а с июля 1943 года – полковник Ю.Ф.Трушин.
Новоземельская ВМБ обустраивалась и укрепляла оборону, а в ее операционной зоне завершалась навигация 1942 года. Наиболее ответственной стала операция по выводу через новоземельские проливы в Белое море ледоколов, транспортных судов и боевых кораблей, переходивших с Тихоокеанского флота на Северный. Общее руководство операцией осуществлял командующий БВФ вице-адмирал Г.А.Степанов. Непосредственно с борта СКР-18 операцией руководили командир Северного отряда капитан 1 ранга Н.П.Аннин и начальник морских операций западного сектора ГУСМП А.И.Минеев.
Главная база СФ и БВФ выделили 30 боевых кораблей для прикрытия конвоя АБ-15, в район северной оконечности Новой Земли была направлена подводная лодка С-101. С гидродрома острова Диксон, аэродромов Амдермы и Нарьян-Мара велась разведка Карского моря, новоземельских проливов и восточной части Баренцева моря. Конвоирование ледоколов в Карском море до меридиана острова Диксон осуществляли СКР-18 и минный заградитель «Мурман». В период с 6 октября по 6 ноября через пролив Югорский Шар были выведены четыре ледокола, два ледокольных парохода, 22 транспорта, лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъярённый».
Германские подводные лодки продолжали противодействовать судоходству в Карском море и в юго-восточной части Баренцева моря, минировали подходы к прол. Югорский Шар, а эсминцы выставили минное поле у мыса Канин Нос.
Активно очищали фарватеры от немецких мин тральщики БВФ. Не обошлось без потерь: стоило только пароходу «Щорс» 14 ноября 1942 года отклониться от протраленного фарватера, как он подорвался на неконтактной мине и затонул. В помощь беломорским тральщикам для борьбы с германскими неконтактными минами с Кольского залива пришли английские тральщики, которые на фарватере подорвали шесть донных мин.
После прохода союзного конвоя PQ-18, который потерял 13 кораблей, Британское адмиралтейство вновь отложило отправку конвоев в советские порты. Между тем в портах Англии и Исландии загруженными стояли 40 судов, в наших портах – 11 советских судов.
Советское правительство предложило союзникам произвести одиночную проводку судов через определенные точки, где будут находиться военные корабли, обеспечивающие переход. Новоземельской ВМБ поручалось завершить подготовку и отправить в одиночное плавание девять транспортов, груженных лесом и рудой. Англичане согласились во встречном направлении отправить 11 судов. Для обеспечения перехода у кромки льда были развернуты два советских и два британских корабля.
Под личную ответственность командира базы А.И. Дианова командование БВФ поручило завершить подготовку судов к одиночному плаванию. В октябре в Губу Белушья пришли из Архангельска пароходы «Моссовет», «Чернышевский», «Комсомолец Арктики», «Аркос», «Мироныч», «Эльна-2», «Двина», танкеры «Азербайджан» и «Донбасс». Специалисты штаба базы провели с капитанами и их помощниками инструктажные занятия, подробно был разобран опыт одиночного плавания пароходов «Фридрих Энгельс» и «Беломорканал». Суда были обеспечены недостающими картами, получили коды и сигналы для связи. Особое внимание обращалось на подготовку судовых боевых расчетов к отражению возможного нападения противника. С моряками проводились занятия, учебные тревоги и практические стрельбы из орудий и пулеметов. На судах пополнили боезапас до штатной нормы, все корабли получили на вооружение глубинные бомбы.
Первым, 29 октября 1942 года, ушел «Моссовет», его провожал тральщик Т-908, 7 ноября пароход пришел в Исландию. За ним с интервалами последовали другие суда.
К сожалению, наши союзники не обеспечили скрытности выхода судов из Исландии и противник начал активно разыскивать в море одиночные пароходы и сторожевые корабли. Были потоплены три судна, в том числе «Декабрист». В британской зоне ответственности германским эсминцем был потоплен и вышедший из губы Белушья танкер «Донбасс».
Авиация противника обнаружила и атаковала СКР-23, а затем навела на советский корабль соединение в составе тяжелого крейсера «Admiral Hipper» и четырех эсминцев. СКР-23 погиб в неравном бою. На другой позиции вражеская авиация обнаружила тральщик Т-886. Корабль получил повреждения, но отбил атаку самолетов и самостоятельно пришел в Иоканьгу.
В декабре из Архангельска и Мурманска в Исландию вышли 20 судов и все благополучно прибыли по назначению. Во время перехода пароход «Ванцетти» обнаружил и обстрелял подводную лодку противника, ему удалось нанести ей серьезные повреждения. Случилось это 5 января 1943 года.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сыромятников Борис

лейтенант
лейтенант


Зарегистрирован: 14.03.2009
Сообщения: 240
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Мар 19, 2010 13:49    Заголовок сообщения: О начале "военной" Новой Земли (2)
Ответить с цитатой

В первую зимовку на Новой Земле полуторатысячный персонал ВМБ обнаружил, что столбик термометра здесь в редкие дни опускается ниже ~30°С, но настоящим бедствием является ветер: продолжительный и сильный, он срывал с гор снежный покров и заносил дома до крыш, выдувал тепло из жилищ и представлял большую опасность для оказавшегося на улице человека.
Неоценимую помощь командованию базы и военнослужащим оказывало немногочисленное население поселка Белушья губа во главе с председателем поссовета И.К. Вылка. Все трудоспособные граждане острова активно помогали строителям, передавая свой многолетний опыт обитания в условиях вечной мерзлоты. Сам Илья Константинович успевал кругом. Как-то в декабре прервалась связь с частями, расположенными в районе Малых Кармакул. Председатель поселкового Совета на собачьей упряжке в лютую непогоду объехал все посты, передал аккумуляторы для станций УКВ и привез в Белушью губу боевое донесение.
Весной 1943 года, согласно плану, нужно было открыть пост СНиС в заливе Абросимова на восточном берегу Новой Земли. … И.К. Вылка на собаках несколько раз пересек гористый участок протяженностью в несколько сот километров между западным и восточным берегами острова, доставляя связистов с имуществом на место. Благодаря этому удалось установить наблюдение за Карской стороной операционной зоны базы.
При строительстве базы не обошлось без несчастных случаев, при разгрузочных работах несколько человек получили серьезные травмы, и их пришлось эвакуировать в Архангельск.
В сентябре 1942 года прервалась радиосвязь с мысом Столбовой. Кроме маяка, на мысе находились гидрометеорологическая станция и артиллерийская батарея, прикрывавшая вход в пролив Маточкин Шар. Командование базы для выяснения причин безмолвия радиостанции послало к мысу гидрографическое судно «Шторм». На борту его находился начальник Новоземельского гидрографического участка старший лейтенант И.А.Фролов. 2 октября судно подошло к мысу, но при развороте для постановки на якорь почти рядом с ним с небольшим интервалом раздались два взрыва. Очевидно, подводная лодка, находившаяся на позиции против входа в Маточкин Шар, произвела двухторпедный залп по «Шторму», но промахнулась и торпеды взорвались при ударе о скалы. Правда, в результате этого на судне все же пострадали вспомогательные механизмы, взрывной волной повредило пятку руля, но обошлось без жертв.
И.А.Фролов на шлюпке высадился на берег. То, что он узнал и увидел, не укладывалось в рамки здравого смысла – погиб личный состав маяка, батареи и гидрометеорологической станции, в живых осталась только жена начальника этой станции. Люди отравились антифризом из бочки, выброшенной морем на берег. Перед командованием Новоземельской ВМБ встала задача формирования из своего личного состава трех подразделений на мысе Столбовой.

Оперативная обстановка в Арктике и задачи Новоземельской ВМБ в 1943 году
Прогноз возможной активизации подводных лодок противника в западных районах арктического участка Северного морского пути был основан на данных об увеличении их численности на северных базах в Норвегии.
Командование СФ и БВФ поставило перед только что созданной на Новой Земле базой задачу укрепления ПЛО и ПВО во всем районе ее операционной зоны. Оборона коммуникаций здесь строилась на основе опорных пунктов – Русская Гавань, Вайгач, Диксон и губа Белушья. Дислоцированы они были на огромной территории и удалены друг от друга значительно: от губы Белушья до пролива Маточкин Шар – 262 мили, до Русской Гавани – 495 миль, до мыса Желания – 514 миль. Естественно, что связь играла особую роль в деятельности этих опорных пунктов. Но в арктических условиях (с частыми магнитными бурями) она не всегда была надежной, к тому же противник стремился наносить удары по радиоцентрам и полярным станциям.
Во исполнение приказа наркома ВМФ № 00301, командованию Новоземельской ВМБ надлежало в 1943 году принять в оперативное подчинение полярные станции ГУСМП с их радиоцентрами в Амдерме, Маточкином Шаре, Югорском Шаре, Малых Кармакулах, на мысах Выходной, Столбовой и Желания, в Русской Гавани, в заливе Благополучия, чтобы организовать на этих станциях посты СНиС, в целях ведения наблюдения за морем и воздухом и немедленного оповещения об обнаружении противника. Это распоряжение было встречено в штыки руководством ГУСМП и в частности И.Д. Папаниным. Адмирал Н.Г.Кузнецов доложил И.В.Сталину о противодействиях со стороны ГУСМП.
На совещание по этому вопросу были вызваны нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов, командующий СФ адмирал А.Г.Головко, И.Д.Папанин и ряд других ответственных работников. И.В.Сталин выслушал мнение сторон, в резкой форме оценил деятельность ряда ответственных лиц и в заключение заявил: «На флоте во время войны должен быть один хозяин – Военно-Морской флот».
За 1943 год количество действующих постов СНиС в операционной зоне базы увеличилось с четырех (на момент открытия базы) до двадцати восьми. В Карском море были оборудованы и открыты посты СНиС на островах Белый, Диксон, Правды Севера, Краснофлотский, Русский, мысах Стерлегова, Оловянный, Челюскина и в устье реки Таймыр.
Силами сторожевых катеров и береговых батарей организовали ОХР в Русской Гавани, Маточкином Шаре и Югорском Шаре.
Командование СФ распорядилось увеличить на навигацию 1943 года число корабельных дозоров (ДОЗК) с двенадцати существующих до восемнадцати, в том числе, установить в зоне Новоземельской ВМБ:
ДОЗК № 9 (Югорский Шар – мыс Гребень – Малый Пернов) – один сторожевой катер;
ДОЗК № 10 (Карские Ворота – остров Чирачий – банка Персей) – один сторожевой корабль;
ДОЗК № 11 (Губа Белушья – остров Подрезова – мыс Шадровский) – один сторожевой корабль;
ДОЗК № 12 (Маточкин Шар – остров Петьков – мыс Рифовый) – один сторожевой корабль.
Учитывая стремление противника нарушить коммуникации на трассе Северного морского пути в Карском море, командование БВФ для оперативного руководства конвоями и укрепления дозорной службы передислоцировало в район острова Диксон Северный отряд кораблей. К навигации 1943 года флотилия получила пополнение гидросамолетами МБР-2 (с Каспийской флотилии), часть гидропланов БВФ передала Иоканьгской и Новоземельской базам.

Авиация Новоземельской базы
Персонал авиагруппы из четырех МБР-2, переданных базе из БВФ, подготовил самолеты к разведывательным полетам. Началу полетов мешал сильный северный ветер со снежными зарядами. Только 5 июля погода несколько улучшилась и два гидросамолета вылетели на разведку и поиск подлодок противника на подходах к базе. С того дня, как только позволяла погода, два или четыре самолета попарно летали к новоземельским проливам и в юго-восточную часть Баренцева моря. В июле было выполнено 24 самолето-вылета.
Пост СНиС Костин Нос 24 июля обнаружил подводную лодку в надводном положении. В воздух были подняты четыре МБР-2. Один из них заметил погружающуюся лодку и сбросил на место погружения две бомбы ПЛАБ-100, другие самолеты сбросили также по две бомбы по дымящемуся патрону в районе погружения лодки. Результатов атаки с самолетов не наблюдали/
К концу августа в 12 км от поселка Белушья Губа было завершено строительство сухопутного аэродрома «Рогачевский» для колесных машин. Сюда перебазировали с Амдермы два дальних бомбардировщика ДБ-ЗФ.
31 августа один ДБ-ЗФ и два МБР-2 выполнили поиск германских подводных лодок в проливе Костин Шар и на подходах к базе со стороны Баренцева моря.
Авиация противника совершала полеты не только до Новой Земли, но и проникала в Карское море. Так, с поста СНиС Гусиный Нос Северный 6 августа обнаружили самолет противника на большой высоте, а радиоцентр с острова Уединения 9 сентября доложил, что в районе острова пролетел четырехмоторный самолет.
До середины ноября ДБ-ЗФ выполняли разведывательные полеты с аэродрома «Рогачёвский». Сведений о столкновении с противником в сохранившихся документах не имеется.
На Новой Земле наступила зима, понизилась температура воздуха. К 28 ноября в Губе Белушья образовался лед. Сильный северо-восточный ветер срывал с высокогорья большое количество снега и заваливал им все постройки и орудийные дворики береговой обороны. Полеты авиации стали невозможны. Самолеты частично перевели на аэродромы Иоканьгской базы и в Ваенгу.
Решение о распределении авиационного парка БВФ на период навигации 1944 года командующий флотилией принял 22 марта. Иоканьгской ВМБ передавался 53-й смешанный авиаполк в составе двух эскадрилий истребителей и одной эскадрильи МБР-2. Новоземельской ВМБ передавался 54-й смешанный авиаполк в составе эскадрильи МБР-2 (10 самолетов), эскадрильи истребителей И-15 и отдельного отряда из шести полученных из США по ленд-лизу бомбардировщиков A20G «Бостон» с дислокацией их на аэродромах «Рогачёвский», Амдермы и Нарьян-Мара.
Пост СНиС на мысе Лилье 20 апреля доложил, что наблюдает на пределе видимости в западной части пролива Костин Шар подлодку в надводном положении. По тревоге были подняты многие подразделения Новоземельской ВМБ, личный состав был направлен на расчистку снега на аэродром «Рогачёвский». Как только поле было расчищено, в воздух поднялись два И-15, обнаружившие лодку. При приближении самолетов она стала срочно погружаться, по месту погружения выпустили восемь снарядов РС-82. Они взорвались, но признаков повреждения подлодки с истребителей не наблюдали.
С 30 апреля, как только позволяла погода, на разведку подходов к базе взлетали истребители И-15.
Для ВВС СФ были закуплены девять летающих лодок PBN-1 «Каталина». … Две «Каталины» на период навигации выделили для усиления авиации Новоземельской ВМБ, 18 июля они прибыли на гидродром в Губе Белушья, а 26 июля включились в поиск ПЛ в районе новоземельских проливов, юго-восточной части Баренцева моря и в западном секторе Карского моря. Один из этих самолетов 26 июля летал в Карское море на поиск местонахождения конвоя ДБ-1 (конвой соблюдал радиомолчание, а командованию СФ и БВФ необходимо было знать его координаты, чтобы усилить эскорт тральщиками).
Еще пять PBN-1 прилетели на СФ 28 июля и 1 августа 1944 года; Новоземельская ВМБ получила один самолет из их числа.
Летающие лодки «Каталина» во время Второй мировой войны стали лучшими самолетами своего класса. К сожалению, следует отметить, что только часть из полученных гидросамолетов имела радиолокационное вооружение, а ведь наличие радиолокатора значительно повышало эффективность поиска подлодок. По данным штаба ВВС СФ на одно обнаружение лодки приходилось 170 самолето-вылетов МБР-2, а у вооруженной радиолокатором «Каталины»— только 40. Всего за время участия в боевых действиях в составе СФ и БВФ PBN-1 совершили 340 самолето-вылетов с целью ПЛО.
Погода в районе архипелага улучшилась 28—31 июля. Очистился ото льда пролив Карские Ворота, лед отошел от мыса Желания и восточного берега Новой Земли. В Карском море кромка льда отошла на север за 75° N.
Активизировалась деятельность подводного флота противника в восточных районах Баренцева моря. В первой декаде августа подлодки противника были обнаружены в Карском море.
При контрольном тралении фарватера на подходах к губе Белушья тральщик Т-110 обнаружил лодку гидролокатором «Асдик» и атаковал ее глубинными бомбами. Та же лодка была обнаружена поднятым с аэродрома «Рогачевский» истребителем И-15, который сбросил на нее две бомбы ФАБ-50.
Гидроавиация Новоземельской ВМБ систематически вела разведку и поиск подлодок противника у берегов архипелага, на подходах к новоземельским проливам и в Карском море. Незадолго до большой трагедии в Карском море, когда в августе погибли пароход «Марина Раскова» и два тральщика, летающие лодки PBN-1 и ГСТ обнаруживали подлодки у острова Вардропер и в 80 милях севернее Амдермы, но должных выводов из этих обнаружений сделано не было.
Нарком ВМФ 15 августа 1944 года приказал усилить гидроавиацию в Карском море, а 16 августа распорядился о передислокации на аэродром «Рогачевский» эскадрильи самолетов Ил-4 44-го авиаполка. Адмирал приказал все конвои прикрывать с воздуха в течение светлого периода дня. В сентябре на аэродром прибыли истребители Р-40 «Киттихаук», которые заменили И-15. Пилотам с Р-40 пришлось включаться в выполнение боевых заданий, одновременно осваивая незнакомый и сложный для авиации район.
Внезапно испортилась погода, налетел с северо-востока ветер ураганной силы, который принес обильный снегопад. 6 сентября в губе Белушья пронесся ураган, штормом и ураганным ветром сорвало с якорей и разбило два самолета «Каталина», один — повредило. Для базы это была тяжелая утрата. Поврежденный самолет местные умельцы восстановили, разбитые пошли на запчасти.
Несмотря на неожиданные потери, авиаразведка с задачами ПЛО стала более мощной, так как одновременно ее могли осуществлять четыре самолета Р-40 «Киттихаук», три Ил-4 и два PBN-1 «Каталина».
Зима вступала в свои права, погода препятствовала полетам авиации, недостаточное — почти постоянно сумеречное — освещение ограничивало возможности пилотов. Последний в 1944 году вылет двух самолетов «Киттихаук» на разведку в восточную часть Баренцева моря с аэродрома «Рогачёвский» состоялся 29 ноября. Завершилась навигация 1944 года, лед закрыл новоземельские проливы. Участие авиации Новоземельской ВМБ в боевых действиях на Севере на этом завершилось.»

(Прошу прощения за "длинноту").
С уважением к Землякам,
БДС.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Newlander

Администратор сайта
Администратор сайта


Зарегистрирован: 08.06.2007
Сообщения: 2698

СообщениеДобавлено: Пт Авг 06, 2010 10:10    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

может кому-то пригодится



качать отсель (100 Мб)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сыромятников Борис

лейтенант
лейтенант


Зарегистрирован: 14.03.2009
Сообщения: 240
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Авг 12, 2010 23:29    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Спасибо. Прочел с интересом. Повторю - с карандашиком.
С уважением,
БДС.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Пн Апр 04, 2011 18:59    Заголовок сообщения: Re: О начале "военной" Новой Земли (2)
Ответить с цитатой

Сыромятников Борис писал(а):
Авиация Новоземельской базы
....








Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Пн Апр 04, 2011 21:42    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой




http://fotki.yandex.ru/users/w-stiks/view/426951/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Игорь

капитан-лейтенант
капитан-лейтенант


Зарегистрирован: 25.06.2007
Сообщения: 414
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Пн Май 23, 2011 01:06    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

вспомнил ФИО летчика-Неронов.
Выше писал Миронов-ошибочно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 11, 2011 19:53    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Пушки для мыса Желания


Их доставили на Новую Землю моряки парохода «Андре Марти»
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Newlander

Администратор сайта
Администратор сайта


Зарегистрирован: 08.06.2007
Сообщения: 2698

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 28, 2011 23:11    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Кругосветка рейдера «Коmet»


Германский вспомогательный крейсер «Komet» проходит пролив Маточкин Шар. Август 1940 года


....

Утром 14 августа, на этот раз замаскированный под немецкое торговое судно «Donau», двигавшийся со скоростью 12 уз «Komet» вошел в пролив Маточкин Шар, разделяющий северный и южный острова Новой Земли. Однако... ни ледокола, ни других судов каравана там не оказалось. Возмущенный этим Эйссен тем не менее был настроен решительно и не желал терять времени, благо в проливе льдов почти не было. На собственный страх и риск он решил пройти пролив без лоцмана. Экипажу поначалу везло, по ближе к середине пролива появились льдины, сначала отдельные, потом в виде полей, которые несло по течению. Роберт Эйссен начал уже жалеть о своем решении, как вдруг на берегу одной из бухточек его матросы увидели несколько избушек. За скалами открылись несколько стоящих на якорях судов, среди них одно гидрографическое. «Komet» застопорил ход. с него спустили моторную шлюпку, которая с переводчиком отправилась к берегу. Обратно она вернулась с двумя советскими лоцманами, оставленными здесь ледоколом «Ленин» еще... восемь дней назад перед уходом предыдущего каравана. Эйссен перестал что-либо понимать в этой путанице с радиограммами Берлина и реальным положением дел с этими русскими ледоколами и караванами.

Поначалу командир «Komet» отнесся к русским ледовым лоцманам несколько скептически, но уже через полчаса эти рослые люди в теплых кожаных пальто на меху и в валенках, которых Эйссен никогда не видел, покорили его прекрасным знанием своего дела. Руководитель маленькой лоцманской группы — капитан дальнего плавания Д.Н.Сергиевский — предпочитал говорить по-русски, ничем не выдавая знания английского, его коллега А.Г.Карельских демонстрировал приличное знание английского и вел переговоры. Получив от командира сведения об осадке, маневренных качествах, типе винтов и подкреплении бортов, лоцманы приняли «Комет» под проводку, и корабль уверенно пошел по проливу, оснащенному маячками, бакенами и створными знаками. Ближе к восточной части Маточкина Шара льды исчезли.

Карское море к удивлению немецких моряков, оказалось свободным от льдов, которые по ледовым сводкам ожидались только у 65° восточной долготы. Рейдер, дойдя до этого меридиана, остановился, и с него по радио запросили ледокол «И.Сталин» о ледовой проводке. С того ответили, что находятся далеко, а ледокол «Ленин» с караваном уже подходит к Диксону и потому для безопасности надо вернуться в пролив Маточкин Шар и стать на якорь в тихом месте. Командира «Komet» предупредили, что о времени начала проводки ледоколом ему сообщат позднее, чем Эйссен остался очень недоволен. Волей-неволей пришлось возвращаться в пролив.

Датский исследователь Р.С.Стеенсен отметил в своем труде, что лоцманы Сергиевский и Карельских, ступив на палубу германского судна, поняли, что оно является не просто вооруженным теплоходом, а вспомогательным крейсером-рейдером, хотя поначалу, перемещаясь по ходовому мостику и штурманской рубке, по пути в кают-компанию и в свои каюты, лоцманы не заметили артиллерийское и другое вооружение и специальное оборудование, настолько хорошо оно было скрыто и замаскировано.

После возвращения в пролив стоянку выбрали в глухой бухточке и Роберт Эйссен для поднятия духа команды решил дать ей возможность сойти на дикие берега Новой Земли — морякам хотелось походить по твердой земле, размяться, сделать на память фотоснимки и выполнить киносъемки экзотической арктической природы, собрать причудливые сувениры вроде рогов северных оленей и разноцветной прибрежной гальки, а если повезет, то и поохотиться... Осуществить все это оказалось довольно сложно. Командиру германского корабля пришлось долго уговаривать советских лоцманов, представлявших здесь волею случая советскую власть (один из лоцманов даже был депутатом краевого Совета), дать согласие на эти прогулки. Лишь после положительного ответа на радиозапрос лоцманов в Москву, высадка на берег состоялась.

После этого случая находящиеся на корабле советские ледовые лоцманы до конца проводки лишили Роберта Эйссена душевного покоя, хотя внешне это никак не выражалось. Налет некой провинциальности и простоватости лоцманов был обманчив, на деле же эти два капитана-северянина являлись профессионалами высочайшего класса, людьми большой культуры.

В своей первой книге, опубликованной в начале 50-х годов. Эйссен отмечал: «...То. что мы имели на борту военную команду, нами не скрывалось. Главное, они (лоцманы. — Прим. авт.) не узнали о нашем сильном вооружении и имеющихся на борту установках... Только после того, как русские ушли с борта, я начал проводить учения и тревоги, чтобы поднять боевую готовность корабля». Командир «Komet» лукавил: лоцманы успели неплохо разобраться в истинном назначении корабля, о чем обстоятельно и подробно доложили в рейсовом отчете, направленном в управление Главсевморпути. Роберт Эйссен явно недооценил эрудицию и любознательность русских лоцманов.
....
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
001

подполковник
подполковник


Зарегистрирован: 09.06.2007
Сообщения: 832
Откуда: 50RU

СообщениеДобавлено: Вт Дек 06, 2011 09:38    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Фантастика конечно, но посмотреть можно.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Вс Дек 11, 2011 20:50    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Fisch. Второй снимок " Каталина" и катерок.
Эти летающие лодки, чтобы не разбило штормом, вытаскивали на мор-
ской аэродром ( большая площадка из бруса ), на месте, где сейчас
причал с краном. А катерок этот обслуживал гидроавиацию.
В Белушьей собиралось этих ГСТ до десятка. Потом, этот катерок,
долго лежал заброшенный на берегу напротив школы-интерната, мы в
нем играли. На берегу,с левой стороны от деревянного причала, сейчас
этот берег затоплен, т.к. часть озера засыпали и оно соединилось с
губой, там теперь столбы стоят,электролиния. Лежал какой-то двух
моторный самолет, предмет наших игр. Теперь уж никто, наверно, не
скажет, что это за самолет, откуда он там взялся.

Новоземелец 1936-1953г.г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
arnoldych.69

счастливый милитарист


Зарегистрирован: 11.11.2008
Сообщения: 4291
Откуда: Мурманск

СообщениеДобавлено: Вс Дек 11, 2011 23:10    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Интересно, а на Междушарском реально были гансовская метеостанция и ВПП??
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Новая Земля -> Исторический зал Новой Земли Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
Страница 2 из 8

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Каталог webplus.info

©   Автор логотипа форума - Нина Кузьмина