Список форумов Новая Земля

Новая Земля
форум о её людях, природе, истории
 

РегистрацияРегистрация    ПрофильПрофиль  ПользователиПользователи  Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения  ВходВход

Новая Земля в Великой отечественной
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Новая Земля -> Исторический зал Новой Земли
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
001

подполковник
подполковник


Зарегистрирован: 09.06.2007
Сообщения: 832
Откуда: 50RU

СообщениеДобавлено: Вс Дек 11, 2011 23:15    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Об этом только Википедия ведает и "Искатели". Моё мнение дальше ЗФИ не было.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
001

подполковник
подполковник


Зарегистрирован: 09.06.2007
Сообщения: 832
Откуда: 50RU

СообщениеДобавлено: Пн Дек 12, 2011 15:38    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Вот что в сети попалось:

Операция "Кноспе" (Шпицберген, 1941/42)

Руководитель проекта, флотский метеоролог Ханс-Роберт Кнёспель выбрал в свою группу 5 добровольцев и с необходимым снаряжением для первой метеостанции такого рода отправился в один из северных фьордов Шпицбергена. Снаряжение было погружено на два корабля: Fritz Homann и Sachsen. 15 октября, под прикрытием густого тумана корабли подошли к нужному месту и встали на якорь.
в 500 м от берега был создан зимний лагерь и чуть в стороне экстренный палаточный лагерь, который давал лучшую возможность для метеонаблюдений за бухтой и морем, и позднее должен был стать летним лагерем экспедиции.

Кнёспель успел провести разведочное плавание на "Саксонии", обследовав также и покинутые незадолго до этого поселения. В некоторых на столах остались напитки и тарелки с едой, что весьма поразило немцев.

15 ноября корабли покинули бухту. следы разгрузки на берегу были уничтожены и группа начала передавать сводки метеонаблюдений.

20 марта 1942 метеорологи перебрались в летний лагерь. Но, так как стало известно, что союзники, а именно норвежские подразделения под командованием Улльринга, взяли под свой контроль посёлки Баренцбург и Лонгьербюен, передавать данные по радио стало опасно, и был получен приказ остановить радиообмен. В качестве замены должна была быть оборудована автоматическая метеостанция, которая вела бы наблюдения и передавала их после эвакуации людей.

24 августа U435 под командованием капитан-летенанта Зигфрида Штрелова сняла группу Кнёспеля. Хотя посадка и вообще эвакуация прошли довольно неорганизованно, т.к. полярники не ожидали столь быстрого окончания работ.
Лодка благополучно добралась до базы, при чём один раз была вынуждена идти под дрейфующими льдами.

6-8 сентября на место покинутого лагеря была доставлена на U377 из Нарвика(капитан-лейтенант Отто Кёлер) автоматическая метеостанция WFL 21 "Gustav", которую смонтировали и запустили советник Густав Егер и д-р Курт Зоммермайер.


Операция "Шатцгребер" (Земля Франца-Иосифа 1943/44)

"погодный отряд" состоял из 10 человек под научным руководством гос.советника (это просто ранг гос.чиновника) Вальтера Дрееза и военным руководством лейтенанта Альфреда Макуса. Группа прибыла в высокоширотную Арктику на WBS 6 под командованием капитана Хартманна. Ещё перед отплытием из Киля они подверглись бомбардировке и часть снаряжения была уничтожена или утеряна, так что они не знали иногда, есть ли на складе то что им надо.
22 сентября корабль вместе с эскортировавшей его U387 причалил к Земле Александры. Станция была оборудована в километре от побережья с помощью экипажа подлодки. Состояла из 5 сборных домиков и склада. 30 сентября корабли покинули станцию.

15 октября начались измерения погодных данных и их отправка в Тромсе (Норвегия). При этом выяснили что отсутствует список взятого снаряжения...

в октябре же был сооружён запасной лагерь в 5 км от станции, на случай обнаружения группы противником. Затем ещё один, в 30 км.

к весне 1944 стала сказываться нехватка некоторого необходимого для работы оборудования и материалов, так что пришлось в мае дважды посылать фокке-вульф "кондор" с пилотом оберлейтенантом Штанке, для сброса грузов. Причём в первый раз часть снаряжения повредилась при сбросе и пришлось поэтому лететь второй раз.

30 мая был застрелен белый медведь, чьё мясо разнообразило питание группы. Но уже вскоре после этого слёг первый из солдат, тот кто съел больше всех мяса. в течении месяца слегли в койки 7 других, и ещё двое чувствовали себя больными. Боль в ногах, высокая температура и пр. Единственным кого не затронула болезнь оказался санитар группы, который не ел мяса. По рации из Осло был поставлен страшный диагноз - Трихиннелез...

эвакуация по воде была невозможна, посадка самолёта на лёд тоже - он уже таял. Нужно было привести в порядок взлётную полосу на земле. Если бы это не удалось, планировался сброс с парашютом врача или посадка большой "летающей лодки", после таяния льдов.

неожиданно выяснилось, что начальник экспедиции Дреез в следствии болезни потерял рассудок и по рации отказался от любой помощи. Его заменил лейтенант Макус и отменил все его радиограммы.

7 июля фокке-вульф 200 с оберлейтенантом Штанке приземлился недалеко от станции. Влётка была подготовлена лишь на 650 м, слишком мало, и он сел на неподготовленный но вполне подходящий участок, повредив лишь одно шасси. При этом машина застряла в болотистом участке. Два дня спустя им была сброшена запаска и машину починили, утащив на специально сделанной деревянной конструкции на твёрдую землю.

после этого экипаж и несколько державшихся на ногах метеорологов расчистили ещё 550 м взлётки, куда должны были быть доставлены на носилках больные (за 5 км от станции).

Невменяемый Дреез считал прибывший экипаж самолёта и доктора Вендта врагами, хотевшими увести его людей против их воли а некоторых из них расстрелять. Во время одного из припадков он бросился на них с ножем и был в итоге связан своими товарищами. При этом он проявил сверхсилу, что бывает у буйнопомешанных, и даже уколы успокоительного помогали лишь кратковременно. Он был последним, кого отнесли к самолёту. Так как считались с реальной опасностью, которую он мог представлять для безопастности остальных во время полёта Штанке, д-р Вендт и второй пилот проводят совещание, где принимают непростое решение, что угроза слишком велика и Дреез должен быть застрелен. Когда же д-р Вендт подошёл к Дреезу с пистолетом в руке, тот успокоился и вёл себя благоразумно. Был доставлен к самолёту и привязан к полу.
10 июля Штанке сумел взлететь и привёл машину в Банак, а оттуда в Трондхейм. Дальше участники экспедиции были отправлены поездом в Осло, в лазарет, где постепенно поправились (не знаю, все или нет).




если по-немецки читаешь то вот тезисно:

http://www.wlb-stuttgart.de/seekrieg/ksp/nordpolarmeer/spitzbergen.htm Шпитцберген (забавно, когда их снимали норвеги в сентябре 1945 то руковолитель экспедициии должен был подписать акт капитуляции, т.о. это официально капитулировало последнее немецкое подразделение Smile

http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Zusatz/Heer/Wetterstationen.htm

http://www.geheimprojekte.org/UBoote/wetter.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Пн Дек 12, 2011 20:44    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

На эту тему в инете много материала. Синоптики, автоматические
метеостанции, аэродромы были на материке, на островах, по арктиче-
скому побережью, в устье р. Лена. Все у них было схвачено.
Например: набрать - "Полярные волки на службе третьего рейха".
Текст Артем Денисов.

Новоземелец 1936-1953г.г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
001

подполковник
подполковник


Зарегистрирован: 09.06.2007
Сообщения: 832
Откуда: 50RU

СообщениеДобавлено: Пн Дек 12, 2011 21:57    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Ну, Вы, нашли на что ссылаться. Над этим жёлтопресным баяном весь инет потешается не первый год. Сборище баек и небылиц, удалив оные, останется три-пять правдивых предложений.
Любому здравомыслящему человеку очевидная несуразица видна сразу.
Поступим проще. Цитата из материала, указанного Вами:

Особая тайна связана с опорным пунк­том в устье Лены: объект с большим запасом топлива был обнаружен только в 1985 году, хотя проявился ещё в 1963-м (на берег вынесло бочку с соляром). Это место как-то связано с последним рейдом немецкой лодки U-534. Ночью 5 мая 1945-го она вышла из Киля для выполнения спецзадания – доставке груза особой важности (11 стальных ящиков, одинаковых по габаритам, но разных по весу) на секретную базу в устье Лены....
Что это был за груз, и кто должен был принимать его в устье Лены или на Северной Земле, остаётся загадкой.


Страницу назад я давал ссылку на фильм, ни одного свидетеля в устье Лены видевшего в 1985 году эту базу найти не удалось. Кроме статьи про неё никто не слышал. Газетная утка очередная.

Вот сайт на данную тему, но на немецком, увы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Пн Дек 12, 2011 22:45    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Приказано: все забыть!
(По страницам одного дневника)
Известно, что Арктика умеет хранить свои тайны, но в истории, которую поведал мне бывший полярник Василий Евграфович Шуин, нравы Арктики, ни при чем. Туман здесь был явно рукотворного происхождения...
Речь идет о скоротечном поединке сугубо гражданского человека с немецким бомбардировщиком «Хейнкель-111», закончившемся не в пользу фашистских асов, и последующем замалчивании этого события, чему, как увидим, были свои причины.
Война застала моего собеседника на Новой Земле, в Белушьей, где он был начальником радиостанции. О ее начале полярники узнали по радио. В их жизни на первых порах мало что изменилось, разве что к работе своей все стали относиться строже, ответственнее. Каждый делал свое дело, и зашифрованная информация о погоде и ледовой обстановке уходила в эфир в точно установленное время.
Прошло лето, началась длинная полярная ночь, но вот закончилась и она. Люди радовались солнцу, однако не оставляла их и тревога. По всему чувствовалось, что война придет и на Новую Землю. Во второй половине мая над Бёлушьей появился первый вражеский разведчик «Юнкерс-88». Подобные визиты стали повторяться почти ежедневно, и Шуин постоянно сообщал о них в Амдерму.
О том, что было дальше, свидетельствуют дневниковые записи, сделанные тогда Василием Евграфовичем. Они, к счастью, сохранились и позволяют в деталях восстановить всю цепь событий. Итак...
4 июля 1942 года. Как только бухта очистилась ото льда, у нас стал постоянно базироваться гидросамолет воздушной разведки Западного сектора Арктики под командованием пилота Попова. 3 июля экипаж вылетел в очередную авиаразведку. Я обеспечиваю с ним радиосвязь.
После выполнения намеченной программы радист самолета сообщил, что через 15.20 минут они будут на базе. Снял наушники и тут же услышал гул авиационных моторов. Вижу, с востока на небольшой высоте приближается четырехмоторный самолет с красными звездами на плоскостях. Очевидно, сухопутный бомбардировщик.
Пролетев над бухтой, он резко изменил курс и ушел в южном направлении навстречу возвращающемуся гидросамолету Попова. Но нашего разведчика мы так и не дождались. Оказалось, что пилоты бомбардировщика по ошибке приняли его за немецкий и сбили над водой. Экипаж гидросамолета погиб.
7 июля. Прилетел начальник Особого отряда полярной авиации Мазурук Илья Павлович для разбора произошедшей трагедии. Он вручил мне крупнокалиберный зенитный пулемет «Льюис» с несколькими комплектами боевых патронов. Стрелок-радист показал, как обращаться с оружием, и помог оборудовать пулеметное гнездо в восьми метрах от входа в радиостанцию. Вокруг выложили невысокую стенку из камней. Провели несколько тренировочных стрельб.
10 июля. Доходят отрывочные сведения о гибели пароходов, торпедированных немецкими подлодками. В бухте стали появляться шлюпки и вельботы со спасшимися моряками. Многие из них в тяжелом состоянии. Гидрографическое судно «Мурманец» обследует побережье, подбирая потерпевших кораблекрушение.
16 июля. В 12 часов дня в бухте совершил посадку военный гидросамолет «Каталина». Экипаж имел задание долететь до Русской Гавани и снять там каких-то важных специалистов с торпедированного немцами судна. Летчики поставили самолет на якоря у самого берега, а сами пошли отдыхать в школу-интернат, которая теперь выполняла роль гостиницы.
17 июля. Утро этого дня застало меня в пути. Вместе с уполномоченным Новоземельской торговой конторы мы решили поохотиться на гусей на одном из озер. Только добрались на катере до устья ручья, вытекающего из этого озера, как услышали отдаленный звук моторов самолета. По завывающему характерному их гулу определили: «Юнкерс-88». А затем и увидели его над гребнем горного хребта. Машинально взглянул на часы . 3.30.
Самолет как бы скатился с горы и на малой высоте прошел над поселком, пересек бухту, круто развернулся в сторону гидросамолета и прошил его пулеметной очередью. Описав круг, пошел на второй заход и расстрелял «Каталину» теперь уже почти в упор. Однако та не взорвалась и не загорелась. Решив, по-видимому, что это макет, пилот «Юнкерса» прекратил атаки.
Вернувшись в поселок, обнаруживаем у гидросамолета весь его экипаж. К счастью, серьезных повреждений, кроме пробитого маслопровода, не оказалось, и самолет около полудня смог вылететь на задание. Перед самым его отлетом в бухте, в ста метрах от берега, бросил якорь пароход «Рошаль». Он должен взять добравшихся до Новой Земли моряков с аварийных судов конвоя PQ-17.
Ближе к вечеру над западным берегом бухты появился «Хейнкель-111». Используя рельеф местности, он словно подкрадывался к поселку, а затем взял курс на пароход, приближаясь к нему на высоте 50.60 метров. Однако огня с «Рошаля» по какой-то причинение не открывали.
Я с самого начала был у своего «Льюиса» в ожидании удобного момента для стрельбы. Этот момент настал, когда самолет вышел в атаку на судно. Страха не было, была злость за все предыдущие унижения. В мозгу вертелось: «Сейчас им врежу, наглецам, прямо в морду!» «Хейнкель» все ближе, но гашетку нажал, только когда до него оставалось 200.250 метров и я отчетливо увидел носового стрелка под прозрачным колпаком. Вижу, как трассирующая дорожка вонзилась в корпус самолета, как исчезла голова стрелка, а ствол пулемета уставился в небо.
Немедленно перенес огонь на левый мотор. Над ним как бы вспыхнули два облачка, и раздались посторонние хлопки. «Хейнкель» качнулся на левое крыло, а затем резко на правое, открыв мне обзор второго мотора. Но одновременно открылось и гнездо хвостового стрелка. Я все-таки успел сделать короткую очередь по правому мотору, и в этот же момент стрелок открыл по мне прицельный огонь. Но так как самолет резко накренился, чтобы выполнить крутой правый поворот, вся очередь, предназначенная мне, попала в стенку каменного ограждения. Другая очередь прошла над моей головой, прошила агрегатную, аппаратную и жилую комнату радиостанции.
Создалось впечатление, что после серии хлопков, характерных при работе двигателей с перебоями, «Хейнкель» шел на одном из них. На очень малой высоте он пересек Междушарский пролив и скрылся за невысокими сопками одноименного острова. Гул мотора вдруг резко оборвался. У всех наблюдавших этот поединок сложилось мнение, что самолет совершил аварийную посадку.
Из боя я вышел с минимальными потерями. Правда, получил легкое ранение . одна из пуль попала в штакетник, и кусок его сантиметров 15 длиной попал мне в левую скулу и надбровную дугу. Досталось и глазу. На некоторое время я потерял сознание. Глаз заплыл, а лицо превратилось в сплошной синяк. В самой радиостанции возник пожар, но моя жена, находившаяся там, не растерялась и сбила огонь одеялом.
Придя в себя, я с большим трудом зашифровал радиограмму о бое с немецким самолетом и вынужденной его посадке на острове Междушарский и передал в Амдерму.
20 июля. Утром 18-го над Междушарским появился «Юнкерс-88» и долго кружил над предполагаемым местом посадки «Хейнкеля». Прилетал он туда и в два последующих дня. На третьи сутки после боя, часа в три утра, жители поселка были разбужены форсированным ревом авиационных моторов, доносившимся со стороны острова. Это продолжалось минут 15, затем наступила тишина. По-видимому, самолет пытался взлететь, но оттаявшая почва тундры не позволила ему оторваться от земли.
21 июля. В Белушыо прилетел И.П. Мазурук. Он прошел над указанным мною местом вынужденной посадки «Хейнкеля», но ничего не обнаружил. Летчики решили, что самолет улетел и прекратили поиски, хотя мы уверяли, что этого не могло быть, поскольку рев моторов оборвался внезапно и удаляющегося их гула никто не слышал.
28 июля. Получили сообщение о нападении немецкой подводной лодки на полярную станцию Малые Кармакулы. Артиллерийским огнем подводники уничтожили два гидросамолета, стоящие у берега, и несколько построек.
В Белушьей организуется военная база. Один за другим приходят пароходы со спецгрузами. Прибыло военное командование во главе с капитаном второго ранга Диановым. Здесь сейчас постоянно базируются три гидросамолета. Они ежедневно вылетают на разведку.
Август. Над Белушьей немецкие самолеты больше не появляются, но, прослушивая эфир, я часто слышал работу неизвестной радиостанции и полагал, что это дает о себе знать аварийный «Хейнкель». Докладывал об этом в Амдерму и командованию базы, но никто серьезного значения моим словам не придал.
Сентябрь. Мою радиостанцию закрыли во второй половине месяца. Военные взяли связь в свои руки и установили более мощную аппаратуру. Мне предложили работать в качестве вольнонаемного.
Октябрь. В начале месяца резко похолодало. Из Нарьян-Мара предупредили, что если гидросамолеты немедленно не вылетят, там их принять уже не смогут, так как на воде появилась шуга. Моторы двух самолетов запустились сразу, мотор же третьего никак не заводился. Командир группы старший лейтенант С. В. Сокол приказывает следовать на материк без него. Сам он взлетел через два часа.
Погода менялась к лучшему, и, набрав высоту, пилот увидел совершенно очистившийся от тумана северо-восточный конец ост¬рова Междушарский, куда он и направил машину. Внизу, на земле, вырисовывались очертания какого-то самолета. Чтобы убедиться, что это не мираж, Сокол заходит со стороны солнца, и перед экипажем воочию предстает тот самый «Хейнкель».
От самолета к невысокому холмику побежали несколько человек, ожидая обстрела из пулеметов. Но едва МБР выполнил свой маневр к атаке, на него, как коршун, свалился сверху «Юнкерс». Силы были слишком неравны. Пилот гидросамолета почти машинально бросает его в сохранившуюся над проливом пелену тумана и прижавшись к воде, почти вслепую возвращается в Белушью.
На этот раз доклад возымел действие. Было высказано предложение, что самолет готовится к взлету и его надо немедленно обстрелять. Но командир базы принял другое решение: высадить ночью десант, захватить самолет и экипаж.
Операция была осуществлена. К рассвету десант подошел к намеченному пункту, но обнаружил там только бочки из-под горючего, детали мотора, небольшую землянку, кучи пустых консервных банок, маскировочные сети, вдавленную в землю рацию и колеи от самолетных колес.
А еще перед заходом солнца «Хейнкель» сидел на месте . это видел тот же старший лейтенант Сокол, совершивший осторожную, чтобы не спугнуть немецких пилотов, разведку.
На всю операцию был наложен гриф «Секретно», и вести какие-либо разговоры о ней было запрещено.
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Проведя в Белушьей еще одну зимовку, В.Е. Шуин был направлен на остров Вайгач для организации пункта наблюдения и связи на полярой станции - Болванский Нос. День Победы встретил на Юшаре, где в марте 1944 года сменил начальника полярной станции, пройдя весь остров с севера на юг на собачьих упряжках.
Мужества и выдержки ему было не занимать. В этом многие убедились в тот памятный июльский день, когда он, спасая других, принял весь огонь фашистского стервятника на себя. А что не был официально отмечен, то мало ли подобных случаев было на той войне. Да и кто бы стал писать рекомендацию на него после такого провала командования. Это означало просто высечь самих себя. А всем о подвиге было приказано забыть.
И последний штрих к портрету нашего героя. Уже в зрелом возрасте, имея большую семью, Василий Евграфович закончил среднюю школу, институт и аспирантуру, успешно защитил диссертацию, стал кандидатом технических наук, а затем длительное время заведовал кафедрой АЛТИ.
(перепечатано из газеты «Правда Севера» от 8 мая 1995 г., статья Юрия
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Пн Дек 12, 2011 23:01    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Тут, почему-то, текст скопировался иначе, у меня в ноутбуке он в
форме дневника Шуина, все было разложено по датам. Думаю здесь
все по правде. Совпадает даже с описанием штурмана парохода
"Рошаль" Юрия Жукова, когда они ушли заблаговременно из Малых
Кармакул, а после подводная лодка расстреляла полярную станцию и
сожгла самолеты
Новоземелец 1936-1953г.г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
001

подполковник
подполковник


Зарегистрирован: 09.06.2007
Сообщения: 832
Откуда: 50RU

СообщениеДобавлено: Пн Дек 12, 2011 23:02    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Ещё по теме:

Метеорологическая служба в Арктике

Морские и воздушные операции в Северной Атлантике и в полярных морях во многом зависели от заслуживающих доверия прогнозов погоды. Последние приобрели ценность особого вида оружия; поэтому вскоре после начала войны был прекращен международный обмен метеорологическими наблюдениями, являющимися основой прогнозов, и соответствующие данные стали передаваться вооруженным силам только в зашифрованном виде. Таким образом, Германия лишилась всех данных, поступающих с запада и с севера и имеющих решающее значение для предсказания нашей погоды, которая приходит с запада. Выше уже упоминалось о том, что в 1940 г. к западу от района операций должны были постоянно находиться две из немногих действовавших в океане подводных лодок, которые доносили о тамошней погоде. В сентябре 1940 г. паровой рыболовный траулер “Заксен” был направлен для метеорологических наблюдений к побережью Восточной Гренландии и несколько недель [267] подряд радировал о своих наблюдениях из различных мест. J В 1941 г. это судно, в связи с намечавшимся рейдом “Тирпица”, произвело ледовую разведку в Датском проливе, а затем на 86 дней направилось для метеорологических наблюдений в район острова Ян Майен. Метеорологическое судно "Лауенбург", отправившееся ему на смену, уже на пути к острову было перехвачено противником. Метеорологическое судно “Гессен”, вышедшее в море в 1943 г., было вынуждено прекратить свой рейс из-за аварии в машинном отделении; оно долго носилось по морю в сильный шторм, а затем было взято на буксир подводной лодкой, доставившей его в Тромсё. Зимой 1944/45 г. метеорологическое судно “Вупперталь” с начала ноября по конец января находилось у льда, а потом пропало без вести, очевидно погибло во время шторма.

Невозможно было полностью полагаться на эти суда. Поэтому метеорологу Кнеспелю пришла мысль высаживать осенью в отдаленных пунктах Арктики метеорологические отряды с аппаратурой; такие отряды должны были радировать свои наблюдения до начала таяния льдов следующим летом. Полярная зима практически лишала противника возможности захвата таких станций даже и в тех случаях, когда их удавалось запеленговать. Были организованы следующие экспедиции.

"Почка".

1941-1942 гг. Шпицберген. Два парохода доставили туда барак и снаряжение. Метеорологический отряд в составе шести человек был вывезен подводной лодкой в августе 1942 г.

“Орешник”.

1942-1943 гг. Шпицберген, то же место. Метеорологический отряд доставлен подводной лодкой, весной обнаружен противником. Метеорологический отряд ускользнул и был вывезен подводной лодкой.

“Деревянный глаз”.

1942-1943 гг. Восточная Гренландия. Отряд доставлен метеорологическим судном “Заксен”, которое затем застряло во льдах. Весной произошли столкновения с датскими патрулями. “Заксен” потоплен самолетами. Метеорологический отряд частью взят в плен, частью вывезен немецким самолетом.

“Крестоносец”.

1943-1944 гг. Северный Шпицберген. Отряд доставлен [268] подводной лодкой и пароходом. В июне 1944 г. вывезен подводной лодкой. Непосредственно перед этим Кнеспель погиб в результате несчастного случая.

“Виолончелист”.

1943-1944 гг. Восточная Гренландия. Отряд доставлен пароходом “Кобург”, который затем застрял во льдах близ берега и был сильно поврежден. Станция разместилась на суше в снеговых хижинах. Весной подверглась нападению противника. Метеорологический отряд вывезен самолетом в начале июня.

“Кладоискатель”.

1943 — 1944 гг. Западная часть архипелага Земля Франца-Иосифа. Отряд доставлен в сентябре 1943 г. пароходом “Кединген”, часть снаряжения дополнительно доставлена самолетами. Весной почти все участники заболели трихинозом из-за употребления в пищу медвежатины и вследствие этого были досрочно эвакуированы самолетом.

“Эдельвейс-I”.

1944 г. Восточная Гренландия. Отряд доставлен пароходом “Кединген” и подводной лодкой. “Кединген” перехвачен американским ледоколом “Портленд”, после того как торпеда, выпущенная подводной лодкой, ударилась о льдину “Кединген” потоплен, метеорологический отряд взят в плен.

“Эдельвейс-II”.

1944 г. Восточная Гренландия. Первоначально эта экспедиция должна была отправиться на Землю Франца-Иосифа, но после гибели “Кедингена” ее послали в Гренландию Метеорологическое судно “Экстернштейне” с участниками экспедиции благополучно добралось до берега, но затем было замечено; метеорологический отряд и судно захвачены противником.

“Эспадрон”.

1944 — 1945 гг. Северо-Восточная Земля Шпицбергена. Отряд доставлен в 1944 г. пароходом и подводной лодкой. Снят в сентябре 1945 г., в последние месяцы занимался исследованием Северо-Восточной Земли.

“Арктический волк”.

1944 — 1945 гг. Остров Хопен{82} в районе Шпицбергена. Отряд доставлен подводной лодкой в октябре 1944 г. Снят после окончания войны. [269]

источник
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Пт Дек 16, 2011 12:32    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой


«Следы завоевателей »


Остров Земля Александры. В таких контейнерах во время войны немцы сбрасывали продукты и боеприпасы личному составу своей метеостанции. Не брезговали и местной медвежатиной. Это их и сгубило. В конце концов всех эвакуировали из-за заболевания трихиниллёзом.





«Наблюдательный пункт »

Остров Земля Александры. Остатки немецкого наблюдательного пункта времён войны.





«Здесь была немецкая метеостанция »


Остров Земля Александры. На этой скале находился наблюдательный пункт немецкой метеостанции во время войны.


Фото и комменты: Ал
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Вт Янв 31, 2012 14:25    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

001 писал(а):
Попались редкие исторические фото с трофеями арктической охоты. Smile





на этих фото экипаж U-307 — средней немецкой подводной лодки типа VIIC .

Лодка была заложена 5 ноября 1941 г. на верфи Флендер-Верке, Любек, под строительным номером 307, спущена на воду 30 сентября 1942 г., вошла в строй 18 ноября 1942 г.
Командир (18 ноября 1942 г. — 1 декабря 1944 г.) оберлейтенант цур зее Фридрих-Георг Геррле

Лодка совершила 19 боевых походов, потопила 2 судна суммарным водоизмещением 7226 брт. 28 сентября 1944 года U-307 высадила на острове Шпицберген специалистов, создавших метеорологическую станцию «Haudegen». Персонал этой метеостанции капитулировал только 4 сентября 1945 года, став последним капитулировавшим подразделением вооружённых сил Германии. Потоплена 29 апреля 1945 года в Баренцевом море близ Мурманска, глубинными бомбами с британского фрегата HMS Loch Insh. 37 человек погибли, 14 членов экипажа спаслись.


В районе Новой Земли лодка замечена не была ,так что трофеи наверное со Шпицбергена.



У-307,на рубке хорошо видна эмблема этой лодки.


Кто нить знает немецкий? Как переводятся подписи к фото?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
001

подполковник
подполковник


Зарегистрирован: 09.06.2007
Сообщения: 832
Откуда: 50RU

СообщениеДобавлено: Вт Янв 31, 2012 16:11    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Валентин вечером придет, переведет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Вт Янв 31, 2012 16:27    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

А вот У-601 нанесла много вреда.

U-601 (строит. № 577, типа VIIC). Заложена в Гамбурге 10 февраля 1941. Спущена 29 октября 1941.

26 июля 1942 г. в Малых Кармакулах артогнём уничтожила 2 самолёта ГСТ, подожгла 2 склада и 3 дома.1 человек убит и 4 ранено.
1 августа 1942 г. у о-ва Междушарский торпедировала пароход «Крестьянин» (2513 брт.) Северного государственного морского пароходства (СГМП), шедший без охранения в Белушью губу с грузом угля. . Пароход затонул через 3 минуты .Погибло 7 человек (2 пассажира ). Остальные моряки на шлюпках (38 человек), смогли добраться до Новой земли.

24 августа 1942 г. к с-з от о.Диксон торпедировала пароход «Куйбышев» (2332 брт.), следовавший из Архангельска на о.Диксон без охранения ,экипаж погиб.
28 июля 1943 г. в проливе Костин Шар выставила 22 неконтактные мины у западного входа в пролив(у губы Белушья).Мины обнаружены по самовзрывам.2 июля-9 августа тральщики Новоземельской ВМБ уничтожили 9 мин.В1943-1944 гг. самовзорвались ещё 3 мины. В 1945 г.подорвался и получил незначительные повреждения транспорт «Кингисепп». В 1946 г. произошёл ещё 1 самовзрыв.


Подлодка U-601 потоплена 25.02.44 г. в Северном Ледовитом океане северо-западнее Нарвика,
(Норвегия )в точке с координатами 70.26N, 12.40E глубинными бомбами английской
летающей лодки "Catalina" из эскадрильи № 210 Королевских ВВС, при попытке нападения на суда конвоя.
Экипаж (51 человек) погиб.



«U-601»



«U-601»



«U-601»



«U-601»

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Дмитрий

контр-адмирал
контр-адмирал


Зарегистрирован: 01.02.2009
Сообщения: 2113
Откуда: Нижний Новгород

СообщениеДобавлено: Вт Янв 31, 2012 17:21    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

-------------------------

Последний раз редактировалось: Дмитрий (Пт Апр 28, 2017 01:04), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Вт Янв 31, 2012 18:06    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Ну их и занесло,эта бухта на Северо-Восточной Земле.


Цитата:
Северо-Восточная Земля (норв. Nordaustlandet) — необитаемый остров в составе архипелага Шпицберген, расположенный в северо-восточной его части. При площади 14 443 км² является вторым по величине островом архипелага.



Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Карен

капитан-лейтенант
капитан-лейтенант


Зарегистрирован: 23.01.2011
Сообщения: 444

СообщениеДобавлено: Вт Янв 31, 2012 21:27    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Да, я тоже полезла смотреть, где это, и подивилась. Surprised

Smile Все-таки я в прошлой жизни, наверно, была белым медведем. Смотрю на эти пустынные пейзажи земли Александры, и аж сердце щемит, до чего это все мое.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Пн Фев 13, 2012 22:55    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Северный Флот ,советская каталина атакует немецкую подводную лодку.


http://video.yandex.ru/users/partizzan1941/view/354#
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
arnoldych.69

счастливый милитарист


Зарегистрирован: 11.11.2008
Сообщения: 4291
Откуда: Мурманск

СообщениеДобавлено: Вт Фев 14, 2012 17:22    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Это не американская Consolidated PBY-5A "Catalina", это наш родной,советский, берИевский МБР-2.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Чт Янв 30, 2014 19:56    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой


«Немецкие следы в Арктике»





Цитата:
"Так, немецкую базу для приёма самолётов на Белушьей губе мы отбили лишь в конце войны."


Ну хорошо хоть в конце войны отбили! Very Happy


Цитата:
Во всяком случае, полное разминирование всех объектов в Арк-
тике пока не завершено.


Вот оно как,хорошо что я ни разу не наступил (на мину)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Вс Фев 02, 2014 23:10    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Вот еще "фантазии", мягко говоря, сына Т-Вылки Ивана Ильича, записанные в одну из встреч с ним на Вайгаче, журналистом В.Ф Толка-
чевым. Цитата: " ... Потом самолеты залетали. Как сейчас вижу: отец на
крыше стоит, из "ремингтона" пуляет. Потом Мазорук прилетел.
На брошенный экипажем американский пароход поехал, снял два
пулемета - ручной и станковый и вооружил отца. И подбил однажды
мой старик одного "юнкерса" из ручного пулемета. Правый мотор у него
задымил..." .
И еще. " Однажды отец в командировку с товарищем поехал.
Его отвез, а сам обратно на базу в Белушку поехал. Ехал - ехал по
берегу - что такое? Как нерпа во льдах у скал Талбея. Отец подкрался,
как на промысле, - немец! Пистолет направил - тот руки поднял.
На сани показал - тот лег. Наверное "аварийный" немец..."

Записано в 1977 году. Ивану Ильичу 61 год.

Из книги " Следопыт севера " Северо-западное книжное
издательство. Архангельск. 1986 г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Fisch

капитан 1 ранга
капитан 1 ранга


Зарегистрирован: 15.02.2010
Сообщения: 1412
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Пн Фев 03, 2014 19:40    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

А вот ещё одна сказка-"быль"

ПОДВИГ ОХОТНИКА ВЫЛКО
из рассказов по памяти


Первый раз я появился на Новой Земле в 1954 году, когда готовилось первое испытание торпеды. Тогда мы работали вместе с КБ-25, нас там было 20 человек. Мы прилетели и сразу стали заседать. Кончили мы заседать в 4 часа утра, потому что не заметили смены дня и ночи, ее не было. Мы прилетели летом, круглые сутки был день, солнце крутилось над горизонтом, не заходя, и мы немножечко перестарались.
Первым командиром полигона был Стариков, капитан первого ранга, один из лучших подводников Северного флота, Герой Советского Союза. Это был необыкновенный красавец мужчина, и к тому же он кончил три высших военных учебных заведения, на кителе у него было три ромбика.
И вот однажды Стариков устроил некий прием на высшем уровне и пригласил нас. Вдруг входит очень крепкого сложения пожилой человек, а на пиджаке у него - косяк медалей и привинчен орден Красной Звезды. Это был Тыко Вылко. Он тогда был единственным депутатом Архангельского областного Совета на Новой Земле.
Вылко был уже старик, да и войны на Новой Земле вроде не было. Мы поинтересовались, откуда у него боевой орден. Тогда Стариков нам сказал: спросите у него, он очень любит вспоминать эту историю. А история вкратце сводилась к тому, что жил он в Белушке, там тогда была охотничья фактория, а жили в основном ненцы. И однажды прилетел немецкий самолет, бросил на эту факторию пару бомб, обстрелял ее и ранил женщину и ребенка, прострелил ему ручку. ..
Тыко Вылко решил, что это непорядок. У него в государстве, можно сказать, летают чужие самолеты и еще к тому же стреляют Бог весть куда. Он взял запас пищи за пазуху, взял винтовку и пошел на Гусиную Землю, это тот полуостров, который образует гавань Белушью. А там стояла 76-мм батарея, трехдюймовки. И у командира батареи он выпросил одну обойму, но чтобы в ней обязательно были бронебойные и зажигательные пули. Ему дали, он ушел и пошел на берег, на крутой откос около Белушки, расположился там, зарядил винтовку и стал ждать. Он почему-то решил, что самолет прилетит еще раз.
Самолет прилетел на третий день. Тыко Вылко поднял винтовку и выстрелил. Убил летчика. Самолет взорвался у него за спиной метрах в полутораста. Вот за это он получил орден Красной Звезды.
Но меня поразило еще одно. Сели обедать. Конечно, одни мужики, почти все военные, да еще на Новой Земле, поэтому обед надо начать с того, что выпить. Товарищу Вылко тоже поставили граненый стакан, и товарищ Стариков, не спрашивая, аккуратно налил ему полный. Причем пили мы разведенный спирт - градусов до семидесяти. Говорили, что принято разводить по широте, а мы были на 72-м градусе. Там был соответствующий тост - за товарища Сталина, за Родину, за Советскую Армию, в общем, тостов было три без передышки. Тыко Вылко выпил три стакана вот этой жидкости, не закусывая ничем, и после этого с большим аппетитом кушал. Вот каким нужно быть человеком, чтобы нормально жить и работать на Новой Земле. Она, в общем и целом, не для нас, конечно.
Тогда в Белушке не было кирпичных домов, а стояли финские домики, и рядом в обычных рубленых избах жили ненцы. Их так вот вместе с Тыко Выл ко и перевезли, поселили где-то около Архангельска. Они, правда, были недовольны и хотели вернуться. Ну это и понятно, они хотели вернуться просто потому, что там над ними не было никакого начальства, а был только этот самый Тыко Вылко, такой же, как они, который все понимал, все им разрешал, и они делали все, что им было нужно. А в основном они били песца, сдавали шкурки и ловили рыбу.
Не только ненцы очень болезненно чувствовали это переселение. Вот в Кармакулах издавна, еще с царских времен на метеостанции жила семья - муж, жена и сын. Кармакулы - это населенный пункт между Белушкой и Маточкиным Шаром. А там есть одна погодная особенность: так называемые снежные заряды. Вертится на ветру как будто громадный снежный ком. Проходит - опять солнце, все ясно, чисто, но видно, как идет следующий по побережью, и так один за другим. Мы полетели на вертолете и попали как раз в такую цепочку. Тогда мы в этих Кармакулах сели, привязали вертолет и пришли в гости к этой семье.
А они очень радушно встречали всяких пришельцев, потому что им было, если уж на то пошло, про-. сто скучно. Красоты природы - это одно, а если целый день сидишь на метеостанции, это совсем другое.
Я по какому-то любопытству опустился в погреб. Первое, что я увидел: стояла громадная бочка, полная соленых гольцов. Там же соленое мясо, мороженое мясо, капуста, картошка. То есть у них простая пища была вся, если гольца считать тоже простой пищей. А два раза в год к ним приходил пароход и привозил всякие крупы, конфеты, сахар, масло и все прочее.
Глава этой семьи вскоре умер. Уже пожилой мужик был, с громадной бородищей. Жена была заметно моложе его, лет на 20. Он завещал похоронить его тут. Завещание выполнили, похоронили, а жена с сыном уехали. Сын уехал учиться в Архангельск, в институт, а она уехала тоже: ну как же я без Вани тут буду жить? Нехорошо, я не смогу.
И через два года она вернулась. Ей на Большой земле не понравилось: ведь там никуда шагу нельзя ступить, сделать ничего нельзя, а тут я что хочу, то и делаю. Вот сейчас ружье возьму, пойду стрелять, моржа застрелю или тюленя какого-нибудь. В магазинах ей там не нравилось, в очереди надо стоять все время, деньги платить к тому же. В общем, она, расстроенная совершенно, вернулась обратно и доживала свой век там. А сын, кончивший институт, приехал тоже туда. Мы, говорит, просто в других местах жить не можем. Есть такие люди, тут ничего не сделаешь.
Теперь, что говорят там относительно норвежцев - кто Новую Землю открыл и всякое прочее. По-моему, в Андерме есть памятник, который однозначно указывает на то, что это наше строение. Там мощеная дорожка от гостиницы до столовой. Она небольшая, метров 80, но сделана из бутылочных донышек. Бутылка разбита, а донышко вдавлено в землю. И вся дорога сплошь из таких кругляшечек, все время чистая, ничего с ней не делается. Кроме нас, кто может еще такую вещь придумать? Конечно, никто. Норвежцы, наверное, просто положили бы на санки и повезли сдавать.

Евгений Негин «Городской курьер» № 11 1993 г.

Утащил вроде бы отсель: http://www.polarpost.ru/forum/index.php?sid=e96aa0b930cd9feded4ad0a076e7f6bd
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Валерьян

Старейшина новоземельцев
Старейшина новоземельцев


Зарегистрирован: 07.02.2010
Сообщения: 670
Откуда: Нарьян-Мар

СообщениеДобавлено: Вт Фев 04, 2014 12:23    Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Уж лучше бы он писал о том, что хорошо знает.

Вот цитаты взятые Толкачевым из того же источника:







"Шишка"-то важная была.

Где-то на форуме видел:

... Открывал голец все двери
в Белокаменной Москве. ... В точку!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Новая Земля -> Исторический зал Новой Земли Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
Страница 3 из 8

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах





Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 Каталог webplus.info

©   Автор логотипа форума - Нина Кузьмина