Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Вячеслав
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009 Сообщения: 455 Откуда: Оренбург
|
|
|
|
От пирса со старой баржей и выше по берегу губы мы заготавливали бревна для зимы. Может мы далеко не заходили, но я не видел ржавых посудин. Была разрушенная изба, на одной из валявшихся досок было похоже когда-то вырезано ножом какие-то слова, но разобрать было практически невозможно. Проведя по углублениям шариковой ручкой, разобрали только одно слово "ЭКПЕДИЦ". Доску эту наверное тогда выбросили. Да, на таких баржах нам уголь и возили, может так и назывались ОКа. На той ржавой барже я залазил по этой самой "мачте", "трубе" на самый верх. Тогда еще было удивительно что такая мачта толстая. На самом верху, я помню открутил то ли тумблер, то ли концевик. На этом тумблере было написано что то не по русски. Я не разбираюсь в морской технике, но я бы не поставил тумблер (концевик) там где идет дым.
Последний раз редактировалось: Вячеслав (Вт Фев 03, 2009 21:30), всего редактировалось 2 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
 |
arnoldych.69
счастливый милитарист

Зарегистрирован: 11.11.2008 Сообщения: 2887 Откуда: Мурманск
|
|
|
|
Тут вопрос кто в каком году служил. Я лично парового буксира уже не застал, только легенды. Говорили что в том месте где он затоплен не глубоко и его якобы видно на дне, не знаю мы в ту сторону залива ни разу ни зачем ни ходили.
Так что в твое время их может и не было еще. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сергей
старший мичман

Зарегистрирован: 06.07.2007 Сообщения: 130 Откуда: Латвия, Елгава
|
|
|
|
Василий. за поддержку спасибо. Подумал, может чего матного ляпнул. Сову за два года видел всего пару раз, а вот леммингов и песцов грязных бегало по лету много. Ну и клубков шерсти леммингов хватало. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Андрей Хуповка
мичман


Зарегистрирован: 26.03.2008 Сообщения: 88 Откуда: Запорожье
|
|
|
|
Всех приветствую! Мы к счастью с плохим углем не сталкивались. Завозили ОКами по одной машине. Но как то без "напрягов". За то ГСМ на год вперед перекачивали с танкера с большим шухером. Это отдельная история.
От носа Лилье и до первой лагуны со стороны моря мы чуть ли каждый день ходили. Там был чистый, без железяк берег. Только в лагуне кое-где торчали из песка железяки. Стремно было конечно по этому песку ездить, но ГТСкой переплывали-перезжали и двигали дальше по тундре на северо-восток. На побережье не было ни одного брошеного корабля, только завалы кругляка и пластмасовые ящики.
В первой лагуне пытались гольца ловить, но попадалась только камбала |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Вячеслав
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009 Сообщения: 455 Откуда: Оренбург
|
|
|
|
Добрый день Лильевцы.
Когда начиналась навигация, к Лилье подходил танкер с соляркой. И через развлетвленую сеть трубопроводов закачивал соляру в цистерны для каждой станции. Наверное, и после меня так было. Гражданским работавшим на танкере запрещалось ходить дальше того места, где они подсоединяли свой “шланг” (не видел, как это делается, хотя представляю, т.к. сейчас мотаюсь по буровым вышкам). Так вот в одну из таких перекачек сошли на берег и прошлись сперва до роты, потом до ПУ, затем до пекарни 2-е или 3-е гражданских, взяв несколько буханок хлеба, вернулись на танкер. И через некоторое короткое время вся рота свалилась от гриппа. Помню, температура у меня была за 40, да и других не лучше. Как нам уже потом объясняли, из-за отсутствия постоянного контакта с “гриппозными гражданскими” у нас уменьшились защитные функции. Для усиления БГ к нам из Белушки на время болезни прислали некоторое количество л/с.
Вот в моей памяти Новая Земля, это чистая страна. Мы разные прибыли туда, разные служили, хорошие плохие, всякие. Но эта страна в той или иной степени сделала нас чище. Нам бы только держать иммунитет от некоторых “гриппозных гражданских”.
Писал
arnoldych.69
....Как давно сняться нам только белые сны
Все иные оттенки снега занесли
Мы ослепли давно от такой белизны
Но прозреем от черной полоски земли
Наше горло отпустит молчание
Наша слабость растает как тень
И наградой за ночи отчаянья
Будет вечный полярный день!
Север, воля, надежда-страна без границ
Снег без грязи-как долгая жизнь без вранья
Воронье нам не выклюет глаз из глазниц
Потому что не водится здесь воронья.... |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Вячеслав
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009 Сообщения: 455 Откуда: Оренбург
|
|
|
|
Сергей, хочу спросить, по случайности вдруг получится. Кто у вас на высотомере был начальник станции? У нас был такой свеловолосый худощавый старшина (потом с/с-кам присвоили прапоров). Так вот наш старшина роты прослужил на НЗ где-то 12-14 лет. Еще к нам прибыл молодой лейтенант Коршунов, сразу стал замполитом. Еще один молодой лейтенант, толи башкир, толи мариец, такого небольшого роста. Вот ведь позабывал все фамилии. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сергей
старший мичман

Зарегистрирован: 06.07.2007 Сообщения: 130 Откуда: Латвия, Елгава
|
|
|
|
У меня начальником станции (ближний ПРВ) был пр-к Ситков Г.И. А на дальней станции (ПРВ) пр-к Вася. Разрази меня гром, фамилию его не помню. Т.к. мы его всегда между собой так и звали - Вася. На втором году моей службы его поставили старшиной роты. А до него старшиной был пр-к: по виду просто зверь. Помню только его крутые усы. Помню, как по нашей молодости, он учил нас правильно проходить мимо офицера и прапорщика. Строевым и с отдачей чести, хотя на нашей точке это как-то не культивировалось. Поговаривали, что иногда старшина учил жизни и в каптёрке, правда, молча, без слов. Тук в репу и солдат сам понимал за что. Сам я под горячую руку ему не попадал, поэтому ничего плохо сказать о нём не могу. Ну что интересно: все старшины (сундуки) с Украины. Не в обиду братьям славянам. Замполитом роты до нас был капитан из Латвии (есть фотка), но мы его застали мало, заменился. Врачом - пр-к Глазунов. Если у нас с тобой разница в восемь лет, то наврятли какие-то офицера были и при тебе и при мне.  |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Вячеслав
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009 Сообщения: 455 Откуда: Оренбург
|
|
|
|
Здравствуйте дорогие лильевцы Андрей Хуповка, Сергей, Akella. Так я и до своих годков доковыляю. Недаром на днях жена принесла из магазина самых простых пончиков. Я просто не помню когда последний раз их ел, наверное все таки на Лилье. На Новый год и какие-то еще праздники, пончики были семейным лильевским блюдом. На фото которое я поместил "Новый 1971", за секунду до щелчка фотоаппарата, пончики еще были. Парни, позвольте вас так называть, лильевские традиоционные пончики при вас пекли?
SR-71 при нас не часто, но были, вроде я его водил. Но хорошо помню водил ракету запущенной с подводной лодки в районе Барецево моря. Несколько засечек при старте, затем в сторону Ямала 2-3-4 засечки- не помню. Насчет помоек, ком. роты строго приказывал мусор уносить вправо от озера и подальше, и всегда давал втык если она приближалась к роте. На ней всегда возились песцы. Да мишки бывало приходили. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сергей
старший мичман

Зарегистрирован: 06.07.2007 Сообщения: 130 Откуда: Латвия, Елгава
|
|
|
|
Привет, Вячеслав. В наше время пончиков, к сожалению, не было. Не баловали нас. Но один раз на какой-то праздник приготовили узбекский плов, до сих пор помню его вкус. Вкусный был, просто супер, а делал его узбек мл.сержант Махамадкулов. Это было единственное, что он умел по службе.  |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Вячеслав
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009 Сообщения: 455 Откуда: Оренбург
|
|
|
|
Насколько я знаю, при нас на НЗ забирали служить это Прибалтика, Ленинград, Москва, Мурманск, Архангельск. Мы были первыми Оренбург, Башкирия. Видимо потом МО решило адаптировать к НЗ южан. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сергей
старший мичман

Зарегистрирован: 06.07.2007 Сообщения: 130 Откуда: Латвия, Елгава
|
|
|
|
За время моей службы он был единственный из южной Азии. По сроку службы он был на пол года старше меня, но на точке он прослужил примерно год. Кем он был по специальности не могу вспомнить, по русски говорил с большим акцентом. Поэтому, наверное был вечным дежурным по роте. У него были очень "тёплые" отношения со старшиной роты - прапорщиком Васей. Однажды старшина в пылу ярости объявил ему губу. А отправить можно только в полк и по навигации, по воде. Прошло пару месяцев и пришло к нам судно. Махамадкулов это дело усёк, завалился на свою кровать и с криком: "На губу не поеду" , схватился двумя руками за спинку. И сколько бы ни старался старшина оторвать его от кровати - нифига. Когда судно отошло, только тогда он с улыбкой встал, мол, как я его... А потом жди следующую ходку моряков. Так и уехал на дембель без губы.
При мне последний призыв в основном был из западной Украины. Ну а там с пониманием были проблемы, хотя ребята были и не плохии. Как там после нас рубежи Родины охраняли? Первое время на душе тревожно было.  |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Алексей МАК
рядовой
Зарегистрирован: 23.12.2008 Сообщения: 274 Откуда: Питер
|
|
|
|
Сергей писал(а): | ... и песцов грязных бегало по лету много. |
В мае 1977 жили 2 песца. Приходим с п-14 говорят, что на валенок поймали двух песцов. Если выйти из роты со стороны кухни слева были глубокие дырки в снегу от горячей воды. Заметили что песцы туда залезли- наступили он зубами в валенок- зашиворот и в роту. Под кроватью показались серыми.Через 2-3 дня пошла вонь еще через пару дней еле выгнали. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сергей
старший мичман

Зарегистрирован: 06.07.2007 Сообщения: 130 Откуда: Латвия, Елгава
|
|
|
|
Аkkela, давай сюда подтягивайся. Как-то здесь конкретней и уютней, и роднее.
Воспоминание о дальней станции.
Только приехали на точку, завели в роту в первый раз. Приказали построиться в спальном помещении (только там и было построение). Стоим, ждем начальников, а тут какой-то ефрейтор (дневальный) так громким шопотом: " Быстро заправили шинели на вешелке". Блин, он один, а нас много и нагло-молодых. Короче, послали мы его куда подальше. Он заправил шинели сам. А ночью поднимают нас с кроватей и послали на дальнюю станцию. Идём и понять не можем. Два часа. И спорим, сейчас день или ночь. Пришли, нам дают ведро и тряпку и успехов вам в помывке полов в дизельной. Так и познакомились с дальней станцией и службой.
От ПУ до станции были вкопаны столбы, зимой здорово помогало. Приехал на точку молодой лейтенант на должность зампотеха. Молодой, здоровый, готов на всё. Вариант задувал уже пару дней, а на дальней станции уже надо было опператоров и поменять. Ротный отправил пару-тройку солдат (и меня в том числе) с оружием и старшим группы зампотеха. Ветер в спину. Пошлёпали. Перед ПУ поднялись как бы на возвышенность, а там порывы ветра посильней. Мы то уже знали какой угол наклона тела надо принимать чтобы не сдуло. А лейтенанту море по колено. И через метров сто так дунуло, что он бедный со всего маху летел метров двадцать и прям в столб. Отскочил от столба как горох от стенки и лежит. Помогли встать, очухался. Ну и сразу понял как надо ходить в вариант. Жизнь быстро научила, ну и мененько спесь сбила.
А еще там был сделан свой турник, дурачились на нем частенько. Летом делать нечего (по второму году службы), так айда на дальнюю, от начальства подальше, да и пофоткаться там легче. Берег моря красивый там был. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сыромятников Борис
младший лейтенант

Зарегистрирован: 14.03.2009 Сообщения: 199 Откуда: Санкт-Петербург
|
|
|
|
Здравия желаю, "земляки"!
Душевно рад, что нашел товарищей с Лилье!
Вячеслав, наверное, помнит: инженер-лейтенант Борис Сыромятников ("двухгодичник"), начальник смены 1РЛ-113-2 ("дальняя" П-14, изделие "Лена") в расчете капитана Скавронского. Сентябрь 1971 - сентябрь 1973-го.
Прошу "поставить на довольствие" на ветке. Освоюсь, будет чего вспомнить. И выложить. Попробую и лейтенанта Рому Линкуса (П-35, 1972-1974) подтянуть.
Всего самого доброго землякам.
До связи. Борис. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
AKELLA
старшина 2 статьи

Зарегистрирован: 11.03.2009 Сообщения: 37
|
|
|
|
Всем привет! Я тут вспомнил северных оленей,они летом часто появлялись в тундре. Один раз офицеры подстрелили одного,потом ели котлеты,ничего,вкусно. Только не помню как они называются,олени. Укого нибудь было что подобное? |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сергей
старший мичман

Зарегистрирован: 06.07.2007 Сообщения: 130 Откуда: Латвия, Елгава
|
|
|
|
Здорово, что нас лильевцев на форуме прибыло! Очень ждём воспоминаний.
Теперь понятно, почему П-14 называли "Лена". Для меня это вновь, при мне такого названия не употребляли.
Аккела, вроде бы олени так и назывались - "новоземельские". Мы тоже стреляли, но всего лишь один раз. Мясо довольно жесткое, но если добавить свинину, то котлеты вкусные были.  |
|
Вернуться к началу |
|
 |
AKELLA
старшина 2 статьи

Зарегистрирован: 11.03.2009 Сообщения: 37
|
|
|
|
Сергей! Прапощика Васю помню,при мне он там был с женой, она тогда была беременная,числилась то ли пекарем или еще кем то,но олени как то по другому назывались. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сыромятников Борис
младший лейтенант

Зарегистрирован: 14.03.2009 Сообщения: 199 Откуда: Санкт-Петербург
|
|
|
|
Вячеслав писал(а): | Сергей, хочу спросить, по случайности вдруг получится. Кто у вас на высотомере был начальник станции? У нас был такой свеловолосый худощавый старшина (потом с/с-кам присвоили прапоров). Так вот наш старшина роты прослужил на НЗ где-то 12-14 лет. Еще к нам прибыл молодой лейтенант Коршунов, сразу стал замполитом. Еще один молодой лейтенант, толи башкир, толи мариец, такого небольшого роста. Вот ведь позабывал все фамилии. |
Вячеслав, сверимся?
Начальником ПРВ-10 был Воржевитин, Владимир (родом из Питера)?
Старшиной роты - Кердивар?
Л-т Борис Коршунов (из Минска, кажется) точно, сразу замполитом стал (папа у них был в генералах).
А начальником П-12-ой - лейтенант Валька Ахтариев.
"Дальней" П-14 (1РЛ-113-2) командовал к-н Скавронский. "Ближняя" П-14 (1РЛ-113-1) вскоре сгорела под командованием к-на Гольтваницы. Начальником смены на П-35-ой был ст. л-т Шолуха Александр.
Меня, грешного, где-то уже в октябре 1971-го одним из последних катеров на Лилье забросили (к Скавронскому, начальником смены). Вместе с новым командиром роты капитаном Дзюбой Р.Д. Он заменял снятого за дедовщину предыдущего - к-на Штерна, кажется. Почти сразу (не тем же ли катером) в "Режим" отвезли трех "дедов" из роты. (Они получили от 3 до 5 лет дисбата на Кельдине - приказ нам потом зачитывали). Так что "атмосфера" на "36-й точке" (она же - "791-я ОРЛР") в то время была та еще ... . Но к новому, 1972-му году, все понемногу устаканилось.
Кстати, потом, вернувшись в Ленинград, прочел в "Топонимике морей Советского Севера" примерно (по памяти) следующее: "Мыс Лилье (широта, долгота и т.п., ... ) назван офицерами винтового(!) транспорта "Самоед", проводившего (1898 г.?) съемку в районе пролива Междушарский, в день рождения командира судна ст. л-та Лилье в его честь".
Всего доброго землякам!
БДС. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Вячеслав
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009 Сообщения: 455 Откуда: Оренбург
|
|
|
|
Здравствуй Борис, очень рад встрече! Где-то до осени 1971 я был оператором в подчинении капитана Скавронского, потом меня перевели ком. отделения на П-12 к вновь прибывшему лейтенанту Ахтариеву, культурный человек. На П-14 оставались Варичев, дизелист Киселев (пишу, кого помню). Со мной на П-12 был мой земляк Николай Татаринцев. Как мы тушили ближнею горящую П-14, я уже писал. Потом над пепелищем на низкой высоте с ревом проносились толи Миги толи Сушки. В войнушку летчики видимо играли. Но зрелище было не очень приятное, то и смотри, шапку снесут. Вроде при нас не было названия (ближняя, дальняя) а называли первая, вторая. Со ст. л-том Шолуха Александр я под дембель, разрисовывали офицерскую столовую. Да, с приходом усатого капитана Дзюбы отношения к солдатам изменились. Просто бывшему ком. роты не повезло с накопившимся обстоятельствами которые создавались годами на нашей точке. А вот бывший старшина был просто зверюга. Наверное, его характер, помог в его дальнейшей жизни, а особенно во взаимоотношениях с родственниками. Л-т Коршунов живой подвижный замполит. Вроде его отец был главным редактором журнала “Военный коммунист”. Да, начальником ПРВ-10 был прапорщик Воржевитин. Старшину роты прапорщика Кердивара мы между собой называли дядюшка Пьер. Ему до пенсии оставалось что-то очень мало. Гольтваницу должен, но почему-то не помню. Да если бы не ты, то я и фамилии некоторых забыл.
Вот наш призыв- Сатин, Будиловский, Конихин, Смирнов, Чинакаев, Чанкаев, Бектемиров, Кисилев, Ховрин. Господи как нас было мало. Кстати Будиловский и Чинакаев были из Ленинграда.
Борис, если есть фото, выкладывай. Я все что есть выложил. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сыромятников Борис
младший лейтенант

Зарегистрирован: 14.03.2009 Сообщения: 199 Откуда: Санкт-Петербург
|
|
|
|
Привет, Владислав!
1 «Зашевелился» я еще до этого твоего поста (ему рад душевно и по нему продолжу позднее): оказалось, что у меня сохранилось немало чего от зимовок на Лилье - нашел и фотографии и даже дневничок свой "секретный", в записной книжечке, где что-то записывал микроскопическими буковками (все время в кармане гимнастерки держал, от глаз нескромных и политически заостренных). Должно быть, еще где-то в загашниках должны быть «материалы» - найду и выложу. А пока начал сканить уже найденное.
Просьба к тебе: скинь мне (в "личку" или как?) подробную пошаговую инструкцию, как проще выкладывать изображения сюда, в посты (с другими форумами проблем не было, а здесь - не владею).
2 Нашел-таки свои краткие выписки из "Топонимики морей Советской Арктики" (Л-д, 1972 г.), и уточняю-дополняю:
- О "Гусиной Земле", часть которой - м. Лилье: «она сначала называлась "Земля Гуно Виллоуби" (1553 г.)».
Это я записал оттого, что однажды в лагуне, когда ездили в нее за дровами для пекарни, нашел, среди прочих "интересностей", остатки (бушприт и пару шпангоутов) какого явно «древнего» корабля… .
- О мысе Лилье там было – «Западный входной мыс губы Белушья в проливе Костин Шар. Назвали в июле 1896 г. офицеры винтового транспорта «Самоед», производившие съемку и промер губы Белушья, в честь командира транспорта, капитана 2-го ранга Владимира Александровича Лилье (р. 1895), впоследствие – вице-адмирала».
- И еще интересно было про точку «Черная» - отчего она так названа (не по испытаниям ядерным же!). Так про нее там же: «Черная – губа на Ю.З. В середине XVII в. здесь жила старообрядческая семья Пайкачовы. Однажды весной пришел промышленник Харкай и видит: «лежат все Пайкачи бездыханные в белых смертных саванах, а сами черные, как уголья» - так рассказал Откупщиков». Вот от этого, поразившего впечатления, - ее и обозвали – «Черной».
В наше время опасности цынги уже почти не было. Помню, что в столовой на столы выставляли распечатанные банки с поливитаминами. В «народе» даже «шлюхи» бродили, что это командир с замполитом «специально, чтоб о женщинах не думали». Это, конечно, ерунда была. Но, … долго без солнца, на талой воде… . По весне, на берегу, мне жрать по-собачьи выброшенные морем водоросли хотелось, йодом голову кружащие… . Их там штормом валы выше роста наваливало. Ребята в них как на батуте кувыркались … .
О гусях с Гусиной Земли, к столу общему, – отдельная песня. Пропою позже… .
3 Кстати, среди фотографий нашел и несколько снимков самых крайних обрывов у «П-14-второй» (Ты прав, в наше время «ближней» и «дальней» в обиходе не было). И возле «Лота». Так, если память не изменяет, «обзывали» по связи зимовку наших соседей-моряков, по названию их РЛС, кажется. На дежурстве часто звонили им: «Лот, дай погоду!». Это и «для жизни», и чтоб скорость вращения антенн П-14 ограничить (4 или 2 оборота в минуту, 6 – только по боеголовкам) и поволоку на них не порвать… .
У моряков тогда лейтенант Синица был командиром. Навещал нашего в санях, запряженных его «боевой подругой» - «Чайкой». Она, говорили, была единственной лошадью на всю НЗ.
Прервусь пока. До связи!
БДС. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Вячеслав
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009 Сообщения: 455 Откуда: Оренбург
|
|
|
|
Здравствуй Борис. SR-71 мы как раз то водили. В мою смену раза два это точно. Вот только не помню то ли со стороны Норвегии, потом между НЗ и ЗФИ и на север, толи наоборот. Да что там SR-71. Водили старт ракеты с подводной лодки в районе Баренцево моря, через НЗ в сторону Ямала. Во время подъема на полетную орбиту было допустим 3 засечки и потом за пределы экрана допустим 2-3 засечки точно просто не помню. С каким масштабом работали, тоже не помню.
Почему то в памяти сохранилось в том, что просил выдавать на другом масштабе - не разрешили. Вели другие точки, там где ракета была в полной рукавице. А этих RC-(не помню не фига 135,131, 137) было однажды одновременно 5 или 6 одновременно. И Б-52 тоже были, от них отметка как пиявка. Все это было когда я был на П-14. Эти паразиты особенно досаждали на советские праздники. Может с моей стороны предвзято, но нам тогда казалось что лильевцы за всех отдуваются. Был момент, когда я не сомкнул глаз более 3 суток. Да еще вот разведчики шары-зонды, эти достаточно часто. А вот когда Брежнев встречался с Никсоном во Владивостоке, эти несколько дней были полный кайф, ни одного разведчика. Вот и получалось, чем больше разведчиков, тем меньше мы спали. Считай я год спал 2-3 часа в сутки. С одной стороны американцы, с другой наш старшина. Едрит и ангидрит. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сыромятников Борис
младший лейтенант

Зарегистрирован: 14.03.2009 Сообщения: 199 Откуда: Санкт-Петербург
|
|
|
|
Здравствуй, Вячеслав!
Николая Татаринцева хорошо помню – крепкий мужчина был. По сравнению с Ахтариевым. И он, кажется, по тревоге ствол с казенником из оружейки к ЗПУ-52 таскал … (Ты извини, что фамилии твоей не помню. В лицо, по фото – да).
А к матушке Чинакаева я в отпуске в Питере заходил (он переживал за нее отчего-то).
Будиловского я в нашем расчете застал.
Лильевцы (прав ты) и точно, за многих отдувались (близко от КП полка, и связь кабелем – управлять удобно). Оттого часто и вне графика гоняли, если чего. Припоминаю, что так гоняли, что чуть не загоняли временами. (Как Сквронского на учебу отправили – и мне досталось по полной. Тогда у же «комплекс» был: 14-я и ПРВ. Дважды трое суток не спал, думал – опсихею). График, потом «Стена». А однажды за ними и «обеспечение пусков». Это особенно запомнилось (я тогда на «циркулярной гарнитуре» на станции был, протащили ее туда с ПУ, много забавного слышал). По пускам (а пускали ракеты откуда-то из-под Кузбасса), мы антенну «закачивали», к зениту «поближе». И – на 6 оборотов в минуту. Она тогда со свистом шла, в безветрие. Тогда и увидел ионизационные следы от разделяющихся боеголовок, когда они из «спейса» посыпались… . Засечки по ним давали и прямо на индикаторе ИКО тушью метили. Чтоб по ним сразу поднявшиеся «вертушки» наводить. Те искали их в тундре где-то за Рогачовым, эти болванки… .
За «шары» супостатские - запомнилось очень. Я в ту ночь ОДПУ был. Работала П-12-я. Вдруг Ваня (и его фамилию не запомнил, блин старый!) начинает «выдавать» - гусей стаю, так подумал. Ну, ползет едва-едва. Я ее «наверх» и выдавать не стал, хоть и «не отвечает» (на планшет все-таки засечки наносить задал – что и спасло ситуацию потом). А Ваня настаивает… . Минут через десять он сам в ПУ ввалился. И уговаривает, что не гуси это, и не сияние, и не помеха хитрая. Я для начала на «Лоте» погоду запросил (его идея светлая была!) – оказалось, что отметка по ветру «идет». Тут уж ПРВ крутанул – и точно! Висит гадость какая-то, по ветру к Родине ее тащит! Стали «наверх» выдавать, о оттуда мат сплошной (разбудили начальников), с обещанием кар мне запредельных, «7»-ке, «двухгадючнику» непотребному. (Признаюсь, страшновато было). Я тогда и тревогу по роте дал. По ней и мыс Морозова подняли, и летунов. Этих я сначала немного наводил («Лазурь» запустили - ею фершал наш правил), потом меня мои отцы-командиры спать отправили. Ване по этому случаю – 10 дней отпуска (не считая дороги). А меня, спасибо, - не наказали: эти десять минут, что в затылке чесал, боком очень реально выйти могли. Такие вот воспоминания о «шарике». Потом, через годе, еще один был. Его видел на экране, как летуны долбали: заход, очередь, – а он только метров на двести «просядет» и дальше плывет. Объясняли потом, что он из сотен ячеек. Говорят, что в полк притащили его гондолу. Но я не видел.
А фотографий я с Лилье больше 30-ти нашел, и вчерне отсканил. Только вот первая попытка выложить что-то – не выгорела. Ну да ничего, забодаем!
Всего доброго всем «землякам».
До связи!
БДС. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
AKELLA
старшина 2 статьи

Зарегистрирован: 11.03.2009 Сообщения: 37
|
|
|
|
Здравствуйте Новоземельцы! Пуски ракет я тоже помню,регулярно их запускали. Вспомнил еще одну деталь,в первые пол года моей службы, цели на экране выдавали в системе координат "азимут-дальность" а потом перешли на квадраты, очень хорошо помню как сам рисовал их на экране,и масштаб установили максимальный,кажется 1200. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сыромятников Борис
младший лейтенант

Зарегистрирован: 14.03.2009 Сообщения: 199 Откуда: Санкт-Петербург
|
|
|
|
Привет, Сергей!
Вся стена узкого прохода на ПУ от тамбура, где были фильтровентиляционные установки и маленькая кочегарка, до аппаратного помещения со стойками была увешана «планшетами» с ТТД «супостатов» (по памяти:): их разведовательные спутники, «Совы» (В-52, SR-ы, «Корсары», …), инструкциями по действиям по сигналу «Стена», по дозиметрической разведке, схемы «их» налетов (типа «Большое копье») и схемами из разных карт Северного ТВД.
Кстати, у меня сохранилась не очень подробная карта НЗ (подробная, с каждой лужей в округе, была только у командира в сейфе – что правильно). «Моя», хоть и «грубая», интересна тем, что на ней обозначены «избы»: разного рода строения, землянки и укрытия для «путешественников», в которых можно было укрыться от непогоды и пережить ее. В таких «избах» каждый оставлял немного продуктов, спички и прочие припасы на всякий снежно-голодный случай.
Ниже один из фрагментов этой карты, на котором обозначена ближайшая к м. Лилье старая «изба» - на мысе Гусином (полуострова Гусиная-же Земля):
В мое время (1971-1973) она была еще почти в полном порядке, и мы, когда доходили до нее, старались ее «поддерживать»: чистили, затаскивали запас дров, обновляли запас консервов… . Все это – негласно, но с молчаливого согласия отцов-командиров, которые на второй год уже понимали, что такое «нарушение» может при неблагоприятном «случае» (не «землякам» объяснять, как часто они могли взять любого за горло!) спасти кому-то из нас же жизнь. На фото ниже – эта «изба»-землянка на мысу Гусином:
(Тут меня, приуставшего после долгого перехода и «ремонтно-восстановительных работ» и «щелкнул» товарищ. Длину перехода можно представить-заценить по карте. А мы еще и дальше по бережку, отдохнув и заправившись, «прогулялись». Километров на пять. Благо солнышко не заходило уже совсем, и погода была сказочная).
Слажена эта «Изба»-землянка была по-северному «профессионально», насколько могу и теперь судить: обратите внимание на высоту металлической трубы и конструкцию входа-лаза - сверху, не говоря уже о грамотной положении ее на сопочке и ориентацию по направлению (точнее – против) господствующих ветров. Внутри и нары были. А крышку лаза и «мишкам» голодным отколупать не выгорало…
После каждого такого посещения мы докладывали «отцу» об «обстановке» вокруг нее, ее изменениях: не было ли «посторонних», «высадка» которых в укромных местах считалась вполне вероятной. С самыми «высокими» и «дружелюбными» целями. Даже учения по таким «случаям», помнится, проводились. Здесь же хочу сказать, что командира нашего, Ростислава Дмитриевича, мы все со временем честно зауважали. По-человечески.
К этому добавлю, что одну или две «коробки» от списанных станций мы оттащили как-то по весне от роты подале в тундру – они стали тоже, вроде «избами». Только вот нанесены ли они были на какие-то карты – этого знать мне (нам) было не положено. Но по поводу одной такой коробки, которую мы называли «живой» (с нее только все блоки «хитрые» были сняты и сданы куда следует), пропою как-нибудь в следующий раз… .
(Акелла - точно, по пускам масштаб был "1200"!)
Сердечный привет всем «землякам»!
До связи.
БДС. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Вячеслав
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009 Сообщения: 455 Откуда: Оренбург
|
|
|
|
Ай да фотки, я прямо в ностальгический ступор впал. Давай Борис все до одной. Насчет разрисовки экрана на квадраты. Мы дальность выдавали с точностью 2 км при 10 км отметках дальности. Чтобы выдавать желаемую точность, надо начертить столько квадратов, что за ними не будет видать самой цели. Не понятно.
Борис, на П-12 Ваня, это парень невысокого роста, так?
Сергей, плакаты на входе казармы- один типа "Вперед к коммунизму" а вот второй, мое произведение искуства. Холст сшит из обычных мешков. Краски- кузбас лак, половая краска, красная ацетоновая и немного белил. Чтобы получить другие цвета, ведь смешивал как то.
Последний раз редактировалось: Вячеслав (Ср Мар 18, 2009 18:19), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Сыромятников Борис
младший лейтенант

Зарегистрирован: 14.03.2009 Сообщения: 199 Откуда: Санкт-Петербург
|
|
|
|
Так, Вячеслав. Совсем невысокого. Веселый такой паренек был. И очень "взрослый" при этом. Обстоятельный. Сирота, по-моему.
Далнейшие фото - за мной (не заржавеют). Немного погодя... . Разобраться с ними надо. А то кучей - несерьезно.
Сейчас еще одну только вложу - себя, любимого. Это меня Володя Прахновский, "мой" дизелист, у нашей ДЭС П-14-2-й щелкнул. (Прохладно было...):
А 10-км кольца ("100-км" масштаб) - этот при "облетах", кажется, устанавливали. И по низколетящим над морем. Их совсем недолго видно было, пока в "воронку" не попадут ... . "По графику" всегда "400 км" был. Иногда "сову" засекали и на 420 км."С самого краешка". Если шла эшелоном "10" и все железо было в наилучшем порядке. А если ближе 380-360-ти - значит начальнику смены (мне то есть) фитиль был заслуженный положен... .
Всего доброго землякам!
До связи!
Последний раз редактировалось: Сыромятников Борис (Вс Апр 06, 2014 11:05), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Вячеслав
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009 Сообщения: 455 Откуда: Оренбург
|
|
|
|
Борис, 10км отметки дальности они при всех масштабах, каждая 5-ая жирнее 10км-х, каждая 10-я жирнее 5-х. А вопрос я Акелле задаю. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
AKELLA
старшина 2 статьи

Зарегистрирован: 11.03.2009 Сообщения: 37
|
|
|
|
Вечеслав! Насколько я помню,квадраты были разбиты на "часы",поэтому точность была приемлемая,хотя в азимутах конечно точнее, но не я это придумал. Скорее всего это было сделано для удобства передачи данных, ведь они по цепочки передовались на главный пульт ПВО СССР. Вспомнил один случай из своей жизни оператора дальней П14, появляется отметка среди местников,как вертолетная,но почти не двигается,растояние несколько км. На запрос не отвечает. Сообщаю на ПУ, начинаю выдавать данные, отметка все таки двигается, но очень медленно. Команда фотографируй, фотографирую,на шар говорю не похожа,очень четкая. Через несколько минут вижу вертолет, летит прямо на станцию. Пролетел еще несколько км. развернулся над морем,и обратно. Из КП отбой, говорят бысто проявляй пленку ГТС из Белушки уже вышла. Оказалась эта была подводная лодка. Утром на разводе была обьявлена благодарность. Как я думаю, отцы командиры тоже были отмечены,ведь вся информация шла на главный планшет ПВО. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Вячеслав
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009 Сообщения: 455 Откуда: Оренбург
|
|
|
|
Николай Татаринцев может отзовется. Как то мы толи меняли, толи устанавливали новый дизель на П-12. Дизели обшитые досками стояли недалеко от станции. Мы, это где-то человек шесть, разбортовали один дизель, оставили его на полозьях и потащили к кунгу. Ташим потащим, продвигаемся понемногу. Тут проходит мимо Николай, мы ему помоги мол. Запрягли его впереди, сами по бокам. Я даже не успел за дизель взятся как он резво поехал. Думаю ладно уж, хоть руку положу на дизель. Через некоторое время замечаю у остальных пяти такое же настроение, только дизель едет и впереди спина Николая. Прошли так это хорошо, пока Николай нас не раскусип. Бросил веревку со словами "Сами тащите". Пришлось дальше тащить самим.
Когда Николай был молодым воином, он один из молодых не застегивал ворот гимнастерки. Для старшины это было как красная тряпка.... об этом потом. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Вячеслав
капитан


Зарегистрирован: 08.01.2009 Сообщения: 455 Откуда: Оренбург
|
|
|
|
Акелла вот это класс, корабли надводные я брал и то только по запросчику. А со мной такой случай. Знаю где вертолетная площадка в Рогачево, как взлетают вертолеты в ту или иную погоду, какой будет разворот при взлете. Знаю что не все летчики дисциплинировано меняют вовремя коды запросчика. Взлетает вертолет, обыденный разворот и идет обычный облет, почти всегда по одному курсу. Но ведь не отвечает же. Ну думаю паразит буду давать как есть, до конца. Конечно сомнения появились почти сразу, но упрямство проучить летчика пересилило. А ведь были случаи выручали их- есть ответ-нет ответа, звонок туда, звонок сюда- все,все, есть ответ- наверно что-то с запросчиком. Вообщем я довыдавался, пока совсем не стало понятно, что это гуси. Но ведь как летели, ну настоящий вертолет. Разбор полета был на кухне. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
©   Автор логотипа форума - Нина Кузьмина
|