Company Logo

Реклама

.....

Читайте еще

Союзные конвои с Новой Земли

4-го июля 1942 г. в Баренцевом море, в районе к югу от острова Надежды, союзный конвой PQ-17, следовавший в Архангельск, получил приказ английского адмиралтейства рассредоточиться. Крейсера и эсминцы, сопровождавшие конвой, на полной скорости ушли на запад для поддержки британских линейных кораблей в связи с предполагаемым выходом из норвежских фиордов германской эскадры во главе с линкором "Тирпицем". Покинули свое место в ордере конвоя и 15 небольших кораблей эскорта. Транспорты рассыпавшегося конвоя, преследуемые подводными лодками и самолетами противника, направились самостоятельно к берегам Новой Земли и в Белое море.

Семнадцать из них в период 5--8 июля были потоплены, часть достигла Новой Земли, два - советский транспорт "Донбасс" под командованием капитана М. И. Павлова и американский транспорт "Беллингэм" (капитан Мортснсен) --героически прорвались в Белое море, отразив вражеские атаки. Эфир в эти дни был заполнен призывами о помощи.

 

Весьма ограниченным силам Северного флота и Беломорской военной флотилии вместо усиления и прикрытия конвоя PQ-17 в своей зоне пришлось заняться длительными поисками уцелевших транспортов и шлюпок с людьми, рассеянных на обширных просторах Баренцева моря. Самолеты ГСТ, Пе-3, СБ и несколько эсминцев Северного флота, английские корветы, базировавшиеся на Севере нашей страны, прочесывали Баренцево море, встречали подходившие транспорты и корабли охранения, устанавливали места укрытий судов в безлюдных бухтах Новой Земли. На поиски судов и потерпевших крушение людей к Новой Земле были посланы зверобойный бот "Мурманец", тральщик "ТЩ-38", минный заградитель "Мурман", гидросамолеты. В штаб флота начали поступать донесения о местоположении судов рассыпавшегося конвоя. 7-го июля у побережья Новой Земли находилась большая часть уцелевших транспортов и английских эскортных кораблей. За 76-й параллелью, в Русской Гавани, укрылся тяжело поврежденный советский танкер "Азербайджан", приведенный туда капитаном В. Н. Изотовым; в проливе Маточкин Шар возле береговой артиллерийской батареи БВФ собралось пять союзных транспортов и одиннадцать небольших английских кораблей охранения; в бухте Кармакулы укрылся английский транспорт "Эмпайр Тайд", в губе Литке сел на мель американский транспорт "Уинстон Сэйлем". Деморализованный экипаж американского транспорта вывел из строя орудия, затопил арт-погреб и съехал на берег.


В эти дни операция по проводке конвоя "PQ-17" вступила в свою завершающую стадию: перевод уцелевших судов с Новой Земли в Архангельск и спасение экипажей потопленных судов. Задача эта была далеко не простая, учитывая, что предстояло преодолеть более 800 миль пути, на котором активно действовали силы противника. Командование Северного флота намеревалось принять все возможные меры для обеспечения безопасности судов на переходе в Архангельск.


Переход первого конвоя с Новой Земли был организован коммодором конвоя "PQ-17" Дж. Даудингом, спасшимся с потопленного транспорта "Ривер Афтон", и командиром корабля ПВО "Паломарис" кептэ-ном Джонси, находившимися в Маточкином Шаре. Опасаясь нападения немецких подводных кораблей, они решили выйти в Архангельск, не ожидая подхода советского эскорта. В Ю часов утра 7 июля на борту "Паломариса" состоялась конференция командиров кораблей охранения и капитанов судов, сточвших в проливе Маточкин Шар. Был согласован походный ордер, установлены сигналы, намечены курсы следования конвоя с расчетом пройти остров Колгуев с востока. На переходе конвой предполагалось усилить кораблями Северного флота. В 17 часов того же дня два корабля ПВО, три корвета, три тральщика, три вооруженных траулера, одно спасательное судно и четыре транспорта ("Оушн Фридом", "Эль Капитан", "Хузиср", "Самуэль Чейз") вышли из Маточкина Шара и, прижимаясь к берегам Новой Земли, пошли на юг. Ночью конвой шел в тумане, а днем, столкнувшись c полосой тяжелого льда и побоявшись форсировать ее, корабли и суда повернули на запад, некоторые из них отстали. Это решение снова затруднило поддержку конвоя силами Северного флота. 

 

9-го июля корвет "Ла Малоне" подобрал две шлюпки с людьми с потопленного американского транспорта "Джон Уайтерспун", а другой корвет--"Лотос"--спас 23 человека с транспорта "Пан Атлантик"1. От спасенных моряков узнали, что в этом районе действуют не менее четырех немецких подводных лодок. Вскоре одну из них "Лотос" обнаружил и безуспешно пытался преследовать. Позже стало известно, что субмарина "У-457" успела донести об обнаружении конвоя своему командованию, которое немедленно послало для уничтожения транспортов авиацию с аэродрома Банак. 

 

В ночь на 10 июля (ночи в это время на Севере стоят светлые) до 30--40 бомбардировщиков нанесли по конвою несколько ударов, сбрасывая бомбы с большой высоты, чтобы уменьшить эффективность зенитного огня. Корабли охранения в течение четырех часов мужественно отражали атаки, особенно отличилось спасательное судно "За-малек" под командованием Морриса. Однако от близких разрывов транспорты "Хузиер" и "Эль Капитан" были выведены из строя. Руководствуясь инструкцией адмиралтейства, корабли охранения сняли экипажи и подожгли суда снарядами. Вскоре торпеды немецких подводных лодок "У-251" и "У-376" довершили гибель поврежденных транспортов2.


В то время, как конвой Даудинга-Джонси шел с Новой Земли, советские эсминцы "Гремящий", "Сокрушительный", "Грозный", "В. Куйбышев", посланные для поиска и сопровождения союзных транспортов, в течение суток, не зная об изменении конвоем маршрута, безуспешно искали встречи с ним и в момент воздушных атак на конвой находились в районе мыса Канин Нос, в 60 милях на юго-восток от конвоя. На эсминцы в эти часы тоже было совершено нападение авиации противника и два из них получили некоторые повреждения, зато "В. Куйбышев" сбил один бомбардировщик3.


Через полчаса после авиационного налета советские гидросамолеты МБР-2 обнаружили союзный конвой на подходах к Иоканьге, но связаться с ним не могли из-за несоответствия документов по связи. В 10 часов 30 минут 10 июля корабли и суда конвоя бросили якорь в Иоканьгской бухте и вскоре вместе с присоединившимся к ним советским СКР "Гроза" вышли в Архангельск.

 

Около полудня 10 июля большая группа "юнкерсов" снова пыталась атаковать суда конвоя в районе мыса Святой Нос, но ее, наконец, перехватили истребители Пе-3 95-го авиаполка, вылетевшие на прикрытие конвоя с аэродрома Поной. В ходе воздушного боя три Ю-88 были сбиты летчиками К. В. Володиным, А. Н. Сучковым и А. С. Рудаковым, еще три бомбардировщика--повреждены, остальные--рассеяны. Потери противника позже были подтверждены военнопленными немецкими моряками4. 11 июля транспорты "Оушн Фридом" и "Самуэль Чейз" с военными грузами и корабли охранения прибыли в Архангельск.


Таким образом, первый опыт проводки судов разгромленного конвоя PQ-17 с Новой Земли показал, что противник намерен решительно не пропустить транспорты с грузами в Архангельск и перенацелил часть своих сил для действий на подходах к Белому морю. Между тем на Новой Земле, по донесениям наших разведывательных самолетов, полярных станций и береговой батареи, находилось семь транспортов, так как 9 июля в пролив Маточкин Шар подошли еще три американских транспорта в сопровождении английского вооруженного траулера "Айршир" под командованием лейтенанта Грэдуэлла, скрывавшиеся несколько дней во льдах. 

 

К этому времени на Новую Землю, пробравшись по ледовым разводьям восточнее Колгуева, прибыли первые советские корабли: минзаг "Мурман", тральщик "ТЩ-38", мотобот "Мурманец". Первый и* них пошел в Русскую Гавань, два других обследовали бухты южного острова Новой Земли.


Организацию и обеспечение перевода оставшихся транспортов в Архангельск командование Северного флота возложило на Беломорскую военную флотилию. Совместно с Британской миссией на Севере-командующий флотилией вице-адмирал Г. А. Степанов решил послать на Новую Землю группу советских и английских боевых кораблей, а командование конвоем поручил офицеру штаба Беломорской флотилии капитану 2 ранга И. Ф. Котцову, опытному гидрографу и ледовому капитану, бывшему командиру гидрографического судна-"Мурман", награжденному в свое время орденом Ленина за участие в спасении папанинцев. Вместе с ним направлялся коммодор конвоя PQ-17 Дж. Даудинг и переводчик штаба БВФ капитан-лейтенант-А. Б. Каминский. Для охранения транспортов на наиболее опасном участке от острова Колгуев до горла Белого моря конвой предполагалось усилить советскими эскадренными миноносцами, а с воздуха должно было осуществляться авиационное прикрытие и вестись поиск подводных лодок. Советские и английские тральщики проводили траление фарватеров в Белом море.


16 июля из Иоканьги вышли тральщики Беломорской флотилии "ТЩ-31", 32, 37, 53 типа "РТ" (переоборудованные рыболовные траулеры) во главе с командиром дивизиона капитан-лейтенантом Л. И. Кукором. Их главной задачей было снять с мели транспорт "Уинсток Сэйлем" и отконвоировать в губу Белушья, где назначался пункт сбора всех судов. В помощь тральщикам начальник штаба Северного флота вскоре направил и пароход Северного пароходства "Диксон" (капитан О. 3. Филатов), следовавший в Нарьян-Мар5, Съемка американского судна происходила в сложных погодных условиях, в необследованной в навигационном отношении бухте.


Одновременно с тральщиками из Архангельска на Новую Землю вышли три английских корвета "Лотос", "Поппи", "Ла Малоне", на борту которых находились И. Ф. Котцов, А. Б. Каминский и Дж. Даудинг. По прибытии к Новой Земле утром 19 июля корабли зашли сначала в губу Белушью, где к тому времени находился советский пароход "Рошаль", занимавшийся промыслами; на нем находились 12 иностранных моряков с потопленного транспорта "Олопана". Затем корветы зашли в губу Литке, где Котцов и Даудинг ознакомились с ходом работ по съемке с мели "Уинстона Сейлема", а поздно вечером 19 июля прибыли в бухту Бол. Кармакулы, где стоял транспорт "Эмпайр Тайд". На нем помимо своего экипажа, находилось 130 человек с нескольких потопленных транспортов. Они были доставлены на транспорт из разных бухт Новой Земли мотоботом "Мурманец". Передав приказание капитану судна быть готовым к следованию в Архангельск, Котцов и Даудинг пошли в Маточкин Шар, где в бухте Журавлева стояли иностранные транспорты "Трубэдуэр", "Бенджамен Хэррисон", "Сильвер Сод", "Айронклэд", английский траулер "Айршир" и советские корабли: минный заградитель "Мурман", тральщик ТЩ-38 и танкер "Азербайджан", приведенный сюда "Мурманом" из Русской Гавани6.


Восемь часов заняло составление плана и инструкций по переходу конвоя в Архангельск, сбор провизии для спасенных иностранных моряков и инструктаж командиров и капитанов. В 17 часов 15 минут 20 июля конвой вышел из Маточкина Шара и двумя колоннами пошел на юг. Командир конвоя капитан 2 ранга И. Ф. Котцов и Дж. Даудинг шли в голове конвоя на минзаге "Мурман", которым командовал капи-тан 3 ранга В. В. Похмельное. Все транспорты шли ближе к берегу, а корабли охранения прикрывали их со стороны моря. В 4 часа 30 минут 21 июля к ним присоединился транспорт "Эмпайр Тайд", и теперь в со-аве конвоя было 6 транспортов и 6 кораблей охранения. Транспорт "Уинстон Сэйлем" к этому времени снять с мели не удалось, и он в состав этого конвоя не вошел. 

Курсы конвоя были проложены вблизи берегов Новой Земли, затем; через разреженные льды восточнее острова Колгуев, чтобы максимально уменьшить вероятность встречи с самолетами и подводными лодками врага, караулившими суда у кромки льда на подходе к Белому морю.


В районе к югу от острова Колгуев охранение было усилено эсминцами "Урицкий" и "В. Куйбышев", четырьмя английскими тральщиками и кораблем ПВО "Позарика", а от мыса Канин Нос над конвоем барражировали истребители. Густой туман и правильный выбор маршрута помогли успешно реализовать план перехода конвоя, правда, выявилась и трудность совместного плавания в тумане советских и> английских кораблей из-за различия в туманных сигналах7. 24 июля конвой без потерь пришел в Архангельск. При этом, как отметил коммодор Дж. Даудинг, на траулере "Айршир" загрузили в топку последний остаток угля8.


Съемка с мели транспорта "Уинстон Сэйлем" грузоподъемностью 6200 т продолжалась еще несколько дней. Участвовали в ней только советские моряки, так как американская команда работать отказалась и сидела на берегу. С американского транспорта перегрузили на пароход "Диксон" 300 тонн грузов, и через некоторое время, порвав несколько раз буксирные концы, тральщики и советский пароход стащили наконец американца с мели. Во время изнурительной многочасовой работы наши корабли сами несколько раз садились на грунт.


22 июля в 20 часов последний союзный конвой с Новой Земли в составе советского и американского транспортов в охранении четырех советских тральщиков вышел из губы Литке и, зайдя ненадолго в бухту Белушью, направился в Архангельск, куда прибыл 28 июля.


Незапланированная проводка союзных транспортов с Новой Земли в Архангельск в июле 1942 г., на заключительном этапе конвойной операции PQ-17, явилась серьезной проверкой организации совместных действий советских и английских кораблей и транспортов на Севере нашей страны. Несмотря на ряд недостатков, в целом задача была решена успешно. Из одиннадцати транспортов, вышедших! с Новой Земли в Архангельск, девять были доведены до места назначения со всеми грузами, в том числе 7--под руководством советских офицеров. Потеря двух транспортов первой группы конвоя уже на подходах к Иоканьгс явилась следствием недостатков в оперативном и тактическом взаимодействии между английскими кораблями и силами Северного флота, прежде всего сказалось необоснованное изменение машрута движения конвоя и запоздалая информация об этом советского командования. По этой причине четыре советских эскадренных миноносца сожгли топливо в бесплодных поисках конвоя и не участвовали в эскортировании 'транспортов на самом ответственном участке перехода. Слабым местом оказалась воздушная разведка советскими и английскими самолетами. Противник лучше знал местоположение конвоя, нежели советское и английское командование в Полярном и Архангельске. По этой причине и из-за неувязок в документах по связи немногочисленные истребители дальнего действия Пе-3 не смогли вылететь с аэродрома Поной при первом налете фашистской авиации на конвой.


Второй и третий конвой с Новой Земли учитывали этот опыт и были организованы лучше, при проводке транспортов была удачно использована ледовая обстановка и туманная погода. Помогло, по-видимому, и снижение активности подводных сил противника в восточной части Баренцева моря, так как с середины июля часть лодок ушла на базу для пополнения запасов и подготовки к действиям против следующего (отложенного) союзного конвоя. 

 

Советские военные и гражданские моряки и флотские летчики самоотверженно выполняли свой долг перед сухопутным фронтом, обеспечивая поиск и защиту уцелевших транспортов с военными грузами трагического конвоя PQ-17. Высокую ответственность показали на заключительном этапе и английские военные и торговые моряки, искренне переживавшие роковое решение британского адмиралтейства, и многие американские моряки.


Известен общий итог конвоя PQ-17. Из 34 транспортов, вышедших из Исландии, погибли 23 транспорта и спасательное судно, причем семь из них были добиты кораблями охранения. Вместе с ними пошли на дно 430 танков, 210 самолетов, 3350 автомашин и около 100 тыс. тонн разных военных грузов. Одиннадцать транспортов, достигших порта назначения, доставили 896 автомобилей, 164 танка, 87 самолетов и 57176 тонн других грузов9.


За мужество и боевое мастерство группа советских и английских моряков была награждена орденами обеих стран. Капитан 2 ранга И. Ф. Котцов был удостоен ордена Отечгственной войны '2-й степени. К сожалению, неизвестно, как был отмечен ратный труд коммодора конвоя PQ-17 Дж. Даудинга, совершившего несколько опасных рейсов в нашу страну с военными грузами. На обратном пути из Архангельска в сентябре 1942 г. его транспорт был торпедирован.

'1ЦВМА, ф. 11, д. 35495. л. 104.
2 ЦВМА, ф. 11, д. 35495, л. 105; Rohwer J. Die U-Boot-Erfolge der achsen-tnachte 1939--1945. Miinchen, 1968. 199.
3 ЦВМА, ф. 11, д. 40073, л. 52, 58; Морской атлас. Т. 3, ч. 2, М., 1963. л. 21-г.
4 ЦВМА, ф. 17, д. 38616, л. 286.
5 ЦВМА, ф. 12, д. 6580, л. 510; Моряк Севера, 1974, 27 сент. • ЦВМА, ф. 12, д. 6580, л. 515--516.
7 ЦВМА, ф. 12, д. 6580, л. 527.
8 ЦВМА, ф. 11, д. 35495, л. 109.
9 Роскилл С. Флот и война. М., 1970. Т. 2. С. 132.

В. П. ПУЗЫРЕВ, глава из книги "Северные Конвои: Исследования, воспоминания, документы"

Погода на Новой








200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Реклама

.....

Где-то на Новой Земле



Катамараном на Новую Землю Поддержите наш сайт Новая Земля — военная земля

2011-2023 © newlander home studio