Company Logo

Реклама

.....

Читайте еще

Задачи Новоземельской ВМБ в 1943 году

Оперативная обстановка в Арктике и задачи Новоземельской ВМБ в 1943 году

Прогноз возможной активизации подводных лодок противника в западных районах арктического участка Северного морского пути был основан на данных об увеличении их численности на северных базах в Норвегии.

Командование СФ и БВФ поставило перед только что созданной на Новой Земле базой задачу укрепления ПЛО и ПВО во всем районе ее операционной зоны. Оборона коммуникаций здесь строилась на основе опорных пунктов – Русская Гавань, Вайгач, Диксон и губа Белушья.

Дислоцированы они были на огромной территории и удалены друг от друга значительно: от губы Белушья до пролива Маточкин Шар – 262 мили, до Русской Гавани – 495 миль, до мыса Желания – 514 миль. Естественно, что связь играла особую роль в деятельности этих опорных пунктов. Но в арктических условиях (с частыми магнитными бурями) она не всегда была надежной, к тому же противник стремился наносить удары по радиоцентрам и полярным станциям.


Во исполнение приказа наркома ВМФ № 00301, командованию Новоземельской ВМБ надлежало в 1943 году принять в оперативное подчинение полярные станции ГУСМП с их радиоцентрами в Амдерме, Маточкином Шаре, Югорском Шаре, Малых Кармакулах, на мысах Выходной, Столбовой и Желания, в Русской Гавани, в заливе Благополучия, чтобы организовать на этих станциях посты СНиС, в целях ведения наблюдения за морем и воздухом и немедленного оповещения об обнаружении противника. Это распоряжение было встречено в штыки руководством ГУСМП и в частности И.Д. Папаниным. Адмирал Н.Г.Кузнецов доложил И.В.Сталину о противодействиях со стороны ГУСМП.


На совещание по этому вопросу были вызваны нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов, командующий СФ адмирал А.Г.Головко, И.Д.Папанин и ряд других ответственных работников. И.В.Сталин выслушал мнение сторон, в резкой форме оценил деятельность ряда ответственных лиц и в заключение заявил: «На флоте во время войны должен быть один хозяин – Военно-Морской флот».


За 1943 год количество действующих постов СНиС в операционной зоне базы увеличилось с четырех (на момент открытия базы) до двадцати восьми. В Карском море были оборудованы и открыты посты СНиС на островах Белый, Диксон, Правды Севера, Краснофлотский, Русский, мысах Стерлегова, Оловянный, Челюскина и в устье реки Таймыр.


Силами сторожевых катеров и береговых батарей организовали ОХР в Русской Гавани, Маточкином Шаре и Югорском Шаре.
Командование СФ распорядилось увеличить на навигацию 1943 года число корабельных дозоров (ДОЗК) с двенадцати существующих до восемнадцати, в том числе, установить в зоне Новоземельской ВМБ:

  • ДОЗК № 9 (Югорский Шар – мыс Гребень – Малый Пернов) – один сторожевой катер;
  • ДОЗК № 10 (Карские Ворота – остров Чирачий – банка Персей) – один сторожевой корабль;
  • ДОЗК № 11 (Губа Белушья – остров Подрезова – мыс Шадровский) – один сторожевой корабль;
  • ДОЗК № 12 (Маточкин Шар – остров Петьков – мыс Рифовый) – один сторожевой корабль.


Учитывая стремление противника нарушить коммуникации на трассе Северного морского пути в Карском море, командование БВФ для оперативного руководства конвоями и укрепления дозорной службы передислоцировало в район острова Диксон Северный отряд кораблей. К навигации 1943 года флотилия получила пополнение гидросамолетами МБР-2 (с Каспийской флотилии), часть гидропланов БВФ передала Иоканьгской и Новоземельской базам.


Операция по выводу из Белого моря в Арктику ледоколов « А.Микоян», «Красин», «Л.Каганович» и ледокольного парохода «Монткальм» началась 17 июня. В Белом море конвой шел под эскортом СКР-18, в Горле Белого моря к нему присоединились эсминцы «Гремящий» и «Грозный». 19 июня МБР-2 обнаружил в районе мыса Канин Нос подлодку противника в надводном положении, которая пыталась подойти к конвою. Самолет сбросил на нее четыре бомбы ПЛАБ-100, в атаку выходили и оба эсминца. Лодка отвернула от конвоя, и контакт с ней был утрачен. Конвой изменил курс и до новоземельских проливов шел, выполняя противолодочный зигзаг. Ледоколы вошли в пролив Карские Ворота и далее – в поля мелкобитого льда Карского моря.

 


В течение июня 1943 года 16 конвоев прошли из Белого моря в Арктику через новоземельские проливы. В Карском море между портами Диксон, Амдерма, Дудинка и островами были проведены четыре конвоя.

В.В. Щедролосев, глава из книги "Три сестры Беломорской флотилии"

Погода на Новой








200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Реклама

.....


Катамараном на Новую Землю Поддержите наш сайт Новая Земля — военная земля

2011-2023 © newlander home studio