Company Logo

Реклама

.....

Читайте еще

Новоземельская ВМБ (необходимость)

Северный отряд Беломорской военной флотилии

Накануне войны нарком ВМФ, командование СФ и руководство ГУСМП разработали план подготовки к обороне, который предусматривал вооружение судов ледокольного флота, использование полярных станций для ведения разведки и укрепление береговой обороны новоземельских проливов. Реально из этого плана осуществлено было немногое. В своей книге «Курсом к Победе» адмирал Н.Г.Кузнецов писал: «Следует признать, что в довоенное время мы, в Наркомате ВМФ, недооценивали значения морских путей на Севере и недостаточно разработали проблему их защиты. Поэтому уже в ходе войны пришлось создавать новые военно-морские базы, аэродромы, выделять корабли для конвойной службы».


Командование СФ с первых дней военных действий было обеспокоено возможностью проникновения противника в восточные районы Баренцева моря и через новоземельские проливы в Карское море, и нарушения им коммуникаций Северного морского пути. Эта обеспокоенность еще более усилилась после того, как германская авиации дважды бомбила радиоцентр на мысе Канин Нос 30 июня 1941 года. Во избежание беспрепятственного проникновения неприятельских надводных кораблей и подлодок в Карское море командующий СФ контр-адмирал А.Г. Головко приказом №00318 от 11 июля 1941 года счел необходимым создать оборону новоземельских проливов. С этой целью в районе западного входа в пролив Маточкин Шар создавалась береговая батарея № 28 в составе двух 75-мм, двух 45-мм орудий и одного пулемета М-1. Береговая батарея № 24 аналогичного состава создавалась на западном входе в пролив Югорский Шар. Для обороны радиоцентра и полярной станции на мысе Желания выделялось одно 45-мм орудие.


Для обороны важного стратегического пункта Северного морского пути – острова и порта Диксон – приказом командующего СФ № 00425 от 23 августа 1941 года выделялись две береговые батареи: № 226 (два 130-мм орудия) и № 246 (два 45-мм орудия). Доставка материальной части, боезапаса, личного состава с запасом продовольствия возлагалась на командира СКР-19.


Развитие боевых действий в Заполярье показало, что Беломорская ВМБ и Иоканьгская ВМБ не смогут обезопасить тыл СФ в обширном Арктическом районе. Нужна была более мощная структура – такая, например, как военно-морская флотилия. Во исполнение приказа наркома ВМФ № 00273 от 2 августа 1941 года командующий СФ распорядился (приказ № 00403 от 13 августа 1941 года) переформировать Беломорскую ВМБ во флотилию (БВФ). Ей была определена задача обороны восточной части Баренцева моря, бассейна Белого моря, западных районов Карского моря и новоземельских проливов. Операционная зона вновь созданной флотилии была поделена следующим образом:

  • на западе разграничительной линией (между Главной базой СФ и БВФ) по пеленгу 45° от мыса Черный до кромки многолетних льдов в Баренцевом море;
  • на востоке зона проходила в 30-мильной полосе от Новой Земли и новоземельских проливов в Карском море;
  • на юге – ограничивалась береговой чертой указанных морей.


Учитывая, что архипелаг Новая Земля вместе с проливами занимает господствующее положение на стыке Баренцева и Карского морей и играл ключевую роль в обороне западного сектора Северного морского пути, командующий СФ телеграммой № 1730 от 19 августа 1941 года распорядился о создании в составе БВФ Отряда кораблей Карского моря; в некоторых документах он именуется Ледовым отрядом, но впоследствии за ним закрепилось название Северный отряд. Оперативно он подчинялся командиру Иоканьгской ВМБ (вошедшей в состав БВФ). Приказом № 013 командующего БВФ от 22 августа 1941 года командиром Северного отряда был назначен капитан 1 ранга Н.П.Аннин, военным комиссаром – полковой комиссар В.В. Бабинцев, начальником штаба – капитан 2 ранга Н.И.Лавров. Местом дислокации был определен пролив Югорский Шар – становище Хабарово.


На период летней навигации в состав Северного отряда вошли СКР-18 (вооруженный ледорез «Фёдор Литке»), СКР-19 (вооруженный ледокольный пароход «Семён Дежнёв»), СКР-61 (вооруженный рыболовный траулер РТ-21 «Тралмастер») и СКР-65 (вооруженный рыболовный траулер РТ-76 «Астрахань»). Командиру отряда оперативно подчинялись девять полярных станций ГУСМП на островах Новая Земля, Вайгач, Белый. На полярные станции возлагались обязанности постов СНиС. Главным береговым радиоцентром Северного отряда был определен радиоцентр ГУСМП в поселке Амдерма.


Перед командованием Северного отряда, в соответствии с приказами командующего СФ № 00340 и № 00425, была поставлена задача организации береговой обороны острова Диксон и архипелага Новая Земля вместе с проливами, а также создание постов СНиС. Граница операционной зоны была определена координатами: мыс Канин Нос, точка 69°20'N, 41°05'E, губа Матюшиха и 30-мильная полоса вдоль восточного берега Новой Земли и проливов.


Для проведения разведки восточных районов Баренцева моря и западного сектора Северного морского пути, 20 августа 1941 года с аэродрома Ягодник (под Архангельском) в Нарьян-Мар и Амдерму была передислоцирована 2-я авиагруппа авиации ГУСМП в составе трех самолетов ТБ-3, четырех ДБ-3, двух СБ и гидросамолета ГСТ. Оперативно она подчинялась командиру Северного отряда.


Ввиду своей малочисленности Северный отряд не мог организовать корабельную дозорную службу в зоне новоземельских проливов. Корабли отряда привлекались для участия в эскорте конвоев из Архангельска в Арктику. Конвои следовали с эскортом до новоземельских проливов, а далее – в Карском море – совершали плавание без охранения.


Кораблями Северного отряда на мыс Столбовой в проливе Маточкин Шар были доставлены материальная часть береговой батареи № 28, личный состав, стройматериалы для обустройства батареи и жилья для личного состава, а также годовой запас продовольствия, топлива и табельный боезапас (1100 осколочно-трассирующих и 200 бронебойных снарядов). Также кораблями отряда из Архангельска на мыс Гребень острова Вайгач были доставлены материальная часть батареи № 24 вместе с личным составом, стройматериалами, боезапасом, запасами продовольствия и топлива. СКР-19 «Семен Дежнёв» доставил на остров Диксон материальную часть и личный состав береговых батарей № 226 и № 246. На мыс Желания одно 45-мм орудие с боекомплектом и с прочим снабжением полярной станции доставил ледокольный пароход «Г.Седов». На нем же прибыл артиллерийский специалист, который руководил установкой орудия, обучил личный состав (из числа персонала полярной станции) и провел учебные стрельбы.


В операционной зоне Северного отряда в 1941 году произошло четыре столкновения кораблей и авиации с подводными лодками противника.


Севернее мыса Канин Нос подлодка в надводном положении пыталась атаковать конвой, который шел из Архангельска в Арктику. На пути лодки оказался вооруженный мотобот «Полярник», который открыл по ней огонь. Как только у борта лодки упали первые снаряды, она стала срочно погружаться. Комендоры успели произвести 14 выстрелов из 45-мм орудия. Конвой без потерь прошел Югорский Шар.


В Карском море, в районе новоземельского мыса Спорный Наволок, 4 октября 1941 года гидрографическое судно «Академик Шокальский» обнаружило подлодку в надводном положении. При приближении судна лодка срочно погрузилась. В район погружения с судна сбросили одну малую глубинную бомбу. По-видимому, это была одна из первых проникших в Карское море подлодок противника, имевшая задачей разведку, а не атаку.


Два самолета МБР-2 4 сентября 1941 года в 25 милях к востоку от мыса Канин Нос обнаружили подлодку в позиционном положении и сбросили на нее четыре бомбы. На месте взрыва бомб всплыло масляное пятно. При повторной атаке – по центру растекающегося соляра оно значительно увеличилось в размерах. Дрейфующее соляровое пятно наблюдалось в море в течение последующих дней.


Две германские лодки были обнаружены и атакованы самолетами ВВС БВФ. Самолет СБ Мезенского отряда, обнаружив 1 ноября 1941 года подлодку в надводном положении в 30 милях севернее мыса Канин Нос, сбросил шесть авиабомб, результатов атаки не наблюдал.


До конца 1941 года посты СНиС у Канина Носа обнаружили три подводные лодки противника, радиоразведка зафиксировала восемь сеансов связи лодок с их базой.


Авиация противника совершила в операционной зоне Северного отряда 37 налетов в районы островов Новой Земли, Вайгач и Колгуев. Находившаяся на позиции к западу от Новой Земли подводная лодка К-1 была обстреляна 1 августа самолетом FW200 «Condor» и уклонилась от атаки погружением.


Из становища Малые Кармакулы сообщили, что 23 августа в районе бухты Пуховая совершил посадку германский гидросамолет Hel15. Туда срочно вышел мотобот, но самолета уже не застал.


Вывод ледоколов и транспортных судов из Арктики начался 22 октября. В Архангельск к 26 октября пришли восемь транспортов. Северный отряд обеспечивал вывод судов, конвои потерь не понесли. 15 ноября наступила полярная ночь, установилась арктическая зима с сильными ветрами, продолжительными и обильными снегопадами. Баренцево море штормило, иногда до 8–9 баллов, опускались туманы. Замерзли проливы.


В связи с завершением навигации в восточных районах Баренцева моря Северный отряд был расформирован, его корабли вошли в состав БВФ и стали выполнять боевые задания в районе Белого моря. СКР-18 стал на ремонт в Архангельске.


По итогам навигации командир Северного отряда капитан 1 ранга Н.П. Аннин представил военному совету БВФ обстоятельный доклад и перспективный анализ возможных действий противника в Арктике. Главный вывод заключался в том, что германские надводные корабли и подводные лодки могут беспрепятственно проникнуть в Карское море, что существенно повлияет на транспортные операции в западном секторе Северного морского пути. Для реального противодействия намерениям противника проникнуть в Карское море следует на период навигации 1942 года организовать службу корабельных дозоров у новоземельских проливов и укрепить береговую оборону. Северный отряд должен быть усилен сторожевыми кораблями (в том числе, ледового класса), а также тральщиками.


С началом новой навигации в восточной части Баренцева моря командующий БВФ 14 июня 1942 года подписал приказ № 00284 «О сформировании Северного отряда кораблей БВФ». В его состав вошли СКР-18, СКР-19, Т-903, вооруженные мотоботы «Полярник», «Норд», «Нерпа», «Папанин» и «Мурманец». В оперативное подчинение командиру Северного отряда (на период навигации) были переданы береговые батареи № 24, № 28, № 226, № 246, метеостанции и радиоцентры на Новой Земле, мысе Канин нос, островах Колгуев, Вайгач, Диксон и в поселке Амдерма. Весь штат Северного отряда насчитывал на 16 июля 1942 года 513 человек. Большего БВФ выделить в то время не могла.


Нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов, изучив складывающуюся в восточной части Баренцева моря обстановку, в связи с активизацией там неприятельских подводных лодок, счел целесообразным дислокацию командования и штаб Северного отряда из становища Хабарово перевести в губу Белушья.


Первые месяцы навигации 1942 года подтвердили прогноз об активизации противника в восточных районах Баренцева моря. С 25 июня по 15 августа германские подлодки обнаруживались в операционной зоне Северного отряда 26 раз. Прослеживалась тенденция их сосредоточения и направленности действий в районе Новой Земли, и в частности – у губы Белушья. Как только отошел лед от западных берегов архипелага, в заливе Моллера 25 июня была обнаружена подлодка противника, пытавшаяся атаковать дрифтербот «Исследователь».


В период с 3 по 7 июля радиоразведка СФ зафиксировала работу в Баренцевом море корабельных радиостанций не менее чем 12 вражеских подлодок, что вызывало у командования флота серьезную озабоченность: ведь концентрация лодок совпала по времени с моментом прохождения конвоев PQ-17 и QP-13.

В.В. Щедролосев.  Глава из книги "Три сестры Беломорской флотилии".

Погода на Новой








200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Реклама

.....

Где-то на Новой Земле



Катамараном на Новую Землю Поддержите наш сайт Новая Земля — военная земля

2011-2023 © newlander home studio