Company Logo

Реклама

.....

Где-то на Новой Земле

Подпишись!

на обновления сайта через

 

по e-mail


Читайте еще

Новоземельская ВМБ (строительство)

Силы Северного отряда (два сторожевых корабля и два тральщика) были слишком малочисленны, они не имели на вооружении гидроакустики и радиолокации, что не давало возможности прикрыть обширный арктический район. Обстановка, сложившаяся в юго-восточной части Баренцева моря и в Карском море, требовала скорейшего сформирования Новоземельской ВМБ и укрепления ее корабельным составом.

 

Командир базы капитан 1 ранга А.И. Дианов прибыл в губу Белушья 15 сентября 1942 года. Его вместе с небольшим штабом доставил в район дислокации будущей базы гидросамолет ГСТ.


Губа Белушья находится в северной части пролива Костин Шар. С запада она берет начало от мыса Лилье (южный берег полуострова Гусиная Земля), берег – низменный, местность – заболоченная тундра с множеством озер и речек. Восточный вход в губу – мыс Морозова – отделяет ее от Рогачевского залива; берег – высокий, около 15 м, обрывистый, представляет собой смесь глины и разрушившихся скальных пород черного цвета. Акватория губы (без заливов) тянется с юга на север на расстояние в 4 км, ширина (в среднем) – 1,3 км. Берега сильно изрезаны, наиболее крупные бухты – Назимова и Самоед; заливы – Гаврилова и Юнко.


Становище Белушья губа располагалось на берегу бухты Самоед в 5 милях от восточного входа. Кроме яранг ненцев, в нем были и бревенчатые строения, в которых размещались радиоцентр, метеостанция, фактория (здание площадью 200 м2 под управление, еще 1000 м2 – под складские помещения и жилой дом), школа-интернат (375 м2), амбулатория и хлебопекарня.


Для размещения частей и подразделений базы нужно было срочно развертывать новое строительство. Из Архангельска требовалось срочно доставить 20 000 м3 лесоматериалов, 1300 т стройматериалов, более 1000 т продовольствия, 550 т боеприпасов, почти 800 т горючего, более 8000 т угля и другие грузы (в том числе большое количество дров для отопления). Для доставки всего этого, а также артиллерии, 1200 военнослужащих, 170 человек рабочих и служащих по вольному найму требовалось провести в конвоях 14 транспортных судов.


Между тем, берег в бухте был совершенно необорудованный: на месте выгрузки не было ни причалов, ни разгрузочных кранов, ни плашкоутов и барж, поэтому разгрузку судов предполагалось производить вручную силами личного состава с помощью корабельных грузовых стрел, понтонов и кунгасов.


Первым на пароходе «Диксон» из Кольского залива прибыло подразделение зенитчиков. Они вручную перетащили на отведенные по плану места 12 зенитных орудий с боеприпасами, полевую кухню, запасы продовольствия, палатки, шанцевый инструмент и начали обустройство; для личного состава поставили палатки с утеплителем и печками.


Во второй половине сентября из Архангельска стали выходить конвои. 19 сентября в губу Белушья пришли восемь транспортов. Матросы и солдаты, часто по пояс в воде, выгружали на берег пушки, боезапас, ящики с продовольствием, больше заботясь о сохранности груза, нежели о себе. На берегу все это надо было сложить и укрыть брезентом. Обсушиться можно было только у костра, но развести его на Новой Земле – проблема: деревья здесь не растут, поэтому собирали то дерево, которое море выбросит. На импровизированных санях личный состав под руководством офицеров должен был перетащить все выгруженное на отведенное подразделению место – часто при этом приходилось преодолевать большие расстояния по пересеченной местности, по болотистой тундре, разумеется, при полном отсутствии дорог и транспорта. Несмотря на тяжелые условия (толщина слоя вечной мерзлоты достигала 60–70 см, ниже него почва постоянно подпитывалась грунтовыми водами), благодаря железной воле командира базы, энтузиазму офицеров и героизму личного состава, к 1 января 1943 года, построили помещения не только для размещения людей, но и для имущества и продовольствия.


Землянки, которые поначалу строили для личного состава, были каркасно-засыпного типа, полностью заглубленные в землю, складские помещения возводились холодными каркасно-обшивного типа. Опыт эксплуатации землянок в зиму 1942/1943 года показал недолговечность таких сооружений в условиях вечной мерзлоты при постоянном подтапливании их талыми водами. Поэтому на смену полностью заглубленным стали строить землянки частично заглубленные, из бруса. В 1942 году построили овощехранилище на 250 т, склад муки площадью 143 м2, продовольственные склады общей площадью 320 м2. Весной 1943 года завершили сооружение складов для имущества служб тыла и для стройматериалов. Воинские части возвели свои складские помещения. База использовала также складские помещения фактории и ее административные здания. Хлеб для военных пекли в построенной в 1937 году пекарне. Базовый лазарет разместился в поселковой амбулатории того же года постройки. С осени 1942 года в здании фактории начал работать передающе-приемный радиоцентр. Бревенчатый дом метеостанции использовался по прямому назначению.


Глубокой осенью 1942 года в губу Белушья пришел СКР-19, который временно стал плавбазой и штабом Новоземельской ВМБ и обеспечивал электроэнергией строившийся поселок.


На отведенной под базу территории возвели брусчатое здание штаба, каркасно-засыпной дом под общежитие офицеров штаба, баню, прачечную, гараж, столовую, свинарник и собачник для ездовых собак (на 60 голов). В 1943 году открыли клуб на 250 мест.


В бухте Самоед построили ряжевой причал 56 х 6 м с глубиной у причальной стенки 5,5 м, к причалу подвели самотечный водовод.


В 12 км на северо-восток от базы была выбрана площадка и началось строительство грунтового аэродрома для колесных самолетов, из поселка к аэродрому была проложена гравийно-грунтовая дорога с мостами через ручьи.


Основные работы по строительству объектов базы выполнялись немногочисленным штатом строительного подразделения с привлечением личного состава частей. Начальником строительного участка был инженер-капитан Н.П.Степанов, прорабом – старший техник-лейтенант В.И.Мельников. Они очень быстро применились к местным условиям, вечной мерзлоте, использовали на сооружении объектов местный строительный материал и личным примером учили неопытных солдат.


Многие командиры подразделений тыла Новоземельской ВМБ принимали активное участие в сооружении хранилищ для имущества и жилья для личного состава. Особенно отличился начальник химической службы базы капитан-лейтенант А.И.Петров. Прибыв поздней осенью в губу Белушья, он выгрузил без потерь все имущество, оно было сложено в штабель и укрыто брезентом. Силами личного состава, не ожидая помощи от строителей, А.И.Петров стал сооружать хранилище для ценного имущества. Скоро один из складов был готов. Таким способом построили еще два хранилища и казарму для личного состава.


Одновременно со строительством проводилась большая работа по созданию береговой обороны и ПВО как в районе самой губы, так и в опорных пунктах базы. Руководил ею начальник артиллерии базы капитан-лейтенант В.А.Соколов, а с июля 1943 года – полковник Ю.Ф.Трушин.


Новоземельская ВМБ обустраивалась и укрепляла оборону, а в ее операционной зоне завершалась навигация 1942 года. Наиболее ответственной стала операция по выводу через новоземельские проливы в Белое море ледоколов, транспортных судов и боевых кораблей, переходивших с Тихоокеанского флота на Северный. Общее руководство операцией осуществлял командующий БВФ вице-адмирал Г.А.Степанов. Непосредственно с борта СКР-18 операцией руководили командир Северного отряда капитан 1 ранга Н.П.Аннин и начальник морских операций западного сектора ГУСМП А.И.Минеев.


Главная база СФ и БВФ выделили 30 боевых кораблей для прикрытия конвоя АБ-15, в район северной оконечности Новой Земли была направлена подводная лодка С-101. С гидродрома острова Диксон, аэродромов Амдермы и Нарьян-Мара велась разведка Карского моря, новоземельских проливов и восточной части Баренцева моря. Конвоирование ледоколов в Карском море до меридиана острова Диксон осуществляли СКР-18 и минный заградитель «Мурман». В период с 6 октября по 6 ноября через пролив Югорский Шар были выведены четыре ледокола, два ледокольных парохода, 22 транспорта, лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъярённый».


Германские подводные лодки продолжали противодействовать судоходству в Карском море и в юго-восточной части Баренцева моря, минировали подходы к прол. Югорский Шар, а эсминцы выставили минное поле у мыса Канин Нос.


Активно очищали фарватеры от немецких мин тральщики БВФ. Не обошлось без потерь: стоило только пароходу «Щорс» 14 ноября 1942 года отклониться от протраленного фарватера, как он подорвался на неконтактной мине и затонул. В помощь беломорским тральщикам для борьбы с германскими неконтактными минами с Кольского залива пришли английские тральщики, которые на фарватере подорвали шесть донных мин.


После прохода союзного конвоя PQ-18, который потерял 13 кораблей, Британское адмиралтейство вновь отложило отправку конвоев в советские порты. Между тем в портах Англии и Исландии загруженными стояли 40 судов, в наших портах – 11 советских судов.


Советское правительство предложило союзникам произвести одиночную проводку судов через определенные точки, где будут находиться военные корабли, обеспечивающие переход. Новоземельской ВМБ поручалось завершить подготовку и отправить в одиночное плавание девять транспортов, груженных лесом и рудой. Англичане согласились во встречном направлении отправить 11 судов. Для обеспечения перехода у кромки льда были развернуты два советских и два британских корабля.


Под личную ответственность командира базы А.И. Дианова командование БВФ поручило завершить подготовку судов к одиночному плаванию. В октябре в Губу Белушья пришли из Архангельска пароходы «Моссовет», «Чернышевский», «Комсомолец Арктики», «Аркос», «Мироныч», «Эльна-2», «Двина», танкеры «Азербайджан» и «Донбасс». Специалисты штаба базы провели с капитанами и их помощниками инструктажные занятия, подробно был разобран опыт одиночного плавания пароходов «Фридрих Энгельс» и «Беломорканал». Суда были обеспечены недостающими картами, получили коды и сигналы для связи. Особое внимание обращалось на подготовку судовых боевых расчетов к отражению возможного нападения противника. С моряками проводились занятия, учебные тревоги и практические стрельбы из орудий и пулеметов. На судах пополнили боезапас до штатной нормы, все корабли получили на вооружение глубинные бомбы.


Первым, 29 октября 1942 года, ушел «Моссовет», его провожал тральщик Т-908, 7 ноября пароход пришел в Исландию. За ним с интервалами последовали другие суда.
К сожалению, наши союзники не обеспечили скрытности выхода судов из Исландии и противник начал активно разыскивать в море одиночные пароходы и сторожевые корабли. Были потоплены три судна, в том числе «Декабрист». В британской зоне ответственности германским эсминцем был потоплен и вышедший из губы Белушья танкер «Донбасс».


Авиация противника обнаружила и атаковала СКР-23, а затем навела на советский корабль соединение в составе тяжелого крейсера «Admiral Hipper» и четырех эсминцев. СКР-23 погиб в неравном бою. На другой позиции вражеская авиация обнаружила тральщик Т-886. Корабль получил повреждения, но отбил атаку самолетов и самостоятельно пришел в Иоканьгу.


В декабре из Архангельска и Мурманска в Исландию вышли 20 судов и все благополучно прибыли по назначению. Во время перехода пароход «Ванцетти» обнаружил и обстрелял подводную лодку противника, ему удалось нанести ей серьезные повреждения. Случилось это 5 января 1943 года.


В первую зимовку на Новой Земле полуторатысячный персонал ВМБ обнаружил, что столбик термометра здесь в редкие дни опускается ниже ~30°С, но настоящим бедствием является ветер: продолжительный и сильный, он срывал с гор снежный покров и заносил дома до крыш, выдувал тепло из жилищ и представлял большую опасность для оказавшегося на улице человека.


Неоценимую помощь командованию базы и военнослужащим оказывало немногочисленное население поселка Белушья губа во главе с председателем поссовета И.К. Вылка. Все трудоспособные граждане острова активно помогали строителям, передавая свой многолетний опыт обитания в условиях вечной мерзлоты. Сам Илья Константинович успевал кругом. Как-то в декабре прервалась связь с частями, расположенными в районе Малых Кармакул. Председатель поселкового Совета на собачьей упряжке в лютую непогоду объехал все посты, передал аккумуляторы для станций УКВ и привез в Белушью губу боевое донесение.


Весной 1943 года, согласно плану, нужно было открыть пост СНиС в заливе Абросимова на восточном берегу Новой Земли. Чтобы попасть туда, нужно было ждать навигации в Карском море. Правда, был еще один выход, но очень непростой: пересечь Новую Землю с запада на восток и перевезти на берег залива персонал и оборудование поста. И.К. Вылка на собаках несколько раз пересек гористый участок протяженностью в несколько сот километров между западным и восточным берегами острова, доставляя связистов с имуществом на место. Благодаря этому удалось установить наблюдение за Карской стороной операционной зоны базы.


При строительстве базы не обошлось без несчастных случаев, при разгрузочных работах несколько человек получили серьезные травмы, и их пришлось эвакуировать в Архангельск.


В сентябре 1942 года прервалась радиосвязь с мысом Столбовой. Кроме маяка, на мысе находились гидрометеорологическая станция и артиллерийская батарея, прикрывавшая вход в пролив Маточкин Шар. Командование базы для выяснения причин безмолвия радиостанции послало к мысу гидрографическое судно «Шторм». На борту его находился начальник Новоземельского гидрографического участка старший лейтенант И.А.Фролов. 2 октября судно подошло к мысу, но при развороте для постановки на якорь почти рядом с ним с небольшим интервалом раздались два взрыва. Очевидно, подводная лодка, находившаяся на позиции против входа в Маточкин Шар, произвела двухторпедный залп по «Шторму», но промахнулась и торпеды взорвались при ударе о скалы. Правда, в результате этого на судне все же пострадали вспомогательные механизмы, взрывной волной повредило пятку руля, но обошлось без жертв.


И.А.Фролов на шлюпке высадился на берег. То, что он узнал и увидел, не укладывалось в рамки здравого смысла – погиб личный состав маяка, батареи и гидрометеорологической станции, в живых осталась только жена начальника этой станции. Люди отравились антифризом из бочки, выброшенной морем на берег. Перед командованием Новоземельской ВМБ встала задача формирования из своего личного состава трех подразделений на мысе Столбовой.

В.В. Щедролосев, глава из книги "Три сестры Беломорской флотилии"

Реклама

.....

Погода на Новой






Яндекс.Метрика

 

Rambler's Top100

Рейтинг Mail.ru

Каталог webplus.info

200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Яндекс цитирования

 

Реклама

.....


Катамараном на Новую Землю Поддержите наш сайт Новая Земля — военная земля

2011-2019 © newlander home studio