Company Logo

Реклама

.....

Читайте еще

Авиация Новоземельской базы

Персонал авиагруппы из четырех МБР-2, переданных базе из БВФ, подготовил самолеты к разведывательным полетам. Началу полетов мешал сильный северный ветер со снежными зарядами. Только 5 июля погода несколько улучшилась и два гидросамолета вылетели на разведку и поиск подлодок противника на подходах к базе. С того дня, как только позволяла погода, два или четыре самолета попарно летали к новоземельским проливам и в юго-восточную часть Баренцева моря. В июле было выполнено 24 самолето-вылета.

Пост СНиС Костин Нос 24 июля обнаружил подводную лодку в надводном положении. В воздух были подняты четыре МБР-2. Один из них заметил погружающуюся лодку и сбросил на место погружения две бомбы ПЛАБ-100, другие самолеты сбросили также по две бомбы по дымящемуся патрону в районе погружения лодки. Результатов атаки с самолетов не наблюдали.

К концу августа в 12 км от поселка Белушья Губа было завершено строительство сухопутного аэродрома «Рогачевский» для колесных машин. Сюда перебазировали с Амдермы два дальних бомбардировщика ДБ-ЗФ.


31 августа один ДБ-ЗФ и два МБР-2 выполнили поиск германских подводных лодок в проливе Костин Шар и на подходах к базе со стороны Баренцева моря.
Авиация противника совершала полеты не только до Новой Земли, но и проникала в Карское море. Так, с поста СНиС Гусиный Нос Северный 6 августа обнаружили самолет противника на большой высоте, а радиоцентр с острова Уединения 9 сентября доложил, что в районе острова пролетел четырехмоторный самолет.


До середины ноября ДБ-ЗФ выполняли разведывательные полеты с аэродрома «Рогачёвский». Сведений о столкновении с противником в сохранившихся документах не имеется.


На Новой Земле наступила зима, понизилась температура воздуха. К 28 ноября в Губе Белушья образовался лед. Сильный северо-восточный ветер срывал с высокогорья большое количество снега и заваливал им все постройки и орудийные дворики береговой обороны. Полеты авиации стали невозможны. Самолеты частично перевели на аэродромы Иоканьгской базы и в Ваенгу.


Решение о распределении авиационного парка БВФ на период навигации 1944 года командующий флотилией принял 22 марта. Иоканьгской ВМБ передавался 53-й смешанный авиаполк в составе двух эскадрилий истребителей и одной эскадрильи МБР-2. Новоземельской ВМБ передавался 54-й смешанный авиаполк в составе эскадрильи МБР-2 (10 самолетов), эскадрильи истребителей И-15 и отдельного отряда из шести полученных из США по ленд-лизу бомбардировщиков A20G «Бостон» с дислокацией их на аэродромах «Рогачёвский», Амдермы и Нарьян-Мара.


Пост СНиС на мысе Лилье 20 апреля доложил, что наблюдает на пределе видимости в западной части пролива Костин Шар подлодку в надводном положении. По тревоге были подняты многие подразделения Новоземельской ВМБ, личный состав был направлен на расчистку снега на аэродром «Рогачёвский». Как только поле было расчищено, в воздух поднялись два И-15, обнаружившие лодку. При приближении самолетов она стала срочно погружаться, по месту погружения выпустили восемь снарядов РС-82. Они взорвались, но признаков повреждения подлодки с истребителей не наблюдали.


С 30 апреля, как только позволяла погода, на разведку подходов к базе взлетали истребители И-15.


Для ВВС СФ были закуплены девять летающих лодок PBN-1 «Каталина». На гидродром в Губе Грязная в Кольском заливе они прилетели 16 июня. Две «Каталины» на период навигации выделили для усиления авиации Новоземельской ВМБ, 18 июля они прибыли на гидродром в Губе Белушья, а 26 июля включились в поиск ПЛ в районе новоземельских проливов, юго-восточной части Баренцева моря и в западном секторе Карского моря. Один из этих самолетов 26 июля летал в Карское море на поиск местонахождения конвоя ДБ-1 (конвой соблюдал радиомолчание, а командованию СФ и БВФ необходимо было знать его координаты, чтобы усилить эскорт тральщиками).
Еще пять PBN-1 прилетели на СФ 28 июля и 1 августа 1944 года; Новоземельская ВМБ получила один самолет из их числа.


Летающие лодки «Каталина» во время Второй мировой войны стали лучшими самолетами своего класса. К сожалению, следует отметить, что только часть из полученных гидросамолетов имела радиолокационное вооружение, а ведь наличие радиолокатора значительно повышало эффективность поиска подлодок. По данным штаба ВВС СФ на одно обнаружение лодки приходилось 170 самолето-вылетов МБР-2, а у вооруженной радиолокатором «Каталины»— только 40. Всего за время участия в боевых действиях в составе СФ и БВФ PBN-1 совершили 340 самолето-вылетов с целью ПЛО.


Погода в районе архипелага улучшилась 28—31 июля. Очистился ото льда пролив Карские Ворота, лед отошел от мыса Желания и восточного берега Новой Земли. В Карском море кромка льда отошла на север за 75° N.


Активизировалась деятельность подводного флота противника в восточных районах Баренцева моря. В первой декаде августа подлодки противника были обнаружены в Карском море.


При контрольном тралении фарватера на подходах к губе Белушья тральщик Т-110 обнаружил лодку гидролокатором «Асдик» и атаковал ее глубинными бомбами. Та же лодка была обнаружена поднятым с аэродрома «Рогачевский» истребителем И-15, который сбросил на нее две бомбы ФАБ-50.


Гидроавиация Новоземельской ВМБ систематически вела разведку и поиск подлодок противника у берегов архипелага, на подходах к новоземельским проливам и в Карском море. Незадолго до большой трагедии в Карском море, когда в августе погибли пароход «Марина Раскова» и два тральщика, летающие лодки PBN-1 и ГСТ обнаруживали подлодки у острова Вардропер и в 80 милях севернее Амдермы, но должных выводов из этих обнаружений сделано не было.


Нарком ВМФ 15 августа 1944 года приказал усилить гидроавиацию в Карском море, а 16 августа распорядился о передислокации на аэродром «Рогачевский» эскадрильи самолетов Ил-4 44-го авиаполка. Адмирал приказал все конвои прикрывать с воздуха в течение светлого периода дня. В сентябре на аэродром прибыли истребители Р-40 «Киттихаук», которые заменили И-15. Пилотам с Р-40 пришлось включаться в выполнение боевых заданий, одновременно осваивая незнакомый и сложный для авиации район.

Внезапно испортилась погода, налетел с северо-востока ветер ураганной силы, который принес обильный снегопад. 6 сентября в губе Белушья пронесся ураган, штормом и ураганным ветром сорвало с якорей и разбило два самолета «Каталина», один — повредило. Для базы это была тяжелая утрата. Поврежденный самолет местные умельцы восстановили, разбитые пошли на запчасти.


Несмотря на неожиданные потери, авиаразведка с задачами ПЛО стала более мощной, так как одновременно ее могли осуществлять четыре самолета Р-40 «Киттихаук», три Ил-4 и два PBN-1 «Каталина».


Зима вступала в свои права, погода препятствовала полетам авиации, недостаточное — почти постоянно сумеречное — освещение ограничивало возможности пилотов. Последний в 1944 году вылет двух самолетов «Киттихаук» на разведку в восточную часть Баренцева моря с аэродрома «Рогачёвский» состоялся 29 ноября. Завершилась навигация 1944 года, лед закрыл новоземельские проливы. Участие авиации Новоземельской ВМБ в боевых действиях на Севере на этом завершилось.

Погода на Новой








200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Реклама

.....


Катамараном на Новую Землю Поддержите наш сайт Новая Земля — военная земля

2011-2023 © newlander home studio