Top.Mail.Ru
Company Logo

О Новой Земле

lux-29.jpg


Подписывайтесь на наш телеграмм канал!


Top.Mail.Ru

Яндекс.Метрика



Маточкин шар 1938 г.

Полярная станция Маточкин Шар — первая полярная геофизическая обсерватория оборудована научными приборами и ведет наблюдения метеорологические, аэрологические и геомагнитные. Особенное внимание обращено на наблюдения над элементами земного магнетизма. Работы станции в этой области заслужили внимание специалистов.

Передача станции в 1933 году от Убекосевера в ведение Главсевморпути значительно оживила работу. Так как для такого ответственного участка недостаточно одной станции, Главсевморпуть организует на проливе еще две станции: одну на мысу Выходном, куда переходят все главные геофизические работы, и вторую на мысу Столбовом для метеорологических наблюдений в западной части пролива. На Матшаре остаются метеорологические и магнитные наблюдения. Все три станции образуют единый комбинат научно-исследовательской работы на проливе.

Окончание.
Начало Маточкин шар (описание),
Продолжение Маточкин шар (история исследования)

В 1935 году в программу работ включается также гидрологическое обследование пролива. Хотя много лет мореплаватели пользуются проливом, однако в гидрологическом отношении он не был обследован. Только за последние два года произведено планомерное и детальное исследование гидрологического режима пролива. Ежедневно, подекадно и помесячно в разных местах пролива изучались направления и скорость течения, температура воды, ее соленость, содержание в ней кислорода и др. элементов. Все эти исследования делались на различных глубинах. Путем таких изысканий пролив как будто разрезали по определенным направлениям. Эти разрезы делались вдоль и поперек порознь и одновременно в разных частях. Теперь мы имеем законченную картину режима вод пролива. Пролив в гидрологическом отношении представляет собою три различных района: первый — западный — от устья пролива со стороны Баренцова моря до мыса Моржова; Второй район — Переузье — от мыса Журавлева до мыса Снежного; третий — восточный — от мыса Снежного до Карского моря. Первый и третий районы связаны каждый с режимом того моря, к которому примыкают. Здесь резко сказываются приливо-отливные течения, нагоны воды или сгоны в зависимости от направления ветра. Химическая характеристика также носит глубокое влияние морей.

Средняя часть пролива значительно отличается от предыдущих. Переузье имеет характерную для него скорость течения, ход химических элементов здесь нарушен, и, несомненно, собранные в последние годы материалы дадут возможность при составлении общей картины водообмена в проливе сделать интересные выводы.

Подводный рельеф имеет свои характерные особенности, и он вполне следует вышенамеченному подразделению. Так, восточный Карский район отличается устойчивыми значительными глубинами — от 60 до 185 метров. Район Переузья имеет глубины средних значений от 25 до 50 метров с повышением глубин к внешним границам района и понижением к средней части. Район Баренцова моря отличается характерным профилем: в начале он имеет глубину 18-20 метров и резко после поворота у мыса Моржова увеличивает ее до 160 метров, тогда как дальше лежит более мелкое Переузье.

По имеющимся наблюдениям можно установить две формы образования ледового покрова на проливе. Одна, наиболее часто наблюдаемая в западной половине и реже в восточной, — это, естественный процесс самостоятельного замерзания поверхности пролива, проходящий все установленные стадии. Начинается обычно появлением игл и сала, примерно в конце сентября, против пресноводных рек. Широкие полосы молодого льда тянутся от одного берега до другого, перемежаясь с пространствами чистой воды. Ветер сбивает и сгоняет эти перемычки, набивает их вблизи мысов, и постепенно область, захваченная молодым льдом, растет все больше и больше до ближайшей штилевой и морозной погоды, когда пролив почти сразу становится.

Такой же процесс наблюдается и в восточной части, но чаще всего здесь пролив замыкается ледяной броней после того, как штормом с восточным ветром набьет в него значительное количество принесенных из Карского моря ледяных полей.

Возможность закрытия пролива таким путем не исключена даже в очень ранние осенние месяцы. Именно поэтому очень часто суда, входившие в пролив со стороны Баренцова моря, где он был совершенно чист от льда, пройдя Переузье, неожиданно наталкивались на непреодолимые льды, забивавшие всю восточную часть Маточкина Шара.

Аналогично процессу замерзания происходит и вскрытие пролива. При открытом Баренцовом море, свободном от льда, западная часть пролива до мыса Моржова может очиститься очень рано — в мае и начале июня, когда ледовый покров разбивается весенним штормом и лед выносится восточными ветрами. Чаще же всего вынос ледового покрова начинается после таяния снега с поверхности льда и разрушения льда пресными водами рек Шумилихи и Шалоника, которые широко разливаются в июне, благодаря интенсивному таянию снегов на склонах гор. Такой же процесс происходит и в восточной половине пролива, только с опозданием, примерно, на 2 недели против западной. Разъеденная снежницами, разбитая многочисленными трещинами поверхность ледового покрова не представляет собою того устойчивого, крепко уцепившегося за берега панцыря, каким она представлялась в продолжение долгой зимы, и достаточно крепкого ветра, дующего по направлению к морю, чтобы в течение нескольких часов вынести в море значительные массы льдов. Дольше всего удерживается ледяной покров в виде широких перемычек между мысом Заворотным и мысом Гатиева и у мыса Снежного, тогда как в самом узком месте широкая полынья вымывается быстрым течением ранней весной, а зачастую она держится здесь всю зиму.

Регулярные наблюдения за проливом с 1923 года, когда была основана полярная станция Матшар, показали, что не было ни одного года, когда бы пролив не был доступен для судов, рано или поздно, в течение навигационного периода. По серии 14-летних наблюдений можно сказать, что наиболее раннее замерзание имело место 21 октября, наиболее позднее — 5 декабря (1936 года), среднее падает на 15-16 ноября. Полное вскрытие пролива колеблется между 11 июня и 25 июля. Из этого видно, что ледовые условия пролива не представляют собой сколько-нибудь серьезного препятствия для навигации.

Метеорологические условия также весьма разнообразны, несмотря на сравнительно небольшую протяженность пролива.

Длительная зима, начинающаяся иногда даже в сентябре, с морозами, доходящими до 40°, сопровождаемая частыми штормами с ветрами северной четверти, продолжается до конца мая.

Если почти повсеместно в Арктике самые жестокие морозы сопровождаются обычно тихой погодой, то Новая Земля представляет исключение — мороз ниже 30° зачастую осложняется ветром со скоростью больше 30 метров в секунду. В общем на каждый месяц приходится от 10 до 15 дней с ветром, скорость которого превышает 15 метров в секунду.

Особенность атмосферных условий Новой Земли — это ветер, обрушивающийся с гор на побережье. В науке он известен под термином "новоземельская бора", по аналогии с новороссийской борой. Новоземельские промышленники называют этот ветер "встоком". Название это обозначает ветер восточного направления, так как именно для всего западного берега он направлен с востока на запад. Бора достигает колоссальных скоростей свыше 60 м/сек. В районе пролива бора благодаря рельефу выражена особенно ясно. Предвестником такого ветра являются облака, по форме своей напоминающие ковриги черного хлеба, нагроможденные одна на другую. Образовавшись у горизонта, облака медленно движутся по направлению ветра, и последний, по мере их приближения, все усиливается.

Он срывает со склонов гор мелкие камни и несет их вместе со снегом в такой пурге, что теряется всякая видимость, в то же время на вершинах гор неподвижно висят легкие полупрозрачные облачка. Передвитаться при таком ветре крайне затруднительно, а итти ему навстречу невозможно.

Штормовые дни сменяются тихими полярными ночами, когда яркая луна заменяет солнце и однообразие окружающей природы компенсируется феерической игрой полярного сияния.

В такие ночи забываются невзгоды штормовых дней.

Полярная ночь на Маточкином шаре наступает ноября. До 1 февраля солнце не появляется на горизонте. Это самый тяжелый период зимы, но уже с первых чисел апреля здесь нет и ночи, хотя незаходящее солнце можно наблюдать только с 30 апреля.

В этот период начинается сезон охоты на нерпу (вид тюленя). Привлекаемые солнцем, нерпы лежат на льду около проделанных ими лунок целыми стадами.

B июне начинается медленное таяние снега. К концу месяца на проливе наступает оживление с юга летит птица: гуси, утки всевозможных видов, лебеди, кулики. Кайры целыми вереницами прилетают на берега Новой Земли, чтобы здесь в тишине и безопасности, при благоприятной для них температуре полярного лета, отложить яйца и вывести свое потомство, а осенью вместе с молодым поколением улететь снова на юг. Прилет птиц открывает собой арктическую весну.

В поразительно короткий срок после таяния снега земля покрывается травами мхами. На их зелени так же быстро появляются цветы. Миниатюрные маки, незабудки, лютики, ромашки, фиалки, анемоны уменьшенные копии хорошо всем нам знакомых цветов, которыми полны луга в окрестностях Москвы. В 1937 году зимовщики Матшара решили устроить цветники около жилых домов. Сделаны были клумбы, и на них пересадили арктическую флору. Это значительно украсило территорию станции.

Разгар лета — это август, когда средняя температура доходит до 6° выше нуля и частенько наблюдаются температуры 10-14°. Осень почти отсутствует, так как осенняя температура падает чрезвычайно интенсивно. Средние температуры западной части пролива на 2-3° выше, чем для восточной части.

Особое место занимает Переузье. Благодаря строению рельефа сюда по глубоким горным долинам с центрального ледникового щита Новой Земли постоянно устремляются потоки холодного воздуха, поддерживающие здесь непрерывные ветры и способствующие образованию туманов и снегопадов. Если начать плавание с любого конца пролива при благоприятной погоде, почти постоянно можно натолкнуться в Переузье на крепкий ветер, плохую видимость и другие неприятности. С приближением к противоположному концу пролива метеорологические условия опять улучшаются.

За последнее время Новая Земля становится зоной новых воздушных арктических линий; грандиозные перелеты 1937 года на Северный полюс и в Америку проходили или непосредственно над Новой Землей или вблизи ее. Перелеты этого года показали на практике, что для успешного проведения полета на трассе Архангельск — Земля Франца-Иосифа — Северный полюс Матшар играет большую роль как промежуточная база. Трасса Амдерма — Земля Франца-Иосифа слишком велика по своему протяжению, в силу чего трудно рассчитывать здесь на благоприятную погоду в продолжение всего перелета. Все посадки на Матшаре были произведены именно по причине изменившихся метеорологических условий. Это обязывает произвести изыскания для оборудования здесь аэродрома и в первую очередь зимнего. Для зимнего аэродрома большое удобство представляет часть пролива у станции Маточкин Шар. Летний аэродром изыскать труднее: вершины гор хотя и представляют собой плоскогорья, но последние все покрыты хаотически нагроможденными выходами пород, поставленных на ребро, полуразрушенных ветрами, морозами, водой и ледниками. Поэтому здесь почти невозможно выбрать ровную посадочную площадку. Большие трудности представляет также снабжение машин горючим опять-таки вследствие крайне пересеченной местности, при которой нужен специальный вид транспорта. Остается только устройство на лето морских аэродромов, которые могут быть свободно изысканы и, главным образом, в районе губы Белушьей, или у мыса Дровяного, или в заливе против мыса Черного. Недоверие к Маточкину Шару со стороны пилотов, как к месту стоянки самолетов, навеянное рассказами о новоземельской боре, должно быть опровергнуто серьезным изучением природы этого явления. Несомненно, что при выборе надлежащих мест бора не может иметь никаких серьезных неприятных последствий.

Пролив представляет собой путь не только для кораблей. Он — большая дорога Новой Земли, им проходят промышленники на своих ботах с промысловых участков Карской стороны к факториям и базам. Зимой пролив прекрасный санный путь. Почти на всем своем протяжении он замерзает ровно, как река. Только в некоторые годы напором ветров и льдов путь преграждают торосы около выходов пролива к морям. Чаще же всего он замерзает спокойно и ровно, и тогда по его ледяному покрову проносятся собачьи упряжки, за 10-12 часов покрывающие весь пролив.

Новая Земля живет интенсивной жизнью. В поисках зверя промышленники часто переезжают с западной стороны на восточную, и наоборот. Ежегодно зимой совершает объезд становищ и всех населенных пунктов председатель островного совета. Часто проезжает врач, вызванный к больным, до которых приходится иногда ездить по 100-200 километров. Делают объезды ветеринар, инструктор промыслов, уполномоченный островного хозяйства Севморпути. Наконец, к 1 мая со всех становищ едут делегаты на пленум Совета в губу Белушью. Добрая половина их едет через Маточкин Шар. Здесь на полярных станциях можно укрыться от пурги, отогреться, накормить собак, узнать последние новости, отправить радиограммы на Большую землю и, отдохнув, двинуться в дальнейший путь. Человек подчинил себе новоземельскую суровую природу. Произошло это тогда, когда по заданию советского правительства сюда пришли ученые и исследователи, чтобы все измерить, поставить под контроль научного наблюдения арктическую природу, заснять на карту берега, горы и реки; выяснить законы, управляющие жизнью этой природы, и дать в руки людей точные сведения.

Наступили будни кропотливой планомерной работы. Кроме трех полярных станций, на берегах пролива расположилась большая фактория Лагерное. Здесь зимой живет около 100 человек, а летом, с приездом рыбаков, население увеличивается вдвое. Три больших дома засолочный рыбный завод, мастерские, универсальный магазин, больница и склады выросли за последнее время на мысу Лагерном, против места бывшей зимовки Пахтусова.

Здесь нормальным руслом идет налаженная жизнь, промышленники зимой ловят песца, нерпу, морского зайца, промышляют белого медведя, летом бьют белуху, собирают гагачий пух, яйца кайр, ловят треску и гольца. Скоро в Лагерное переведут из Белушьей губы школу и островной совет. Тогда Лагерное, расположенное в центре островов, будет столицей Новой Земли.

У Маточкина Шара есть свое будущее.

Борис Рихтер
Журнал "Советская Арктика" 1938 г. № 5

Погода на Новой







kaleidoscope_14.jpg

Читайте еще



 


2011-2025 © newlander home studio