Top.Mail.Ru
Company Logo

О Новой Земле

lux-5.jpg


Подписывайтесь на наш телеграмм канал!


Top.Mail.Ru

Яндекс.Метрика



К авралам нам не привыкать

В августе 1992 года я был направлен в Белушку в качестве руководителя группы для встречи груза и перевыпуска ряда инструкций, а также для встречи с руководством полигона. Я должен был дать информацию по характеру и объему проведения НВЭ и убедиться в возможности и готовности полигона к этим работам.

Прибытия груза нам пришлось ждать в Белушке около месяца.

12 октября 1992 года начальник штаба сообщил, что отход корабля ("Яуза") из Белушки в поселок Северный планируется на 19.00. В 18.15 мы направились к причалу. Но не успели подняться на корабль, как нам сообщили, что из-за неисправности гирокомпаса отход "Яузы" перенесен на 23.00. В 22.30 капитан "Яузы" сообщил, что они никак не могут отремонтировать гирокомпас. Дело в том, сказал он, что провести ремонт могут даже выпускники ПТУ, а у него такого кадра нет. Починкой занимается лейтенант с высшим образованием, но "там" их ремонтировать гирокомпасы не учили. А далее капитан сказал, что сегодня 12-е число, и если на исходе суток гирокомпас не отремонтируют, то с 00 часов 1 минуты он в море не выйдет, так как существует традиция: "Не уходить в плавание 13-го числа и по понедельникам". По этому поводу я вспомнил лозунг, висящий где-то в Белушке: "Морским традициям верны", и капитан, видимо, свято эти традиции соблюдал. Затем он изрек: "Так что от причала я отойду только 14-го числа в 00 часов 1 минуту. И никто мне не указ. Я найду тысячу причин, чтобы стоять на месте".

Забрали мы свои вещички и сошли на берег, чтобы ночь провести, да 13-е число скоротать. В гостинице появились около часу ночи и сразу же завалились спать. Чтобы не терять напрасно время, утром пошли мы с М. В. Соколовым посмотреть, как разместили свое оборудование для хранения сотрудники ВНИИЭФ. Оказалось, что автомобили закрыты в большом боксе гаража, а фургоны, контейнеры с имуществом и какие-то ящики просто лежат на дворе гаража. Кое-чего наши коллеги в конце хранения явно не досчитаются: рядом автомобильный парк со своими проблемами, да и матросики всегда интересуются чужим имуществом, невзирая на часового.

После ужина пошли в магазин "Полярная звезда". Неожиданно для себя я увидел на витрине дозиметр. Очень жалею, что не имел его лет 20 назад. Затем пришли на "Яузу". В салоне посмотрели новый политфильм "Монстр" про Сталина. Как-то уже надоело это прополаскивание мозгов.

На исходе дня раздались авральные команды. Действительно: в 00 часов 15 минут 14 ноября корабль начал отходить от причала. До открытого моря двигались по узкому каналу во льду толщиной 10-15 см, пробитому буксиром, способным проходить по льду толщиной до 30 см. Интересно, что "Яуза" может "брать" лед до 50 см, так что она и сама спокойно прошла бы по этому льду. Но буксир был в собственности полигона, и за его работу можно было получить дополнительные деньги.

В пути без происшествий. К причалу пришвартовались в 14.00 на следующий день. Капитан предъявил нам ультиматум: немедленно начать разгрузку и закончить ее к середине следующего дня. На этот чисто командный приказ я ответил, что к немедленной разгрузке мы не приступим, так как нам необходимо вступить в контакт с руководством, осмотреть место размещения оборудования, получить в распоряжение тягачи, автомобили, кран и обслуживающий их персонал, а также разместиться в гостинице и встать на довольствие. На это и уйдет остаток дня. Капитан раскипятился и пригрозил, что за ночь выставит наше хозяйство на пирс и отшвартуется от причала. Но, поняв, что "на пушку" нас не возьмешь, успокоился и стал заниматься своими корабельными делами.

На причале нас встретил командир поселка Северный капитан второго ранга В. П. Сердюков, спокойный, немногословный, с постоянно озабоченным видом. А этих забот у него хватало: поселок Северный обеспечивался всем по остаточному принципу. Вместе с командиром поехали посмотреть место размещения оборудования. Этим местом оказался громадный ангар (плауэн) 18х30х8 метров, внутри которого занят лишь небольшой участок в углу. Пол бетонный, есть электричество. У въездных ворот стоит будка часового и есть связь с караульным помещением. Нам были выделены: трейлер, два гусеничных трактора и тележка с платформой. С учетом нашей техники вполне достаточно. Группа сопровождения, поселившаяся на "Яузе", так на ней и осталась, а моя группа и позднее присоединившиеся к нам В. И. Беляков и В. С. Саков поселились в гостинице "Аврора". Осмотрелись. Сложилось впечатление, что при острой необходимости жить в ней можно и даже длительное время. Проводили нас в столовую и покормили ужином. Качество пищи и обслуживание оставили приятное впечатление. Были опасения, что при большой экспедиции персонал, конечно, справится, но всё будет несколько хуже.

Утром следующего дня группа В. А. Бакаева стоит у трюма с веселыми лицами, предвкушая начало разгрузки, а команда корабля на построении. Но вскоре разгрузка все же началась.

В этот день выяснилось, что горняки из проектной документации на штольню имели только чертеж общего вида. После знакомства с горняками мы поехали на штольню. Погода была замечательная: безветрие, температура около нуля, но весь день, как у нас сумерки. Солнце, которое здесь в редкие безоблачные дни появляется на 3-4 часа, было закрыто густым туманом, и были видны только Мрачные очертания гор. В штольне внутри всё было обледеневшим. На полу лед, сверху свешивались сосульки сталактитов.

К вечеру всё оборудование перевезли к плауэну, автомобили своим ходом. Причал освещался прожектором с "Яузы". Выгрузка проводилась корабельными средствами под руководством капитана. Автомобили и три контейнера разместили внутри плауэна, а еще три контейнера и ВЗК – у входа в плауэн так, чтобы груз, находящийся снаружи, был в поле зрения часового.

Вечером ужин был вполне приличный. Кстати, по общему мнению, питание в этом году значительно лучше, чем в прошлых годах, как по разнообразию, так по качеству приготовления. Когда работы с грузом были закончены, мы с А. С. Дегтярёвым зашли к строителям штольни А9п: к начальнику СМУ-13 майору В. Н. Шалобанову и главному инженеру подполковнику А. Н. Полосову. Люди очень доброжелательные. Угостили нас чаем, и зашел разговор об их жизни и работе: на полигоне ничего не делалось, "Спецстрой" был безжалостно сокращен, цемента и самосвалов для перевозки бетона не было. Обещания П. Грачева (министр обороны) не выполнялись, не было даже проектной документации на А9п. Нам были благодарны за то, что мы "на пальцах" показали им обустройство приустьевой площадки на штольне А9п. Надеялись, будучи в Белушке, разобраться с этими вопросами в ОКСе.

Всё это показывало резкое изменение отношения к нашим работам со стороны правительства и МО, в частности после прекращения полномасштабных ядерных испытаний, и заставляло нас постоянно работать в инициативном авральном режиме.

Итак, плауэн закрыт и опломбирован. Необходимые инструкции составлены и направлены для утверждения. Группа Бакаева вернулась на "Яузу" и продолжала там жить. Наша пятерка последнюю ночь в Северном провела в "Авроре". Утром завтрак, и на "Яузу". Пришел В. П. Сердюков, попрощались, и "Яуза" отшвартовалась от пирса. Погода по-прежнему хорошая. Единственное, что огорчает, пик Седова мы так и не увидели. Всё в мрачных туманных сумерках, видны лишь очертания гор, а вершины — в сплошном тумане.

Эти мрачные картины ассоциировались у меня с туманными перспективами наших будущих работ. Создалось впечатление, что главная задача живущих здесь офицеров это только обеспечение собственной жизни. Тепло, свет, питание, а всё остальное – в густом тумане. Отсутствие денег, материалов привели к потере стимулов в работе.

Нам рассказали такой случай. В течение года в Северный не поступило ни одного грамма краски, и только находчивость командира помогла выйти из этого положения. А дело было так. К причалу швартовалось судно "Двина", и по оплошности капитана судном был поврежден причал. В. П. Сердюков поставил капитану условие: или он компенсирует ущерб материалами, или жалоба будет передана в соответствующую инстанцию со всеми вытекающими последствиями для капитана. Тот откупился двумя бочками краски. Причал Сердюков починил своими силами, а его находчивость позволила сделать хоть маломальский ремонт с покраской. Продукты на 1993 год в Северный завезли в неполном объеме, и теперь уже не могли завезти, так как навигация закончилась. И чего раньше на полигонах и в помине не было, а теперь появилось, это воровство: стали воровать по-малому и по-крупному. На причале лежит вскрытый контейнер с трактором, с которого сняты дефицитные детали, задержан груз: полторы тонны медной проволоки и оплетки кабеля, предназначенные на нелегальный вывоз; у местных отъезжающих обнаруживают пучки кабеля длиной по метру, которые вывозятся для извлечения из него меди; один из командиров той же "Двины" во время разгрузки утаил в трюме судна 33 мешка картофеля и тонну муки, предназначенные для Северного. Местные режимные деятели и на нас смотрели, как на своих потенциальных "крестников". Но потом всё-таки поняли, что мы народ совсем другой, и с нами их жизнь была бы куда спокойней. В разговорах нам показалось, что всем хочется всё-таки заниматься делом, а не прозябать.

Уже темно, штиль. Острее ощущается усталость. В предыдущий день отработали 16 часов и отдыхать легли поздно. Вдали по курсу показались огни берегового маяка Белушки. "Яуза" пришвартовалась к причалу, по другую сторону которого стояла уже упомянутая "Двина". Хорошо, что перед отплытием из поселка Северный мы забронировали места в гостинице и через полчаса были на местах, обжитых в течение предыдущего месяца.

После позднего завтрака пошли в ОКС и выяснили, что наконец-то пришла вся проектная документация на штольню А9п. Из накладной поняли, что документация была направлена на полигон еще в августе, а сюда добралась лишь через два с половиной месяца. На оленях ее бы доставили гораздо быстрей! Результат — упущенное время. Работы на приустьевой, можно будет делать только в июле будущего года, когда сойдет снег.

Все знают, что для работы нужен свежий цемент, а хранить его негде. Щебень и песок завозить к зиме не резон, так как всё смерзнется. Навигация начнется только в июле. Как у строителей, так и у горняков почти нет рабочих. Некого посадить на электровоз, некому выполнять вспомогательные работы. Договорились о встрече с командиром полигона вице-адмиралом В. А. Горевым для проведения совещания.

После моей информации на совещании о неготовности полигона к проведению совместных работ по НВЭ В. В. Выскребенцев и В. А. Лепский высказали жалобы на отсутствие финансирования и резкое сокращение кадров.

Выступление В. А. Горева сводилось к тому же. Из их выступлений было видно, что система разваливается. Еще год бездействия, и они вообще будут не способны проводить работы на полигоне. Понимает ли это кто-нибудь в руководстве МСМ и МО РФ? В итоге договорились о проведении соответствующего совещания в департаменте в Москве. Было принято и наше предложение о более частом и Длительном нахождении на полигоне представителей ВНИИТФ. Далее мы попросили содействия в отправке наших людей на материк. Прощаясь, командир заверил нас, что он лично проконтролирует отправку домой наших сотрудников. Свое обещание он сдержал.

Очерк Н.Н. Капустина из сборника "Без права на ошибку" 2015 г.

Погода на Новой







kaleidoscope_10.jpg

Читайте еще



 


2011-2025 © newlander home studio