Top.Mail.Ru
Company Logo

О Новой Земле

lux-29.jpg


Подписывайтесь на наш телеграмм канал!


Top.Mail.Ru

Яндекс.Метрика



Полярная экспедиция на Новую Землю 1925 г.

В 1925 году было принято решение, вновь, как и год назад (см. "Над Новой Землей") привлечь авиацию к арктическим исследованиям в районе Новой Земли. Для этого управлением ВВС РККА было предоставлено два самолета «Ю-20» (Junkers Ju.20). Возглавил экспедицию летчик Б.Г. Чухновский. Кроме него в отряд вошли: летчик О.А. Кальвиц, летнаб Н.Н. Родзевич, авиамеханики А.Н. Федукин и О.Д. Санаужак.

Не смотря на то, что итоги исследовательских полетов оценивались критично даже участниками экспедиции (поздний прилет на «Маточкин Шар», отсутствие продуманного плана полетов и пр.) сам перелет над безжизненными арктическими просторами нужно признать выдающимся. Ведь в это время летчиков рискнувших выполнять дальние полеты в бассейне Северного ледовитого океана в мире было не более двух десятков, и в их рядах – пять отважных советских авиаторов.

Ниже приводится отчет об этой экспедиции летнаба Н.Н. Родзевича

Стремление открыть северный морской путь, имеющий большое экономическое значение, а также предположение о наличии в недрах Новой Земли ценных ископаемых заставили гидрографию обратить внимание на север, заняться с'емками, промерами, изучением и описанием берегов в целях установления безопасности кораблевождения, изучением метеорологического и гидрологического режимов морей Баренцова и Карского, оказывающих огромное влияние на судоходство. А это в первую очередь привело к постройке радиостанций и обсерваторий. Так в районе Новой Земли уже работают радиостанции и метеорологические посты Канин Нос, Югорский Шар, Вайгач, Маточкин Шар, Маре-Сале и Диксон. Из них станция Маре-Сале в 1925 г. не работала из-за обвала. Намечена постройка радиостанции на северной оконечности Новой Земли мысе Желания. Эта станция будет иметь большое значение при изучении полярных льдов, а также для воздушного сообщения. В будущем все радиостанции севера будут иметь значение не только как посты наблюдения и связи, но и как радиомаяки, так как условия ориентировки в Северном Ледовитом океане очень трудны и радиопеленгация должна здесь сыграть большую роль. Но одних постов и радиостанций для целей кораблевождения в условиях Северного Ледовитого океана недостаточно. Вот почему был выдвинут вопрос об организации на побережье ряда гидросамолетных станций. Вследствие этого уже в 1924 г. Главное гидрографическое управление добилось прикомандирования к своей северной экспедиции одного гидросамолета, а в 1925 г. двух. Эти же гидросамолеты должны были нести и разведку льда для облегчения судам сибирской экспедиции прохода Карским морем.

 

ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ ГИДРОСАМОЛЕТ НА НОВОЙ ЗЕМЛЕ

В 1924 г. в распоряжение экспедиции гидрографа Матусевича был дан один самолет типа "Ю-20" с морским летчиком Чухновским и механиком Санаужак. Морской летчик Чухновский и механик Санаужак совершили на Новой Земле 12 полетов продолжительностью около 13 часов, ведя разведку льда и прибрежной полосы. Никаких более подробных сведений об этих работах мы не имеем, кроме того, что самолет был доставлен на Маточкин Шар в разобранном виде на пароходе "Юшар", а обратно в Архангельск на барже.

Задачи северной гидроэкспедиции на 1925 г. заключались в следующем: оборудование постоянной полярной обсерватории Маточкин Шар, построенной в 1923 г., доставка новой смены зимовщиков на 1925 г. наблюдателей, магнитологов, гидрографов, биологов и определителей силы тяжести. Гидрографические работы заключались в морском описании западного и восточного берегов Новой Земли на N и NO от Маточкина Шара и устья реки Плоры.

Учитывая опыт экспедиции 1924 г. и неудобства неоднократной (до семи раз) перегрузки самолета, в экспедицию 1925 г. самолеты на Новую Землю из Ленинграда были посланы летом.

 

ПОЛЯРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА НОВУЮ ЗЕМЛЮ В 1925 г.

Для экспедиции 1925 г. было предоставлено два самолета типа Ю-20 со следующим личным составом: начальник экспедиции слушатель Морской академии, морской летчик Чухновский и военморы N отдельного разведывательного морского отряда военных воздушных сил Балтийского моря, морской летчик Кальвиц О. А., Родзевич Н. Н.; авиомеханики Федукин А. Н. и Санаужак О. Д.

Предполагалось, что в экспедицию будут назначены самолеты "Ю-13", но к сожалению наряд их задержался, и в экспедицию вошли два самолета типа "Ю-20", обладающие сравнительно малым радиусом действия и некоторыми другими экспедиционными недостатками, а также непригодностью для посадки на морскую и океанскую волну.

Самолеты были снабжены радиопередатчиками и несколько усиленным шасси; компас системы Бамберга; окна для фотоаппаратов имелись на самолетах, но не было деревянного кожуха для точной установки при плановой с'емке. Снабжение состояло из двух ящиков, инструмента, запасного мотора BMW в 185 НР, запасного радиатора, ящика ракет и ракетницы, фотоаппаратов Ульянина и Потте (пластинки пленки к ним), двух компасов, 3,28 т бензина в 19 бочках, 0,42 т масла в двух бочках, мелкого инструмента. Запасных винтов не было: они были доставлены в Архангельск лишь ко времени обратного возвращения экспедиции. Следует отметить, что запасные винты были особенно необходимы, так как повреждение винтов может сорвать работу всей экспедиции и обречь самолеты на бездействие.

Радиотелеграфная станция "АК-23" была получена накануне вылета из Архангельска и естественно не была использована.

Базами на пути полета служили два крытых вагона (один с бензином, другой с запасными частями), отправленные по Северной железной дороге 22 июля.

Вначале предполагалось, что самолеты вылетят 28 июля, с этой целью из лагеря N морского отряда были вызваны 22 числа механики, а 24 морской летчик Кальвиц и летчик Родзевич.

Я должен был следовать поездом в Архангельск для распределения бензина по местам предполагаемых посадок и ожидать там прибытия самолетов, идущих летом, после чего один из механиков должен был следовать на Новую Землю на первом идущем пароходе. 26 июля я отбыл в Архангельск, куда и прибыл 28 числа, немедленно приступив к получению и распределению грузов по местам предполагаемых посадок. Грузы были распределены на двух судах, а именно: бензин на пароход "Мурман", за исключением шести бочек, оставленных в Архангельске, масло и фотооборудование на "Таймыр", идущий непосредственно на Маточкин Шар. На базе экспедиции (в Архангельске) были оставлены все остальные части и 16 кг касторового масла. Пароход "Мурман" под брейд-вымпелом начальника северной гидрографической экспедиции Матусевича имел на борту береговые партии, а на буксире яхту "Светлана", "Таймыр" же имел на буксире баржу с запасными и строительными материалами для радио Маточкин Шар, а на борту смену зимовщиков на 1926 г. Оба корабля были в полной готовности к отходу, но отбытие задерживалось отсутствием самолетов и распоряжением начальника гидрографического управления т. Викторова не уходить без самолетов. Телеграфный запрос т. Матусевича выяснил, что самолеты вылетели 4 августа. В скором времени полученная от т. Чухновского телеграмма указала на бесцельность дальнейшего ожидания, и оба корабля в 19 час. 7 августа вышли в море.

 

ПЕРЕХОД АРХАНГЕЛЬСК — МАТОЧКИН ШАР

Морлет Чухновский просил развезти бензин по следующим пунктам: в Архангельск 0,8 т, на остров Колгуев 0,32 т, в Белужью губу 0,32 т, на Маточкин Шар 1,12 т и 0,48 т оставить на корабле. Посадки намечались: в Белом море, у предполагавшегося корабля сопровождения в становище Бугрино, что на южной стороне острова Колгуева, в губе Белужьей, на Новой Земле и в Маточкином Шаре, как на месте базирования. Предполагалось, что одно из судов экспедиции, имея на борту бензин, будет находиться в Белом море, а в океане будет находиться одно из судов Госполитуправления на всякий случай. Весь расчет был построен для самолетов "Ю-13", скорость которых ошибочно определялась в 165 км. Вследствие этого считалось совершенно излишним завозить бензин куда-либо в Белое море.

7 августа в 19 часов оба корабля снялись с якоря и вышли в море, но, дойдя до мыса Корецкого, снова встали на якорь, чтобы переждать шторм. 8 августа на горизонте были усмотрены "Аврора" и "Комсомолец", шедшие курсом на пловучий маяк. Борясь с непрерывным штормом, ложась два раза в дрейф в районе острова Колгуева, с качкой 45° на борт, "Таймыр" дошел до Маточкина Шара и в 14 часов 12 августа отдал якорь на траверзе обсерватории. Привезенное имущество было свезено на радиостанцию. Во время похода можно было убедиться в том, что самолеты "Ю-20" легко могли быть размещены на юте парохода "Таймыр", для чего достаточно снять лишь одни плоскости. С некоторой натяжкой можно разместить и три самолета. Но следует обратить внимание на то, что гик грот-мачты очень короток и не позволяет производить подъем и спуск. А весь такелаж слишком стар и ненадежен. "Таймыр" вышел 22 августа в обратный рейс.

 

ВЫЛЕТ САМОЛЕТОВ ИЗ ЛЕНИНГРАДА. ПЕРЕЛЕТ ЛЕНИНГРАД — МЕДВЕЖЬЯ ГОРА

Предполагаемый маршрут полета был Ленинград — Петрозаводск— Архангельск — Три Острова — остров Колгуев — Белужья губа — Маточкин Шар, с посадками во всех пяти пунктах.

Из Ленинграда самолеты вылетели 4 августа в шесть часов, идя над рекой Невой и имея головным морлета Чухновского с механиком Санаужак. Вторым шел морлет Кальвиц. Посадка была произведена в Ладоге близ монастыря около восьми часов утра. После этого самолеты, имея головным морлета Кальвица, взяв направление на Онежское озеро, достигли г. Петрозаводска в 19 часов, произвели посадку в местечке Соломенном на аэродроме Авиарадиохима. В 9 часов была еще посадка на Пелдожозере.

Аэродром в Петрозаводске находится на берегу озера, на набережной имеется маленький спуск, такой же ширины, как и на Гутуевском аэродроме. Подходить к нему надлежит строго по нормали, так как вблизи него есть камни и затопленные бревна. Направление спуска на 0; у самой пристани глубина весьма значительная. Аэродром Авиарадиохима расположен на 0 от города, в местечке Соломенном, закрытом от ветра и волны; представляет собой широкий, весьма ровный спуск, дающий возможность самолету самостоятельно на моторе дойти до площадки. На аэродроме имеется род ангара навес. Расположен аэродром на лесопильном заводе и связан с городом рейсом парохода "Шиповка" и телефоном. Рабочая сила может быть взята с завода.

Пробыв в Петрозаводске четыре дня, 8 августа в 12 часов самолеты вылетели по направлению ст. Медвежья Гора, куда был направлен бензин в количестве 0,13 т.

Бензин был доставлен Авиарадиохимом. Эта посадка в Медвежьей Горе в программу не входила и явилась второй непрограммной посадкой, если не считать посадки в Ладожском озере. В течение всего полета дул встречный ветер направления О.

 

ПЕРЕЛЕТ МЕДВЕЖЬЯ ГОРА — АРХАНГЕЛЬСК

Достигнув ст. Медвежья Гора в 20 часов 8 августа, переночевав там и пополнив запасы бензина, самолеты 9 августа в 4 часа 30 минут взлетели и легли курсом на Архангельск. Перелет этот прошел без всяких осложнений, погода благоприятствовала. Город Онега остался влево от курса. На перегоне Петрозаводск Онега имеется много озер, годных для посадки, а также большое количество болот. Местность болотистая и лесистая, с сравнительно малым количеством поселков. Лишь в одном районе, около 40 км полета, посадка почти невозможна за неимением озер и рек. Карта местности очень неточна и страдает отсутствием многих подробностей.

Расстояние от Медвежьей Горы до Архангельска было пройдено в четыре часа тридцать минут. В 9 часов 9 августа самолеты экспедиции сели на реке Двине, в предместье города Соломбале; самолеты были вытащены на песок Соломбальских кошек (отмелей) . Весь перелет совершался с одной лишь картой, и то в конце концов улетевшей. Морлет Кальвиц карты не имел вовсе, что нужно отнести к недостаткам организации. Стоянка самолетов на "кошке" достаточно удобна и безопасна, так как крепились самолеты штопорами.

 

ПЕРЕЛЕТ АРХАНГЕЛЬСК — ТРИ ОСТРОВА

Наметив время вылета, т. Чухновский попросил начальника Убеко Севера, военмора Чичагова доставить бензин на Три Острова. А так как Три Острова представляют собой фактически три камня, на которые самолетам не выйти, то пришлось просить, чтобы корабль ожидал самолеты. Таким образом несложный сам по себе перелет Ленинград Новая Земля все усложнялся. Начальник Убеко погрузил две бочки бензина на тральщик "Кола" с приказанием ожидать самолеты. Из базы были получены выписанные заблаговременно морские карты и спасательные пояса; от начальника гарнизона — ракеты. Перед вылетом были совершены пробные полеты с представителями Авиарадиохима и гарнизона. Связь с "кошкой" держалась убековскими катерами.

Каждый самолет, шедший в перелет, имел на себе следующее: 1) полный запас бензина; 2) собственные вещи летчиков; 3) по два штопора и якорь; 4) концы; 5) продуктов на 4 дня; 6) по бидону в 8 кг спирта; 7) по десяти ракет; 8) чехлы; 9) карабин; 10) спасательный пояс; 11) сумку с инструментами и 12) бидон.

14 августа самолеты пытались вылететь, но не могли оторваться, очевидно из-за полного штиля; 15 августа самолеты поднялись и легли на NO мимо острова Мудьюг и пловучего маяка. Погода полный штиль, легкая дымка.

Через два часа открылся Терский берег. Справа остался Зимнегорский высокий берег с его девственными лесами и непроходимыми болотами. Миновали Зимнегорский и Вепревский маяки, оставив вправо маяк Инцы. Пересекли горло Белого моря и подошли с западной стороны к о. Сосновец. Остров Сосновец дает хорошее укрытие от ветров и волнения и с S и О допускает подход самолета к берегу. На острове маяк, метеорологическая станция И радиостанция. Остров может быть хорошо использован как база гидросамолетов и является той точкой, около которой проходят все суда, так как он лежит на фарватере. В военное время остров Сосновец был базой тральщиков и местом ожидания транспортами конвоя. В настоящее время радио не работает, но на материке (напротив) есть телефон. Подойдя к острову и пролетев над ним, самолеты легли курсом вдоль берега. На фарватере шел на N пароход с лесом. В скором времени заметили стоявшую на якоре "Колу", снизились, сели на воду и на моторе подошли к ее борту, где отшвартовались и стали принимать бензин. Погода — штиль.

Пополнив запас бензина и отдохнув, в 17 часов взлетели и легли на 0, чтобы вторично пересечь горло Белого моря. Выбор базы на Трех Островах неудачен, так как нельзя подойти к берегу, а в случае свежей погоды нельзя сесть и у корабля. Кроме того эти острова лежат вне курса самолетов, идущих на Новую Землю. В этом отношении удобнее остров Моржовец, имеющий к тому же большое озеро, радио и прочие удобства, которых нет на Трех Островах. В смысле же туманов как Моржовец, так и Три Острова почти одинаковы. Итак, вылетев в 17 часов 15 августа курсом на остров Колгуев, с этого момента самолеты потеряли с нами всякую связь.

В ОЖИДАНИИ САМОЛЕТОВ В МАТОЧКИНОМ ШАРЕ

Находясь на обсерватории Маточкин Шар с 12 августа, я ожидал каких-либо телеграмм от морлета Чухновского, но не получил и пользовался лишь "подслушанным" радио. Вследствие этого 21 числа я запросил по радио находившегося в Баренцовом море т. Матусевича, а также и начальника Убеко Севера т. Чичагова о местонахождении самолетов. В ответ на свой запрос я получил следующие радиограммы.

РАДИОГРАММА
Р. 9. Из Архангельска No 13/6, 24 августа 1925 г.
Матшар. Родзевичу.

Сообщению командира Колы самолеты 15 августа 17 часов вылетели направлению Яжмы канинском берегу. Дано распоряжение судам, маякам и рациям.

Чичагов

 

РАДИОГРАММА
Из Мурмана No 24, 23 августа 1925 г.
Срочно. Архангельск. Начальнику Убеко.
Копия: Матшар. Родзевичу.

До 23 августа самолеты Бугрино 2 не прилетали. Обеспокоен их судьбой, иду искать их Чешскую губу и восточный берет Канина. Прошу послать судно осмотреть западный Канин и Мезенский залив.

Матусевич

 

На основании этих радиотелеграмм я сообщил по радио начальнику ВВС Балтморя о положении дела. Тов. Матусевич на "Мурмане", прервав работу в Баренцовом море, вышел в Чешскую губу. "Полярный", бывший у острова Вайгач, пошел к западному Канину, а "Таймыр", шедший в Архангельск, попутно осмотрел Белужью губу. Самолетов найдено не было, но царила уверенность, что они не погибли, так как трудно было допустить одновременную гибель двух самолетов. 25 августа было получено следующее радио.

РАДИОГРАММА
Архангельск. Начубеко. КД. Из Носа (Канин), 20 августа 1925 г.
Копия Н. Н. Матусевичу. Копия: Матшар. Родзевичу.

Сего числа получено письмо летчика Чухновского, доставленное ненцем на оленях, каковым сообщается, что, вылетев 15 августа Трех Островов, держа курс Колгуев, тот же день вынуждены были сесть из-за тумана сперва устье реки Чеша, затем у Микулкина мыса (Чешский залив).

Встречный свежий норд-ост мешает вылету, первой возмож ности вылетают Колгуев. Просьбой Чухновского ненцу дано 5 фунтов сахару и фунт натурчая, каковыми летчики столовались. Вышеозначенные продукты, выданные ненцу, прошу возместить первой оказии.

Начрации Канин Нос Попов

 

РАДИОГРАММА
Из сл. св. No 1395, 27/VIII, 16 ч. 30 м.
Маточкин Шар. Родзевичу.

Получено Канина радио, самолеты вследствие тумана, свежего норд-оста задержались мыс Микулкин Чешской губе, вылетают Колгуев первой возможности.

Чичагов

 

29 августа около 7 часов самолеты прилетели в Маточкин Шар и встали у обсерватории.

С 10-х чисел окончился полярный день, и солнце стало заходить на минуту, а далее все дольше и дольше оставалось под горизонтом. С 12 по 30 августа стояли исключительно летные погоды, и шарпилот скрывался на высоте до 11.000 м. Но к сожалению погоды эти были упущены самолетами вследствие позднего вылета. Принцип севера "лови погоду" не был применен, и самый разгар новоземельского лета не был использован. Вследствие этого первая часть программы — разведка льдов для сибирской экспедиции выполнена не была.

 

ПЕРЕЛЕТ ТРИ ОСТРОВА — ОСТРОВ КОЛГУЕВ

В то время, когда самолеты считались без вести пропавшими, с ними происходило следующее.

Вылетев 16 августа в 17 часов, самолеты легли курсом на 0 к устью реки Чеша, что на Канинском полуострове. Погода была тихая, в море штиль. Справа по курсу виднелся вдалеке остров Моржовец.

Дойдя до устья реки Чеша, морлет Чухновский сделал посадку, вызвавшую естественно посадку и другого самолета. Погода была хорошая и время светлое, дающее возможность дойти до острова Колгуева в этот же вечер. Посадка была произведена в 18 час. 30 мин., т. е. через полтора часа с момента вылета. По мнению морлета Кальвица не было никаких оснований садиться и можно было бы достигнуть о. Колгуева в тот же вечер, что изменило бы дальнейшую картину.

На следующий день подул О, сопровождаемый в этих местах обычно туманом, почему вылет не состоялся. К этому времени запасы продовольствия стали иссякать, и пришлось прибегнуть к охоте при помощи карабина. Были убиты две гагары и чайка, из них был сварен в ведре суп. Большой неприятностью являлись сильные приливы и отливы, достигавшие в этих местах высоты в 5,5 м. В скором времени поднялся шторм, и летный состав напрягал все усилия, чтобы сохранить самолеты, беспрерывно засыпаемые песком и галькой.

На третий день решили лететь, несмотря на свежий О, но, пролетев около 20 минут вдоль берега, товарищ Чухновский заметил два чума и сел у них. Предполагаемый отсюда того же дня вылет не состоялся, так как при малой воде самолеты оказались чуть ли не в полутора километрах от воды. С вечера же стал усиливаться О и развился до степени шторма при ветре до 50 м/сек. О полете нечего было и думать, и летчикам пришлось разместиться в чумах ненцев и перейти на их иждивение.

Встретившие летчиков сначала с низкими поклонами ненцы в скором времени стали недовольны. Причиной этого было то, что у летчиков не оказалось продовольствия и такого ходкого здесь продукта, как чай и сахар, а необходимость кормить в течение целой недели четырех летчиков не могла конечно доставить удовольствия северным кочевникам, хотя канинские ненцы и считаются самыми богатыми. Наконец 24 августа т. Чухновский уговорил ненца с'ездить на оленях на радиостанцию Канин Нос с письмом. За 20 руб. и обещанный ему сахар ненец с'ездил на радиостанцию, и результатом этого явилась вышеприведенная радиограмма начальника радиостанции Канин Нос т. Попова.

25 августа явилась возможность вылета, хотя дул свежий О и ходила большая волна. Вылетели утром и легли по компасу, принимая во внимание склонение. Шли на высоте 800 м открытым океаном. Расстояние до острова Колгуева было покрыто в два часа. Вынужденная посадка на волну была бы гибелью. Временами входили в облака. Никаких судов поблизости не было. Посадку сделали у станции Бугрино, что на южной оконечности острова. Неудобство доставки бензина к месту посадки задержало вылет до утра.

 

ПЕРЕЛЕТ ОСТРОВ КОЛГУЕВ -- ОБСЕРВАТОРИЯ МАТОЧКИН ШАР

Вылетев утром 26 августа, идя открытым океаном исключительно по компасу, видели под собой лишь волны, не дающие возможности посадки. Через 3,5 часа достигли Белужьей губы, где и сели, встреченные представителями Госторга. Пополнившись бензином и переночевав, вылетели 27 числа утром и пошли в перелет Белужья губа становище Малые Кармакулы.

По пути попадали в туман, заставлявший снижаться до самой воды, почему сделали посадку на Круглом озере, расположенном на Гусиной Земле, названной так из-за множества гусей, прилетающих сюда летом. Сама Гусиная Земля сплошная сеть озер и болот. Переночевав на этом безлюдном озере, утром 28 августа вылетели в становище Малые Кармакулы, которого достигли через 40 минут; переночевали у представителей Госторга.

Утром 29 августа пошли в перелет Малые Кармакулы — обсерватория Маточкин Шар, идя сначала Баренцовым морем до входа в пролив Маточкин Шар, далее на О по проливу к Карскому морю. Погода ясная. Через 1 ч. 45 м. сели у обсерватории. Самолет Чухновского пришел почти без воды в радиаторе, и не только мотор, но и весь капот были уже желтыми из-за течи радиаторов. Здесь уместно будет упомянуть, что 25 августа, сидя у мыса Микулкина, летчики видели дым и рангоут парохода, очевидно "Мурмана", разыскивавшего самолеты. Летчиками были выпущены ракеты, не замеченные конечно среди белого дня. Вылететь было уже нельзя из-за малой воды.

Таким образом, вылетев из Ленинграда 4 августа, самолеты лишь 29 августа прибыли на постоянную полярную геофизическую обсерваторию Маточкин Шар.

 

ПЛАН РАБОТ ПРИ БАЗИРОВАНИИ НА ОБСЕРВАТОРИЮ МАТОЧКИН ШАР

В самом начале вследствие неправильных данных о скорости самолета "Ю-20" в 110 миль предполагалось:

1) вести разведку льда для сибирской экспедиции как на пути ее к Архангельску, так и на обратном; предполагалось, что самолеты будут облетать периметр треугольника: Маточкин Шар — о. Белый — Югорский Шар, т. е. тот периметр, облет которого осветит состояние льдов Карского моря, что при самолетной скорости будет иметь колоссальное значение для пробивающихся через льды судов экспедиции;

2) разведку прибрежной полосы как в Карском, так и в Баренцовом морях в целях поисков мелей и рифов;

3) совместный поход с "Мурманом" к крайней северной точке Новой Земли мысу Желания с одновременной разведкой льда. В виду же опоздания самолетов на целый месяц, первая часть программы отпала, так как сибирская экспедиция, вышедшая в реку Обь 3 июля, к тому времени пришла к месту назначения, пользуясь разведкой т. Евгенова на ледокольном пароходе "Малыгин". Непредвиденный поход в Чешскую губу в поисках самолетов отнял ценное время, заставил зайти вне программы в Архангельск за углем, почему и пребывание экспедиции на Новой Земле было весьма непродолжительным для окончания своих собственных, неавиационных работ; поэтому и руководство работой авиации было невозможно.

В силу этих обстоятельств, а главным образом из-за потери времени на поиски самолетов и непредвиденного захода в Архангельск, поход к мысу Желания был отменен.

Разведка же у мыса Желания была крайне желательна, так как там предполагается постройка радиостанции, а карский берег от этого мыса до острова Пахтусова совершенно не обследован и нанесен на картах неверно, как почти и вся береговая часть Новой Земли, искаженная местами до неузнаваемости.

 

РАБОТА В МАТОЧКИНОМ ШАРЕ НА ПОЛЯРНОЙ ГЕОФИЗИЧЕСКОЙ ОБСЕРВАТОРИИ

Самолеты прилетели 29 августа около 7 часов. Через час был совершен первый рабочий полет. В 9 час. 30 мин. самолет с морлетом Кальвицем и Родзевичем взлетел и лег на 5° от Маточкина Шара по восточному берегу Новой Земли, иначе по западной стороне Карского моря.

Задание: разведка льда в направлении Карских ворот; продолжительность не более 1 часа. Далее залива Шуберта не заходить, а в море более пяти миль не уходить. Погода: ясно, свежий ветер, над Карским морем туман, море спокойно (береговой ветер).

Идя вдоль берега, самолет набрал высоту в 1.600 м и развил хорошую скорость благодаря попутному ветру. Слева ширилось Карское море без малейших признаков льда, справа снежные вершины гор и безжизненные скалистые берега, кое-где поросшие мхом и испещренные большим количеством озер и горных ручьев, берущих начало в снегах гор. Берега обрывисты и угрюмы, с большим количеством прибитого течением и ветрами "плавника". В море крупная зыбь как следствие бушующего кое-где шторма, либо остатков прошедшего. Этот первый полет сразу показал неправильность карты и неверно нанесенную береговую линию, временами искаженную до неузнаваемости.

На траверзе залива Клокова, в 2,5 мили от берега, я заметил буруны от зыби как признак находящихся здесь рифов. Но вследствие зыби самих рифов заметить не удалось, несмотря на кристаллическую прозрачность вод Карского моря. Достигнув залива Шуберта, самолет лег на обратный курс и в 10 часов 30 минут сделал посадку против обсерватории. Результаты разведки: в пределах видимости — 100 миль — льдов не обнаружено; на траверзе залива Клокова замечены рифы.

С 29 августа полетов не было, так как производилась переборка моторов. И лишь 9 сентября в виду ожидающегося обратного выхода сибирской экспедиции по просьбе товарища Евгенова были начаты разведки льда. 9 сентября взлет Кальвица не удался из-за волны: самолет черпал воду концами крыльев.

Второй полет 11 сентября. В 8 часов взлетел Кальвиц с Родзевичем по тому же заданию, что и в первый раз. Вернулся обратно в 8 ч. 50 м. Высота 700 м. Льда не обнаружено.

Третий полет двух самолетов 12 сентября. В 10 час. 05 мин. взлетели Чухновский с Родзевичем и Кальвиц с начальником обсерватории т. Герингом. Задание: разведка льда на 5° и 50° от Маточкина Шара. Вернулись в 11 ч. 25 м. Высота 500 м. В пределах видимости 150 миль льдов не обнаружено.

Четвертый полет двух самолетов 16 сентября. С утра густой низовой туман, снег, свежий О. Получено радио, что где-то к северу от Маточкина Шара вблизи берега находится ледокол "Малыгин", с которого т. Евгенов просит самолетами указать его место, если полет в тумане не рискован. Тов. Чухновский вылетел в 9 ч. 15 м., имея на борту Родзевича, а морлет Кальвиц одного сотрудника обсерватории. Дойдя до мыса Выходного, самолеты попали в сплошной низовой туман и снег и теряли друг друга из вида, почему полет был признан опасным, и самолеты в 9 ч. 30 м. вернулись обратно. К этому времени было получено радио от начальника сибирской экспедиции т. Тимофеева о том, что он на пароходе "Аркос" стоит около Маточкина Шара, определив свое место по радиопеленту станции Маточкин Шар.

В свою очередь было определено по радио и местонахождение "Малыгина", оказавшегося в 20 милях от места стоянки "Аркоса". Тов. Тимофеев просил выслать самолеты, чтобы указать вход, так как из-за отсутствия маяков, мигалок и знаков вход в Маточкин Шар бывает трудно опознать даже и в хорошую погоду.

Поэтому был совершен пятый одиночный полет. 16 сентября в 10 час. 15 мин. морлет Чухновский, имея на борту Родзевича, вылетел и немедленно исчез в снегу и тумане Карского моря. Летая в районе мыса Выходного и залива Канкрина при абсолютном отсутствии видимости на высоте 150 м, ослепляемые снегом, мы через час полета вернулись обратно, сделав посадку в 11 ч. 15 м. Часа через два в пролив вошли суда экспедиции "Аркоса", а спустя некоторое время и "Малыгин". Соединившись, суда проследовали на W. Видели ли пароходы самолет или нет — неизвестно, как неизвестно, оказал ли самолет помощь им при входе в Маточкин Шар, но так или иначе предшествующие разведки льдов Карского моря дали возможность трем судам экспедиции пройти наиболее коротким путем через пролив Маточкин Шар. Этим полетом кончаются разведки льдов Карского моря.

Шестой парный полет был произведен 19 сентября и имел целью разведку как льда, так и береговой полосы Маточкина Шара по карскому берегу. Конечная точка полета указана не была. Взлетели самолеты в 15 ч. 20 м. и легли курсом на N. На головном самолете шел морлет Чухновский и Родзевич, а на втором морлет Кальвиц и радиотелеграфист обсерватории т. Мендельман. Пройдя залив Канкрина, что в 10 милях от Маточкина Шара, Чухновский заметил кипение радиатора, почему сел в заливе Канкрина у промысловой избушки. Кальвиц последовал примеру головного и тоже сел. Родзевич долил радиатор пресной водой из озера и запустил мотор. Мотор работал хорошо, но при попытке отрыва радиатор закипел вновь, вследствие чего снова подошли к берегу, и Родзевич снова долил радиатор; только тут обратили внимание, что заслонки радиатора были закрыты. Немедленно обе заслонки были сняты, мотор запущен, и оба самолета снова взлетели и легли на N; дойдя до залива Чекина, повернули обратно и в 18 ч. 30 м. сели у обсерватории.

Разведкой была установлена неправильность нанесения на карту заливов Канкрина и Чекина. На траверзе IV мыса, считая от мыса Выходного, замечено подозрительное пятно — глубина. Хорошо видны снежные вершины севера и их ледники. Интересно отметить, что при посадке самолета в заливе Канкрина морские зайцы (род тюленей) не только не боялись, но близко, до десяти шагов, подплывали к самолету, несмотря на работающий мотор; стаи гусей и уток при приближении самолета испуганно разлетались. Во время этого полета был сделан перспективный снимок у залива Канкрина.

Пришедший на "Мурмане" т. Матусевич приказал Чухновскому произвести детальную разведку береговой полосы на 100 миль, на N и 5° от Маточкина Шара, почему 19 сентября был совершен седьмой одиночный полет по разведке береговой полосы на S от Маточкина Шара до залива Галла (около 60 миль). В 10 час. 15 мин. самолет с морлетом Кальвиц и летнабом Родзевичем взлетел и лег на Ѕ вдоль берега. Погода в Карском море полный штиль, облачность О, ясно. Согласно приказанию не летать дальше мыса Галла самолет, дойдя до этого мыса, лег на обратный курс и в 11 ч. 40 м. сел у обсерватории, пробыв в воздухе 1 ч. 30 м.

В результате были установлены опасность входа в залив Клокова, наличие мелей, гряды камней к О от мыса Бык; найдены и нанесены на карту четыре гряды подводных камней близ залива Клокова и две близ мыса Брандта; также нанесен на карту ряд мелей; установлена неправильность нанесения на карту залива Брандта и залива Шуберта, найдены косы отмелей и камни в заливе Галла, и отмечена неправильность контуров залива; определена опасность для входа судов в заливы Галла и Клокова: даны некоторые указания для входа в эти заливы, зачерчены кроки до мыса Галла, нанесены озера и реки и произведено 30 снимков заливов, мысов и найденных подводных опасностей; замечено, что "плавник" плывет с 0, что указывает на существование течения.

22 сентября был совершен восьмой парный полет. Целью полета была встреча госпарохода "Мурман", работавшего в Баренцовом море у Сухого носа и ожидавшегося в Маточкин Шар. Самолеты взлетели в 15 ч. 15 м. и легли вдоль пролива Маточкин на W. На головном шел морлет Чухновский с Родзевичем, а на втором морлет Кальвиц с радиотелеграфистом обсерватории т. Шведе. Через 1 час полета достигли становища Поморского, что на западной стороне моря Баренца. Становище представляет собой два жилых дома, склады и часовню, расположенные у самого берега и плохо защищенные от ветров и волнения со стороны моря Баренца. На становище не оказалось ни души, так как представитель Госторга и единственный промышленник уехали на промысел. Пробыв в становище 45 минут, захватив два соленых гольца и 40 штук яиц чайки и оставив на это (за отсутствием хозяев) расписку, самолеты взлетели и легли на обратный курс к Карскому морю; сели у обсерватории в 18 часов, пробыв в воздухе два часа. Попутно было установлено, что Сухой Нос и остров Митюшев нанесены на карту неправильно. Обращала на себя внимание удивительная прозрачность воздуха, не дававшая возможности осязать высоту полета и определять расстояния. Полет между скалами пролива Маточкин Шар дает богатые впечатления. На проливе расположены два типичных альпийских глетчера с небесно-голубыми ледяными массами. Над Белужьим заливом снизились над шедшим под парусами на 0 карбасом и спросили, нет ли у них гольца; гольца у них не оказалось; такие заботы о продуктах были вызваны тем обстоятельством, что в обсерватории не было свежих продуктов и все меню состояло из консервного супа и каш различных "цветов".

Попутно была осмотрена Белужья губа как хорошее место для стоянки самолетов, защищенное от ветров и волнения, расположенное в 10 км по берегу от обсерватории. Здесь же из озера берет начало ручей Ночуев, у устья которого расположена обсерватория.

Девятый одиночный полет 27 сентября. В Карском море дул О. На горизонте с берега были усмотрены большие валы волн с белыми пятнами, сильно увеличенные рефракцией. Для выяснения того, что это волна или лед, в 13 час. 40 мин. взлетел морлет Чухновский с летнабом Родзевичем. Не дойдя до мыса Выходного (10 миль), самолет вернулся обратно, так как льдов в море не было, а ходила большая волна. В 13 час. 50 мин. самолет сел у обсерватории, пробыв в воздухе 10 мин. Этим полетом и закончилась работа самолетов в Маточкином Шаре в кампанию 1925 г. Кроме этих полетов было совершено несколько полетов со служащими обсерватории. Таким образом во время пребывания самолетов в 1925 г. на Новой Земле было совершено:

Разведок льдов — 4 часа 45 мин.

Береговых и прибрежных разведок — 5часов 20 мин.

Всего — 10 час. 05 мин.

23 сентября пришел на рейд Маточкин Шар пароход "Таймыр" под брейд-вымпелом старшего морского начальника Севера т. Чичагова и пароход "Мурман" под брейд-вымпелом начальника северной гидрографической экспедиции т. Матусевича.

 

НЕДОСТАТКИ РАБОТ ЭКСПЕДИЦИИ НА НОВОЙ ЗЕМЛЕ

К недостаткам нужно отнести:

1) Отсутствие заранее разработанного плана работ и вопросов, подлежащих разрешению средствами авиации, иначе говоря, отсутствие конкретных указаний от гидрографии.

2) Ограниченную инициативу начальника авиозвена, не знающего, что собственно надо делать и что именно важно для гидрографии.

3) Излишние опасения большого удаления от обсерватории при наличии исправной работы моторов.

4) Медленность сборов и вследствие этого пропуск хороших погод.

5) Отсутствие руководителя работами авиации на самой Новой Земле и гидрографического судна для совместных работ с авиацией по разведке рифов и мелей.

6) Отсутствие на самолете вешек с автоматической постановкой на глубине сброса или для обозначения найденных подводных опасностей для дальнейшего обследования их промерными партиями, что не дало возможности точно нанести на карту обнаруженные рифы и банки вследствие суб'ективных ошибок в определении расстояний самолета и неправильности карт со значительными искажениями береговой полосы в сравнении с действительным очертанием берега.

7) Предположение о бесцельности разведки подводных опасностей при наличии волны и зыби на море (зыбь же облегчает разведку).

8) Крупный масштаб фотоснимков, непригодных для целей картографии и применимых лишь для планов и иллюстрации лоций.

9) Отсутствие наблюдателя на втором самолете, вследствие полет этого самолета имел почти исключительно конвойный характер, так как сам летчик естественно не может вести разведку, подводных об'ектов, наносить их на карту и пр.

10) Недостаточное (до 10 миль) удаление самолетов в море при разведке льдов, хотя дальность видимости горизонта при высоте в 700 м и равна 60 милям. Летая над берегом Новой Земли, можно заметить с большой высоты льды на расстоянии до 150 миль (при условии чистого горизонта), тем не менее такая разведка льдов малоценна, подобно разведке линейного крейсера, заметившего эскадру противника и не попытавшегося определить силы этого соединения. Так и здесь самолет должен не только обнаружить лед, но и определить его род, т. е. имеется ли ледяное поле, длину и ширину его, битый ли, крупноили мелкобитый, торосистый ли, имеет ли в себе проходы, если да, то направление их, направление движения всей массы и пр.

 

ЧТО ЖЕ НУЖНО ДЛЯ УСПЕХА В РАБОТЕ?

 Во-первых необходимо, чтобы самолеты прибывали на Новую Землю не позднее июля и ни в коем случае не позднее августа, безразлично каким способом — лётом или пароходом, т. е. самолеты должны прибыть к разгару новоземельского лета. Вся организация экспедиции должна быть закончена заблаговременно, будь то перелет или доставка самолетов морем. Изыскания соверной гидрографической экспедиции не должны задерживаться самолетами. Воздушная экспедиция должна быть заблаговременно снабжена всем необходимым и быть вполне автономной в техническом и хозяйственном смысле от материка. Необходимы самолеты с большим радиусом действия и большим запасом горючего, хотя бы типа "Ю-13". Необходимо снабдить самолеты, идущие лётом, продуктами, выбранными вполне рационально, а часть их направить пароходом на обсерваторию. Лётный состав должен быть снабжен непромокаемыми сапогами, абсолютно необходимыми. Хотя это и мелочи, но мелочи, от которых зависит успех работы. Запасные винты и поплавки должны иметься, на обсерватории обязательно.

 

УСЛОВИЯ БАЗИРОВАНИЯ САМОЛЕТОВ НА ОБСЕРВАТОРИЮ МАТОЧКИН ШАР

Стоянка самолетов на обсерватории была на самом берегу. Берег довольно открытый для ветров и волнений, особенно для восточных. Волнение в проливе достигает иногда большой силы, и тогда самолеты подтягивались выше линии наивысшего прибоя силами сотрудников обсерватории. Грунт береговой черты — шифер. Нужно полагать, что ураган, имевший место 17 октября 1925 г., если бы и не уничтожил самолетов, то во всяком случае повредил бы их. Никаких спусков не имелось, и самолеты поднимали на доски под мотором. Сказывался недостаток рабочих рук для спуска и подема самолетов. Крепились самолеты штопорами. Личный состав довольствовался на обсерватории из расчета 78 копеек в день из сумм экспедиции. Размещены были в одной свободной комнате.

 

ПЕРЕХОД НА "ТАЙМЫРЕ" МАТОЧКИН ШАР — АРХАНГЕЛЬСК

"Таймыр" и "Мурман" прибыли к обсерватории 28 сентября 1925 г. В этот день силами механиков и летчиков пропеллеры, плоскости и хвостовое оперение были сняты. После произведенных на "Таймыре" измерений, самолеты на буксире шестерок были прибуксированы к борту. Но так как гик гротмачты "Таймыра" очень короток, а все вооружение его ненадежно, то для подъема самолетов на ют пошел "Мурман", поднявший своим гиком оба самолета. Самолеты были поставлены на ют по обоим бортам, а плоскости были принайтовлены под правыми рострами. На самолеты были положены надежные найтовы. Все имущество и пустая тара были взяты на "Мурман", кроме ящиков с фотоимуществом, ящиков инструмента и бочек с маслом. Лётному составу было предложено разместиться в трюме. 30 сентября в 10 часов "Таймыр" пошел на W по Маточкину Шару, покинув 12 человек зимовщиков на целый год. Дойдя до становища Поморского, "Таймыр" снова встал на якорь вследствие шторма в Баренцовом море. 1 октября в 4 часа снялся с якоря и лег курсом на Канин Нос. Качка 43-45° на борт. Смытая волной судовая собака была спасена спасательной шлюпкой, для чего пришлось лечь в дрейф. 3 октября вечером "Таймыр" подошел к месту своей обычной стоянки — напротив Убеко. Самолеты не могли быть сняты в течение ближайших дней за отсутствием "Мурмана" с его гиком. Числа 8-9 прошел "Мурман", кстати сказать, потерявший в океане баржу с пустой авиационной тарой, оторванную штормом и разбитую о камни Сухого Носа, что на западной стороне Новой Земли. При помощи "Мурмана" самолеты были спущены на воду и мотором отбуксированы на Соломбальские кошки. Плоскости и оперение были перевезены на карбасе. В тот же день один самолет был собран и на "кошки" прибыл караул N полка.

На следующий день оба самолета были готовы к отлету, а все имущество — для отправки, но до 12 октября погода мешала вылету.

 

ВЫЛЕТ ИЗ АРХАНГЕЛЬСКА

 12 октября утром приготовились к полету. Погода: небольшой ветер, облачность 5, в направлении полета небо чисто. В 12 час. 20 мин. стартовал морлет Кальвиц с Родзевичем и механиком Федукиным. Морлет же Чухновский вследствие течи поплавка итти в перелет не мог и выехал из Архангельска позже по железной дороге.

Дул довольно сильный ветер, на горизонте вырисовывались снеговые облака. Самолет все забирал высоту. Достигнув города Онеги, имели высоту 2.000 м. По пути часто попадались озера, на коих возможны посадки, но не всегда взлеты. Местность унылая, лесистая, местами уже устланная снегом. Деревень очень мало. Было очень холодно. Погода портилась, временами входили в снеговые Подбалтывало. Кальвиц искусно лавировал между громадами то черных, то белых облаков. Облачность все увеличивалась, видимость все уменьшалась, временами самолет снижался до 400 м, и тогда глазам открывалась безотрадная панорама болот и лесов с редкими маленькими озерами, уже покрытыми тонким льдом, мешающим благополучной посадкена поплавках.

Должно уже было появиться Онежское озеро, а его все не было видно... Кальвиц взял у Родзевича карту, очевидно полагая, что возможно уклонились в сторону. Но через несколько минут за облаками блеснули воды у Повенца и справа под ногами открылся и сам город. Поздний час, сильная облачность и идущий временами снег сильно затрудняли полет, и посадка в Петрозаводске в темноте могла быть опасной из-за поставленных на озере рыбачьих сетей. Вследствие этого Кальвиц решил сесть в Кондострое, куда благополучно и спустились в 17 час. к большому удовольствию местных рабочих, обрадованных случаем встречи самолета.

 

ПЕРЕЛЕТ КОНДОСТРОЙ— ПЕТРОЗАВОДСК — ЛЕНИНГРАД

Утром 13 октября шел густой снег и была очень низкая облачность. Вступили в телефонную связь с Петрозаводском, а именно с карельским правительством и с секретарем Авиарадиохима т. Михайловским.

 Воспользовавшись прекращением снегопада и взяв заимообразно на всякий случай 16 кг бензина второго сорта, распрощались с любезными кондостройцами и в 12 час. 20 мин. стартовали, но оторваться не могли, несмотря на показания указателя скорости на 120 км.

Вернулись обратно. Оказалось, что нанесенный на плоскости снег за ночь замерз и заполнил промежутки между гофрировкой. Срочно отскоблили лед и, обдавши плоскости горячей водой, вновь стартовали благополучно и весьма легко поднялись в 12 час. 50 мин. в воздух. Облачность весьма низкая, временами снег. Шли все время на Высоте 150-200 м над лесами и болотами, теряя временами землю и погружаясь в снеговые тучи. В 13 час. 20 мин. благополучно сели в городе Петрозаводске и вышли на городской спуск, где были встречены т. Михайловским и представителями местной печати.

Перелет из Архангельска в Петрозаводск занял всего 4 часа 40 мин. Ориентировка велась визуальная и по двум компасам.

В 15 час. 45 мин. того же числа во избежание неприятностей, вызываемых стоянкой на городском спуске в случае ветра, взлетели снова и, сделав один круг над городом, сделали посадку в местечке Соломенном.

17 числа т. Нуортева, председатель Совнаркома Карельской автономной республики, и начальник ГПУ с т. Кальвицем совершили перелет при очень тяжелой погоде в одну из деревень, где шли выборы.

19 октября, приняв бензин, высланный гидробазой, в 9 час. 45 мин. взлетели и легли на Ладожское озеро. Болтало очень сильно, бежали низкие облака. Поднявшись выше облаков, шли напрямик, исключительно по компасу, временами входя в снеговые тучи. Через 1 час 45 мин. вышли на Ладожское озеро и взяли курс на Шлиссельбург.

Подойдя к Шлиссельбургу, снизились; через короткий промежуток времени вошли в густой туман и на самой малой высоте над рекой Невой дошли до Ленинграда и Гутуевского аэродрома, где и сели в 13 час. 20 мин., пробыв в воздухе 3 часа 45 мин. В 14 часов взлетели и легли на Ораниенбаум, где и спустились в 14 час. 20 мин.

Так закончился перелет Ленинград — Новая Земля, связавший крайнюю северную обсерваторию Союза с городом Ленина.

Сборник "Воздушные пути севера" 1933 г.

Погода на Новой







kaleidoscope_6.jpg

Читайте еще



 


2011-2025 © newlander home studio