Top.Mail.Ru
Company Logo

О Новой Земле

lux-23.jpg


Подписывайтесь на наш телеграмм канал!


Top.Mail.Ru

Яндекс.Метрика



О новоземельских самоедахъ

Во время моей поѣздки лѣтомъ 1905 года на Новую Землю и пребыванія тамъ я старался по возможности ознакомиться съ бытомъ самоедовъ — главнымъ образомъ съ его внутренней стороны: мнѣ хотѣлось узнать ихъ духовные нужды, запросы, проникнуть въ ихъ міровоззрѣніе. Къ сожалѣнію, кратковременность пребыванія нашего на Новой Землѣ и занятія самоедовъ нагрузкой привезенныхъ для нихъ продуктовъ не позволяли завязать съ ними болѣе близкихъ отношеній и знакомства и произвести болѣе или менѣе тщательное изслѣдованіе ихъ жизни и быта. Но все же удалось получить нѣкоторыя интересныя свѣдѣнія, которыми я и желалъ бы подѣлиться.

Прежде всего о самомъ названіи "Самоедъ"; это слово, по-самоедски "хасово", значить человѣкъ, живущій въ уединеніи, — "самоединъ" —  такъ ихъ и называютъ жители Архангельской губ., отсюда, можетъ быть, сокращенное самоедь, но не самоѣдъ. (Объясненіе автора оригинально, но сомнительно. Финологи производять названіе "самоѣдъ" отъ лопарскаго Same-jedne, что значить Лопарская Земля. Самоѣды, какъ предполагаютъ, переваливъ черезъ Уралъ изъ Сибири, разселились по землѣ, въ которой ранѣе жили лопари, а потому и приняли лопарское ея названіе. Лопари же отступили къ западу и живуть теперь въ Лапландіи (и въ сѣверной Норвегіи). Названіе Same сопоставляютъ съ Suomi, финскимъ названіемъ Финляндіи, и съ лѣтописнымъ русскимъ Сумь — Прим. Ред.) Самоеды Новой Земли были переселены туда съ Печоры лѣтъ 26-28 тому назадъ. Сперва отдѣльныя лица, наиболѣе состоятельныя и предпріимчивыя, отправлялись туда за промыслами, а затѣмъ правительство предложило переселиться на Новую Землю желающимъ подъ условіемъ, что оно будетъ доставлять имъ все необходимое для ихъ жизни и промысловой дѣятельности, самоеды же должны были за это представлять архангельской администраціи всѣ добытые ими сырые продукты: различныя шкуры, живыхъ звѣрей, сало и т. п. Съ тѣхъ поръ архангельское губернское правленіе посылаетъ на Новую Землю два раза въ годъ пароходъ со всѣми припасами, необходимыми для жизни и дѣятельности самоедовъ, а отъ нихъ получаетъ продукты ихъ промышленной дѣятельности. Обыкновенно на этомъ пароходѣ ѣдеть чиновникъ особыхъ порученій при архангельскомъ губернаторѣ; это лицо есть первая административная власть для самоедовъ: онъ не только распредѣляеть между ними привезенные продукты, но и чинить надъ ними судъ и расправу; онъ разбираетъ ихъ жалобы, а лѣнивыхъ и, по его мнѣнію, безпокойныхъ самоедовъ онъ совсѣмъ выселяеть съ Новой Земли. Такъ одинъ самоедъ Петръ Апичинъ былъ выселенъ оттуда за то, что мало добывалъ промысловъ. Несмотря на его просьбы, его уже не хотѣли вернуть на Новую Землю; тогда онъ самъ отправился туда на карбасѣ въ сентябрѣ; дорогой у него истощился весь запасъ провизіи; будучи недалеко отъ берега, онъ едва могъ протащиться съ версту, чтобы поохотиться; ему, наконецъ, удалось убить оленя, семья могла подкрѣпиться, но все же одинъ ребенокъ умеръ отъ голода.

Былъ такой случай, свидѣтельствующій о томъ, что самоеды въ сущности отданы въ полное и безконтрольное распоряженіе этого чиновника. Они обратились съ какой-то жалобой на этого чиновника въ губернатору, послѣдній отослалъ самоедовъ къ этому чиновнику съ словами: "Это вашъ губернаторъ!" Самоеды же о немъ говорять: "Это — нашъ Богъ, что захочеть, то и сдѣлаеть съ нами!".

Кромѣ этого чиновника, другимъ важнымъ лицомъ въ жизни самоедовъ является фельдшеръ; на его обязанности, кромѣ лѣченія лежить еще завѣдываніе и раздача припасовъ въ томъ становищѣ, гдѣ онъ живетъ. Онъ является также администраторомъ, дѣлаеть о жизни и поведеніи самоедовъ отзывы, которые иногда имѣютъ большое значеніе: такъ за нелады съ фельдшеромъ одинъ самоедъ Никита Хотанзей поплатился выселеніемъ съ Новой Земли; и въ дѣлѣ распредѣленія припасовъ и полученія медицинской помощи каждый не ладящій съ фельдшеромъ также, разумѣется, платится болѣе или менѣе чувствительно. Фельдшеръ имѣетъ особый домъ, въ которомъ находится его квартира, аптека и кладовая для припасовъ.

Священникъ, который въ силу своего положенія долженъ бы играть видную роль въ жизни самоедовъ, на самомъ дѣлѣ живеть въ сторонѣ, ихъ потребностями и бытомъ мало интересуется. Такъ онъ не могъ даже сообщить, сколько въ его становищѣ живеть самоедовъ. Для священника имѣется также особый домъ, въ которомъ живетъ псаломщикъ и здѣсь же помѣщается школа. Вотъ вся администрація самоедовъ; у нихъ же самихъ не имѣется никакихъ выборныхъ лицъ, какъ, напр., старость, старшинъ и т. п. Приходится отмѣтить, что въ этомъ уголкѣ нашего отечества полиціи не существуетъ, а порядокъ и миръ здѣсь такой, что позавидуеть любой самый благоустроенный городъ Россійской имперіи, даже сама столица.

Такимъ образомъ правительство взяло самоедовъ Новой Земли на полное свое попеченіе, и потому является весьма интереснымъ посмотрѣть на этотъ образчикъ бюрократической опеки. Основное положеніе таково: правительство поставляетъ всѣ необходимые для самоедовъ припасы, а они съ своей стороны отдаютъ въ „казну" всѣ свои промыслы; деньги, вырученныя отъ продажи ихъ, за покрытіемъ расходовъ по снабженію самоедовъ припасами и за отчисленіемъ 12%-ной суммы въ особый капиталь, распредѣляются соотвѣтственно количеству представленныхъ промысловъ между всѣми самоедами; деньги эти кладутся въ банкъ и каждому самоеду за подписью губернатора выдается книжка съ обозначеніемъ въ ней суммы денегъ, положенныхъ на его имя. Такъ было въ началѣ при губернаторѣ Энгельгардтѣ; но въ настоящее время у самоедовъ никакихъ книжекъ не имѣется и вотъ уже въ теченіе послѣднихъ 10-12 лѣтъ они никакъ не могутъ добиться какихъ-либо свѣдѣній о своихъ денежныхъ дѣлахъ; къ сожалѣнію, объ этомъ не печатается отчета ни въ мѣстныхъ "Губернскихъ вѣдомостяхъ", ни въ какомъ-либо другомъ органѣ, такъ что и общество также ничего объ этомъ не знаетъ. Является непонятнымъ, почему и зачѣмъ свѣдѣнія о всѣхъ этихъ операціяхъ хранятся въ такой глубокой тайнѣ. Желая хотя что-нибудь узнать объ этой сторонѣ жизни самоедовъ, я обратился съ разспросами непосредственно къ нимъ самимъ. Но здѣсь неожиданно пришлось встрѣтить большое затрудненіе: самоеды были настолько недовѣрчивы, подозрительны и запуганы, что не хотѣли ничего говорить, заявляя, что они боятся говорить что-либо о своей жизни, что ихъ за это выселять съ Новой Земли". Послѣ долгихъ уговариваній и убѣжденій, они, наконецъ, согласились отвѣчать на мои разспросы и дать нужныя свѣдѣнія. Мнѣ удалось опросить только пять семействъ, узнать ихъ годовой промыселъ и количество получаемыхъ ими отъ правительства продуктовъ. Я считаю не лишнимъ привести эти данныя о количествѣ сдаваемыхъ промысловъ и получаемыхъ продуктовъ; вотъ они:

Ѳедоръ Николаевичъ, Хотанзей, (3 члена семьи: самъ, жена и ребенокъ) сдалъ промысловъ:

Онъ же получилъ продуктовъ продовольствія:

Такимъ образомъ этотъ самоедъ имѣлъ излишекъ (всѣ эти данныя приводятся за прошлый годъ) приблизительно въ 400 руб. за вычетомъ 12%-ной суммы.

Константинъ Ивановъ Логей (семья 13 челов.) сдалъ промысловъ:

1) При оцѣнкѣ этихъ товаровъ брались ихъ среднія цѣны на Архангельском рынкѣ.

Онъ получилъ продуктовъ продовольствія:

Этотъ самоедъ имѣлъ излишекъ приблизительно въ 189 руб. -

Павель Аѳанасьевъ Нѣмчиновъ (семья: самъ и жена) сдалъ промысловъ:

Эти числа показываютъ, что у каждого изъ опрошенныхъ семействъ долженъ быть излишекъ и довольно порядочный, но ни одинъ изъ опрошенныхъ самоедовъ не знаетъ, есть ли у него деньги и сколько ихъ и никакихъ книжекъ у нихъ нѣтъ. Я считаю необходимымъ прибавить еще нѣсколько фактовъ со словъ самихъ самоедовъ: самоедъ Прокопій Вылка жилъ на Новой Землѣ 20 лѣтъ, по отзывамъ сосѣдей представлялъ ежегодно промысловъ рублей на 400-600, у него должны быть излишки, но послѣ его смерти жена даже не получила продуктовъ продовольствія. Константинъ Вылка живетъ на Новой Землѣ 25 лѣть, но денегъ нѣтъ и не знаетъ, есть ли они. Вышеназванный Ѳедоръ Хотонзей живетъ на Новой Землѣ 9 лѣтъ, ежегодно имѣлъ излишки, но о своихъ деньгахъ ничего не знаетъ и когда пріѣзжаєть въ Архангельскъ, получаетъ отъ чиновника (ѣздившаго къ самоедамъ около 10 лѣтъ) пять-десять рублей.

Здѣсь могутъ возразить намъ, что дѣйствительно опрошенныя семьи имѣютъ излишки, но зато другія-то ихъ не имѣютъ и вотъ онѣ-то и живуть на счетъ первыхъ. На это нужно сказать, что во-первыхъ сами самоеды ничего не знають о существованіи у нихъ какой-либо круговой поруки, а во-вторыхъ неисправныхъ было очень мало и притомъ ихъ выселяли. Наконецъ, странно, что именно опрошенныя-то семьи и оказались исправными и имѣющими излишки, поэтому полезно было бы, чтобы сдѣлать ихъ исправными, почаще опрашивать.

Но печальная исторія самоедской жизни на Новой Землѣ этимъ не оканчивается. Вѣдь нужно думать, что разъ у самоедовъ есть излишки, то жизненныхъ припасовъ для нихъ привозится въ достаточной мѣрѣ, и они живутъ въ довольствѣ, но въ дѣйствительности оказывается противоположное: по отзывамъ самоедовъ, привозимыхъ продуктовъ и припасовъ не хватаеть и это служить причиной распространенія среди нихъ болѣзней, въ особенности цынги. Чаю, сахару даже при умѣренномъ употребленіи хватаеть только до святокъ, а также дровъ, мяса и керосину. При отсутствіи этихъ продуктовъ прибѣгаютъ къ слѣдующимъ средствамъ: вмѣсто чая мелять крупу, которую и завариваютъ какъ чай, мясо замѣняють живой олениной и даже жиромъ нерпы, жиръ употребляется и для освѣщенія, а дрова собирають у береговъ океана. Въ особенности мало привозять такого важнаго продукта какъ молоко — всего одинъ боченокь (5-6 вед.) на каждое становище; при этомъ въ Кармаҡулахъ, гдѣ живетъ фельдшеръ, самоедамъ молоко не дается, его потребляетъ самъ фельдшеръ. Овощей, кромѣ картофеля, не употребляютъ, а пшено и крупу не умѣютъ какъ слѣдуетъ варить. Самоеды жаловались также на недостатокъ бѣлой муки и водки; послѣдней приходится всего 1-2 бутылки, а иногда 1/2 ведра на семью въ годъ. На вопросъ: "Почему самоеды такъ любять водку"? Отвѣчали: "Потому, что мало ея и рѣдко видимъ, — накидываешься на нее какъ песь голодный"! Весьма важнымъ является также большой недостатокъ въ охотничьихъ припасахъ, затрудняющій промыселъ. Въ такомъ случаѣ самоеды дѣлаютъ луки и пользуются ими вмѣсто ружей, такой лукъ мы видѣли въ становищѣ "Маточкинъ Шаръ". Такимъ образомъ люди, живущіе въ этой суровой, неприглядной обстановкѣ ради промысловъ, должны тратить дорогое время на собираніе дровъ по берегу океана и вмѣсто ружей бить изъ лука морскихъ звѣрей. Отсюда является совершенно справедливымъ заявленіе самоедовъ, что вслѣдствіе постояннаго недостатка почти во всѣхъ припасахъ жизнь на Новой Землѣ становится невыносимой и они стремятся выселиться оттуда, несмотря на обильный промыселъ. Такая обстановка породила еще другое печальное явленіе: это кулачество со всѣми его атрибутами; этимъ здѣсь занимается одинъ крестьянинъ изъ Архангельской губ. Его жена разсказывала, что ея мужъ ѣздить каждый годъ въ Архангельскъ за продовольственными припасами и, когда таковыхъ не хватаетъ у самоедовъ, онъ раздаетъ ихъ самоедамъ за предметы промысловъ или за деньги. Но самоеды упорно отказывались подтвердить это.

Такъ правительство удовлетворяетъ самую важную сторону жизни самоедовъ; не въ менѣе печальномъ состояніи находится удовлетвореніе и другихъ потребностей ихъ жизни.

Заботы о распространеніи грамотности и знаній сводятся къ существованію школы только въ одномъ становищѣ, "Малые Кармакулы", въ другихъ ничего нѣтъ. Здѣсь учительствують псаломщикъ и священникъ. Повидимому, они достигають своей цѣли: по словамъ самоедовъ, вышедшіе изъ школы умѣютъ читать, писать и считать, но потомъ вслѣдствіе неимѣнія книгъ забываютъ, чему научились. Самоеды охотно посылаютъ дѣтей въ школу, мальчиковъ и дѣвочекъ; въ нынѣшнемъ году было въ школѣ 3 мальчика и 3 дѣвочки. Среди самоедовъ не обращается никакихъ книгъ, и они высказывали желаніе имѣть въ каждой семьѣ книжку, азбуку и письменныя принадлежности. Примѣромъ того, что самоеды и самостоятельно могутъ чему-либо научиться, служитъ тотъ фактъ, что въ одной семьѣ случайно былъ календарь, и по нему выучились считать. На обратномъ пути многіе изъ ѣхавшихъ съ нами самоедовъ выражали желаніе научиться читать. Наслышавшись объ ихъ крайней неспособности, я взялся учить азбукѣ одного парня, и въ теченіе 3-хъ дней онъ запомнилъ буквы и научился разбирать по слогамъ.

Что касается распространенія ремеслъ, то объ этомъ совершенно отсутствують какія-либо заботы, мало того, даже существующія потребности игнорируются и насильственно подавляются. Такъ, нѣкоторые самоеды знаютъ плотничное ремесло, сами могли бы сработать себѣ лодку, карбасъ, но несмотря на многократныя просьбы привезти для этого матеріала, онѣ оставлялись безъ всякаго вниманія. Одинъ самоедъ 4 года просилъ привезти для него кузнечные мѣхи для устройства кузницы, но его просьба и до сихъ поръ осталась неисполненной. Одному самоеду былъ привезень карбасъ только послѣ многолѣтнихъ неотступныхъ просьбъ.

Весьма интересной является также постановка медицинскаго дѣла среди самоедовъ: тамъ имѣется фельдшеръ и, конечно аптека, но въ аптекѣ, по словамъ самоедовъ и доктора, съ нами ѣхавшаго, лѣкарствъ не имѣется, а фельдшеръ почти никогда не лѣчить, и главною его обязанностью является завѣдываніе и раздача провіанта. Фельдшеръ никогда не дѣлаетъ объѣздовъ становищь для поданія медицинской помощи и для изслѣдованія санитарнаго состоянія самоедовъ. Послѣдніе жалуются на частое отсутствіе фельдшера на промыслахъ и невозможность дождаться его возвращенія. Больнымъ лѣкарствъ никакихъ не дается. По словамъ самоедовъ, фельдшеръ живетъ затѣмъ, чтобы "побольше нажиться отъ промысловъ", на которыхъ онъ проводить большую часть времени.

Къ сожалѣнію, о распространеніи болѣзней среди самоедовъ не удалось собрать опредѣленныхъ свѣдѣній: сами они всѣ болѣзни называють цынгой и никакихъ различій между ними не дѣлають и не знають, а ѣхавшій съ нами докторъ И. не потрудился удѣлить сколько-нибудь вниманія "малымъ симъ": имѣя полную возможность, онъ не произвелъ никакихъ опросовъ, изслѣдованій и лишь случайно, на основаніи нѣсколькихъ наблюдаемыхъ примѣровъ, онъ констатировалъ сильное истощеніе дѣтей, по внѣшнему виду совершенно здоровыхъ; есть также накожныя болѣзни и въ особенности болѣзнь глазъ; о цынгѣ нечего и упоминать она является господствующей болѣзнью; въ нынѣшнемъ году болѣло 6 челов., т. е. около 7%. (Всѣхъ самоѣдовъ на Нов. Землѣ 76 челов.). При такомъ отношеній фельдшера къ своимъ обязанностямъ, естественно, самоеды сами пробують кое-какія средства: ѣдять свѣжее мясо оленя, пьютъ кровь нерпы, "въ особенности отъ цынги, говорять они, хорошо помогаетъ морошка". Знахарей среди нихъ нѣтъ.

Что касается, санитарнаго состоянія самоедовъ, то оно прямотаки ужасно: это — буквально царство грязи и паразитовъ; грязь вездѣ: внутри жилищъ, въ одеждѣ, въ пищѣ и на тѣлѣ; даже издали, подходя къ самоедскому чуму, чувствуется особый специфическій запахъ отъ собакъ, ихъ экскрементовъ и тюленьяго жира; около каждаго чума вытоптано довольно большое пространство, покрытое сплошь обрѣзками шкуръ, костями, падалью, человѣческими и собачьими испражненіями. Около чумовъ нѣтъ никакихъ строеній, кромѣ особыхъ приспособленій для сушки шкуръ, также издающихъ запахъ.

Подъ малицей (верхняя одежда изъ оленьихъ шкуръ) почти всѣ самоеды, мужчины и женщины, носять платье, похожее на лѣтнее одѣяніе нашихъ крестьянъ, поразительно грязное. Грудныхъ дѣтей завертываютъ въ оленьи шкурки, въ люлькѣ часто можно видѣть ребенка голаго и крайне грязнаго. При такой грязи паразиты кишать миріадами; одинъ самоедъ просилъ купить ему гребень "немного почесать голову". На вопросъ, когда самоеды моются? отвѣчали: "развѣ когда лѣтомъ въ морѣ, а зимой никогда". По словамъ священника, самоеды неохотно посѣщають баню и большинство совсѣмъ избѣгаетъ ея. Однако нельзя сказать, чтобы стремленіе къ чистотѣ было чуждо самоедамъ: быть можеть, только характеръ промышленной дѣятельности, весь укладъ ихъ обыденной домашней жизни являются къ тому препятствіемъ, и внѣ этой обстановки и дѣятельности многіе изъ нихъ держать себя въ чистотѣ: они вымыты и одѣты въ чистыя ситцевыя рубахи. Одного, очень почтеннаго и стараго самоеда, пріѣхавшаго въ Архангельскъ, я видѣлъ одѣтымъ даже по-щегольски: на немъ было чистое бѣлье, черная пиджачная пара и новые штиблеты. Жена его одѣта также чисто и опрятно.

Вотъ какъ въ общихъ чертахъ рисуется правовое, матеріальное, образовательное и медицинско-санитарное положеніе самоедовъ Новой Земли! Что же мы видимъ? "Дикіе самоеды" честно исполнили свои условія и обязательства по отношенію къ правительству "просвѣщенные представители" котораго и здѣсь не преминули обидѣть простыхъ тружениковъ всякими обидами, и здѣсь бюрократія осталась неизмѣнно вѣрной своему принципу подъ видомъ опеки всячески закрѣпощать личность, лишивъ ее иниціативы и самодѣятельности, также подъ видомъ отеческой заботливости задержать крохотныя сбереженія обездоленныхъ опекаемыхъ; отеческая заботливость выражается также въ игнорированіи самыхъ элементарныхъ потребностей тѣла и духа.

Но какъ же представители самой администраціи смотрять на опекаемыхъ ею самоѣдовъ? Чиновникъ, сопровождавшій пароходъ, говорилъ намъ: "самоеды лѣнивы, они дармоѣды, получаютъ отъ правительства содержаніе и не представляють за это достаточно промысловъ". Все вышеизложенное, кажется, достаточно опровергаеть это обвиненіе, да, кромѣ того, администрація имѣетъ много средствъ удалить этихъ "лѣнивыхъ и дармоѣдовъ".

Но помимо описанія быта самоедовъ съ чисто внѣшней стороны, было бы весьма интересно очертить характеръ этого народа, узнать его семейныя отношенія, религіозныя вѣрованія и, по возможности, его умственный кругозоръ, тѣмъ болѣе интересно, что съ этой стороны ходячія представленія "о самоѣдахъ" крайне ошибочны.

Когда мы въ первый разъ увидали самоедовъ при ихъ встрѣчѣ съ чиновникомъ, бросилось въ глаза ихъ недовѣрчивое, подозрительное и скрытное къ нему отношеніе; но это было только первое впечатлѣніе, быть можетъ правильное по отношенію къ ими распоряжающемуся чиновнику. Впослѣдствіи, когда пришлось болѣе или менѣе сойтись съ ними, оказалось, что трудно найти людей болѣе довѣрчивыхъ, отзывчивыхъ и въ то же время чуткихъ. Они охотно довѣряли намъ посылку денегъ ихъ родственникамъ. Одинъ самоедъ пожертвовалъ медвѣжью шкуру "на войну", т.-е. на вдовъ и сиротъ павшихъ воиновъ. Онъ просилъ ѣхавшаго съ нами офицера продать эту шкуру въ Москвѣ, 60 рублей отослать на вышеуказанную цѣль, а 20 рублей прислать ему. Это простодушіе и довѣрчивость самоедовъ оказываютъ имъ плохую услугу: по разсказамъ архангельскихъ жителей, различные спекуляторы на Печорѣ легко обманывають добродушныхъ самоедовъ и отбираютъ у нихъ цѣлыя стада оленей. Бросается въ глаза также ихъ необычайная вспыльчивость; самоеды сами сознають эту особенность своего характера: "самоединъ воспламеняется быстро", говорять они и при этомъ разсказываютъ о случаѣ убійства самоеда по самому ничтожному поводу. Не менѣе яркой чертой ихъ характера является гордость, чувство собственнаго достоинства: если вы исполняете съ ними какую-либо работу, вы безусловно должны обращаться съ ними какъ съ равнымъ помощникомъ, а не слугой: вмѣстѣ отдыхать, курить и дѣлить пищу, — остающіеся на Новой Землѣ туристы, изслѣдователи хорошо это знають. Это народъ симпатичный, добродушный и мягкій.

Что касается религіи, то они относятся къ ней такъ же, какъ наши крестьяне: они исполняютъ обряды, по праздникамъ ходять въ церковь, не работаютъ, т.е. не охотятся. Изъ дальнихъ становищь, отстоящихъ отъ церкви на 100-120 верстъ, пріѣзжають въ церковь только по самымъ большимъ праздникамъ на Рождество и Пасху и то очень немногіе. Въ этихъ становищахъ различные обряды, крещеніе, похороны, совершаются послѣ, при удобномъ случаѣ. Самоеды ѣздять также на богомолье: въ Соловецкій, Никольскій (около Архангельска) монастыри, жертвуютъ на храмы.

Среди самоедовъ распространено также много суевѣрій: фигурирують тѣ же разсказы о "лѣсовикахъ, домовыхъ, колдунахъ" и т. п. Честность ихъ необычайна, всегда все у нихъ отперто, и случаевъ воровства не знають.

Въ отношеніи умственныхъ способностей, къ обычнымъ разсказамъ о ихъ неспособности, ограниченности слѣдуетъ относиться крайне недовѣрчиво и осторожно. Самоедскія дѣти, побывавшія даже въ такой мизерной школѣ какъ новоземельская, выходять изъ нея съ умѣньемъ читать, писать и считать. Нѣкоторые изъ ѣхавшихъ съ нами самоедовъ обращались къ намъ съ просьбой научить ихъ чтенію и счету. Они, видимо, относятся съ уваженіемъ къ грамотнымъ и даже не безъ нѣкоторой зависти. Среди самоедовъ есть также особенно выдающіяся способностями лица: такь они разсказываютъ объ одномъ 22-хлѣтнемъ парнѣ Ильѣ Вылкѣ, что онъ помимо хорошихъ познаній въ грамотѣ и письмѣ, особенно склоненъ къ рисованію: "нарисуетъ человѣка или гору на стѣнѣ углемъ, на бумажкѣ карандашомъ какъ живыхъ", говорять самоеды. Они не выглядять, апатичными, вялыми, равнодушными; поскольку новый предметъ производить на нихъ впечатлѣніе, они спрашиваютъ о немъ, оживленно дѣлятся впечатлѣніями между собою. Когда нашъ пароходъ шелъ по Двинѣ, многіе предметы возбуждали вниманіе самоедовъ, и несмотря на поздній часъ, они всѣ были на палубѣ, были очень оживленны и разговорчивы.

Переходя къ описанію семейной жизни самоедовъ, слѣдовало бы прежде всего остановиться на положеніи женщины въ семьѣ, но съ этой стороны не удалось собрать какихъ-либо свѣдѣній особенно интересныхъ. Извѣстно, что женщина дѣлить съ мужемъ всѣ труды и лишенія на промыслахъ и въ трудовой домашней жизни. Она не выглядить забитой и, повидимому, является со вершенно равноправной съ мужчиной. Къ дѣтямъ относятся просто, искренно и любовно. Однажды, возвращаясь съ экскурсіи, пришлось догнать старуху, шедшую къ пароходу съ маленькой, лѣть пяти дѣвочкой, которая, какъ-то смѣшно покачиваясь на своихъ кривыхъ ногахъ, шла за женщиной, взявъ ее за руку. Старуха, указывая на дѣвочку и шедшаго поодаль мальчика, сказала, что они сироты, мать у нихъ умерла зимой, дѣвочка почти всю зиму проболѣла, не могла ходить и только недавно оправилась. Не смотря на свою болѣзнь, дѣвочка выглядѣла веселой и была чисто одѣта; когда она, видимо, устала, женщина взяла ее на руки, такъ просто и мило приласкала и понесла на рукахъ; обвивъ шею ручонками, дѣвочка выглядывала счастливой и довольной и, видимо, чувствовала себя великолѣпно. Можно было встрѣтить въ нѣкоторыхъ семьяхъ дѣтей, чисто одѣтыхъ, веселыхъ и здоровыхъ: здѣсь замѣтна заботливая рука матери. При отъздѣ одной семьи, переселявшейся на Печору, старый самоедъ, прощаясь съ племянникомъ, 22-хлѣтнимъ парнемъ, долго и нѣжно цѣловалъ его со слезами на глазахъ: какой помощникъ мнѣ былъ, говорилъ онъ: "куда ни пошли, повсюду идетъ, и въ воду, и на медвѣдя". Дѣйствительно, это былъ симпатичный парень, просившій выучить его грамотѣ и письму и съ рѣдкимъ усердіемъ занимавшійся изученіемъ буквъ во время нашего обратнаго путешествія въ Архангельскъ.

Мало мы знаемъ и о томъ, какимъ трудомъ, лишеніями и опаностями достаются самоедамъ ихъ промыслы. Главнымъ препятствіемъ или, лучше сказать, бѣдствіемъ является этотъ ужасный климать съ его страшнымъ пронизывающимъ вѣтромъ и все леденящимъ холодомъ. Если этотъ климатъ похоронилъ не мало отважныхъ изслѣдователей, обставленныхъ всевозможными удобствами и предосторожностями, то сколько онъ погубилъ промышленниковъ, лишенныхъ всего этого! Такъ, недавно, по разсказамъ самоедовъ, едва не погибла отъ холода и голода цѣлая самоедская семья, изъ которой уцѣлѣли только муж и жена, а 4 дѣтей замерзли. Наконецъ, не меньше опасности представляютъ и сами звѣри: самоеды указываютъ на случаи гибели отъ медвѣдей и моржей. Въ нынѣшнемъ году едва не погибли два самоеда при охотѣ на моржа; послѣдній однимъ ударомъ перевернулъ лодку, при чемъ одинъ самоедъ еще могъ держаться за нее, а другой былъ далеко отброшенъ, — къ счастью ихъ, неподалеку плыль самоедъ, спасшій ихъ обоихъ; дѣло кончилось потерей ружей, "а раненый звѣрь такъ и ушелъ", добавляетъ разсказчикъ.

Есть и поэзія у этого народа, выражающая его творчество и состоящая изъ различныхъ полулегендарныхъ сказаній и пѣсенъ. Въ этихъ сказаніяхъ изображаются геройскіе подвиги самоедовъ, сумѣвшихъ на какомъ-нибудь маленькомъ карбасѣ переплыть океань со всевозможными лишеніями и отчаянной борьбой съ морскими звѣрями и медвѣдями.

Самоеды говорятъ, что "готовыхъ", слаженныхъ пѣсенъ у нихъ очень мало, а при каждомъ случаѣ составляется особая пѣсня, повѣствующая о событіи, послужившемъ поводомъ для ея составленія. Такую пѣсню пришлось слышать отъ одной вдовы-самоедки, вышедшей замужъ за пожилого самоеда. Въ своей пѣснѣ, крайне унылой и однообразной, она повѣствовала о томъ, что будетъ любить мужа, помогать ему въ домашней работѣ, повиноваться, ходить съ нимъ на промыслы, — однимъ словомъ изложила кругъ своихъ обязанностей по отношенію къ мужу и семьѣ въ своей обыденной жизни. Говорять, будто у самоедовъ есть музыкальный инструментъ, состоящій изъ обруча, на которомъ натянуты струны, но видѣть его не пришлось.

Есть, у самоедовъ также игры, довольно оригинальныя, одна такая игра состоитъ въ слѣдующемъ: нѣсколько самоедовъ становятся въ рядъ, поднимаются на ногахъ и затѣмъ, сложивъ руки на груди, садятся при согнутыхъ колѣняхъ или, какъ они выражаются, садятся "на корточки", и въ такомъ положеніи прыгають какъ можно дальше. По словамъ самоедовъ такое положеніе приходится принимать при выслѣживаніи медвѣля: присѣдать, прятаться отъ него и прыгать за нимъ.

Что касается отношенія самоеда къ своей родинѣ — Новой Землѣ, то, по счастію, онъ любить ее; ему нравится широкій просторъ океана, вблизи котораго онъ живеть, также хотя унылый и безплодный, но открытый видъ новоземельскихъ горъ и долинъ. На вопросъ, предложенный одному парню: "развѣ жаль тебѣ покидать Новую Землю"? онъ отвѣтилъ: "да, жаль". "Чѣмъ же нравится тебѣ Новая Земля"? опять отвѣтиль: "хорошо туть, открыто, далеко все видно и промысел хорошій".

Покидая эту печальную "страну мрака и холода", мы вынесли чувство искренней симпатіи къ ея обитателямъ, столь жестоко обиженнымъ и природой, и людьми, и наоборотъ, чувство глубокаго негодованія противъ ихъ обидчиковъ и притѣенителей.

И. М.
Журнал "Землеведение" 1907 г.

Погода на Новой







kaleidoscope_15.jpg

Читайте еще



 


2011-2025 © newlander home studio