Новоземельская экспедиция Русанова

Пятьдесят лет тому назад, 30 сентября 1910 г., в Архангельск прибыло моторно-парусное судно "Дмитрий Солунский". На его борту находилась экспедиция, совершившая смелое плавание вокруг Северного острова Новой Земли. Экспедицию возглавлял выдающийся путешественник Владимир Александрович Русанов, принадлежавший к поколению первых русских социал-демократов. За распространение "Коммунистического манифеста" и участие в организации стачки на рельсопрокатном заводе в Бежице он отсидел немало времени в Орловской и Московской пересыльной тюрьмах, а затем был сослан на два года в Вологодскую губернию. Лишенный права поступить в высшее учебное заведение в России, он уехал в Париж и окончил Сорбону. С 1907 г. Русанова начинает интересовать Новая Земля. Он каждое лето бывает на ее берегах, изучает геологическое строение пролива Маточкин Шар, затем в составе французской экспедиции Шарля Бенара первым пересекает Северный остров Новой Земли, а в 1909 г. фактически руководит экспедицией по обследованию западного побережья Новой Земли от Крестовой губы до п-ова Адмиралтейства. За успешные исследования В 1910 г. Советом Музея истории естественных наук в Париже путешественник был представлси к награде "академическими пальмами".
В том же году Главное управление земледелия и землеустройства поручило архангельскому губернатору продолжить физико-географическое обследование западных берегов Новой Земли и выяснить, нет ли на них промышленных становищ иностранцев, чтобы впоследствии правительство могло принять меры по их выдворению из исконной русской земли. Экспедиция должна была способствовать закреплению за Россией Северного острова Новой Земли. Кроме официальной программы, Русанов поставил еще более сложную и рискованную задачу: подняться до Мыса Желания и пройти Карским морем до Маточкина Шара. Этого еще никому не удавалось сделать после легендарного помора Саввы Лошкина, обогнувшего Новую Землю в шестидесятых годах восемнадцатого столетия.
![]() Пасецкий Василий Михайлович (1921–2001) — член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, академик Петербургской академии истории науки, доктор исторических наук, автор многих книг о русских арктических экспедициях и географических исследованиях. Прошёл всю войну, включая Ленинградскую блокаду, и постепенно стал ведущим историком освоения полярных стран. Основой его работ стало изучение архивов, учёный ввёл в оборот множество документов и показал, что полярные исследования России были не эпизодическими, а последовательными внешнеполитическими, научными и коммерческими предприятиями. Автор книги «Первооткрыватели Новой Земли». В которой рассказывается об истории открытия одного из самых обширных архипелагов Арктики и прослеживается путь новоземельских изысканий: от первого похода помора Саввы Лошкина до плавания вокруг Новой Земли знаменитого полярного путешественника В. А. Русанова. |
25 июля 1910 г. "Дмитрий Солунский" покинул Архангельск и через две недели отдал якорь у п-ова Адмиралтейства. Экспедиция разделилась на два отряда. Один из них во главе с капитаном Г. И. Поспеловым осматривал и картировал Архангельскую губу, другой, под начальством В. А. Русанова, занялся обследованием северных берегов п-ова Адмиралтейства, Глазовой губы, залива Норденшельда.
Русанов со своими спутниками плыл на моторной шлюпке от одной бухты к другой, внимательно изучая берега. Вскоре мотор заглох, и путешествен никам пришлось весь переход до Архангельской Губы совершить па веслах. Экспедицией на берегах
Новой Земли было обнаружено три иностранных становища. Кроме описи побережья, были осмотрены многочисленные ледники, заливы, уточнены очертация о-вов Вильяма и Берха и установлено, что о-в Панкратьев в действительности является полуостровом. Промерены глубины во всех бухтах и особенно тщательно в Архангельской Губе. Собраны интересные материалы по геологии.
25 августа 1910 г. экспедиция вышла в открытый океан и направилась с попутным ветром к северной оконечности Новой Земли. Через четыре дня судно обогнуло Мыс Желания. Высадившись на его берегу, Русанов предпринял поход в глубь острова. В районе Мыса Желания Владимиру Александровичу удалось обнаружить реликтовое озеро с пресной от тающих ледников водой. От моря, заливом которого оно было несколько столетий назад, озеро отделено широким невысоким перешейком. На берегах его лежал тот же самый плавник, который всюду встречался на побережье острова. Были и другие признаки понижения уровня моря. На высоте 30 м Русанов нашел морские валуны, лежавшие y подножья Зеленых скал. Морские раковины встречались на расстоянии пяти — семи километров от берега, куда при современном уровне моря не мог забросить их самый жестокий шторм.
Ночью подняли якорь, и "Дмитрий Солунский" направился вдоль восточного берега Северного острова к югу. В Ледяной гавани экспедиция сделала остановку. Владимир Александрович поднялся на холм. Путь к югу преграждали льды, занимавшие все Карское море от берегов до горизонта.
Русанов предложил обойти их с востока. Капитан Г. И. Поспелов отдал команду сниматься с якоря. Но пройдя 70 км, "Дмитрий Солунский" вынужден был повернуть назад к Мысу Желания, так как поднялся сильный ветер со снегом и туманом. Днем начался шторм. У Русанова появилась надежда, что сильный западный ветер отгонит льды от берега и откроет путь на юг. Ои уговорил капитана Поспелова еще раз попытаться пройти Карским морем до Маточкина Шара.
3 сентября наступил самый критический момент экспедиции: из Ледовитого океана пришел лед. Ледяные поля и обломки синих, прозрачных айсбергов плыли с северо-запада, из-за Мыса Желания. "Лед сплошным полукругом покрывает весь горизонт и постепенно надвигается на нас и, по-видимому, не оставляет нам никакого выхода", — отмечал Русанов в своем дневнике. Он поднял всех на ноги. Команда и члены экспедиции дружно подняли якорь. Запустили мотор. Надо было спешить, чтобы выбраться из ледяного плена, иначе льды могли прижать судно к берегу и раздавить его.
По узкому, готовому всякую минуту сомкнуться каналу судно направилось к югу, держа курс на Маточкин Шар. Как ни опасно было идти Карским морем, Владимир Александрович предпочитал лучше рисковать, чем отказаться от осуществления намеченной цели. Капитан Поспелов не смыкал глаз двое суток. Он все время находился в бочке на мачте и искал своему маленькому судну дорогу среди обширных ледяных полей.
Экспедиция занималась глазомерной съемкой очертаний северо-восточного побережья, измеряла по лагу протяженность ледников, впервые положенных на карту. Русанов, совершив несколько походов в глубь Новой Земли, пришел к убеждению, что северо-восточная часть острова покрыта одним ледником.
5 сентября сплоченность льда увеличилась, часто встречались торосистые нагромождения. Продвигались вперед очень медленно. Стоял густой туман, и выбрать безопасный путь было трудно. Около полудня туман, наконец, исчез. Судно выбралось из сплоченного льда в полосу разрежений и вечером, на закате солнца достигло мыса Дальний.
6 сентября вблизи о-вов Пахтусова "Дмитрий Солунский" встретил пеподвижный лед — припай. Путь к югу был отрезан. Судно легло в дрейф. Экспедиция занялась гидрологическими работами.
Тем временем западным встром отжало лед от припая, появился узкий канал, и нужно было спешить проскользнуть к югу на чистую воду. Поставили все паруса, мотор работал на всю мощность. Судно развило наибольший ход. Мелкие льдины было некогда обходить. "Дмитрий Солунский" либо раскалывал, либо подминал их под себя, при этом судно вздрагивало, трещало и, казалось, вот-вот разлетится его обшивка.
На чистой воде появился новый лед — шуга. За ночь он мог окрепнуть. И опять надо было спешить, пока не упущено время, в Маточкин Шар. Но, как назло, в полночь испортился мотор. С большими трудностями капитан Поспелов довел судно под парусами до залива Хромченко, где экспедиция сделала вынужденную остановку.
Пока механик и команда чистили мотор, Русанов с Ильей Вылка отправились в глубь острова. Там они убедились, что п-ов Пять Пальцев неверно нанесен на карту и что в действительности вместо пролива Головина, показанного на многих картах, существовал низкий перешеек.
Утром 8 сентября мотор, наконец, был исправлен, и на другой день "Дмитрий Солунский" после длительного путешествия во льдах Карского моря достиг Маточкина Шара.
"Я хотел, — отмечал Русанов в дневнике, — продолжать обход вокруг Новой Земли и выйти Карскими Воротами, но это оказалось невозможным, так как керосин у нас был совсем на исходе, а машинмасла давно не было, и мы его заменили растопленным звериным салом, от которого машина быстро нагревалась и останавливалась".
Экспедиция Русанова увенчалась замечательными успехами. Она не только способствовала закреплению за Россией Новой Земли, но и принесла богатые дары науке.
Кроме непрерывного описания западного побережья Северного острова Новой Земли, от п-ова Адмиралтейства до Архангельской Губы, экспедиция частично обследовала северо-восточную оконечность Новой Земли и некоторые не посещенные ни одним путешественником прибрежные и глубинные районы этого острова. Было открыто несколько новых, не известных ранее мелких островов, проливов, заливов и бухт. Отдельные из них уже ранее были положены на карту художником и топографом Новой Земли — Ильей Вылка. Экспедицией была составлена новая, более точная и подробная карта Северного острова.
Все время велись метеорологические наблюдения. Большое место было уделено геологическим исследованиям. Экспедиция собрала обширную палеонтологическую коллекцию, сделала многочисленные наблюдения над современным состоянием и движением ледников, обнаружила доказательства понижения морского уровня на северной оконечности Новой Земли. В ботанической коллекции были водоросли и лишайники, мхи и цветковые растения. Ценные материалы были собраны для зоологии и морской биологии. Морских животных и растения вылавливали не только с поверхпости, но и со дна океана.
Всякий раз, когда было свободное время и погода благоприятствовала, Русанов и его спутники вели гидрологические наблюдения. Серии были взяты в Баренцовом море у Горбовых островов, в районе Оранских островов, в Карском море, к востоку от Мыса Желания и вблизи о-вов Пахтусова. Воды всех этих областей ранее были совершенно не изучены. Наблюдения велись над прозрачностью, цветом и температурой воды. Кроме того, брались пробы на соленость и измерялись глубины. Экспедицией было обнаружено присутствие в районе Мыса Желания теплых атлантических вод; это подтвердило предположение Русанова, что Гольфстрим огибает Новую Землю с севера.
Особый научный и практический интерес представляли наблюдения над скоростью и направлением течений, условиями проходимости льдов и зависимостью распределения льдов и их дрейфа от морских течений и характера господствующих местных ветров.
Экспедиция Русанова на "Дмитрии Солунском заняла почетное место в истории полярного мореплавания. Она внесла большой вклад в изучение природы Арктики.
Возвратившись из плавания вокруг Северного острова Новой Земли, Русанов издал отдельной книгой "Материалы по исследованию Новой Земли", в которой была опубликована и карта. При ее составлении Русанов обобщил топографические сведения, собранные им в течение последних четырех лет.
Картина гор и ледников на Северном острове, нарисованная Русановым по сравнительно небольшому количеству фактических данных, касавшихся главным образом побережья, оказалась очень близкой к действительности и для внутренних частей Новой Земли. Очертания показанного на карте сплошного ледяного покрова почти совпадают с современными, основанными на результатах деятельности многочисленных советских экспедиций. Кроме того, в статье "К топографии Новой Земли" Русановым было дано описание всех интересных в навигационном, промысловом и топографическом отношении мест. Заметки Русанова цитировались в лоциях на протяжении многих десятилетий и не утратили своего значения до нашего времени.
Опираясь на опыт плаваний Новоземельской экспедиции, в статье "К вопросу о Северном морском пути в Сибирь" Русанов с исключительной широтой и смелостью наметил пути изучения и освоения Великой водной магистрали. На 25 лет вперед он предвосхитил идею ледовогидрологических патрулей, организованных в середине тридцатых годов Арктическим и Антарктическим институтом.
Русанов был полон веры, что русские люди "победят полярные льды, как победили морские волны".
Новоземельская экспедиция 1910 г. занимает почетное место в истории исследования полярных стран. Она ознаменовала собой важный этап в истории географического и геологического обследования Новой Земли, которое было полностью завершено Русановым в 1911 г., когда он на моторной лодке "Полярная" обошел и Южный остров Новой Земли. Наблюдения Русанова и его исследования не утратили своего значения до нашего времени. Многие его теоретические положения и гипотезы были блестяще развиты и подтверждены геолого-географическими работами нашего времени.
Плавание на "Дмитрии Солунском" явилось прелюдией к следующим замечательным путешествиям Русанова. В 1912 г. он возглавил русскую правительственную экспедицию на Шпицберген, выполнившую большие геологические исследования и открывшую крупные месторождения каменного угля, на которые были сделаны заявки от имени России (в настоящее время разрабатываются советским трестом "Арктикуголь").
После окончания работ на Шпицбергене, Русанов предпринял попытку пройти на небольшом деревянном судне "Геркулес" из Баренцова моря в Тихий океан и бесследно исчез во льдах Арктики. На судне, кроме Русанова, находилось 10 человек, в том числе его невеста, студентка Парижского университета Жюльетта Жан. Следы последней экспедиции Русанова были обнаружены только спустя 22 года в районе шхер Минина. Но пока не удалось узнать, где и при каких обстоятельствах погиб Русанов со своими спутниками. Возможно, что намечаемая на 1961 г. Арктическим и Антарктическим институтом экспедиция на о-в Попова-Чукчина и в залив Ахматова, где были замечены остатки стоянки неизвестного морехода, прольет свет на одну из тайн Арктики.
Журнал "Природа" 1960 г. №11