Top.Mail.Ru
Company Logo

О Новой Земле

lux-1.jpg


Подписывайтесь на наш телеграмм канал!


Top.Mail.Ru

Яндекс.Метрика



О мероприятиях по охране наших северных промысловых богатств от хищнической эксплуатации иностранцев

№ 43. ОСОБЫЙ ЖУРНАЛ СОВЕТА МИНИСТРОВ

9 Апреля 1910 года

О некоторых мероприятиях по охране наших северных
промысловых богатств от хищнической эксплуатации иностранцев

В Феврале текущего года в норвежской печати появилось известие о том, что шкиперский союз в г. Тромсэ, ссылаясь на давнее уже и беспрепятственное производство норвежцами в районе Новой Земли звериного и рыбного промыслов, объявил часть названного острова, к северу от пролива Маточкин Шар, никому не принадлежащею землею. Осведомившись о сем, ИМПЕРАТОРСКИЙ Российский Посланник в Христиании нашел, что, хотя приведенное постановление исходит от неофициального учреждения, тем не менее оно требует протеста с нашей стороны, так как может повести за собою еще большее, чем наблюдавшееся за последние годы, усиление хищнической эксплуатации иностранцами наших северных промысловых богатств. Вследствие сего Гофмейстер Крупенский обратился в Норвежское Министерство Иностранных Дел с нотою, в коей отметил незаконность и неуместность выступления упомянутого союза и сообщил вместе с тем депешею о случившемся Гофмейстеру Извольскому.

ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, по всеподданнейшем докладе Министром Иностранных Дел означенной депеши, благоугодно было 14 Марта 1910 года собственноручно на ней начертать: «Этому надо немедленно положить предел». О таковой Монаршей воле Гофмейстер Извольский сообщил Председателю Совета Министров. С своей стороны, Статс-Секретарь Столыпин внес вопрос о необходимых в ограждение наших интересов на севере мероприятиях на уважение Совета Министров.

Приступив к обсуждению настоящего дела, Совет Министров принял на вид, что богатейшая в промысловом отношении окраина Русского Севера — остров Новая Земля, открытый в XI веке новгородцами и состоящий, таким образом, в нашем обладании уже в течение нескольких столетий, остается до сего времени почти не заселенным русскими и нами не исследованным. В то же время остров этот давно привлекает к себе внимание иностранцев, и за последние годы на нем возник ряд норвежских поселений. При таких условиях легко можно ожидать заявления незаконных притязаний со стороны иностранных держав на эту исконную часть российской территории. В том же беспризорном состоянии, как и остров Новая Земля, находятся и наши северные воды у берегов Мурмана. Иностранцы безнаказанно занимаются у названных берегов рыболовством, нанося этим серьезный ущерб интересам местного населения. Несомненно, наилучшим средством ограждения наших природных богатств на упомянутой окраине было бы расширение границы территориальных вод России. Граница эта, согласно ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 10 Декабря 1909 года закону (Собр. узак., 1910 г., ст. VIII), определяется ныне пространством воды в двенадцать морских миль от линии наибольшего отлива от морских побережий нашего отечества. Вопрос о дальнейшем ее удалении от берегов составляет уже предмет обсуждения в заинтересованных ведомствах. Но, не говоря уже о том, что означенная мера, требующая законодательного разрешения, может быть осуществлена лишь по истечении известного промежутка времени, она, конечно, будет иметь действительное значение лишь при условии надлежащей охраны наших территориальных вод, являющейся ныне на севере далеко не удовлетворительною.

Охрана эта возлагается до сих пор на ежегодно командируемый Морским Министерством к берегам Мурмана военный транспорт «Бакан», недостаточно быстроходный и не приспособленный для плавания во льдах. Поэтому, прежде всего, необходимо усилить означенную охрану хотя бы путем посылки на место военного крейсера. Этому же судну могло бы быть дано вместе с тем и поручение безотлагательно удалить с Новой Земли самовольно водворившихся там норвежцев.

По сему поводу Морской Министр заявил, что к такому разрешению вопроса встречаются препятствия в неисследовательности до сего времени омывающих северные берега Новой Земли вод. Это обстоятельство, в связи с тяжелыми климатическими условиями плавания на Крайнем Севере (местность эта находится между 73 и 77 градусами широты), при отсутствии притом на месте надежной базы, грозит в случае аварии посланного судна потерею боевой единицы нашего флота. При таких условиях, Вице-Адмирал Воеводский затруднился бы согласиться на командирование теперь же к Новой Земле быстроходного крейсера и полагал бы возложить задачу по удалению с этого острова норвежских поселенцев на транспорт «Пахтусов», обычно занятый промерами и описными работами у нашего северного побережья. На названное судно могла бы быть посажена вооруженная команда, снабженная пулеметом, причем назначенному на транспорт офицеру надлежало бы преподать подробную инструкцию о порядке удаления с Новой Земли иностранцев, выработанную по соглашению Министерств Внутренних Дел и Иностранных Дел. В общем же вся операция по охране нашей северной окраины в текущем году представилась бы в следующем виде. До начала возможной навигации у Маточкина Шара (в Июле месяце) транспорт «Пахтусов», попутно с гидрографическими работами, мог бы принять на себя поручение по надзору за иностранными судами у Мурманского побережья. Засим, ко времени отплытия названного транспорта к северным берегам Новой Земли, на смену ему пришел бы транспорт «Бакан», на котором к этому сроку завершено будет производящееся ныне испытание вновь установленных котлов. Означенные мероприятия, по мнению Морского Министра, окажутся вполне достаточными для достижения намеченной цели, а вместе с тем устранена будет и необходимость рисковать ослаблением нашего военного флота.

Выслушав изложенное заявление Морского Министра и не настаивая ввиду представленных им соображений на немедленной посылке военного крейсера к Новой Земле, Совет Министров не мог, однако, не заметить, что едва ли охрана наших северных промысловых богатств от хищничества иностранцев будет в должной мере обеспечена возложением ее на указанные Вице-Адмиралом Воеводским суда. Несоответствие требованиям охранной службы транспорта «Бакан» доказано уже опытом минувшего года. Что же касается транспорта «Пахтусов», то, не входя в оценку мореходных качеств сего судна, необходимо считаться с тем, что оно отвлечено будет выполнением специально поставленной ему задачи — удалить с Новой Земли водворившихся там норвежцев. Поэтому Морскому Министерству или Главному Управлению Землеустройства и Земледелия, как ведомству, наиболее заинтересованному в правильной постановке охраны наших промыслов, надлежало бы озаботиться приспособлением для сего хотя бы на будущее время какого-либо иного судна. В этом отношении заслуживает, по мнению Совета, серьезного внимания возникавшее уже предположение о приобретении в казну числящегося ныне в составе имущества Комитета для помощи поморам Русского Севера парохода «Андрей Первозванный», обладающего необходимыми для сторожевого судна качествами. К осуществлению изъясненного предположения встретились препятствия в том, что до настоящего времени остается открытым юридический вопрос о принадлежности упомянутого парохода названному Комитету. Весьма вероятно, что судно это, как купленное на отпущенные Комитету из казны средства для производства научно-промысловых морских исследований у берегов Мурмана, будет подлежать безвозмездной передаче Главному Управлению Землеустройства и Земледелия, в ведении которого сосредоточены ныне работы по таким исследованиям. Выяснение означенного вопроса,возложенное на образованную при Министерстве Торговли и Промышленности особую комиссию для ревизии дел Комитета для помощи поморам Русского Севера, последует, надо думать, еще в текущем году. Пока же, по необходимости, приходится ограничиться принятием проектированных Вице-Адмиралом Воеводским мер, причем на первую очередь, конечно, должно быть поставлено устранение возможности появления на Новой Земле иностранных поселений.



Согласно с сим, Совет Министров положил:

I. Уполномочить Морского Министра распорядиться командированием в Июле текущего года транспорта «Пахтусов» к острову Новой Земле для выселения незаконно водворившихся на сем острове иностранцев, с возложением на транспорт «Бакан» несения охранной службы у берегов Мурмана.

II. Предоставить Министру Торговли и Промышленности озаботиться скорейшим по возможности завершением правительственной ревизии дел Комитета для помощи поморам Русского Севера и о результатах означенной ревизии внести на рассмотрение Совета Министров.

О таковых заключениях своих Совет Министров приемлет долг всеподданнейше довести до сведения ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА.

Подписи: П.А.Столыпин, В.Н.Коковцов, С.А.Воеводский, А.П.Извольский, П.А.Харитонов, А.Н.Шварц, С.В.Рухлов, С.И.Тимашев, С.М.Лукьянов,
И.Г.Щегловитов, А.А.Поливанов.

Помета царя: «Согласен» (27 мая 1910 г.).

Ф. 1276. Он. 20. Д. 43. Л. 117-119 об.;
Ф. 1276. On. 6. Д. 162.

Погода на Новой







kaleidoscope_11.jpg

Читайте еще



 


2011-2025 © newlander home studio