Полярная одиссея Луи Аполя: искусство, история и ледяные горизонты

В 1880 году голландская полярная шхуна "Виллем Баренц" отправилась в рискованное плавание к суровым берегам Новой Земли. На борту деревянного парусника находилось четырнадцать человек, среди которых был художник Луи Аполь. Созданные им за время экспедиции более двухсот рисунков стали бесценным наследием для Нидерландов, обогатив не только историю, но и науку с культурой.
Утраченные земли и возрожденная гордость
К середине XIX века Нидерланды, некогда лидеры арктических исследований, уже давно отошли от борьбы за Северный полюс из-за экономических трудностей. Пальму первенства перехватили американцы, норвежцы, русские и британцы. Земли, открытые голландскими мореплавателями столетиями ранее, теперь носили чужие названия. Когда норвежский исследователь обнаружил на Новой Земле остатки лагеря Виллема Баренца и его команды, переживших там трагическую зимовку 1596–1597 годов, это стало горьким напоминанием: с тех пор ни один голландец не ступал на эти земли.
![]() Луи Аполь (Louis Apol) (1850–1936) — прославился зимними пейзажами, но главным приключением его жизни стала экспедиция 1880 года на Новую Землю на паруснике "Виллем Баренц". В ходе которой, он создал более 200 рисунков, запечатлев суровую красоту Арктики. Его работы — уникальное сочетание искусства и науки: точные изображения льдов и северного сияния позже изучали географы. Сегодня эти картины особенно ценны — они показывают Арктику, которой больше нет. Короткая экспедиция (корабль повредили льды) сделала Аполя последним свидетелем «нетронутой» эпохи Севера. |
Не желая мириться с тем, что другие страны переписывают историю освоения Севера, Нидерланды решили вернуться в игру. В 1878 году Комитет ледового плавания, созданный при Географическом обществе, сумел изыскать средства для организации полярной экспедиции. Так на свет появился парусник "Виллем Баренц" — дань памяти национальному герою, бросившему вызов льдам три века назад.
План был дерзким и опасным: пройти на деревянном судне среди дрейфующих льдов, в то время как другие страны уже использовали мощные пароходы. Но у Нидерландов не было выбора — бюджет экспедиции оставлял желать лучшего.
Между наукой и искусством
Первые две экспедиции (1878 и 1879 гг.) позволили изучить движение льдов и определить оптимальный маршрут. В 1880 году стартовала третья, главная миссия — достичь Новой Земли. Несмотря на скромное финансирование, экипаж был хорошо оснащен: приборы предоставил Королевский флот и Метеорологический институт, а в команду вошли морские офицеры, врач, плотник, повар, матросы, юнга, художник и даже собака.
Луи Аполю, известному мастеру зимних пейзажей, выпала честь стать летописцем экспедиции. В предыдущих плаваниях документацию вел британский фотограф, но в этот раз его участие оказалось невозможным. Аполь, давно мечтавший увидеть полярные просторы, с энтузиазмом взялся за работу. Его задачей было запечатлеть ледяные ландшафты, берега Новой Земли и всё, что напоминало о голландском наследии в Арктике.
Однако судьба распорядилась иначе. После высадки на западном побережье Новой Земли сильный ветер бросил судно на рифы, повредив корпус. Мечта обойти ледяную шапку и исследовать острова Баренцева моря рухнула. Экспедиция вернулась домой раньше срока — но даже за эти четыре месяца Аполь успел создать нечто удивительное.
Ледяная поэзия в красках
Апол, влюбленный в холодную красоту зимних пейзажей, нашел в Арктике неиссякаемый источник вдохновения. Его двести рисунков, сделанных во время плавания, стали уникальными свидетельствами эпохи. Позже он доработал наброски, превратив их в законченные произведения.
Художник не был ученым, но его работы поразили географов и геологов. С невероятной точностью он фиксировал формы айсбергов, отмечал их размеры, передавал игру света на льдах. В отличие от черно-белой фотографии, его картины сохранили цвета Арктики — в том числе волшебное сияние северного сияния.
Эти работы не только прославили Аполя, но и стали мощным инструментом пропаганды для Комитета ледового плавания. Часть рисунков отправили на географический конгресс в Венецию, где они получили серебряную медаль. Однако после роспуска комитета в 1884 году наследие экспедиции постепенно забылось, оставшись достоянием искусства.
Панорама Новой Земли
Спустя полтора десятилетия после плавания Аполь, вдохновленный панорамой Схевенингена Месдага, создал грандиозное полотно "Новая Земля". Но мода на панорамы уже прошла, и его работа, выставлявшаяся в Амстердаме, была утрачена — вероятно, погибла в огне.
Сегодня многие произведения Аполя, включая реконструкцию той самой панорамы, можно увидеть в музее Panorama Mesdag в Гааге. Историк искусства Сюзанна Вельдинк, обнаружившая одну из его картин на ярмарке, стала инициатором масштабной выставки. Впервые с 1955 года работы Аполя собраны воедино, а сопровождающая экспозицию книга "Луи Аполь на Новой Земле" подробно рассказывает о его путешествии.
Дневники членов экипажа и зарисовки художника воссоздают картину тяжелого, но полного романтики плавания. Но теперь эти изображения обрели новый смысл.
Прошлое, которое больше не повторится
Геополитика и климат изменили Арктику. Россия вновь заявляет права на Северный полюс, а легендарный Северный проход, который безуспешно искал Баренц, впервые открылся летом 2018 года из-за таяния льдов.
"Сегодня, глядя на работы Аполя, невозможно не думать о последствиях изменения климата, — говорит Вельдинк. — Они показывают мир, которого больше нет".
https://belushka.ru/SITE/novaya-zemlya-v-iskusstve/polyarnaya-odisseya-lui-apolya#sigFreeId9497f5d39c
Галерея картин и рисунков Луи Аполя
Его картины — не просто искусство. Это окно в прошлое, напоминание о хрупкости ледяных просторов и о том, как быстро человек способен изменить планету.
Florien Willems
"Louis Apol - Kunstenaar mee op poolexpeditie"