Арктическая повседневность в художественных образах Новой Земли

Первым опытом живописного освоения Новой Земли можно считать литографии рисовальщика Редера (1837). "Горный чиновник Санкт-Петербургского монетного двора и преподаватель школы рисования при нём же" был приглашён штатным художником в научно-исследовательскую экспедицию на Новую Землю под руководством Карла Бэра. Результаты этой поездки не были полностью изданы, но сохранились семь рисунков. Они были переведены на камень в литографии Тюлева для так и не вышедшего в свет альбома.
Редер запечатлел виды Новой Земли и места технических остановок судна в плавании. Художественная ценность заключается в стремлении передать особенности северной световоздушной среды и колорита. Подробнейшая детализация и контрастная светотеневая проработка придают работам декоративность. Интересно отметить, что рисунок "Вид на западный берег Новой Земли пред входом в пролив Маточкин Шар" имеет почти метровую длину: таким образом художник пытался создать панорамное изображение береговой линии.
М.М. Соловьёв в своём труде, посвящённом экспедиции Бэра, отмечает: "Рисунки Редера настолько точно воспроизводят новоземельские картины природы, что не лишены естественно-научного значения. Нельзя отказать им и в чисто художественном значении. Это прекрасно разработанные, тонко сделанные пейзажи, но менее удавались Редеру, по-видимому, человеческие фигуры, судя по группе самоедов на одном из его новоземельских рисунков". Учёный упоминает лист с изображением семьи самоедов в традиционной одежде на фоне чума. Женщина в коротком платье и меховой шапке, мужчина в отороченной мехом одежде, у их ног сидит ребёнок. За ними – юрта с горящим очагом и лес. Несмотря на критику Соловьёва, следует иметь в виду, что Редер создал образ этнической группы, передав особенности одежды, жилища, уловил индивидуальность внешности. В задачи Редера не входило детальное погружение в быт самоедов, вероятно, поэтому он ограничился одним рисунком.
Целью нидерландской экспедиции 1880 г. также была не антропология населения Новой Земли, а повторение маршрута Виллема Баренца. Художник, он же член экипажа, Луи Апол вёл живописные дневники. В них он подробно зарисовывал льдины и айсберги (с указанием размеров), специфические природные явления (северное сияние, белую ночь), события в Баренцевом море. Однако в альбомах встречаются несколько рисунков самоедов в традиционной одежде, их сани, на одном из портретов в цвете переданы характерные черты лица этой этнической группы. В экспедиции был и фотограф, но он мог запечатлеть местность только в чёрно-белом формате, а Апол, как живописец, мог "придать ей цвет".
В это же время в России формируются планы экономического освоения северных территорий и строительства железной дороги. Для этих целей важно было популяризировать Крайний Север. В 1894 г. Савва Мамонтов отправляет замечательных живописцев К.А. Коровина и В.А. Серова за художественными материалами для павильонов "Русский Север" на предстоящих Нижегородской и Парижской выставках. Их интересует как природа, так и коренные жители, предметы быта. В воспоминаниях К.А. Коровин поэтично описывает свою встречу с новоземельцами: "Стальной туман над океаном. Пароход “Владимир” медленно подходит к Новой Земле. <...> Я вижу лодки и кучку особенных людей, одетых в меха с пёстрыми полосками. Рыжие и белые меха как бы повторяют полосы снега на горах. Уже различаю круглые лица самоедов. Все с чёрными глазами и смотрят с жадным любопытством. Они похожи на кукол в своих пёстро расшитых оленьих малицах… На берегу жалкие лачужки, сбитые из тёмных брёвен, с маленькими окнами. От домика к домику натянуты верёвки: это чтобы ходить во время ветра, так как иначе унесёт в море. <...> Дальше, к скалам, тянутся самоедские чумы, из которых идёт дым. Стаи чаек, белых с чёрными каймами на крыльях, бело-чёрные чайки, зелёные мхи, полоски снега на горах – всё это похоже на одежды самоедок".
Коровин разработал архитектурный проект для павильона на Нижегородской выставке 1896 г. Ему удалось передать дух и воссоздать атмосферу Новой Земли. Из экспедиции он привёз живых альбатросов, тюленя, чучела чаек и медведей и даже чукчу Василия. В переписке того времени обнаруживаются художественные замыслы и намерения Коровина относительно оформления павильона: "Стараюсь создать в промышленном павильоне Северного отдела то впечатление, вызвать у зрителя то чувство, которое я испытывал сам на Севере. Вешаю необделанные меха белых медведей. Ставлю грубые бочки с рыбой. Вешаю кожи тюленей, шерстяные рубашки поморов. Среди морских канатов, снастей – чудовищные шкуры белух, челюсти кита". Оригинальные идеи и оформительский талант К.А. Коровина были отмечены современниками. Благодаря возникшему этнографическому интересу к экспонатам и живописным работам павильона тема Русского Севера была открыта как в культурно-историческом контексте эпохи, так и в живописно-пластических исканиях целого поколения художников.
Особенную ценность представляют 10 выставочных панно, в основу которых легли пейзажные этюды, бытовые зарисовки и исследования уклада жизни этого края. В них Коровин раскрылся в качестве художника-монументалиста. В полотнах "Охота на моржей" (1896) и "Тюлений промысел на Белом море" (1899) он довольно детально передаёт специфику промысла: характерные позы охотников, одежду, инструменты. Отдельное внимание уделяет проработке колорита, в котором ощутимо влияние серых тонов, характерных для Севера. Несмотря на то что работы не лишены декоративности, они являются важным вкладом в антропологию края.
Продолжая раскрывать тему Крайнего Севера в живописи, к берегам Новой Земли с кистями и красками отправился Александр Борисов. Его интересовала Новая Земля с целью творческих и научных изысканий: он внёс дополнения в карты, оказался первопроходцем в некоторых географических точках, запечатлел природные явления и географию пространства в реалистической манере. Его восхищал особый северный колорит, он описывал его в дневниках. Писал с натуры на морозе, потому что считал, что в студии теряется ощущение реальности цветов. В работах Борисова формируется цельный художественный образ Новой Земли как географического пространства. Его работы внесли ценный вклад в изучение истории и антропологии народов Новой Земли.
Его художественные экспедиции проходили с 1894 по 1901 г. Он привозил этюды и картины, на которых самоеды предстают не только в привычном им окружении – бескрайние северные просторы, ледники, горы, – но и как герои его портретов. Работы Борисова можно охарактеризовать как летопись жизни и быта самоедов. Если в ранний период он буквально несколькими мазками передавал основные черты объектов – жилища, сани, предметы быта ("Ненецкий посёлок. Новая Земля", 1901 г.; "Соление рыбы самоедами после хорошего улова", 1898 г.), то к 1905 г. объекты на полотне приобретают упорядоченность, отмечается более тщательная прорисовка деталей, уделяется уже особое внимание проработке колорита ("Ненецкое стойбище на берегу Югорского Шара", 1905 г.; "Чум у реки", 1906 г.). Каждое полотно сопровождается указанием даты и точным названием, которое характеризует всю работу.
В реалистичной манере А.А. Борисов многократно изображал самоедов в окружении природы и за занятиями промыслами ("На Новой Земле (На моржа)", 1896 г.; "Ненец удит гольца", 1901 г.). Художник с предельной точностью передаёт внешность самоедов. В отдельный ряд выстраиваются портреты 1900–1901 гг., а также изображения в традиционной одежде ("Отдыхающий ненец в палатке", 1901 г., "Ненец-охотник Константин (Ханец) Вылко", 1896 г.
В дневниках Борисов даёт детальное описание картин. Например, он поясняет: "К картине “В гостях у самоеда”: самоеды вообще чрезвычайно гостеприимные. Когда попадает путешественник к ним, то они тащат на стол всё, что у них есть самое лучшее: белый хлеб, коровье масло, которое они считают лучшим лакомством в мире, водку и проч. Если это случается в тундре, далеко от берега моря, и нет дров для того, чтобы вскипятить чайник и сварить “котёл”, как говорят самоеды, то они выбирают сани, которые похуже, и рубят их на дрова". О промыслах художник пишет: "Промыслы здесь поставлены очень примитивно и скверно. Около берегов о. Вайгач показываются огромные стада белухи, но никто этого зверя здесь не промышляет. Сети, которые для этих целей доставил Сибиряков, сгнили. Русские прекратили здесь всякие промыслы, а их место заняли норвежцы: бьют тюленей в нашем Белом море, а моржей в Карском".
Интересно сравнить портретные изображения самоедов Луи Апола и Александра Борисова и их этюды саней. Можно отметить стремление обоих живописцев к детальной и реалистичной манере передачи объектов, формируется художественный образ жителя Новой Земли.
В том же ключе, но иными средствами выражения показывает жизнь и быт своего народа самоед Тыко (Илья Константинович) Вылка – будущий первый "президент Новой Земли", первый ненецкий писатель и художник. Вдохновлённый встречами с Александром Борисовым и Василием Переплётчиковым, Тыко Вылка отправился учиться художественному мастерству в Москву, где вектор его интересов изменился с одной лишь охоты на познание мира и искусства. Ежедневно с 18 августа 1926 г. по 16 июля 1928 г. он вёл дневник о событиях, делал карандашные рисунки, изображающие быт и одежду ненцев того времени. Каждая дневниковая запись начинается с описания погоды, все описания точны и лаконичны. Так звучит фрагмент одного дня в описании художника: "Я начинал чертить карту острова Пахтусова. Весь день занимался. Братья приехали. Убили трёх оленей. Собак покормили. Мы жарили мясо, пили чай. Нам весело было. Погода была хорошая. Мы тут жили два дня".
Его описание повседневности важно для сравнения с восприятием его современников – живописцев и исследователей. Также в заметках явно выражен образ мышления самоедов. Тыко Вылка снабжал свои дневники рисунками – работа рыбной артели, изображение жилища-чума, дома-постройки рядом с чумом. Можно проследить схожесть зарисовок ненецкого мастера с работами приезжавших в этот регион художников-исследователей.
В своих живописных произведениях Илья Константинович сумел сохранить самобытность изобразительной манеры, чёткость линий и документальность картин. Его наивные образы соответствуют простому мировосприятию и укладу жизни самих ненцев. Северные пейзажисты – А.А. Борисов, В.В. Переплётчиков, С.Г. Писахов – высоко оценивали его работы.
В 1910 г. новоземельские пейзажи Т. Вылки экспонировались на выставке "Русский Север" в Архангельске, где часть из них приобрёл архангельский губернатор Сосновский и подарил императору Николаю II. Вторая выставка состоялась весной 1911 г. в Москве. Следует также отметить, что Тыко Вылка чрезвычайно серьёзно относился к сохранению ненецкого этноса и традиций, записывал мифы и сказки, придерживаясь оригинального стиля изложения.
Смена вектора интересов следующих поколений живописцев подчиняется политическим и социальным изменениям. На первый план выходит задача освоения полярных просторов и технологический прогресс, что влечёт за собой появление новых образов – героев-первооткрывателей Крайнего Севера, ледоколов, отражения жизни и быта на полярных станциях. С 1902 г. на Новой Земле неоднократно бывал художник Василий Переплётчиков. Он был близко знаком с Тыко Вылкой и его семьёй. С самого первого посещения увиденное произвело на него неизгладимое впечатление: "Природа суровая и величавая, полная жуткой прелести и неразгаданной тайны. Солнце в этой стране светит целый день, так что теряешь в конце концов представление о времени. Не то день, не то ночь. В безбрежном океане мерещатся миражи, чудятся допотопные животные, и в душу невольно заползает мистический ужас".
Всю жизнь Переплётчиков писал очерки и вёл дневники. Незадолго до смерти собрал их в книге – "Север. Очерки русской действительности", где подробно описал свои путешествия, людей и события из жизни тех, кто его окружает: путешественников и самоедов. Книга снабжена 16 рисунками автора и репродукциями картин. Очень внимательно автор относился к описанию повседневной жизни новоземельцев. "Главное занятие жителей Новой Земли – охотничьи промыслы: тут в изобилии водятся белые медведи, песцы, лисицы, северные олени. У берегов живут морские животные: моржи, тюлени, белуга. Промышленники занимаются ловлей гольца (семейство лососёвых); здесь встречаются мойва, навага, треска. Составляя продолжение Урала, Новая Земля богата металлами. Недавно в её южной части началась разработка обильных залежей меди. В Крестовой губе мраморные ущелья спускаются прямо к океану. На Новой Земле есть серебро". Художник передаёт беседу с самоедом, у которого от цинги умерла жена. Есть рассказ о самоедах, которые много пьют водки и ходят в должниках у промышленников, про священника, который зимует на Новой Земле. Разные истории людей, которых объединяет личное стремление или вынужденная необходимость жить на Новой Земле.
Это важный литературный труд, в котором художник своим внимательным взглядом обращается к социальным и этическим аспектам взаимодействия русских промысловиков и самоедов и оценивает их. Благодаря его наблюдениям можно проследить изменения в укладе жизни на Новой Земле.
Примерно в эти же годы на северные окраины отправляется Николай Пинегин, который свои дневники первой русской экспедиции к Северному полюсу 1912–1914 гг. оформил в виде книги "В ледяных просторах. Записки полярника". Пинегин самым подробным образом описал ход экспедиции и снабдил издание своими фотографиями, чёрно-белыми репродукциями картин, очерком о переходе В.И. Альбанова по дрейфующим льдам и биографией Г.Я. Седова. Встречаются небольшие эпизоды, описывающие встречи с самоедами.
Но всё же он больше уделяет внимания подробному описанию хода экспедиции, событиям, снабжая их иллюстрациями с фотографиями организации быта исследователей на судне и во время выходов на землю.
О коренных жителях Новой Земли он пишет немного, но улавливает самую суть: описывает традиционное жилище внутри, подмечая, как он сам выразился, "примечательную смесь новинок культуры с первобытным варварством. На столе рядом с тюленьими пимами блестящий никелированный самовар; тут же убитые утки, связка баранок, кучка маузеровских патронов и весло. На полу рядом с граммофоном, пренебрегая столом, сидит самоедка в панице...".
Этюды Пинегина из экспедиции Седова оцениваются исследователями как лучший цикл его работ, складывающийся в живописный дневник. На каждой работе указано точное место написания, дата и подпись. Он виртуозно сочетал зарисовки природных явлений ("Северное сияние", 1912–1914 гг., "Айсберг в бухте Тихой, Земля Франца-Иосифа", 1913–1914 гг.) и быта учёных-полярников. Так, в работе "Полярная станция" 1936 г. изображён заснеженный остров с постройками, относящимися к полярной станции Бухта Тихая, в которых учёные-исследователи осуществляют повседневные задачи.
Тема полярных экспедиций звучит в акварелях Альберта Бенуа. В "мурманской" экспедиции П.В. Виттенбурга (1920) по исследованию южной части Кольского залива художник участвовал уже в преклонном возрасте. Он запечатлел натурные виды и природные явления; особенно выделяется северное сияние в одноимённой работе 1920 г. Его зарисовки составили полную хронологию этапов работы геологической экспедиции, 76 акварелей были представлены на заседании учёного совета Института по изучению Севера. Это натурные пейзажи с элементами декоративности. Художнику удалось отразить специфику колорита Севера и передать настроение и особые нюансы дневного и вечернего северного света, например, во время дождя, заката ("Летний вечер на Мурманском побережье", "Вид с острова Кильдина", "По реке Туломе", все 1920 г.). Большая часть картин была безвозвратно утеряна в 1932 г. при ликвидации Лахтинского музея природы, но часть рисунков сохранилась и находится в коллекции Музея-архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН, Российского государственного музея Арктики и Антарктики и в частных коллекциях.
Начиная с первой половины XIX в. работы художников, побывавших за полярным кругом, внесли неоценимый вклад в изучение арктической повседневности. Рассмотренные художественные и литературные дневники А.А. Борисова, Л. Апола, К.А. Коровина, Т. Вылки, В.В. Переплётчикова позволяют сформировать цельное представление о самоедах, об их культуре, образе жизни. Н.В. Пинегин и А. Бенуа изображают ландшафты и природные явления, но уже через идею о возможности освоения их человеком. В результате можно говорить о пластичном живописном образе Крайнего Севера, меняющемся в зависимости от художественных задач и под воздействием внешних социокультурных факторов. Такая постановка проблемы задаёт множество векторов для исследования живописного наследия Арктического региона.
Енина Иветта Анатольевна,
соискатель степени кандидата искусствоведения,
менеджер Реставрационно-хранительского центра Государственного Эрмитажа