
Новые материалы

Раздел посвящён истории создания и проведении испытаний ядерного оружия на Новой Земле. Архипелаг был выбран благодаря удалённости и суровому климату, что позволяло безопасно проводить ядерные испытания. С 1955 года здесь было осуществлено более 130 взрывов, включая подводные, надводные, воздушные и подземные. Наиболее известное испытание — взрыв "Царь-бомбы" мощностью 58 мегатонн в 1961 году, ставший символом мощи советской ядерной программы. В разделе собраны материалы о создании полигона и проведении испытаний.
Испытание супербомбы

Подготовительный этап.
Успехи ученых в разработке термоядерных зарядов, подтвержденные натурными ядерными испытаниями, создали предпосылки для создания термоядерных зарядов значительно более мощных, чем были испытаны ранее в 1953–1955 гг. Не вдаваясь в обсуждение необходимости разработки и натурных испытаний сверхмощных зарядов для военно-стратегических вооружений, а также политических соображений по этому вопросу, надо отметить, что на высоком уровне состоялось решение о разработке и изготовлении сверхмощного заряда и воздушных ядерных испытаниях его. В связи с этим 71-му полигону были выданы соответствующие поручения по обеспечению срочной летной отработки и испытаниям, по существу, уникального комплекса в составе супербомбы и ее самолета-носителя. Начавшиеся в 1956 г. и успешно проведенные в сжатые сроки испытания "изделия 202" (макета супербомбы) натурными ядерными испытаниями завершились только через 5 лет. Для супербомбы— "изделия 202" в качестве самолета-носителя был определен стратегический бомбардировщик Ту-95, которому присвоили индекс Ту-95–202. Самолет Ту-95 разработки ОКБ Туполева, оснащенный четырьмя турбовинтовыми двигательными установками, обладал достаточной грузоподъемностью и уникальной дальностью полета. Самолет Ту-95–202 был заказан в единственном экземпляре для переоборудования из числа выпущенных в 1955 г.
Подземные ядерные взрывы на берегах пролива Маточкин шар

Географию островов Новой Земли сотрудникам нашего института приходилось изучать по мере освоения тех или иных районов, где начинали проводиться испытания ядерных взрывов. Изучение началось с бухты Черной, расположенной на южной оконечности острова. В этом районе проводились первые наземные и подводные взрывы, затем география испытаний переместилась в район бухты Сульменова, расположенной на Северном острове в 120 км от пролива Маточкин Шар [1.2].Там проведено большинство взрывов в атмосфере. С 1964 года после запрещения воздушных испытаний в соответствии с Московским договором стали проводиться только подземные взрывы. Наиболее подходящим мелом для этих целей на Новой Земле оказался гористый прибрежный район пролива Маточкин Шар, где с 1961 года начали проходить штольни для подземных взрывов.
Подробнее: Подземные ядерные взрывы на берегах пролива Маточкин шар
Первое подземное испытание мегатонного заряда

Дома, после обработки результатов и выпуска необходимой документации, началась не менее напряженная работа по подготовке полномасштабного эксперимента на Новой Земле. Там шла проходка штольни для испытания заряда мегатонного класса, где для нас выполнялась кольцевая замкнутая рассечка с 12 измерительными площадками. Работы по штольне было много. Мы уже не могли допустить таких просчетов, как в первом опыте: рассечка выполнялась под наблюдением двух независимых маркшейдеров, ход работ контролировался куратором от ВМФ. Тем не менее часто возникали какие-то неотложные вопросы: то сыпалась порода при проходке и горняки никак не могли сделать ровной плоскость измерительной площадки, то происходил вывал породы в КБ и его надо было "лечить", то появлялись вопросы о "привязке" (измерении расстояний), то ... Приходилось для их решения летать на Новую Землю. И не один раз. Обычно я добирался в одиночку: сначала до Архангельска, там пересадка на самолет до поселка Рогачёво. Хорошо, если долетишь в один присест, а бывало и так, что самолет приземлится где-нибудь в Нарьян-Маре или Амдерме и загорай там, дожидайся погоды. Иногда я попадал на спецрейс: с подмосковного аэродрома Остафьево поднимался военный борт – или большой транспортный самолет, или самолет-салон ИЛ-14, на котором летало военно-морское начальство и иногда два-три человека штатских, "представителей МСМ". Как правило, это были проектировщики, старшие офицеры ВМФ и среди них "самые главные" те, в чьих руках находились финансы. Случалось, что в таких-то полетах и договаривались о дополнительных вопросах финансирования, которые трудно решались по официальным каналам.
Испытания в Арктике
Испытание первой атомной бомбы в СССР состоялось 29 августа 1949 года. После его успешного проведения министр Вооруженных сил дал указание заняться освоением нового оружия.
Для обеспечения разработки атомного оружия флота, способов его применения в боевых действиях на море, а также защиты объектов флота от атомного оружия противника был создан специальный отдел № 6 при главнокомандующем ВМФ. Начальником отдела был назначен капитан I ранга Петр Фомин.
Арктический полигон — колыбель мужественных людей атомной эры

Это были титаны атомной эры - безгранично преданные делу и безмерно любившие Родину!
Работы по созданию ядерного оружия ВМФ - это был опытный образец боеприпаса для торпеды - шли успешно. Встал вопрос об испытании ядерного заряда для него и о выборе места для натурных испытаний в морских условиях.
Специалисты ВМФ с привлечением ученых и геологов обследовали морские полигоны флота. Анализ подготовленных материалов обследования показал невозможность использования существующих полигонов для экспериментов с подводными ядерными взрывами. Среди возможных мест для полигона было высказано предложение об использовании южной части островов Новая земля. Эта идея была поддержана главнокомандующим ВМФ Н.Г. Кузнецовым. Им была высказана мысль о перспективности создаваемого полигона на Новой земле для будущих ядерных испытаний не только оружия флота, но и других видов Вооруженных Сил. В 1953 году для выбора места испытаний ядерного оружия ВМФ на островах была назначена комиссия, в которую вошли ведущие специалисты от различных ведомств и научных организаций страны, в том числе и от Академии наук СССР.
Подробнее: Арктический полигон — колыбель мужественных людей атомной эры
Потому что Родина потребовала ядерное оружие

Начало пути в большую науку
Обучаясь в Высшем инженерном ордена Ленина военно-морском училище имени Дзержинского, я занимался проблемами гидродинамики подводного взрыва. Как Сталинскому стипендиату мне было предоставлено право выбора места будущей службы. Я выбрал Центральный научно-исследовательский институт военного кораблестроения Министерства обороны СССР Вскоре защитил кандидатскую диссертацию, по той же теме, какой занимался в училище. Стал членом научно-технического совета по подводному взрыву. В него входили многие известные ученые, например, академик М. Лаврентьев. Так что связи с большой наукой складывались самым естественным и прочным образом. В этом НИИ я встретился с Юрием Сергеевичем Яковлевым. Он тогда был старшим научным сотрудником, а я — младшим научным сотрудником. Он подготовил к защите свою докторскую диссертацию, а я — кандидатскую.
Эффект - 69

1969 год...
Это был третий кряду год, летне-осеннюю пору которого я проводил на берегу пролива Маточкин Шар. Этот пролив разделяет архипелаг Новая Земля на южную и северную части.
... Впервые на Новой Земле мне довелось побывать летом 1967 года. Затем экспедиции 1968 и этого памятного 1969 года были для меня летними "отпусками". Мы прибывали с материка на Новую Землю для подготовки и проведения очередных подземных испытаний ядерных зарядов и проводили здесь от трех до четырех месяцев. Как хорошо было бы побывать в эти летние месяцы в действительном отпуске где-нибудь на юге необъятной тогда страны. Но испытатели ходили в отпуска не тогда, когда хотелось, а тогда, когда это было возможно, то есть в перерывах между регулярно проводившимися ядерными испытаниями.
Авария 1969 года

С нашей стороны все было нормально. Ребята работали по уже привычному, неоднократно проверенному здесь же на полигоне распорядку. Никаких неожиданностей. Штольня как штольня. Неплохая порода. Ее свойства, необходимые для определения мощности взрыва, были изучены, предварительные расчеты распространения ударной волны проведены, датчики, алюминиевые блоки с образцами различных материалов установлены. В полной готовности были и другие методики определения параметров взрыва. Ждали погоды. Ох уж эта погода!
Когда в штольне идет подготовительная работа к испытаниям и все участники заняты своими прямыми делами, погода мало кого беспокоит. Ну разве метеорологов. Им по штату положено следить за перемещением и взаимодействием циклонов и антициклонов в огромном северном секторе, куда входит и полигон, определять их интенсивность, скорость, направление потоков воздушных масс и т. п.
Еще статьи...
- Труд испытателей никогда не бывает легким и безопасным
- Опыт штольня-скважина
- Самое мощное подземное ядерное испытание (4,2 мт)
- Каменная лавина
- Подземные ядерные испытания
- О работе военно-сборочных бригад
- Эксперименты с выполнением требований ДВЗЯИ
- Неядерно-взрывные эксперименты
- Земля, где полгода ночь
- Северный полигон