
Новые материалы
Новая Земля — военная земля
А у Новой Земли ходит Арктика,
Ходит Арктика ходуном.
Ю. Визбор. Новая Земля. 1970
В освоении многих отдаленных территорий нашей страны ведущую роль играли военные. Кое-где на Крайнем Севере и Дальнем Востоке гарнизоны по сей день являются основным типом населенных пунктов. Правда, в постсоветское время число таких гарнизонов и численность населения в них резко снизились. Однако до сих пор наши учебники географии о «военном» освоении не пишут ничего даже в тех случаях, если оно давно уже не является тайной. Это немного удивительно, поскольку для многих и староосвоенных районов, и регионов нового освоения части разных силовых ведомств выполняют функции градообразующих предприятий.
Новая Земля (площадь 83 тыс. км2) разделяет Баренцево и Карское моря. Это один из самых старых, по времени открытия островов Северного Ледовитого океана. Точное время открытия, островов неизвестно, скорее всего, это произошло еще во времена независимости Великого Новгорода. О древности открытия Новой Земли свидетельствует и ее старинное название, Матка. Отсюда название пролива Маточкин Шар. По всей видимости, это название произошло от финно-угорского слова matka — путь. Земля Франца-Иосифа была открыта в конце XIX в. австро-венгерской экспедицией, отправившейся в 1872 г. в поисках Северо-Восточного прохода, а может быть, и для достижения Северного полюса и в 1873 г. прижатой льдами к берегам доселе не известной земли, названной по имени тогдашнего императора Австро-Венгрии. З.Ф.И., как ее обычно называют на Севере, имеет площадь примерно 16 тыс. км2 и состоит из 191 острова.
Первое постоянное поселение на Новой Земле появилось в 1877 г. Называется оно Малые Кармакулы. В 1896 г. в Малых Кармакулах была создана гидрометеорологическая станция, существующая по сей день и являющаяся старейшей полярной станцией в России.
По мере освоения островов открывались все новые бухты и строились новые поселения. Одним из таких поселений стала и нынешняя «столица» Новой Земли поселок Белушья Губа, основанный в 1897 г. Кроме Белушьей Губы и Малых Кармакул, на Новой Земле до революции было создано еще несколько поселений, все они давно исчезли.
Годы Гражданской войны Новая Земля пережила тяжело. Поскольку ее освоение до революции шло на государственные средства, а их поступление в 1917—1919 гг. прекратилось, то население островов попало в очень тяжелое положение.
В 20-е годы продолжилось создание новых поселений и полярных станций. Например, на берегу Чёрной губы строится становище Красино, остатки которого сохранились до настоящего времени. В 30-е годы строятся полярные станции на мысе Желания, в Русской гавани, на побережье Маточкина Шара (мыс Столбовой). В это же время создаются полярные станции и на З.Ф.И., в 1928 г. официально провозглашенной частью территории СССР.
В 1942 г. к берегам Новой Земли и Земли Франца-Иосифа начинают проникать немецкие подводные лодки. И не только проникать, но и отстаиваться здесь. На берегах Новой Земли немцами были размещены автоматические гидрометеостанции, а на Земле Франца-Иосифа была построена полярная станция (Земля Александры). Остатки этой станции были обнаружены в 50-е годы.
Для борьбы с германским флотом в 1942 г. создается Новоземельская военно-морская база (ВМБ), имевшая статус временной. В состав базы были включены практически все существовавшие к этому времени населенные пункты и полярные станции. Штаб Новоземельской ВМБ размещался в Белушьей Губе. Базе были переданы два соединения сторожевых кораблей, несколько батарей и полубатарей береговой обороны, а также зенитно-артиллерийские батареи. В 12 км от Белушьей Губы был построен аэродром Рогачёво.
В июле 1942 г. к Новой Земле подошли несколько судов печально известного конвоя PQ-17. Полярные станции, суда и поселения на Новой Земле обстреливались германскими подводными лодками.
Осенью 1942 г. германские самолеты подвергли бомбардировкам Белушью Губу. Весной 1943 г. на аэродроме Рогачёво были размещены истребители «И-15бис». Первые военные летчики на Новой Земле жили в палатках круглый год. Только побывав на островах зимой, можно оценить подвиг этих людей.
В 1946 г. Новоземельская военно-морская база была упразднена. Корабли ВМФ ушли с острова, были вывезены орудия артиллерийских батарей. Годы существования базы, однако, дали мощный толчок развитию Белушьей Губы. Аэродром Рогачёво обеспечивает поселку позиции «столицы островов». В 1947 г. был создан первый аэродром Нагурское на Земле Александры, входящей в состав Земли Франца-Иосифа.
Белушья Губа («Белушка»).
В 50-е годы Арктика начинает рассматриваться СССР и США в качестве вероятного театра военных действий, поскольку кратчайший путь для стратегической авиации между двумя тогдашними сверхдержавами пролегает через Северный полюс. Вновь создаваемые Войска противовоздушной обороны (Войска ПВО страны) проявляют интерес к созданию позиций на арктических островах, в том числе на Новой Земле. Новая Земля и Земля Франца-Иосифа начинают рассматриваться как своеобразный «зонтик», прикрывающий с севера Европейскую часть СССР.
В 1949 г. был произведен первый атомный взрыв в СССР на Семипалатинском полигоне. Решение о создании второго, военно-морского, полигона принимается в 1953 г. Причин того, почему именно Новая Земля стала местом его размещения, несколько. Пути к островам были хорошо известны, побережье более или менее освоено, построены пристани и аэродром. Однако при этом здесь были обширные незаселенные территории.
В 1954 г. начинаются работы по созданию полигона. Первым местом для проведения испытаний атомного оружия была выбрана губа Чёрная, где 21 сентября 1955 г. был произведен подводный атомный взрыв. В 1957 г. здесь же был осуществлен единственный на Новой Земле наземный взрыв. В 80-е годы берега Чёрной губы были завалены бронетехникой — танками, БМП, БТР, на которой, видимо, проверялось воздействие атомных взрывов. Поселок испытателей строится неподалеку от Чёрной губы, в губе Башмачная. Территория между Чёрной и Башмачной губами застраивается разного рода сооружениями, назначение которых угадать удается не всегда. Но их число, а зачастую и размеры поражают. В тех местах очень легко понять, во что превратилась бы планета в случае, если бы испытывавшиеся на Новой Земле «изделия» нашли свое боевое применение.
По всей видимости, поселок на берегу губы Башмачная был оставлен в 1969 г., когда произошел выброс радиоактивного газа после испытаний в известняках. В этом поселке все носит следы поспешного бегства, даже строительный раствор, оставленный у недостроенной кирпичной стены. В центре поселка в 80-е годы еще стоял памятник с надписью «Памяти наших погибших товарищей» (текст воспроизвожу по памяти, видел один раз, и более двадцати лет назад). Памятник погибшим товарищам в центре мертвого поселка производит сильное впечатление. Район Чёрной и Башмачной губ впоследствии стал именоваться «Южной зоной» полигона, после выброса 1969 г. и эвакуации поселка испытания здесь не проводились.
Официальной датой создания полигона на Новой Земле считается 17 сентября 1954 г., когда в соответствии с директивой Главного штаба ВМФ полигон был обозначен как войсковая часть 77510. Номер войсковой части сохраняется и сейчас, хотя сам полигон подчиняется уже не ВМФ, а непосредственно Министерству обороны. Этот день, 17 сентября 1954 г., считается официальным днем основания поселка Белушья Губа. К тридцатилетию этой директивы, в 1984 г., в Белушьей Губе был поставлен памятник «Основателям гарнизона. 1954—1984».
Военно-морской флот создает систему подразделений, которые следят за движением судов в районе Новой Земли. Эти подразделения размещаются в основном на бывших полярных станциях, хотя часть этих станций (например, Малые Кармакулы, Мыс Желания и Мыс Меньшикова) продолжают действовать в «гражданском» режиме. Предпринимались попытки возобновить базирование на Новой Земле боевых кораблей, но эти попытки были безуспешны. В течение девяти месяцев в году, когда у новоземельского побережья стоит лед, использование этих кораблей было невозможным.
Одновременно с частями ВМФ на Новой Земле начинают развертываться части Войск ПВО страны. Штаб 4-й дивизии ПВО, так же как и штаб полигона, размещался в Белушьей Губе. В ее состав входили радиотехнические, зенитно-ракетные и истребительные авиационные полки, расположенные на Новой Земле, северо-востоке Европейской части СССР и на Ямале. На Новой Земле и Земле Франца-Иосифа развертываются подразделения 3-го радиотехнического полка (РТП). Самая южная «точка» 3-го РТП располагалась на мысе Меньшикова. Самые северные «точки» размещались на Земле Франца-Иосифа — Греэм-Белл и Нагурская, а во второй половине 80-х годов была развернута «точка» на острове Виктория, расположенном между З.Ф.И. и Шпицбергеном. «Точки» 3-го РТП на Земле Франца-Иосифа и острове Виктория были самыми северными войсковыми частями Советского Союза. Зенитно-ракетный полк прикрывал Белушью Губу и Рогачёво, истребительный авиационный полк базировался на аэродроме Рогачёво и также был предназначен, главным образом, для защиты самой Новой Земли.
Несколько позднее на Новой Земле и З.Ф.И. начинается развертывание частей и подразделений других родов войск и видов вооруженных сил. Были здесь части Ракетных войск стратегического назначения, которые следили за испытательными пусками ракет и запуском космических аппаратов с космодрома Плесецк. В Белушьей Губе дислоцируются военно-строительные части («стройбаты»). На Земле Александры в 70-е годы была создана погранзастава «Нагурская», ставшая самой северной пограничной заставой Советского Союза и нынешней России. Эта погранзастава существует и сейчас.
На острове Греэм-Белл, входящем в состав Земли Франца-Иосифа, существовала отдельная авиакомендатура, поддерживавшая в работоспособном состоянии ледовый аэродром, способный принимать и тяжелые самолеты.
В 1956 г. началось создание «Северной зоны» полигона в районе пролива Маточкин Шар. У западного входа в пролив с южной стороны строится поселок Северный, где и проводились основные испытания в 60—70-е годы. Если «Южная зона» полигона создавалась для испытаний атомного оружия, то первоначальной целью создания «Северной зоны» были испытания ядерного оружия, которое по мощности многократно превосходит атомное. Основные испытания ядерного оружия (водородных бомб) проводились на Новой Земле.
В 1957 г. с островов выселяется все местное население и военные становятся его безраздельными хозяевами. Никаких экономических функций с этого времени Новая Земля не выполняет. От периода «гражданского» освоения Новой Земли в Белушьей Губе осталось лишь несколько деревянных зданий в районе пирса, на одном из которых есть (или была?) деревянная мемориальная доска с надписью: «Здесь помещался Новоземельский островной совет депутатов трудящихся, бессменным председателем которого был Илья (Тыко) Вылка». Всего с Новой Земли было переселено на материк 298 человек.
С 1957-го по 1999 г. никакой «гражданской» власти в этой части страны не существовало, высшей властью на Новой Земле был командир в/ч 77510. Фактически Новая Земля и Земля Франца-Иосифа находились вне сетки административно-территориального деления СССР, подчиняясь напрямую Москве.
Самым мощным «изделием», которое было испытано над Новой Землей, была бомба в 500 мегатонн тротилового эквивалента. Это испытание было осуществлено 30 октября 1961 г. над Северным островом. В 1962 г. атомные испытания в воздухе, на земле и под водой прекращают. С этого времени на Новой Земле велись лишь подземные испытания, проводившиеся, главным образом, в Северной зоне полигона. Резко сокращается число этих испытаний: если в 1962 г. их было 36, то все последующие годы — в основном 1—2 в год, максимум 4 (1975 г.). Эти испытания проводились с 1963-го по 1984 г., в 1985 г. и 1986 г. они не осуществлялись, затем были возобновлены, причем на испытаниях 1987 г. произошел выброс радиоактивного газа. Последние испытания ядерного оружия на Новой Земле были произведены 24 октября 1990 г. С тех пор на Северном полигоне производятся лишь взрывы неядерных боеприпасов, главным образом, для поддержания технического состояния полигона.
В первые десятилетия «военного» освоения Новой Земли испытатели атомного оружия и защитники северных воздушных рубежей жили в условиях, которые правильнее всего было бы назвать ужасными. Жилые дома и казармы были в основном деревянными и по большей части представляли собой бараки, не имевшие ни водопровода, ни канализации. Более или менее устойчивое водоснабжение можно было наладить лишь там, где имелись крупные озера с питьевой водой. Во всех остальных местах приходилось довольствоваться водой, полученной в результате таяния снега. Только в 70-е и 80-е годы в Белушьей Губе и Рогачёво строятся капитальные здания, при строительстве которых учитывались «северные» нормативы — высокие потолки, тройное остекление и т.д.
Однако на точках, построенных еще во второй половине 50-х годов, жилищно-бытовые условия до конца их существования (начало 90-х) сохранялись в основном прежними. Для обитателей точек Белушья Губа и Рогачёво действительно были «столицами», служба на точках была нечеловечески тяжелой. Никакой «северной романтики», как могли бы подумать некоторые, в такой службе не было. Если офицеры получали двойной-тройной оклад и выслугу год за два, то солдаты не получали ничего. Оторванность от Большой земли усугублялась длительным пребыванием в очень небольшом коллективе, где все отношения обостряются до предела, и «дедовщиной», которая здесь, как и во всех Вооруженных Силах, процветала. Бывали случаи побега «в никуда», поскольку покинуть Новую Землю невозможно.
Никакой связи, кроме почтовой, с Большой землей не было. Но даже почтовая связь была ограниченной, отправления весом более 1 кг как на Новую Землю, так и с Новой Земли посылать было нельзя.
Все необходимое в 50—60-е годы доставлялось почти исключительно морским путем во время короткой северной навигации. В начале 70-х годов взлетно-посадочная полоса аэропорта Рогачёво стала железобетонной, что позволило заметно улучшить воздушное сообщение с Новой Землей и организовать регулярное сообщение между Архангельском и Рогачёво. Но поскольку всё, что существовало на Новой Земле, было государственной тайной, то в расписаниях аэропорт Рогачёво отсутствовал и обозначался как «Амдерма-2». В обиходе как сам аэропорт, так и вообще Новую Землю называли просто «Двойкой».
Вообще, адресов и условных обозначений у островов в это время было много. Почтовым адресом Белушьей Губы был «Архангельск-55», Рогачёво — «Архангельск-56». Туда же, на «Архангельск-56», адресовалась корреспонденция, предназначенная для точек ПВО и ВМФ, расположенных на Южном острове Новой Земли, сообщение с которыми осуществлялось через Рогачёво. В 80-е годы связь с точками поддерживали главным образом с помощью вертолетов, но даже на самые близкие точки «вертушки» летали один-два раза в месяц, а сообщение с дальними точками поддерживалось раз в несколько месяцев.
Точки, расположенные на Северном острове и на Земле Франца-Иосифа, снабжались через Диксон, и их почтовый адрес был «Красноярский край, остров Диксон-2». Эти адреса использовались исключительно для почтовой связи, телеграфные адреса были совершенно иными. Например, телеграфный адрес Белушьей Губы был «Москва, К-704». После указания населенного пункта писался номер войсковой части с добавлением букв «ЮЯ», например, в/ч ЮЯ 03219 (3-й радиотехнический полк). Что означают буквы «ЮЯ», мне неизвестно, смеха ради их расшифровывали как «Южнее Ялты». Впрочем, буквы «ЮЯ» можно было не указывать, письма все равно доходили. Никаких прочих координат, кроме фамилии и инициалов, указывать в адресе необходимости не было.
Телефонная связь с Большой землей могла осуществляться исключительно по военным каналам связи, выхода на гражданские каналы не было вообще. Государственная тайна, окружавшая всю Новую Землю, охранялась очень строго, но главным образом от собственных граждан. Например, в письмах запрещалось сообщать любые сведения, которые позволили бы определить место службы, а тем более прямо его указывать. Вся корреспонденция проверялась, и на прочитанных письмах красовался штамп «На Архангельский ПЖДП поступило в загрязненном виде». Если бы не этот штамп, догадаться о вскрытии письма было бы невозможно, навыки вскрытия у цензоров были отработаны хорошо.
Транспортное сообщение, как воздушное, так и морское, поддерживалось, главным образом, с Архангельском. К 80-м годам полностью прекращается морское пассажирское сообщение между Архангельском и Белушьей Губой («Портопункт 40-40» — еще одно обозначение Белушки, как ее называют на Новой Земле), и все перевозки людей в этом направлении осуществляются исключительно по воздуху. Единственное исключение — рейсы пассажирского теплохода «Советская Татария», который доставлял на Новую Землю ученых — участников атомных испытаний с Большой земли. Но грузовое сообщение осуществлялось в основном морским путем.
Более или менее оборудованный пирс на Новой Земле только один — в Белушьей Губе. На некоторых точках имелись причальные сооружения, главным образом деревянные, зачастую сохранившиеся со времен «гражданского» освоения. Но на большей части точек грузовые работы могли осуществляться исключительно на рейде, и грузы к берегу доставлялись на плашкоутах, специальных небольших судах. Работы по разгрузке и складированию грузов были очень тяжелыми, личный состав на них буквально выматывался. К тому же многие точки располагались вдали от побережья, и поступившие по навигации грузы в течение всего остального года, в том числе и зимой, постепенно доставлялись в их расположение. На «Новоземельском форуме», www.belushka.ru, один из участников, вспоминая свою службу на точке, пишет: «Так мы его (уголь. — В.М.) на самодельных санях из жести с пирса таскали. Впрягались по три человека и порядка десяти километров за ним ходили. Ходки три-четыре за день сделаешь, а потом полночи судороги на ногах схватывали. Романтика, черт побери». Для того чтобы обеспечить работу в короткие месяцы навигации, каждая точка вынуждена была иметь в два-три раза больше личного состава, чем это требовалось для осуществления боевых дежурств.
Автомобильная дорога на Новой Земле одна, она соединяет Белушью Губу и Рогачёво. Перемещение за пределами этой дороги осуществляется, главным образом, на вездеходах ГТС-М. Перемещаться пешком на большие расстояния запрещается. Лыжи не используются вообще, в частях их нет; непредсказуемость новоземельской погоды и обилие белых медведей делают пешие и лыжные переходы чрезмерно опасными.
Устойчивого транспортного сообщения между Южным и Северным островами, а также с Землей Франца-Иосифа не существовало. Были лишь эпизодические и не всегда предсказуемые полеты вертолетов или самолетов. Хорошо помню случай, когда на точке Греэм-Белл (З.Ф.И.) в январе 1986 г. сгорел свинарник и погибли свиньи. Новых свиней туда доставляли специальным рейсом на Ил-76ТД из Рогачёво. Сколько стоила каждая такая свинья, трудно даже предположить.
Но обычным способом сообщения с дальними точками был следующий: из Рогачёво в Архангельск, из Архангельска в Диксон, из Диксона на точку. Сколько времени уйдет на дорогу — как повезет. Если надо было с точки добираться в Белушью Губу, последовательность была обратной. «Дембелей» с З.Ф.И. и севера Новой Земли обычно начинали вывозить за два-три месяца до увольнения. Их перевозили через половину Северного Ледовитого океана, Диксон и Архангельск в Белушью Губу или Рогачёво, выдавали документы об увольнении и затем отправляли назад в Архангельск. Очевидно, что расходы на содержание войск на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа были непомерно велики.
Понятно, что точная численность «населения» островов в то время не известна, но, опираясь на косвенные данные, для середины 80-х годов можно оценить ее в 8—10 тыс. чел.
Сокращение численности военнослужащих и гражданского персонала на Новой Земле начинается в конце 80-х годов. С прекращением испытаний ядерного оружия резко идет на убыль численность персонала, обслуживающего полигон. Начинается сокращение численности военнослужащих на точках ПВО.
В 1990—1993 гг. силы Войск ПВО страны на островах Арктики ликвидируются. Ликвидация начинается с 3-го радиотехнического полка, подразделения которого, как уже говорилось выше, располагались по всему западному побережью Новой Земли и на Земле Франца-Иосифа. Личный состав выводится на Большую землю, материальная часть на отдаленных точках оставляется, с близких точек частично вывозится. Некоторые точки (Мыс Меньшикова, Губа Чёрная) передаются в состав Федеральной пограничной службы, но затем и они расформировываются.
Ликвидируется 406-й зенитно-ракетный полк, штаб которого располагался в Рогачёво. 641-й истребительный авиаполк переводится с Рогачёво на аэродром Африканда (Мурманская область, г. Полярные Зори) и в начале XXI в. расформировывается. Деятельность 4-й (Новоземельской) дивизии ПВО прекращается.
Одновременно с этим упраздняются точки ВМФ, расположенные на западном побережье Новой Земли, а также части РВСН.
Прекращается и существование поселка Рогачёво. Почти все здания и сооружения поселка ныне представляют собой руины. Аэродром обслуживает дежурная смена, которая приезжает из Белушьей Губы. Сейчас, насколько можно судить по открытым источникам, все точки на Новой Земле ликвидированы. Население сосредоточено в поселке Белушья Губа (2,8 тыс. чел.). Кроме этого, поддерживается существование пос. Северный, но численность личного состава здесь незначительна. В целом сейчас можно считать, что Новая Земля «стянулась» до пределов Белушьей Губы.
Если до конца 80-х годов здесь «сосуществовали» разные виды вооруженных сил, то сейчас единственным и полновластным хозяином Новой Земли стал Центральный полигон России. Это название полигон получил 27 февраля 1992 г. согласно президентскому указу № 194 «О полигоне на Новой Земле». Указ оставлял Центральный полигон в ведении Военно-морского флота. В 1998 г. полигон передали в ведение 12-го Главного управления Министерства обороны («Ядерно-техническое обеспечение и безопасность»).
В конце ХХ в. на Новой Земле началось восстановление гражданской власти. Было создано муниципальное образование «Городской округ Новая Земля». Согласно уставу этого округа, в него входят поселки Белушья Губа и Рогачёво, но площадь муниципального образования при этом составляет 79 788 км2, т.е. почти всю территорию Новой Земли.
На некоторых, неквалифицированно составленных картах России, изданных как в советское, так и в постсоветское время, Новая Земля и Земля Франца-Иосифа обозначены принадлежащими к Ненецкому автономному округу (НАО). Но к НАО, хотя он и ближайший континентальный сосед, МО «Новая Земля» не относится. Это МО входит напрямую в Архангельскую область на правах района. (Земля же Франца-Иосифа и остров Виктория с 1 января 2006 г. официально включены в состав Приморского района Архангельской области.)
Однако и в состав Архангельской области эти территории входят очень условно. Большая часть Новой Земли — Центральный полигон, подчиняющийся непосредственно Москве, и сколько-нибудь серьезные вопросы, связанные с островами, решаются не в Архангельске, а в столице России.
Белушья Губа ныне — нормальный поселок со всеми атрибутами цивилизации. Индекс у нее остался прежним, 163055, но адрес теперь не «Архангельск-55», а «поселок Белушья Губа Архангельской области». Здесь есть школа, детский сад, «гражданская» телефонная связь с Большой Землей (правда, код телефонов — 495, т.е. Москва). Построена церковь. Есть школа, детский сад, бассейн, сотовая связь, торговый центр, Интернет. По-прежнему поддерживается регулярное воздушное сообщение с Архангельском и по-прежнему отлетающих и прилетающих проверяет «служба режима».
Въезд на острова чрезвычайно затруднен, пропуск на посещение Новой Земли оформляется несколько месяцев, и во въезде может быть отказано, если «компетентные органы» сочтут основание для него недостаточно убедительным. Засекречена даже сама процедура получения таких пропусков. Гражданам других государств, в том числе и ближнего зарубежья, получить пропуск на Новую Землю вообще невозможно. Юмор ситуации заключается в том, что Новую Землю хотели бы посетить, главным образом, те граждане республик бывшего Союза, включая Прибалтику, которые отдали Новой Земле значительную часть своей жизни, и тайны этих островов им и без того хорошо известны.
На Землю Франца-Иосифа можно добраться только «с оказией», которой можно ждать очень долго, поскольку полярная авиация сокращается по мере исчезновения своих «клиентов». И тоже нужен пропуск — ведь Земля Франца-Иосифа с островом Виктория, как и Новая Земля, являются частью пограничной зоны.
В последние годы пишут о разнообразных «проектах» освоения Новой Земли, которые правильнее было бы назвать «прожектами». Занимаются «прожектерством», видимо, люди, в принципе не знающие, что такое Новая Земля. Так, журнал «Газовая промышленность» в декабрьском номере 2008 г. опубликовал статью, в которой предлагается строительство в Белушьей Губе завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) с месторождений Ямала для последующего вывоза его в Европу. Предполагается также сделать Новую Землю опорной базой освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Есть и совсем безумные идеи разработки рудных месторождений и строительства металлургических заводов на юге Новой Земли с вывозом продукции через порт Белушьей Губы, грузооборот которого предлагается нарастить по такому случаю в десятки раз.
Читаешь во вроде бы солидных изданиях очередные статьи на тему «Освоим Новую Землю во что бы то ни стало!» — и хочется спросить у авторов: «А видели ли вы Новую Землю в реальной действительности, а не в проектном бреду, и если да, то сколько времени?»
Это вопросы человека, испытавшего на себе, что такое Новая Земля. Но можно задать и более профессиональные вопросы. Первый — где предполагается брать рабочую силу для реализации «блестящих» на бумаге геоэкономических построений? Селить на островах? Безумие. Возить вахтовым методом? Но все равно надо где-то селить, и условия должны быть более или менее комфортабельными — эта «рабочая сила» не будет таскать на себе уголь за десять километров по снегу. Второй — как предполагается обеспечивать новые предприятия электроэнергией? Военным ее требуется немного, поэтому они обходятся дизельными электростанциями. Промышленное предприятие с помощью дизельной электростанции тоже можно обеспечить, но расходы на электроэнергию будут непомерно велики. Третий — на островах существует проблема питьевой воды. В Белушьей Губе и Рогачёво она решается за счет «питьевых озер», на большинстве точек, как уже говорилось, воду добывали зимой из снега, а летом из запасенного зимой льда. Четвертый — как обеспечить ритмичность и постоянство транспортно-экономических связей там, где море покрыто льдом девять месяцев в году и авиасообщение может отсутствовать неделями?
Очевидно, что в ближайшем будущем все «прожекты» экономического освоения Новой Земли останутся исключительно на бумаге и в головах их авторов. Это была, есть и будет «вотчина» военных. И это правильно, поскольку любые попытки экономического освоения островов Арктики обойдутся очень дорого и ничего не дадут взамен.
