Top.Mail.Ru
Company Logo

О Новой Земле

lux-34.jpg


Подписывайтесь на наш телеграмм канал!


Top.Mail.Ru

Яндекс.Метрика



Новая Земля сталa источником вдохновения для многих художников и писателей. Ее суровая красота, уникальные природные ландшафты и богатая история открытий привлекают внимание творческих личностей на протяжении веков.

К. Носилов "На Новой Земле": самописание экстремального опыта

Понимание своеобразия текстов Константина Носилова (1858–1923), описывающих его опыт полярных зимовок, требует нескольких предварительных слов, позволяющих задать основные контексты рассмотрения цикла его новоземельских очерков: политический, литературно-биографический и этнографический.

Новая Земля имеет долгую историю освоения, в которой страницы путевых дневников (А. Шренка, К. Носилова, А. Борисова и др.) соседствуют с историями безвестно пропавших моряков. Крупнейший в Европейской Арктике архипелаг, покрытый арктической тундрой и полярными пустынями, тянется с севера на юг на протяжении почти 900 км. Русские в этих широтах веками сотрудничали и соперничали с норвежцами и голландцами. Попытки заселения архипелага резко активизировались во второй половине XIX в.: предполагалось, что заселение Новой Земли должно стать мощным аргументом в пользу реального, а не декларативного владения Россией этой территорией. Хотя некоторые поморы зимовали на Новой Земле, климат, цинга и отсутствие поддержки "природных жителей" быстро пресекали попытки колонизации.

Подробнее: К. Носилов "На Новой Земле": самописание экстремального опыта

Искусство А.А. Борисова глазами современников и следующих поколений

Биография А.А. Борисова, очень кинематографичная и подходящая для приключенческого романа, в который он и превратил свою жизнь, впервые была частично опубликована при его жизни, а затем открывала все монографии о художнике. Повествование о нём обычно начинается с создания почти былинного образа (исцелившийся от недуга богатырь), а продолжается почти сказочными приключениями (неожиданная возможность заниматься желанным делом). Такая модель представления сразу сообщает читателю необходимые при разговоре о Борисове интонации: и "народность" героя, и уровень необычного в происходящих с ним событиях, и его невероятное усердие, и упорство.

Подробнее: Искусство А.А. Борисова глазами современников и следующих поколений

Арктическая повседневность в художественных образах Новой Земли

Первым опытом живописного освоения Новой Земли можно считать литографии рисовальщика Редера (1837). "Горный чиновник Санкт-Петербургского монетного двора и преподаватель школы рисования при нём же" был приглашён штатным художником в научно-исследовательскую экспедицию на Новую Землю под руководством Карла Бэра. Результаты этой поездки не были полностью изданы, но сохранились семь рисунков. Они были переведены на камень в литографии Тюлева для так и не вышедшего в свет альбома.

Редер запечатлел виды Новой Земли и места технических остановок судна в плавании. Художественная ценность заключается в стремлении передать особенности северной световоздушной среды и колорита.

Подробнее: Арктическая повседневность в художественных образах Новой Земли

Илья Константинович Тыко Вылка: исследователь Арктики, самобытный художник и «Президент Новой Земли»

Подтолкнул автора статьи к изучению творчества Тыко Вылки давний электронный запрос одного из товарищей по службе на Новой Земле. Он написал: "Народ, подскажите, какие места на Новой Земле связаны с художником Тыко Вылка? Где он жил и создавал свои картины?" Многие сослуживцы полагают, что Тыко Вылка не столько художник, сколько фигура политическая – "Президент Новой Земли". Автор этой статьи с подобной постановкой вопроса не согласен. Художественный взгляд на окружающее был присущ Вылке всю его сознательную жизнь и проявлялся во всём, даже в его хозяйственных и политических решениях. Исследователь Арктики, самобытный художник, а потом уже "Президент Новой Земли" – именно так, на взгляд автора, следовало бы расставить приоритеты в оценке жизненных деяний Ильи Константиновича Вылки. Творческое познание родного Заполярья сделало его сначала отличным охотником и рыболовом, потом проводником, географом, геологом, поэтом, песенником, сказителем, одним из зачинателей ненецкой литературы и топонимики, учителем, государственным деятелем, а более всего живописцем – человеком Арктики с глубоко художественным взглядом на окружающий мир.

Подробнее: Илья Константинович Тыко Вылка: исследователь Арктики, самобытный художник и «Президент Новой...

Полярная одиссея Луи Аполя: искусство, история и ледяные горизонты

В 1880 году голландская полярная шхуна "Виллем Баренц" отправилась в рискованное плавание к суровым берегам Новой Земли. На борту деревянного парусника находилось четырнадцать человек, среди которых был художник Луи Аполь. Созданные им за время экспедиции более двухсот рисунков стали бесценным наследием для Нидерландов, обогатив не только историю, но и науку с культурой.

Утраченные земли и возрожденная гордость

К середине XIX века Нидерланды, некогда лидеры арктических исследований, уже давно отошли от борьбы за Северный полюс из-за экономических трудностей. Пальму первенства перехватили американцы, норвежцы, русские и британцы. Земли, открытые голландскими мореплавателями столетиями ранее, теперь носили чужие названия.

Подробнее: Полярная одиссея Луи Аполя: искусство, история и ледяные горизонты

"Лицо Арктики": Новая Земля, Земля Франца-Иосифа и Северная Земля в прозе И.С. Соколова-Микитова

Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892–1975) имел немалый опыт мореходства и зрелый взгляд очеркиста, когда при участии своего товарища художника Н.В. Пинегина вошёл в состав комплексных экспедиций под руководством О.Ю. Шмидта на Новую Землю, Землю Франца-Иосифа и Северную Землю. В 1929 и 1930 гг. на ледокольном пароходе "Георгий Седов", а также в 1931 г. на ледокольном пароходе "Малыгин" он собрал бесценный материал для очерковых циклов "Белые берега" и "Путь корабля", в которых одним из первых в советской литературе осмысливал действия человека в открывшемся ему природном мире Крайнего Севера. В своих путевых заметках Соколов-Микитов не стремился скрупулёзно указывать факты. Здесь нет дат, маршрутов и составов экспедиций. Также автор не увлекается наблюдением за отдельными персонажами и отношениями между ними. Главным объектом повествования становится лицо Арктики – её природа. Действующий рассказчик просто соединяет читателя с ней и отходит в сторону, даёт любоваться и мысленно составлять портрет этого загадочного для простого читателя региона.

Подробнее: "Лицо Арктики": Новая Земля, Земля Франца-Иосифа и Северная Земля в прозе И.С. Соколова-Микитова

Погода на Новой







kaleidoscope_14.jpg

Читайте еще



 


2011-2025 © newlander home studio