Top.Mail.Ru
Company Logo

О Новой Земле

lux-9.jpg


Подписывайтесь на наш телеграмм канал!


Top.Mail.Ru

Яндекс.Метрика



Флот изучает Новую Землю

Первое появление российских военных моряков на Новой Земле относится к 1768 г. Поводом к их отправке туда послужило донесение одного из местных промышленников - Якова Чиракина, который двумя годами раньше сообщил архангельскому прокурору Нарышкину, что "тогдашним летом одним небольшим проливом... оную Новую Землю проходил поперек насквозь на другое, называемое Карское море". Нарышкин сделал соответствующее представление губернатору Головкину, после чего бумаги пошли "наверх", и ровно 230 лет назад, 16 мая 1767 г., Екатерина II довела губернатору свое решение: "Представление ваше... об отправлении для точного описания сысканого крестьяниным Чиракиным сквозь Новую Землю пролива штурмана и с ним подштурмана да двух матрозов... я апробую".

Вскоре "контора над портом" Архангельска выделила для экспедиции четырех военных моряков: штурмана "подпоруческого ранга" Федора Розмыслова, подштурмана Матвея Губина и двух матросов 1-й статьи - Александра Кустова и Ивана Казимерова. Руководить экспедицией поручили Розмыслову, который, по мнению начальства, был "в мореплавании кормщика Чиракина превосходнее и искуснее". Кроме военных моряков было нанято еще десять поморов во главе с Чиракиным.

Владислав Сергеевич Корякин

Владислав Сергеевич Корякин (10 июня 1933 — 2021) — советский российский гляциолог и историк Арктики, писатель, журналист. Доктор географических наук (2001). Сотрудник Института географии АН СССР/РАН (1954—1992). Действительный член Географического общества Союза ССР. Академик РАЕН. Почётный полярник России.

написал серию научно-популярных и научно — биографических книг: «Маршрутами гляциолога» (1981), «Семь экспедиций на Шпицберген» (1986), «Владимир Александрович Русанов» (1987), «Фредерик Альберт Кук» (2002), «Русанов» (2005), «Рудольф Лазаревич Самойлович» (2007), «Челюскинская эпопея» (2011), «Отто Шмидт» (2011), «Гонка за полюс. Кто был первым на Южном полюсе» (2012), «Путешественники и первооткрыватели» (2013), «Война в Арктике. 1941—1945» (2013) «Нас позвали высокие широты» (2015), «Советский гражданский флот в годы Великой Отечественной войны» (2018).

16 августа 1768 г. на безымянной кочмаре они вошли в пролив Маточкин Шар и до 20 августа выполняли промеры до мыса Моржевый. 31 августа моряки увидали Карское море и до 3 сентября вели опись южного побережья пролива до устья реки Чиракина. Дальше надо было думать о зимовке. Часть экспедиции по главе с Розмысловым зазимовала в Тюленьем заливе (губа Белушья на Северном острове), куда перенесли одну из поморских изб, найденных на берегу. Остальные во главе с Губиным зимовали в семи верстах на мысе Дровяном (Южный остров) в избе, доставлен ной из Архангельска в разобранном виде. К этому времени Чиракин был уже болен и в ноябре стал первой жертвой цинги. За зимовку на Тюленьем умерло пять человек (включая матроса Казимерова), тогда как на Дровяном пропал на охоте только один.

Тем не менее переживавшие зимовку весной, пока лед оставался прочным, возобновили работы, продолжавшиеся до конца июля. Затем на кочмаре они вышли в Карское море, чтобы "по способности" продолжить путь. Однако льды и образовавшаяся в судне течь заставили их повернуть обратно. Двое суток мореплаватели провели в неизвестном заливе, который с тех пор на картах называется Незнаемым. Здесь скончался еще один помор, ставший в этой экспедиции последней жертвой цинги.

8 августа кочмару удалось привести в Маточкин Шар, хотя течь все увеличивалась. Здесь моряки встретили других поморов, которые предложили им возвращаться на материк на их лодье, поскольку "на утлом судне через обширность моря пускаться не можно". В сентябре 1769 г. экспедиция возвратилась в Архангельск. К сожалению, карты и ряд других отчетов Розмыслова в конце прошлого века были утеряны, сохранились только материалы описи южного берега Маточкина Шара.

В 1807 г. на Новую Землю с горным специалистом Лудловым, направленным Беломорской компанией на поиски полезных ископаемых, вышел тендер "Пчела". Судном командовал штурман Поспелов, изготовивший в ходе плавания карту побережья Новой Земли от полуострова Савина Коврига до Поморской губы включительно. Затем в 1819 г. для описи берегов архипелага был направлен лейтенант А.П.Лазарев, но из-за сложной ледовой обстановки моряки только издали увидели очертания побережья и возвратились в Архангельск.

Следующий этап в исследовании островов связан с плаваниями Федора Петровича Литке на бриге "Новая Земля" в 1821 - 1824 гг.

Морское ведомство указало лейтенанту Литке, что цель его плавания "не есть подробное описание Новой Земли, но единственно на первый раз обозрение берегов оной и познание величины сего острова по определению географического положения". В 1821 г. Федору Петровичу вдоль побережья архипелага удалось добраться только до широты Машигиной губы, причем вход в Маточкин Шар обнаружен не был. Лишь по возвращении, ознакомившись с картой Поспелова, Литке понял причины своей неудачи. В следующем году в ходе описи западного побережья вход в Маточкин Шар был обнаружен, причем определенные Литке координаты отличались на 20' от наблюдений Розмыслова. Были обследованы берега от Гусиной Земли до широты 76° и считалось, что 12 августа достигнут мыс Желания. Кроме того, на широте 74° 30', севернее полуострова Адмиралтейства, была открыта высочайшая вершина архипелага, названная именем Крузенштерна.

По результатам обоих плаваний Литке получил чин капитан-лейтенанта и предписание Адмиралтейского департамента в 1823 г. подтвердить положение мыса Желания и проконтролировать наблюдения Розмыслова в Маточкином Шаре. На этот раз в качестве лоцманов были взяты опытные поморы Павел Откупщиков и Матвей Герасимов (последний в 1810 г. находился на судне "Евпл-второй", захваченном английским капером, однако, в свою очередь, Герасимов сумел пленить призовую команду и привести судно в Колу, за что был награжден солдатским Георгиевским крестом). Проверка прежних наблюдений принесла неожиданности, и Литке записал: "...Мыс, принятый нами в предшествующем году за мыс Желания, есть действительно мыс Нассавский ... Островки, по западную сторону мыса Нассавского лежащие, которые Мы прежде почитали Оранскими, назвали теперь островами Баренца". Так моряк достойно признал ошибку, допущенную им в предыдущем плавании. В августе он отметил в своем отчете: "7 августа... Отрядил я лейтенанта Лаврова... для описи пролива, предписав ему держаться северного берега, привязывая к описи южный пеленгами и углами, поскольку этот последний был уже описан штурманом Розмысловым ... 11 августа... Возвратился деятельный лейтенант Лавров, исполнив в точности возложенное на него дело... Длина Маточкина Шара... тремя милями превосходит длину, найденную штурманом Розмысловым".

Инструкция на плавание в следующем году предусматривала: "Ежели по примеру прежних годов льды не позволят обойти северный край Новой Земли, то обратиться к югу". Так и произошло. В конце июля на широте 76° корабль уперся в кромку льда и, повернув к югу, спустя две недели попытался форсировать Карские Ворота, но и они оказались запертыми льдом, а потому 30 августа экспедиция направилась в Архангельск.

В 30-е гг. ХІХ в. Новая Земля стала ареной деятельности представителей Корпуса флотских штурманов во главе с П.К. Пахтусовым.

Изучив опыт предшественников, он решил, что в "иные годы можно обойти с восточной стороны Новой Земли и в одно лето описать по крайней мере ее южную часть". Генерал- гидрограф Г.А.Сарычев нашел проект достойным внимания, но — видимо, по финансовым соображениям — его осуществление было по-ручено архангельской Компании по открытию морского пути на Енисей. Для экспедиции выстроили два судна бот "Новая Земля" и шхуну "Енисей". На оба судна флот выделил командный состав (в частности, командиром бота назначили П.К.Пахтусова, а шхуны лейтенанта В.А.Кротова), а также предоставил необходимые для наблюдений инструменты. Команды состояли из нанятых поморов. В инструкции было записано: "... Первейшая и важнейшая цель Вашего путешествия есть описание восточного берега Новой Земли, а потом Енисейской губы".

1 августа 1832 г. суда оставили Архангельск и спустя неделю у Канина Носа расстались. Бот Пахтусова пошел к южным берегам островов, и хотя уже 10 августа были встречены льды, это не помешало морякам приступить к работе. С 19 августа по 10 сентября они описали побережье от Петуховского Шара до губы Каменки. Там были обнаружены крест с датой "1759 год" и старая изба, которую, отремонтировав, решили использовать для зимовки. С 19 сентября начались регулярные инструментальные метеорологические наблюдения, что делалось на Новой Земле впервые. Весной экспедиция продолжила опись южного побережья вплоть до устья реки Кумжи. Правда, к этому времени двое из десяти зимовщиков скончались от цинги.

С началом лета приступили к главному картированию юго-восточных берегов архипелага и выполнили эту наиболее сложную часть задания менее чем за полтора месяца. Покинув Каменку 1 июля, бот уже 13 августа вошел в восточное устье Маточкина Шара. На мысе Дровяном, вопреки предварительной договоренности, каких-либо сведений от лейтенанта Кротова не оказалось, и, выполнив свою программу, Пахтусов увел судно в устье Печоры, потеряв по пути от цинги еще одного человека.

Несмотря на исчезновение "Енисея", в Морском министерстве экспедицию посчитали успешной и Пахтусову предложили продолжать работы. В инструкции от директора Гидрографического депо Ф.И.Шуберта указывалось: "Главная цель... состоит в том, чтобы описать восточный берег северного острова, доселе еще никем не осмотренный, с зимовочной базы в Маточкином Шаре". Для этого выделялись новая шхуна "Кротов" и карбас "Козаков", названные в память пропавших без вести участников прошлой экспедиции. В новом плавании помимо Пахтусова участвовали кондуктор А. Циволька, фельдшер В. Чупов, 11 матросов и только четверо поморов.

Шхуна вышла из Архангельска 24 июля 1834 г. и через полмесяца, встретившись с подошедшим карбасом, от юго-западных берегов Новой Земли направилась вдоль западного берега в Маточкин Шар. Льды не позволили им выйти из пролива в Карское море, и тогда решили строить зимовочную базу в устье реки Чиракина. Зимовка прошла в целом благополучно, и с окончанием полярной ночи исследователи приступили к составлению карт пролива. 2 апреля один отряд во главе с Циволькой по прибрежному льду пошел вдоль восточного берега острова к северу, другой с Пахтусовым — на южный берег пролива. Отряд Пахтусова возвратился на зимовочную базу 13 апреля. Было отмечено, что составленная им карта соответствовала описи Розмыслова. 6 мая возвратился отряд Цивольки, прошедший к северу на 100 километров и сообщивший, что в заливах Незнаемый и Медвежий видны большие "разлоги", вероятно, составляющие часть проливов, от западного берега острова. Май оказался для экспедиции печальным от цинги скончались два моряка. Поскольку Карское побережье оставалось скованным льдом, решено было на карбасе обойти Новую Землю морем с севера, двигаясь вдоль западного берега. Плавание начали 30 июня и через несколько дней в губе Серебрянке обнаружили следы пропавшей шхуны "Енисей". 9, июля при попытке укрыться от плавучих льдов у острова Берха судно потерпело аварию у мыса, названного позднее мысом Крушенья. К счастью, десять дней спустя участников экспедиции обнаружили поморы с карбасов А. Еремина и И. Гвоздарева, доставившие их на зимовочную базу, где стоял также карбас помора И. Челузгина.

Неудача не остановила Пахтусова. Одолжив у Челузгина его судно, он с Чуповым и пятью матросами вышел на восток для продолжения съемок, сделанных Циволькой. Однако из-за льдов им удалось продвинуться всего на 35 верст (до широты 74° 24') дальше, чем их предшественнику. Наиболее удаленный в пределах видимости мыс они назвали Дальним. По-видимому, это был южный входной мыс в залив Русанова. На исходе августа отряд вернулся на зимовочную базу, откуда на шхуне "Кротов" вместе с поморскими карбасами все возвратились в Архангельск. Там через месяц Пахтусов скончался. (Спустя полвека, в 1886 г., на собранные, прежде всего на флоте, средства ему был воздвигнут памятник в Кронштадте.)

Флот продолжал использовать каждую возможность, чтобы изучать архипелаг. Когда Академия наук обратилась в морское ведомство с просьбой о помощи в изучении Новой Земли, в ее распоряжение была выделена шхуна "Кротов" под командованием Цивольки. Позднее секретарь Академии П.Н. Фуос особо поблагодарил начальника Морского штаба А.С. Меншикова "за прикомандирование к экспедиции столь опытного офицера, каков прапорщик Корпуса флотских штурманов Циволька, коега знанию дела, знакомству с тамошним краем, неутомимому усердию и любви к наукам экспедиция наиболее обязана своим успехом".

Задачами очередной экспедиции флота 1838 - 1839 гг. на Новую Землю, определенными инструкцией Гидрографического депо, были: окончить осмотр восточного и подробно исследовать все заливы западного ее берегов. Для этого выделялись шхуны "Новая Земля" и "Шпицберген". Во главе экспедиции поставили Цивольку, а помощником начальника экспедиции, укомплектованной в основном военными моряками, стал прапорщик Корпуса флотских штурманов С. А. Моисеев. Для зимовочной базы выбрали залив Мелкий. Предполагалось, выполняя неудавшийся план Пахтусова, обогнуть с севера Новую Землю и затем по Карскому побережью выйти на юг к зимовочной базе, где часть экспедиции во главе с кондуктором А. К. Кернером должна была проводить метеорологические наблюдения. Однако план оказался нарушенным с самого начала.

Циволька, отправившийся в плавание на шхуне "Новая Земля" к мысу Желания только 20 августа, с самого начала был задержан встречными ветрами у Крестовой губы и, заболев, вернулся в залив Мелкий. Тем временем Моисеев описал губу Северную Сульменеву. Зимовка сопровождалась большой смертностью. Среди умерших были Циволька, скончавшийся 16 марта 1839 г., и еще восемь человек. Руководство экспедицией принял на себя Моисеев. По завершении полярной ночи он со льда описал Крестовую губу, убедившись в отсутствии проливов в Карское море. В конце июня шхуны спустили на воду и вооружили для возвращения домой.

По пути Моисеев продолжал опись побережья вплоть до Машигиной губы, а кондуктор Г. С. Рогачев исправлял карту Поспелова в Костином Шаре. Уже у материкового побережья погибла шхуна "Новая Земля", однако ее экипажу удалось спастись. Шхуна "Шпицберген" под командой Моисеева благополучно возвратилась в Архангельск 8 сентября 1939 г., куда с экипажем "Новой Земли" 19 сентября добрался и кондуктор Рогачев.

Во второй половине XIX в. исследования Новой Земли активизировались. Летом 1870 г. отряд боевых кораблей под флагом вице-адмирала К. Н. Посьета в составе корвета "Варяг", клипера "Жемчуг" и шхуны "Секстан" посетил Малые Кармакулы и Костин Шар. Тогда участвовавший в этом плавании академик А. Ф. Миддендорф обнаружил присутствие одной из ветвей Гольфстрима у новоземельских берегов. С организацией спасательной станции в Малых Кармакулах там в 1878 - 1879 гг. остался на зимовку штабс-капитан Корпуса Флотских штурманов Е. А. Тягин для производства метеорологических наблюдений. Впервые вместе с ним зимовала на Новой Земле и женщина — его жена. При этом Тягину самому пришлось принимать у нее роды и крестить младенца.

В 1882 - 1883 гг. по программе Первого международного полярного года у Новой Земли проводились наблюдения (в основном метеорологические и по земному магнетизму) экспедицией русского Географического общества под руководством лейтенанта К. П. Андреева. Позднее, в 1887 г., в этом районе лейтенантом А. И. Вилькицким (будущим начальником Главного гидрографического управления) выполнялся цикл измерений силы тяжести. Обеспечивала эти работы парусно-винтовая шхуна "Бакан", офицеры которой и тогда, и в 1889 г. выполняли гидрографические работы на участке побережья между Малыми Кармакулами и западным входом в Маточкин Шар. К концу же века наши корабли стали появляться у берегов Новой Земли практически ежегодно. Это было связано с интересами более глубокого освоения архипелага и необходимостью пресечения незаконной деятельности там иностранных промышленников.

Появление в новоземельских водах в 1901 г. первого линейного ледокола "Ермак" можно считать историческим событием, хотя оно и завершилось неудачей. В июле августе у полуострова Адмиралтейства ледокол попал в тяжелые льды и не смог обойти мыс Желания. Это фиаско укрепило позицию морского министра адмирала А. А. Бирилева, заявившего, что льды остались непроходимыми, а "Ермак" является негодным судном, отчего этот ледокол вновь появился в Арктике только в 1934 г.

В 1910 г. к берегам Новой Земли начались систематические охранные рейсы посыльного судна "Бакан", на котором прошли крещение Арктикой немало моряков, достойно проявивших себя в будущем. В том же году штабс-капитан по Адмиралтейству Г. Я. Седов выполнил гидрографические работы в Крестовой губе для организации там становища. Сходные работы с "Бакана" проводил лейтенант Н.Н.Зубов в губе Митюшиха в 1912 г. Однако исследования Седова (тогда уже старшего лейтенанта), проведенные на севере архипелага в пору зимовки судна "Св. Фока" в 1912- 1913 гг., как по объему исследований, так и по важности полученных результатов явились наиболее значимыми. Правда, экспедиция по плану направлялась к полюсу и зимовка у полуострова Панкратьева оказалась вынужденной. Поэтому многие исследования носили характер импровизации. В апреле мае 1913 г. Седов, выполнив тяжелейший переход к мысу Флиссингскому, изготовил новую карту, показавшую существенные отличия в очертаниях берега по сравнению с существовавшими ранее. Предреволюционный же период в деятельности нашего флота на Новой Земле завершился эпохальным событием в истории освоения Арктики. Морской летчик поручик по Адмиралтейству И. И. Нагурский летом 1914 г. впервые поднялся в небо высоких широт с временной базы в Крестовой губе, что весьма подробно и многократно описано.

Интересно отметить, что гражданская война и последующая разруха не прекратили исследовательских работ на Новой Земле. По некоторым сведениям, в 1918 - 1919 гг. Н. В. Розе, один из участников белогвардейской гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (начальник капитан 1 ранга Б. А. Вилькицкий), картировал западное побережье Новой Земли от полуострова Адмиралтейства до мыса Нассау. С установлением на Севере советской власти он продолжил свою исследовательскую деятельность на Новой Земле, открыв в 1921 г. в процессе морской описи по Карскому побережью не известный ранее залив Благополучия. В 1923 - 1924 гг. Северный гидрографический отряд (начальник Н. Н. Матусевич) в проливе Маточкин Шар построил радиометеостанцию, вскоре преобразованную в полярную геофизическую обсерваторию. Базируясь на нее, в 1924 г. морской летчик Б. Г. Чухновский впервые выполнил ледовую разведку в интересах Карской экспедиции к устьям сибирских рек, которую возглавлял Н. И. Евгенов, обобщивший результаты гидрографических исследований на архипелаге в 1930 г. в известной "Лоции Карского моря и Новой Земли".

Дальнейшие события потребовали от военных моряков новых усилий в освоении Арктического ТВД, включая и Новую Землю. Но это уже выходит за пределы настоящего очерка. В заключение же отметим, что заслуги военных моряков в изучении архипелага надежно закреплены в его топонимике, где каждое десятое географическое название носит имя военного моряка или связано с российским флотом.

Источник: Журнал "Морской сборник" №5 1997 г.
В качестве иллюстраций использованы карты из статьи С. Чуркина
"Как картографировали Новую Землю"

Погода на Новой







kaleidoscope_15.jpg

Читайте еще



 


2011-2025 © newlander home studio