В первой половине XX века Новая Земля стала важным объектом для научных исследований и стратегических интересов. В условиях Великой Отечественной войны архипелаг приобрел особое значение как стратегическая база и место для военных операций. В 1920-х и 1930-х годах на Новой Земле проводились геологические исследования, что способствовало изучению её природных ресурсов. Несмотря на сложные климатические условия и удаленность, этот период заложил основу для дальнейшего освоения Новой Земли и её значимости в научной и военной сферах.
На "Графе Цеппелин" в Арктику. (кинохроника)
Немецкая кинохроника о путешествии дирижабля LZ 127 «Граф Zeppelin» в Арктику 1931 году.
Научные работы Арктического всесоюзного института на Новой Земле

В шестидесятых годах прошлого столетия норвежский шкипер Мак, находясь у берегов Новой Земли, открыл большой залив, глубоко вдающийся внутрь острова и разделяющийся на ряд глубоких бухт. На одном из полуостровов его Мак нашел старинные русские кресты с надписью: "Был здесь шуеречанин коршик Степан Борисов со товарищи, у острова Баренци, а по-старому Богатого". В честь этих неизвестных мореплавателей, впервые проникших в эти отдаленные места, залив и был назван, Русской гаванью".
С тех пор прошло около семидесяти лет, и в Русской гавани организовалась одна из станций Международного полярного года с особой программой: в ее задания входили исследования ледникового щита Новой Земли в его самой северной части, изучение геологии Северного острова и руководство работами по изучению высоких слоев стратосферы. Все эти работы велись пятью сотрудниками Всесоюзного арктического института — начальником станции М. М. Ермолаевым, доцентами Ленинградского университета — климатологом М. Н. Ќарбасниковым и геоботаником А. И. Зубковым, доктором Геттингенского института — геофизиком К. Велькеном и механиком и водителем аэросаней В. Э. Петерсеном. Кроме того, в составе экспедиции был студент Института народов Севера — Я. М. Ардеев. Для далеких экскурсий по щиту станция располагала 20 собаками, частично купленными на европейском севере, частично же полученными от гиляков с Амура, и, кроме того, имелись аэросани, предоставленные для испытания Центральным аэрогидродинамическим институтом.
Выехав 16 августа 1932 года из Архангельска на промысловом судне "Белуха", бывшем "Хобби", мы через несколько дней достигли Новой Земли и выгрузили наше имущество в Русской гавани. Постройка станции была закончена к 18 сентября, когда строительные рабочие были сняты зашедшим к нам с м. Челюскина "Русановым".
Подробнее: Научные работы Арктического всесоюзного института на Новой Земле
Промыслы Новой Земли в 1936 г.

Из островов Баренцова моря Новая Земля дает не только 90-95% продукции промысла всех островов, но в отношении таких объектов, как голец, кайра, кайровые яйца, является единственным поставщиком. Являясь естественной границей между двумя морями Баренцовым и Карским, Новая Земля имеет своеобразные, очень суровые черты.
Несмотря на это, уже издавна Новую Землю посещали привлекаемые промысловыми богатствами промышленники, особенно интенсивно в начале XIX века. Первоначально промышляя только летом, наездами, постепенно ненцы и промышленники-поморы стали перебираться на остров и оседать.
Стахановцы Новой Земли

На Новой Земле семь полярных станций, десять становищ: Русаново, Красино, Белушья Губа, Малые Кармакулы, Лагерная, Крестово, Смидовича, Архангельская губа, Русская Гавань, Пахтусовы острова и острова Аранские.
На Новой Земле живут 100 ненцев и 311 русских. 132 промышленника Новой Земли добыли в 1936 году 6500 песцов...
Лес, а потом город ненец Иван Прокофьевич Ледков увидел в первый раз летом 1936 года. Полвека прошло на промыслах да на становищах. Где-то Большая земля есть. Очень много людей там. Солнце жаркое; а темное время, ночь, хоть и часто бывает, да совсем недолго.
Туристы на Новой Земле 1937 г.

Летом 1937 года состоялось два туристических рейса в Арктику, организованных Туристско-экскурсионным управлением ВЦСПС, на пароходе «Вологда», в которых приняли участие 184 туриста. Стоимость тура — 1500 рублей — по тем временам равнялись заработку инженера примерно за полгода. Вероятно, многим участникам поездку за какие-нибудь заслуги оплачивало предприятие. Например, один из авторов воспоминаний об этом рейсе Ю.Варанкин, инженер Московской ГЭС, как и пять его коллег, был отправлен в рейс Союзом электростанций.
По итогам поездки был издан комплект открыток с памятными моментами поездки.
Маточкин шар 1938 г.

Полярная станция Маточкин Шар — первая полярная геофизическая обсерватория оборудована научными приборами и ведет наблюдения метеорологические, аэрологические и геомагнитные. Особенное внимание обращено на наблюдения над элементами земного магнетизма. Работы станции в этой области заслужили внимание специалистов.
Передача станции в 1933 году от Убекосевера в ведение Главсевморпути значительно оживила работу. Так как для такого ответственного участка недостаточно одной станции, Главсевморпуть организует на проливе еще две станции: одну на мысу Выходном, куда переходят все главные геофизические работы, и вторую на мысу Столбовом для метеорологических наблюдений в западной части пролива. На Матшаре остаются метеорологические и магнитные наблюдения. Все три станции образуют единый комбинат научно-исследовательской работы на проливе.
Новая Земля в Великой Отечественной войне

В первый год войны фашистское командирование не направляло в Арктику крупные морские силы. Германские стратеги рассчитывали захватить основные базы Северного флота с суши. И только когда план захвата Мурманска окончательно провалился, было решено начать боевые операции фашистского флота в Баренцевом море. На такое решение повлияло и усиливавшееся на Севере взаимодействие СССР с западными странами. Уже в своем выступлении по радио 22 июня 1941 У.Черчилль заявил, что Англия "окажет России и русскому народу всю помощь, какую только сможет". В продолжении следующих двух месяцев между правительствами СССР и Великобритании были заключены соглашения о товарообороте и о совместных действиях и взаимопомощи в войне против гитлеровской Германии. Затем, аналогичные документы были подписаны между СССР и США.
Новоземельская ВМБ (необходимость)
Северный отряд Беломорской военной флотилии
Накануне войны нарком ВМФ, командование СФ и руководство ГУСМП разработали план подготовки к обороне, который предусматривал вооружение судов ледокольного флота, использование полярных станций для ведения разведки и укрепление береговой обороны новоземельских проливов. Реально из этого плана осуществлено было немногое. В своей книге "Курсом к Победе" адмирал Н.Г.Кузнецов писал: "Следует признать, что в довоенное время мы, в Наркомате ВМФ, недооценивали значения морских путей на Севере и недостаточно разработали проблему их защиты. Поэтому уже в ходе войны пришлось создавать новые военно-морские базы, аэродромы, выделять корабли для конвойной службы".
Новоземельская ВМБ (строительство)
Силы Северного отряда (два сторожевых корабля и два тральщика) были слишком малочисленны, они не имели на вооружении гидроакустики и радиолокации, что не давало возможности прикрыть обширный арктический район. Обстановка, сложившаяся в юго-восточной части Баренцева моря и в Карском море, требовала скорейшего сформирования Новоземельской ВМБ и укрепления ее корабельным составом.
Еще статьи...
- Задачи Новоземельской ВМБ в 1943 году
- Зимовка СКР-19 (л/п "Дежнев") в Белушьей губе 1942-43 гг.
- Авиация Новоземельской базы
- Союзные конвои с Новой Земли
- Архипелаг Новая Земля в системе обороны Советской Арктики в годы Великой Отечественной войны
- Спасавшие Архангельск
- Гидрографические исследования Новой Земли в 1952 — 1956 гг.
- Валерьян Рассохин вспоминает ...
- Белушья губа в 1946-1954 гг.