Колонизация архипелага в конце XIX века

До XVIII века постоянных поселений на архипелаге не было (впрочем, В. Ю. Визе не исключал возможность существования здесь стационарного ненецкого населения еще в XVI веке). Архангелогородский историк В. Крестинин, в 1788 году составивший описание Новой Земли, отмечал, что "жители сей земли суть пришельцы, мореплаватели и звероловцы, стекающиеся с тем намерением, дабы препроводить в новоземельском звероловстве время, несколько более или менее года, и потом с желаемою добычею возвратиться восвояси". Тем не менее известны случаи, когда люди стремились поселиться на Новой Земле надолго. Правда, к этому их в основном толкали политические или религиозные гонения на Большой земле. Так было, например, с семьями Строгановых и Пайкачевых. Суровые климатические условия, оторванность от цивилизации, голод и болезни приводили к тому, что такие вынужденные поселенцы вскоре умирали. Время от времени на более продолжительные сроки основывались на островах и ненцы. Первым же точно известным постоянным жителем Новой Земли стал ненец Фома Вылка, самостоятельно переселившийся на архипелаг с семьей в 1869 году.
![]() Беляев Денис Павлович — ученый, кандидат исторических наук, доцент, автор более 60 научных трудов по истории освоения и изучения Арктики. Член Мурманского регионального отделения Российского исторического общества. С 2021 г. по настоящее время – заместитель директора Института пищевых систем и здоровьесберегающих технологий Российского государственного биотехнологического университета (г. Москва). Сфера научных интересов: история освоения и изучения Арктики, международных отношений в Евро-Арктическом регионе. Автор 50 научных и учебно-методических публикаций «Саамы и поморы Кольской земли: проблема взаимодействия культур» (2010), «Архипелаги акватории Баренцева моря: история освоения и изучения (вторая половина XIX − первая треть ХХ вв.)» (2010), «Очерки по истории изучения и освоения Арктики» (2013), «История открытия и освоения Арктики» (2019) и др. |
Не до конца прояснен и вопрос о том, когда началась правительственная колонизация Новой Земли, то есть заселение архипелага не в порядке частной инициативы, а по воле государства. Начальной может считаться любая из нижеследующих дат.
1870 год — русская военная эскадра в составе корвета "Варяг", клипера "Жемчуг" и шхуны "Секстан" под флагом вице-адмирала К. Н. Посьета посетила территориальные воды архипелага для защиты государственных интересов от посягательств иностранцев. Знаменательно, что в числе ее участников были великий князь Алексей Александрович и архангельский губернатор Н. А. Качалов (1869–1870). Впервые официальные лица столь высокого ранга побывали на этом арктическом архипелаге, тем самым подчеркнув его значение для России. По возвращении экспедиции вопрос о колонизации Новой Земли был поставлен на правительственном уровне.
1872 год — строительство избы-приюта для промышленников в проливе Костин Шар; тогда же на острова архипелага было переселено несколько ненецких семей.
1877 год — основание становища Малые Кармакулы, куда по распоряжению администрации Архангельской губернии было переселено шесть ненецких семей в количестве 24 человек. Спустя год экспедиция гидрографа Е. А. Тягина построила в Малых Кармакулах спасательную станцию; она должна была служить промышленникам убежищем на случай крушения или непредвиденной зимовки.
Был и другой мотив, побудивший правительство принять эту меру: со второй половины XIX века норвежцы начали вести промыслы у берегов Новой Земли, что создавало реальную угрозу потери архипелага (как это произошло со Шпицбергеном). В 1869 году, пользуясь благоприятными ледовыми условиями, юго-западную часть Карского моря исходили вдоль и поперек 24 норвежских промысловых судна; в следующем году у Новой Земли и в Карском море промышляло уже более 60 норвежских судов. Из-за позднего освобождения горла Белого моря ото льдов поморы прибывали на промысел гораздо позже норвежских промышленников, которые к этому моменту уже добывали зверя.
Было два варианта выхода из данной ситуации: 1) строительство мощных ледоколов, позволивших бы сделать навигацию в Белом море круглогодичной, но в последней трети XIX века это было еще трудноосуществимо; 2) создание постоянных поселений на архипелаге. Именно по второму пути и было решено идти.
В 1880 году был поднят вопрос о заселении Новой Земли поморами. Архангельский губернатор М. М. Кониар (1880–1881) составил проект колонизации и направил его на рассмотрение правительства. Петербург поддержал инициативу специальным постановлением от 19 июня 1881 года, но практического воплощения идея Кониара не получила. Регулярное судоходство на Новую Землю, открывшееся в 1880 году, мало помогало укреплению новоземельских промыслов. Еще задолго до прибытия в Малые Кармакулы судов губернской администрации иностранные и русские купцы успевали за бесценок скупить у ненцев продукты их промысла, в результате чего местное население было не в состоянии даже оплатить привозимые на пароходах предметы снабжения. Как следствие, становище не окупало себя и пришло в упадок. Возникла реальная угроза его ликвидации, и лишь благодаря стараниям нового архангельского губернатора князя Н. Д. Голицына (1885–1893) этого не произошло. Голицын не только настоял на сохранении Малых Кармакул, но и в 1888 году основал новое становище в проливе Маточкин Шар с одноименным названием.
Преемник Голицына А. П. Энгельгардт (1893–1901) также уделял пристальное внимание новоземельской колонизации. В 1897 году по его указанию на юге архипелага в заливе Рогачева было основано третье поселение, называвшееся Белушья губа. В 1891–1895 годах новоземельские промыслы становятся рентабельными, о чем наглядно свидетельствуют следующие цифры: в 1891 году затраты на содержание колоний равнялись 1752 рублям, а полученная выручка от реализации продуктов промысла — 2049 рублям 78 копейкам; в 1893 году — 2472 рублям 10 копейкам и 4665 рублям 35 копейкам соответственно. В 1895 году доход от промыслов составил уже 6135 рублей 90 копеек при расходах в 4005 рублей 69 копеек.
Все это явилось результатом усилий губернской администрации. Специальный чиновник, заведовавший становищами, дважды в год прибывал на архипелаг. В первый приезд ему вменялось в обязанность забирать по особой именной описи весь годовой промысел самоедов — для его последующей продажи в Архангельске. На вырученные деньги он должен был заготовлять все необходимое для поселенцев и отвозить им со вторым рейсом. Для защиты местного населения от эксплуатации частная торговля была запрещена. Заведующий исполнял также обязанности мирового судьи.
С уходом Энгельгардта с поста губернатора колонизация Новой Земли приостановилась на несколько лет, что совпало с новой волной норвежской экспансии. Южный остров архипелага еще контролировался архангельской администрацией, но на северном хозяйничали иностранцы. Переломить эту негативную тенденцию попытался губернатор И. В. Сосновский (1907–1911). В 1910 году по его предложению на северный остров архипелага была отправлена экспедиция известного полярного исследователя В. А. Русанова. Одной из ее задач было изучение колонизационной пригодности острова и выяснение вопроса о норвежских поселениях на нем. Экспедиция обнаружила пять норвежских промысловых станций: три в Архангельской губе, одну в заливе Норденшельда и еще одну в губе Крестовой. Результатом экспедиции стало строительство становища Ольгинское для русских поселенцев в Крестовой. В том же году под руководством Г. Я. Седова была проведена опись губы.
По инициативе Сосновского были предприняты меры, направленные на улучшение материального положения колонистов: упорядочен порядок приема предметов промысла и снабжения поселенцев, открыт специальный счет в банке для их поддержки, оказана финансовая помощь. Это дало свои результаты: согласно проведенной в 1910 году переписи, с 1886 года население Новой Земли возросло с 52 до 108 человек. Распределялось оно по становищам следующим образом: Малые Кармакулы — 33 человека (в том числе 8 мужчин, 11 женщин и 14 детей), Белушья губа — 31 человек (соответственно 10, 11, 10), Маточкин Шар — 28 человек (13, 8, 7), Ольгинское — 16 человек (6, 6, 4).
Норвежские промысловики не оставили, однако, своих притязаний. В феврале 1910 года шкиперский союз г. Тромсё объявил северный остров архипелага "ничейной землей". Союз утверждал, что в этом районе давно и беспрепятственно занимаются рыбным и зверобойным промыслами только норвежцы. Русское посольство указало МИД Норвегии на недопустимость подобных заявлений и обратило внимание на те последствия, которые могут возникнуть, если норвежские промышленники не прекратят незаконный промысел на Новой Земле. Конфискация улова и снаряжения могли стать лишь началом ожидавших их неприятностей.
Царское правительство не ограничилось дипломатическими нотами. В течение ряда лет в русские северные воды для охраны промыслов направлялись военные корабли. В 1881–1882 годах охрану промыслов вели шхуна "Полярная звезда" и военный транспорт "Бакан". В 1890-х патрулировали крейсеры "Наездник" (1893), "Вестник" (1894), "Джигит" (1895), "Самоед" (1896) и тот же "Бакан" (1897). Возобновление крейсерской охраны дало некоторый положительный эффект: иностранные корабли, производившие незаконный промысел в русских водах, задерживались, а груз конфисковывался, что несколько сдерживало их напор. Но крейсеры, выходившие из портов Балтики поздней весной, на Север прибывали к тому моменту, когда норвежские промышленники уже успевали сделать по несколько рейсов в русские территориальные воды. "Бакан", в течение многих лет использовавшийся для крейсерской службы, был вообще не в состоянии догнать большинство быстроходных норвежских шхун. Таким образом, охрана промыслов была явно недостаточной.
Вообще внешнеполитическое ведомство России, как и правительство в целом, на рубеже XIX–ХХ веков проявляло непоследовательность при разрешении проблем определения и охраны границ русских территориальных и промысловых вод. По мнению норвежского историка Й. П. Нильсена, это объясняется следующими причинами: во-первых, царское правительство не представляло реальные масштабы промысловой деятельности норвежцев на Новой Земле; во-вторых, в Санкт-Петербурге опасались жесткими мерами спровоцировать норвежцев на ответные действия, которые могли бы затронуть права поморов, беспошлинно торговавших в Финнмарке (Северная Норвегия. — Д. Б.).
Все же усиление внимания местных и центральных властей привело к снижению в 1910-х годах активности норвежцев на архипелаге. Да и норвежское правительство, не желая обострять отношения с восточным соседом, решило положить конец незаконному использованию русской территории своими подданными. В 1910 году оно запретило своим гражданам заниматься промыслами у берегов Новой Земли. Первая мировая война и последовавшие за ней революция и гражданская война значительно ослабили внимание государства к проблемам архипелага. В результате объемы промыслов резко снизились, да и жизнь в становищах стала замирать. Тем не менее, согласно архивным данным, общая численность новоземельского населения составляла в 1920 году 209 человек, в том числе детей до 16 лет — 93 человека. По этническому составу 75% поселенцев были ненцами, 25% — русскими переселенцами (крестьяне Шенкурского уезда) 30. Как и десятилетием ранее, сосредоточено было это население в четырех поселках, располагавшихся на западном побережье архипелага: в Малых Кармакулах (основан в 1877 году), Маточкином Шаре (1888), Белушьей губе (1897), Ольгинском (1910).
Глава из книги Беляева Д.П.
Архипелаги акватории Баренцева моря: история освоения
и изучения (вторая половина XIX – первая треть XX вв.)