Притяжение Севера

Во время проведения Первого международного полярного года, проходившего с августа 1882-го по август 1883-го, в исследованиях Арктики одновременно приняли участие учёные России, Швеции, Норвегии, Финляндии, Голландии, Дании, Англии, Канады, Германии, Австро-Венгрии, Франции, США. Работы шли по общему плану и единой методике на 15 станциях (две из них принадлежали России — на Новой Земле и в устье Лены). Стоит сказать, что именно Россия сыграла одну из ведущих ролей в организации столь грандиозного проекта. А недавно закончился Четвёртый международный полярный год.
Чем не повод перелистать страницы истории освоения Арктики, которые по разным причинам оставались малоизвестными российскому читателю? Вспомнить долгий путь к рекордным достижениям высоких широт, упорство и героизм полярников, идущих к своей цели.
КЛИМАТИЧЕСКИЕ КАЧЕЛИ
Для начала, однако, несколько слов об объективных природных предпосылках, способствующих или препятствующих успеху полярных экспедиций. Прежде всего, это изменения климата — как короткопериодные (годы, десятилетия), так и вековые. Например, историкам хорошо известно, что, когда викинг Флоки Вильгердарсон открыл Исландию, а его последователи осваивали её в 865—930 годах, климат был очень суровый. Льды подступали к самым берегам Исландии — случай для острова исключительный. Ни о каких морских походах на север не могло быть и речи.
Но прошло несколько десятилетий, и климат на планете резко изменился: наступило глобальное потепление, или так называемый средневековый оптимум, растянувшийся затем на IX—XII века. Некоторые климатологи считают, что средние температуры в те времена были выше сегодняшних на 2—4ºС! В этих благоприятных для мореплавания условиях викинг Эрик Рыжий в 985 году добирается до берегов Гренландии, которую он называет Зелёной страной. А в 1000 году викинги доходят до Ньюфаундленда в Северной Америке, который они назвали Vinland (Винная страна) из-за того, что там тогда рос виноград.
Ещё через несколько десятилетий, в 1050—1060-е годы, король Норвегии и Англии Харальд Хардраде вознамерился исследовать "ширь Северного океана". Трудно судить о достоверности летописных сообщений, но королю якобы удалось дойти до паковых льдов на севере Шпицбергена — то есть за 80º с.ш. Несколько позднее, между 1267 и 1333 годами, викинги, предпринимая попытки обогнуть Гренландию с запада, достигали широт около 79º.
Благоприятная климатическая обстановка в Арктике подталкивала не только викингов, но и новгородцев штурмовать северные широты. На острове Вайгач, отделённом от Новой Земли узким проливом Карские ворота (в древности его называли Железными воротами), обнаружены остатки славянского поселения Х века. Сие означает, что в то время новгородцам была известна и Новая Земля, протянувшаяся до широты 77º. Вот как говорит об этом Новгородская третья летопись: "В лето 1032 великий князь Ярослав поча городы ставити на Руси. И тогда же Улеб изыде из Новгорода на Железная Врата и опять мало их приде".
После средневекового климатического оптимума в XIII—XIV веках наступило резкое похолодание. Про Арктику пришлось забыть на несколько сотен лет. И только в Новое время, на новом витке развития цивилизации, освоение северных просторов вновь стало актуальным. Потепление Арктики начали замечать в конце XIX — начале ХХ века, а в 1930-е годы о потеплении как факте публиковались статьи в научных журналах.
УСТРЕМЛЁННЫЕ К ПОЛЮСУ
К середине XVI века бóльшая часть мира уже поделена между несколькими европейскими морскими державами. Центральной и Южной Америкой владели испанцы и португальцы. Северная Америка практически ещё не была открыта. Московское государство устремилось на восток, в Сибирь, и на юг, к Чёрному морю. А вот Китай и Индия — вожделенная мечта англичан — оставались для них малодоступными: путь вокруг Африки был для английских кораблей чрезвычайно длителен и опасен из-за постоянного военного соперничества между морскими державами.
Но могли ли английские купцы и нарождающаяся буржуазия сидеть сложа руки и смотреть, как "жируют" европейские соседи за счёт своих заморских территорий? И в 1551 году самые предприимчивые из них создают Английскую торговую компанию (позже её стали называть Московской или Русской). Основная её цель: "Открытие стран, земель, островов, государств и владений, неведомых и даже доселе морским путём не посещаемых". Её первым руководителем становится знаменитый английский мореплаватель и авантюрист Себастьян Кабот.
Несколько слов следует сказать об этом незаурядном человеке, фактически открывшем Россию для активной морской торговли с Европой (об этом речь впереди). В 1497 году, будучи ещё совсем молодым человеком, он отправился в экспедицию к берегам Америки, руководимую его отцом, Джоном Каботом. Главной идеей отца и спустя несколько лет после путешествий Христофора Колумба оставалась вера в существование западного морского прохода в Китай и Индию, лежащего гораздо севернее широты Гибралтара. (Эту идею пронёс через всю жизнь и его сын.) Результатом первой английской "высокоширотной" экспедиции фактически стало новое открытие Северной Америки — члены экспедиции первыми среди европейцев высадились на острове Ньюфаундленд.
Через десять лет Себастьян Кабот, руководствуясь идеей отца, организует ещё одну экспедицию: она поднимается в более высокие широты и достигает южных берегов острова, названного впоследствии Баффиновой Землёй. Потом служба у соперницы Англии — Испании, авантюрные приключения в Центральной и Южной Америке. Некоторые историки приписывают ему второе в истории кругосветное плавание. Уже пожилым человеком он создаёт Английскую торговую компанию, которая должна организовывать экспедиции по поиску восточного пути в Китай и Индию.
С. Кабот создаёт её в рамках Лондонской гильдии торговых авантюристов (да, именно так она называлась — Merchant Adventurers), основанной ещё в 1407 году для экспорта английского текстиля по всему миру. На протяжении последующих столетий этой гильдии (а она просуществовала до начала XIX века) суждено было сыграть выдающуюся роль не только в огромных территориальных приобретениях Англии, но и в значительных географических открытиях по всему миру, в частности в северных ледовитых морях.
Итак, первый толчок европейскому проникновению в Северный Ледовитый океан дал английский торговый капитал. Позже за север с Англией стали соперничать купцы Голландии и Дании. Движущей силой здесь были самые что ни на есть меркантильные интересы: найти более безопасный и короткий торговый путь в Китай и Индию по северным морям вокруг Евразии, который получил название Северо-Восточного прохода (в советское время его стали называть Северным морским путём). В конце XVI века на некоторых картах предлагался ещё более короткий путь из Атлантики в Тихий океан, напрямую через Северный полюс. Правда, воображение картографов помещало на полюсе неведомую землю.
Итак, с экспедиций Джона и Себастьяна Каботов в поисках нового морского пути в Китай и Индию началась беспрецедентная по масштабам (сотни полярных экспедиций) и продолжительности (более 400 лет!) гонка в Арктике.
В 1776 году британское правительство объявило огромную по тем временам награду в 10 тысяч фунтов стерлингов — за достижение Северного полюса, либо пересечение 89-й параллели, либо за открытие сквозного морского прохода на восток или на запад от Берингова пролива. Это ещё больше подстегнуло полярных исследователей — появился привкус спортивного азарта.
Невозможно перечислить все экспедиции, устремлявшиеся к полюсу. Многие возвратились, отступив перед суровой полярной природой, многие навечно пропали в ледовом безмолвии. На смену им приходили всё новые и новые смельчаки, одержимые Северным полюсом (см. таблицу с перечнем экспедиций).
"Все полярные экспедиции... в смысле достижения цели были неудачны, но если мы что-нибудь знаем о Ледовитом океане, то благодаря этим неудачным экспедициям", — писал в конце XIX века русский полярный исследователь адмирал С. О. Макаров.
С того момента, как американец Ф. Кук ценой неимоверного напряжения сил наконец достиг Северного полюса, прошло столетие. Изменилось ли что-либо в степени доступности северной макушки земного шара? Да, и кардинально. После Второй мировой войны на полюсе стали регулярно появляться не только группы учёных, но и спортивные — санные или лыжные — экспедиции.
Подлинный скачок в доступности полюса даже для специально не подготовленного человека произошёл в начале 1990-х годов. В те очень сложные для российской экономики времена учёные-полярники, оставшиеся без государственного финансирования арктических исследований, были вынуждены заняться туристическим бизнесом: организовали компании по доставке на полюс туристов со всего света. Любой человек, стремящийся "почувствовать" Северный полюс, может теперь добраться туда в весенне-летний период через Шпицберген и промежуточную ледовую базу на вертолёте или в санной упряжке, на лыжах или на воздушном шаре. Кто-то хочет спрыгнуть на полюс с парашютом, нырнуть здесь в полынью с аквалангом. Особые неженки добираются до полюса в комфортабельных каютах атомного ледокола. Однако не будем забывать, каких усилий и скольких жертв стоила человеческой цивилизации возможность такого фантастического уикенда.
Время экспедиции |
Достигнутая северная широта |
Задачи экспедиции и её итоги |
IX в. |
70 о |
Славянское поселение на острове Вайгач, отделённом от Новой Земли проливом Карские Ворота. |
IX-X вв. |
80 о |
Викинги через южную оконечность Гренландии достигли Ньюфаундленда. Король Норвегии и Англии Харальд Хардраде захотел исследовать «ширь Северного океана». |
XI-XII вв |
73 о 24’ |
Южный остров в архипелаге Новая Земля (до пролива Маточкин Шар) открыт новгородскими купцами. В более поздние времена о нём были хорошо осведомлены беломорские поморы, организовавшие там сезонные промыслы. |
XII в. |
76 о 26’ |
Южная часть архипелага Шпицберген (его древнерусское название — Грумант) была известна поморам, выходившим в Баренцево море, и, возможно, викингам. |
1497 г. |
50 о |
Первая английская экспедиция по поиску северо-западного прохода в Китай и Индию, проведённая севернее широты Гибралтара. Заново открыт остров Ньюфаундленд. Руководитель — Джон Кабот (J. Cabot). |
1508 г. |
67 о 5’ |
Одна из первых английских экспедиций, искавшая северо-западный проход в высоких широтах, поднялась от берегов Лабрадора к Баффиновой Земле. Руководитель — Себастьян Кабот (S. Cabot). Документальных свидетельств сохранилось мало. |
1553 г. |
72 о |
Первая английская экспедиция по поиску северо-восточного морского пути в Китай и Индию дошла до острова Южный в архипелаге Новая Земля. Руководитель — сэр Хью Уиллоби (Hugh Willoughby), организатор — Себастьян Кабот. |
1576 г |
65 о - 67 о |
Английская экспедиция, искавшая северо-западный морской путь вокруг Северной Америки в Китай и Индию. Руководитель — М. Фробишер (Martin Frobisher). |
1587 г. |
73о12’ |
Английская экспедиция, стремившаяся найти северо-западный проход в Китай и Индию вокруг Северной Америки. Новое открытие Гренландии. Руководитель — Дж. Дэвис (John Davis). |
1595 г. |
77о20’ |
Вторая экспедиция голландца В. Баренца (Willem Barentsz) впервые достигла северной оконечности архипелага Новая Земля — мыса Желания. На следующий год голландцы посетили острова Медвежий и Западный архипелага Шпицберген. Участники экспедиции впервые среди западноевропейцев зимовали в Арктике, на Новой Земле. |
1596 г. |
80о49’ |
Два судна третьей голландской экспедиции по поиску северо-восточного прохода в Китай посетили острова Медвежий и Западный в архипелаге Шпицберген. Руководители — Риджп и Хеемскерк (J.C.Rijp and Jacob Heemskerck) в сопровождении Баренца. После смерти Баренца в конце зимовки на Новой Земле Голландия отказалась от морских экспедиций по поиску северо-восточного прохода в Тихий океан. |
1607 г. |
80о23 |
Экспедиция англичанина Г. Хадсона (Henry Hudson) в поисках северо-восточного прохода побывала в водах архипелага Шпицберген (существуют сомнения в правильности вычисления координат штурманом экспедиции). |
1616 г. |
77о45’ |
Английская экспедиция в поисках северо-западного прохода продвинулась на север вдоль западного побережья Гренландии. Руководитель — У. Баффин (William Baffin). |
1765 г. |
80о25’ |
Русская экспедиция по проекту М. В. Ломоносова попыталась найти северо-западный проход на Камчатку севернее Гренландии и Канадского архипелага. Из-за тяжёлой ледовой обстановки вынуждена была вернуться на север Шпицбергена. Руководитель — В. Я. Чичагов. |
1766 г. |
80о30’ |
Вторая русская экспедиция по поиску северо-западного прохода на Камчатку. Не пробившись к северным берегам Гренландии, попыталась пройти севернее Шпицбергена непосредственно через полюс. Руководитель — В. Я. Чичагов. |
1773 г. |
80о48’ |
Английская полярная экспедиция исследовала северные острова архипелага Шпицберген. Руководитель — Дж. Фиппс (лорд Мальгрэйв) (J. W. Phipps — Lord Mulgrave)). |
1806 г. |
81о30’ |
Английский китобой Скоресби (Scoresby) попытался пройти от Шпицбергена до полюса по льду. И хотя он не смог достичь конечной цели, сумел пересечь широту 81N. |
1826 г. |
82о45’ |
Английская экспедиция к Северному полюсу вышла от берегов Шпицбергена. Руководитель — У. Пэрри (William Edward Parry). |
1852 г. |
78 о 28’ |
Английская экспедиция по изучению северной канадской береговой линии. Руководитель — Инглефилд (E. A. Inglefield). |
1853 г. |
80о 10’ |
Американская экспедиция по изучению северной канадской береговой линии. Руководитель — доктор Кан (Elisha Kent Kan). |
1861 г. |
80о 11’ |
Американская экспедиция по изучению северной канадской береговой линии. Руководитель — доктор Хейс (I. I. Hayes). |
1871 г. |
82 о 11’ |
Американская морская экспедиция вдоль западного побережья Гренландии. Руководитель — Холл (C. F. Hall). |
1872 г. |
81 о 42’ |
Финско-шведская морская экспедиция к Северному полюсу от берегов Шпицбергена. Руководители — Норденсколд и Оттер (Nordenskiold and Otter). |
1873 г. |
81о 05’ |
Австро-венгерская экспедиция под руководством К. Вейпрехта и Ю. Пайера (K. Weyprecht and J. Payer), искавшая северо-восточный проход и вынужденная дрейфовать на северо-запад от Новой Земли, наткнулась на острова, которые были названы Землёй Франца-Иосифа. |
1874 г. |
82о 05’ |
Австро-венгерская экспедиция Вейпрехта и Пайера на санях достигла северного острова архипелага Земля Франца-Иосифа. |
1875—1876 гг. |
82о 48’— 83о 20’ |
Британская арктическая экспедиция под руководством Нареса (G. S. Nares) в поисках северо-западного прохода на судне в свободном плавании, а потом на санях по льду достигла рекордно высоких широт. |
1882 г. |
83о 24’ |
Американская экспедиция под руководством Грили (A. W. Greely) в период Первого международного полярного года основала научную станцию в заливе Леди Франклин к западу от Гренландии и в санной экспедиции достигла северных берегов Гренландии. |
1893 г. |
84о 05’ |
Норвежская полярная экспедиция под руководством Ф. Нансена (Fridtjof Nansen), находясь на затёртом во льдах судне «Фрам» («Вперёд»), попыталась в ледовом дрейфе достигнуть полюса. |
1895 г. |
86о 14’ |
Ф. Нансен и Ф. Йохансен с норвежского дрейфующего судна «Фрам» отправились на собачьих упряжках к полюсу, но вынуждены были вернуться на архипелаг Земля Франца-Иосифа. |
1900 г. |
86о 34’ |
Итальянская морская экспедиция на архипелаг Земля Франца-Иосифа с целью достичь полюса по льду. Общее руководство — герцог Абруццкий (Duca degli Abruzzi), руководитель санной экспедиции — Каньи (Umberto Cagni). |
1906 г. |
87о 06’ |
Во время своей седьмой экспедиции через остров Элсмир (к западу от Северной Гренландии) американец Р. Пири (R. E. Peary) не дошёл до полюса 322 километра. |
1908 г. |
90о |
Экспедиция американца Ф. Кука (Frederick Cook) вышла с северо-западного берега Гренландии на запад, прошла несколько островов Канадского архипелага, организуя продовольственные склады. Затем повернула на север, к полюсу, и достигла его (этот факт был оспорен Р. Пири). |
1909 г. |
90о |
Во время своей восьмой экспедиции к полюсу с острова Элсмир Р. Пири с пятью носильщиками-эскимосами достиг цели (этот факт историки, однако, ставят под сомнение). |
1926 г. |
90 о |
Первый облёт полюса на самолёте. Руководитель — Р. Бэрд (R. Byrd). |
1926 г. |
90 о |
Первый трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» Шпицберген — Северный полюс — Аляска. Командир дирижабля — итальянец У. Нобиле (U. Nobile), руководитель экспедиции — норвежец Амундсен (R. Amundsen). |
1935 г. |
82 о 42’ |
Советский ледокол «Садко» в свободном плавании по чистой воде достиг в Западном полушарии, северо-восточнее Шпицбергена, рекордных широт. Руководитель экспедиции — Г. А. Ушаков, капитан — Н. М. Николаев. |
1937 г. |
89 о 26’ |
Первая посадка самолёта вблизи полюса, осуществлённая советским пилотом П. Г. Головиным. Руководитель экспедиции — И. Д. Папанин. Здесь же на льдине была организована первая дрейфующая научная станция «Северный полюс-1». |
1937 г. |
90 о |
Первый трансарктический перелёт на самолёте Москва — Северный полюс — Канадский арктический архипелаг — Портленд (США). Пилот — В. П. Чкалов. |
1939 г. |
86 о 34’ |
Советский ледокол «Георгий Седов» в 812-дневном ледяном дрейфе достиг рекордной широты дрейфа. Капитан — К. С. Бадигин. |
1959 г. |
90 о |
Впервые подводная лодка SSN-578 (США) всплыла на полюсе. Командир — Дж. Ф. Кэлверт (J. F. Calvert). |
1977 г. |
90 о |
Впервые ледокол «Арктика» (СССР) в свободном плавании достиг полюса. Капитан — Ю. С. Кучиев, руководитель экспедиции — Т. Б. Гуженко |
2007 г. |
90 о |
Впервые два глубоководных обитаемых аппарата «Мир» (Россия) достигли на полюсе дна (4261 м). Руководитель экспедиции — А. Чилингаров. |
2009 г. |
90 о |
Российская экспедиция на двух специальных арктических автомобилях, вышедших с архипелага Северная Земля, достигла Северного полюса. Руководитель — В. И. Елагин (этому достижению предшествовал более чем 20-летний период конструирования, производства и испытаний арктической колёсной техники). |
Вячеслав Мещеряков, кандидат технических наук,
Олег Распопов, доктор физико-математических наук
Эдуард Горшков, кандидат физико-математических наук (Санкт-Петербург)
Источник: журнал «Наука и жизнь» №10, 2009