Top.Mail.Ru
Company Logo

О Новой Земле

lux-18.jpg


Подписывайтесь на наш телеграмм канал!


Top.Mail.Ru

Яндекс.Метрика



Притяжение Севера

Во время проведения Первого международного полярного года, проходившего с августа 1882-го по август 1883-го, в исследованиях Арктики одновременно приняли участие учёные России, Швеции, Норвегии, Финляндии, Голландии, Дании, Англии, Канады, Германии, Австро-Венгрии, Франции, США. Работы шли по общему плану и единой методике на 15 станциях (две из них принадлежали России — на Новой Земле и в устье Лены). Стоит сказать, что именно Россия сыграла одну из ведущих ролей в организации столь грандиозного проекта. А недавно закончился Четвёртый международный полярный год.

Чем не повод перелистать страницы истории освоения Арктики, которые по разным причинам оставались малоизвестными российскому читателю? Вспомнить долгий путь к рекордным достижениям высоких широт, упорство и героизм полярников, идущих к своей цели.

 

КЛИМАТИЧЕСКИЕ КАЧЕЛИ

Для начала, однако, несколько слов об объективных природных предпосылках, способствующих или препятствующих успеху полярных экспедиций. Прежде всего, это изменения климата — как короткопериодные (годы, десятилетия), так и вековые. Например, историкам хорошо известно, что, когда викинг Флоки Вильгердарсон открыл Исландию, а его последователи осваивали её в 865—930 годах, климат был очень суровый. Льды подступали к самым берегам Исландии — случай для острова исключительный. Ни о каких морских походах на север не могло быть и речи.

Но прошло несколько десятилетий, и климат на планете резко изменился: наступило глобальное потепление, или так называемый средневековый оптимум, растянувшийся затем на IX—XII века. Некоторые климатологи считают, что средние температуры в те времена были выше сегодняшних на 2—4ºС! В этих благоприятных для мореплавания условиях викинг Эрик Рыжий в 985 году добирается до берегов Гренландии, которую он называет Зелёной страной. А в 1000 году викинги доходят до Ньюфаундленда в Северной Америке, который они назвали Vinland (Винная страна) из-за того, что там тогда рос виноград.

Ещё через несколько десятилетий, в 1050—1060-е годы, король Норвегии и Англии Харальд Хардраде вознамерился исследовать "ширь Северного океана". Трудно судить о достоверности летописных сообщений, но королю якобы удалось дойти до паковых льдов на севере Шпицбергена — то есть за 80º с.ш. Несколько позднее, между 1267 и 1333 годами, викинги, предпринимая попытки обогнуть Гренландию с запада, достигали широт около 79º.

Благоприятная климатическая обстановка в Арктике подталкивала не только викингов, но и новгородцев штурмовать северные широты. На острове Вайгач, отделённом от Новой Земли узким проливом Карские ворота (в древности его называли Железными воротами), обнаружены остатки славянского поселения Х века. Сие означает, что в то время новгородцам была известна и Новая Земля, протянувшаяся до широты 77º. Вот как говорит об этом Новгородская третья летопись: "В лето 1032 великий князь Ярослав поча городы ставити на Руси. И тогда же Улеб изыде из Новгорода на Железная Врата и опять мало их приде".

После средневекового климатического оптимума в XIII—XIV веках наступило резкое похолодание. Про Арктику пришлось забыть на несколько сотен лет. И только в Новое время, на новом витке развития цивилизации, освоение северных просторов вновь стало актуальным. Потепление Арктики начали замечать в конце XIX — начале ХХ века, а в 1930-е годы о потеплении как факте публиковались статьи в научных журналах.

 

УСТРЕМЛЁННЫЕ К ПОЛЮСУ

К середине XVI века бóльшая часть мира уже поделена между несколькими европейскими морскими державами. Центральной и Южной Америкой владели испанцы и португальцы. Северная Америка практически ещё не была открыта. Московское государство устремилось на восток, в Сибирь, и на юг, к Чёрному морю. А вот Китай и Индия — вожделенная мечта англичан — оставались для них малодоступными: путь вокруг Африки был для английских кораблей чрезвычайно длителен и опасен из-за постоянного военного соперничества между морскими державами.

Но могли ли английские купцы и нарождающаяся буржуазия сидеть сложа руки и смотреть, как "жируют" европейские соседи за счёт своих заморских территорий? И в 1551 году самые предприимчивые из них создают Английскую торговую компанию (позже её стали называть Московской или Русской). Основная её цель: "Открытие стран, земель, островов, государств и владений, неведомых и даже доселе морским путём не посещаемых". Её первым руководителем становится знаменитый английский мореплаватель и авантюрист Себастьян Кабот.

Несколько слов следует сказать об этом незаурядном человеке, фактически открывшем Россию для активной морской торговли с Европой (об этом речь впереди). В 1497 году, будучи ещё совсем молодым человеком, он отправился в экспедицию к берегам Америки, руководимую его отцом, Джоном Каботом. Главной идеей отца и спустя несколько лет после путешествий Христофора Колумба оставалась вера в существование западного морского прохода в Китай и Индию, лежащего гораздо севернее широты Гибралтара. (Эту идею пронёс через всю жизнь и его сын.) Результатом первой английской "высокоширотной" экспедиции фактически стало новое открытие Северной Америки — члены экспедиции первыми среди европейцев высадились на острове Ньюфаундленд.

Через десять лет Себастьян Кабот, руководствуясь идеей отца, организует ещё одну экспедицию: она поднимается в более высокие широты и достигает южных берегов острова, названного впоследствии Баффиновой Землёй. Потом служба у соперницы Англии — Испании, авантюрные приключения в Центральной и Южной Америке. Некоторые историки приписывают ему второе в истории кругосветное плавание. Уже пожилым человеком он создаёт Английскую торговую компанию, которая должна организовывать экспедиции по поиску восточного пути в Китай и Индию.

С. Кабот создаёт её в рамках Лондонской гильдии торговых авантюристов (да, именно так она называлась — Merchant Adventurers), основанной ещё в 1407 году для экспорта английского текстиля по всему миру. На протяжении последующих столетий этой гильдии (а она просуществовала до начала XIX века) суждено было сыграть выдающуюся роль не только в огромных территориальных приобретениях Англии, но и в значительных географических открытиях по всему миру, в частности в северных ледовитых морях.

Итак, первый толчок европейскому проникновению в Северный Ледовитый океан дал английский торговый капитал. Позже за север с Англией стали соперничать купцы Голландии и Дании. Движущей силой здесь были самые что ни на есть меркантильные интересы: найти более безопасный и короткий торговый путь в Китай и Индию по северным морям вокруг Евразии, который получил название Северо-Восточного прохода (в советское время его стали называть Северным морским путём). В конце XVI века на некоторых картах предлагался ещё более короткий путь из Атлантики в Тихий океан, напрямую через Северный полюс. Правда, воображение картографов помещало на полюсе неведомую землю.

Итак, с экспедиций Джона и Себастьяна Каботов в поисках нового морского пути в Китай и Индию началась беспрецедентная по масштабам (сотни полярных экспедиций) и продолжительности (более 400 лет!) гонка в Арктике.

В 1776 году британское правительство объявило огромную по тем временам награду в 10 тысяч фунтов стерлингов — за достижение Северного полюса, либо пересечение 89-й параллели, либо за открытие сквозного морского прохода на восток или на запад от Берингова пролива. Это ещё больше подстегнуло полярных исследователей — появился привкус спортивного азарта.

Невозможно перечислить все экспедиции, устремлявшиеся к полюсу. Многие возвратились, отступив перед суровой полярной природой, многие навечно пропали в ледовом безмолвии. На смену им приходили всё новые и новые смельчаки, одержимые Северным полюсом (см. таблицу с перечнем экспедиций).

"Все полярные экспедиции... в смысле достижения цели были неудачны, но если мы что-нибудь знаем о Ледовитом океане, то благодаря этим неудачным экспедициям", — писал в конце XIX века русский полярный исследователь адмирал С. О. Макаров.

С того момента, как американец Ф. Кук ценой неимоверного напряжения сил наконец достиг Северного полюса, прошло столетие. Изменилось ли что-либо в степени доступности северной макушки земного шара? Да, и кардинально. После Второй мировой войны на полюсе стали регулярно появляться не только группы учёных, но и спортивные — санные или лыжные — экспедиции.

Подлинный скачок в доступности полюса даже для специально не подготовленного человека произошёл в начале 1990-х годов. В те очень сложные для российской экономики времена учёные-полярники, оставшиеся без государственного финансирования арктических исследований, были вынуждены заняться туристическим бизнесом: организовали компании по доставке на полюс туристов со всего света. Любой человек, стремящийся "почувствовать" Северный полюс, может теперь добраться туда в весенне-летний период через Шпицберген и промежуточную ледовую базу на вертолёте или в санной упряжке, на лыжах или на воздушном шаре. Кто-то хочет спрыгнуть на полюс с парашютом, нырнуть здесь в полынью с аквалангом. Особые неженки добираются до полюса в комфортабельных каютах атомного ледокола. Однако не будем забывать, каких усилий и скольких жертв стоила человеческой цивилизации возможность такого фантастического уикенда.

Время экспедиции

Достигнутая северная широта

Задачи экспедиции и её итоги

IX в.

70 о

Славянское поселение на острове Вайгач, отделённом от Новой Земли проливом Карские Ворота.

IX-X вв.

80 о

Викинги через южную оконечность Гренландии достигли Ньюфаундленда. Король Норвегии и Англии Харальд Хардраде захотел исследовать «ширь Северного океана».

XI-XII вв

73 о 24’

Южный остров в архипелаге Новая Земля (до пролива Маточкин Шар) открыт новгородскими купцами. В более поздние времена о нём были хорошо осведомлены беломорские поморы, организовавшие там сезонные промыслы.

XII в.

76 о 26’

Южная часть архипелага Шпицберген (его древнерусское название — Грумант) была известна поморам, выходившим в Баренцево море, и, возможно, викингам.

1497 г.

50 о

Первая английская экспедиция по поиску северо-западного прохода в Китай и Индию, проведённая севернее широты Гибралтара. Заново открыт остров Ньюфаундленд. Руководитель — Джон Кабот (J. Cabot).

1508 г.

67 о 5’

Одна из первых английских экспедиций, искавшая северо-западный проход в высоких широтах, поднялась от берегов Лабрадора к Баффиновой Земле. Руководитель — Себастьян Кабот (S. Cabot). Документальных свидетельств сохранилось мало.

1553 г.

72 о

Первая английская экспедиция по поиску северо-восточного морского пути в Китай и Индию дошла до острова Южный в архипелаге Новая Земля. Руководитель — сэр Хью Уиллоби (Hugh Willoughby), организатор — Себастьян Кабот.

1576 г

65 о - 67 о

Английская экспедиция, искавшая северо-западный морской путь вокруг Северной Америки в Китай и Индию. Руководитель — М. Фробишер (Martin Frobisher).

1587 г.

73о12’

Английская экспедиция, стремившаяся найти северо-западный проход в Китай и Индию вокруг Северной Америки. Новое открытие Гренландии. Руководитель — Дж. Дэвис (John Davis).

1595 г.

77о20’

Вторая экспедиция голландца В. Баренца (Willem Barentsz) впервые достигла северной оконечности архипелага Новая Земля — мыса Желания. На следующий год голландцы посетили острова Медвежий и Западный архипелага Шпицберген. Участники экспедиции впервые среди западноевропейцев зимовали в Арктике, на Новой Земле.

1596 г.

80о49’

Два судна третьей голландской экспедиции по поиску северо-восточного прохода в Китай посетили острова Медвежий и Западный в архипелаге Шпицберген. Руководители — Риджп и Хеемскерк (J.C.Rijp and Jacob Heemskerck) в сопровождении Баренца. После смерти Баренца в конце зимовки на Новой Земле Голландия отказалась от морских экспедиций по поиску северо-восточного прохода в Тихий океан.

1607 г.

80о23

Экспедиция англичанина Г. Хадсона (Henry Hudson) в поисках северо-восточного прохода побывала в водах архипелага Шпицберген (существуют сомнения в правильности вычисления координат штурманом экспедиции).

1616 г.

77о45’

Английская экспедиция в поисках северо-западного прохода продвинулась на север вдоль западного побережья Гренландии. Руководитель — У. Баффин (William Baffin).

1765 г.

80о25’

Русская экспедиция по проекту М. В. Ломоносова попыталась найти северо-западный проход на Камчатку севернее Гренландии и Канадского архипелага. Из-за тяжёлой ледовой обстановки вынуждена была вернуться на север Шпицбергена. Руководитель — В. Я. Чичагов.

1766 г.

80о30’

Вторая русская экспедиция по поиску северо-западного прохода на Камчатку. Не пробившись к северным берегам Гренландии, попыталась пройти севернее Шпицбергена непосредственно через полюс. Руководитель — В. Я. Чичагов.

1773 г.

80о48’

Английская полярная экспедиция исследовала северные острова архипелага Шпицберген. Руководитель — Дж. Фиппс (лорд Мальгрэйв) (J. W. Phipps — Lord Mulgrave)).

1806 г.

81о30’

Английский китобой Скоресби (Scoresby) попытался пройти от Шпицбергена до полюса по льду. И хотя он не смог достичь конечной цели, сумел пересечь широту 81N.

1826 г.

82о45’

Английская экспедиция к Северному полюсу вышла от берегов Шпицбергена. Руководитель — У. Пэрри (William Edward Parry).

1852 г.

78 о 28’

Английская экспедиция по изучению северной канадской береговой линии. Руководитель — Инглефилд (E. A. Inglefield).

1853 г.

80о 10’

Американская экспедиция по изучению северной канадской береговой линии. Руководитель — доктор Кан (Elisha Kent Kan).

1861 г.

80о 11’

Американская экспедиция по изучению северной канадской береговой линии. Руководитель — доктор Хейс (I. I. Hayes).

1871 г.

82 о 11’

Американская морская экспедиция вдоль западного побережья Гренландии. Руководитель — Холл (C. F. Hall).

1872 г.

81 о 42’

Финско-шведская морская экспедиция к Северному полюсу от берегов Шпицбергена. Руководители — Норденсколд и Оттер (Nordenskiold and Otter).

1873 г.

81о 05’

Австро-венгерская экспедиция под руководством К. Вейпрехта и Ю. Пайера (K. Weyprecht and J. Payer), искавшая северо-восточный проход и вынужденная дрейфовать на северо-запад от Новой Земли, наткнулась на острова, которые были названы Землёй Франца-Иосифа.

1874 г.

82о 05’

Австро-венгерская экспедиция Вейпрехта и Пайера на санях достигла северного острова архипелага Земля Франца-Иосифа.

1875—1876 гг.

82о 48’— 83о 20’

Британская арктическая экспедиция под руководством Нареса (G. S. Nares) в поисках северо-западного прохода на судне в свободном плавании, а потом на санях по льду достигла рекордно высоких широт.

1882 г.

83о 24’

Американская экспедиция под руководством Грили (A. W. Greely) в период Первого международного полярного года основала научную станцию в заливе Леди Франклин к западу от Гренландии и в санной экспедиции достигла северных берегов Гренландии.

1893 г.

84о 05’

Норвежская полярная экспедиция под руководством Ф. Нансена (Fridtjof Nansen), находясь на затёртом во льдах судне «Фрам» («Вперёд»), попыталась в ледовом дрейфе достигнуть полюса.

1895 г.

86о 14’

Ф. Нансен и Ф. Йохансен с норвежского дрейфующего судна «Фрам» отправились на собачьих упряжках к полюсу, но вынуждены были вернуться на архипелаг Земля Франца-Иосифа.

1900 г.

86о 34’

Итальянская морская экспедиция на архипелаг Земля Франца-Иосифа с целью достичь полюса по льду. Общее руководство — герцог Абруццкий (Duca degli Abruzzi), руководитель санной экспедиции — Каньи (Umberto Cagni).

1906 г.

87о 06’

Во время своей седьмой экспедиции через остров Элсмир (к западу от Северной Гренландии) американец Р. Пири (R. E. Peary) не дошёл до полюса 322 километра.

1908 г.

90о

Экспедиция американца Ф. Кука (Frederick Cook) вышла с северо-западного берега Гренландии на запад, прошла несколько островов Канадского архипелага, организуя продовольственные склады. Затем повернула на север, к полюсу, и достигла его (этот факт был оспорен Р. Пири).

1909 г.

90о

Во время своей восьмой экспедиции к полюсу с острова Элсмир Р. Пири с пятью носильщиками-эскимосами достиг цели (этот факт историки, однако, ставят под сомнение).

1926 г.

90 о

Первый облёт полюса на самолёте. Руководитель — Р. Бэрд (R. Byrd).

1926 г.

90 о

Первый трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» Шпицберген — Северный полюс — Аляска. Командир дирижабля — итальянец У. Нобиле (U. Nobile), руководитель экспедиции — норвежец Амундсен (R. Amundsen).

1935 г.

82 о 42’

Советский ледокол «Садко» в свободном плавании по чистой воде достиг в Западном полушарии, северо-восточнее Шпицбергена, рекордных широт. Руководитель экспедиции — Г. А. Ушаков, капитан — Н. М. Николаев.

1937 г.

89 о 26’

Первая посадка самолёта вблизи полюса, осуществлённая советским пилотом П. Г. Головиным. Руководитель экспедиции — И. Д. Папанин. Здесь же на льдине была организована первая дрейфующая научная станция «Северный полюс-1».

1937 г.

90 о

Первый трансарктический перелёт на самолёте Москва — Северный полюс — Канадский арктический архипелаг — Портленд (США). Пилот — В. П. Чкалов.

1939 г.

86 о 34’

Советский ледокол «Георгий Седов» в 812-дневном ледяном дрейфе достиг рекордной широты дрейфа. Капитан — К. С. Бадигин.

1959 г.

90 о

Впервые подводная лодка SSN-578 (США) всплыла на полюсе. Командир — Дж. Ф. Кэлверт (J. F. Calvert).

1977 г.

90 о

Впервые ледокол «Арктика» (СССР) в свободном плавании достиг полюса. Капитан — Ю. С. Кучиев, руководитель экспедиции — Т. Б. Гуженко

2007 г.

90 о

Впервые два глубоководных обитаемых аппарата «Мир» (Россия) достигли на полюсе дна (4261 м). Руководитель экспедиции — А. Чилингаров.

2009 г.

90 о

Российская экспедиция на двух специальных арктических автомобилях, вышедших с архипелага Северная Земля, достигла Северного полюса. Руководитель — В. И. Елагин (этому достижению предшествовал более чем 20-летний период конструирования, производства и испытаний арктической колёсной техники).

Вячеслав Мещеряков, кандидат технических наук,
Олег Распопов, доктор физико-математических наук
Эдуард Горшков, кандидат физико-математических наук (Санкт-Петербург)
Источник: журнал «Наука и жизнь» №10, 2009

Погода на Новой







kaleidoscope_8.jpg

Читайте еще



 


2011-2025 © newlander home studio