
Новые материалы
Маточкин шар (история исследования)

Русские промышленники Новую Землю и с ХѴ-ХѴІ века, давно знали ежегодно, повидимому занимались промыслом морского зверя у ее берегов. Но открытие пролива, разделяющего Новую Землю на два острова, произошло значительно позднее. Объясняется это тем, что промышленники обычно не поднимались слишком далеко к северу и не забирались вглубь больших заливов из опасения быть отрезанными от моря льдами. А Маточкин Шар при заходе с моря легко можно принять благодаря его конфигурации за такой очень глубоко вдающийся залив.
Только в 1766 году промышленник Чиракин, руководивший в качестве кормчего промыслом архангельского купца Бармина, отважился проникнуть вглубь этого залива. К его удивлению, залив оказался проливом, и он проплыл в Карское море. Вернувшись следующем году в Архангельск, Чиракин не преминул рассказать о своем открытии.
Продолжение. Начало — Маточкин шар (описание). |
Бармин снарядил судно. Кочмара Бармина летом 1768 года покинута Архангельск, имея на борту руководителя экспедиции штурмана "порутческого ранга" Федора Розмыслова, подштурмана Губина, кормщика Чиракина и 9 промышленников в качестве экипажа кочмары.
Розмыслов подошел к мысу Столбовому 25 августа. C большой осторожностью, сделав предварительно шлюпочный промер до мыса Моржова, ввел Розмыслов свою кочмару в Маточкин Шар. Пролив оказался достаточно глубоким, и Розмыслов шел, следуя причудливым извилинам пролива, к Карскому морю. Оно открылось смелым исследователям 10 сентября.
Кочмара по своему состоянию была непригодна для дальнейшего плавания, особенно через все Карское море к устью реки Енисея, как того требовала инструкция Адмиралтейств-коллегии, лежавшая в сумке Розмыслова. Розмыслов понимал также, что нечего думать о возвращении в Архангельск в том же году. Неизбежность зимовки была ясна, и он решил пренебречь инструкцией и ограничиться описью Матшара.
Розмыслов выгрузил и поставил на берегу бухты Тюленьей избу, привезенную из Архангельска, потом сходил опять на Баренцову сторону и привез оттуда одну из промысловых изб, ранее там выстроенных промышленниками. Эту вторую избу он собрал на другом берегу пролива почти против бухты Тюленьей на мысу Дровяном. В Тюленьей бухте зазимовали Розмыслов с шестью людьми, а на Дровяном устроились Губин, Чиракин и еще 3 человека.
Быстро надвигалась зима. Уже 9 октября Розмыслова навестили зимовщики Дровяного мыса, пришедшие к нему в Тюленью бухту по льду через пролив. Вместе с зимой пришла и полярная ночь. По дневнику Розмыслова видно, что она произвела на всex тяжелое впечатление, усугубленное еще суровостью зимы того года, плохим снаряжением всей экспедиции и невероятно скверными жилищными условиями, так как избы продувало насквозь ветром. В результате за зиму умерло 3 человека, в том числе и Яков Чиракин. Больны же были все поголовно.
Несмотря на все тягости этой трагической зимовки, Розмыслов продолжал опись пролива, а весной, безуспешно попытавшись зачинить кочмару, даже вышел в море, но в 40 милях от берега попал в лед, борьба с которым сделала кочмару окончательно непригодной к плаванию. Розмыслов вернулся в пролив, открыв по пути еще залив Незнаемый, который первоначально мореплаватели приняли за Маточкин Шар. Пройдя пролив до западного устья и высадившись в укромной губе Поморской, Розмыслов предпринял еще одну попытку отремонтировать судно, но безуспешно: меньше всего кочмара была похожа на судно сквозные дыры, в большом числе зиявшие в корпусе судна, исключали возможность ремонта. Поэтому, когда в Поморскую губу случайно зашел промысловый карбас, Розмыслов вернулся на нем в Архангельск.
В 1808 году в Маточкин Шар заходит второе судно 35-тонный тендер "Пчела" под командой штурмана Поспелова. Он сделал съемку берегов в западной части пролива, пополнив работу Розмыслова.
Работу по исследованию пролива возобновил Федор Литке. Его бриг "Новая Земля" В 1823 году стоял на якоре в западном устье пролива, а сам Литке на шлюпке проходил проливом до его восточного конца. Опись Литке установила, что карта Розмыслова преувеличивает длину пролива на 3 мили.
Следующим мореплавателем, который, в отличие от других, подошел к проливу с восточной стороны, был штурман Петр Кузьмич Пахтусов (1833 г.) — он попал сюда, занимаясь описью восточного берега. Не имея возможности продолжать опись дальше к северу, Пахтусов прошел проливом к Баренцову морю, осмотрев по пути бывшие Зимовья Розмыслова на Дровяном мысу и в Белушьем заливе, а также произвел астрономические наблюдения в западной части пролива. После этого Пахтусов 1 сентября покинул пролив, чтобы итти к югу. Льдов в проливе Пахтусов не встретил.
В сентябре 1834 года Пахтусов снова видел перед собой величественную панораму пролива. Целью этой второй экспедиции знаменитого исследователя Новой Земли явилась морская опись пролива и восточного берега Новой Земли к северу от Маточкина Шара. Пахтусов решил сделать пролив исходной точкой для своих работ. Однако сентябрь того года давал совершенно другую картину пролив к востоку от мыса Журавлева был забит льдами. С большим трудом удалось Пахтусову дойти то на шлюпке по разводьям, то пешком, таща за собой шлюпку, по льдам до мыса Снежного, но дальше продвигаться нельзя было льды стали сплошными, и тащить шлюпку было не под силу. Пахтусов вернулся на свое судно.
Обстановка давала только одно решение-зимовать в проливе, и Пахтусов выбрал местом зимовки каменную террасу около устьев реки Чиракиной, где и построил избу.
Когда прошли полярная ночь и период наиболее сильных морозов, Пахтусов начал береговую опись западного устья Маточкина Шара, закончив ее 6 апреля. После этого Пахтусов приступил к описи восточного берега Северного острова Новой Земли и окончанию описи южного берега пролива до Карского моря с определением астрономического пункта у восточного выхода пролива.
Первую часть этого плана Пахтусов поручил своему помощнику штурману Цивольке, а вторую взял на себя, выполнив ее за пять дней, с 20 по 25 апреля.
Определенные Пахтусовым астрономические пункты дали длину пролива по прямой линии в 47 миль (около 84 километров).
Пахтусов исследовал также реку Чиракину, установив, что она вытекает из озерка, расположенного в горах, к югу от зимовки на 20 километров.
11 июля пролив освободился от льда в западной части, и Пахтусов вышел в Баренцово море для дальнейших работ теперь уже на западном берегу, оставив на зимовке больных матросов.
21 августа Пахтусов вернулся в пролив и, видя его чистым от льда, пошел по нему к востоку, встретив слабую перемычку льда только у мыса Дровяного. Выйдя из пролива и продолжив свое плавание на север до островов, впоследствии получивших его имя, Пахтусов снова вернулся в пролив, еще раз прошел им к своей зимовке и, наконец, 15 сентября окончательно покинул Маточкин Шар, взяв курс к Архангельску. В 1837 году пролив посещает выдающийся ученый своего времени академик К. Бэр, которого Циволька доставил сюда на ладье "Енисей" в сопровождении шхуны "Кротов". Бэр посетил сначала ближайший к стоянке судна мыс Столбовой и реку Маточку.
Через несколько дней Бэр на ладье "Енисей" прошел вглубь пролива, и здесь его спутник ученый Леман произвел логические исследования и сбор зоологических коллекций. Однако такие вылазки не удовлетворили Бэра, и он 30 июля на карбасе промышленников вышел по проливу к Карскому морю.
Путешественники встретили на пути довольно значительную ледовую перемычку, но после настойчивой борьбы с пловучими льдами им удалось пробиться к чистой воде. Эта перемычка была перед самым мысом узким, дальше пролив был чист, и 1 августа Бэр увидал Карское море. Оно встретило Бэра сильным штормом; карбас выкинуло на берег, и путешественникам пришлось принять, по словам Бэра, "хорошую ванну". Это приключение побудило вернуться в пролив. 4 августа Бэр прибыл на свое судно, и через несколько дней экспедиция ушла из пролива на юг.
Это кратковременное посещение пролива двумя учеными дало первые сведения о строении гор, о флоре и фауне как суши, так и самого пролива. Словом, от экспедиции Бэра мы получили первые научные сведения о проливе, как от Розмыслова первые навигационные.
После Бэра наступает длительный период, в течение которого Новую Землю вообще, а Маточкин Шар в частности, не посещают русские экспедиции. Царская бюрократия не считала нужным тратить деньги на организацию исследовательских экспедиций.
Зато сюда стали заглядывать иностранцы, главным образом норвежцы. Норвежские промышленники Эдуард Иоганнессен, Паллизер и Карлин в 1869 году, Ульве, Мак Квэль, Ланон. В 1870 году неоднократно проходят проливом как из Баренцова моря в Карское, так и в обратном направлении, не встречая льдов. Попытки повторить эти плавания в 1871 году, были неудачными: Иоганнессен И Розенталь нашли здесь в августе непроходимые льды.
Льды же не позволили пройти проливом в Карское море в 1871 году экспедиции на судне "Германия", посетившей Маточкин Шар, что дало возможность познакомиться с проливом географу Хейлину, который, вернулся сюда в следующем году в составе экспедиции Вильчека на судне "Белый Медведь". Но и 1872 год был также неблагоприятен в ледовом отношении, пролив был закрыт в восточной половине льдами.
В 1875 году пролив посещает на судне "Провен" полярный исследователь Норденшельд. Специалист минералог и географ, Он имел в составе своей экспедиции двух ботаников и двух зоологов. Ученым удалось собрать много данных по представленным ими наукам и обогатить познания о природе района пролива. Эти познания были значительно пополнены в следующем 1876 году, когда сюда повторно прибыл Норденшельд на пароходе "Иммер", дважды пройдя проливом в обоих направлениях.
Прошли годы, и в России встал снова вопрос о необходимости установления морских рейсов в устья сибирских рек Енисея и Оби.
Сибирские купцы Сибиряков и Кнооп Фрахтуют пароходы и пытаются преодолеть Карское море. В этот период Маточкин Шар начинает впервые осваиваться как один из вариантов пути в Карское море. Так, в 1877 году на обратном пути от устья Енисея проходит проливом грузовой пароход "Фрэзер"; в 1878 году тем же курсом идут уже три парохода: "Нептун", "Экспресс" и "Царица". В 1879 году пришедшие к проливу в сентябре, "Луиза", "Нептун" и "Экспресс" находят пролив закрытым. В 1880 году здесь проходят в обоих направлениях пароходы "Далльман", "Оскар Диксон" и "Норланд". Пытавшиеся же пройти проливом в августе 1882 года пароходы, Луиза", "Варна", "Хол" и "Кара" встретили непреодолимый для них лед.
С 1887 года устанавливается ежегодный регулярный рейс — пароходная линия между Архангельском и Поморской губой, где уже с 1885 года живут поселенцы — первые жители на берегах пролива.
В том же 1887 году в Поморской остается на зимовку член Русского географического общества К. Носилов, оставивший нам описание природы пролива, быта ненцев и метеорологические наблюдения за год.
В 1893 году в пролив зашел крейсер "Наездник", и его офицеры сделали съемку губы Поморской, ряд промеров и определение астрономического пункта у мыса Столбового, где и теперь имеется знак, поставленный на месте астрономических наблюдений.
В 1895 году на берегах пролива побывал геолог академик Ф. Н. Чернышев. Он впервые дал подробную геологическую характеристику Новой Земли, причем основывается он, главным образом, на материале Маточкина Шара.
В 1901-1902 годах капитан Варнек производит ряд гидрографических работ и определение глубин пролива.
Годом раньше губе Поморской зимует художник Борисов и запечатлевает на своих полотнах пейзажи Матшара.
В 1907-1908 годах гидрологические работы продолжаются транспортом "Бакан", и в 1908 же году пролив посещает французское судно, "Жак Картье", имея на борту экспедицию Ш. Бенара (организованную для изучения Новой Земли), в состав которой входит русский геолог — арктический исследователь В. А. Русанов.
Русанов в 1910 году проходит на парусно-моторной шхуне "Дмитрий Солунский" проливом из Карского моря в Баренцово, замыкая кольцо плавания вокруг всего Северного острова Новой Земли — впервые после легендарного Саввы Ложкина обогнув его северную оконечность.
С того времени пролив стал уже известен Мореплавателям. Но освоение пролива началось значительно позднее после Октябрьской революции, когда В 1923 году здесь была основана первая советская полярная станция.
Окончание — Маточкин шар 1938 г.
Борис Рихтер
Журнал "Советская Арктика" 1938 г. № 5