Top.Mail.Ru
Company Logo

О Новой Земле

lux-16.jpg


Подписывайтесь на наш телеграмм канал!


Top.Mail.Ru

Яндекс.Метрика



Командировка в посёлок Нагурская

После училища в 1966 году был направлен в 10-ю армию ПВО на должность инженера по арифметическому устройству и устройству управления ЭВМ "Урал-2". Это одна из первых ЭВМ в ПВО, развернутых при управлении армии (1965 г.). Начальником группы был майор Арефьев Г.А., начальником ЭВМ капитан Серов А.С. Штат группы состоял из шести инженеров, двух техников и двух инженеров-программистов. ЭВМ в интересах штаба и КП армии тогда использовалась крайне неэффективно из-за отсутствия программного обеспечения и слабой подготовки программистов группы (они работали не по специальности, плохо знали специфику работы служб, отделов штаба армии и расчета КП), несовершенства систем ЭВМ, обеспечивающих ввод исходных данных для выполнения расчетов? и др. На работу группы накладывались большие ограничения и требования режима секретности.

Однако по мере освоения возможностей ЭВМ офицерами штаба работа расчетной группы улучшалась и стала давать положительные результаты.

С этой целью в системе командирской подготовки с офицерами штаба регулярно проводились занятия по вопросам применения вычислительной техники в решении управленческих задач, а офицеры инженеры, эксплуатирующие ЭВМ "Урал-2", были закреплены за отделами, службами и родами войск штаба армии.

ДУБКОВ Михаил Владимирович

Подполковник ДУБКОВ Михаил Владимирович Родился в 1935 г. В 1956 г. окончил Пушкинское радиотехническое училище войск ПВО, в 1966 Киевское высшее инженерное радиотехническое училище ПВО.

Служил в 10-й армии ПВО с 1966 по 1982 гг. в должностях от командира взвода до офицера отдела боевой подготовки РТВ армии и начальника технической группы по АСУ и радиолокации РТВ армии. После увольнения из армии работал ответственным представителем организации п/я М-5804 при управлении РТВ армии, старшим группы инженеров-регулировщиков по гарантийному обслуживанию средств АСУ от Кимовского радиомеханического завода при управлении армии

Воспоминания из книги "Честь имеем!" о 10-ой отдельной Краснознамённой армии ПВО.

Наша 10-я Отдельная армия ПВО надежно защищала небо Севера.

Ни одно объединение ПВО не могло сравниться с нашей армией по сложности климатических условий и напряженности боевой работы. В наиболее сложных климатических условиях находились Радиотехнические войска. Они обеспечивали надежный контроль воздушного пространства почти от Северного полюса до южных границ ответственности армии. РТВ имели в боевом составе более ста радиотехнических подразделений, из которых более половины дислоцировались за Северным полярным кругом, на островах и полуостровах полярных морей, господствующих высотах, вдали от населенных пунктов, штабов и друг от друга. Бездорожье, отсутствие порой самых простых и необходимых условий для жизни и постоянная напряженная служба. Быстрой помощи ждать неоткуда, полагаться надо только на свои силы, Абсолютный минимум температуры в январе -53 градуса.

Трудно приходилось личному составу радиотехнических подразделений в навигацию, когда доставляли сразу весь годовой запас продовольствия, техники, вооружения, ЗИП, горюче-смазочных материалов, вещевого имущества, угля, дров, стройматериалов и многое другое. Для личного состава труд по разгрузке и доставке по бездорожью в подразделения, при ограниченном количестве транспортных средств, большого объёма груза был, что называется, героическим.

В это время подразделения напоминали муравейник. Здесь проявлялись смекалка и находчивость, придумывались различные приспособления, чтобы ускорить разгрузку и перевозку грузов на склады, обеспечить их сохранность, как говорится — голь на выдумки хитра. Титанических усилий требовала в этих условиях подготовка к зиме казарменного, жилого, складского и служебного фондов. Конечно, все это создавали и делали люди, которые все это выдержали, но главным для личного состава РТВ было то, что диктовала государственная граница — надлежащий уровень подготовки личного состава, высокая боевая готовность, бдительное несение боевого дежурства, надежное обеспечение боевых действий ЗРВ и истребительной авиации.

Не обходилось и без потерь, других неожиданностей и факторов. Так, в конце ноября 1979 года на имя первого секретаря Архангельского обкома КПСС Попова Б.В. поступила жалоба от двух работниц общественного питания из Нагурской (Земля Франца-Иосифа). В письме говорилось, что командир роты оскорбил их физически, занимается отстрелом белых медведей и собак, что между гражданскими и военнослужащими сложились натянутые отношения.

Письмо было переадресовано на имя командующего нашей армией генерал-полковника Горькова Ю.А. с резолюцией "разобраться и сообщить о принятых мерах". Для разбирательства были командированы от РТВ армии я, от политотдела армии — подполковник Горбунов Ю.П. Перед вылетом командующий поставил перед нами задачу: разобраться по жалобе, проверить боеготовность вооружения, боевую подготовку личного состава, дисциплину, быт, обеспеченность подразделения продуктами по навигации, меры электро- и противопожарной безопасности в ротах Нагурской и Греэм-Белл. Это были самые северные подразделения нашей армии.

На острове Греэм-Белл находился ледовый аэродром 10-й ОА ПВО, готовность к приему дальних перехватчиков и управлению ими осуществляли авиационная комендатура, радиолокационная рота и пункт наведения. На острове Земля Александры в п. Нагурская находились гражданский аэродром для приёма самолетов полярной авиации (откуда и поступила жалоба), полярная метеостанция, радиолокационная рота.

Мы вылетели самолетом гражданской авиации Ил-14 из аэропорта Архангельск (Талаги) через Нарьян-Мар, Амдерму, на Диксон, а с Диксона попутным гражданским бортом должны были через Греэм-Белл попасть в Нагурскую. Прилетев на Диксон и переночевав в гостинице для лётного состава, мы записались на прием к первому секретарю горкома КПСС. Он нас принял, выслушал и пообещал устроить на первый же борт, следующий в этом направлении и, кроме того, нам в помощь командировал помполита диксонского авиаотряда. Нам посчастливилось, и уже на следующий день мы летели на Греэм-Белд попутным рейсом.

Прибыв на аэродром, обратили внимание, что экипаж и пассажиров встречала вооружённая команда. На наш вопрос, что случилось, начальник комендатуры объяснил, что сегодня на солдата напал белый медведь, поэтому приняты такие меры предосторожности. Случай оказался для военнослужащего смертельным. Медведя пристрелили. При осмотре оказался самец больших размеров (они достигают до 2,8 м в длину и до 1,5 м в высоту в холке). Медведь был кем-то ранен, в области живота зияла гнойная рана.

В 1956 году специальным постановлением Совета Министров РСФСР "О мерах по охране животных Арктики" охота на белого медведя запрещена повсеместно, а в 1974 году между СССР, США, Норвегией, Канадой и Данией было заключено специальное соглашение о международной охране белого медведя. Международный союз охраны природы и природных ресурсов включил его в "Красную книгу" — список редких видов животных земного шара. По мнению людей, проживающих в районах Арктики, охотников и исследователей, белый медведь не опасен для человека. Впрочем, там, где встречи с этим зверем возможны, не мешает иметь при себе оружие.

Хотя среди русских поморов в прошлом бытовала пословица "дай бог промышлять моржа на берегу, а ошкуя (белого медведя) на воде". Случаи нападения белого медведя на человека редки, за тридцать лет моей службы и работы в армии погибли двое военнослужащих (один на Земле Франца-Иосифа и один на Новой Земле).

Несомненно, голод и поиск корма играют не последнюю роль (особый интерес звери проявляют к предметам, издающим съедобные запахи). Любопытство свойственно всем белым медведям, но более смелы и потенциально опасны старые самцы. Меньше боятся человека медведи, впервые встречающиеся с ним в наиболее обжитых людьми районах. Излишне любопытного зверя почти всегда удается отогнать выстрелом вверх из оружия или ракетницы. даже окриком. Самое опасное — пытаться убежать от него. В силу инстинкта преследования он может устремиться в погоню за человеком.

Медлительность зверя обманчива, в беге на короткой дистанции он имеет явные преимущества.

Опасны для человека белые медведи, привыкшие кормиться на помойках и свалках вблизи от проживания людей. Поэтому изоляция помоек и свалок от медведей считается важнейшей мерой обеспечения безопасности людей. Они ведут себя при этом нагло, не обращая внимания ни на какие формы угрозы, даже выстрелы. Как правило, это истощенные или раненные человеком или в драках с другими медведями, уже не способные к добыванию первичного корма животные.

Степень опасности белого медведя для человека различна и в разные сезоны года. Подавляющее большинство несчастных случаев приходится на зиму (декабрь-февраль), когда звери подолгу голодают и в поисках корма чаще приближаются к поселениям, не обращая внимания на работающую технику. Во избежание несчастных случаев необходимо принимать меры предосторожности: изолировать от медведей помойки и свалки, освещать пути прохода людей сильными электролампами, держать зимой на свободе достаточно злобных собак. Хорошим средством личной защиты людей, вынужденных ходить из домов поодиночке или небольшими группами, могут служить сигнальные ракетницы.

Иногда медведи грабят склады, нежилые постройки, поедая любые найденные продукты, даже муку и крупу, но особенно любят мясо, рыбу и сладости. Как уже отмечалось, значительной опасности для человека (особенно, если приняты необходимые меры предосторожности) белый медведь не представляет. Некоторый вред он наносит тем, что портит оборудование, нежилые постройки, склады и др.

Переночевав в комендатуре на Греэм-Белл, мы узнали, что борт дальше не летит, а помполит авиаотряда возвращается обратно в Диксон.

Я связался с дежурным по пункту управления (ПУ) роты и попросил прислать машину, чтобы доехать до роты. Связь между комендатурой и ротой была хорошая. Подполковник Горбунов Ю.П. остался работать в комендатуре и известит меня в случае возможности вылета в Нагурскую. Через час я уже был на ПУ роты. Выслушал доклад дежурного по ПУ о воздушной обстановке. Он доложил, что в воздухе находится свой самолёт.

Я попросил его предупредить меня в случае звонка из комендатуры. Проверив оборудование ПУ и знание обязанностей дежурной сменой, я с исполняющим обязанности командира роты (командир находился в отпуске) проследовал в новую, только что построенную казарму "Арктика".

В казарме было чисто, прибрано, на доске объявлений вывешены распорядок дня, расписание занятий, все соответствовало требованию уставов. Исполняющий обязанности командира роты показал комнаты, где проживали офицеры и прапорщики. На каждую семью приходилось по две комнаты, оснащённые мебелью.

В казарме встретил начальника медицинской службы полка. Поздоровавшись, поинтересовался, чем вызван его приезд. Он ответил, что приехал на очередной осмотр личного состава. На этом наш разговор оборвался, так как дежурный по роте доложил, чтобы я срочно выехал на аэродром. Во второй половине дня мы вылетели почтовым бортом в Нагурскую. Нас там встретили и попросили следовать в вездеход. Приоткрыв тент с задней стороны, мы отпрянули: внутри, как нам показалось, стоял белый медведь. Это оказалась снятая с медведя и замерзшая шкура, поставленная на лапы. Усевшись на сиденья около "медведя", мы объяснили водителю, что нам надо попасть в роту.

По дороге водитель рассказал, что работники метеостанции пошли на смену и заметили под лестницей своего домика белого медведя, вернулись обратно, доложили своему руководителю. Все попытки отогнать зверя выстрелами из ружья в воздух не увенчались успехом, поэтому пришлось пристрелить. Через пятнадцать минут нас встретила лаем стая собак. Отогнав их от входа, водитель провёл нас в казарму и уехал. Так мы на четвёртые сутки добрались до места назначения.

Разместили нас в ленинской комнате, где поставили кровати, выдали по два одеяла. Телевидения не было. Командиром роты был выпускник Киевского высшего радиотехнического училища. Командовал ротой более двух лет. Холостяк, жил отдельно от офицеров в ЦУБе (цилиндрическом утепленном блоке). Питался из общего котла с личным составом. Подлежал замене. За ужином мы поинтересовались у командира роты, часто ли на территорию роты приходят белые медведи и известно ли ему о том, что случилось в комендатуре на Греэм-Белл, как организовано передвижение личного состава.

Он рассказал, что о случившемся в комендатуре ничего не знают. Смена дежурства личным составом осуществляется после развода начальниками как правило, командами. У каждого офицера и прапорщика имеются ракетницы, кроме того, помогают собаки, следующие с ними. Территория роты по возможности освещена. На ПУ poты, в тамбуре, находятся одна-две собаки.

В навигацию были завезены свиньи. Большая часть была забита, а одну свинью с поросятами решили для эксперимента содержать в арктических условиях. Построили сарай, подвели электричество и тепло. Корма было достаточно. В роте нашелся солдат, сведущий в вопросах откорма. Но вот одна беда белый медведь стал появляться около свинарника. Когда приходило время кормить свиней, солдат сначала пускал собак. Если собаки не беспокоились, не лаяли, он смело шёл в свинарник кормить животных. Если собаки начинали беспокоиться, он шёл на РЛС и звонил дежурному по ПУ, который вызывал водителя трактора. (Трактор зимой работал круглосуточно, иначе его не завести). Позднее я узнал, что эксперимент по содержанию животных в условиях Арктики в зимнее время оказался неудачным. Взломав крышу и чердак, арктический зверь попал в сарай и съел свиней.

После полной проверки роты, побеседовав с личным составом, с жёнами офицеров и прапорщиков, мы открыли командиру роты основную цель нашего прибытия. Показали жалобу работниц общественного питания аэропорта и попросили дать объяснение, обеспечить встречу с пострадавшими, начальниками аэропорта и метеостанции. Прибыв в аэропорт на тракторе (иного транспорта в роте не было), мы встретились с написавшими жалобу и попросили рассказать, что произошло. Прежде чем приступить к разговору, они предложили поесть, поставили бутылку коньяка. Мы отказались, но поблагодарили за гостеприимство.

Из их объяснений, бесед с работниками метеостанции и аэропорта было установлено, что один раз в две недели в аэропорту топили баню. Хотя на острове был сухой закон, однако в этот день, с разрешения начальника аэропорта можно было на двоих приобрести бутылку спиртного. Баню в первую очередь посещали женщины, затем мужчины. Работницы столовой по какой-то причине (по их объяснению — работали) задержались и не успели попасть в первую очередь. Спустя какое-то время начали торопить мужчин с помывкой. Так как тепла хватало только на одну смену, то мужчины пользовались иным "подогревом". Когда женщины появились вторично и начали уже выгонять мужчин, то присутствующий в бане командир роты, посчитав это оскорблением, грубо вытолкнул женщин из предбанника.

Начальник аэропорта рассказала, что отношения между командованием роты и работниками аэропорта, метеостанции сложились самые добрые, присутствовали взаимовыручка и помощь. Ни о каком отстреле белых медведей со стороны командира роты они не слышали, это просто нельзя скрыть. Отстрел белых медведей командиром роты оказался оговором, что подтвердилось после наших бесед с начальником аэропорта, врачом, работниками метеостанции и личным составом роты. Отстрел собак был связан с их многочисленностью и вырождением самок.

Врач аэропорта даже показал фото, как белый медведь залез в медицинский пункт, перевернул и покорёжил мебель, уничтожил запасы медикаментов. Спустя двое суток после нашего прибытия в роту была получена радиограмма управления полка, в которой сообщалось о необходимости принятия мер по противопожарной безопасности, так как в роте Греэм-Белл сгорела казарма "Арктика". Каково же было моё удивление и сожаление, что не успел проверить бытовую дизель-электростанцию! Пожар возник из-за несоблюдения электромехаником мер пожарной безопасности при заправке двигателя топливом. Дежурный электромеханик попытался потушить возгорание под ручными средствами, но не смог. Основной причиной происшествия было то, что аппаратура автоматического пожаротушения в дизельной не была полностью введена в строй и не была принята комиссией. К счастью, никто не пострадал. Личный состав роты был переведён в казарму, оставленную строителями.

За две недели пребывание в роте Нагурской мы провели занятия по всем видам боевой подготовки, беседы с личным составом и семьями офицеров и прапорщиков, проверили технику, казарменный и складской фонды, запасы продовольствия, оборудование ПУ роты, противопожарную и электробезопасность всех объектов роты.

По нашей просьбе и при содействии начальника аэропорта нами были вывезены пятнадцать военнослужащих до Диксона, отслуживших положенный срок, чтобы они могли попасть к родным до Нового года. Этим же бортом был отправлен командир роты в управление полка для замены.

Перед отлётом организовали проводы с чаепитием для военнослужащих, подлежащих увольнению. Поблагодарили их за добросовестную службу и оказание помощи в подготовке молодого пополнения. Ведь это они в тяжелейших климатических условиях, вдали от Большой земли, непосредственно соприкасаясь с противником, бдительно несли боевое дежурство, поддерживали порядок на объектах.

Это их руками выполнялось множество различных работ. Они были высококлассными специалистами, эксплуатировали технику, передавали свой опыт молодому поколению.

Погода на Новой







kaleidoscope_6.jpg

Читайте еще



 


2011-2025 © newlander home studio