
Новые материалы

Воспоминания, рассказы и сказки о новоземельском быте.
Чтобы добавить свои - пишите (адрес в самом низу страницы)
На Новой Земле (геологическая партия в 1953 - 1956 гг.)

Во время работы в НИИГА - ВНИИОкеангеология основным районом моей деятельности была Новая Земля. Из тридцати полевых сезонов в Арктике более двадцати были проведены на Новой Земле, Вайгаче и Пай-Хое. Мне пришлось участвовать в проведении геологической съемки масштаба 1: 1 000 000 и 1: 200 000, увязочных работах и подготовке к изданию листов государственных геологических карт масштаба 1: 200 000, специализированных работах по стратиграфии этого района, а также в проекте по изучению узловых районов на Новой Земле, проводимых отделом стратиграфии и Ревизионной партией Полярной экспедиции в 1973-1979 годах.
В общей сложности период полевых работ на Новой Земле, Вайгаче и Пай-Хое занял более 40 лет — с 1953 по 1989 год. Сорок с лишним лет — вообще-то исторически значимый отрезок времени. На Новой Земле за это время произошла смена всей структуры: от промыслово - охотничьей к милитаристски ориентированной. На моих глазах произошла ликвидация прежнего уклада жизни и возникновение нового.
Подробнее: На Новой Земле (геологическая партия в 1953 - 1956 гг.)
Пленники ледяного купола

4 февраля над черным, до сих пор не замерзшим морем показался яркий край солнечного диска. Возвращался день и вместе с ним жизнь. С началом светлого времени нас снова потянуло на щит, где мы не бывали с конца января. К этому времени у нас было сделано уже пять пересечений новоземельского ледникового щита. Но мы еще не знали самого северного района, где в зимнем сумраке четко вырисовывался главный ледниковый купол с высотами до 1000 метров. Кроме этого, если бы не пришли ледоколы, надо было подготовить переброску части наших колонистов на мыс Желания. В тяжелом положении были и промышленники (охотники). Мы решили сделать пробный переход к мысу Желания по центральной части щита.
Мы взяли на аэросани двойной запас бензина, так как дорога сильно изменилась: постоянными штормами снег был частично сдут с ледника и расчленен застругой. На обратный путь бензин можно было взять на мысе Желания. На случай аварии мы брали 14-дневный запас продовольствия, палатку и теплую одежду. Перед отъездом мы условились, что наша радиостанция Русской гавани сообщает мысу Желания день выезда.
Арктическая экспедиция на LZ-127

В далекие гимназические годы я, как и мои одноклассники, подвергся распространенной детской болезни — собиранию почтовых марок. Для этой высокой цели мне подарили ко дню рождения специальный альбом. Переплет альбома украшало много разных рисунков — смешной паровоз (потолок техники того далекого времени), пальмы, сфинкс, пирамиды, эскимосская собачья упряжка — короче говоря, все, что могло убедить в необъятности земного шара.
Марки были тогда совсем другими. По сравнению с нынешними — очень скучные. Изображали они главным образом царствующих и властвующих особ. Помнится, что среди них особенно котировались марки с императором Францем-Иосифом. Этот австро-венгерский монарх просидел на престоле шестьдесят восемь лет, и не удивительно, что, засидевшись так долго на троне, бодрый старикашка с марок тоже не слезал.
К авралам нам не привыкать

В августе 1992 года я был направлен в Белушку в качестве руководителя группы для встречи груза и перевыпуска ряда инструкций, а также для встречи с руководством полигона. Я должен был дать информацию по характеру и объему проведения НВЭ и убедиться в возможности и готовности полигона к этим работам.
Прибытия груза нам пришлось ждать в Белушке около месяца.
Новоземельская династия

Родилась я в Архангельске, но там не жила. Вся моя сознательная жизнь прошла на Кольском полуострове. Север люблю, но не предполагала, что доведется жить на островах Новой Земли, однако судьба распорядилась так, что я там побывала трижды. Первый раз – в июле 1943 года, когда мне не было двух лет, я с мамой прибыла из Архангельска на пароходе "Унжа" и прожила там с родителями до 1946 года. И уже когда стала взрослой, в декабре 1975 года прилетела к мужу с сыном Сергеем, через год уехала и вернулась в августе 1977 года.
Где-то читала, что Новая Земля долго принимает новичков, но потом манит к себе и не отпускает. Те, кто там служил или работал, вспоминают этот суровый арктический край с удовольствием. Так случилось и со мной. Свой первый приезд на Новую Землю я практически не помню, но о нем мне многое рассказали мои родители, особенно мама.
Жизнь на полигоне в начале 60-х

В середине 60-х годов была популярна песня: "А нам не страшен ни вал девятый, ни холод вечной мерзлоты, ведь мы ребята, ведь мы ребята 60-й широты". Уже констатировалось, что на 60-х градусах северной широты погода — не мед, работалось трудно. Мы же были на 72 градусе северной широты, а это на 12 градусов, или на 720 миль, или на 1300 км севернее. В районах губы Белушьей, губы Митюшихи, пролива Маточкин Шар тундра и сопки покрыты только мхом. На юге, в районе губы Черной, встречаются карликовые березы, даже попадались грибы, похожие на зеленушки, кое-где есть черника. Севернее ничего этого я не видел. И в Белушьей, и на опытовых полях комары и гнус нам не особенно досаждали.
Досаждали холод, снег и ветер. Восемь месяцев в году среднесуточная температура отрицательная. Снег более или менее сходит в конце июня, а в конце августа выпадает снова. В очерке о физико-географических условиях написано, что снежный покров небольшой. Это как сказать, смотря что считать небольшим. В Белушьей жилые двухэтажные дома до середины второго этажа заносило снегом. Местные ребятишки прямо с крыши дома прыгали на склон сугроба и скатывались на землю.
О моей службе на Паньковой земле

Родился я 21 мая 1940 года в городе Рассказово Тамбовской области. Здесь же в 1957 году окончил среднюю школу. После школы поступил в техникум в Тамбове, по окончании которого в 1959 году стал работать на Тамбовском механическом заводе.
В июне 1961 года был призван в ряды Вооруженных сил, направлен сначала в Северодвинск, а оттуда на штабном корабле "Эмба" (бывший грузопассажирский финский пароход ледового класса) – на Новую Землю. Конечным пунктом нашего маршрута была Белушья Губа – поселок на берегу бухты в юго-западной части Южного острова архипелага. К началу 1960-х годов его уже основательно обустроили, были введены в эксплуатации дизельные электростанции, теплоцентраль, водонасосная станция, завершено строительства Дома офицеров флота, стали строиться кирпичные дома и казармы.
По прибытии нас определили в экипаж щитовую казарму с кубриками, где стояли двухъярусные кровати, каптеркой, Ленинской комнатой, умывальником и сушилкой. Туалет был на улице. Стали осваивать азы военной службы. Учились ходить строем, в том числе на прием пищи, обращаться с оружием, познакомились с требованиями уставов, читали, старались выучить наизусть текст военной присяги. Здесь же произошло мое первое знакомство с природой, животным и растительным миром этого замечательного края Арктики.
Солдатская служба на Новой Земле и её типичные особенности

В статье речь пойдёт об особенностях несения военной службы в далёком Заполярье первой половины 1970-х гг. Впрочем, для самого заполярного региона и тогда, и сейчас это никакие не особенности, а самые что ни на есть типичные условия. Поскольку данная статья может быть отнесена к мемуаристке, ссылок на источники и литературу в ней немного. Автор сравнивал свои воспоминания с материалами нескольких открытых сайтов, включая мнения новоземельцев первых двух десятилетий ХХI в.
Была изучена также и некоторая имеющаяся в открытом доступе литература по истории атомного полигона на Новой Земле. По этим сайтам и публикациям восстановлены позабывшиеся детали. Кое-что запамятовалось, так как автор служил на одной из "точек" Новой Земли более полувека тому назад, сразу по окончании Архангельского государственного педагогического института (АГПИ) и поступлении в аспирантуру педагогического института им. А.И. Герцена в Ленинграде. В те времена многое было скрыто под грифом "секретно", что вполне закономерно.
Подробнее: Солдатская служба на Новой Земле и её типичные особенности
М.С. Робуш "Год на Новой Земле"
Лътом 1882 г. съ первымъ рейсомъ на Новую Землю парохода Бѣломорско-Мурманскаго товарищества «Чижовъ», оттуда были доставлены въ Архангельскъ трое крестьянъ Архангельской губерніи: Иванъ Югаровъ, Иванъ Мяхнинъ и Моисей Коневаловъ, бывшихъ матросами-промышленниками на шкунѣ кемскаго мѣщанина Бѣлоусова, промышлявшей у береговъ Новой Земли. По прибытіи означенныхъ крестьянъ въ Архангельскъ, они обратились къ бывшему тогда начальникомъ Архангельской губерніи ген.- майору Н. М. Баранову съ жалобой на капитана шкуны, крестьянина Ахлымова, обвиняя послѣднято въ умышленномъ оставленіи ихъ на Новой Землѣ, на произволъ судьбы, безъ всякихъ запасовъ пищи и теплой одежды, гдѣ они провели почти двѣнадцать мѣсяцевъ, перенося всевозможныя лишенія и подвергаясь всѣмъ ужасамъ полярной зимы.
...
Во время своихъ продолжительныхъ скитаній на Новой Землѣ крестьянинъ Иванъ Югаровъ велъ дневникъ, въ который изо дня въ день записывалъ всѣ событія дня и состояніе погоды. Дневникъ Югарова — это безъискусственный, правдивый, хотя подчасъ и несвязный, разсказъ о всѣхъ бѣдствіяхъ, лишеніяхъ и опасностяхъ, перенесенныхъ тремя товарищами на полярномъ островѣ, Новой Землѣ. Разсказъ Югарова еще разъ подтверждаетъ поражающую выносливость русскаго человѣка, одинаково живущаго и въ безводныхъ почти тропическихъ степяхъ Средней Азіи и среди вѣчныхъ льдовъ полярныхъ странъ. Глубокая вѣра въ Бога и Промысель не мало поддерживала въ бѣдствіяхъ этихъ скитальцевъ среди вѣчныхъ льдовъ и снѣжныхъ пустынь. Въ бытность мою въ Архангельскѣ мнѣ удалось пріобрѣсти отъ Югарова его дневникъ, съ содержаніемъ котораго я и познакомлю читателей, придерживаясь возможно ближе къ изложенію самого автора.